- Система меню Windows
- Управление меню
- Обозначения, принятые в меню
- Главное меню
- Способы вызова Главного меню:
- Контекстное меню
- Способы вызова контекстного меню:
- Строка меню окна
- Способы вызова строки меню
- Системное меню
- Способы вызова системного меню:
- Команды системного меню
- Операционная система Microsoft Windows 3.1 для программиста
- 1.3. Окно и функция окна
- Окна Windows
- Окна Windows как объекты
- Функция окна
Система меню Windows
Меню – набор объединенных по функциональному признаку пунктов, каждый их которых обозначает команду или подменю, которое можно открыть щелчком на пункте.
Если подменю имеется, то меню получается иерархическим (многоуровневым). Многоуровневые меню представляются на экране по-разному и в связи с этим делятся на горизонтальные (каскадные – открываются слева или справа) и вертикальные. Вертикальные меню в свою очередь подразделяются на ниспадающие и всплывающие.
При работе в Windows пользователю доступны меню четырех разновидностей:
- Главное меню системы (или меню Пуск);
- контекстное меню различных объектов;
- строка меню окна;
- системное меню окон.
Управление меню
Правила работы с меню и принятые в них обозначения идентичны.
Для перемещения по пунктам строки меню (или по ниспадающему меню) когда открыт любой из пунктов, достаточно передвигать указатель мыши или нажимать клавиши-стрелки.
Горизонтальные линии в меню не влияют на работу меню. Они служат только для визуального выделения групп команд со схожими функциями.
Для выполнения команды меню достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши или нажать клавишу на выделенной команде.
Чтобы отказаться от меню, не выбирая никакой команды, достаточно щелкнуть мышью где-нибудь вне области меню или нажать клавишу (или ).
Обозначения, принятые в меню
Для всех меню Windows принята унифицированная система обозначений:
- Блеклый цвет в записи команды означает, что команда недоступна в данный момент (например, если не выделен объект для копирования, то команда Копировать недоступна).
- Если команда заканчивается многоточием (. ), значит, при выборе этой команды откроется диалоговое окно с запросом параметров.
- Помеченная галочкой (
) команда обозначает действующий режим (флажок). Выбор команды отменяет режим. Повторный выбор – восстанавливает режим.
- Стрелка (
) после имени команды означает, что при выборе этой команды появится подменю.
- Кружок (
) означает выбор одного из альтернативных режимов, которые представлены в соседних командах («переключатель»).
- Если возле имени команды указана клавиша или комбинацияклавиш, значит, данная команда может быть выполнена нажатием этих клавиш (их называют клавиши — акселераторы).
Главное меню
Главное меню – один из основных системных элементов управления Windows. При помощи Главного меню можно запустить все программы, установленные под управлением операционной системы или зарегистрированные в ней, открыть последние документы, с которыми выполнялась работа, получить доступ ко всем средствам настройки, а также к поисковой и справочной системам Windows. (Структуру Главного меню в стиле ХР см. в разделе Настройка Главного меню в стиле ХР, в классическом стиле – см. в [1, 2]). В классическом стиле Главного меню доступ к программ осуществляется с помощью пункта меню Программы, в стиле ХР – Все программы. Главное меню относится к иерархическим всплывающим каскадным меню.
Способы вызова Главного меню:
- щелчок на кнопке Пуск в Панели задач;
- нажатие клавиши
– ;
- сочетанием клавиш + .
Контекстное меню
Так называется меню, появляющееся после щелчка правой кнопкой мыши на объекте или элементе управления. Контекстным меню называется потому, что перечень пунктов в нем определяется типом объекта, на котором произошел щелчок, т.е. зависит от контекста.
В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить над данным объектом. Более того, во всех контекстных меню любых объектов имеется пункт Свойства, который позволяет просматривать и изменять свойства объектов, то есть выполнять настройки программ, устройств и самой операционной системы. Контекстное меню относится к иерархическим всплывающим каскадным меню.
Способы вызова контекстного меню:
- щелчок правой кнопкой мыши на объекте или элементе управления;
- нажатие клавиши
– ;
- сочетанием клавиш + .
Строка меню окна
Окна папок и окна приложений имеют строку меню, расположенную под заголовком окна. Выбор пункта меню вызывает «ниспадающее» меню. Диалоговые и вторичные окна не имеют строки меню.
Если в нижней части меню находится кнопка , то в меню выведены не все команды, а только те, которые использовались последними. При нажатии на эту кнопку появятся все команды этого меню.
Способы вызова строки меню
Кроме того, сделать активной строку меню можно с помощью клавиатуры, нажав одну из клавиш:
Системное меню
Кроме обычной строки меню, все окна Windows имеют так называемое системное меню. Команды системного меню предназначены для выполнения действий по управлению окном в частности с помощью клавиатуры
Способы вызова системного меню:
- щелчок на системном значке, расположенном в левой части строки заголовка окна;
- сочетанием клавиш + ;
- контекстное меню строки заголовка.
Команды системного меню
Восстановить – соответствует кнопке восстановления размера.
Переместить – соответствует операции перетаскивания мышью. Команда доступна, если окно не максимизировано. При выборе этой команды в окне появляется перекрестная стрелка. Для перемещения окна следует нажимать клавиши управления курсором в нужном направлении или, нажав один раз клавишу-стрелку, просто переместить мышь. Закончить перемещение следует клавишей . Клавиша отменит перемещение и вернет окно на прежнее место экрана.
Размер – соответствует операции перетаскивания границы окна мышью. Выполняется аналогично предыдущей команде.
Свернуть – соответствует кнопке минимизации окна. Кнопка свернутого окна отображается в Панели задач.
Развернуть – соответствует кнопке максимизации окна. Разворачивает окно до максимального размера (на весь экран).
Закрыть – закрывает программу, т.е. приводит к тому же результату, что и двойной щелчок по кнопке системного меню.
Диалоговые окна не имеют кнопки системного меню (системного значка). Для его вызова используются только два последних способа. В этом случае меню состоит из двух пунктов: Переместить и Закрыть.
Copyright © 2008-2010
Ющик Е.В. All Rights Reserved
Операционная система Microsoft Windows 3.1 для программиста
1.3. Окно и функция окна
В этом разделе вы узнаете, что операционная система Windows является объектно-ориентированной средой.
Как это следует из названия операционной системы, основным объектом в Windows является окно. И это действительно так. Однако давайте уточним, что понимается под окном.
Окна Windows
С точки зрения пользователя Windows окном является прямоугольная область экрана, в которой приложение может что-либо рисовать или писать, а также выполнять все операции взаимодействия с пользователем. Например, на рис. 1.8 показано главное окно приложения Media Player, которое в данном случае используется для проигрывания звукового компакт-диска.
Рис. 1.8. Главное окно приложения Media Player
С точки зрения программиста то, что изображено на рис. 1.8, является совокупностью большого количества отдельных объектов, которые созданы приложением Media Player и самой операционной системой Windows. Для каждого объекта в приложении имеются свои данные и методы. Все эти объекты обычно называются окнами.
Такие объекты, как пиктограмма системного меню, кнопка минимизации, отдельные фрагменты толстой рамки, предназначенной для изменения размера основного окна, заголовок окна с надписью «Media Player — CD Audio (stopped)», а также полоса меню, — не что иное, как различные окна, создаваемые самой операционной системой Windows. Приложение не принимает никакого участия в формировании этих окон, оно просто указывает Windows, какие из перечисленных выше элементов необходимо создать.
Иное дело область, располагающаяся ниже полосы меню и ограниченная рамкой. Эта область представляет собой место, в котором приложение может рисовать и создавать новые окна.
Кнопки управления проигрывателем компакт-дисков, в качестве которого используется дисковод CD-ROM, представляют собой окна небольшого размера, создаваемые приложением. Приложение само формирует рисунок внутри такого окна. Ползунок и кнопки, расположенные справа от ползунка, также сформированы приложением из нескольких окон.
Обычно приложение создает одно, главное окно большого размера, которое ограничено сверху полосой меню (если есть меню) или заголовком и рамкой изменения размера с других сторон. Можно создать такое окно, которое не имеет ни рамки, ни заголовка, ни меню, ни других стандартных элементов, таких как пиктограмма системного меню или кнопки минимизации или максимизации размеров главного окна.
Внутри главного окна приложение может рисовать геометрические фигуры и графические изображения, писать текст или создавать любое количество окон меньшего размера.
Таким образом, любое приложение Windows можно рассматривать как совокупность окон, внутри которых можно что-либо рисовать или писать. Для каждого окна в приложении определены данные и методы, предназначенные для работы с этими данными (в частности, для рисования в окне).
Окна Windows как объекты
Все окна, формируемые приложением или операционной системой Windows для приложения, можно рассматривать как объекты, над которыми можно выполнять различные операции.
Проведем параллель с языком C++. В терминах языка C++ объект называется классом, который представляет из себя совокупность данных и методов, с помощью которых эти данные должны обрабатываться. Например, вы можете определить класс как совокупность простых переменных и структур, а также функций-членов (нам больше нравится название «функция-метод» или просто «метод»), выполняющих обработку данных, записанных в этих переменных или структурах.
В операционной системе Windows объектами, с которыми можно что-либо делать, являются окна — те самые окна, из которых формируется «внешний вид» приложения.
Для каждого такого окна приложение должно создать свои данные и свой набор методов, то есть функций, реагирующих на те или иные действия, которые выполняет над окнами оператор или операционная система.
Что это за действия?
Например, вы можете щелкнуть левой (или правой) кнопкой мыши в то время, когда курсор мыши находится над окном. Это событие, на которое окно может реагировать, а может и не реагировать. Вы можете щелкнуть мышью по любому окну, принадлежащему приложению, и каждое окно должно реагировать на это по-своему.
В Windows существует механизм, позволяющий задать для каждого окна данные и набор методов обработки событий, имеющих отношение к любому окну, созданному приложением.
Этот механизм основан на использовании так называемой функции окна (window function) и сообщений.
Функция окна
Функция окна — это обыкновенная (почти) функция языка С, которая определяется для одного окна или группы окон. Каждый раз, когда происходит какое-либо событие, имеющее отношение к окну (например, щелчок мышью в окне), операционная система Windows вызывает соответствующую функцию окна и передает ей параметры, описывающие событие. Функция окна анализирует эти параметры и выполняет соответствующие действия.
При возникновении события операционная система Windows формирует сообщение, описывающее событие, и затем направляет его в нужную функцию окна. В качестве параметров, передаваемых функции окна, используются отдельные компоненты сообщения, соответствующего событию (или, иными словами, созданному в результате появления события). Поэтому основная задача функции окна — обработка сообщений, распределяемых окну операционной системой Windows.
Можно считать, что единственная для каждого окна функция окна реализует все методы окна как объекта. В языке программирования C++, напротив, каждый метод объекта (класса) реализуется отдельной функцией, называемой обычно функцией-членом. Для реализации всех методов функция окна анализирует код сообщения, однозначно идентифицирующий событие и, следовательно, определяющий нужный метод.
В объектно-ориентированных языках программирования используется такое понятие, как наследование. Объекты могут наследовать методы других объектов. В операционной системе Windows также предусмотрен механизм наследования методов. Он реализуется с использованием так называемых классов окна.
Для каждого класса окна определяется функция окна. При создании окна необходимо указать, к какому классу оно будет принадлежать и, соответственно, какую функцию окна будет использовать для обработки сообщений. Приложения могут создавать собственные классы окна, определяя свои функции окна (и следовательно, свои методы), либо использовать стандартные, определенные в Windows классы окна.
Приведем пример. Пусть, например, нам надо создать окно, выполняющее функцию кнопки. Мы можем создать собственный класс окна и для него определить собственную функцию окна. Эта функция будет обрабатывать сообщения и при необходимости изображать в окне нажатую или отжатую кнопку, а также выполнять другие действия. Однако в Windows уже определен класс окна, соответствующий кнопкам. Если вы воспользуетесь этим классом, вам не придется создавать свою функцию окна, так как будет использоваться функция, уже имеющаяся в Windows и выполняющая все необходимые действия.
Любое создаваемое вами окно может наследовать свойства уже созданных ранее окон, добавляя свои или переопределяя уже имеющиеся в базовом классе методы. В этом и заключается механизм наследования Windows.
Использование механизма наследования значительно упрощает процесс создания приложений, так как для большинства стандартных органов управления, таких, как кнопки, меню, полосы просмотра и т. п., в операционной системе Windows уже определены классы окон и все необходимые методы.