- Windows Mobile и Symbian OS: в чем разница?
- Symbian против Windows Mobile
- Symbian
- Windows Mobile
- Удобство пользования 2:0
- Тонкая настройка 0:1
- Синхронизация данных 0:1
- Дополнительные программы 0:2
- Стабильность работы 1:0
- Итог 3:4
- SymbianOS против Windows Mobile Smartphone Edition — кто лучше?
- SymbianOS: сын полка
- 5 вещей, которых не хватает в современных в смартфонах после Symbian и Windows Mobile
- «Полноценная» многозадачность
- Поддержка «альтернативных» приложений
- Много информации на экране
Windows Mobile и Symbian OS: в чем разница?
C появлением «умных телефонов», фунциональность которых позволила превратить их практически в мини-компьютер, появилась и возможность устанавливать на них операционную систему и ее приложения. Самые популярные сегодня мобильные ОС – Windows Mobile и Symbian OS. При покупке смартфона одна из этих операционок уже установлена на нем по умолчанию, однако в чем между ними разница?
Windows Mobile
Эта операционная система – маленькая копия привычной компьютерной MS Windows: знакомый интерфейс: рабочий стол, ярлычки, нижняя (верхняя) рабочая панель и такая «родная» кнопка «Пуск». Здесь есть и Word, и Excel, и Internet Explorer, и Windows Media, и Outlook, и т.д. Причем мобильный Windows позволяет работать в нескольких приложениях одновременно: проигрывать музыку, писать смс-сообщение, читать текст или общаться в ICQ и т.д. Минус в том, что пользователь, открыв кучу программных окон, зачастую забывает, что они «висят» одна под другой, а это существенно притормаживает работу процессора. Windows Mobile позволяет устанавливать новые приложения, которые регулярно пополняются производителями. В целом, эта ОС вполне удобна тем, кто очень привык к компьютерному интерфейсу и активно пользуется многими приложениями, кому нужен хороший «офисный» помощник.
Symbian OS
Эта ОС, в принципе, похожа на Windows Mobile – тем, что тоже содержит полезные приложения, например, Word и Excel, однако имеет более ограниченные возможности по софту, нежели первая. Symbian изначально создавалась для «машинок» менее «навороченных», более простых и компактных, но претендующих на надежность и стабильность, а потому не была пресыщена дополнениями, за счет чего обладала хорошей производительностью. В ней есть лишь все самое необходимое, что нужно нетребовательному пользователю – основные компоненты, удобный и понятный интерфейс, акцент, что называется, не на количество, а на качество – например, работа музыкальной программы, фото- и видеоустройств. Главный минус – эта ОС больше подвержена вирусным атакам, нежели Windows Mobile, и нужен очень хороший антивирус. Но в принципе, те, кто не гонится за новшествами софта, для кого главное – слаженная работа «того, что есть сейчас», оценят Symbian OS по достоинству.
Symbian против Windows Mobile
Телефоны делятся на простые и сложные. Сложные делятся на просто функциональные и смартфоны. А смартфоны делятся на те, кто работает на Windows Mobile и Symbian. Какая платформа лучше?
Symbian
Операционная система, разработанная специально для мобильных устройств, для максимального использования их возможностей. Платформа разработана альянсом Symbian Ltd. В основном на Symbian работают смартфоны Nokia (платформа S60) и Sony Ericsson (на платформе UIQ). Попадаются также Samsung и Motorola.
Windows Mobile
Операционные системы семейства Windows Mobile (или сокращенно WM) производятся мировым гигантом Microsoft — это мобильные, «карманные» системы Windows. Изначально былли разработаны для КПК, но сейчас монтируются на смартфоны.
Удобство пользования 2:0
Комфорт — вещь субъективная. Кому-то больше нравится, когда меню телефона похоже на компьютерное — здесь тебе и кнопка «Пуск», и привычные Word, Excel… Другие уверены, что интерфейс телефона должен быть максимально похож на… интерфейс телефона: это классический вид меню и привычное расположение настроек. При желании или по незнанию можно вообще не использовать функции смартфона. В-общем, Symbian проще, ведь это платформа была специально разработана для мобильных устройств, она максимально использует их возможности. А Windows Mobile перекочевал с настольных систем, и ресурсы жрет прилично.
Тонкая настройка 0:1
Принцип открытой архитектуры (это когда абсолютно все настраивается по желанию пользователя) более полно реализован в устройствах на Windows Mobile. Пользователь имеет больше возможностей по сравнению с Symbian (количество программ на Symbian меньше). Самые заядлые фанаты настройки системы «под себя» могут зарыться вглубь Windows Mobile сколь угодно глубоко: вплоть до редактирования данных системных реестра. Так что на Windows Mobile доступен самый отвязанный тюнинг.
Синхронизация данных 0:1
Понятно, что если одна компания разрабатывает несколько систем, то они будут максимально совместимы. Так и есть: контакты, почта, и прочие данные на Windows Mobile наиболее полно и корректно синхронизуются с Windows XP или Vista.
Дополнительные программы 0:2
Безоговорочная победа за маленькой Windows. По самым скромным подсчетам, число программ перевалило за 100 000. «Наворачивать» свое устройство можно до бесконечности, а у Symbian таких возможностей пока нет.
Стабильность работы 1:0
Положа руку, признаем: «глючат» обе системы. Но все же Windows Mobile более нестабильно, особенно 5-я версия. У Symbian получается лучше экономить нервные клетки.
Итог 3:4
Windows Mobile оказался немного впереди, в основном засчет больших возможностей настройки телефонов «под себя». Покупая телефон на Windows и пользуясь им «как есть», ты упускаешь множество полезных возможностей, которые, правда, требуют времени. Но если ты не желаешь тратить время на настройку, то бери аппарат на Symbian, и можешь даже не замечать, что в руках у тебя смартфон, а не телефон.
SymbianOS против Windows Mobile Smartphone Edition — кто лучше?
Раньше ведь, знаете ли, проще как-то было. Обул калоши, прошлёпал по весенним лужам до магазина, взял да и купил себе телефон. Дисковый такой, из бежевого пластика с чёрными разводами. Взял свёрток под мышку, добежал до дому, воткнул в телефонную розетку… Вуаля, вот мы и на связи. Это только потом началось: кнопки, определители номера, уйма непонятных брендов, аппараты, сделанные китайскими друзьями на коленке в сверхурочную смену… Аксиома: чем больше выбор – тем шире разбегаются глаза.
С появлением обильного рынка сотовых телефонов проблема выбора приняла форму трагедии. И если несколько лет назад все знали, что вот это – безусловно великолепный аппарат и его нужно брать обязательно, то сегодня человек, решивший вдруг сменить своего верного сотового товарища на что-нибудь более современное, рискует лишиться сна, аппетита и нажить себе хроническую мигрень. Посильную лепту в процесс умалишения вносит реклама, удивительно услужливо и до тошноты навязчиво превращая и без того не очень стройную систему приоритетов в форменный винегрет. В это же время находится знакомый «дока», который своим непоколебимым авторитетом местного Кулибина и презрительным «Я бы не советовал» завершает замес локального вавилонского столпотворения в голове отдельно взятого мобильного пользователя. Вариантов дальнейшего развития событий несколько:
• человек, плюнув, продолжает с удовольствием пользоваться своим обшарпанным жизненными невзгодами SL45, утешая себя, что, дескать, «раньше умели делать телефоны»;
• обозлившись, он вступает в радикальную секту «неолуддитов» и громит все встречные салоны сотовой связи большой бейсбольной битой;
• несчастный окончательно трогается рассудком, истерически смеётся при виде базовой станции и оканчивает свои дни на Канатчиковой даче.
Грустная история, которая, к сожалению, не содержит в себе ни моралите, ни конкретных советов по счастливому разрешению такой ситуации. Конкуренция между вендорами, в свете не очень радужных прогнозов продаж мобильных терминалов на грядущий год, с каждым днём становится всё напряжённей, рекламные компании и PR – масштабней, а сознание несчастной целевой аудитории – уязвимее.
Проблемы при выборе смартфона начинаются гораздо раньше разглядывания красочных картинок в глянцевых журналах и переваривания броских слоганов. Хотя, казалось бы, всё должно быть наоборот: на сегодняшний ассортимент мобильных небожителей гораздо меньше такового у тривиальных «трубочек». Между тем, перед конечным предпочтением той или иной модели с определённым логотипом на корпусе, человек должен решить для себя сложнейшую проблему, а нужен ли ему смартфон в принципе? Хотя, судя по оптимистично растущей динамике продаж, над последней дилеммой сегодня ломают голову гораздо меньше, чем, положим, в прошлом году. Если пользователь всё-таки хочет иметь под рукой цифрового помощника на все случаи жизни, он, едва определившись с одной задачей, тут же упирается в следующую: а почему бы ему не предпочесть хрестоматийную связку «КПК + телефон»? Впрочем, здесь тоже, если судить по довольно грустной ситуации на рынке КПК, потребитель надолго не остановится. Последний вопрос подготовительного этапа приобретения умного гаджета можно условно сформулировать приблизительно следующим образом: а может, всё-таки коммуникатор? Эта задача самая простая и чаще всего решается путём визуальной оценки толщины собственного кошелька.
Итак, квалификационный заезд успешно пройден, и человек, потирая руки, радостно представляет, как лихо он завтра будет слушать mp3 и смотреть видео с помощью свежекупленного гаджета. Всё взвешено, копилка разбита, а настырная жадность загипнотизирована бормотанием, мол «400 долларов – не такая уже и большая сумма, и вообще – это разумное вложение денег», и не подаёт признаков жизни. И вот в этом месте без пяти минут смартфоновладелец совершенно неожиданно для себя подходит к глухой стенке «а может?» и «а всё-таки?», которую, иначе как лбом, не прошибёшь. Начиная примерно отсюда, потребитель вступает в тяжкий период терзаний, подробно описанных в начале этого материала. Нет, он не сравнивает спецификации моделей, не вчитывается в обзоры, глубокомысленно морща лоб при виде результатов бенчмарков, и не пытается выделить крупицы здравого смысла среди косноязычия форумских постов – всё это у него ещё впереди. Стоящий перед ним выбор важнее выбора спутницы жизни: он разрывается между SymbianOS и Windows Mobile Smartphone Edition. А ведь сложнее всего разрешить дилемму: вспомните поучительную историю об одном непарнокопытном, которое взяло и умерло от голода, так и не выбрав между двумя совершенно одинаковыми стогами сена. Всё же считая себя несколько умнее помянутой ослицы, мы не будем повторять её трагической ошибки и, не спеша, попробуем кусочек и того, и другого. Вполне возможно, что эта дегустация поможет вам наконец-то определиться в нелегком деле выбора первого смартфона.
SymbianOS: сын полка
Когда берёшься за трудное дело, чувствуя рядом твёрдое плечо помощника-профессионала, дело спорится. Когда собираешься всем миром для того, чтобы сотворить что-нибудь конструктивное – результат усилий обычно их оправдывает. Тут, конечно, главное – не передраться на стадии проектирования. решать важные вопросы в одиночку определённо не годится: иногда нужно перепрыгнуть через корпоративные интересы, грызню за патенты, забыть о конкуренции и сесть за круглый стол переговоров. Операционную систему Symbian создавали «всем миром» – в консорциум разработчиков входили такие мастодонты IT-индустрии, как Nokia, Ericsson, Motorola и Psion. Эти имена стояли у истоков возникновения «умнотелефонов» как класса. Тут, конечно, не совсем понятно: то ли дружная компания участников разработки предвидела скорое возникновение рыночной ниши, то ли в дальнейшем люди распробовали перспективную идею, и предложение породило спрос. Да это, пожалуй, и не важно. Самое главное – результатом их совместной работы стали как определение понятия «смартфон» как «многофункциональное цифровое телекоммуникационное устройство, находящееся под управлением открытой операционной системы», так и создание своеобразной материальной базы для их дальнейшего появления в продаже. Речь идёт, конечно же, о SymbianOS. Строго говоря, никакого велосипеда изобретено не было: новая операционная система была создана на базе программного ядра популярных в то время цифровых органайзеров Psion. Операционная система стала полностью 32-разрядной (второе имя SymbianOS – EPOC32) и отныне поселилась в памяти смартфонов, а объединение Psion Group стало называться Symbian Ltd и превратилась в щедрую дойную коровку Ericsson, Motorola и Nokia. Первый релиз новорожденной платформы с богатым прошлым состоялся в 1997 году, а первым устройством, на ней построенным, стал знаменитый аппарат Ericsson R380.
C тех пор изменилось многое, но основные постулаты SymbianOS остались нерушимыми. Это, в первую очередь, гибкость, дружественность к пользователю, стабильность в работе, скромные аппетиты в отношении памяти мобильного устройства и, конечно же, поддержка ПО от сторонних производителей. Последнее, собственно, и делает смартфон смартфоном.
Долгое время рынок «умнотелефонов» был перспективным, но не более того. Люди заинтересованно присматривались к диковинным машинкам и пытались понять, зачем они такие странные нужны. Был период, когда вся индустрия держалась на «трёх китах»: Nokia 7650, 3650 и Sony Ericsson P800. Справедливости ради стоит отметить, что шуму вокруг них было поднято предостаточно: на этот временной отрезок как раз и приходится закладка «софтовой базы» от сторонних разработчиков. Сегодня ассортимент машинок изрядно подрос и расширился, появились новые решения аппаратного уровня, а компании-лицензиаты из потенциальных превратились во вполне реальных вендоров. Финская компания Nokia – основной мировой производитель смартфонов – смотрит в будущее с оптимистичной улыбкой и активно расширяет модельные ряды: аналитиками компании в прошлом году было заявлено, что на год 2005 придётся бум продаж коммуникационных небожителей. Кстати, на сегодняшний день эти прогнозы подтверждаются в полной мере, и виной тому, конечно, снижение средней рыночной стоимости на эти гаджеты. Смартфоны на Symbian в коалиции с коммуникаторами уверенно теснят КПК на всех фронтах. Рынок увеличивается, раздаётся в ширину, растёт вглубь, и нет никаких предпосылок к тому, что потомок Psion тихо отдаст богу душу под давлением настырной Microsoft. Покупка Symbian-устройства – удачное вложение денег во всех отношениях.
Сегодня операционная система созрела окончательно и существует в трёх ипостасях.
5 вещей, которых не хватает в современных в смартфонах после Symbian и Windows Mobile
«Полноценная» многозадачность
Сегодня в любом смартфоне можно получить доступ к списку открытых приложений — в Android для этого даже зарезервирована отдельная системная клавиша. Только вот с реально работающими приложениями этот список имеет мало общего — даже ваш смартфон с 4 Гбайт оперативной памяти заботливо «усыпляет» почти все открытые приложения и запускает их заново, как только вы к ним обращаетесь.
Вы не можете набить оперативную память смартфона «на все деньги», потому что система постоянно избавляется от фонового софта, если это не мессенджер, «неприкасаемая» системная функция или аудиоплеер. И освободить память полностью тоже не можете — после очистки списка запущенных приложений многие из них продолжают фоновую работу. Именно поэтому все заявления о рекордном объёме ОЗУ гроша выеденного не стоят следует воспринимать скептически — смартфоны с 6 Гбайт часто уступают в многозадачности даже конкурентам с 4 Гбайт.
Раньше смартфоны и КПК давали понять, сколько памяти доступно для новых приложений. И не трогали приложения, пока ОЗУ не переполнялась
Почему в смартфонах нельзя набить память под завязку, как в компьютерах? Потому оказалось, что проще организовать систему автоматического «смыва», чем научить людей, извините, убирать за собой. И проще сделать так, чтобы «оперативка» никогда не заканчивалась, а «запущенные» приложения в списке выключались автоматически. Потому что никто не хочет прикидывать в уме, хватит ли ему для запуска нового приложения оставшейся ОЗУ, как и разбираться, почему обновление ленты приложения «В Контакте» в фоне съело столько трафика и заряда аккумулятора. А вот тыкать пальцем в iPhone, который при более слабом «железе» работает быстрее (пусть и без способности тянуть в себе множество приложений) все горазды. Поэтому имеем то, что имеем.
Вытесняющая многозадачность была в смартфонах с древних времён, и становилась «наглее» с каждым годом (в Symbian S60 2 nd памятью можно было распоряжаться на своё усмотрение, S60 3 rd уже отключала приложения, если память заканчивалась). Но только в iOS и Android загруженность оперативной памяти полностью легла на систему, а «неприкасаемые» приложения ушли в прошлое.
Сегодня список запущенных приложений Android и iOS врёт даже на смартфонах с 4 Гбайт ОЗУ и больше
Заставить смартфон удерживать в памяти необходимые приложения можно и сегодня — для этого нужно добывать root и указывать злым механизмам освобождения ОЗУ «вот это приложение не трогай!» вручную, или с помощью приложения. Но в «заводском» состоянии любой айфон/андроидофон будет решать за вас, какие приложения нужны вам в фоне, а какие — нет.
Чтобы пользователи не загадили всю ОЗУ по глупости, в WIidows придумали SWAP. А в Android зверствует вытесняющая многозадачность
Поддержка «альтернативных» приложений
Старые смартфоны были крутыми не за счёт камеры, доступа в интернет или работе приложений в фоне (это умели и обычные мобильники) — они умели работать и со «смартфонными» приложениями для Symbian, а недостающие приложения компенсировали поддержкой Java-игр и программ. В современных умных мобильниках каждая экосистема «тянет одеяло на себя», поэтому Android-мобильники не умеют запускать приложения от Windows Phone, а эксклюзивы iPhone остаются эксклюзивами iPhone всегда.
Браузеры и клиенты для Symbian долгое время были ужасными
Некоторое время конструировать смартфоны с поддержкой нескольких экосистем пытались разработчики для Nokia, а затем и собственноручно BlackBerry — не взлетело.
Иногда софт и игры для Java были лучше, чем родные для смартфонов приложения. Да и вообще, была альтернатива
Сегодня альтернативные приложения — это установочные файлы apk, которые владельцы андроидофонов устанавливают «из неизвестных источников», и а единой платформы, которая бы одинаково хорошо работала на Android и iOS (как это было с Java в эпоху Symbian) больше нет. Промежуточное решение — сторонние эмуляторы для Android различной степени «колхозности».
Много информации на экране
С тех пор, как смартфоны стали поголовно сенсорными и ориентированными на управление пальцами, количества полезной информации на экранах убавилось. А с тех пор, как с Андроидом случилась революция под названием Material Design (начиная с версии 5.0), ситуация только усугубилась. Огромные значки, огромные ЗАГОЛОВКИ, залитые градиентом сверху и внизу, мало текста и «воздух» с промежутках между надписями. Причём на смартфонах с большими диагоналями мы видим столько же текста и столько же элементов графики, как и в компактных моделях. В итоге на 6-дюймовой пальцеориентированной лопате помещается примерно столько же информации, как на коммуникаторах с 3,5 дюймами резистивной матрицы. До недавнего времени изменить в этом балагане можно было только размер шрифта — в итоге вы разглядывали огромные надписи на ещё больших расстояниях между собой.