- Как правильно установить и настроить файловый сервер на Windows Server
- Шаг 1. Выбор оборудования и подготовка сервера
- Дополнительные требования
- Шаг 2. Установка Windows и настройка системы
- Установка системы
- Настройка системы
- Шаг 3. Базовые настройки файлового сервера
- Установка роли и вспомогательных компонентов
- Настройка шары (общей папки)
- Шаг 4. Тюнинг файлового сервера или профессиональные советы
- Теневые копии
- Аудит
- Анализатор соответствия рекомендациям
- Шаг 5. Настройка средств обслуживания
- Резервное копирование
- Мониторинг
- Шаг 6. Тестирование
- Windows 10 Pro for Workstations: что за редакция, как установить и активировать
- 1. Редакция Win10 для мощных компьютеров
- 2. Поддержка оборудования
- 3. Предустановленные UWP-приложения
- 4. SMB Direct
- 5. ReFS
- 6. Новая схема электропитания
- 7. Как приобрести ключ и активировать
Как правильно установить и настроить файловый сервер на Windows Server
В качестве примера используется Windows Server 2012 R2 (2016, 2019). Инструкция разбита на несколько шагов и представляет из себя полный цикл настройки файлового хранилища для использования в малых и средних компаниях.
Шаг 1. Выбор оборудования и подготовка сервера
В качестве сервера, желательно, выбрать профессиональное оборудование. Системные требования для файлового сервера не высокие:
- Процессор может быть самый простой;
- Оперативная память также не сильно используется;
- Дисковая система — самый основной компонент. Ее объем зависит от специфики бизнеса. Примерная формула — не менее 15 Гб на пользователя и не менее 1 Тб на сервер. До 50 пользователей можно рассматривать диски SATA, после — SAS или SSD.
Например, для компании в 300 пользователей подойдет сервер с процессором Xeon E3, 8 Гб ОЗУ и 5 Тб дискового пространства на дисках SAS 10K.
Дополнительные требования
- Для обеспечения сохранности информации при выходе из строя жесткого диска, необходим RAID-контроллер. Настройка последнего выполняется из специального встроенного программного обеспечения, которое запускается при загрузке сервера;
- Сервер должен быть подключен к источнику бесперебойного питания;
- Необходимо предусмотреть резервное копирование. Для этого нужен дисковый накопитель (внешний жесткий диск) или другой сервер.
Подробнее о выборе оборудования читайте статью Как выбрать сервер.
Шаг 2. Установка Windows и настройка системы
Установка системы
На этом шаге все стандартно, за исключением одного нюанса: разбивая во время установки Windows жесткий диск, стараемся выделить небольшую часть (70 — 120 Гб) для системы и все остальное под данные. Если выделить много дискового пространства для системного раздела, увеличится время его обслуживания и фрагментация, что негативно скажется на производительности и надежности системы в целом.
Настройка системы
- Проверяем правильность настройки времени и часового пояса;
- Задаем понятное имя для сервера и, при необходимости, вводим его в домен;
- Если сервер не подключен напрямую к сети Интернет, стоит отключить брандмауэр;
- Для удаленного администрирования, включаем удаленный рабочий стол;
- Устанавливаем все обновления системы.
Шаг 3. Базовые настройки файлового сервера
Это стандартные действия, которые выполняются при настройке обычного файлового сервера.
Установка роли и вспомогательных компонентов
Как правило, данная роль устанавливается вместе с Windows. Остается только это проверить и доустановить компоненты, которые нужны для полноценной эксплуатации сервиса.
Открываем Диспетчер серверов. Он может быть запущен из панели быстрого запуска.
Нажимаем Управление — Добавить роли и компоненты.
В открывшемся окне оставляем Установка ролей и компонентов и нажимаем Далее.
В следующем окне выбираем нужный сервер (выбран по умолчанию, если работаем на сервере, а не через удаленную консоль) и нажимаем Далее.
Среди ролей находим Файловые службы и службы хранилища, раскрываем ее и проверяем, что установлены галочки напротив следующих компонентов:
- Службы хранения;
- Файловый сервер;
Если данные службы не установлены, выбираем их и нажимаем Далее.
В окне Выбор компонентов просто нажимаем Далее.
Откроется окно Подтверждение установки компонентов. Нажимаем Установить и после окончания процесса перезагружаем сервер.
Настройка шары (общей папки)
Создаем первую папку, которую хотим предоставить в общее использование. Затем кликаем по ней правой кнопкой мыши и нажимаем Свойства:
В открывшемся окне переходим на вкладку Доступ и нажимаем Расширенная настройка:
Ставим галочку Открыть общий доступ к этой папке и нажимаем кнопку Разрешения:
Предоставляем полный доступ всем пользователям:
* конечно же, мы не будем давать доступ всем пользователям, но для этого есть вкладка безопасность (см. ниже).
Нажимаем OK и еще раз OK.
Теперь переходим на вкладку Безопасность и нажимаем Дополнительно:
В открывшемся окне нажимаем Отключение наследования и Преобразовать унаследованные разрешения в явные разрешения этого объекта.
Выставляем необходимые права на папку, например:
Совет: старайтесь управлять правами на ресурсы только при помощи групп. Даже если доступ необходимо предоставить только одному человеку!
Теперь нажимаем OK два раза. Папка настроена для общего использования и в нашем примере доступна по сетевому пути \\fs1\Общая папка.
Шаг 4. Тюнинг файлового сервера или профессиональные советы
Данные настройки, по сути, представляют секреты того, как сделать файловый сервер лучше, надежнее и безопаснее. Применяя их, администраторы создают более правильную и профессиональную среду ИТ.
С самого начала стоит создавать общие папки в пространстве имен DFS. На это есть две основные причины:
- При наличии или появлении нескольких файловых серверов пользователям будет удобнее находить общие папки в одном месте.
- Администратор легко сможет создать отказоустойчивую систему при необходимости.
Теневые копии
Позволят вернуться к предыдущим версиям файлов. Это очень полезная функция позволит не только восстановить некорректно отредактированный документ, но и вернуть случайно удаленный файл или папку.
Как настроить и пользоваться данной возможностью, читайте подробнее в инструкции Как включить и настроить теневые копии.
Аудит
Аудит позволит вести протокол доступа к данным — понять, кто и когда удалил важные данные или внес в них изменения.
О том, как настроить данную возможность читайте статью Как включить аудит доступа к файлам Windows.
Анализатор соответствия рекомендациям
В диспетчер управления серверами Windows встроен инструмент для проверки конфигурации сервера — анализатор соответствия рекомендациям. Чтобы им воспользоваться переходим в диспетчере в Локальный сервер:
Находим раздел «Анализатор соответствия рекомендациям» и справа кликаем по ЗАДАЧИ — Начать проверку BPA:
Рассмотрим решения некоторых рекомендаций.
1. Для XXX должно быть задано рекомендованное значение.
Это набор однотипных рекомендаций, для выполнения которых нужно обратить внимание на описание и задать значение параметро, которое в нем указано. Например, для CachedOpenLimit в описании проблемы есть описание решения — «Задайте для CachedOpenLimit рекомендуемое значение 5». Чтобы это сделать, открываем Powershell от администратора и вводим команду:
Set-SmbServerConfiguration -CachedOpenLimit 5
* мы задаем параметру CachedOpenLimit значение 5, как это и рекомендовано анализатором.
На запрос, уверены ли мы, что хотим выполнить команду, отвечаем утвердительно.
Остальные параметры задаем аналогичными действиями.
2. Файл Srv.sys должен быть настроен на запуск по требованию.
В командной строке от имени администратора вводим:
sc config srv start= demand
3. Создание коротких имен файлов должно быть отключено.
В командной строке от имени администратора вводим:
fsutil 8dot3name set 1
Шаг 5. Настройка средств обслуживания
Ни одна инфраструктура не может полноценно существовать без мониторинга и резервного копирования. Предупредить о возможной проблеме, узнать о последней раньше пользователей или иметь возможность восстановить данные — показатели высокой ответственности и профессионализма системного администратора.
Резервное копирование
Для файлового сервера все просто — необходимо резервировать все рабочие папки и файлы. Лучшим решением будет ежедневное копирование новых данных, и с определенной периодичностью (например, раз в месяц), создавать полный архив.
Мониторинг
- Сетевую доступность сервера;
- Свободное дисковое пространство;
- Состояние жестких дисков.
Шаг 6. Тестирование
Тестирование состоит из 3-х основных действий:
- Проверить журналы Windows и убедиться в отсутствие ошибок. В случае их обнаружения, необходимо устранить все проблемы.
- Выполнить действия анализатора соответствий рекомендациям.
- Провести живой тест работы сервиса с компьютера пользователя.
Windows 10 Pro for Workstations: что за редакция, как установить и активировать
После релиза масштабного апдейта April 2018 Update для Win10 в её официальном дистрибутиве появилась относительно новая редакция ОС — Pro for Workstations. Относительно новая потому, что о ней было известно ещё на этапе подготовки Fall Creators Update — предыдущего масштабного апдейта. Но тогда она в состав редакций официального дистрибутива не попала. Её можно было заполучить только по платной подписке путём обновления из текущих редакций Win10.
Теперь же эту редакцию можно установить с нуля из дистрибутива April 2018 Update . При этом у нас появляется возможность отложить на этапе установки ввод лицензионного ключа. И, соответственно, прежде его покупки протестировать работу специфической системы. Ниже рассмотрим, что это за редакция такая, как её установить и активировать.
1. Редакция Win10 для мощных компьютеров
Pro for Workstations (рус. для рабочих станций) – это подредакция редакции Pro (Профессиональная) «Десятки», заточенная под выжимку максимальной производительности компьютеров с мощным железом. Это касается, в частности, серверов и профессиональных компьютерных сборок.
Обеспечивается такой максимум производительности поддержкой некоторого оборудования и дополнительными функциональными возможностями, отсутствующими в прочих редакциях Win10. Ключ активации такой специфической редакции в магазине Microsoft Store стоит 21 899 руб. Для сравнения: в том же магазине ключ обычной Win10 Pro можно приобрести за 14 199 руб.
Pro for Workstations поставляется только для 64-битных систем. Для её использования необходимо загрузить на сайте Microsoft дистрибутив с внедрённым April Creators Update . И установить так же, как и обычную «Десятку», только с выбором на определённом этапе редакции с названием «Pro для рабочих станций».
Но что такого особенного в этой редакции, что она стоит на треть дороже обычной Pro?
2. Поддержка оборудования
Pro for Workstations может работать максимум с 4-мя процессорами и оперативной памятью до 6 Тб. Для сравнения: обычная Win10 Pro может использовать до 2-х процессоров и до 2 Тб ОЗУ. В числе поддерживаемых редакцией устройств – NVDIMM , современная энергонезависимая ОЗУ, способная сохранять данные при внезапном отключении электропитания.
А какие у Pro for Workstations функциональные особенности?
3. Предустановленные UWP-приложения
С виду Pro for Workstations это обычная Win10, которая традиционно устанавливается с продвигаемым контентом из Microsoft Store. Вот только среди UWP -приложений не обнаружим игр и развлечений, весь предустановленный из магазина контент – полезный. По мнению Microsoft, конечно же.
В числе предустановленных UWP-приложений:
• Code Writer — редактор программного кода;
• Органайзер Eclipse Manager;
• Приложение для диагностики скорости работы сети;
• Рисовалка Fresh Paint;
• Duolingo — клиент платформы для обучения иностранным языкам;
• И прочие.
4. SMB Direct
В Pro for Workstations входит системный компонент SMB Direct – наследие серверных Windows. Это технология увеличения производительности сети без нагрузки на процессор. Применяется в условиях использования специальных сетевых устройств с функцией RDMA .
5. ReFS
Pro for Workstations на сегодняшний день является единственной редакцией в линейке десктопных Windows с поддержкой ReFS — отказоустойчивой файловой системы. Одно время ReFS была реализована в обычных редакциях Win10 Pro, и в неё можно было форматировать несистемные диски. Но впоследствии эта возможность из обычной Win10 Pro исчезла. И стала одной из основных фишек Pro for Workstations. ReFS базируется на NTFS и является её эволюционным продолжением.
• предельный размер файла — 18,3 Эб;
• предельный размер раздела диска — 402 Эб;
• предельное количество знаков в имени и пути файла – 32767 шт.
Тогда как у NTFS эти значения составляют 16 Тб, 18,4 Эб и 255 шт. соответственно.
Но куда большими преимуществами ReFS считаются её большая надёжность в плане сохранности данных и лучшая производительность.
6. Новая схема электропитания
Новшество Pro for Workstations, которое появилось недавно, в проекте подготовки к April 2018 Update – новая схема электропитания, заточенная, опять же, под максимальную производительность компьютеров. При открытии системных схем электропитания
в этой редакции обнаружим не привычные три схемы, а четыре — с новой «Максимальная производительность».
Новая схема доступна только для стационарных устройств. Её эффект достигается за счёт прямого доступа к аппаратной части компьютера и, как следствие, снижения микрозадержек.
7. Как приобрести ключ и активировать
Pro for Workstations, как упоминалось, поставляется теперь как обычная другая редакция Win10. Следовательно, механизм приобретения её ключа и активации такой же, как и у других редакций. Идём в штатные параметры и кликаем ссылку активации.
Если ключ этой редакции уже есть, жмём опцию его изменения и вводим его.
Если ключа нет, в этом же разделе нажимаем «Устранение неполадок».
Отправляемся в Microsoft Store.
И вводим его в форму изменения ключа, как показано выше.