Alt linux реестр российского по

Содержание
  1. ООО «Альт Линукс»
  2. Направления
  3. Сообщество ALT Linux
  4. Взаимодействие с мировым сообществом разработчиков
  5. Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux
  6. Технология попадания в реестр отечественного ПО
  7. Что такое ЦКИТ и чем занимается эта структура
  8. Новогодний подарок 2020 года от членов экспертного совета
  9. В чем суть методических рекомендаций ЦКИТ
  10. Что не так с методическими рекомендациями ЦКИТ
  11. Фундаментальная проблема российских ОС
  12. Почему ЦКИТ может диктовать условия
  13. Что будет, если Альт, AstraLinux и другие ОС исключат из реестра
  14. В реестре отечественного ПО обнаружен запрет на Linux и другое СПО
  15. Свободные лицензии как камень преткновения
  16. Выявленные противоречия
  17. Возможные последствия
  18. Откуда у ЦКИТ полномочия менять правила Правительства
  19. Другие изменения в правилах работы реестра

ООО «Альт Линукс»

Компания ALT Linux работает с 2001 года, является Российским лидером в разработке свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux.
Дистрибутив представляет из себя единый комплект, в который входят операционная система и набор прикладных программ, формирующий те или иные решения. Технической базой разработок ALT является репозитарий свободных программ Sisyphus.
Репозитарий не только является хранилищем пакетов программ, но и сопровождается набором оригинальных технологий, которые поддерживают его целостность, обеспечивают возможность взаимодействия для разработчиков (в том числе и сторонних), и позволяют создавать на этой базе дистрибутивы Linux и другие решения различного назначения. Sisyphus поддерживается в актуальном состоянии как силами сотрудников ALT, так и более широким кругом сообщества разработчиков ALT Linux Team, в основном сотрудниками фирм, заинтересованных в разработке своих решений на базе этой инфраструктуры.

В настоящее время ALT Linux является единственной российской фирмой, обладающей полным технологическим циклом подготовки, выпуска и поддержки дистрибутивов Linux.
На основе Sisyphus разработаны и изданы различные дистрибутивы (комплекты программного обеспечения) ALT Linux.

Помимо продажи готовых решений и разработки решений под заказ, ALT Linux предоставляет услуги внедрения и технической поддержки, а Отделом Образовательных программ компании организуются тематические семинары и курсы.

Направления

  • Производство многофункциональных и надежных операционных систем на основе GNU/Linux для использования на серверах и рабочих станциях.
  • Внедрение широкого спектра решений на основе систем ALT Linux, услуги по сопровождению и технической поддержке.
  • Разработка системных и прикладных программ для UNIX; кросс-платформенная разработка с использованием эффективных современных технологий программирования и создания пользовательского интерфейса.

Сообщество ALT Linux

Один из главных успехов компании ALT Linux – организация активного сообщества разработчиков и пользователей свободных программ, члены которого общаются друг с другом, в основном, посредством списков рассылки. Сообщество объединяет людей самых разных профессий и убеждений, но один интерес свойствен всем участникам: это интерес к миру свободных программ.

Взаимодействие с мировым сообществом разработчиков

Компания ALT Linux изначально представлялась основателям как часть сообщества разработчиков. Мы понимаем, что наша деятельность не была бы возможна без сотрудничества с отечественными и зарубежными разработчиками свободных программ, и понимаем, что полноценное сотрудничество должно быть взаимовыгодным.

ALT Linux является инициатором ряда проектов, связанных как непосредственно с разработкой, так и с организацией сообщества разработчиков в России. Безусловно, наш важнейший проект – ежедневно обновляемый репозитарий Sisyphus, над которым ведут работу более 150 человек, лишь пятая часть из которых является штатными сотрудниками компании. Кроме Sisyphus мы придаем большое значение ежегодной конференции разработчиков, проводимой с 2004 года, а также фестивалю LinuxFest, в ходе которого участники сообщества могут общаться друг с другом в неформальной обстановке.

Источник

Личный опыт: как я подавал заявку в реестр отечественного ПО, и обнаружил запрет для всех версий Linux

Я представитель микробизнеса, который делает софт для коммерческих заказчиков из научной сферы. Карантин и вынужденная самоизоляция 2020 года заставили меня искать заказчиков в госсекторе, а для этого нужно сперва попасть в Реестр отечественного ПО. Чтобы это сделать, нужно оформить заявку по правилам из Постановления Правительства №1236. Решение о включении принимает Минкомсвязи.

Как оказалось на практике, эксперты министерства руководствуются совершенно иным документом — методическими рекомендациями от ЦКИТ, о существовании которого я как разработчик даже и не знал. Этот документ прямо запрещает использовать компоненты софта с GPL- и MPL-лицензиями. Парадокс в том, что под GPL издаются основные компоненты Linux, на базе которых построено как минимум 40 отечественных операционных систем. Получается, все они были внесены с нарушением и согласно п.33 правил из ПП 1236 должны быть немедленно исключены из реестра. Или же «своим» можно, а «чужим» нет? Подробнее под катом.

Читайте также:  Linux аудит запуска процессов

Чтобы понять суть проблемы, потребуется сначала вникнуть в организационные моменты и лишь затем перейти к описанию возникшего конфуза. Если вы сталкивались с этой процедурой, то можете смело пропустить первую часть статьи — она содержит краткий ликбез для начинающих.

Технология попадания в реестр отечественного ПО

Базовый документ для признания того или иного софта отечественной разработкой — Постановление №1236, которое описывает работу реестра отечественного ПО. Его неотъемлемая часть — свод правил — критериев определения «российскости» ПО. Заявить программу в реестр могут только россияне, которые обладают исключительными правами на свой программный продукт.

Решение о включении того или иного софта в реестр принимает Минкомсвязь на основании результатов голосования экспертного совета при Министерстве и собственного мнения. В случае необходимости, Министерство может поручить подведомственному учреждению НИИ «Восход» проведение дополнительной экспертизы программы-кандидата на соответствие правилам ведения реестра.

Что такое ЦКИТ и чем занимается эта структура

ЦКИТ — специальная некоммерческая структура, которая должна оказывать меры поддержки и решать практические, методические и организационные вопросы при реализации государственной политики по импортозамещению. Этот центр появился с целью исполнения поручений Президента РФ и учрежден тремя структурами — АНО «Экспертный центр электронного государства», АНО «Институт развития интернета» и Ассоциацией разработчиков программных продуктов «Отечественный софт».

Из пункта 2.2 устава ЦКИТ можно узнать, что организация не только готовит предложения по развитию программы импортозамещения, но и выявляет факторы и барьеры, препятствующие импортозамещению.

Новогодний подарок 2020 года от членов экспертного совета

26 декабря 2019 года эксперты в ходе заседания утвердили новые методические рекомендации по экспертизе заявок о включении сведений о ПО в реестр. Теперь разработчики программ, которые хотят попасть в реестр, должны неукоснительно следовать ещё и этим рекомендациям, которые значительно ужесточают «правила игры».

В чем суть методических рекомендаций ЦКИТ

Как вы можете убедиться, представленный на сайте ЦКИТ документ достаточно объёмен, но удобно структурирован и описывает подготовку вашей заявки к рассмотрению экспертным советом. Заявителю потребуется:

  • проверить технологический стек;
  • проверить «юридическую чистоту»;
  • подготовить проверочный экземпляр;
  • определить классы, которым соответствует ваше ПО;
  • убедиться в наличии необходимых лицензий;
  • оценить способности независимо поддерживать и совершенствовать продукт;
  • актуализировать информацию на официальном сайте.

Методика оформлена довольно современно и легко читается. В отличие от классических государственных текстов, для работы с этим документом вам не придётся заканчивать юридический вуз — разработчик сделал его максимально дружелюбным и понятным каждому.

Что не так с методическими рекомендациями ЦКИТ

Раздел №2 посвящен проверке юридической чистоты, и содержит очень важные отсылки к юридически значимым документам. От вас потребуют подготовить копии документов, подтверждающих ваши права на программное обеспечение, проверить корректность отображения сведений о правообладателях, а также — подготовить список использованных при разработке сторонних компонентов с указанием их правообладателей и лицензий для распространения.

В пункте 4 раздела №2 рекомендаций отдельно прописано, что применяемые вами сторонние компоненты должны:

  • правомерно использоваться и позволяют получить исключительные права на ПО;
  • имеют основания для работы на всей территории РФ, включая Республику Крым и Севастополь;
  • а сумма выплат по лицензионным и иным договорам на использование таких компонентов не должна превышать 30% вашей годовой выручки за истекший год.

И если с последними двумя пунктами все в целом понятно, то на первом стоит остановится подробнее (см. скриншот с сайта ЦКИТ ниже):


ЦКИТ прямо и однозначно запрещает применять ключевые компоненты ПО, которые распространяются на условиях лицензий GPL и MPL. Здесь и возникает конфуз с отечественными операционными системами — тем софтом, который давно представлен в реестре и активно закупается госструктурами на протяжении нескольких лет.

Фундаментальная проблема российских ОС

Согласно отчету Global Stats, в мире настольных ПК доминирует операционная система Microsoft Windows, на долю которой приходится более 76%. Второй по популярности системой является Apple macOS с результатом почти в 19%. Оба этих продукта идут со значительным отрывом ото всех прочих — совокупный показатель Linux-систем едва превышает 1,5%. Еще меньше доля Chrome OS, а системы на базе FreeBSD, фактически, отсутствуют вовсе.

Читайте также:  Lenovo t15 quectel em120r gl linux

В отчете нет никаких российских ОС — ни «Альт» (бывш. AltLinux), ни AstraLinux, ни РЕД ОС, ни ROSA, ни каких-либо других. Все эти продукты являются лишь еще одной веткой в развитии того или иного дистрибутива Linux, и российскими их делают лишь дополнительные криптографические средства, оконные менеджеры, собственные репозитории и в некоторых случаях, развитые коммьюнити. В остальном же, любая отечественная операционка содержит ядро Linux (Kernel), которое с 1991 года публикуется… барабанная дробь… на условиях лицензии GPL v.2!

Очевидно, что действия ЦКИТ привели к возникновению опасной ситуации правового конфуза: подготовленные ведомством обязательные к исполнению методические рекомендации для разработчиков отечественного ПО содержат прямой запрет на использование компонентов под лицензией GPL, но в то же время, абсолютно все так называемые российские операционные системы построены на базе СПО с такой лицензией.

Почему ЦКИТ может диктовать условия

После того, как методические рекомендации были утверждены экспертным советом Министерства связи и опубликованы на официальном сайте специальной организации ЦКИТ, то они имеют такую же юридическую силу, как и все прочие документы, связанные с реестром отечественного ПО. Любое отклонение от их положений автоматически приведет как к отказу в рассмотрении заявки на включение в реестр, так и послужит основанием для удаления из реестра тех продуктов, которые туда уже включены.

В реестре представлено уже как минимум четыре десятка программных продуктов, в том числе «Альт», AstraLinux, РЕД ОС, ROSA и многие другие, которые по формальным признакам теперь являются нарушителями действующего регламента и должны быть незамедлительно исключены из реестра.

Что будет, если Альт, AstraLinux и другие ОС исключат из реестра

Из положений Постановления Правительства №1236 однозначно следует, что при закупках программного обеспечения для государственных нужд, госорганы должны выбирать отечественные продукты из реестра. И только в случае отсутствия аналогов — допускается закупка иностранного ПО.

На практике и в контексте рассматриваемой в этой статье проблематики это означает следующее. При удалении из реестра всех так называемых отечественных операционных систем, чиновники официально получат возможность приобретать и использовать Microsoft Windows и Apple macOS. Просто потому, что российских аналогов не останется вовсе. Ведь никаких на 100% российских операционных систем в природе не существует, а те, что есть — основаны на ядре Linux и издаются под лицензией, которую запрещают использовать ЦКИТ и Минкомсвязь.

Похоже, машинисты локомотива отечественного импортозамещения привели инновационный состав в тупик.

Источник

В реестре отечественного ПО обнаружен запрет на Linux и другое СПО

Новые рекомендации по добавлению программ в реестр отечественного ПО запрещают вносить в него софт, компоненты которого распространяются по свободным лицензиям GPL и MPL. Рекомендации противоречат правилам, установленным Правительством России, и это, считают эксперты, может привести к тому, что из реестра будут удалены десятки имеющихся в нем программ, включая российские ОС на ядре Linux, которое распространяется как раз под GPL.

Свободные лицензии как камень преткновения

В новых рекомендациях по добавлению программ в реестр отечественного ПО обнаружены значительные противоречия: в частности, они не позволяют пополнять реестр программами и ОС, распространяемыми под свободными лицензиями GPL и MPL.

В настоящее время добавление ПО в реестр осуществляется по методическим рекомендациям, подготовленным «Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» (ЦКИТ), возглавляемым экс-замминистра связи Ильей Массухом. Этими рекомендациями и устанавливается запрет на программы под GPL и MPL, и проблему обнаружил разработчик ПО из Томской области Антон Кулагин. Своим наблюдением он поделился в своем блоге на «Хабре».

Создание реестра отечественного программного обеспечения закреплено федеральным законом об импортозамещении ПО в госсекторе, подписанным Президентом России Владимиром Путиным в июне 2015 г. Оригинальные правила формирования реестра утверждены постановлением правительства России № 1236 от 16 ноября 2015 г. Реестр начал работу 1 января 2016 г., и на 26 мая 2020 г. в нем числится более 6600 записей.

Оригинальные правила допускают добавление в реестр ПО с компонентами, распространяемыми под свободной лицензией. По словам Кулагина, подобное противоречие парадоксально, поскольку в настоящее время в реестре отечественного ПО содержатся программы, так или иначе имеющие отношение к свободным лицензиям.

Читайте также:  Z83 mini pc переустановка windows 10

Выявленные противоречия

Разногласия между требованиями оригинальных правил и теми, что были предложены ЦКИТ, находятся в пункте 4 второго раздела рекомендаций. В нем сказано, что использованные при разработке российского ПО, указанного в заявке на добавление в реестр российского софта, сторонние компоненты должны: «правомерно использоваться (на основании открытой лицензии, лицензионного договора/оферты правообладателя компонента и т.п.) и позволять получить исключительные права на ПО, использующее их в своем составе (ключевые компоненты ПО не должны распространяться на условиях таких лицензий, как GPL, MPL и т.п.)». На запрос CNews о том, почему рекомендациями запрещено все, что связано с GPL и MPL, представители ЦКИТ на момент публикации материала ответить не смогли.

Антон Кулагин отметил, что именно этот пункт может привести к тому, что из реестра отечественного ПО могут быть удалены десятки программ. В качестве примера он привел российские ОС. По его словам, в реестре числятся не менее 40 таких систем, построенных на ядре Linux, которое с 1991 г., когда Линус Торвальдс (Linus Torvalds) приступил к его разработке, распространяется под GPL-лицензией.

К таким продуктам относятся, к примеру, ОС «Альт», ранее известная под названием AltLinux), РЕД ОС, «ОСь», а также ROSA и Astra Linux. Последняя, как сообщал CNews, выпускается в версиях для обычных пользователей и для госкомпаний и ведомств.

Кулагин подчеркнул, что, согласно действующим рекомендациям, все эти ОС были внесены в реестр с нарушением правил. Другими словами, они должны быть исключены из него без промедлений.

Возможные последствия

По мнению Антона Кулагина, если из реестра отечественного ПО будут удалены все программы, нарушающие четвертый пункт второго раздела рекомендаций ЦКИТ, одним из последствий этого станет возможность российским чиновникам официально закупать иностранное ПО. Они смогут делать это, поскольку российских аналогов у такого софта не останется.

На примере операционных систем Кулагин показал, что если из реестра будут удалены Astra Linux, «Альт», и другие ОС, то чиновники смогут закупать и эксплуатировать ОС Microsoft Windows и Apple macOS. На момент публикации материала в России не было на 100% отечественных операционных систем – имеющиеся экземпляры базируются на Linux, поскольку собственного ядра для ОС в России нет.

Откуда у ЦКИТ полномочия менять правила Правительства

ЦКИТ был создан в 2016 г. по личной инициативе Президента России, и в его задачи входит оказание поддержки и решение методических и организационных вопросов в сфере импортозамещения. Центр был учрежден АНО «Институт развития интернета», Ассоциацией разработчиков ПО «Отечественный софт» и АНО «Экспертный центр электронного государства».

Согласно правилам, решение о внесении и исключении программ из реестра российского ПО принимает Минкомсвязи, опираясь, в том числе, на результаты голосования экспертного совета при этом министерстве. 26 декабря 2019 г. этот совет утвердил методические рекомендации ЦКИТ, после чего они были опубликованы на сайте Центра и получили юридическую силу равную силе других документов, имеющих отношение к реестру российского ПО.

Данный факт означает, что разработчикам ПО при направлении заявки на добавление своего продукта в реестр следует в первую очередь учитывать требования рекомендаций ЦКИТ, а затем непосредственно правил, установленных изначально. Любое отклонение от требований ЦКИТ будет служить отказом в рассмотрении заявки, а также поводом для удаления из реестра уже числящегося в нем ПО.

Другие изменения в правилах работы реестра

За четыре года существования реестра Минкомсвязи неоднократно меняла правила его функционирования. Так, в апреле 2017 г. ведомство засекретило отбор программного обеспечения, попадающего в него

Год спустя, в апреле 2018 г. Минкомсвязи выступило с предложением о внесении в правила процедуры апелляции или досудебного разрешения разногласий между разработчиками ПО и экспертным советом при министерстве. На апрель 2019 г. пришлись новые коррективы, на этот раз связанные с гарантийным обслуживанием. Они гласят, что после вступления новых правил в силу этим обслуживанием, а также технической поддержкой и модернизацией программ из состава реестра могут заниматься исключительно российские компании без преобладающего иностранного участия или непосредственно граждане России (физлица).

Источник

Оцените статью