Delphi переменные для windows
Данные в компьютере можно рассматривать как ячейки памяти, имеющие свои имена (идентификаторы). Все данные в программе на языке Delphi должны быть описаны до их первого использования. И компилятор следит, чтобы в программе они использовались в соответствии с этим описанием, что позволяет избежать ошибок.
Любая величина в Delphi может быть постоянной или переменной. Её имя (идентификатор) может состоять из комбинации латинских букв, цифр и знака подчёркивания, и начинаться не с цифры. При этом регистр символов значения не имеет.
Место описания данных в программе — вне логических блоков begin / end. В модуле перед ключевым словом implementation есть блок описания:
Именно здесь, начиная со следующей строки, удобно объявлять глобальные переменные и константы. Как видим, одна (Form1) уже есть!
Команда объявления переменных в языке Delphi:
var имя_переменной : тип_переменной ;
Слово var — ключевое. Именем может быть любой идентификатор, если он не был описан ранее и не является одним из ключевых или зарезервированных слов языка Delphi. Если нужно описать несколько переменных одного типа, то их перечисляют, отделяя запятой:
Если несколько описаний следуют друг за другом, то ключевое слово var повторно можно не указывать:
Постоянную величину иначе называют константой. Конечно, в программе можно использовать числа и строки непосредственно: 3.1415 или ‘Это значение числа пи’ , но иногда удобнее присвоить их идентификатору. Описание констант аналогично описанию переменных, но используется ключевое слово const, за именем идентификатора следует тип, затем знак равенства и его значение. Причём тип константы допускается не указывать:
const pi= 3.1415 ;
ZnakPi : String = ‘Это значение числа пи’ ;
К слову, константа Pi встроенная в Delphi, то есть для того чтобы использовать в Delphi число 3,1415. в расчётах, нужно просто присвоить встроенную константу Pi переменной типа Real или просто использовать непосредственно в выражениях.
Теперь пришло время узнать о типах данных, используемых в Delphi. Прежде всего это строки и числа.
Строкой называется последовательность символов, заключённая в одиночные кавычки:
‘это текстовая строка’ Если текст должен содержать сам символ кавычки, то его надо повторить дважды:
‘это » — символ одиночной кавычки’ Строка может быть и пустой, не содержащей символов. Тогда она состоит из двух идущих друг за другом без пробела кавычек. Естественно, строка может состоять и только из одних пробелов.
Самый популярный строковый тип — String. Строка типа String может содержать переменное количество символов объёмом до 2 Гбайт. Если нужно ограничить размер строки фиксированным значением, то после ключевого слова String в квадратных скобках указывается число, определяющее количество символов в строке: String[50]. Более полно работа со строками Delphi описывается далее.
Одиночный символ имеет тип Char и записывается в виде знака в одиночных кавычках: ‘a’. Есть символы, которые на экране отобразить невозможно, например, символ конца строки (равен #13), символ переноса строки (равен #10). Такие символы записываются в виде их числового кода (в кодировке ANSI), перед которым стоит знак #. Например, #0.
Наконец, существуют так называемые нуль-терминированные строки. Отсчёт символов в таких строках начинается с нуля, а заканчивается символом с кодом 0 (#0). Такие строки имеют тип PChar.
Числа бывают целые и дробные.
В следующей таблице перечислены стандартные типы целых чисел и соответствующие им дипазоны допустимых значений.
| Наиболее удобным для использования в программах является тип Delphi Integer. Другие целые типы используются для уменьшения места, занимаемого данными в памяти компьютера. |
Дробные числа имеют дробную часть, отделяемую десятичной точкой. Допускается использование символа e (или E), за которым следует число, указывающее, что левую часть нужно умножить на 10 в соответствующей степени: 5e25 — пять умножить на десять в двадцать пятой степени.
Ниже приведены стандартные типы дробных чисел и соответствующие им диапазоны допустимых значений. Для большинства типов указан диапазон положительных значений, однако допустимым является аналогичный диапазон отрицательных значений, а также число 0.
| Наиболее удобным для использования в программах является тип Delphi Real. Ему эквивилентен тип Double, но в будущем это может быть изменено. Вычисления с дробными числами выполняются приближённо, за исключением типа Currency (финансовый), который предназначен для минимизации ошибок округления в бухгалтерских расчётах. |
Следующим типом данных является логический Boolean, состоящий всего из двух значений: True (Истина) и False (Ложь). При этом True > False.
Теперь, используя компоненты, их свойства и события, вводя собственные переменные, можно конструировать программы, содержащие вычисления. Осталось узнать, как вычисленное значение вывести на экран.
Про консольные программы я здесь не говорю! А в нормальных оконных Windows-приложениях это значение нужно поместить в какой-нибудь компонент, имеющий свойства Text или Caption. Это, например, такие компоненты как Label и Edit, да и сама Форма имеет свойство Caption, куда тоже можно выводить информацию. Однако, в Delphi информацию перед выводом, как правило, необходимо преобразовывать. Так как присвоение возможно только между переменными одного типа, то такая программа (не пытайтесь её исполнять):
var A, B, C: Integer ;
begin
A := 5 ;
B := 10 ;
C := A+B ;
Label1.Caption := C ;
end ;
вызовет ошибку, так как свойство Caption имеет текстовый тип String, а использованные переменные — цифровой тип Integer. Значит, нужно преобразовать значение переменной C в текстовый тип. Для этого есть встроенная функция IntToStr. Строка в нашей «программе», вызывавшая ошибку, должна выглядеть так:
Такая программа, кроме показа числа 15, ни на что не способна. Мы должны научиться вводить в программу другие числа. Используем компоненты Edit. Введённые числа будут содержаться в свойстве Text этих компонентов. Расположим на форме два компонента Edit, один компонент Label и кнопку Button, по нажатию на которую и будем проводить вычисления. В компоненты Edit1 и Edit2 будем вводить числа для суммирования. Чтобы переместиться в редактор кода, щёлкнем дважды по нашей кнопке Button1. Мы попадём прямо в сформированную для нас средой Delphi заготовку обработчика нажатия на кнопку, непосредственно между операторами begin и end. Напишем такой простой код:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var A, B, C: Integer; //Не забудьте описание переменных
begin
//Начало кода:
A := Edit1.Text;
B := Edit2.Text;
C := A+B;
Label1.Caption := IntToStr(C);
//Конец кода
end ;
При попытке исполнить этот код Delphi покажет ошибки по аналогичной причине — переменные A и B имеют цифровой тип Integer, а свойство Text — текстовый тип String. Исправить ошибки поможет встроенная функция StrToInt, выполняющая обратное преобразование — текст в целое число. Операторы присвоения переменным A и B должны выглядеть так:
A := StrToInt(Edit1.Text);
B := StrToInt(Edit2.Text);
В данном случае переменные A, B, C использовались для наглядности. Можно обойтись одной строчкой:
Аналогично, имеются функции и для преобразования в строку и обратно действительных чисел c плавающей (Floating англ.) запятой, имеющих тип Real. Для преобразования в строку — FloatToStr, обратно — StrToFloat.
Часто результаты вычислений, имеющие тип Delphi Real, имеют после запятой длинный «хвост» цифр. При выводе такой переменной в текстовом виде необходимо ограничить количество цифр после запятой. Как это можно сделать, описывается также в Уроке Delphi Работа со строками Delphi.
Переменные Delphi
Прежде чем изучать переменные Delphi, сначала введем понятие самой переменной. Итак, переменная означает область памяти, содержащей некоторые данные, которые впоследствии могут быть использованы программой.
То есть, когда программа работает с некими данными, она, выражаясь точнее, манипулирует содержимым каждой ячейки памяти, другими словами, каждой переменной. Для обращения программы к переменной (допустим с той целью, чтоб получить входные данные для вычисления по формуле, и, в конце концов, сохранить полученный результат), переменная должна обладать идентификатором или именем.
Имя переменной задается произвольным образом программистом. Именем переменной может выступать любая последовательность, включающая буквы латинского алфавита, цифры и некие специальные символы. Имя переменной должно начинаться только с буквы. Нельзя допускать использование пробела в имени переменной.
Заметка. Компилятор языка Delphi, как и компилятор языка Pascal, не различает использование прописных и строчных букв в идентификаторах переменных, то есть используя имена PROGRAM, Program, program, можно ввести обозначение одной и той же переменной. Обычно программисты обозначают переменные Delphi таким образом, чтоб ее имя было более-менее логически связано с ее непосредственным назначением.
Примеры переменных Delphi
Пример 1. Переменным, которым назначено хранение корней и свободных коэффициентов произвольного квадратного уравнения, традиционно представляющегося в общем виде
логично присвоение следующих имен: корням квадратного уравнения — x1 и х2, а свободным коэффициентам — соответственно a, b и c.
Пример 2. Если программа содержит переменные, которым назначено хранение числовых данных о сумме покупки и величине скидки, то эти переменные можно обозначить идентификаторами (именами) соответственно totalsum и skidka. Чтобы использовать переменные в программе, написанной на любых языках программирования, в том числе и Delphi, ее необходимо объявить в разделе переменных var.
Объявление переменных Delphi
При объявлении переменной, программист устанавливает не только факт ее существования, но и задает ее тип, указывая тем сам диапазон возможных ее значений. Обычно переменную объявляют следующим образом:
откуда: Имя является именем назначаемой переменной; Тип подразумевает тип данных; для их хранения как раз и используется переменная.
Пример 3:
Здесь двум переменным m и n присвоен тип real, а переменной k тип integer. В тексте исходной программы программист, как правило, объявляет каждую переменную, помещая ее в отдельной строке. Если в коде исходной программы присутствуют несколько переменных, которым присвоен один и тот же тип, то их имена перечисляют в одной строке, разделяя запятыми, и лишь после последней переменной, используя символ «:», указывают тип переменных:
11.14 Переменные окружения стр.1
Delphi site: daily Delphi-news, documentation, articles, review, interview, computer humor.
В ряде случаев надо уметь читать и устанавливать переменные окружения, такие, например, как PATH и другие. Прочитать полный список переменных окружения текущего процесса можно с помощью функции Get Environment Strings, объявленной в модуле Windows следующим образом:
function GetEnvironmentStrings: PChar; stdcall; // в VCL Win32 function GetEnvironmentStrings: IntPtr; // в VCL .NET
Функция возвращает адрес блока строк вида имя_переменной=значение
Эти строки можно только прочитать. Изменять значения переменных с помощью этих строк невозможно.
После того как вы извлекли информацию из блока переменных окружения, блок надо удалить функцией FreeEnvironment St rings:
function FreeEnvironmentStrings(EnvBlock: PChar): BOOL; // VCL Win32 function FreeEnvironmentStrings(EnvBlock: string): BOOL;// VCL .NET
В качестве аргумента EnvBlock в нее надо передать тот адрес, который ранее вернула функция GetEnvironmentStrings.
Функция GetEnvironmentStrings используется в 32-разрядных версиях Windows. В 16-разрядных Windows вместо нее используется аналогичная функция GetDOSEnvironment. После получения информации о переменных окружения в этих случаях вызов FreeEnvironmentStrings не требуется.
Получить информацию о значении какой-то конкретной переменной окружения можно функцией Get Environment Variable, которая в модуле Windows объявлена следующим образом: в VCL Win32
Здесь lpName — указатель на строку с именем переменной, a lpBuffer и nSize — буфер и его размер. Но применять удобнее другую форму этой функции, объявленную в модуле SysUtils:
function GetEnvironmentVariable(const Name: string): string; overload; Здесь единственный аргумент Name — имя переменной.
Задать значение переменной окружения или создать новую переменную можно функцией Set Environment Variable: в VCL Win32
function SetEnvironmentVariable(lpName, lpValue: PChar): BOOL; stdcall; в VCL .NET
Параметр lpName — это имя переменной, параметр lpValue — задаваемое значение. Если параметр lpValue равен nil, то переменная lpName удаляется из списка переменных окружения данного процесса. Если переменной с именем lpName нет и lpValue не равняется nil, то создается переменная с заданным именем и значением.
Учтите, что функция SetEnvironmentVariable задает значение переменной только для данного процесса. Например, вы можете изменить значение переменной PATH, включив в него пути, требуемые для вашего приложения. Но другие приложения будут при этом работать со своими значениями переменных.
Пример, демонстрирующий применение рассмотренных функций, вы найдете на диске, приложенном к книге, в каталоге Windows в проекте PEnv. На рис. 11.7 приведено это приложение во время выполнения. Список ListBox 1 содержит перечень всех переменных окружения. Выделив в этом списке какую-то переменную, в окне Editl можно посмотреть ее значение. Если изменить это значение и нажать кнопку Изменить (Buttonl), то значение соответствующей переменной изменится.