- Creative Audigy 2 нет звука на Windows 10 1903/1909
- 6 thoughts on “Creative Audigy 2 нет звука на Windows 10 1903/1909”
- Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy Platinum EX
- Это таинственное слово — «Audigy»
- Хронология звуковых карт Sound Blaster (взлёты и падения Creative)
- Выпуск Sound Blaster Live!
- EMU10K: подробности
- Технология EAX
- Второе поколение карт Live!
- Sound Blaster Live! 5.1
- Подключение
- Запускаем!
- Утилиты
Creative Audigy 2 нет звука на Windows 10 1903/1909
Приветствую. Пользуюсь звуковой карточкой Creative Audigy 2 (SB0240). Несмотря на то что звуковой карте уже лет и памяти, звук в ней очень классный – сочные басы и хорошая четкость и разборчивость звучания. На голову лучше встроенных в материнские платы звуковых чипов.
Кстати, этот гайд должен подойти и к карточке Creative Audigy 2 ZS, но насчёт Creative Audigy 2 SE я не уверен, т к это урезанная версия и у неё другие драйвера.
Всё было отлично, но после обновления Windows 10 на версию 1903 (тоже самое будет и с 1909) перестала работать эта звуковая карта. После поиска решения, у меня заработало следующее:
1. Сначала удалите все драйвера для звуковой карты.
Есть альтернативный пак драйверов от энтузиаста (Daniel_k), который можно найти [здесь]. Скачиваем этот драйвер пак и распаковываем. В папке KillDrvX запускаем KillDrvX.exe от Администратора и убиваем старый драйвер, чтобы можно было полностью его деинсталлировать.
Затем удаляем драйвера из Панели управления -> Программы и компоненты или путём запуска инсталлятора и выбора пункта Деинсталляции) и затем само устройство из Диспетчера Устройств.
Затем перезагружаем ПК.
2. Переходим в папку с драйвер паком, скачанным ранее, и запускаем инсталляцию тип Full Installation или можно Custom и отметить что вам нужно (можно ставить всё, кроме софта Dolby – он платный). Крайне желательно ничего не делать в это время и не дёргать компьютер. Если во время установки будет ругаться, что не может создать ярлыки, то кликаем Пропустить/Игнорировать – ничего страшного в этом нету, создадим ярлыки потом сами (Ctrl+Shift+Перетаскивание исполняемого файла из папки, куда установится драйвер пак – по-умолчанию это C:\Program Files (x86)\Creative\SBAudigy2 и там в подпапках есть Эквалайзер и прочие утилиты).
Перезагружаем ПК, когда инсталлятор попросит, и проверяем звук.
3. Если звука по прежнему нет (как и было в моём случае), то нам нужно “подкормить” операционной системе файл драйвера от производителя.
Для этого скачиваем драйвер [Отсюда]. Вводим капчу и открываем скачанный файл в архиваторе (7-zip к кпримеру) и распаковываем. Папка будет что-то вроде “SBA5_PCDRV_L11_3_01_0056B”.
Переходим в поддиректорию Audio -> DriversWin10 -> wdm. Находим файл “wdma_emu.inf“, щелкаем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбираем Установить (Install).
Перезагружаемся и наслаждаемся хорошим звуком.
6 thoughts on “Creative Audigy 2 нет звука на Windows 10 1903/1909”
Спасибо. Инфаа полезная, но вот одна проблемка. Вроде всё заработало, но рабочейй устройство Speakers/ Стоит переключиться на SPDIF OUT как звук исчезает. Хотя забвано конечно, в систему уровень вроде как дергается, но звука нет. И вроде рад что уже хоть какой-то звук, но на SPDIF на 86х работал и звук гооораздо лучше.
SPDIF не пользуюсь, только 3.5 jack – потому не могу подсказать, чем помочь.
Здравствуйте ! Такая проблема. Виндовс ХР ,звуковая карта creative sb audigy 2 zs platinum .Не хочет воспроизводить файлы МИДИ в программе visual arranger . В виндовс проигрыватели играют,но коряво.WAV файлы звучат нормально.Подскажите как исправить эту беду.
Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy Platinum EX
В нашу тестовую лабораторию наконец-то попал новый, кажется самый ожидаемый продукт от Creative, о котором мы так долго собирали по крохам информацию и писали потом для вас новости, обсуждали перспективы в конференции, строили свои догадки о его возможностях. Речь конечно же идёт о новейшей звуковой плате — Sound Blaster Audigy, являющейся сменой всевозможным вариациям на тему Sound Blaster Live! с аудиопроцессором EMU10K1 на борту.
Я долго ломал себе голову, как построить статью, чтобы её смогли понять даже новички в мире компьютерного аудио, но, при этом, не заснули во время прочтения бывалые продвинутые пользователи. Соответственно, более сложные и необязательные к прочтению отрывки будут даны курсивом. Для тех, у кого в голове до сих пор старенький 386-й процессор без сопроцессора, убедительная просьба эти отрывочки пропускать во избежании мозговых травм. Также, к большому сожалению вы не найдёте здесь переводов пресс-релизов и руководств пользователей. За этим — сходите куда-нибудь к соседям… А ещё лучше — на официальный русскоязычный сайт Creative.
Это таинственное слово — «Audigy»
Если кто-то не догадался, то образуется это загадочное название новых карт Creative очень просто: по-моей версии оно совмещает в себе первые половинки слов audio и digital (по другой распространённой версии — audio и prodigy, тут уже кому как больше нравится). Для отчаянно бегущих за набирающим скорость поездом прогресса поясняю: мы живём в цифровую эпоху, стало быть и аудио у нас может быть только цифровое, и никак иначе. Договорились? 🙂
Но прежде чем описывать и тестировать новую звуковую карту имеет смысл провести некоторый ликбез. Дело в том, что среди многих пользователей существует настроение считать Creative каким-то злобным и ужасным монстром. Такое мнение основано большей частью на домыслах и элементарном незнании истории развития звуковых карт для платформы PC. Компанию обвиняют в монопольном захвате рынка, а финансовый успех считают основанным на везении и «впаривании» пользователям некачественной продукции.
Все эти мнения несостоятельны и очень однобоки. Во-первых, Creative стала лидером рынка в весьма жёсткой конкурентной борьбе. Во-вторых, её изделия всегда отличало именно качество продукции. Во всех новых звуковых устройствах это качество непрерывно улучшалось, при этом цена на изделия не поднималась слишком высоко. Чтобы вы поняли, о чём я говорю, давайте заглянем в историю и проследим, как это всё происходило.
Хронология звуковых карт Sound Blaster (взлёты и падения Creative)
Сначала звук воспроизводился PC-спикером. Кроме сигнала «пик» при загрузке компьютера этот динамик может издавать тона определённой частоты, а в стародавние времена он ещё и создавал ужасные скрежечащие звуки эффектов в DOS-играх. (Ваш покорный слуга застал то время и даже разработал в 1988 году для этого музыкального убожества на языке ассемблера многоголосый MIDI синтезатор-секвенсор. Поэтому фразы типа «мы, старички, начинали с DOOM2 и Sound Blaster Pro» вызывают у меня лишь лёгкую усмешку 🙂 ). Никого такая ситуация не устраивала и многие энтузиасты, владеющие паяльником, собирали «на коленках » простейшие ЦАПы на резистивной матрице. Такие устройства были известны под общим названием Covox. Звук намного превосходил хрипы PC-спикера и здесь можно было уже отчётливо слышать результат смешивания нескольких цифровых потоков, а в народе распространились различные редакторы семплерной музыки — ScreamTracker-ы. Однако PC с его убогим DOS-ом в 80-е годы (да и в начале 90-х) считался компьютером для бизнеса и обучения студентов основам программирования. Солидные музыкальные фирмы (производители профессионального железа и софта) не видели в нём серьёзного конкурента навороченным домашним компьютерам Macintosh и ATARI.
Руководство фирмы Creative так не считало (даже в далёком 1987 году), и, как мы видим сейчас, не напрасно. Первый опыт на рынке PC-звука для этой, тогда ещё мало кому известной азиатской фирмы был неудачным (впрочем, как и для многих других фирм), хотя их звуковое изделие представляло большой интерес и было весьма новационным для 1988 года. Оно обладало 12-голосым FM-синтезатором Creative Music System (C/MS) оригинальной разработки, цифровой частью (АЦП/ЦАП) и полным комплектом программ собственной разработки для создания и редактирования музыки (C/MS Composer, C/MS Intelligent Organ и C/MS Multimedia Presenter). Однако огромная, даже по тем временам, цена в $400 не позволила этому продвинутому звуковому комплексу завоевать хоть какую-то серьёзную аудиторию пользователей PC.
Напрашивается аналогия с «первым блином», вышедшим в своё время «комом» и у сегодняшнего лидера рынка графических чипсетов — фирмы NVIDIA. Её чип NV1, очень новационный для своего времени, в силу ряда причин также не получил широкого признания и провалился. Однако фирмы на этом не «сломались», а просто перевели свои стратегические ошибки в опыт. Это я рассказываю специально для тех, кто привык считать, что сегодняшним лидерам рынка успех свалился на голову сам собой.
В то же самое время северо-американская фирма AdLib выпустила простенькую и относительно дешёвую звуковую платку с FM-синтезатором OPL2 от Yamaha. Качество MIDI-синтезатора YM3812, по мнению экспертов тех лет, было даже выше, чем у неимоверно дорогого синтезатора C/MS от Creative. AdLib на некоторое время стал лидирующим стандартом на звук для PC и получил поддержку у производителей игр, наравне с PC-спикером и Covox-ом (в настройках игр того времени, в отличие от игр сегодняшних, нужно было вручную указывать тип имеющегося воспроизводящего звук устройства).
В этой ситуации Creative не растерялась, а приняла единственное верное решение: взяла тот же самый замечательный и дешёвенький чипсет OPL2 от Yamaha и выпустило на нём недорогую звуковую карту, превосходящую AdLib по функциональности и совместимую с ней аппаратно! Так на свет появилась звуковая карта (а с ней и стандарт) Sound Blaster. Это была первая полноценная мейнстрим звуковая карта для PC. В отличие от AdLib, который лишь воспроизводил MIDI-мелодии, звуковые карты Sound Blaster уже имели на борту 8-битные аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи (работавшие в режиме псевдо-стерео). Название Sound Blaster — становится именем нарицательным (синонимом словосочетания «звуковая карта»), а Creative зарабатывает деньги на развитие и выпуск своих новых звуковых шедевров. 🙂 В то время Creative ещё очень хорошо помнит свой первый опыт с качественной, но дорогой и непопулярной звуковой системой, поэтому не торопиться делать качественные карты. Всему своё время.
Далее появляется слегка улучшенный вариант карты — Sound Blaster Pro, в котором наконец-то появляется полноценное стерео вплоть до частоты 22 кГц. Карта по прежнему остаётся 8-битной. Этот стандарт в 1991 году приходится по вкусу фирме Microsoft, которая декларирует его в своей спецификации MPC (мультимедийный персональный компьютер). С этого момента заказчиками молодой азиатской фирмы Creative Labs становятся многие компании-сборщики компьютеров — ведь без звуковой карты Sound Blaster Pro внутри системного блока невозможно получить сертификацию Multimedia PC от самой Microsoft!
Таким образом, Creative открывает свои отделения в Европе и Штатах. В 1992 г. на бирже NASDAQ выпускаются в обращение 4 млн. 800 тыс. обычных акций под индексом CREAF.
Устойчиво встав на ноги в финансовом плане, Creative не останавливается на достигнутом и наконец-то выпускает долгожданную полноценную звуковую карту, с возможностью записи и воспроизведения цифрового звука в режиме 16 бит 44,1 кГц и имеющую новый чипсет FM-синтезатора — OPL3. Новая звуковая карта получила название Sound Blaster 16. Соответственно, цены на старые 8-битные карты падают, а народ раздумывает: стоит ли покупать новые, не слишком дешёвые звуковые карты? Ведь в DOS-играх то до сих пор поддерживается только Sound Blaster Pro. В это самое время рынок PC растёт не по дням, а по часам. Чтобы всем угодить, Creative начинает плодить великое множество вариаций на тему Sound Blaster 16 (SB16, SB16 Vibra, SB16 ASP, SB16 Value, SB16 Pro, SB16 PnP, SB16 SCSI и т.п.) Кажется все уже запутались в этих марках звуковых карт от Creative и в их отличиях…
Предприимчивые азиатские фирмы, воспользовавшись появившимся массовым спросом на звук на рынке PC, начинают предлагать 8-битные карты с надписями «Sound Blaster Pro (compatible)» вдвое-втрое дешевле, а также всякие левые подделки с ужасным качеством звука. В то же время потихоньку распространяется мода на wavetable-синтезаторы с 1 Мб ПЗУ, в котором прошиты семплы 128 GM-инструментов. Народ обсуждает явное слышимое преимущество WT-синтеза над FM-синтезом (последний применяется во всех картах Sound Blaster). Создателю стандарта, фирме Creative, не нравится такая ситуация. Её руководство начинает задумываться о своём имидже и возможности серьёзного технологического отрыва своих изделий от армии дешёвых азиатских поделок.
Очень интересна история о судьбоносной покупке компанией Creative фирмы E-mu (всемирно известного разработчика профессиональных музыкальных технологий, в первую очередь семплерных). Вот что рассказывает об этом основатель компании E-mu Дейв Россум, впоследствии глава отдела разработки Creative Technologies:
«В какой-то момент, мы получили предложение от другой компании, желавшей лицензировать нашу технологию, но тогда, если бы мы согласились, нам бы пришлось исключить Creative из любых наших будущих лицензий. У нас было пару недель для раздумий и пару парней, которые, не гнушаясь ничем, пытались войти в контакт с Creative. Наконец мы выследили COO (Chief Organization Officer, управляющий делами) и CFO (Chief Financial Officer, управляющий финансами) компании Creative, которые оба имели домашнюю звукозаписывающую студию, оснащенную технологическими разработками E-Mu. Они были восхищены нашими разработками и следующая вещь, которую мы узнали, состояла в том, что мы решили договориться.»
Таким образом, эта покупка, произошедшая в 1993 году, представляла скорее взаимовыгодное слияние двух компаний: лидера музыкальных семплерных технологий и профессионала по рыночному продвижению звуковых продуктов, нежели захват «бедной маленькой» EMU «злым и безжалостным монополистом рынка» — Creative.
Итак, в результате слияния и при хорошей финансовой поддержке фирма E-mu, как подразделение Creative, разработала аудиопроцессор EMU8000 (EMU8K), который действительно вывел Creative в лидеры по качеству звучания MIDI-синтезатора и цифровой части на долгое время.
Судите сами: WT-синтезатор на базе профессиональных семплерных технологий фирмы E-mu, 32 голоса, хранение семплов в ПЗУ или ОЗУ (размер банков невиданных размеров — до 32 Мб, набираемых обычными SIMM-модулями), два 6-стадийных генератора огибающей (delay, attack, hold, decay, sustain, release), два генератора низкой частоты (LFO), управляемый резонансный фильтр и блок эффектов reverb/chorus, возможность модуляции сигнала по амплитуде посредством LFO1 и Env2, по частоте — Env1 и оба LFO, частотой среза фильтра — Env1 и LFO1. Тип эффекта (8 пресетов на reverb, chorus, delay) устанавливается общим для всех, глубина каждого из эффектов устанавливается отдельно для каждого голоса, при сдвиге семпла используется качественная 4-точечная интерполяция.
Новая карта получила название Sound Blaster AWE32 (Advanced Wave Effects — продвинутые волновые эффекты, 32 — не разрядность карты, а количество голосов MIDI-синтезатора). При этом была оставлена полная аппаратная совместимость с Sound Blaster 16 и даже улучшено звучание цифровой части карты за счёт применения более совершенных преобразователей. AWE32 — лучший выбор бюджетных домашних музыкальных студий того времени.
Спустя некоторое время вышла обновлённая и усовершенствованная версия карты — Sound Blaster AWE 64 Gold, которую можно встретить в продаже и поныне. 64 голоса, из них 32 — не слишком хороший программный синтез Creative WaveSynth, однако 32-х аппаратных голосов всем и так хватало за глаза. Эта звуковая карта стала флагманской моделью серии карт SB32/AWE32. Кстати говоря, в карте была сделана первая попытка Creative внедрить в свои изделия 3D звук (точнее, панорамирование звука). Собственная технология получила название E-mu 3D Positional Audio. Карта удовлетворяла спецификациям Plug’n’Pray от M$ и поддерживала DirectSound на уровне драйверов. На карте имелся интерфейс S/PDIF (16 бит 44,1 кГц).
С пришествием шины PCI для Creative настали тяжёлые времена. Конкуренты во всю продавали PCI-ные звуковые карты и противопоставить им было нечего. Со слов того же Дейва Россума: хотя в лабораториях фирмы и имелся образец карты с EMU8005 на шине PCI, Creative не хотелось просто перетаскивать старый чип на новую шину. Для лидерства нужен был более совершенный, качественно новый продукт. Теряя рынок и прибыль, Creative решила выждать и посмотреть, что предложат конкуренты, при этом усиленно работая над новейшим аудиопроцессором. Однако крупных сборщиков компьютеров такая ситуация совсем не устраивала. Им нужен был «бренд» — имя звуковой карты в продаваемых PC, которое ассоциировалось бы с качеством и надёжностью работы.
Спохватившись, Creative решает до подхода основных сил выпустить на рынок и подставить по удар временные наёмные войска (а в том числе и свою репутацию). Таким решением стали PCI-карты на чипах фирмы Ensoniq, в то время нуждавшейся в средствах, а поэтому поглощённой Creative (в последствии R&D-отделы Ensoniq и E-mu были объединены). Так появились на свет звуковые карты Sound Blaster 64 PCI и Sound Blaster 128 PCI. По качеству звука они, в общем-то, не уступали картам AWE64 Value. Зато были дешевы (за счёт отсутствия полноценного аудиопроцессора) и имели DirectSound3D-драйвера. 64 и 128 — также не разрядность, а общее количество голосов WT-синтеза.
Однако конкуренты имели возможность легко расправиться с таким слабым противником и не применули этим воспользоваться: лидерство на рынке захватили звуковые карты на чипе Aureal Vortex (её продвижением занималась успешная в то время фирма Diamond Multimedia, звуковая карта именовалась Diamond Sonic Impact и Diamond Monster Sound). ESS с дешёвенькими PCI-решениями заняла Low-End сектор рынка звука. В области Home Studio лидировала Yamaha с её XG-MIDI звуковыми картами. Некоторые журналисты всерьёз предрекали закат и падение «ненавистной империи Creative».
Хотя последняя даже и не думала гибнуть, а наоборот, начала осваивать новые для себя рынки: качественной мультимедийной акустики (приобретение в 1997 году Cambridge SoundWorks) и DVD-наборов (приводы и аппаратные MPEG2-видеодекодеры по OEM-у от Matsushita и SigmaDesign). Сейчас просто поражаешься, насколько дальновидно и в то же время своевременно Creative расширила сферы своих интересов.
Выпуск Sound Blaster Live!
Ситуация cо звуком на PC накалялась: марка SoundBlaster уже не работала, крупные заказчики уходили к другим производителям, нужно было срочно выпускать полноценную звуковую карту. Поэтому Creative очень торопилась и отложила доводку и усовершенствование внутренних алгоритмов своего нового звукового чипа на будущее. Причём, весьма оригинальным способом — выпустив аудиопроцессор со сменным внутренним микрокодом и обратив ситуацию себе в преимущество: «Наша уникальная супер-пупер технология позволит вам преображать звуковую карту только сменив драйвера!» Правда здесь в том, что такая возможность в новом аудиопроцессоре EMU10K1 действительно существовала. Лукавство — в том, что полностью переработать код и драйвера стоит громадных денег и отнимает кучу времени. Это не могло происходить слишком часто, что и подтвердила практика.
1998 год ознаменовался долгожданным для Creative релизом карты Sound Blaster Live! — нового семейства звуковых плат, наконец-то для шины PCI и с новым процессором на борту. Название буквально означает «Sound Blaster жив!» Рекламные лозунги гласили о реалистичных звуковых ощущениях и звуке с качеством выше «голливудского», а также о беспрецедентном эффекте звукового погружения в интерактивных играх, что, впрочем, было недалеко от реальности.
EMU10K: подробности
Чтобы понять всю прелесть SB Live!, рассмотрим некоторые технические характеристики стоящего на нём чипа EMU10K1, который Creative не без основания называет «The EMU10K1 Digital Audio Processor». Как покажет время, этот долгожитель среди мейнстрим звуковых чипов — действительно уникальное явление. Во-первых, его мощность (в 1000 MIPS), соизмеримая с производительностью процессора Pentium 100 МГц, в 1998 году очень впечатляла. Если на других звуковых картах просчёт звукового сопровождения на компьютерах того времени отнимал 20-30% вычислительных ресурсов, то на Live! речь шла о единицах или даже десятых долях процента! Во-вторых, в отличие от EMU8K, новый процессор проектировался с прицелом на установку в профессиональных студийных семплерах E-mu, а также профессиональных звуковых картах от того же производителя.
Процессор EMU10K1 поддерживает профессиональный формат семплов SoundFont 2.0/2.1 (все семплы стали 16 бит 48 кГц стерео, введена поддержка слоёв). Банки семплов хранятся в ОЗУ компьютера (!) и превышают лимит в 32 Мб. Поддержка ASIO в драйверах EMU APS. Имеется полный набор цифровых интерфейсов: S/PDIF, I 2 S , AC’97. Чип обладает четырьмя S/PDIF-выходами и двумя S/PDIF-входами! Профессиональный эффект-процессор от EMU — FX8010, обеспечивающий гибкий роутинг эффектов. 32-битное внутреннее представление данных. Полная поддержка Microsoft DirectSound/DirectSound3D в 2-х, 4-х канальной конфигурации, плюс свои собственные расширения функций 3D sound API, в отличие от native API конкурента (Aureal A3D API) полностью открытых к использованию всеми остальными разработчиками звуковых карт для лучшей поддержки производителями игр. Хотя Live! и дал фору конкурентам, чёткость звуковой картинки ввиду отсутствия грубого дизеренга при SRC, у карт Live! получается ощутимо выше. Ввиду отсутствия специального аппаратного блока Live! имел проблемы совместимости с Sound Blaster 16/AWE32 в DOS-играх в том случае, если последние использовали недокументированные возможности предыдущих поколений карт. Однако DOS уже отступал, а для большинства DOS-овских игровых хитов (DOOM2, HM&M) были выпущены Windows-версии.
Хотя MIDI уже постепенно утрачивало свою актуальность, интегрированный в чип профессиональный процессор эффектов нашёл применение в технологиях рендеринга объёмного звука, а алгоритмы работы с MIDI-голосами — в качественных аппаратных реализациях функций DirectSound/DirectSound3D (и по сей день субъективная чёткость восприятия смешанных потоков у процессора EMU10K является непревзойдённой среди карт того же ценового диапазона).
Технология EAX
Итак, в новых платах применяется рендеринг объемного звука на базе технологии Environmental Audio eXtension (EAX), что обеспечивает «живой» реализм звука. Разработанная Creative платформа Environmental Audio Platform (EAX SDK) пользуется широкой поддержкой в отрасли, в том числе таких ведущих разработчиков, как Electronic Arts, Activision, DreamWorks Interactive и MicroProse. Хотя, по сравнению с конкурентами, 3D звук на 2-х колонках и в наушниках при применении EAX 1.0 не очень впечатлял, а вот 4-колоночная конфигурация ввиду качественно реализованного панорамирования звучала неплохо. Самое же главное, что EAX API можно было запрограммировать легче лёгкого! К тому же, на любую не EAX игру или любой воспроизводящийся звук в реальном времени можно было наложить эффекты реверберации профессионального качества, что давало определённую новизну ощущений. Старые игры слушались свежо.
Что тут скажешь? Live! — действительно оказался очень удачным изделием, и это признают даже конкурирующие фирмы-производители звука для PC. Фирма Creative во все последующие годы закрепляет успех выпуском различных вариантов Live! на любой вкус и кошелёк: облегченный вариант для геймеров (с разноцветными пластмассовыми разъёмами) и полноценный вариант для продвинутых пользователей (позолоченные разъёмы, дочка с S/PDIF-интерфейсами).
Второе поколение карт Live!
Типичные представители: Value, Player, Platinum (последнее название следует по аналогии с AWE64 Gold). Модели самих плат CT4830, CT4760. Более тонкий тех. процесс, улучшенная разводка платы, разъём расширения AUD_EXT для подключения встраиваемых в 5-дюймовый отсек модулей Live!Drive. На задней панельке карты появился неприметный цифровой выход, под названием Digital Out. «Почему не S/PDIF out?» — спросят некоторые. Отвечаю. Выход не простой, а волшебный: разъём стереоминиджек, а посему двухканальный (трёхконтактный).
- В режиме «S/PDIF output only» по центральному контакту посылается AC3-поток с DD5.1-сигналом.
- В режиме «S/PDIF output only» при включённой опции «Live!Surround» по центральному контакту посылается 16 бит 48 кГц S/PDIF стереопоток с закодированными на лету 4-мя каналами карты в Dolby ProLogic.
- В режиме 4-х каналов по центральному контакту посылается 16 бит 48 кГц S/PDIF стереопоток сигнала фронтальных колонок, на среднем контакте — …бла-бла-бла… тыловых колонок.
- На карте также имеется перемычка, которая определяет: передавать на центральный контакт информацию с сигналом только для фронтальных колонок или микс «фронт+тыл».
Ну и кто теперь скажет, что Live! плохо экипирован «по цифре» и рекомендации Creative использовать с их картами акустику DTT — это «очередная маркетинговая чушь»? 🙂 Найдите-ка мне набор акустики с многоканальным цифровым входом…
Второе поколение карт (например, Звуковая карта SB Live! Platinum от Creative) позволило подключить PC к наборам акустики Cambridge SoundWorks DTT со встроенным декодером/ЦАПом полностью по цифре и наслаждаться многоканальным звуком, преобразуемым в аналог внешними 24/96-преобразователями. Качество же колонок Creative полностью под стать их цене. Насчёт домашнего кинотеатра — как-то оно очень сомнительно. а вот для персонального просмотра DVD-фильма на небольшой громкости и для игр — вполне даже ничего!
Соболезную всем долбанутым критикам Creative, которые видели её продукцию только в прайс-листе и на картинках, а нехватку или нежелание выделения средств на покупку качественных вещей трактуют как всемирный заговор фирм-производителей против себя-любимого. Почему-то считается, что $200 на видеокарту среднего класса выделить — нормально, а вот $60-70 на хорошую звуковую карту — это для них конец света. Кстати, никто не заставляет этого делать: с ESS688 (дешёвенький и страшненький клон Sound Blaster Pro) в компьютере — тоже можно жить. В отличие от необходимости присутствия OpenGL-ускорителя, даже с дерьмовой звуковой картой Quake3 запустится и будет работать, ибо звук изначально оцифрован в поганом качестве (частота семплирования 11 кГц). Ну да, при этом не будет многоканального звука в играх и нельзя будет смотреть DVD или MPEG-4 фильмы. Какие мелочи…
Sound Blaster Live! 5.1
Третье поколение Live! было названо неприметно, но с намёком: Sound Blaster Live! 5.1. Я уже писал в статье на эту тему (Звуковая карта SB Live! Platinum 5.1 от Creative), что благодаря избыточной функциональности, заложенной изначально, EMU10K оказался таким долгоиграющим чипом. Ещё раз повторюсь, у чипа имеются 4 (!) S/PDIF выхода, что теоретически позволяет реализовать на нём хоть 7.1-карту, не то что скромные 5.1. Platinum 5.1, кроме всего прочего, обзавёлся ИК-пультом ДУ, что меня совершенно искренне порадовало. В 2000-м году звуковая карта Live! Platinum 5.1 получила награду iXBT.com Лучшая звуковая карта года.
Кстати, анекдот из жизни. Самое типичное письмо года, приходящее на мою почту: «хай! Звуковая карта Theatre X-treme 5.1 от MediaForte (рекомендую сделать поиск по фразе: «Приколы нашего городка или многоканальный ликбез»).
Качество цифрового звука Live! 5.1 по сравнению с Live! второго поколения выросло совсем неприметно, но и на том спасибо. А вот возможность наслаждаться 5.1-звуком в играх (где переработанные DirectSound3D драйвера обсчитывали и выдавали независимые 5 каналов на каждую колонку, основываясь на текущей игровой ситуации) и декодировать DolbyDigital 5.1 именно средствами самой карты — очень приятные вещи. Как реализовано декодирование (программно, аппаратно или программно-аппаратно) — вопрос тонкий и вообще для пользователя 25-й по значимости. Главное, что функция есть и она по крайней мере не хуже других возможных вариантов по качеству (как, например, чисто программная реализация декодирования в DVD-плеерах WinDVD и PowerDVD). 5.1-звук в играх и фильмах — на мой взгляд заслуживает того, чтобы сделать апгрейд с Live! до Live! 5.1. При этом даже не всегда обязательно покупать новую карту (фокус с перепрошивкой ППЗУ был подробно описан в другой нашей статье — Аппаратный апгрейд звуковой карты Live! до Live! 5.1).
Кстати говоря, на картах Live!5.1 цифровой выход ещё навороченнее, несмотря на то же самое название «Digital Out». Во-первых, функционально он совмещён с третьим аналоговым выходом центр/саб (режим работы «аналог или цифра» для этого выхода выставляется переключателем «Digital Ouput Only»). Во-вторых, сам разъём выполнен 4-контактным! Под стать ему 4-х контактный многоканальный цифровой вход Digital-DIN, скажем, у набора DTT3500. Я ещё раз подчёркиваю, что это даёт возможность передавать 6 несжатых PCM-потоков 16 бит 48 кГц, тем самым не теряя в качестве ни в одном режиме работы (фильмы, игры, музыка). Передача 6 декодированных каналов в фильме может пригодиться при желании прослушать в максимальном качестве звуковую дорожку в стандарте DTS при просмотре DVD-фильма, даже не имея на то специального аппаратного декодера (WinDVD 3.0 DTS edition, далее с Live!5.1 по цифре на 6-канальный 24/96 ЦАП в DTT3500 — и все дела! Не надо тратиться на DTS-декодер за безумные $150-200.) Таким же хитрым образом можно наслаждаться 6-канальным цифровым звуком в играх. Подключение по аналогу несколько уступает в качестве варианту с «цифрой», особенно на высоких частотах. Однако задачу поиска компромисса между ценой и качеством каждый решает для себя сам.
Проблема воспроизведения 44,1 кГц по цифровому выходу при фиксированном на 48 кГц формате данных у Live! — из области мозгового джиттера морально нестойких аудиофилов. Искажения присутствуют, однако их влияние не заметно на слух даже на довольно качественной аппаратуре, по крайней мере в категории 2 S , тем более что EMU10K1-based карты активно её использовали, вспомним ЦАП тылового канала — UDA1330A и UDA1334A на Live! и Live!5.1. В случае с Audigy опять же дело никак не могло обойтись без участия преобразователей фирмы Philips.
В точности так оно и оказалось — на карте применены следующие микросхемы, поддерживающие формат цифровых данных up to 24 бит 96 кГц: 6-канальный ЦАП Philips UDA1328T на 6-ти линейных выходах и АЦП Philips UDA1361T для оцифровки сигнала с линейного входа. Для микширования всех аналоговых сигналов с внутренних разъёмов карты применён старый знакомый — стерео AC’97-кодек Creative CT1297.
Так как звуковая карта 99% своего времени используется именно для озвучивания PC-приложений, то наиболее интересный объект для исследования — 6-канальный 24 бит/96 кГц ЦАП Philips UDA1328T:
Взглянем на его спецификацию:
Параметры ЦАП Philips UDA1328T (каналы 1 и 2)
Параметры ЦАП Philips UDA1328T (каналы с 3-го по 6-й)
На бумаге всё очень красиво. Однако следует помнить, что идеальные характеристики, полученные в вакууме для лабораторных образцов микросхем по хитрой методике производителя ни о чём ещё не говорят. Даже самый качественный сигнал с дорогого ЦАПа легко убить парой дешёвых дискретных элементов или помехами по питанию. С другой стороны, изделия, имеющий схожие характеристики, могу звучать совершенно по разному.
Параметры стерео АЦП Philips UDA1361T
Технология работы преобразователей — bitstream, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому не стоит удивляться одинаковым характеристикам для 48 кГц и 96 кГц и тому, что класс преобразователей остаётся бытовым. А где вы выдели профессиональную звуковую карту по цене менее $100?
Последующие тесты нашей фирменной программой RMAA выявят реальные характеристики аналоговых входов/выходов, после прохождения через весь звуковой тракт карты.
Подключение
Подключение 5.1-акустики по аналоговым или цифровым выходам не претерпело изменений по сравнению с Live!5.1. По прежнему приходится выбирать одно из двух видов подключения. В случае Audigy вопрос этот не праздный: предпочесть ли внешние преобразователи в наборах DTT от Creative и подать сигнал по цифре или лучше использовать внутренние 24/96 преобразователи?
Внешние входы/выходы карты вместе с дочерней платкой:
Хорошо видны входные и выходные разъёмы миниджек, а также 2 разъёма SB1394 (на самом деле разъём стандартный и полностью соответствует спецификации IEEE 1394). Широкий разъём с тремя рядами контактов служит для подключения внешнего модуля. Во второй порт SB1394 включается провод, также идущий к внешнему модулю.
Передняя панель модуля Audigy Drive не содержит ничего необычного:
Внутренние разъёмы карты:
Основная карта соединяется с «дочкой» очень широким шлейфом стандартного вида:
Запускаем!
Конфигурация тестового компьютера:
- AMD Athlon 1333 MHz;
- MB ASUS A7V133 (VIA KT133A);
- Memory 512 PC133;
- HDD IBM ICXXX 41 Gb;
Тестирование проходило главным образом под Win98SE с установленным DX 8.0a и 1394-патчем (без последнего не работал SB1394-порт).
Использовались идущие в комплекте драйвера, после установки которых в системе появились:
Какое облегчение, что эмуляция SB16 наконец-то не занимает ресурсы, по причине её долгожданного отсутствия! 🙂
Утилиты
Audigy превзошёл количеством и удобством утилит все предыдущие звуковые карты. Судите сами:
Особенно удался по дизайну Surround Mixer. Я, кстати, ругал год назад Surround Mixer у Live! именно за дэбильную чёрно-желтую гамму цветов. Видимо не один я, так как дизайн полностью переработали и сделали человеческим:
Остальные картинки не нуждаются в комментариях, просто посмотрите: