Базовые команды shell linux

Что такое командная оболочка (shell) в Linux?

Обновл. 27 Июл 2021 |

В этой статье мы разберемся, что такое shell и зачем это нужно, а также рассмотрим наиболее часто используемые командные оболочки в Linux и Unix.

Что такое shell?

Shell (или «шелл», «командная оболочка») — это не только командный интерпретатор, который обеспечивает интерфейс взаимодействия между пользователем и ядром операционной системы, но и своеобразный язык программирования, в котором присутствуют такие конструкции, как операторы условного ветвления, циклы, переменные и многое другое.

Операционная система (ОС) запускает командную оболочку для каждого пользователя, когда тот входит в систему или открывает окно терминала. Первым что пользователь увидит в окне терминала, будет приглашение оболочки — оно, как правило, состоит из имени пользователя и имени хоста, отделенные друг от друга символом @ , следом за ними идет путь текущей рабочей директории и один из двух символов: $ или # .

Если пользователь не наделен особыми правами, то в качестве приглашения к вводу команд в терминале будет отображаться символ $ . Если же был выполнен вход под учетной записью привилегированного (root) пользователя, то в терминале вы увидите символ # :

Окно терминала обычного пользователя (виден символ $)

Окно терминала привилегированного (root) пользователя (виден символ #)

Примечание: Знак тильды (

) указывает на то, что мы находимся в домашнем каталоге текущего пользователя.

После приглашения, пользователь вводит различные команды в терминал, оболочка запускает программы для пользователя, а затем отображает в терминале результат их выполнения. Команды могут быть либо введены непосредственно самим пользователем, либо считаны из файла, называемого shell-скриптом или shell-программой.

Ниже представлен пример выполнения простой команды date , возвращающей текущую дату и время:

Внутренние и внешние команды оболочки

Вводимые пользователем команды делятся на два типа:

Внутренние — это команды, изначально встроенные в оболочку.

Внешние — это команды, которые не встроены в оболочку. По своей сути они являются скорее небольшими отдельными программами, расположенными где-то в файловой системе (обычно, в каталогах /bin или /usr/bin).

Чтобы определить тип команды, достаточно в окне терминала ввести type :

Как вы можете видеть, команды dirs , pwd , cd и true — являются внутренними командами оболочки bash. А вот команды uname , id и whereis — являются внешними, т.к. они ссылаются на соответствующие файлы в каталоге /usr/bin.

Ознакомиться с полным списком внутренних команд оболочки можно при помощи команды help :

Как узнать какая оболочка у меня установлена?

Если вы только начинаете свое знакомство с Linux и не меняли оболочку, то наиболее вероятно, что в вашей системе используется bash. Самый простой способ узнать, какая оболочка используется в данный момент — это обратиться к переменной окружения SHELL :

Кроме того, можно задействовать команду ps –p $$ , возвращающую информацию о процессе с заданным идентификатором. В нашем случае, идентификатором оболочки являются символы $$ :

Не трудно заметить, что в настоящее время используется оболочка bash. Для просмотра всех доступных оболочек в вашей системе, необходимо обратиться к содержимому файла /etc/shells:

Типы командных оболочек

В *nix-системах существует два основных типа оболочек: оболочки на основе Bourne shell и оболочки на основе C shell.

Типичными представителями оболочек типа Bourne shell являются:

sh (Bourne shell)

bash (Bourne Again shell)

К оболочкам типа C Shell относятся:

tcsh (TENEX/TOPS C shell)

Ниже представлены некоторые из самых распространенных шеллов, используемых в *nix-системах:

Примечание: Термин «*nix-системы» обозначает Unix-подобные операционные системы.

sh (Bourne shell)

sh (сокр. от «Bourne shell») — это самая старая (среди рассматриваемых) оболочка, написанная Стивеном Борном из AT&T Bell Labs для ОС UNIX v7. Оболочка доступна практически в любом *nix-дистрибутиве. Многие другие шеллы уходят своими корнями именно к sh. Благодаря своей скорости работы и компактности, данная оболочка является предпочтительным средством для написания shell-скриптов. К её недостаткам можно отнести отсутствие функций для использования оболочки в интерактивном режиме, а также отсутствие встроенной обработки арифметических и логических выражений.

Примечание: Стоит отметить, что из-за общего морального устаревания оболочки, в современных системах ссылка на шелл sh (/bin/sh), обычно, является псевдонимом для запуска текущей, более новой оболочки.

Характерные черты sh:

Полные пути к интерпретатору: /bin/sh и /sbin/sh.

Приглашение для обычного пользователя: $ .

Приглашение для суперпользователя (root): # .

bash (Bourne-Again shell)

bash (сокр. от «Bourne–Again shell») — это усовершенствованный и дополненный вариант шелла sh, является одной из самых популярных современных командных оболочек *nix-систем.

Объединяет в себе полезные фишки оболочек ksh и csh.

Поддерживает навигацию при помощи стрелок, благодаря чему можно просматривать историю команд и выполнять редактирование прямо в командной строке.

Характерные черты bash:

Полный путь к интерпретатору: /bin/bash.

Приглашение для обычного пользователя: имя_пользователя@имя_хоста:

— это домашний каталог текущего пользователя, например, mrsmith@mypc:

Приглашение для суперпользователя (root): root@имя_хоста:

ksh (Korn shell)

ksh (сокр. от «Korn shell») — это командная оболочка, разработанная Дэвидом Корном из AT&T Bell Labs в 1980-x годах.

Является расширением sh.

Имеет обратную совместимость с sh.

Имеет интерактивный функционал, сравнимый с csh.

Включает в себя удобные для программирования функции, такие как: встроенную поддержку арифметических выражений/функций, Си-подобный синтаксис скриптов и средства для работы со строками.

Работает быстрее, чем csh.

Может запускать скрипты, написанные для sh.

Характерные черты ksh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/ksh.

Приглашение для обычного пользователя: $ .

Приглашение для суперпользователя (root): # .

csh (C shell)

csh (сокр. от «C shell») — это командная оболочка, созданная Биллом Джоем (автором редактора vi) с целью усовершенствования стандартного шелла Unix (sh).

Имеет встроенные функции для интерактивного использования, например, псевдонимы (aliases) и историю команд.

Читайте также:  Как перезагрузить комп windows 10

Включает в себя удобные для программирования функции, такие как: встроенную поддержку арифметических выражений и Cи-подобный синтаксис скриптов.

Характерные черты csh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/csh.

Приглашение для обычного пользователя: % .

Приглашение для суперпользователя (root): # .

tcsh (TENEX C Shell)

tcsh (сокр. от «TENEX C shell») — это командная оболочка, созданная Кэном Гриром, которая позиционируется как улучшенная версия шелла csh.

Имеет полную совместимость csh.

Именно в данном шелле впервые появилась функция автодополнения команд и путей.

Удобна для интерактивной работы.

Поддерживает редактор командной строки в стиле vi или emacs.

Является стандартным шеллом во FreeBSD.

Характерные черты tcsh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/tcsh.

Приглашение для обычного пользователя: имя_хоста:

Приглашение для суперпользователя (root): # .

zsh (Z Shell)

zsh (сокр. от «Z shell») — это командная оболочка, созданная Паулем Фалстадом во время его учебы в Принстонском университете, позиционируется как свободная современная sh-совместимая командная оболочка.

Среди стандартных шеллов больше всего похожа на ksh, но включает в себя множество улучшений.

Встроенная поддержка программируемого автодополнения команд, имен файлов и пр.

Поддержка проверки орфографии и опечаток.

Раздельная история команд для одновременной работы с несколькими запущенными шеллами.

Характерные черты zsh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/zsh.

Приглашение для обычного пользователя: имя_хоста% .

Приглашение для суперпользователя (root): root@имя_хоста:

Резюмируем

Краткая сводная таблица для 6 вышерассмотренных командных оболочек:

Командная оболочка Путь Приглашение (обычный пользователь) Приглашение (root)
sh (Bourne Shell) /bin/sh и /sbin/sh $ #
bash (Bourne-Again Shell) /bin/bash имя_пользователя@имя_хоста:

$ имя_пользователя@имя_хоста:

# ksh (Korn Shell) /bin/ksh $ # csh (C Shell) /bin/csh % # tcsh (TENEX C Shell) /bin/tcsh имя_хоста:

> # zsh (Z Shell) /bin/zsh % #

Примечание: Помимо представленных выше оболочек, есть еще и такие оболочки, как:

mksh — оболочка, основной упор в которой сделан на написание скриптов;

dash — более легковесная в сравнении с bash оболочка, но из-за этого обладающая ограниченной функциональностью;

fish — «новая» оболочка, написанная в 2005 году, отличительной чертой которой является упор на комфорт использования и упрощение командного языка;

Поделиться в социальных сетях:

Источник

Введение в Bash Shell

Всем привет. Это перевод из книги по подготовке к экзамену RedHat RHCE. На мой взгляд очень доступно рассказывается об основах bash.

Сценарии оболочки — наука сама по себе. Не вдаваясь в подробности всего, что происходит «под капотом», вы узнаете, как применять базовые элементы для написания собственных скриптов, и анализировать, что происходит в сторонних сценариях оболочки.

Понимание основных элементов сценариев оболочки

По сути, сценарий оболочки представляет собой список команд, которые выполняются последовательно, а также некоторую логику, позволяющую выполнять код только при определённых условиях.

Чтобы понять сложные сценарии оболочки, рекомендуется начать с базовых сценариев.

Ниже показан очень простой скрипт:

Здесь содержатся несколько элементов, которые должны использоваться во всех скриптах. Для начала, есть shebang — это строка #!/bin/bash. Когда скрипт запускается из родительской оболочки, он открывает подоболочку, в которой и выполняются команды, указанные в скрипте.

Эти команды могут быть интерпретированы различными способами. Для того, чтобы понять, как именно они должны интерпретироваться, используется shebang. В примере выше shebang ясно даёт понять, что скрипт должен выполняться оболочкой bash.

Также могут быть указаны другие оболочки. Например, если ваш скрипт содержит код на языке Perl, shebang должен быть #!/usr/bin/perl. Начинать сценарий с shebang является хорошей практикой; если он опущен, код сценария будет выполняться такой же оболочкой, которая используется для запуска скрипта.

Сразу после shebang расположена часть, объясняющая, о чем сценарий. Несколько строк комментариев в начале каждого сценария — хорошая идея. В коротком скрипте часто очевидно, что он делает, но когда сценарий становится длиннее, и по мере того, как всё больше людей вовлекаются в его написание и поддержку, становится менее понятно, что авторы намереваются сделать.

Чтобы избежать такой ситуации, убедитесь, что вы добавили строки комментариев, начиная каждую символом #. Комментарии могут быть не только в первых строках, но и в начале каждого подраздела сценария. Это наверняка поможет, если вы прочитаете свой скрипт через несколько месяцев!

Вы также можете комментировать не только подразделы, но и отдельные строки.

Независимо от того, в какой позиции он используется, всё от символа # и до конца строки является комментарием.

После блока комментариев расположено тело сценария. В вышеуказанном примере это несколько команд, выполняющихся последовательно. Тело сценария оболочки может увеличиваться по мере его развития.

В конце скрипта я включил инструкцию exit 0. Оператор выхода сообщает родительской оболочке, был ли сценарий успешным. Состояние выхода последней команды в сценарии является состоянием выхода самого сценария, если только команда exit 0 не используется в конце сценария.

Полезно знать, что вы можете работать с exit, чтобы сообщить родительской оболочке, как все прошло.

Введённая в родительской оболочке, команда echo $? позволяет запросить состояние выхода последнего запущенного сценария.

После создания сценария убедитесь, что он может быть выполнен. Самый распространённый способ сделать это — применить к нему бит выполнения. Итак, если имя файла скрипта — hello, используйте команду chmod +x ./hello для того, чтобы сделать его исполняемым.

Сценарий также может быть выполнен в качестве аргумента команды bash. В этом случае введите bash ./hello для запуска скрипта hello. Если сценарий запускается как аргумент команды bash, файл скрипта не обязательно должен быть исполняемым.

По сути, вы можете хранить скрипт в любом месте, но если вы собираетесь хранить его в каталоге, который не включён в переменную $PATH, вам нужно выполнить его с ./ перед именем скрипта.

Введите ./hello для того, чтобы запустить сценарий, или поместите его в стандартный каталог, который включён в переменную $PATH, например, /usr/local/bin.

Также вы можете разместить сценарий в каталоге /bin, после чего в любом месте файловой системы просто ввести имя файла, и сценарий выполнится.

Командой vi /bin/datetime создадим в каталоге /bin файл с именем datetime. В созданный файл вставим это содержимое:

Сохранив файл, введите chmod +x /bin/datetime, чтобы дать файлу права на выполнение. Перейдите, к примеру, в домашний каталог с помощью команды cd

и просто введите datetime.

Перейдите, к примеру, в домашний каталог cd

и просто введите datetime.

Использование переменных и входных данных

bash-скрипты — это гораздо больше, чем просто список команд, которые выполняются последовательно. Одна из приятных сторон скриптов заключается в том, что они могут работать с переменными и входными данными, чтобы сделать скрипт гибким. В этом разделе вы узнаете, как с ними работать.

Использование позиционных параметров

При запуске скрипта можно использовать аргументы. Аргумент — это всё, что вы помещаете за командой сценария. Аргументы могут быть использованы для того, чтобы сделать скрипт более гибким. Возьмём команду useradd lisa. В этом примере команда — это useradd, а её аргумент — lisa — указывает, что нужно сделать.

В результате выполнения такой команды должен быть создан пользователь с именем lisa.

В тексте сценария первый аргумент обозначается $1, второй аргумент — $2 и т. д. Листинг 1 показывает, как можно использовать аргументы. Попробуйте запустить этот код, указав в качестве параметров любые имена пользователей.

Под параметрами подразумевается ввод данных перед запуском скрипта. В данном случае в качестве параметров после имени скрипта argument я указал lisa, lori и bob:

Если вы попытались запустить пример кода, то могли заметить, что его содержимое не идеально. Если вы используете три аргумента при выполнении скрипта из листинга 1, он будет работать отлично. Если используете только два аргумента, третий выводится без значения $3.

Если же используете четыре аргумента, четвёртое значение (которое будет храниться в $4) никогда не отобразится. Итак, если вы хотите использовать аргументы, вам лучше использовать более гибкий подход.

В Листинге 2 представлены два новых элемента, которые относятся к аргументам:

  • $# — это счетчик, который показывает, сколько аргументов было использовано при запуске скрипта.
  • $@ — список всех аргументов, которые использовались при запуске скрипта.

Чтобы перечислить аргументы, которые использовались при запуске этого скрипта, используется цикл for. В циклах for команды выполняются до тех пор, пока условие истинно. В этом сценарии условие for i in $@ означает «для каждого аргумента». Каждый раз, когда сценарий проходит цикл, значение из переменной $@ присваивается переменной $i.

Итак, пока есть аргументы, тело сценария выполняется.

Тело цикла for всегда начинается с do и закрывается done, а между этими двумя ключевыми словами перечисляются команды, которые необходимо выполнить. Таким образом, пример сценария будет использовать echo для отображения значения каждого аргумента и останавливаться, когда больше нет доступных аргументов.

Давайте попробуем воспользоваться скриптом из листинга 2 в этом примере:

  1. Введите vi argument, чтобы создать файл argument и скопируйте содержимое из скрипта листинга 2 в этот файл.
  2. Сохраните файл и сделайте его исполняемым.
  3. Запустите команду ./argument a b c. Вы увидите, что отобразятся три строки.
  4. Запустите команду ./argument a b c d e f. Вы увидите, что помимо a b c отобразятся и d e f.

Переменные

Переменная — это метка, которая используется для обозначения определённого места в памяти, которое содержит определённое значение. Переменные могут быть определены статически с помощью NAME=value или динамическим способом. Существует два решения для динамического определения переменной:

  • Используйте ключевое слово read в скрипте, чтобы запросить данные у пользователя, запускающего скрипт.
  • Используйте подстановку команд, чтобы использовать результат команды и назначить его переменной. Например, команда date +%d-%m-%y показывает текущую дату в формате день-месяц-год. Чтобы сделать это в сценарии, вы можете использовать TODAY=$(date +%d-%m-%y). Для подстановки команд вам просто нужно поместить команду, результат которой вы хотите использовать, между скобками.

В предыдущем разделе о позиционных параметрах вы узнали, как присваивать аргументы переменным при запуске скрипта. В некоторых случаях может быть более эффективно запрашивать информацию, когда вы обнаружите, что чего-то существенного не хватает. Сценарий ниже показывает, как это сделать.

Листинг 3. Пример скрипта, использующего команду read

В сценарии листинга 3 оператор if… then… else… fi используется для проверки существования аргумента $1. Это делается с помощью test (test — это отдельная команда). Команда test может быть написана двумя способами*: test или [… ]. В примере строка if [ -z $1 ] . выполняется, чтобы увидеть тест (проверку) -z $1.

* — на самом деле тремя источник (прим. переводчика)

-z test проверяет, существует или нет $1. Иначе говоря, строка if [ -z $1 ] проверяет, является ли $1 пустым, что означает, что при запуске этого сценария не было предоставлено никаких аргументов. Если это так, команды после оператора then выполняются.

Обратите внимание, что при написании команды test с квадратными скобками важно использовать пробелы после открывающей скобки и перед закрывающей скобкой, без пробелов команда не будет работать.

Обратите внимание, что оператор then следует сразу за test. Это возможно, потому что используется точка с запятой (;). Точка с запятой является разделителем команд и может заменить новую строку в скрипте.

В операторе then выполняются две команды: команда echo, которая отображает сообщение на экране, и команда read.

Команда read останавливает сценарий, чтобы пользовательский ввод мог быть обработан и сохранен в переменной TEXT. Поэтому read TEXT помещает все введённые пользователем данные в переменную TEXT, которая будет использоваться позже в скрипте.

Следующая часть представлена оператором else. Команды после оператора else выполняются во всех других случаях, что в данном случае означает «иначе, если аргумент был предоставлен». Если это так, то определяется переменная TEXT и ей присваивается текущее значение $1.

Обратите внимание, как определяется переменная: непосредственно после имени переменной стоит знак =, за которым следует $1. Обратите внимание, что вы никогда не должны использовать пробелы при определении переменных.

Затем условия if замыкается с помощью оператора fi. После завершения условия if вы точно знаете, что переменная TEXT определена и имеет значение. Предпоследняя строка скрипта считывает значение переменной TEXT и отображает это значение в STDOUT с помощью команды echo. Обратите внимание, что для запроса текущего значения переменной ссылается на имя переменной, начиная со знака $ перед ним.

Вы можете попрактиковаться на этом примере при работе с вводом.

  1. Откройте редактор и создайте файл с именем text. Введите содержимое кода из листинга 3 в этот файл.
  2. Запишите файл на диск и выполните chmod +x text, чтобы сделать его исполняемым.
  3. Запустите скрипт, выполнив ./text и без дополнительных аргументов. Вы увидите, что он запрашивает ввод.
  4. Запустите скрипт, используя «hello» в качестве аргумента (./text hello). Результат отобразит «you have entered the text hello» в STDOUT.

Использование условий и циклов

Как вы уже видели, в скрипте могут использоваться условные операторы. Эти условные операторы выполняются только в том случае, если определённое условие выполняется.

В bash есть несколько условных операторов и циклов, которые часто используются.

  • if… then… else — используется для выполнения кода, если определенное условие выполняется
  • for — используется для выполнения команд для диапазона значений
  • while — используется для выполнения кода, если выполняется определенное условие
  • before — используется для выполнения кода, пока не выполнено определенное условие
  • case — используется для оценки ограниченного количества конкретных значений

if then else

Подробнее о test можно узнать в справочнике командой man test.

Основная конструкция if есть if… then… fi.

Она сравнивает одно условие, как показано в следующем примере:

В листинге 3 вы увидели, как можно оценить два условия, включая else в выражении. В листинге 4 показано, как можно оценить несколько условий от if до else. Это полезно, если нужно проверить много разных значений.

Обратите внимание, что в этом примере также используются несколько команд test.

Листинг 4. Пример с if then else

Вместо написания полных операторов if… then вы можете использовать логические операторы || а также &&. || является логическим «ИЛИ» и выполнит вторую часть оператора, только если первая часть не верна; && является логическим «И» и выполнит вторую часть оператора только в том случае, если первая часть верна.

Рассмотрим эти две строки:

В первом примере выполняется проверка, чтобы увидеть, пуст ли $1. Если эта проверка верна (что, в основном, означает, что команда завершается с кодом выхода 0), выполняется вторая команда.

Во втором примере команда ping используется для проверки доступности хоста.
В этом примере используется логическое «ИЛИ» для вывода текста «node is not available» в случае неудачной команды ping.

Вы обнаружите, что часто вместо условного оператора if будут использоваться && и ||. В упражнении ниже вы можете попрактиковаться в использовании условных операторов, используя либо if… then… else, либо && и ||.

Упражнение. Использование if… then… else

В этом упражнении вы поработаете над сценарием, который проверяет что является файлом, а что каталогом.

  1. Запустите редактор и создайте скрипт с именем filechk.
  2. Скопируйте содержимое из листинга 4 в этот скрипт.
  3. Запустите с ним пару тестов, такие как ./filechk /etc/hosts, ./filechck /usr, ./filechk non-existing-file.

Цикл for

Цикл for представляет собой отличное решение для обработки диапазонов данных. В листинге 5 вы можете увидеть первый пример с for, где диапазон определяется и обрабатывается, пока в этом диапазоне есть необработанные значения.

Цикл for всегда начинается с ключевого слова for, за которым следует условие, которое необходимо проверить. Затем следует ключевое слово do, за которым следуют команды, которые должны быть выполнены, если условие истинно, завершается цикл с помощью ключевого слова done.

В примере, приведённом в листинге 5, вы можете увидеть, что условие представляет собой диапазон чисел в круглых скобках, назначенных переменной COUNTER.

Внутри ((… )) вычисляются арифметические выражения и возвращается их результат. Например, в простейшем случае, конструкция a=$(( 5 + 3 )) присвоит переменной «a» значение выражения «5 + 3», или 8. Кроме того, двойные круглые скобки позволяют работать с переменными в стиле языка C.

Сначала переменная инициализируется значением 100, и до тех пор, пока значение больше 1, в каждой итерации вычитается 1. Пока условие истинно, значение переменной $COUNTER отображается с использованием команды echo.

В листинге 6 вы можете увидеть один из моих любимых однострочников с for. Диапазон определяется на этот раз как последовательность чисел, начиная со 100 и доходя до 104.

Обратите внимание, как определяется диапазон: сначала вы указываете первое число, затем две точки и указываете последнее число в диапазоне. При этом с for i in для каждого из этих номеров присваивается переменная i. Каждое из этих чисел присваивается переменной i и затем выполняется команда ping, где опция -c 1 гарантирует, что отправляется только один запрос.

Результат выполнения команды ping не учитывается, поэтому её вывод перенаправляется в /dev/null. На основании состояния выхода команды ping выполняется часть выражения за &&. Таким образом, если хост доступен, отображается строка, указывающая, что он работает.

Понимание while и until

Примечание. Так и не понял, что делает этот скрипт. В моём случае используется CentOS 7 и по умолчанию там нет monitor, хотя в скрипте явно написано: Где-то пол часа гуглил для CetOS программу monitor, но так и не нашёл. И вообще не понятно каким тут боком monitor если используется ps aux. В любом случае так и не понял, что делает этот срипт. Большая просьба помочь решить этот вопрос, чтобы откорректировать текст и/или скрипт.

Сценарий в листинге 7 состоит из двух частей. Во-первых, есть цикл while. Во-вторых, есть всё, что нужно выполнить, когда цикл while больше не оценивается как true.

Ядром цикла while является команда ps, которая имеет значение $1.

Обратите внимание на использование grep -v grep, который исключает строки, содержащие команду grep, из результата. Помните, что команда ps будет включать в себя все запущенные процессы, включая команду grep, которой передаётся вывод команды ps. Это может привести к ложному положительному совпадению.

Вывод команды ps aux перенаправляются в /dev/tty11. Это позволяет позже прочитать результаты из tty11, если это необходимо, но они не отображаются по умолчанию.

После операторов while следуют команды, которые необходимо выполнить, если проверяемое условие истинно. В данном случае это команда sleep 5, которая приостанавливает выполнение скрипта на 5 секунд.

Пока условие оператора while истинно, цикл продолжает выполняться. Если же условие ложно (что в данном случае означает, что процесс больше не доступен), то цикл останавливается и могут выполняться команды, следующие за ним.

Вам должны быть знакомы все эти команды, кроме последней. В строке mail -s “process $1 has stopped” root

Источник

Читайте также:  Что делать если установщик windows не установлен
Оцените статью