- iOS и macOS станут одной системой. Теперь это очевидно
- 1. У компьютеров, смартфонов и планшетов Apple почти одинаковая начинка
- 2. В Xcode легко создавать кроссплатформенные приложения
- 3. Handoff давно намекает на единую систему
- 4. В macOS, iOS и iPadOS с каждым годом все больше общего
- 5. macOS становится более закрытой, а iOS – более открытой
- 6. Проблем с адаптацией софта не будет
- Какие проблемы нужно решить перед объединением систем
- Когда ждать единую OS
- Mac OS X глазами Windows-юзера
- Плавность и красота.
- Шрифты.
- Быстродействие.
- Где мою меню, чувак.
- Клавиатура.
- Встроенные удобности.
- Установка и удаление программ.
- Админ юзер и безопасность.
- Сторонний софт.
- Вывод.
iOS и macOS станут одной системой. Теперь это очевидно
Многие поклонники технологий помнят слова старшего вице-президент Apple по разработке программного обеспечения на WWDC 2018. Тогда Крейг Федериги положил конец слухам о возможном слиянии iOS и macOS прямо во время презентации.
Присутствующие в зале и телезрители увидели красноречивый слайд, который заставил замолчать сторонников теории единой яблочной ОС на время.
Нечто подобное ранее сообщал и глава компании Тим Кук в многочисленных интервью.
Тем не менее, купертиновцы явно ведут активную работу по слиянию трех операционных систем в одну. На это намекает сразу ряд факторов, которые просто не могут быть случайностью.
1. У компьютеров, смартфонов и планшетов Apple почти одинаковая начинка
Одним из главных прорывов от Apple в нынешнем году стала презентация собственного процессора M1 и сразу трех моделей компьютеров под его управлением.
Новый чип разработан на базе кристалла SoC и объединяет в себе большую часть компонентов, которые ранее располагались на материнской плате. Это максимально роднит новые компьютеры Apple со смартфонами и планшетами компании.
Единая архитектура мобильных и настольных гаджетов – верный признак того, что устройства скоро станут работать на одной общей ОС.
Разработчикам из Купертино было бы легче запустить на новых Mac с M1 операционную систему iOS или iPadOS, чем адаптировать код полноценной macOS под новую архитектуру.
В любом случае у Apple есть две операционные системы, которые могут работать практически на одинаковом железе. Развивать и поддерживать обе будет крайне нецелесообразно в будущем.
2. В Xcode легко создавать кроссплатформенные приложения
Практически всю необходимую работу по адаптации софта под ARM-чипы “яблочные” специалисты уже проделали. Сторонние создатели программ для операционных систем Apple могут запросто переносить свои решения с одной платформы на другую.
Делается это минимальными изменениями в среде Xcode, а простые проекты и вовсе пересобираются в автоматическом режиме. Нужно лишь отметить соответствующие галочки в собственном проекте.
Это максимально сближает программы из мобильного App Store и настольного Mac App Store. Примерно через год-два практически все приложения в магазине могут стать кроссплатформенными (разумеется, кроме WhatsApp и Instagram).
3. Handoff давно намекает на единую систему
Хоть ранее Кук и компания всячески опровергали слухи о скором слиянии macOS и iOS, но некоторые фишки экосистемы буквально намекают на такой ход событий.
Handoff и Continuity предполагают работу в одном приложении на разных устройствах. Начали читать статью в Safari на iPhone, а продолжили чтение на Mac. Создали документ в Pages на компьютере, а потом с легкостью продолжили его редактирования на планшете.
Это не банальное сохранение изменений в облаке, а буквально продолжение работы в одном и том же приложении, которое отличается лишь интерфейсом под определенную версию ОС.
Купертиновцы внедрили это в большинство стандартных программ и всячески поощряли сторонних разработчиков добавлять подобные изменения в свои кроссплатформенные приложения.
В идеале именно одинаковые приложения на Mac, iPhone и iPad должны были привести пользователя к одной общей операционной системе.
4. В macOS, iOS и iPadOS с каждым годом все больше общего
Практически каждое ключевое обновление операционных систем переносит фишки с мобильной версии в настольную и обратно.
Курс на сближение был взят еще в 2014 году, когда в Mac OS X 10.10 Yosemite вслед за iOS отказались от скевоморфизма, а для удобства пользователей появился тот самый набор возможностей Handoff.
Через два года macOS и iOS имели практически одинаковый набор стандартных приложений, на компьютерах Mac появился ассистент Siri из iOS и поддержка Apple Pay.
Обновление систем в нынешнем году практически объединило устройства единым дизайном и оформлением, на Mac появился аналог Пункта управления, а в iPadOS поиск Spotlight с расширенными возможностями.
За последние годы планшеты и смартфоны Apple обзавелись полноценной поддержкой клавиатур, научились работать с внешними манипуляторами, а с одним из апдейтов iOS 13 даже получили собственный экранный курсор.
В Apple не скрывают, что многие стандартные приложения давно разрабатываются в кроссплатформенном режиме.
5. macOS становится более закрытой, а iOS – более открытой
Главным принципиальным отличием двух систем являются различия в правах доступа. Настольная ОС дает пользователю максимальные возможности по настройке, кастомизации и управлению данными, в то время, как iOS не позволяет практически ничего.
Такое четкое разграничение существовало еще несколько лет назад, но в последние годы ситуация меняется.
В мобильной ОС появился хоть и урезанный, но вполне годный файловый менеджер, система научилась работать с внешними накопителями, а подключить флешку или карту памяти гораздо проще и легче. С каждым годом в iOS добавляется все больше настроек и опций для кастомизации. Те же команды Siri хоть и выглядят адскими костылями, но крайне похожи на Автоматор из macOS.
Настольную систему все больше защищают, при этом помещая приложения в “песочницу”. Права пользователя с каждым годом урезаются, а для выполнения привычных ранее действий, вроде загрузки с внешнего накопителя, приходится немного потанцевать с бубном.
Как иначе можно объяснить планомерное закрытие возможностей в настольной системе и расширение прав в мобильной, как не их скорым слиянием?
6. Проблем с адаптацией софта не будет
Уже сейчас есть все инструменты для того, чтобы разработанные под процессоры Intel программы без проблем запускались на процессорах Apple. Для этого купертиновцы внедрили свой набор команд и инструкций под названием Rosetta 2.
Среда позволяет запускать любое совместимое с macOS ПО, которое было написано для старых версий Mac, на новых ARM-процессорных компьютерах. Работает среда без проблем и нареканий, ощущается небольшое падение производительности и повышенный расход аккумулятора на ноутбуках.
Никто не мешает Apple сделать аналогичную среду эмуляции Rosetta 3 во время объединения систем и подождать, когда разработчики сами допилят приложения под новую систему.
Представленная на WWDC 2020 система Universal 2 позволяет создателем программ и игр сразу компилировать код в совместимый с процессорами M1 и Intel.
Такую же систему можно запустить во время перехода на единую ОС, чтобы облегчить создание кроссплатформенных приложений.
Набор средств для портирования приложений Mac Catalyst (ранее известный как Project Catalyst) позволяет быстро адаптировать написанные для iPad приложения под увеличенные экраны компьютеров Apple.
Все эти программные инструменты делают максимально комфортным для разработчиков переход на новую архитектуру процессоров Apple. Так же купертиновцы позаботятся о создателях ПО во время объединения своих систем.
Какие проблемы нужно решить перед объединением систем
У Apple есть две основных проблемы, которые следует обязательно устранить перед слиянием iOS и macOS.
Первая – нужно объединить iPad и MacBook. Сейчас планшет не позволяет полноценно работать даже в офисных приложениях из-за урезанной клавиатуры и скудных возможностей подключаемой мыши или трекпада.
Ноутбук в свою очередь не получает поддержку сенсорного дисплея, как это происходит в мире Windows.
В линейке гаджетов должен обязательно появиться условный “MacPad”, который обладал бы преимуществами портативного планшета с сенсорным дисплеем и мог бы превращаться в полноценную стационарную машину для работы.
Вторая проблема – набор доступных приложений для объединённой ОС. Сейчас в iOS и iPadOS программы проходят жесткую модерацию для попадания на прилавки App Store, а в macOS можно установить любое стороннее ПО, которое по каким-то причинам не удовлетворяет политике Apple.
При слиянии систем будет невозможном загнать всех разработчиков полноценных программ в Mac App Store, но и открыть доступ к любому софту на iPhone тоже рисковано.
Придется сделать определенный выбор и пойти на компромисс в сторону одной из линеек устройств.
Когда ждать единую OS
Единая операционная система Apple хоть и выглядит логичным витком эволюции, но ждать ее в ближайшие пару лет точно не стоит. Сейчас все силы купертиновцев брошены на перевод разных линеек компьютеров на чипы собственного производства.
На одном из слайдов летней WWDC 2020 Кук пообещал закончить переход с Intel на чипы линейке Apple M в ближайшие два года. Это значит, что все актуальные модели 2023 года точно будут оснащаться ARM чипами Apple.
Не стоит забывать и о долгом сроке поддержки старых яблочных компьютеров. Вряд ли в компании пойдут на выпуск единой ОС, когда в линейке будет большое количество поддерживаемых Intel-моделей.
Это потребует адаптацию операционки под не самую энергоэффективную платформу, а еще откроет дверь в мир новой системы для армии хакинтошников.
Цикл поддержки старых Mac составляет около 6-7 лет. С наступающим переходим на ARM-чипы его могут немного сократить, но не очень сильно. В любом случае придется дождаться, когда самому свежему Mac с процессором Intel исполнится минимум 5 лет.
Думаю, что ждать единую ОС на iPhone, iPad и Mac следует в 2027-29 годах , а следуя логике системы поддержки мобильных гаджетов, обновиться на неё смогут владельцы iPhone 13s или iPhone 14.
Источник
Mac OS X глазами Windows-юзера
Т.к. моя работа в последнее время связана с разработкой под iOS, мне периодически приходится пересекаться с Mac OS. В этой статье я расскажу о своих впечатлениях об этой системе глазами человека, который всю свою сознательную жизнь провел за виндами.
Сразу скажу — что Mac OS — это не обязательно Apple. Т.к. есть такие проекты, как «Хакинтош», которые позволяют ставить эту OS на любые компьютеры. Конечно, в этом случае вам понадобится нефиговый бубен (особенно если у вас АМД), но факт остается фактом — это возможно. Правда, не всегда гладко. Например, я ставя хакинтош на свой AMD, два дня сидел в гугле в поисках сначала сборки, потом драйверов и прочих фиксов. Кстати, один критичный баг, когда весь флэш-контент (в т.ч. и видео) периодически фризился в браузере — я не поборол. Но про установку макоси на PC я распространяться не буду — это тема для целого отдельного топика.
Есть у меня опыт и работы с родной Mac OS на Mac Mini (кстати, несмотря на свою дороговизну — эта машинка определенно обладает своим очарованием! особенно когда понимаешь, что эта алюминиевая коробочка чуть больше роутера размером может тягаться с огромным шумным компом 3-летней давности).
Плавность и красота.
Первое, что мне бросилось в глаза — это плавность. Все красиво анимированно, все выезжает, сворачивается, разворачивается… Все кнопочки и прочие элементы интерфейса вылизаны до блеска. Нет, не сказал бы, что в Windows 7 (про «восьмерку» я промолчу) все некрасиво. Но такое чувство, что в макоси оно просто еще красивее.
Шрифты.
На тему шрифтов в маке сломано немало копий. Первое ощущение после виндов — «жирные и размытые». Дело в том, что винда всегда пытается подогнать толщину линий шрифтов под целое количество пикселей, а макось рисует как есть. Кстати, по этому многие типографы предпочитают работать с маками, т.к. на маках шрифты выглядят именно так, как будут потом смотреться на бумаге.
На мониторе же… Сначала — непривычно.
Но чем больше работаешь — тем больше влюбляешься в них. Особенно красиво выглядят интерфейсы с этими шрифтами:
И уже через пару часов они не выглядят «жирными и размытыми». Более того — перелезая обратно на винды — лично мне начинает нехватать этих шрифтов.
Быстродействие.
И при этом — все очень быстро и плавно. Скорость — это второе, что ощущаешь. Как я говорил выше, я имел опыт использования MacOS (хакинтош) параллельно с Windows 7 на одном компе. Так вот — на одной и той же машине ощущение, что макось работает быстрее. Грузится она быстрее раза в 2 (но здесь — не корректное сравнение, т.к. макось у меня еще не загаженная, а «семерка» стоит испокон веков). Тяжеловесный софт (мерил на Photoshop’е и Flash’е) запускается где-то на 30% быстрее.
Но главное даже не в этом. Как часто в виндах случается такое, что какое-то действие приводит к песочным часикам о потери отклика системы? При чем иногда я «ловил» такое просто на ровном месте. Заходишь в папку — и все. Сиди, жди пол минуты, пока винда что-то там обдумает. Несмотря на то, что курсор анимируется и двигается, система — фризится. Сделать ничего нельзя.
В Mac OS такого нет (ну, или я не ловил). Даже если какая-то программа подвисла, это никак не сказывается на отзывчивости остальных программ и интерфейса. Иконки в доке продолжают няшно увеличиваться при наведении и все отлично работает.
Док — это панелька с иконками внизу экрана. Типа виндовой панели задач. Но организовано тут все несколько иначе.
На данный момент я провел достаточно времени под макосью, но все равно — мне эта идея дока кажется не слишком очевидной. Красиво — бесспорно. Но с точки зрения юзабилити…
Для тех, кто не в курсе — расскажу в паре слов, как это работает.
В левой части дока (которую на этом скрине я сократил, но она занимает где-то 70%) — то, что в Windows называлось бы «закрепленные приложения». Т.е. эти иконки есть всегда. Эта же часть работает как обычная панель задач, т.е. все свежезапущенные приложения попадают сюда же. В принципе — пока что похоже на Windows. Только вот индикатор запущенности в виндах явно очевиднее. Здесь же — узнать, запущенно ли приложение можно только по крошечной точке-лампочке внизу (видите, под первыми двумя иконками голубые огоньки?).
Правая часть дока — вообще нечто странное. Там есть корзина (это понятно), папочки «приложения», «мои документы» и т.п. — это тоже понятно. Но почему-то все сворачиваемые окошки — попадают сюда же. Но одновременно и остаются в левой части. Вот, посмотрите на Firefox. Он есть и в левой части (а т.к. он запущен — под ним горит лампочка), но т.к. я его свернул (минимизировал) — то он улетел и в правую часть тоже. В чем великая суть — я так и не понял (update: это поведение можно отключить в настройках дока).
Закрытие программ тоже организованно странно. Закрытие «крестиком» как правило не закрывает приложение. А сворачивает его в левую часть дока. Т.е. оно закрывается (выгружает все открытые документы и т.п), но при этом — все равно висит в памяти и готово восстановиться в любую секунду. Возможно, при текущих объемах памяти — это и оправдано. Просто, непривычно. Чтобы убить приложение совсем — нужно щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать соответствующий пункт меню (ну, или нажать Ctrl+Q).
Кстати, о том, что кнопки закрытия, максимизации и минимизации окна находятся слева, а не справа, как мы привыкли — вообще не доставляет дискомфорта. Привыкаешь моментально.
Где мою меню, чувак.
Еще одна необчыность Mac OS для вин-юзера — это меню программ. В виндах мы привыкли, что менюшки всегда под заголовком. В маке же — меню приложения всегда на самом верху экрана. Независимо от размера окна и т.п.
Ниже — наглядный пример. Окно Firefox’а не на весь экран, а менюшка все равно — в самом верху.
Стоит признать, что это удобно. Всегда знаешь, где искать меню.
Клавиатура.
У меня нет мак-клавиатуры, так что сначала я ничего не понимал. Далее, я нашел в настройках возможность переназначить клавиши-модификаторы и поменял местами мак-клавишу и ctrl. Теперь нажимая на своей клавиатуре привычное «Ctrl+C» — я получаю ожидаемый результат.
Единственное, к чему придется привыкать — это Ctrl+Tab вместо Alt+Tab. И смена языка ввода на Ctrl+Space (нет, переназначить на Alt+Shift или тому подобные — нельзя).
Вот, что меня удивило — это что мак под умолчанию очень странно относится к клавишам Home и End. Вместо ожидаемых переходов в конец/начало строки — они переходят в конец и начало всего документа. Кому пришло это в голову — я не представляю. Работая с текстом или кодом — мне почти никогда не нужно прыгать в конец всего — но очень часто в конец строки.
Слава Богу, — это лечится. Но не везде одновременно. Во-первых — есть скрипт, который исправляет системный биндинг клавиш и Home/End почти везде начинают работать нормально. Но не везде. Так, где это не пофиксилось — придется искать отдельные решения. Например, во многих IDE это придется выставлять в настройках. А в Firefox — так вообще пришлось скачать отдельный плагин «Keyfixer».
Встроенные удобности.
В Mac OS X встроен функционал, который отродясь в виндах подключался либо разной кривости утилитами, либо вводится только теперь.
Во-первых — это многодесктопность. Удобное переключение между рабочими столами, возможность назначить на каком раб. столе запускать какое приложение и прочие мелочи…
Во-вторых — это активные углы экрана (настраиваемые, конечно). Т.е. подвел мышку к левому верхнему углу — и плавно выехал Mission Control (визуальное представление всех открытых окон):
Ну, и еще куча мелких полезностей, половины которых я пока и сам не знаю. Например, недавно нужно было выровнять на экране объект с точностью до пикселя. В макоси есть встроенная возможность моментально увеличить экран колесиком, зажав клавишу-модификатор. Или встроенная утилита, делающая скрин-шот и кладующая его в папку по комбинации клавиш. Да, есть возможность задавать системные горячие клавиши.
Установка и удаление программ.
Вот тут — я был очень приятно удивлен.
В большинстве своем программы под мак — это просто отдельные упакованные папки, в которых они и запускаются. В большинстве случаев установка программы — это копирование ее в папку с программами (исключение — только некоторые большие и сложные комплексы типа Adobe или XCode). При этом установленная программа не лезет ни в какой реестр (его, собственно, и нет вообще), ни в какие системные папки (опять-таки — за исключением утилит, которые реально внедряются в систему). Скопировал ее в свою папочку — и там она копашится. Нужно удалить — просто стер папку за 0.1 секунду и все. Все быстро, понятно и для человека. Никаких многошаговых установщиков с кучей вопросов и галочек.
Админ юзер и безопасность.
Пробовали ли вы сидеть в виндах со включенным контролем учетных записей? (UAC)
По-моему — это ад. Каждая вторая программа будет запрашивать админский пароль и т.п. Даже если это какой-нить вшивый текстовый редактор на 500 килобайт — есть вероятность, что ему потребуется залезть в защищенные области системы.
В маке же с этим все гораздо лучше. Админский пароль просят только действительно системные утилиты. При обычной работе желания выключить UAC не возникает вообще (кстати, я даже не уверен — возможно ли это!).
Про почти полное отсутствие вирусов вы слышали, наверняка. (Поймать вирус на маке можно только если ты его сам себе поставишь)
Также, порадовала встроенная «Связка ключей» — утилита для хранения зашифрованной информации, паролей и т.п. Которая тесно интегрируется со всем вокруг. Теперь вам не нужно беспокоиться, где браузер хранит ваши пароли. Он их хранит в зашифрованном месте.
Сторонний софт.
По-началу я боялся, что софта я не найду, или не найду бесплатного (взломанного). Но с этим делом ничуть не хуже чем на PC. Кстати, тот же MS Office есть и под мак 😉
Кроме того, если вам очень уж надо запустить что-то виндовое — то есть великолепное решение — «Parallels Desktop». Это не обычная виртуальная машина. Это действительно — жутко удобная система!
Вы ставите Parallels Desktop, оно тут же предлагает поставить Windows (нужен образ с виндой, конечно же). Вы ставите винду и начинается магия…
Конечно, есть возможность работать с виндой в отдельном окошке… но это неинтересно. Гораздо интереснее система интеграции винды называемая «Coherence». Суть ее в том, что после установки винды, она запускается где-то в фоне (вы об этом узнаете только по соответствующему звуку) и после чего вы сможете работать с любыми виндовыми программами как с маковскими.
Как вам такой симбиоз?
Кроме всего прочего, все ваши виндовые программы объединятся в специальную папочку и вы сможете запускать их как маковские.
А в завершение, на таскбаре появятся виндовые иконки и кнопочка, которая позволит вызвать меню «Пуск».
Да, и папка «Мои документы» — окажется тоже общей для винды и макоси.
Вывод.
Что я вам скажу? Мне очень понравилась Макось. Есть желание использовать ее всегда и везде 🙂
А вам — советую хотя бы попробовать. Особенно учитывая, что поставить ее можно почти на любую железку (все зависит только от прямоты ваших рук, качества бубна и наличия времени/желания).
UPDATE: Господа *ксоиды, не нужно, плз, советовать ставить вашу ОС. Я — работаю. Мне нужны Photoshop, Flash, Unity, XCode, iTunes. И я не хочу запускать основные программы, с которыми я работаю 90% времени под виртуализацией.
Статья претендует лишь на субъективный взгляд юзера, которому нужно решать определенные задачи. И ни в коем случае не претендует на холивар MacOS vs Linux. Вам удобнее линукс? Рад за вас! Винда? Ради Бога! Мне понравилась макось. Пис! 🙂
Источник