- Компиляция и установка программ из исходников
- Содержание
- Распаковка
- Сборка пакета
- Установка
- Правильная установка(Вариант №1)
- Правильная установка(Вариант №2)
- Установка (вариант №3)
- Неправильная установка
- Ошибки
- Необходимое программное обеспечение
- Просто о make
- Make- основные сведения
- Простейший Makefile
- Компиляция из множества исходников
- Инкрементная компиляция
- Фиктивные цели
- Переменные
- Автоматические переменные
- Configure Make Install
- Перед установкой
- Configure
- Install
Компиляция и установка программ из исходников
Содержание
Не редко необходимые пакеты можно найти только в виде исходных текстов, в данной статье описывается метод установки пакета из исходных текстов.
Распаковка
Программы обычно распространяются в упакованных архивах, это файлы с расширениями
Нужно понимать отличие между архиватором и упаковщиком.
Для архивации директорий и файлов используется программа tar; результатом её работы является файл с расширением .tar. Грубо говоря, это копия файловой системы — директорий и файлов с их атрибутами и правами доступа, помещённая в один файл.
Данный файл по размеру будет чуть больше, чем суммарный размер файлов, которые были архивированы. Поэтому (а может и по другой причине) используют упаковщики — программы, которые позволяют уменьшить размер файла без потери данных.
Программа tar умеет распаковывать, поэтому не нужно вызывать gunzip, а можно просто указать программе tar, что файл нужно cначала распаковать. Например, команда
сразу распакует и разархивирует. Отличие файлов с расширениями
лишь в том, что использовались разные упаковщики, программа tar определяет метод сжатия автоматически и дополнительных опций в данном случае не требуется.
После распаковки необходимо перейти в полученный каталог, все описываемые ниже команды выполняются в каталоге с исходными текстами пакета.
Сборка пакета
Для сборки программ в GNU/Linux используется (в основном) программа make, которая запускает инструкции из Makefile, но поскольку дистрибутивов GNU/Linux много, и они все разные, то для того чтобы собрать программу, нужно для каждого дистрибутива отдельно прописывать пути,где какие лежат библиотеки и заголовочные файлы. Программисты не могут изучать каждый дистрибутив и для каждого отдельно создавать Makefile. Поэтому придумали конфигураторы, которые «изучают» систему, и в соответствии с полученными знаниями создают Makefile. Но на конфигураторе они не остановились и придумали конфигураторы конфигураторов …на этом они остановились
Для сборки нам нужны компиляторы: они прописаны в зависимостях пакета build-essential, так что достаточно установить его со всеми зависимостями. Ещё нужны autoconf и automake.
Итак, чтобы собрать что-то из исходников, нужно сначала собрать конфигуратор; как собрать конфигуратор, описано в файле configure.in. Для сборки конфигуратора необходимо выполнить
Если таких скриптов в архиве не оказалось, то можно выполнить последовательно следующие команды:
Все эти команды используют файл configure.in. После выполнения этих команд создастся файл configure. После этого необходимо запустить конфигуратор для проверки наличия всех зависимостей, а также установки дополнительных опций сборки (если возможно) и просмотра результата установки (опционально- может не быть)
Конфигуратор построит Makefile основываясь на полученных знаниях и файле makefile.am. Можно передать конфигуратору опции, предусмотренные в исходниках программы, которые позволяют включать/отключать те или иные возможности программы, обычно узнать о них можно командой
Также есть набор стандартных опций, вроде
, которая указывает, какой каталог использовать для установки. Для Ubuntu обычно
БЕЗ слеша в конце! Теперь можно запустить процесс сборки самой программы командой
Для сборки достаточно привелегий обычного пользователя. Окончанием сборки можно считать момент, когда команды в консоли перестанут «беспорядочно» выполняться и не будет слова error. Теперь всё скомпилировано и готово для установки.
Установка
Усилия потраченные на Правильную установку в последствии с лихвой окупятся в случае удаления или обновления устанавливаемого программного обеспечения.
Правильная установка(Вариант №1)
Установка при помощи утилиты checkinstall. Для установки выполните
Для создания и установки deb-пакета необходимо выполнить
Правильная установка(Вариант №2)
Быстрое создание deb-пакета «вручную».
Установка (вариант №3)
Процедура создания deb-пакета подробно описана в данной статье.
Неправильная установка
Для установки необходимо выполнить
Для удаления пакета, установленного данным способом необходимо выполнить в корневой директории исходников программы (там где вы запускали make install).
Ошибки
Часто на этапе конфигурации конфигуратор сообщает, что нехватает той или иной библиотеки. Название библиотеки, которое он сообщает, не всегда соответствует названию пакета в Ubuntu. Из собственного опыта могу посоветовать поискать в Синаптике нужный пакет, исключив префикс lib, если нашлось несколько пакетов различающихся приставкой -dev в названии, то вам нужно установить именно -dev пакет (обычно он тянет за собой и не -dev пакет). Можно ещё поискать с помощью http://packages.ubuntu.com/, введя имя библиотеки в поиск по содержимому пакетов, аналогично, если найдётся dev и не dev, нужны оба . Ну или просто поискать в Google.
Необходимое программное обеспечение
Пакеты с буквами mm в конце описания — это пакеты для C++ программ. Список для bmpx, но подойдёт почти для любой GTK2/Gnome программы. Так что если не получается собрать, то посмотрите на этот список и сверьте с тем что у вас установлено.
Источник
Просто о make
Меня всегда привлекал минимализм. Идея о том, что одна вещь должна выполнять одну функцию, но при этом выполнять ее как можно лучше, вылилась в создание UNIX. И хотя UNIX давно уже нельзя назвать простой системой, да и минимализм в ней узреть не так то просто, ее можно считать наглядным примером количество- качественной трансформации множества простых и понятных вещей в одну весьма непростую и не прозрачную. В своем развитии make прошел примерно такой же путь: простота и ясность, с ростом масштабов, превратилась в жуткого монстра (вспомните свои ощущения, когда впервые открыли мэйкфайл).
Мое упорное игнорирование make в течении долгого времени, было обусловлено удобством используемых IDE, и нежеланием разбираться в этом ‘пережитке прошлого’ (по сути — ленью). Однако, все эти надоедливые кнопочки, менюшки ит.п. атрибуты всевозможных студий, заставили меня искать альтернативу тому методу работы, который я практиковал до сих пор. Нет, я не стал гуру make, но полученных мною знаний вполне достаточно для моих небольших проектов. Данная статья предназначена для тех, кто так же как и я еще совсем недавно, желают вырваться из уютного оконного рабства в аскетичный, но свободный мир шелла.
Make- основные сведения
make — утилита предназначенная для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile, который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:
1) целями (то, что данное правило делает);
2) реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
3) командами (выполняющими данные преобразования).
В общем виде синтаксис makefile можно представить так:
То есть, правило make это ответы на три вопроса:
Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:
Простейший Makefile
Предположим, у нас имеется программа, состоящая всего из одного файла:
Для его компиляции достаточно очень простого мэйкфайла:
Данный Makefile состоит из одного правила, которое в свою очередь состоит из цели — «hello», реквизита — «main.c», и команды — «gcc -o hello main.c». Теперь, для компиляции достаточно дать команду make в рабочем каталоге. По умолчанию make станет выполнять самое первое правило, если цель выполнения не была явно указана при вызове:
Компиляция из множества исходников
Предположим, что у нас имеется программа, состоящая из 2 файлов:
main.c
Makefile, выполняющий компиляцию этой программы может выглядеть так:
Он вполне работоспособен, однако имеет один значительный недостаток: какой — раскроем далее.
Инкрементная компиляция
Представим, что наша программа состоит из десятка- другого исходных файлов. Мы вносим изменения в один из них, и хотим ее пересобрать. Использование подхода описанного в предыдущем примере приведет к тому, что все без исключения исходные файлы будут снова скомпилированы, что негативно скажется на времени перекомпиляции. Решение — разделить компиляцию на два этапа: этап трансляции и этап линковки.
Теперь, после изменения одного из исходных файлов, достаточно произвести его трансляцию и линковку всех объектных файлов. При этом мы пропускаем этап трансляции не затронутых изменениями реквизитов, что сокращает время компиляции в целом. Такой подход называется инкрементной компиляцией. Для ее поддержки make сопоставляет время изменения целей и их реквизитов (используя данные файловой системы), благодаря чему самостоятельно решает какие правила следует выполнить, а какие можно просто проигнорировать:
Попробуйте собрать этот проект. Для его сборки необходимо явно указать цель, т.е. дать команду make hello.
После- измените любой из исходных файлов и соберите его снова. Обратите внимание на то, что во время второй компиляции, транслироваться будет только измененный файл.
После запуска make попытается сразу получить цель hello, но для ее создания необходимы файлы main.o и hello.o, которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что make выполняет правила рекурсивно.
Фиктивные цели
На самом деле, в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:
Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем на время о скрипте configure). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install, а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:
- all — является стандартной целью по умолчанию. При вызове make ее можно явно не указывать.
- clean — очистить каталог от всех файлов полученных в результате компиляции.
- install — произвести инсталляцию
- uninstall — и деинсталляцию соответственно.
Для того чтобы make не искал файлы с такими именами, их следует определить в Makefile, при помощи директивы .PHONY. Далее показан пример Makefile с целями all, clean, install и uninstall:
Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.
Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит hello. Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить как будет работать этот скрипт. Так же следует обратить особое внимание на то, что если файл hello уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов, можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:
Для выполнения целей install/uninstall вам потребуются использовать sudo.
Переменные
Все те, кто знакомы с правилом DRY (Don’t repeat yourself), наверняка уже заметили неладное, а именно — наш Makefile содержит большое число повторяющихся фрагментов, что может привести к путанице при последующих попытках его расширить или изменить. В императивных языках для этих целей у нас имеются переменные и константы; make тоже располагает подобными средствами. Переменные в make представляют собой именованные строки и определяются очень просто:
Существует негласное правило, согласно которому следует именовать переменные в верхнем регистре, например:
Так мы определили список исходных файлов. Для использования значения переменной ее следует разименовать при помощи конструкции $( ); например так:
Ниже представлен мэйкфайл, использующий две переменные: TARGET — для определения имени целевой программы и PREFIX — для определения пути установки программы в систему.
Это уже посимпатичней. Думаю, теперь вышеприведенный пример для вас в особых комментариях не нуждается.
Автоматические переменные
Автоматические переменные предназначены для упрощения мейкфайлов, но на мой взгляд негативно сказываются на их читабельности. Как бы то ни было, я приведу здесь несколько наиболее часто используемых переменных, а что с ними делать (и делать ли вообще) решать вам:
Источник
Configure Make Install
NB: Чем лучше Вы разбираетесь в C++, Linux и работе компиляторов — тем проще Вам будет разобраться с configure make install
Перед установкой
Сначала Вам скорее всего нужно скачать архив с программой, которую Вы хотите установить.
Например, команда для скачивания python3.7:
Затем распаковать архив
tar -xf Python-3.7.0.tgz
И перейти в только что распакованную директорию
В этой директории скорее всего будет находиться скрипт configure
Configure
configure — это не команда linux а скрипт, который обычно лежит в папке к configure
Означает, что означает что префикс установки /usr ,
Бинари уходят в usr/bin
libraries в usr/lib
Проверяется наличие всего необходимого
Создается файл MakeFile
—prefix=PREFIX — папка для установки программы, вместо /, например, может быть /usr/local/, тогда все файлы будут распространены не по основной файловой системе, а в /usr/local;
—bindir=DIR — папка для размещения исполняемых файлов, должна находится в PREFIX;
—libdir=DIR — папка для размещения и поиска библиотек по умолчанию, тоже в PREFIX;
—includedir=DIR — папка для размещения man страниц;
—disable-возможность — отключить указанную возможность;
—enable-возможность — включить возможность;
—with-библиотека — подобно enable активирует указанную библиотеку или заголовочный файл;
—without-библиотека — подобное disable отключает использование библиотеки.
.cpp файлы компилируются в .o файлы
один .h файл может использоваться несколькими .cpp файлами
makefile нужны для того чтобы печатать меньше названий файлов и опций вручную.
С их помощью можно делать build только тех файлов, которые изменились.
Make это инструмент, который вызывает компиллятор. Можно указать тот компиллятор который нужен именно Вам.
С помощью инструкций в makefile можно указать какие именно файлы нужно заново компилировать.
Рассмотрим пример из C++ .
В директории находятся три .cpp файла, два .h файла и три .o файла, оставшиеся от прошлой компиляции.
- Example.cpp , Example.o
- Second.cpp , Second.h , Second.o
- Third.cpp , Third.h , Third.o
Все они нужны для проекта и не могут быть объединены в один файл.
Известно, что Example.cpp включает в себя файл Second.h и других зависимостей не имеет.
Мы хотим, чтобы при изменении самого Example.cpp либо его зависимости Second.h начиналась новая компиляция Example.cpp а затем новый Example.o линковался со старыми Second.o и Third.o
Для этого напишем Makefile aomake
all: simple simple: Example.o Second.o Third.o g++ Example.o Second.o Third.o — Simple Example.o: Example.cpp Second.h g++ -c Example.cpp
Отступы нужно ставить табуляцией
Смотрим на последние две строки:
Если Second.h или Example.cpp (в который включен Second.h) изменились нужно компилировать файл Example.cpp после чего получается object файл Example.o и, как видно из первых двух строк — после обновления Example.o все object файлы линкуются.
Выигрыш в этой ситуации заключается в том, что нам не нужно было перекомпилировать Second.cpp и Third.cpp мы просто перелинковали уже существующие Second.o Third.o с новым Example.o
Чтобы запустить этот файл нужно к команде make добавить опцию f и название файла
У файла Second.cpp две зависимости: Second.h и Third.h
У файла Third.cpp только одна зависимость: Third.h
Учтём эти зависимости в нашем aomake
all: simple simple: Example.o Second.o Third.o g++ Example.o Second.o Third.o — Simple Second.o: Second.cpp Second.h Third.h g++ -c Second.cpp Third.o: Third.cpp Third.h g++ -c Third.cpp Example.o: Example.cpp Second.h g++ -c Example.cpp
Ещё одной полезной опцией является j
-j — jobs Определяет число работ — jobs (commands) которые запускаются одновременно.
Если указано больше чем одна -j опция, то применяться будет последняя.
Если -j опция дана без аргументов make не будет ограничивать количество работ запускаемых одновременно. То есть запуститься сможет неограниченное количество работ одновременно.
Более подробную информацию по Makefile вы можете найти в статье «makefile tutorial»
Install
Make — это не единственный способ устанавливать программы под linux. Более того, за сорок с лишним лет существования утилиты make вышло много её версий.
Прежде чем ставить что-то по-старинке с make install — советую изучить checkinstall
Источник