Что такое windows workstations windows file servers

Как правильно установить и настроить файловый сервер на Windows Server

В качестве примера используется Windows Server 2012 R2 (2016, 2019). Инструкция разбита на несколько шагов и представляет из себя полный цикл настройки файлового хранилища для использования в малых и средних компаниях.

Шаг 1. Выбор оборудования и подготовка сервера

В качестве сервера, желательно, выбрать профессиональное оборудование. Системные требования для файлового сервера не высокие:

  • Процессор может быть самый простой;
  • Оперативная память также не сильно используется;
  • Дисковая система — самый основной компонент. Ее объем зависит от специфики бизнеса. Примерная формула — не менее 15 Гб на пользователя и не менее 1 Тб на сервер. До 50 пользователей можно рассматривать диски SATA, после — SAS или SSD.

Например, для компании в 300 пользователей подойдет сервер с процессором Xeon E3, 8 Гб ОЗУ и 5 Тб дискового пространства на дисках SAS 10K.

Дополнительные требования

  1. Для обеспечения сохранности информации при выходе из строя жесткого диска, необходим RAID-контроллер. Настройка последнего выполняется из специального встроенного программного обеспечения, которое запускается при загрузке сервера;
  2. Сервер должен быть подключен к источнику бесперебойного питания;
  3. Необходимо предусмотреть резервное копирование. Для этого нужен дисковый накопитель (внешний жесткий диск) или другой сервер.

Подробнее о выборе оборудования читайте статью Как выбрать сервер.

Шаг 2. Установка Windows и настройка системы

Установка системы

На этом шаге все стандартно, за исключением одного нюанса: разбивая во время установки Windows жесткий диск, стараемся выделить небольшую часть (70 — 120 Гб) для системы и все остальное под данные. Если выделить много дискового пространства для системного раздела, увеличится время его обслуживания и фрагментация, что негативно скажется на производительности и надежности системы в целом.

Настройка системы

  1. Проверяем правильность настройки времени и часового пояса;
  2. Задаем понятное имя для сервера и, при необходимости, вводим его в домен;
  3. Если сервер не подключен напрямую к сети Интернет, стоит отключить брандмауэр;
  4. Для удаленного администрирования, включаем удаленный рабочий стол;
  5. Устанавливаем все обновления системы.

Шаг 3. Базовые настройки файлового сервера

Это стандартные действия, которые выполняются при настройке обычного файлового сервера.

Установка роли и вспомогательных компонентов

Как правило, данная роль устанавливается вместе с Windows. Остается только это проверить и доустановить компоненты, которые нужны для полноценной эксплуатации сервиса.

Открываем Диспетчер серверов. Он может быть запущен из панели быстрого запуска.

Читайте также:  Administrador de tareas windows

Нажимаем УправлениеДобавить роли и компоненты.

В открывшемся окне оставляем Установка ролей и компонентов и нажимаем Далее.

В следующем окне выбираем нужный сервер (выбран по умолчанию, если работаем на сервере, а не через удаленную консоль) и нажимаем Далее.

Среди ролей находим Файловые службы и службы хранилища, раскрываем ее и проверяем, что установлены галочки напротив следующих компонентов:

  • Службы хранения;
  • Файловый сервер;

Если данные службы не установлены, выбираем их и нажимаем Далее.

В окне Выбор компонентов просто нажимаем Далее.

Откроется окно Подтверждение установки компонентов. Нажимаем Установить и после окончания процесса перезагружаем сервер.

Настройка шары (общей папки)

Создаем первую папку, которую хотим предоставить в общее использование. Затем кликаем по ней правой кнопкой мыши и нажимаем Свойства:

В открывшемся окне переходим на вкладку Доступ и нажимаем Расширенная настройка:

Ставим галочку Открыть общий доступ к этой папке и нажимаем кнопку Разрешения:

Предоставляем полный доступ всем пользователям:

* конечно же, мы не будем давать доступ всем пользователям, но для этого есть вкладка безопасность (см. ниже).

Нажимаем OK и еще раз OK.

Теперь переходим на вкладку Безопасность и нажимаем Дополнительно:

В открывшемся окне нажимаем Отключение наследования и Преобразовать унаследованные разрешения в явные разрешения этого объекта.

Выставляем необходимые права на папку, например:

Совет: старайтесь управлять правами на ресурсы только при помощи групп. Даже если доступ необходимо предоставить только одному человеку!

Теперь нажимаем OK два раза. Папка настроена для общего использования и в нашем примере доступна по сетевому пути \\fs1\Общая папка.

Шаг 4. Тюнинг файлового сервера или профессиональные советы

Данные настройки, по сути, представляют секреты того, как сделать файловый сервер лучше, надежнее и безопаснее. Применяя их, администраторы создают более правильную и профессиональную среду ИТ.

С самого начала стоит создавать общие папки в пространстве имен DFS. На это есть две основные причины:

  1. При наличии или появлении нескольких файловых серверов пользователям будет удобнее находить общие папки в одном месте.
  2. Администратор легко сможет создать отказоустойчивую систему при необходимости.

Теневые копии

Позволят вернуться к предыдущим версиям файлов. Это очень полезная функция позволит не только восстановить некорректно отредактированный документ, но и вернуть случайно удаленный файл или папку.

Как настроить и пользоваться данной возможностью, читайте подробнее в инструкции Как включить и настроить теневые копии.

Аудит

Аудит позволит вести протокол доступа к данным — понять, кто и когда удалил важные данные или внес в них изменения.

О том, как настроить данную возможность читайте статью Как включить аудит доступа к файлам Windows.

Анализатор соответствия рекомендациям

В диспетчер управления серверами Windows встроен инструмент для проверки конфигурации сервера — анализатор соответствия рекомендациям. Чтобы им воспользоваться переходим в диспетчере в Локальный сервер:

Находим раздел «Анализатор соответствия рекомендациям» и справа кликаем по ЗАДАЧИНачать проверку BPA:

Рассмотрим решения некоторых рекомендаций.

1. Для XXX должно быть задано рекомендованное значение.

Это набор однотипных рекомендаций, для выполнения которых нужно обратить внимание на описание и задать значение параметро, которое в нем указано. Например, для CachedOpenLimit в описании проблемы есть описание решения — «Задайте для CachedOpenLimit рекомендуемое значение 5». Чтобы это сделать, открываем Powershell от администратора и вводим команду:

Читайте также:  Windows movie maker download microsoft com

Set-SmbServerConfiguration -CachedOpenLimit 5

* мы задаем параметру CachedOpenLimit значение 5, как это и рекомендовано анализатором.

На запрос, уверены ли мы, что хотим выполнить команду, отвечаем утвердительно.

Остальные параметры задаем аналогичными действиями.

2. Файл Srv.sys должен быть настроен на запуск по требованию.

В командной строке от имени администратора вводим:

sc config srv start= demand

3. Создание коротких имен файлов должно быть отключено.

В командной строке от имени администратора вводим:

fsutil 8dot3name set 1

Шаг 5. Настройка средств обслуживания

Ни одна инфраструктура не может полноценно существовать без мониторинга и резервного копирования. Предупредить о возможной проблеме, узнать о последней раньше пользователей или иметь возможность восстановить данные — показатели высокой ответственности и профессионализма системного администратора.

Резервное копирование

Для файлового сервера все просто — необходимо резервировать все рабочие папки и файлы. Лучшим решением будет ежедневное копирование новых данных, и с определенной периодичностью (например, раз в месяц), создавать полный архив.

Мониторинг

  1. Сетевую доступность сервера;
  2. Свободное дисковое пространство;
  3. Состояние жестких дисков.

Шаг 6. Тестирование

Тестирование состоит из 3-х основных действий:

  1. Проверить журналы Windows и убедиться в отсутствие ошибок. В случае их обнаружения, необходимо устранить все проблемы.
  2. Выполнить действия анализатора соответствий рекомендациям.
  3. Провести живой тест работы сервиса с компьютера пользователя.

Windows 10 Pro for Workstations: что за редакция, как установить и активировать

После релиза масштабного апдейта April 2018 Update для Win10 в её официальном дистрибутиве появилась относительно новая редакция ОС — Pro for Workstations. Относительно новая потому, что о ней было известно ещё на этапе подготовки Fall Creators Update — предыдущего масштабного апдейта. Но тогда она в состав редакций официального дистрибутива не попала. Её можно было заполучить только по платной подписке путём обновления из текущих редакций Win10.

Теперь же эту редакцию можно установить с нуля из дистрибутива April 2018 Update . При этом у нас появляется возможность отложить на этапе установки ввод лицензионного ключа. И, соответственно, прежде его покупки протестировать работу специфической системы. Ниже рассмотрим, что это за редакция такая, как её установить и активировать.

1. Редакция Win10 для мощных компьютеров

Pro for Workstations (рус. для рабочих станций) – это подредакция редакции Pro (Профессиональная) «Десятки», заточенная под выжимку максимальной производительности компьютеров с мощным железом. Это касается, в частности, серверов и профессиональных компьютерных сборок.

Обеспечивается такой максимум производительности поддержкой некоторого оборудования и дополнительными функциональными возможностями, отсутствующими в прочих редакциях Win10. Ключ активации такой специфической редакции в магазине Microsoft Store стоит 21 899 руб. Для сравнения: в том же магазине ключ обычной Win10 Pro можно приобрести за 14 199 руб.

Pro for Workstations поставляется только для 64-битных систем. Для её использования необходимо загрузить на сайте Microsoft дистрибутив с внедрённым April Creators Update . И установить так же, как и обычную «Десятку», только с выбором на определённом этапе редакции с названием «Pro для рабочих станций».

Читайте также:  Установка сетевого принтера linux mint

Но что такого особенного в этой редакции, что она стоит на треть дороже обычной Pro?

2. Поддержка оборудования

Pro for Workstations может работать максимум с 4-мя процессорами и оперативной памятью до 6 Тб. Для сравнения: обычная Win10 Pro может использовать до 2-х процессоров и до 2 Тб ОЗУ. В числе поддерживаемых редакцией устройств – NVDIMM , современная энергонезависимая ОЗУ, способная сохранять данные при внезапном отключении электропитания.

А какие у Pro for Workstations функциональные особенности?

3. Предустановленные UWP-приложения

С виду Pro for Workstations это обычная Win10, которая традиционно устанавливается с продвигаемым контентом из Microsoft Store. Вот только среди UWP -приложений не обнаружим игр и развлечений, весь предустановленный из магазина контент – полезный. По мнению Microsoft, конечно же.

В числе предустановленных UWP-приложений:

Code Writer — редактор программного кода;
• Органайзер Eclipse Manager;
• Приложение для диагностики скорости работы сети;
• Рисовалка Fresh Paint;
Duolingo — клиент платформы для обучения иностранным языкам;
• И прочие.

4. SMB Direct

В Pro for Workstations входит системный компонент SMB Direct – наследие серверных Windows. Это технология увеличения производительности сети без нагрузки на процессор. Применяется в условиях использования специальных сетевых устройств с функцией RDMA .

5. ReFS

Pro for Workstations на сегодняшний день является единственной редакцией в линейке десктопных Windows с поддержкой ReFS — отказоустойчивой файловой системы. Одно время ReFS была реализована в обычных редакциях Win10 Pro, и в неё можно было форматировать несистемные диски. Но впоследствии эта возможность из обычной Win10 Pro исчезла. И стала одной из основных фишек Pro for Workstations. ReFS базируется на NTFS и является её эволюционным продолжением.

• предельный размер файла — 18,3 Эб;
• предельный размер раздела диска — 402 Эб;
• предельное количество знаков в имени и пути файла – 32767 шт.

Тогда как у NTFS эти значения составляют 16 Тб, 18,4 Эб и 255 шт. соответственно.

Но куда большими преимуществами ReFS считаются её большая надёжность в плане сохранности данных и лучшая производительность.

6. Новая схема электропитания

Новшество Pro for Workstations, которое появилось недавно, в проекте подготовки к April 2018 Update – новая схема электропитания, заточенная, опять же, под максимальную производительность компьютеров. При открытии системных схем электропитания

в этой редакции обнаружим не привычные три схемы, а четыре — с новой «Максимальная производительность».

Новая схема доступна только для стационарных устройств. Её эффект достигается за счёт прямого доступа к аппаратной части компьютера и, как следствие, снижения микрозадержек.

7. Как приобрести ключ и активировать

Pro for Workstations, как упоминалось, поставляется теперь как обычная другая редакция Win10. Следовательно, механизм приобретения её ключа и активации такой же, как и у других редакций. Идём в штатные параметры и кликаем ссылку активации.

Если ключ этой редакции уже есть, жмём опцию его изменения и вводим его.

Если ключа нет, в этом же разделе нажимаем «Устранение неполадок».

Отправляемся в Microsoft Store.

И вводим его в форму изменения ключа, как показано выше.

Оцените статью