- Кросскомпиляция из под Linux на Windows C++ gtk3
- 2 ответа 2
- Cross-compiling from Linux to Windows with Clang
- Кросс-компиляция и отладка C++ Windows-приложения под Linux
- Wine, не юникодное приложение, английский интерфейс Ubuntu и русский язык
- Настройка IDE Code::Blocks для кросс-компиляции и отладки
- Линкование статической библиотеки boost’а
- QtCreator: Qt кросс-компиляция из linux 64 в linux 32, win32, win64 и Mac OS X; upx, usb, dmg, etc
Кросскомпиляция из под Linux на Windows C++ gtk3
Я скачал mingw на Linux и скомпилировал обычный Hello, world! для Windows всё получилось!
Но мне нужно скомпилировать с библиотекой gtk+-3.0:
widget.hpp:1:10: fatal error: gtk-3.0/gtk/gtk.h: No such file or directory 1 | #include
Вопрос, как мне подключить gtk+-3.0.
2 ответа 2
GTK3 для винды есть в репозиториях MSYS2. Сам MSYS2 не работает под Wine, но пакеты можно скачать и распаковать вручную (но придется вручную определять и ставить зависимости их тех же репозиториев — это долго).
На правах саморекламы: я сделал скрипты, которые автоматически качают пакеты из этих репозиториев вместе с нужными зависимостями, и заодно вписывают пути к ним в нужные переменные окружения.
Инструкции по использованию есть в readme.
Минимальный пример выглядит так:
Читаем readme, ставим необходимые программы. На данный момент нужны make , wget , tar , zstd .
Устанавливаем сами скрипты, и качаем ими пакеты.
Все устанавливается в текущую папку. Никакого мусора нигде не остается, эту папку потом можно просто стереть.
Теперь ставим нужные переменные окружения командой source env/vars.src .
Компилируем почти так же, но передаем в pkg-config флажок —define-prefix .
Результат работает под вайном.
Флажок нужен потому, что в .pc -файлах (из которых pkg-config берет флаги) этих пакетов пути написаны с расчетом на то, что пакеты стоят в /mingw64 , а у нас это не так. Этот флажок исправляет пути на настоящие.
Вместо этого флажка надежнее будет сделать /mingw64 ссылкой: (путь поменяйте на тот, куда клонировали репозиторий)
Но можно сделать еще лучше.
По крайней мере в репозиториях убунты x86_64-w64-mingw32-gcc — слегка старый, 9.x. А вот репозиториях MSYS2 есть новенький GCC, который прекрасно работает под Вайном, но работает медленно.
Есть отличный вариант: поставить MSYS2 GCC только ради библиотек, которые идут с ним в комплекте, а кросс-компилировать уже Clang-ом, с помощью этих библиотек. Любая сборка Clang-а (в отличие от GCC) умеет кросс-компилировать под любую поддерживаемую архитектуру, поэтому просто ставим обычный Clang для линукса.
Дальше ставим пакеты:
На всякий случай делаем /mingw64 ссылкой (нужно исправить путь на свой, см. выше зачем нужна ссылка):
Теперь запускаем env/shell.sh , и если все сделано правильно, то кланг должен запускаться командами win-clang и win-clang++ , сразу со всеми флажками, нужными для кросс-компиляции.
Предупреждение: env/shell.sh кроме прочего настраивает ядро для прозрачного запуска экзешников через Wine (в консоли будут работать вещи типа ./foo.exe ). Эта настройка сохраняется до ребута.
Для этого скрипт спросит пароль для sudo . Если рандомным скриптам из интернета нет доверия, то можно отказаться вводить пароль (Ctrl+C), ввести ту же команду руками, потом набрать sudo -k — чтобы sudo забыл только что введенный пароль, чтобы скрипт ничего не выполнил с этим сохраненным паролем. А потом перезапустить скрипт.
Cross-compiling from Linux to Windows with Clang
I am trying to cross-compile C applications from Linux (64 bit) to Windows (64 bit) using Clang. I read the page on cross-compilation, which wasn’t too helpful.
As a simple test, I have the following code in test.c :
My best guess so far is clang -o test -target x86_64-win64-?ABI? test.c . However, I have no idea what ABI Windows 64 bit uses. When I run clang with the target triple x86_64-win64-abcdefg , it seems to compile fine—that is, it finishes without error and results in something that is a somewhat-valid binary. That doesn’t make any sense, considering abcdefg is definitely not a valid ABI. The resulting binary is far too big for such a small program, and Windows seems to think it’s a 16-bit program (. ). Disassembling it reveals references to «linux» and «gnu», so it would seem Clang is not even trying to compile for Windows.
Targeting win32 ( x86_64-win32-. ABI. ) results in the following error message:
This error, if I’m not mistaken, is the result of it not knowing where to look for system files. I assume Clang does store Windows header files somewhere, since it claims to be able to cross-compile; but where? If it doesn’t, is there somewhere I can download them?
Is there a list of all the architectures, systems, and ABI’s Clang supports somewhere? The list on the cross-compilation page is not comprehensive.
The page also suggests using -mcpu=. , but a warning suggests that is outdated. Instead, as the warning recommends, I tried -mtune=x86_64 . This seems to have no effect. Is this even necessary, considering the architecture is specified in the target triple?
I have seen some literature that suggests I need lld , LLVM’s experimental linker. Is this the case? I have had some issues compiling lld, and would like to avoid it if possible.
Кросс-компиляция и отладка C++ Windows-приложения под Linux
Показали мне недавно интересное приложение, под которое можно разрабатывать плагины. Приложение оказалось очень полезным для научной работы, но вот незадача — приложение разработано под Windows, у меня стоит Ubuntu. Windows для разработки под это приложение от лаборатории получить пока не удалось. Чтобы не тратить время, решил освоить кросс-компиляцию и отладку этого приложения.
Итого, имеется:
Ubuntu 12.10 x64
Не-юникодное приложение Мастерская Граф-Моделей (МГМ) (В командах консоли будет называться gmw.exe)
Нужно:
Разрабатывать и отлаживать плагины (dll-библиотеки), не устанавливая Windows.
И тут нам помогут Wine, Code::Blocks, портированное GDB, и boost.
Wine, не юникодное приложение, английский интерфейс Ubuntu и русский язык
При попытке открыть не юникодное приложение под Wine
получаются зюки следующего вида:
На эту проблему интернет очень быстро дает следующую подсказку:
В моём случае, данный подход не улучшил ситуацию ни на йоту.
Как выяснилось, русских локалей в системе не было добавлено (тыц).
Теперь запускаем с выше-указанной подсказкой
И, вуаля, запускается приложение с читаемым русским текстом:
Настройка IDE Code::Blocks для кросс-компиляции и отладки
Установка Code::Blocks
В дальнейшем для отладки нам потребуется менять код плагина отладки поэтому лучше сразу взять версию Code::Blocks из под svn.
Устанавливаем svn:
С помощью svn получаем код C::B, для этого переходим в папку, в которую хотим сохранить код C::B, где и набираем:
Переходим в полученную папку ‘trunk’.
Компиляция C::B происходит с помощью g++, autotools, automake и некоторых других утилит, которые необходимо установить:
Кроме того Code::Blocks зависит от wxWidgets:
Подстраиваем установщик под компьютер (можно запускать единожды):
И дальше, устанавливаем сам codeblocks (ключ —prefix можно упустить для использования настроек по-умолчанию):
Более подробно можно посмотреть по ссылке.
Настройка компиляции и линковки
Выполняем пункты с 1 по 5 с форума Code::Blocks. После этого компиляция программ должна работать, если не используется линковка к платформо-зависмым библиотекам (линковка с boost::regexp будет рассмотрена позже).
(*) В новом Code::Blocks немного изменилось меню по сравнению с инструкцией. Настройки искать нужно в ‘Settings->Compiler. ‘. Для старого Code::Blocks (10.05) пункт 5 нужно выполнить полностью, для нового же (12.11) настройку касающуюся gdb в 5 пункте пока трогать не будем.
Если используется boost его лучше положить отдельно от /usr/include, т.к. по этому адресу лежит много linux-специфичных заголовочных файлов, которые мы не хотим включать в проект при компиляции под Windows.
UPD: При настройке линковки в поле «Other Linker Options» имеет смысл добавить опцию «-Wl,—subsystem,windows,—kill-at», которая помечает, что это реально Windows DLL, и, что самое главное, запрещает использовать декорирование символов (—kill-at) при экспорте функций с соглашением вызова __stdcall. Подрбнее здесь и здесь.
Начиная с пункта 7 по ссылке выше, описывается кросс-отладка, но, к сожалению, insight.exe, упоминающийся в инструкциях, найти не удается. Поэтому пойдем своим путем.
Кросс-отладка в Code::Blocks & MingW32 gdb для Windows
gdb, который является родным для линукса частично умеет отлаживать Windows приложения, правда, умеет он только останавливаться на исключениях и почти всегда игнорирует точки останова. Чтобы справиться с этими проблемами скачиваем gdb в пакете mingw32 под Windows. Для этого скачиваем и затем распаковываем и переходим в подпапку ‘bin’. Устанавливаем gdb под Windows:
Теперь в этой же папке bin появился файл gdb.exe, он-то нам и нужен.
Создаем скрипт для имитации обычного gdb для этого в файл /usr/bin/i586-mingw32msvc-gdb
Заносим следующие строки:
Для старого C::B все уже настроенно, для нового же отладчик нужно настроить дополнительно. В пункте ‘Settings->Debugger’ кликаем по ‘GDB/CDB debugger’ затем по ‘Create Config’. В новом конфиге меняем команду запуска отладчика на ‘/usr/bin/i586-mingw32msvc-gdb’, остальные настройки по желанию. После этого идем в ‘Settings->Compiler. «, в пункте ‘Selected Compiler’ выбираем тот компилятор, который настраивали до этого и затем на вкладке ‘Toolchain executables’ меняем ‘Debugger’ на наш свежесозданный конфиг. Теперь отладчик будет останавливаться на точках останова, хотя и остановить программу в произволльный момент не сможет (данная проблема пока еще не решена). Правда при попытке отладить,C::B выдает следующую ошибку:
Эта ошибка говорит о том, что плагин отладчика в C::B не понимает выдачу отладчика gdb.exe. Как выяснилось при ближайшем рассмотрении плагин отладчика имеет платформо-зависимый код, и вот тут-то и нужно вспомнить что у нас есть исходники C::B. Мы сейчас слегка подкоррекируем код этого плагина. Нужно будет поменять код только одного файла ‘
Для этого нужно перейти в корень проекта C::B (откуда запускалась команды ./bootstrap), по умолчанию это папка ‘trunk’. И накактить патч:
Ну и пересобираем Code::Blocks:
И почти все готово, остается только создать проект. Шаги 12-13 по ссылке. Если же вы хотите создать проект dll-библиотеки, то указывайти создание динамической библиотеки в мастере и переименовывайте разширение в dll.
Проверям, что в настройках проекта стоит выбранная нами цепь компилятор-линкер-отладчик. ‘<Правая клавиша на проект>-Build Options. ‘ пункт ‘Selected compiler’, и можно радоваться и отлаживаться. Напомню, что по какой-то причине отладчик не может быть прерван во время исполнения, т.е. все отладочные действия могут буть применены только во время останова программы. В частности нельзя поставить новую точку останова, если программа не стоит на какой-либо другой точке останова…
Линкование статической библиотеки boost’а
Библиотека boost в основном является набором заголовочных файлов, и потому никаких проблем с линковкой обычно не возникает. Но для некоторых частей boost’а необходимо линковаться к статической библиотеке, например, boost::regex. Пробуем собрать проект и получаем:
Ошибка возникает из-за того, что мы пытаемся прилинковаться к linux билиотеке, для того чтобы построить windows-приложение.
Чтобы слинковаться нужно скомпилировать boost::regex с помощью MingW32 (про кросс-компиляцию). Скачиваем boost, распаковываем и переходим в папку с распаковынным boost’ом. Создаем файл user-config.jam в корне домашней директории:
Со следующим содержанием:
Дальше настраиваем сборку и собираем:
После выполнения последней команды у меня были ошибки «failed updating 1 target», что, правда, не мешает собираться программам.
В результате, у нас есть полностью подготовленная среда для написания, сборки и отладки Windows-приложений или Windows-библиотек из под Linux. Теперь можно приступать к работе…
QtCreator: Qt кросс-компиляция из linux 64 в linux 32, win32, win64 и Mac OS X; upx, usb, dmg, etc
Библиотека Qt позволяет делать действительно кроссплатформенные приложения. Единожды написанный код можно откомпилировать под многие операционные системы. Но проблема именно в слове «компилировать», т.к. подразумевается, что необходимо перезагрузиться под целевую систему, иметь в ней настроенную среду разработки, установленный и настроенный зоопарк библиотек. Спасает кросс-компиляция — компиляция, производящая исполняемый код для платформы, отличной от той, на которой исполняется.
Кросс-компиляция для Windows 64
Обычно одной из наиболее востребованных проблем является сборка Windows-версии своего приложения, изначально разрабатывающегося под Linux. Пример решения этой проблемы можно увидеть тут или на русском. Необходимо создать mkspecs-конфигурацию, положить файлы Qt в соответствующие директории и всё. Компилировать Qt в таком случае не обязательно, можно скачать бинарники с официального сайта.
У такого подхода есть несколько минусов: 1) QtCreator об установленной таким образом библиотеке ничего не знает; 2) Официальной сборки Qt для Windows x64 не существует. И если с первой проблемой ещё как-то можно бороться, то против второй поможет только компиляция…
Перед кросс-компиляцией не забудьте поставить непосредственно сам кросс-компилятор (ищется в пакетом менеджере по названию «mingw»). И скачать исходники qt-everywhere с официального сайта. В директории mkspecs распакованного архива копируем папку win32-g++ в win64-x-g++ и корректируем содержимое файла qmake.conf. У меня получилось следующее:
По сути в файле спецификации были заменены только пути.
Я выполнял configure со следующими параметрами:
./configure -xplatform win64-x-g++ CROSS_COMPILE=x86_64-w64-mingw32- -prefix /usr/local/qt4win64 -no-webkit -no-phonon -no-phonon-backend -no-script -no-scripttools -no-multimedia -no-qt3support -fast -nomake demos -nomake examples -nomake tools -device-option -little-endian -qt-zlib -qt-libpng -qt-libjpeg -openssl-linked -no-fontconfig -no-3dnow -no-ssse3 -continue
Здесь собираю минимальную версию Qt без webkit, phonon, multimedia и т.п. Полный список опций можно посмотреть по команде ./configure —help
Соответственно, для такой сборки должен быть установлен пакет g++-mingw-w64-x86-64, содержащий в себе x86_64-w64-mingw32-g++ (в убунту пакет надо ставить отдельно).
Далее make && sudo make install. На первом этапе компиляции используется родной системный компилятор, он собирает необходимые утилиты для linux, которые будут использоваться для сборки уже windows-бинарников.
После установки у меня в /usr/local/qt4win64/bin лежат PE32+ DLL и несколько ELF 64-bit LSB executable, в том числе: qmake, uic, moc, rcc. Вот они то и пригодятся для QtCreator!
После установки не удаляйте распакованную директорию — она используется.
Кросс-компиляция для Windows 32
Аналогична компиляции для Win64. За исключением того, что есть официальная сборка, и саму библиотеку компилировать не нужно! Достаточно собрать qmake, uic, moc, rcc.
Кросс-компиляция для Mac OS X
Кросс-компиляция для мака тоже очень похожа, за исключением того, что надо будет собрать и компилятор. Я собирал по этой инструкции. Это отняло полный день времени и кучу нервов. В процессе будет нужна рабочая Mac OS X (как минимум на виртуальной машине) с установленным XCode, чтобы взять оттуда необходимые файлы. При компилировании своих Qt-приложений запущенная Mac OS X не нужна.
Помните, в Mac OS X для линковки с библиотекой .a-файлы не нужны.
Настройка QtCreator
Сначала нужно добавить в список все установленные компиляторы. Инструменты — Параметры — Сборка и запуск — Инструментарии:
QtCreator обычно нормально определяет ABI, но лучше перепроверить. Так же можно заметить, что системный x64 GCC в linux умеет генерировать и 32-битные приложения. Однако это не отменяет того, что также необходимы 32-битные версии библиотек.
После компиляторов можно добавить профили Qt:
Вот при добавлении профиля и пригодятся собранные ранее qmake, uic, moc, rcc, ведь нужно выбрать директорию с qmake. Жёлтый значок с восклицательным знаком слева от профиля означает warning, но QtCreator может использовать такой профиль Qt. А вот если значок красный, то профиль нерабочий. Такое может случиться при неправильной структуре каталогов. Или если удалить директорию, в которой компилировали Qt.
Следующие настройки нужно делать в каждом создаваемом проекте.
Для добавления конкретного профиля Qt надо при активном проекте зайти на вкладку «Проекты» (Ctrl+5):
По умолчанию в списке «Изменить конфигурацию сборки» есть только системный профиль Qt. Зато в списке кнопки «Добавить» есть все профили Qt, добавленные в параметры сборки.
В основных настройках сборки необходимо проверить пару библиотека-компилятор. Чтоб и то и другое было от одной и той же операционной системы.
Этапы сборки «qmake» и «Сборка» QtCreator ставит по умолчанию. А вот особые этапы «upx» и «dmgbuild» я добавил вручную для своего проекта. Этап «upx» выполняется каждый раз при нажатии на кнопку «Собрать проект». Однако если исполняемый файл не был изменён, то upx вернёт ошибку, что файл им уже обработан. В случае ошибки следующий этап не вызывается, т.е. dmg-файл обновится только если upx отработал успешно.
Для работы этапа upx он должен быть установлен в системе. Однако даже работая в linux-окружении и поставленный из пакетного менеджера upx умеет ужимать приложения: linux32/64, win32, macos32/64. Далеко не для всех проектов upx-сжатие реально нужно, этап показан скорее для примера.
Для этапа «dmgbuild» я воспользовался скриптом make_dmg. Ему нужны права root, поэтому добавил скрипт в файл /etc/sudoers
Изменения в проектном файле и использование сторонних библиотек
В моём проекте используется libusb, а это далеко не часть Qt. Также необходимо было включить платформенно-зависимую реализацию HID. В проектный файл были добавлены строки:
В Mac OS X и Linux линкуемся с системной libusb, в Windows в зависимости от разрядности линкуемся с libusb-1.0-32.dll.a или libusb-1.0-64.dll.a. Помним, что .a-файл может быть переименован, но зависеть приложение всё-равно будет от libusb-1.0.dll. В Linux параметры для libusb берём через системную утилиту pkgconfig. Кроме libusb подключаем для каждой операционной системы необходимые системные библиотеки и иконки.
Удобно разнести итоговые файлы для разных операционных систем по директориям. Сделать это можно так:
Цель win64-x-g++ относится к win32, однако в проектном файле идёт последней и переписывает настройки.