- Что такое Linux (и другие вопросы)
- Что такое Linux
- Что значит ядро Linux?
- Linux — это версия Unix?
- Что такое дистрибутив Linux
- Почему дистрибутивов так много
- Получается, Linux — это бесплатно?
- Как выглядит интерфейс Linux
- Для чего используется Linux
- Можно ли играть в игры на Linux
- А что со специализированным железом и софтом?
- Можно ли запускать на Linux программы от MacOS или Windows?
- Что дальше
- 30 лет Линукса. Интервью с Линусом Торвальдсом. Часть 2
- Распределенная система контроля версий Git
Что такое Linux (и другие вопросы)
Быстрое знакомство с самой многогранной операционной системой
Операционная система Linux работает почти на всех серверах в интернете. При этом Linux — это не название какой-то одной операционной системы, а общее название для сотен систем. Давайте разберёмся, как это вообще возможно.
Что такое Linux
Linux — это одновременно две вещи:
- Название ядра операционной системы (то есть центральный модуль, который отвечает за базовые возможности системы).
- Название семейства операционных систем, в которое, по разным подсчётам, входит от 500 до 600 операционок для разных задач.
Отдельной операционки под названием Linux нет, но если вы знаете принципы работы одной системы, вы сможете легко разобраться во всех остальных.
Что значит ядро Linux?
Ядро Linux — это то, что разработал программист Линус Торвальдс, когда хотел получить основные возможности UNIX, но без ограничения на коммерческое использование.
Ядро операционной системы отвечает за её базовые команды и операции, которые она умеет делать:
- управление памятью — выделить место программе, ограничить, очистить;
- управление процессами — запустить, дать ресурсы, убить;
- управление железом — в ядро встроены драйверы для некоторого набора оборудования, чтобы операционка сразу работала на железе;
- обмен информацией между процессами, службами и программами — чтобы программы могли отправлять запросы в интернет, писать данные на диск, читать с диска, запускать друг друга, обращаться к системе и т. д.
Ядро практически не видимо для пользователя, его нельзя «открыть», у него нет видимых для пользователя окон и кнопок. В ядро даже нельзя ввести команду с клавиатуры. Это как рептильный мозг человека: у нас нет к нему осознанного доступа и мы не можем остановить себе сердце силой мысли, но благодаря этому «ядру» у нас бьётся сердце.
Поверх ядра Linux разные программисты сделали свои версии операционных систем: RedHat, Ubuntu, Mint Linux и много-много других. Вот и получается, что ядро в основе — одно, а дистрибутивов Linux — много.
Linux — это версия Unix?
Нет, несмотря на похожие названия, это разные продукты.
Unix был создан в компании AT&T в 1970-х. Это была коммерческая операционка, которую хоть и лицензировали для университетов, но всё равно на ней хотели зарабатывать. UNIX существует как отдельная операционная система до сих пор и используется на сетевом оборудовании.
Linux создана в начале 90-х с нуля как открытая альтернатива Unix. В Linux используются многие принципы и механизмы Unix, но код другой. Более того, код Linux открытый: кто угодно может скачать исходник ядра Linux и посмотреть, как там всё устроено.
Возможно, именно благодаря открытости Linux стал настолько популярной операционной системой с сотнями дистрибутивов.
Что такое дистрибутив Linux
Дистрибутив Linux — это когда разные компании и разработчики берут ядро и добавляют сверху какой-то набор программ: оболочки, компиляторы, драйверы и всё остальное. Это уже становится полноценной операционной системой, и каждая из таких сборок имеет своё название.
Количество дистрибутивов Linux огромно — около 500 более-менее известных и бесчисленное множество разных сборок под разные задачи.
Любой человек, почитав полдня документацию и сформулировав свою задачу, сможет собрать собственный дистрибутив Linux — например под старый компьютер, для обучения, напичканный играми или для веб-разработки.
Почему дистрибутивов так много
Потому что каждая компания считает важным что-то своё:
- одни хотят сделать операционку с красивым интерфейсом;
- другие делают акцент на безопасности и шифровании данных;
- третьи хотят расширенную поддержку сетевых протоколов;
- четвёртым нужна поддержка определённого оборудования;
- пятые хотят стабильности и отказоустойчивости;
- шестым нужно, чтобы система работала в брелке от сигнализации;
- а кому-то ещё — чтобы система работала на маломощном процессоре.
В зависимости от того, что для них важно, компании собирают свои дистрибутивы из разных компонентов.
Получается, Linux — это бесплатно?
В основном да, Linux — это бесплатно. Есть и коммерческие сборки Linux: ты платишь за софт и поддержку пользователей.
В этом и есть первая сила Linux — в бесплатности и доступности. Вторая суперсила — в гибкости и разнообразии настроек и специальных программ.
Как выглядит интерфейс Linux
Linux может выглядеть как угодно — смотря что вам нравится.
Когда вы смотрите на окна операционной системы, на самом деле вы смотрите на специальную программу-менеджер. Это надстройка над ядром, которая рисует красивые окна. В операционных системах Windows и MacOS оконные менеджеры стандартные и не меняются, а в Linux можно выбрать свой.
Дистрибутивы Linux выглядят по-разному в зависимости от того, какой оконный менеджер там стоит. Можно вообще обойтись без него.
Например, можно поставить себе оконный менеджер KDE:
Или можно использовать GNOME:
Или менеджер Xfce, если железо совсем слабое:
Можно вообще не пользоваться оконным менеджером и управлять всем из командной строки, как это делают на серверах:
Для чего используется Linux
Linux используется для чего угодно. Так как любой дистрибутив Linux собирается из разных кирпичиков, можно найти дистрибутивы:
- для домашнего ежедневного использования (например, Ubuntu);
- для реанимации старого железа (например, поставить Calculate для слабых компьютеров в школьных классах);
- для серверов предприятий;
- для суперкомпьютеров;
- для отказоустойчивых станций для работы в бесперебойном режиме;
- для систем безопасности и шифрования;
- для создания сети из компьютеров для параллельных вычислений;
- для обслуживания сигнализаций, умных домов и районов;
- для роутеров и прочего компьютерного железа;
- для роботов и робототехники.
Если того, что вам нужно, нет в списке, то вы можете сами сделать свой дистрибутив или взять что-то за основу и поставить туда нужный софт. Такой подход и делает Linux универсальной операционной системой для всего.
Можно ли играть в игры на Linux
В целом — да, но с ограничениями. Вот варианты:
- Можно играть в ретроигры с помощью любого из десятков эмуляторов консоли.
- Можно играть в некоторые PC-игры через эмулятор Windows (например, Wine). Игра может подтормаживать в зависимости от того, какое у вас железо и на какое железо была рассчитана игра.
- Можно играть в игры, портированные на SteamOS — это собственная среда Steam на базе Linux. Компания Valve очень старается сделать как можно больше игр для этой платформы, потому что от этого зависит работа их будущей консоли SteamDeck, так что в некоторые топовые игры поиграть всё-таки можно.
- Можно играть в игры, разработанные непосредственно для Linux.
На Linux можно поиграть в Doom Eternal. А в Doom 3 можно поиграть даже на Линуксе, который работает на одноплатном компьютере Raspberry Pi 4.
Основная проблема с играми на Linux — это передовые игры, которые используют максимум возможностей видеокарты. Не на все карты и не у всех производителей есть драйверы на Linux. Хотя со временем их становится всё больше, а некоторые ребята даже пишут собственные драйверы.
А что со специализированным железом и софтом?
На Linux есть масса профессионального софта для работы с графикой, видео и звуком. Это не такие комбайны, как у Adobe и Apple, но со своими задачами справляются.
Постепенно производители софта понимают важность Linux и выпускают для него полноценные версии своего софта. Например, Blackmagic сделали для Linux полноценную версию видеомонтажной программы Davinci Resolve.
Совместимость со специализированным железом под вопросом: есть железо, которое работает только на Linux. И есть железо, у которого вообще нет драйверов на Linux. Надо смотреть.
Можно ли запускать на Linux программы от MacOS или Windows?
В целом — да. На Linux можно установить эмуляторы других операционных систем. Например, Wine — это широко распространённый эмулятор Windows. Есть система VMWare Workstation, которая создаёт виртуальную машину внутри вашего Линукса, и там можно запустить что угодно.
Надо понимать, что любая эмуляция «отжирает» часть ресурсов компьютера и могут быть проблемы с совместимостью, поэтому ступайте осторожно.
Что дальше
В одном из следующих выпусков перейдём к практике — установим Linux на домашний компьютер. Лайк, подписка.
Источник
30 лет Линукса. Интервью с Линусом Торвальдсом. Часть 2
Распределенная система контроля версий Git
Дж.А.: Linux – только первая из ваших работ, глобально повлиявших на мир опенсорса. В 2005 году вы также создали Git, исключительно популярную распределенную систему контроля версий. Вы быстро перенесли дерево исходников ядра Linux из проприетарного хранилища Bitkeeper в новоиспеченный Git, который сделали опенсорсным, и в том же году передали поддержку Git Джунио Хамано. История этих событий увлекательна, расскажите, что побудило вас передать этот проект так быстро, и как вы нашли и выбрали Джунио?
ЛТ: Итак, ответ на этот вопрос состоит из двух частей.
Во-первых, я совершенно не хотел создавать новую систему контроля исходников. Linux был создан, так как мне очень интересен низкоуровневый интерфейс между аппаратным и программным обеспечением — в принципе, эта работа была выполнена из любви к предмету и личного интереса. Напротив, Git был создан из необходимости: не потому, что я интересуюсь контролем исходников, а потому что большинство имевшихся на тот момент систем контроля версий вызывали у меня подлинное отвращение, а та единственная, что показалась мне наиболее терпимой и при этом действительно весьма хорошо сочеталась с моделью разработки Linux (BitKeeper) стала несостоятельной.
Итог: я занимаюсь Linux более 30 лет (до годовщины первого релиза еще остается пара месяцев, но работать над тем, что впоследствии превратилось в Linux, я стал уже более 30 лет назад), и все это время занимаюсь его поддержкой. Но Git? Я даже не думал о том, чтобы поддерживать его в долгосрочной перспективе. Он мне определенно нравится, и я, конечно, считаю, что это наилучшая из имеющихся систем управления исходниками, но она не является моей большой любовью и увлечением, если вы понимаете, о чем я.
Поэтому я всегда хотел найти кого-то, кто поддерживал бы эту систему контроля исходников за меня; на самом деле, я был бы счастлив вообще не писать ее.
Что касается Джунио — на самом деле, он один из первых, кто реально занялся разработкой Git. Первые изменения от него пришли мне в пределах нескольких дней после того, как я выложил в общий доступ самую первую (и весьма сырую) версию Git. Поэтому Джунио причастен к этому проекту, можно сказать, с самых первых дней Git.
Но не подумайте, что я просто передал проект первому встречному. Я поддерживал Git несколько месяцев, и что побудило меня поинтересоваться у Джунио, не хочет ли он взять эту поддержку на себя — так это трудноуловимое чувство «хорошего вкуса». В самом деле, не могу описать это точнее: программирование сводится к решению технических задач, но суть в том, как вы их решаете, и это одна из тех вещей, которые начинают распознаваться со временем: определенные люди обладают «хорошим вкусом», и поэтому выбирают «правильное» решение.
Не хочу заявлять, что программирование — это искусство, поскольку на самом деле программирование — это в основном хорошая инженерия. Я глубоко верю в мантру Томаса Эдисона про «один процент таланта и девяносто девять процентов усердия»; практически вся суть успеха заключается в мелких деталях и ежедневной рутинной работе. Но, все-таки, иногда приходится проявить «вдохновение» и тот самый «хороший вкус», то есть, не просто решить задачу, а решить ее чисто, аккуратно и да, даже красиво.
Вот у Джунио такой «хороший вкус» нашелся.
Всякий раз, когда заходит речь о Git, я не забываю предельно ясно подчеркнуть следующее: пусть я и был зачинателем Git и спроектировал его ключевые идеи, зачастую я получаю за это чрезмерно много признания. Это было больше 15 лет назад, и я был по-настоящему погружен в работу над Git только в течение первого года. Джунио образцово справляется с поддержкой Git, и именно благодаря ему Git стал тем, чем является сегодня.
Кстати, вся эта история с «хорошим вкусом» и подыскиванием людей, которые им обладают, а также с умением доверять этим людям – касается не только Git, но и в не меньшей степени всей истории Linux. В отличие от Git, Linux – это продукт, чьей поддержкой я до сих пор активно занимаюсь, но, чем Linux во многом похож на Git – так это вовлеченностью огромного множества людей в проект. Думаю, одно из самых замечательных достижений Linux в том, что его поддержкой занимаются буквально сотни активных участников, и все они, отвечающие за разные части ядра, обладают этим трудноопределимым «чувством вкуса».
Дж.А.: Доводилось ли вам когда-либо делегировать кому-то поддержку, а потом понять, что это решение было ошибочным?
ЛТ: структура нашей работы по поддержке никогда не была настолько «черно-белой» или негибкой, чтобы это доставляло нам какие-либо проблемы. На самом деле, маловероятно, что мы даже когда-нибудь попытаемся тщательно документировать процедуру поддержки. Да, у нас есть файл MAINTAINERS, но он создан для того, чтобы можно было найти нужных людей, это в самом деле не знак какого-то исключительного обладания.
Поэтому вся структура «кто чем владеет» – в основном пластична и предназначена для ориентирования, означает «этот человек активен и хорошо справляется со своей работой», а не «упс, мы доверили человеку проект, а он взял и все запорол».
Ситуация пластична и в том смысле, что, может быть, вы занимаетесь поддержкой одной подсистемы, но вам что-то нужно подхватить из другой системы – так вот, эти границы проницаемы. Обычно такие вещи сначала активно обсуждаются с людьми, а лишь потом делаются, но суть в том, что такая практика есть, и не существует жестких правил вроде «вам можно прикасаться только к этому файлу».
Фактически, здесь мы вновь затрагиваем тему лицензирования, поднятую в первой части, и подчеркиваем один из принципов, по которым спроектирован Git, а именно «у каждого есть собственное дерево, и технически ни одно дерево не является особенным».
Поскольку во многих других проектах использовались такие инструменты как CVS или SVN – фундаментально некоторые люди действительно становятся особенными и пользуются «обладанием», которое приходит вместе с этим статусом. В мире BSD этот феномен называется «бит подтверждения» (commit bit): это разряд, обладатель которого имеет право фиксировать код в центральном репозитории (или, как минимум, некоторых его частях).
Я всегда терпеть не мог такую модель, поскольку она неизбежно сказывается на политике и порождает в сообществе разработчиков «клику», когда некоторые люди становятся привилегированными, и им по умолчанию доверяют. Проблема даже не в том, что «по умолчанию доверяют», а как раз в другой стороне медали: кому-то, другим людям, не доверяют, и они по определению оказываются аутсайдерами, которым для выполнения работы нужно пройти кого-то из «охранителей».
Опять же, в Git такой ситуации не возникает. Все равны. Каждый может клонировать ветку, начать собственную разработку, и, если они хорошо справятся с работой, то при объединении их ветка может вернуться в основную, а если очень хорошо – то им поручается поддержка, и именно они начинают отвечать за слияние кода в тех деревьях, за которые отвечают ;).
Поэтому не приходится наделять людей особыми привилегиями, таким «битом подтверждения». Это также означает, что не возникает политики, связанной с коммитами, не приходится никому «по умолчанию доверять». Если оказалось, что кто-то плохо справился с работой, либо, что чаще, человек просто охладел к проекту и нашел дело поинтереснее – их наработки не попадут в основную ветку при объединении, и они не будут путаться под ногами у других, кто может предложить новые, свежие идеи.
Дж.А.: Впечатляли ли вас когда-нибудь новые возможности Git, включали ли вы их в свои рабочие процессы? Можете ли назвать такие фичи, которых, на ваш взгляд, в Git до сих пор не хватает?
ЛТ: разумеется, в первую очередь были удовлетворены именно мои пожелания по функционалу, поэтому мне редко приходилось задумываться о каких-либо новых фичах.
С годами Git определенно улучшился, и некоторые такие подвижки отразились и на моих рабочих процессах. Например, Git всегда работал весьма быстро — в конце концов, это была одна из целей, которые я поставил при проектировании, но значительная часть работы исходно делалась в виде шелл-скриптов, организованных вокруг некоторых базовых вспомогательных программ. С годами большая часть этих шелл-скриптов ушла, это означает, что я могу применять комплекты патчей от Эндрю Мортона даже быстрее, чем это делалось изначально. Это очень радует, поскольку именно скорость работы с патчами я использовал в качестве одного из первых контрольных показателей при тестировании производительности.
Итак, для меня Git всегда был хорош, но со временем стал только лучше.
Значительные улучшения связаны с тем, насколько удобнее стало «обычным пользователям» работать с Git. Во многом благодаря тому, что люди разобрались, как в Git устроен поток задач, и просто привыкли к нему (он очень отличается от CVS и других аналогов, к которым люди привыкли ранее), но и сам Git стал гораздо приятнее в использовании.
Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!
Источник