Что такое shell скрипты linux

Основы BASH. Часть 1

Введение

break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.

И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе

Что необходимо знать с самого начала

1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:

#!/bin/bash
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.
2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
3. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)

Переменные и параметры скрипта

Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:

#!/bin/bash
#указываем где у нас хранится bash-интерпретатор
parametr1=$1 #присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта
script_name=$0 #присваиваем переменной script_name значение имени скрипта
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1» # команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.
echo ‘Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1’ # здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.
exit 0 #Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)

Результат выполнения скрипта:

$ ./test.sh qwerty
Вы запустили скрипт с именем ./test.sh и параметром qwerty
Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1

После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:

$DIRSTACK — содержимое вершины стека каталогов
$EDITOR — текстовый редактор по умолчанию
$EUID — Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как.
$UID — . содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
$FUNCNAME — имя текущей функции в скрипте.
$GROUPS — массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
$HOME — домашний каталог пользователя
$HOSTNAME — ваш hostname
$HOSTTYPE — архитектура машины.
$LC_CTYPE — внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
$OLDPWD — прежний рабочий каталог
$OSTYPE — тип ОС
$PATH — путь поиска программ
$PPID — идентификатор родительского процесса
$SECONDS — время работы скрипта(в сек.)
$# — общее количество параметров переданных скрипту
$* — все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
$@ — тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
$! — PID последнего запущенного в фоне процесса
$$ — PID самого скрипта

Условия

Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта
dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта

if [[ «$source» -eq «$dest» ]] # в ковычках указываем имена переменных для сравнения. -eq — логическое сравнение обозначающие «равны»
then # если они действительно равны, то
echo «Применик $dest и источник $source один и тот же файл!» #выводим сообщение об ошибке, т.к. $source и $dest у нас равны
exit 1 # выходим с ошибкой (1 — код ошибки)
else # если же они не равны
cp $source $dest # то выполняем команду cp: копируем источник в приемник
echo «Удачное копирование!»
fi #обозначаем окончание условия.

Результат выполнения скрипта:
ite@ite-desktop:

$ ./primer2.sh 1 1
Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!
ite@ite-desktop:

$ ./primer2.sh 1 2
Удачное копирование!

Структура if-then-else используется следующим образом:
if
then

else

Читайте также:  External dvd mac os

В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (( )) или любая другая(или несколько) linux-команда.
test — используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка «]»
[ — синоним команды test
[[ — расширенная версия «[» (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), & (и). Долна иметь закрывающуб скобку «]]»
(( )) — математическое сравнение.
для построения многоярусных условий вида:
if .
then .
else
if .
then.
else .

для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:
if ..
then .
elif .
then .
elif .

Условия. Множественный выбор

Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.
#!/bin/bash
echo «Выберите редатор для запуска:»
echo «1 Запуск программы nano»
echo «2 Запуск программы vi»
echo «3 Запуск программы emacs»
echo «4 Выход»
read doing #здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода

case $doing in
1)
/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano
;;
2)
/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi
;;
3)
/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs
;;
4)
exit 0
;;
*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:
echo «Введено неправильное действие»

esac #окончание оператора case.

Результат работы:
ite@ite-desktop:

$ ./menu2.sh
Выберите редатор для запуска:
1 Запуск программы nano
2 Запуск программы vi
3 Запуск программы emacs
4 Выход

После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )
Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:
-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( ) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»

С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.

UPD: Исправил некоторые ошибки
UPD: Обновил часть про условия if-then-else

Источник

Что такое bash / shell

И то, и другое — интерпретаторы командной строки в линуксе. То есть если вы откроете командную строку и введете любую команду, да хоть:

То именно интерпретатор ее расшифрует и скажет компьютеру «он хочет перейти в директорию /home». Компьютер ведь не понимает команды на русском / английском языке. Ему нужны байтики. Этим и занимается интерпретатор — переводом с «нашего» на «компьютерный» язык.

Так что «cd /home» — это shell-команда! Или bash. Смотря какой интерпретатор установлен в вашей системе. В каждой операционной системе установлен интерпретатор по умолчанию. У них есть какие-то различия, но есть и набор базовых команд, которые понимают все: cd, mv, cp, ls… (в винде эти команды немного другие)

А что такое shell-скрипт тогда? Это просто текстовый документ, внутри которого написан набор команд! Это не обязательно должны быть «сложные» команды, которые делают что-то супер-навороченное. Это любые команды, которые вы выполняете в консоли.

Например, создадим скриптик, который создаст директорию и в ней файлик:

Так, команды записали, осталось сохранить их в файлик. Скрипты хранят в файлах с расширением .sh, поэтому назовем файл first_script.sh. Но есть нюанс — линуксу плевать на ваше расширение файла. Его может вообще не быть, и все равно скрипт останется скриптом. Почему? Потому что у любого скрипта в первой строке должен содержаться путь к интерпретатору. Например:

Весь файл целиком:

И даже если у такого файла не будет расширения вовсе, его можно будет запустить как скрипт:

Расширение .sh ставится для понимания человеком. Зашел в директорию:

— Ага, что тут у нас? Файлы sh, скрипты какие-то лежат.

Скрипты могут быть простые, а могут быть сложные. Вот, например, в одном проекте мы вначале вручную обновляли тестовые платформы. Для обновления надо:

Переподложить war-файл с приложением (лежат они в директории /opt)

Сервиса два, допустим это test и cloud. Так что шагов уже 6.

Когда обновлять вручную надоело, мы положили на все линукс машины простой скриптик:

Собираешь приложение, подкладываешь к скриптику и запускаешь 1 команду вместо 6. Удобно! Это называется «автоматизация рутины» =)

Другой пример с того же проекта — мы делали серверное приложение. И во время установки приложения на сервере linux нужно выполнить пункты по настройке самой системы. Например, увеличить параметр max_map_count — сколько максимум памяти может использовать процесс.

Приложение в пике работы требует много памяти. Если не настроить параметр, то «тяжеловесная» задача просто упадет с ошибкой «Не хватает памяти». И если мы видим такую ошибку, то в первую очередь идем проверять настройки системы.

Вообще, если вы отдаете установку приложения на откуп «чужим» админам, лучше потом проверять — а всё ли настроено верно? Конечно, обычно на production (машина, с которой работают реальные пользователи) настраивают всё внимательно, это на тестовых стендах могут что-то пропустить. Но лучше перебдеть!

Мы написали скрипт по проверке настройки окружения (символ «#» в начале строки означает, что это комментарий):

Читайте также:  Войти под root linux mint

В итоге админы настраивают окружение, а потом мы даем им скрипт, просим запустить его и прислать результаты. Я запустила скрипт на «голой» системе, где, разумеется, параметры настроены не были, и вот ответ:

Видим, что все проверки провалились, статус failed. Если и от админов приходит похожая картина, направляем их в документацию по настройке системы. Если к нам приходят с проблемой падения из-за нехватки памяти, снова просим выполнить скрипт. Так проще локализовать ошибку: это в приложении косяк, или окружение настроено плохо?

Просить других людей выполнить 10 команд не очень хорошо. Потому что часть команд может «потеряться» при выполнении — плохо скопировал, забыл выполнить проверку, которую дали сообщением позже. Гораздо проще сделать 1 скрипт и попросить выполнить именно его.

Когда надо писать скрипт?

Когда надо выполнить больше 3 команд за раз — проще выполнить одну, запустить скрипт.

Когда одну и ту же команду надо выполнять чаще 3 раз — лучше автоматизировать эту работу.

По сути своей, bash-скрипты — это та же автоматизация. А когда нужна автоматизация? Когда мы хотим избавиться от рутины, от постоянного выполнения одного и того же действия вручную. Повторяете одно и то же каждый день / неделю? Напишите скрипт. Даже если он на 2-3 строчки будет, это правда удобнее. Поверьте, сама делала небольшие скрипты =)

См также по bash:

Основы BASH. Часть 1 (Хабр) — цикл статей о том, как писать скрипты

См также другие статьи из цикла «Что такое. »:

Источник

Что такое командная оболочка (shell) в Linux?

Обновл. 27 Июл 2021 |

В этой статье мы разберемся, что такое shell и зачем это нужно, а также рассмотрим наиболее часто используемые командные оболочки в Linux и Unix.

Что такое shell?

Shell (или «шелл», «командная оболочка») — это не только командный интерпретатор, который обеспечивает интерфейс взаимодействия между пользователем и ядром операционной системы, но и своеобразный язык программирования, в котором присутствуют такие конструкции, как операторы условного ветвления, циклы, переменные и многое другое.

Операционная система (ОС) запускает командную оболочку для каждого пользователя, когда тот входит в систему или открывает окно терминала. Первым что пользователь увидит в окне терминала, будет приглашение оболочки — оно, как правило, состоит из имени пользователя и имени хоста, отделенные друг от друга символом @ , следом за ними идет путь текущей рабочей директории и один из двух символов: $ или # .

Если пользователь не наделен особыми правами, то в качестве приглашения к вводу команд в терминале будет отображаться символ $ . Если же был выполнен вход под учетной записью привилегированного (root) пользователя, то в терминале вы увидите символ # :

Окно терминала обычного пользователя (виден символ $)

Окно терминала привилегированного (root) пользователя (виден символ #)

Примечание: Знак тильды (

) указывает на то, что мы находимся в домашнем каталоге текущего пользователя.

После приглашения, пользователь вводит различные команды в терминал, оболочка запускает программы для пользователя, а затем отображает в терминале результат их выполнения. Команды могут быть либо введены непосредственно самим пользователем, либо считаны из файла, называемого shell-скриптом или shell-программой.

Ниже представлен пример выполнения простой команды date , возвращающей текущую дату и время:

Внутренние и внешние команды оболочки

Вводимые пользователем команды делятся на два типа:

Внутренние — это команды, изначально встроенные в оболочку.

Внешние — это команды, которые не встроены в оболочку. По своей сути они являются скорее небольшими отдельными программами, расположенными где-то в файловой системе (обычно, в каталогах /bin или /usr/bin).

Чтобы определить тип команды, достаточно в окне терминала ввести type :

Как вы можете видеть, команды dirs , pwd , cd и true — являются внутренними командами оболочки bash. А вот команды uname , id и whereis — являются внешними, т.к. они ссылаются на соответствующие файлы в каталоге /usr/bin.

Ознакомиться с полным списком внутренних команд оболочки можно при помощи команды help :

Как узнать какая оболочка у меня установлена?

Если вы только начинаете свое знакомство с Linux и не меняли оболочку, то наиболее вероятно, что в вашей системе используется bash. Самый простой способ узнать, какая оболочка используется в данный момент — это обратиться к переменной окружения SHELL :

Кроме того, можно задействовать команду ps –p $$ , возвращающую информацию о процессе с заданным идентификатором. В нашем случае, идентификатором оболочки являются символы $$ :

Не трудно заметить, что в настоящее время используется оболочка bash. Для просмотра всех доступных оболочек в вашей системе, необходимо обратиться к содержимому файла /etc/shells:

Типы командных оболочек

В *nix-системах существует два основных типа оболочек: оболочки на основе Bourne shell и оболочки на основе C shell.

Читайте также:  Как обновиться для windows 10 1909

Типичными представителями оболочек типа Bourne shell являются:

sh (Bourne shell)

bash (Bourne Again shell)

К оболочкам типа C Shell относятся:

tcsh (TENEX/TOPS C shell)

Ниже представлены некоторые из самых распространенных шеллов, используемых в *nix-системах:

Примечание: Термин «*nix-системы» обозначает Unix-подобные операционные системы.

sh (Bourne shell)

sh (сокр. от «Bourne shell») — это самая старая (среди рассматриваемых) оболочка, написанная Стивеном Борном из AT&T Bell Labs для ОС UNIX v7. Оболочка доступна практически в любом *nix-дистрибутиве. Многие другие шеллы уходят своими корнями именно к sh. Благодаря своей скорости работы и компактности, данная оболочка является предпочтительным средством для написания shell-скриптов. К её недостаткам можно отнести отсутствие функций для использования оболочки в интерактивном режиме, а также отсутствие встроенной обработки арифметических и логических выражений.

Примечание: Стоит отметить, что из-за общего морального устаревания оболочки, в современных системах ссылка на шелл sh (/bin/sh), обычно, является псевдонимом для запуска текущей, более новой оболочки.

Характерные черты sh:

Полные пути к интерпретатору: /bin/sh и /sbin/sh.

Приглашение для обычного пользователя: $ .

Приглашение для суперпользователя (root): # .

bash (Bourne-Again shell)

bash (сокр. от «Bourne–Again shell») — это усовершенствованный и дополненный вариант шелла sh, является одной из самых популярных современных командных оболочек *nix-систем.

Объединяет в себе полезные фишки оболочек ksh и csh.

Поддерживает навигацию при помощи стрелок, благодаря чему можно просматривать историю команд и выполнять редактирование прямо в командной строке.

Характерные черты bash:

Полный путь к интерпретатору: /bin/bash.

Приглашение для обычного пользователя: имя_пользователя@имя_хоста:

— это домашний каталог текущего пользователя, например, mrsmith@mypc:

Приглашение для суперпользователя (root): root@имя_хоста:

ksh (Korn shell)

ksh (сокр. от «Korn shell») — это командная оболочка, разработанная Дэвидом Корном из AT&T Bell Labs в 1980-x годах.

Является расширением sh.

Имеет обратную совместимость с sh.

Имеет интерактивный функционал, сравнимый с csh.

Включает в себя удобные для программирования функции, такие как: встроенную поддержку арифметических выражений/функций, Си-подобный синтаксис скриптов и средства для работы со строками.

Работает быстрее, чем csh.

Может запускать скрипты, написанные для sh.

Характерные черты ksh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/ksh.

Приглашение для обычного пользователя: $ .

Приглашение для суперпользователя (root): # .

csh (C shell)

csh (сокр. от «C shell») — это командная оболочка, созданная Биллом Джоем (автором редактора vi) с целью усовершенствования стандартного шелла Unix (sh).

Имеет встроенные функции для интерактивного использования, например, псевдонимы (aliases) и историю команд.

Включает в себя удобные для программирования функции, такие как: встроенную поддержку арифметических выражений и Cи-подобный синтаксис скриптов.

Характерные черты csh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/csh.

Приглашение для обычного пользователя: % .

Приглашение для суперпользователя (root): # .

tcsh (TENEX C Shell)

tcsh (сокр. от «TENEX C shell») — это командная оболочка, созданная Кэном Гриром, которая позиционируется как улучшенная версия шелла csh.

Имеет полную совместимость csh.

Именно в данном шелле впервые появилась функция автодополнения команд и путей.

Удобна для интерактивной работы.

Поддерживает редактор командной строки в стиле vi или emacs.

Является стандартным шеллом во FreeBSD.

Характерные черты tcsh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/tcsh.

Приглашение для обычного пользователя: имя_хоста:

Приглашение для суперпользователя (root): # .

zsh (Z Shell)

zsh (сокр. от «Z shell») — это командная оболочка, созданная Паулем Фалстадом во время его учебы в Принстонском университете, позиционируется как свободная современная sh-совместимая командная оболочка.

Среди стандартных шеллов больше всего похожа на ksh, но включает в себя множество улучшений.

Встроенная поддержка программируемого автодополнения команд, имен файлов и пр.

Поддержка проверки орфографии и опечаток.

Раздельная история команд для одновременной работы с несколькими запущенными шеллами.

Характерные черты zsh:

Полный путь к интерпретатору: /bin/zsh.

Приглашение для обычного пользователя: имя_хоста% .

Приглашение для суперпользователя (root): root@имя_хоста:

Резюмируем

Краткая сводная таблица для 6 вышерассмотренных командных оболочек:

Командная оболочка Путь Приглашение (обычный пользователь) Приглашение (root)
sh (Bourne Shell) /bin/sh и /sbin/sh $ #
bash (Bourne-Again Shell) /bin/bash имя_пользователя@имя_хоста:

$ имя_пользователя@имя_хоста:

# ksh (Korn Shell) /bin/ksh $ # csh (C Shell) /bin/csh % # tcsh (TENEX C Shell) /bin/tcsh имя_хоста:

> # zsh (Z Shell) /bin/zsh % #

Примечание: Помимо представленных выше оболочек, есть еще и такие оболочки, как:

mksh — оболочка, основной упор в которой сделан на написание скриптов;

dash — более легковесная в сравнении с bash оболочка, но из-за этого обладающая ограниченной функциональностью;

fish — «новая» оболочка, написанная в 2005 году, отличительной чертой которой является упор на комфорт использования и упрощение командного языка;

Поделиться в социальных сетях:

Источник

Оцените статью