Astra linux desktop environment

Astra Linux «Орел» Common Edition: есть ли жизнь после Windows

Мы получили развернутый обзор от одного из пользователей нашей ОС, которым хотели бы с вами поделиться.

Astra Linux — дериватив Debian, который был создан в рамках российской инициативы перехода на СПО. Существует несколько версий Astra Linux, одна из которых предназначена для общего, повседневного использования — Astra Linux «Орел» Common Edition. Российская операционка для всех — это по определению интересно, и я хочу рассказать об «Орле» с позиции человека, который ежедневно пользуется тремя операционными системами (Windows 10, Mac OS High Sierra и Fedora) и при этом последние 13 лет был верен Ubuntu. Опираясь на этот опыт, я рассмотрю систему с точки зрения установки, интерфейсов, ПО, базовых возможностей для разработчиков и удобства с разных ракурсов. Как покажет себя Astra Linux в сравнении с более распространенными системами? И сможет ли она заменить Windows дома?

Ставим Astra Linux

Установщик Astra Linux имеет большое сходство с установщиком Debian. Пожалуй, первый даже проще, так как большинство параметров фиксировано по умолчанию. Начинается все с общего лицензионного соглашения на фоне не слишком многоэтажной застройки. Возможно, даже в Орле.

Важный пункт в установке — это выбор софта, который идет по умолчанию с системой. Доступные опции покрывают стандартные офисные и рабочие потребности (для «неразработчиков»).

Также последним окном идет дополнительный набор настроек: блокировка интерпретаторов, консоли, трассировки, установки бита исполнения и т. д. Если эти слова вам ничего не говорят, лучше нигде галочки не проставлять. К тому же все это при необходимости можно настроить потом.

Система ставилась внутри виртуальной среды при скромных ресурсах (относительно современных систем). Нареканий по скорости и производительности не возникало. Конфигурация, на которой проходило тестирование, описана ниже.

Процедура установки обычная: монтируем iso-образ, инсталлируем через стандартный процесс установки системы и выжигаем GRUB загрузчик.

Система при загрузке нетребовательна к ресурсам — порядка 250-300 МБ RAM при запуске для десктопного режима.

Альтернативные варианты запуска: режим планшета и телефона

При входе в систему можно выбрать один из нескольких вариантов запуска: безопасный, десктоп, мобильный или планшетный.

Для работы на сенсорных устройствах можно включить экранную клавиатуру.

Посмотрим, что интересного в разных режимах. Десктопный — это обычный режим, где система похожа на Windows.

Планшетный режим подойдет для крупных сенсорных экранов. Помимо очевидных внешних отличий, которые можно увидеть на скриншоте ниже, здесь есть другие особенности интерфейса. Курсор в планшетном режиме невидим, кнопка закрытия приложений вынесена на панель задач. Полноэкранные приложения работают несколько иначе, файлы в файл-менеджере также выбираются по-другому.

Стоит упомянуть и мобильный режим — здесь все примерно так же, как в Android. Используется графическая среда Fly. В сенсорных режимах работает длительное касание, по которому можно вызвать контекстное меню. Мобильный режим потребляет несколько больше ресурсов по сравнению с десктопным и планшетным.

Наличие разных режимов работы — это удобно. Например, если вы используете планшет с подключаемой клавиатурой и, соответственно, сенсорные и несенсорные сценарии использования.

Обновление системы

Перед тем как начать пользоваться системой, ее нужно обновить. В основном репозитории Astra Linux 14 тысяч пакетов (стабильная, тестовая и экспериментальная ветка). Экспериментальная ветка в скором времени получит нестабильные обновления, поэтому будем тестировать ветку testing. Меняем репозиторий на testing.

Запускаем обновление репозитория и обновляем систему. Для этого жмем кнопку «Обновить» сверху слева, потом «Отметить все обновления», затем «Применить». Перезагружаемся.

Пользовательская политика

Новые пользователи создаются в системе через утилиту управления политикой безопасности.

По умолчанию предусмотрена функция удаленного входа (Панель управления — Система — Вход в систему).

Помимо обычной отдельной и удаленной сессии, можно запустить вложенную сессию (Пуск — Завершение работы — Сессия).

С первыми двумя все понятно. А вложенная сессия — это сессия, которая запускается в окне текущей сессии.

Сессии, кстати, можно завершать через отложенное время: не дожидаться окончания длительных операций, а просто настроить автоматическое выключение.

Интерфейс и стандартное ПО Astra Linux

Astra Linux Common Edition напоминает Debian, каким он был несколько лет назад. Заметно, что внешне Astra Linux Common Edition пытается приблизиться к Windows.

Навигация и работа с файловой системой ближе к Windows, чем к Linux. С образом системы прилагается стандартный набор ПО: офисное, работа с сетью, графика, музыка, видео. Системные настройки также сгруппированы в основном меню. По умолчанию доступно четыре экрана.


Как видно, в качестве офисного пакета в системе установлен LibreOffice

Панель управления схожа с Windows/Mac/etc и группирует основные настройки в одном месте.

Файл-менеджер имеет двухпанельный интерфейс и способен монтировать архивы как папки.

Файл-менеджер умеет вычислять контрольные суммы, в том числе по ГОСТ Р 34.11-2012.

В качестве стандартного браузера установлен Mozilla Firefox. Выглядит довольно аскетично, но при этом вполне адекватно. Для примера я открыл и полистал свежий Хабр. Страницы рендерятся, система не падает и не виснет.

Следующий тест — редактирование графики. Скачали картинку с заголовка статьи Хабра, попросили систему открыть ее в GIMP. Тут тоже ничего необычного.

И вот легким движением руки дописываем тест на КПДВ одной из статей. В принципе, здесь отличий от стандартных Linux-систем нет.

Попробуем выйти за пределы простых сценариев и поставить стандартные пакеты через apt-get.

После апдейта индексов:

Для теста установили python3-pip, zsh и прошли установку oh-my-zsh (с доп зависимостью git). Система отработала в штатном режиме.

Как видим, система хорошо показывает себя в рамках стандартных повседневных сценариев обычного пользователя. Если вы ожидаете увидеть здесь привычные для Debian/Ubuntu программы, то их придется ставить дополнительно, ручками (например, если вам нужны пакеты наподобие ack-grep — они ставятся через curl/sh). Можно добавить репозитории в sources.list и пользоваться привычным apt-get.

Собственные утилиты Astra Linux

Описанные выше инструменты — это всего лишь часть того, что доступно пользователям Astra Linux. Помимо этого, разработчики создали порядка ста дополнительных утилит, которые можно поставить через тот же репозиторий, который использовали для обновления системы.

Чтобы найти утилиты, достаточно провести поиск по слову «fly» — у всех нужных утилит такой префикс.

Рассказать обо всех приложениях в рамках одного обзора сложновато, так что мы выберем несколько полезных с точки зрения простого пользователя. Погодное приложение отображает прогноз в выбранных городах России, оно оптимизировано под российский регион.

Также имеется простая графическая утилита с несколькими фильтрами и настройками для поиска по файлам.

Читайте также:  Windows x64 platform download

Есть собственная утилита контроля заряда батареи и различные режимы, переход к которым настраивается через таймер — выключение монитора, сон, гибернация.

Выбор исполняемых файлов для команд тоже обернули в графическую оболочку. К примеру, можно указать, какой именно «vi» выберет система при запуске команды.

Отдельной админской утилитой можно настроить, какие приложения стартанут при запуске системы.

Присутствует также мониторинг GPS/ГЛОНАСС, скорее полезный в телефоне/планшете (в которых обычно и присутствует соответствующий модуль).

Имеется и своя несложная PDF-читалка, для тестов запущена на книге Free Culture от Lawrence Lessig.

Обо всех утилитах Fly можно почитать в виртуальном туре по Astra Linux, в разделе «Помощь» на виртуальном рабочем столе.

Контраст с основными системами

С точки зрения интерфейса и логики элементов управления система скорее напоминает классический Windows XP, а временами — отдельные элементы Mac OS.

С точки зрения утилит, консоли и «железячной» части система похожа на классический Debian, что довольно неплохо и привычно тем же пользователям Ubuntu и Minted, хотя самым продвинутым будет не хватать привычного спектра пакетов из всех репозиториев.

Если накладывать свой опыт на портрет потенциальных пользователей, в отношении новой системы у меня создаются положительные ожидания. Основываясь на своем опыте работы с Windows/Mac, обычные пользователи смогут без проблем освоиться в Astra Linux Common Edition. А более продвинутые юзеры Linux с помощью стандартных unix-утилит настроят все, как им удобно.

Текущая версия Astra Linux основана на Debian 9.4, также в ней доступно свежее ядро из Debian 10 (4.19).

Конечно, существуют более новые версии Ubuntu, но есть один маленький, но значимый нюанс — они не LTS (Long Term Support). LTS-версии Ubuntu идут вровень с Astra Linux по версиям пакетов. Я взял данные по Astra Linux (сертифицированной Astra Linux Special Edition, чтобы было легче отследить даты выпуска версий ОС) из Wikipedia, сравнил со сроками выхода LTS-версий Ubuntu, и вот что получилось:

LTS релиз Ubuntu Релиз Astra Linux Special Edition
Дата Версия Дата Версия
17.04.2014 14.04 LTS 19.12.2014 1.4
21.04.2016 16.04 LTS 08.04.2016 1.5
26.04.2018 18.04 LTS 26.09.2018 1.6

Вердикт

Основные преимущества Astra Linux «Орел» Common Edition:

  • Не падает, не зависает, критичных глюков не замечено.
  • Удачно мимикрирует под интерфейсы Windows NT/XP.
  • Простота и удобство установки.
  • Низкие требования по ресурсам.
  • Предустановлено основное ПО: офисный пакет LibreOffice, графический редактор GIMP и т. д.
  • Большой набор дополнительных утилит.
  • Версии пакетов старее, чем у последних версий Ubuntu.
  • Свой репозиторий меньше, чем у Ubuntu и Debian.

Вывод: последние, не LTS-версии Ubuntu для домашнего пользователя подойдут больше, чем Astra.

Вместе с тем, для домашних пользователей сидеть на LTS-дистрибутиве, может, и не актуально, а для организаций — вполне нормальный вариант. Поэтому выбор разработчиков Astra Linux, нацеленных на корпоративный сегмент, понятен и логичен.

Что касается недостатков, то они, скорее, справедливы для тех, кто привык работать с Linux, так как внешне Astra Linux «Орел» гораздо ближе к Windows, чем к Linux.

Astra Linux «Орел» Common Edition выглядит как неплохая замена офисной версии Windows в рамках программы перехода на свободное программное обеспечение госорганов, а для домашнего использования она может показаться несколько консервативной.

От компании Astra Linux: мы постоянно общаемся с пользователями нашей операционной системы. Нам регулярно пишут о своих впечатлениях — не только те, кто недавно перешел на нашу ОС, но и пользователи, которые давно пользуются нашим ПО. Если у вас есть инсайты, которыми вы готовы поделиться и описать свои пользовательские впечатления от Астры — пишите в комментариях и в наших социальных сетя

Источник

Как устроена графика в Linux: обзор различных сред оформления рабочего стола

Эта статья о том, как устроена графика в Linux и из каких компонентов она состоит. В ней много скриншотов с различными реализациями сред рабочих столов.

Если вы не сильно различаете KDE и GNOME или различаете, но хотели бы узнать, какие еще есть альтернативы, то эта статья для вас. Она обзорная, и хотя в ней много названий и немного терминов, материал будет также полезен начинающим и только посматривающим в сторону Linux.

Тема может заинтересовать и продвинутых пользователей при настройке удаленного доступа и при реализации тонкого клиента. Часто встречаю вполне матерых линуксойдов с утверждениями «на сервере только командная строка, и графику подробнее изучать не планирую, так как это всё нужно для простых пользователей». Но даже знатоки Linux с большим удивлением и радостью открывают для себя опцию «-X» у команды ssh (а для этого полезно понимать работу и функции X-сервера).

Источник

Я почти 15 лет обучаю на курсах Linux в «Сетевой Академии ЛАНИТ» и уверен, что многие из тех более пяти тысяч человек, которых обучил, читают и наверняка пишут статьи на Хабр. Курсы всегда очень насыщены (средняя продолжительность курса — пять дней), нужно рассказать темы, на полноценное знакомство с которыми требуется минимум дней десять. И всегда в ходе курса в зависимости от аудитории (новички собрались или матерые администраторы), а также от «вопросов из зала» я делаю выбор, что донести подробнее, а что — более поверхностно, чтобы посвятить больше времени утилитам командной строки и их практическому применению. Таких тем, которыми приходится немного жертвовать, достаточно. Это «История Linux», «Различия в дистрибутивах Linux», «Про лицензии: GPL, BSD, . », «Про графику и среды рабочих столов» (тема этой статьи) и др. Не то, чтобы они не важны, но обычно есть множество более актуальных «здесь и сейчас» вопросов и всего каких-то пять дней… Однако для общего понимания основ ОС Linux, понимания доступного разнообразия (чтобы даже пользуясь одним конкретным дистрибутивом Linux, всё-таки иметь более широкий взгляд на весь этот огромный и необъятный мир, что зовется «Linux») изучать эти темы полезно и нужно.

По ходу статьи по каждому компоненту я указываю ссылки для тех, кому захочется глубже погрузиться в тему, например, на статьи в Википедии (при этом указываю на более полную/полезную версию при наличии англоязычной и русскоязычной статей).

Для основных примеров и скриншотов я использовал дистрибутив openSUSE. Можно было использовать любой другой дистрибутив, разрабатываемый сообществом, с наличием большого количества пакетов в репозитории. Сложно, но возможно, продемонстрировать многообразие оформления рабочего стола на коммерческом дистрибутиве, так как часто в них используются только одна или две наиболее известных сред рабочего стола. Так разработчики сужают себе задачу выпуска стабильной отлаженной ОС. На данную же систему я установил все DM/DE/WM (объяснение этих терминов ниже), которые нашёл в репозитории.

Скриншоты с «синими рамками» как раз и сделаны на openSUSE.

Скриншоты с «белыми рамками» делал на других дистрибутивах, они указаны на скриншоте.

Скриншоты с «серыми рамками» были взяты из интернета, в качестве примеров оформлений рабочего стола из прошлых лет.

Основные компоненты, из которых состоит графика

Выделю три основные компонента и перечислю их в порядке, как они запускаются при старте системы:

  1. DM (Display Manager);
  2. Display Server;
  3. DE (Desktop Environment).
Читайте также:  Как настроить git через ssh linux

Дополнительно в качестве важных подпунктов у Desktop Environment:

  • Apps Manager/Launcher/Switcher (кнопка «Пуск»);
  • WM (Window Manager);
  • различное ПО, поставляемое вместе со средой рабочего стола.

Подробнее по каждому пункту.

DM (Display Manager)

Первое приложение, которое запускается при старте «графики», — это DM (Display Manager), дисплейный менеджер. Его основные задачи:

  • спросить, каких пользователей пустить в систему, запросить аутентификационные данные (пароль, отпечаток пальца);
  • выбрать, какую среду оформления рабочего стола запустить.

На текущий момент в различных дистрибутивах широко используются:

  • SDDM (сменил KDM),
  • GDM,
  • LightDM,
  • XDM.
  • Также можно упомянуть Fly-DM (используемый в AstraLinux).

Список существующих DM ведётся в актуальном состоянии в Wiki-статье.

Стоит отметить, что на следующих скриншотах используется один и тот же дисплейный менеджер LightDM, но в разных дистрибутивах (названия дистрибутивов указаны в круглых скобках). Оцените, насколько по-разному может выглядеть этот DM благодаря работе дизайнеров различных дистрибутивов.

Главное в этом многообразии, чтобы было понятно, что есть такое приложение, которое отвечает за запуск графики и допуск пользователя к этой графике, и есть разные реализации этого приложения, различающиеся внешним видом и немного функционалом (выбор сред оформления, выбор пользователей, версия для плохо видящих пользователей, наличие возможности удаленного доступа по протоколу XDMCP).

Display Server

Display Server — это некий фундамент графики, основная задача которого — работать с видеокартой, монитором и с различными устройствами ввода (клавиатура, мышь, тачпады). То есть приложению (например, браузер или текстовый редактор), которое отрисовывается в «графике», не нужно знать, как напрямую работать с устройствами, не нужно знать про драйверы. Это всё на себя берет X Window.

Когда говорится про Display Server, то много лет в Linux, да и в Unix имелось в виду приложение X Window System или в простонародье X (Иксы).

Сейчас во многих дистрибутивах на смену X внедряют Wayland.

Также можно почитать:

  • общее описание архитектуры X’ов,
  • запуск X’ов в X’ах,
  • Х’ы под ОС Windows (нужны для удаленного запуска графических приложений, например используя PuTTY).

Для начала запустим X’ы и несколько графических приложений в них.

Практикум «запускаем Х и приложения в нём»

Выполнять всё буду от свежесозданного пользователя webinaruser (проще, но не безопаснее было бы всё выполнить от root’а).

  • Так как Х’ам нужен доступ к устройствам, даю доступ: Список устройств определил посмотрев ошибки при запуске Х’ов в логе (/home/webinaruser/.local/share/xorg/Xorg.77.log)

% sudo setfacl -m u:webinaruser:rw /dev/tty8 /dev/dri/card0 /dev/fb0 /dev/input/*

  • После этого запускаю X’ы:

% X -retro :77 vt8 &

Опции: * -retro — запускают с «серым» классическим фоном, а не с чёрным как по умолчанию; * :77 — задаю (можно любой в разумном диапазоне, только :0 уже скорее всего занят под уже запущенную графику) номер экрана, фактический некий уникальный идентификатор, по которому можно будет различать несколько запущенных X’ов; * vt8 — указывает терминал, здесь /dev/tty8, на котором будут отображаться X’ы).

  • Запускаем графическое приложение:

Для этого предварительно задаём переменную, по которой приложение будет понимать, в какие из запущенных у меня X’ов отсылать то, что нужно нарисовать:

Посмотреть список запущенных X’ов можно так:

После того, как задали переменную, можно запускать приложения в наши X’ы — например, запускаю часы:

% xclock -update 1 &

% xeyes -g 200×150-300+50 &

Основные идеи и выводы из этого фрагмента:

  • X’ам требуется доступ к устройствам: терминалу, видеокарте, устройствам ввода,
  • Сами X’ы никаких элементов интерфейса не отображают — это серое (если с опцией «—retro») или чёрное полотно определённых размеров (например, 1920×1080 или 1024×768), чтобы запускать в нем графические приложения.
  • По движению «крестика» видно, что X’ы отслеживают положения мыши и передают эту информацию запущенным в нём приложениям.
  • Также X’ы отлавливают нажатия клавиш на клавиатуре и передают эту информацию приложениям.
  • Переменная DISPLAY указывает графическим приложениям, в каком экране (каждые X’ы при запуске запускаются с уникальным номером экрана), а следовательно и в какие из запущенных на моей машине, нужно будет рисовать X’ы. (Также есть возможность в этой переменной указать удалённую машину и отсылать вывод на X’ы, запущенные на другой машине в сети.) Так как X’ы запускали без опции -auth, поэтому нет необходимости разбираться с переменной XAUTHORITY или с командой xhost.
  • Графические приложения (или как их называют X-клиенты) отрисовываются в X’ах — при этом без возможности их перемещать/закрывать/изменить «-g (Ширина)x(Высота)+(СдвигОтЛевогоКрая)+(СдвигОтВехнегоКрая)». Со знаком «минус» соответственно от правого и от нижнего края.
  • Два термина, которые стоит озвучить: X-сервер (так называют X’ы) и X-клиенты (так называют любое графическое приложение, запускаемое в X’ах). Есть небольшая путаница в понимании этой терминологии, многие понимают её в точности до наоборот. В случае, когда я с «клиентской машины» (в терминологии удалённого доступа) подключаюсь к «серверу» (в терминологии удалённого доступа), чтобы отобразить на своём мониторе графическое приложение с сервера, то X-сервер запускается на той машине, где монитор (то есть на «клиентской машине», а не на «сервере»), а X-клиенты запускаются и работают на «сервере», хоть и отображаются на мониторе «клиентской машины».

Компоненты DE

Далее разберём компоненты, из которых обычно состоит рабочий стол.

Компоненты DE: кнопка «Пуск» и «Панель задач»

Начнём с так называемой кнопки «Пуск». Часто это отдельный апплет, используемый на «Панели задач». Также там обычно имеется апплет для переключения между запущенными приложениями.

Посмотрев на разные среды рабочих столов, я обобщил бы подобные приложения под общим названием «Apps Manager (Launcher/Switcher)», то есть инструмент для управления приложениями (запуска и переключением между запущенными), а также укажу утилиты, которые являются примером приложения данного типа.

    Бывает в виде кнопки «Пуск» на классической (во всю длину одного из краёв экрана) «Панели задач»:

○ xfce4-panel,
○ mate-panel/gnome-panel,
○ vala-panel,
○ tint2.
Также можно отдельно выделить «MacOS-образные панели задач» (не на всю длину края экрана), хотя многие панели задач могут отображаться в обоих вариантах. Тут скорее главное отличие чисто визуальное — наличие «эффекта увеличения пиктограмм при наведении».

○ docky,
○ latte-dock,
○ cairo-dock,
○ plank.
И/Или службы, запускающей приложения при нажатии «горячих клавиш» (во многих средах рабочего стола аналогичный компонент обязательно присутствует и позволяет настроить свои собственные горячие клавиши):

○ sxhkd.
Также имеются различные меню-образные «лаунчеры» (от англ. Launch (запускать)):

○ dmenu-run,
○ rofi -show drun,
○ albert,
○ grun.

Компоненты DE: WM (Window Manager)

WM (Оконный менеджер) — некое приложение, которое отвечает за управление окнами, добавляет возможность:

  • перемещений окон по рабочему столу (в том числе стандартное с зажатием клавиши Alt за любую часть окна, а не только за заголовок);
  • изменение размеров окон, например, перетаскивая за «рамку окна»;
  • добавляет к интерфейсу окна «заголовок (title)» и кнопки сворачивания/разворачивания/закрытия приложения;
  • понятие, какое приложение находится в «фокусе».

Перечислю наиболее известные (в круглых скобках указываю, в каком DE используется по умолчанию):

Также перечислю «старые WM с элементами DE». Т.е. помимо оконного менеджера в них имеются элементы типа кнопки «Пуск» и «Панели задач», более присущие полноценным DE. Хотя какие они «старые», если и IceWM, и WindowMaker уже выпустили свои обновлённые версии в 2020 году. Получается, что корректнее не «старые», а «старожилы»:

Читайте также:  Как запретить обновлять драйвер видеокарты windows 10

Помимо «классических» («стековых оконных менеджеров») стоит отдельно отметить тайловые WM, которые позволяет размещать окна «черепицей» по всему экрану, а также для некоторых приложений отдельный рабочий стол для каждого запускаемого приложения на весь экран. Это немного непривычно для людей, ранее их не использовавших, но так как я сам достаточно давно использую такой интерфейс, могу сказать, что это вполне удобно и быстро привыкаешь к такому интерфейсу, после чего уже «классические» оконные менеджеры не кажутся удобными.

Также стоит отдельно упомянуть проект Compiz и такое понятие, как «Композитный менеджер окон», использующий возможности аппаратного ускорения для отображения прозрачности, теней, различных трёхмерных эффектов. Около 10 лет назад был бум 3D-эффектов на Linux-десктопах. Сейчас многие из оконных менеджеров, встроенных в DE, частично используют композитные возможности. Недавно появился Wayfire — продукт с аналогичным Compiz функционалом под Wayland.

Подробный список различных оконных менеджеров также можно посмотреть в статье-сравнении.

Компоненты DE: остальные

Также стоит отметить следующие компоненты рабочего стола (здесь использую английские устоявшиеся термины для описания разновидности приложения — это не названия самих приложений):

  • Applets(Аплеты):
  • ПО (Widget toolkit) — часто со средой поставляется некий «минимальный набор» ПО:

DE (Desktop Environment)

Из перечисленных выше компонентов получается так называемая «Среда оформления рабочего стола». Часто все её компоненты разрабатываются с использованием одних и тех же графических библиотек и с использованием одинаковых принципов оформления. Тем самым, как минимум, выдерживается общий стиль для внешнего вида приложений.

Здесь можно выделить следующие существующие на данный момент среды рабочего стола:

Сравнение по различным параметрам в виде таблицы можно посмотреть в соответствующей статье Википедии.

Многообразие DE

Даже есть такие интересные примеры уже из истории: в 2003-2007 годах для Linux было сделано «3D-оформление рабочего стола» с названием «Project Looking Glass» от фирмы Sun. Я сам пользовался этим рабочим столом, точнее «игрался», так как пользоваться было тяжело. Это «3D-оформление» было написано на Java во времена, когда не было ещё видеокарт с поддержкой 3D. Потому все эффекты пересчитывались процессором, и компьютер должен был быть очень мощным, иначе все работало медленно. Но зато получалось красиво. Трёхмерные плашки приложений можно было поворачивать/разворачивать. Можно было поворачиваться в цилиндре рабочего стола с обоями из панорамы в 360 градусов. Было несколько своих красивых приложений: например, прослушивание музыки в виде «смены CD-дисков» и т. д. Можно на youtube посмотреть видео про этот проект, только качество этих видео скорее всего будет плохим, так как в те годы не было возможности загрузить видео высокого качества.

Легковесный рабочий стол. Существует проект достаточно давно, с 1996 года. В последние годы достаточно популярен, в противовес более тяжёлым KDE и GNOME, на многих дистрибутивах которым требуется лёгкий и «классический» интерфейс рабочего стола. В нем имеется много настроек и большое количество своих программ: терминал (xfce4-terminal), файловый менеджер (thunar), просмотрщик картинок (ristretto), текстовый редактор (mousepad).

Используется в дистрибутиве «Elementary OS». Тут можно сказать, что есть «рабочие столы», которые разрабатываются и используются в рамках одного отдельного дистрибутива и не сильно используются (если не сказать «совсем не используются») в других дистрибутивах. По крайней мере они пока не набрали популярность и не убедили большую часть аудитории в преимуществах своего подхода. Pantheon ставит перед собой задачу построить интерфейс, похожий на macOS.

Вариант с dock-панелью:

Сильный уклон в графические эффекты и виджеты (ещё со времён, когда другие рабочие среды не имели виджеты на рабочем столе, например, календарь/часы). Использует свои библиотеки. Имеется большой набор своих «красивых» приложений: терминал (Terminology), видеоплеер (Rage), просмотр картинок (Ephoto).

Это форк Enlightenment17, который используется в дистрибутиве BodhiLinux.

Изначально «классический» интерфейс рабочего стола, созданный в противовес KDE, который был написан на библиотеке Qt, на тот момент распространяющийся по лицензии, не очень удобной для коммерческих дистрибутивов.

С третьей версии GNOME стал поставляться с оболочкой GNOME Shell, имеющей «неклассический вид», что понравилось не всем пользователям (любые резкие изменения в интерфейсах пользователями сложно принимаются). Как следствие — появление форк-проектов, продолжающих развитие этого рабочего стола в «классическом» стиле: MATE и Cinnamon. Используется по умолчанию во многих коммерческих дистрибутивах. Имеет большое количество настроек и своих приложений.

Дополнение: Рекомендую к просмотру очень хорошую ретроспективу «как менялся внешний вид и функционал оболочки GNOME»: История GNOME (Видео)

Появилась на основе GNOME2 и продолжает развитие этой среды оформления. Имеет большое количество настроек и форков приложений, которые использовались еще в GNOME2 (употребляются новые имена) для того, чтобы не путать форки с их новой версией для GNOME3.

Форк GNOME Shell, предоставляющий пользователям интерфейс в «классическом» стиле (как это было в GNOME2).

Имеет большое количество настроек и те же приложения, что и для GNOME Shell.

Форк GNOME в «классическом» стиле, который развивался в рамках дистрибутива Solus, но сейчас также поставляется в рамках самостоятельного рабочего стола на различных других дистрибутивах.

KDE_Plasma (или, как часто называют, просто KDE)

Среда рабочего стола, развиваемая в рамках проекта KDE.

Имеет огромное количество настроек, доступных простому пользователю из графического интерфейса и много графических приложений, развиваемых в рамках этого рабочего стола.

Дополнение: Рекомендую к просмотру ретроспективу «как менялся внешний вид и функционал оболочки KDE»: История KDE (Видео)

В 2008 году KDE выпустила свою новую реализацию KDE Plasma (был сильно переписан движок рабочего стола). Также, как и с GNOME/MATE, не всем фанатам KDE это понравилось. В результате появился форк проекта, продолжающий развитие предыдущей версии, под названием TDE (Trinity Desktop Environment).

Одна из новых сред рабочего стола, написанная с использованием Qt (на котором написан KDE). Имеет много настроек и достаточно красивый (хотя это субъективное понятие) и проработанный интерфейс. Разрабатывается в рамках дистрибутива Deepin Linux. Также есть пакеты под другие дистрибутивы

Fly

Пример среды рабочего стола, написанной с использованием Qt. Разрабатывается в рамках дистрибутива Astra Linux.

Легковесная среда рабочего стола. Как и несколько предыдущих примеров, написана с использованием Qt. Фактически является продолжением проекта LXDE и результатом объединения с проектом Razor-qt.

Как видите, рабочий стол в Linux может выглядеть очень по-разному и на вкус любого здесь найдётся подходящий интерфейс: от очень красивых и с 3D-эффектами до минималистических, от «классических» до необычных, от активно использующих ресурсы системы до легковесных, от больших экранов до планшетов/смартфонов.

Ну и хочется надеяться, что у меня получилось дать представление о том, из каких основных компонентов состоит графика и рабочий стол в ОС Linux.

Материал для этой статьи был обкатан в июле 2020 года на вебинаре. Его можно посмотреть здесь.

На этом всё. Надеюсь, было полезно. Если есть какие-то вопросы и комментарии, пишите. Буду рад ответить. Ну и приходите учиться в «Сетевую Академию ЛАНИТ»!

Источник

Оцените статью