Bash это командная строка linux

Основы BASH. Часть 1

Введение

break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.

И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе

Что необходимо знать с самого начала

1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:

#!/bin/bash
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.
2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
3. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)

Переменные и параметры скрипта

Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:

#!/bin/bash
#указываем где у нас хранится bash-интерпретатор
parametr1=$1 #присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта
script_name=$0 #присваиваем переменной script_name значение имени скрипта
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1» # команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.
echo ‘Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1’ # здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.
exit 0 #Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)

Результат выполнения скрипта:

$ ./test.sh qwerty
Вы запустили скрипт с именем ./test.sh и параметром qwerty
Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1

После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:

$DIRSTACK — содержимое вершины стека каталогов
$EDITOR — текстовый редактор по умолчанию
$EUID — Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как.
$UID — . содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
$FUNCNAME — имя текущей функции в скрипте.
$GROUPS — массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
$HOME — домашний каталог пользователя
$HOSTNAME — ваш hostname
$HOSTTYPE — архитектура машины.
$LC_CTYPE — внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
$OLDPWD — прежний рабочий каталог
$OSTYPE — тип ОС
$PATH — путь поиска программ
$PPID — идентификатор родительского процесса
$SECONDS — время работы скрипта(в сек.)
$# — общее количество параметров переданных скрипту
$* — все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
$@ — тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
$! — PID последнего запущенного в фоне процесса
$$ — PID самого скрипта

Условия

Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта
dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта

if [[ «$source» -eq «$dest» ]] # в ковычках указываем имена переменных для сравнения. -eq — логическое сравнение обозначающие «равны»
then # если они действительно равны, то
echo «Применик $dest и источник $source один и тот же файл!» #выводим сообщение об ошибке, т.к. $source и $dest у нас равны
exit 1 # выходим с ошибкой (1 — код ошибки)
else # если же они не равны
cp $source $dest # то выполняем команду cp: копируем источник в приемник
echo «Удачное копирование!»
fi #обозначаем окончание условия.

Читайте также:  Не слышно наушники windows 10

Результат выполнения скрипта:
ite@ite-desktop:

$ ./primer2.sh 1 1
Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!
ite@ite-desktop:

$ ./primer2.sh 1 2
Удачное копирование!

Структура if-then-else используется следующим образом:
if
then

else

В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (( )) или любая другая(или несколько) linux-команда.
test — используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка «]»
[ — синоним команды test
[[ — расширенная версия «[» (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), & (и). Долна иметь закрывающуб скобку «]]»
(( )) — математическое сравнение.
для построения многоярусных условий вида:
if .
then .
else
if .
then.
else .

для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:
if ..
then .
elif .
then .
elif .

Условия. Множественный выбор

Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.
#!/bin/bash
echo «Выберите редатор для запуска:»
echo «1 Запуск программы nano»
echo «2 Запуск программы vi»
echo «3 Запуск программы emacs»
echo «4 Выход»
read doing #здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода

case $doing in
1)
/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano
;;
2)
/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi
;;
3)
/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs
;;
4)
exit 0
;;
*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:
echo «Введено неправильное действие»

esac #окончание оператора case.

Результат работы:
ite@ite-desktop:

$ ./menu2.sh
Выберите редатор для запуска:
1 Запуск программы nano
2 Запуск программы vi
3 Запуск программы emacs
4 Выход

После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )
Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:
-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( ) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»

С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.

UPD: Исправил некоторые ошибки
UPD: Обновил часть про условия if-then-else

Источник

Bash – командная оболочка Linux

В большинстве дистрибутивов Linux по умолчанию установлена командная оболочка Bash. Отметим, что между всеми командными оболочками, соответствующими стандарту POSIX Unix-подобных операционных систем, разница небольшая.

Bash запускается в текстовом режиме или приложении «Терминал» и работает интерактивно. Это значит, что он ожидает ввод пользователя, далее интерпретирует введенную строку как команду, которую надо выполнить. Команды бывают разными: запуск программы, операции с файлами, выполнение скрипта на языке самого Bash и др.

Unix разрабатывалась как многопользовательская операционная система, доступ к которой пользователи осуществляли через терминалы. Например, в здании был один мощный компьютер, а в рабочих помещениях специалистов располагались терминалы – точки доступа к ресурсам общей машины.

В связи с распространением персональных компьютеров, начавшимся в 80-х годах, многопользовательские ОС оказались не востребованными массовым потребителем. Однако для серверов они стали хорошим выбором.

Представьте, что подключаетесь по протоколу SSH к веб-серверу, на котором размещаете файлы сайта. Работая в ОС GNU/Linux и запустив программу «Терминал», вы даете Bash’у команду на подключение к удаленной машине под конкретным именем пользователя. Сервер отвечает вам и требует ввести пароль этого пользователя. Все потому, что пользоваться данным компьютером-сервером может далеко не один человек.

На локальном компьютере в текстовом режиме Linux (если вы нажмете, например, Ctrl + Alt + F2) эмулируется удаленный доступ к машине через терминал. Здесь Bash первым делом предлагает вам ввести логин, после чего – пароль. При вводе пароля на экране ничего не отображается. Так сделано специально, чтобы нельзя было подсмотреть даже количество вводимых символов. Если введенная пара логин/пароль соответствуют какому-либо ранее зарегистрированному в системе пользователю, то вы увидите приглашение командной строки Bash’а на ввод команды. В случае ошибки потребуется заново вводить логин/пароль.

В графическом режиме приложение «Терминал» автоматически «берет» данные запустившего его пользователя и передает Bash’у. Таким образом, вы уже оказываетесь представленными системе и первое, что видите, – приглашение командной строки.

Приглашение командной строки имеет относительно стандартный синтаксис и выглядит примерно так: имя_пользователя@имя_компьютра:текущий_каталог знак .

Читайте также:  Нет значка для обновления windows 10

На скриншоте pl – имя пользователя, comp – имя компьютера. Символ тильды

в Linux-системах – это сокращенное обозначение домашнего каталога пользователя (/home/user). Именно эту директорию Bash делает текущей по умолчанию. Знак доллара $ обозначает, что мы работаем под непривилегированным пользователем. Если находиться в системе под администратором, вместо доллара будет знак решетки #.

После приглашения автоматически ставится пробел и ожидается ввод команды. На рисунке выше сначала был просто нажат Enter. Во второй строке была введена команда перехода в другую директорию. В третьей строке мы видим результат ее выполнения – текущим каталогом стал /opt, что отображено в приглашении.

Существует множество команд, которые можно отдавать в Bash. В основном это команды запуска той или иной программы, которые находятся в каталогах /bin, /usr/bin и ряде других. Проверяемые каталоги записаны в переменной $PATH оболочки:

Здесь с помощью команды echo мы просим Bash выдать нам значение переменной $PATH. В выводе каталоги отделены друг от друга с помощью двоеточия.

Можно посмотреть, какие программы установлены в том или ином каталоге, после чего запустить одну из них:

Если приложение имеет только графический интерфейс, то оно так и запустится (если вы находитесь в графическом режиме, в случае текстового произойдет ошибка). При этом Bash будет ожидать завершения работы программы, то есть другие команды вводить не получится. Однако в «Терминале» вы можете открыть вторую вкладку или создать второе окно. При этом запустится другой процесс для Bash.

Существуют программы с текстовым интерфейсом. Например, редактор Nano:

В данном случае Bash’у была дана команда nano, и прямо в терминале был открыт редактор GNU Nano. В нем была введена пара слов. Чтобы завершить работу редактора, надо нажать Ctrl + X, подтвердить сохранение или отказаться от него. После этого произойдет возврат к командной строке Bash.

Многие из запускаемых в Bash программ не предполагают взаимодействие с пользователем в интерактивном режиме (в режиме диалога). По смыслу их правильнее называть командами, а не программами. Пользователь вводит команду, она выполняется и передает управление обратно Bash. Что делает команда, зависит от команды.

В Bash можно выполнять программы, находящиеся не только в каталогах, перечисленных в $PATH. Однако в этом случае адрес до нее надо указывать явно. Кроме того, следует не забывать, что у файла должно быть право на исполнение.

Здесь в домашнем каталоге был создан файл test.py, содержащий код на языке программирования Python, выводящий на экран число 10. Код был написан в Nano (на скриншоте не показано). Далее мы пытаемся выполнить программу, обратившись к файлу по его адресу. Точкой обозначается текущий каталог. В данном случае он домашний, поэтому это равносильно

/test.py или /home/pl/test.py .

При первом вызове мы получаем ошибку, так как у нас нет прав на исполнение программы. С помощью команды chmod мы добавляем такое право (параметр +x ).

Существует множество команд. Знать их все как минимум затруднительно. Однако есть ряд наиболее востребованных. Это команды для совершения операций над файлами, установки программ, просмотра директорий и файлов, перемещения по дереву каталогов и т. п., то есть всего того, что мы делаем в графическом режиме операционной системы. Многие из них будут рассмотрены в данном курсе. С некоторыми мы уже немного познакомились (cd, ls, echo, chmod).

Потребность в остальных возникает реже. В этих случаях на помощь приходят доступные через Bash справочные руководства, иные источники. В курсе в первую очередь будет уделено внимание особенностям работы в Bash.

Также не будем забывать, что Bash – это еще и скриптовый язык программирования. В файл, обычно с расширением .sh, может быть записан не только список команд, но также инструкции языка (условный оператор, циклы и др.), «говорящие» как и в каких случаях исполнять те или иные команды. Программирование в Bash в данном курсе не изучается.

Исследуйте самостоятельно, что делают следующие команды: date, cal, pwd, who, clear, exit. С помощью команды which выясните, в каких каталогах находятся исполняемые файлы этих программ.

Курс с ответами к заданиям и дополнительными уроками:
android-приложение, pdf-версия.

Источник

Что такое bash / shell

И то, и другое — интерпретаторы командной строки в линуксе. То есть если вы откроете командную строку и введете любую команду, да хоть:

Читайте также:  Windows 10 pro redstone что это

То именно интерпретатор ее расшифрует и скажет компьютеру «он хочет перейти в директорию /home». Компьютер ведь не понимает команды на русском / английском языке. Ему нужны байтики. Этим и занимается интерпретатор — переводом с «нашего» на «компьютерный» язык.

Так что «cd /home» — это shell-команда! Или bash. Смотря какой интерпретатор установлен в вашей системе. В каждой операционной системе установлен интерпретатор по умолчанию. У них есть какие-то различия, но есть и набор базовых команд, которые понимают все: cd, mv, cp, ls… (в винде эти команды немного другие)

А что такое shell-скрипт тогда? Это просто текстовый документ, внутри которого написан набор команд! Это не обязательно должны быть «сложные» команды, которые делают что-то супер-навороченное. Это любые команды, которые вы выполняете в консоли.

Например, создадим скриптик, который создаст директорию и в ней файлик:

Так, команды записали, осталось сохранить их в файлик. Скрипты хранят в файлах с расширением .sh, поэтому назовем файл first_script.sh. Но есть нюанс — линуксу плевать на ваше расширение файла. Его может вообще не быть, и все равно скрипт останется скриптом. Почему? Потому что у любого скрипта в первой строке должен содержаться путь к интерпретатору. Например:

Весь файл целиком:

И даже если у такого файла не будет расширения вовсе, его можно будет запустить как скрипт:

Расширение .sh ставится для понимания человеком. Зашел в директорию:

— Ага, что тут у нас? Файлы sh, скрипты какие-то лежат.

Скрипты могут быть простые, а могут быть сложные. Вот, например, в одном проекте мы вначале вручную обновляли тестовые платформы. Для обновления надо:

Переподложить war-файл с приложением (лежат они в директории /opt)

Сервиса два, допустим это test и cloud. Так что шагов уже 6.

Когда обновлять вручную надоело, мы положили на все линукс машины простой скриптик:

Собираешь приложение, подкладываешь к скриптику и запускаешь 1 команду вместо 6. Удобно! Это называется «автоматизация рутины» =)

Другой пример с того же проекта — мы делали серверное приложение. И во время установки приложения на сервере linux нужно выполнить пункты по настройке самой системы. Например, увеличить параметр max_map_count — сколько максимум памяти может использовать процесс.

Приложение в пике работы требует много памяти. Если не настроить параметр, то «тяжеловесная» задача просто упадет с ошибкой «Не хватает памяти». И если мы видим такую ошибку, то в первую очередь идем проверять настройки системы.

Вообще, если вы отдаете установку приложения на откуп «чужим» админам, лучше потом проверять — а всё ли настроено верно? Конечно, обычно на production (машина, с которой работают реальные пользователи) настраивают всё внимательно, это на тестовых стендах могут что-то пропустить. Но лучше перебдеть!

Мы написали скрипт по проверке настройки окружения (символ «#» в начале строки означает, что это комментарий):

В итоге админы настраивают окружение, а потом мы даем им скрипт, просим запустить его и прислать результаты. Я запустила скрипт на «голой» системе, где, разумеется, параметры настроены не были, и вот ответ:

Видим, что все проверки провалились, статус failed. Если и от админов приходит похожая картина, направляем их в документацию по настройке системы. Если к нам приходят с проблемой падения из-за нехватки памяти, снова просим выполнить скрипт. Так проще локализовать ошибку: это в приложении косяк, или окружение настроено плохо?

Просить других людей выполнить 10 команд не очень хорошо. Потому что часть команд может «потеряться» при выполнении — плохо скопировал, забыл выполнить проверку, которую дали сообщением позже. Гораздо проще сделать 1 скрипт и попросить выполнить именно его.

Когда надо писать скрипт?

Когда надо выполнить больше 3 команд за раз — проще выполнить одну, запустить скрипт.

Когда одну и ту же команду надо выполнять чаще 3 раз — лучше автоматизировать эту работу.

По сути своей, bash-скрипты — это та же автоматизация. А когда нужна автоматизация? Когда мы хотим избавиться от рутины, от постоянного выполнения одного и того же действия вручную. Повторяете одно и то же каждый день / неделю? Напишите скрипт. Даже если он на 2-3 строчки будет, это правда удобнее. Поверьте, сама делала небольшие скрипты =)

См также по bash:

Основы BASH. Часть 1 (Хабр) — цикл статей о том, как писать скрипты

См также другие статьи из цикла «Что такое. »:

Источник

Оцените статью