- Особенности Windows 7, которых нет в Windows 10
- Что вы не увидите в Windows 10
- Flip 3D
- Gadget на рабочем столе
- Набор игр
- Windows Media Center
- DVD-студия Windows
- Аплет «индекс производительности»
- Родительский контроль и теневые копии
- Сортировка контента — функция «библиотеки»
- Aero Glass
- For best performance, use DXGI flip model
- Call to action
- A brief history
- When should I use the blt model?
- DirectFlip
- What else is new in the flip model?
- What do I have to do to use the flip model?
- How to choose the right rendering and presentation resolutions
- Other considerations
- 3D-менеджеры рабочего стола — больше украшение, нежели польза
- 360Desktop
- BumpTop Pro
- Madotate
- WinFlip
- Cube Desktop Pro
- Real Desktop 3D
- Tactile 3D
Особенности Windows 7, которых нет в Windows 10
Если вы задумывайтесь о переходе на Windows 10, до сих пор оставаясь на всё ещё весьма популярной Windows 7, вам обязательно следует знать, что несколько привычных особенностей «семёрки» в новой операционной системе вы уже точно не увидите. Прежде чем продолжать, стоит уточнить: практически все описанные в этой статье потери произошли на самом деле ещё в Windows 8 и 8.1, однако для пользователей Windows 7 это вряд ли имеет большее значение.
Что вы не увидите в Windows 10
Flip 3D
Первое чего вы не увидите – Flip 3D. Эта визуально привлекательная функция появилась ещё в Vista и была по принципу действия похожа на знакомый практически всем переключатель окон Alt+Tab, с той лишь разницей, что Flip 3D выстраивала окна в трёхмерный ряд. Хоть во времена Vista встретить эту функцию можно было даже на плакатах с рекламой новой тогда ОС, уже в Windows 7 Microsoft убрала ярлык Flip 3D с панели задач. К Windows 10 от Flip 3D не осталась и следа. Даже комбинация Win+Tab, в «семёрке» запускавшая трёхмерный переключатель, в Windows 10 приводит к запуску режима «просмотр задач».
Gadget на рабочем столе
Гаджеты рабочего стола – следующая особенность, которую в Windows 10 пользователи Windows 7 уже не найдут. Гаджеты вместе с боковой панелью изначально также появились ещё в Vista. Боковая панель потерялась уже к Windows 7, а сопутствующие ей гаджеты хоть и «прожили» чуть подольше, но в итоге все равно исчезли в «восьмёрке» и в Windows 10 так и не вернулись. Примечательно, что файлы с расширением .gadget система теперь тоже не понимает. Поправить это могут только сторонние программы.
Набор игр
Игры. Вам нравились трёхмерные шахматы, маджонг и классический сапёр? Тогда учтите, что ничего это в системе по умолчанию больше нет. Из игр Microsoft оставила лишь часть карточных развлечений, убрав из системы даже ярлык на игровой центр, дебютировавший в Vista.
Windows Media Center
Windows Media Center также попал в немилость Microsoft ещё в Windows 8 и не вернулся Windows 10. Помимо этого приложения из системы была удалена заметная часть функциональности, связанная с мультимедиа, включая исчезновение кодеков MPEG-2.
DVD-студия Windows
DVD-студия Windows – ещё одно приложение, которое также исчезло из системы. В Windows 7 DVD-студия отвечала за запись дисков с мультимедийным контентом и красочным меню для них, которое можно было создать в этой же программе. Впрочем, Microsoft посчитала, что эта программа в её ОС будет лишней.
Аплет «индекс производительности»
Индекс производительности – особенность, которую Microsoft вырезала уже в Windows 8.1. В Windows 7 этот системный апплет позволял оценить производительность своего ПК по пяти основным категориям, включая производительность центрального процессора, графики, а также объём и скорость ОЗУ и HDD или SSD.
Родительский контроль и теневые копии
Косвенно список потерь Windows 10 могут также дополнить возможности, которые хоть и были сохранены, но потеряли ощутимую часть функциональности. В первую очередь это касается родительского контроля и теневых копий Windows.
Сортировка контента — функция «библиотеки»
Следующая особенность до сих пор есть в Windows 10, причём даже в изначальном виде, но уже отключена по умолчанию. Речь идёт о функции «библиотеки», сортирующей контент независимо от его физического положения на жёстком диске, которая дебютировала в Windows 7. В «десятке» «библиотеки» по умолчанию не отображаются в проводнике.
Aero Glass
Наконец, в последнюю очередь в этом списке стоит упомянуть особенность, которая никак не связана с функционалом системы, но её отсутствие вы, скорее всего, точно заметите. Речь идёт о прозрачности с эффектом размытия Aero Glass, которая в Windows 10, как и в предшествующей ей системе, отсутствует в рамках окон и включить её без посторонних утилит не представляется возможным.
Частичный эффект прозрачности отныне можно наблюдать разве что в панели задач и центре уведомлений. Вдобавок вместе с Aero Glass исчезли или были заменены на другие многие привычные по Windows 7 элементы оформления, включая анимацию загрузки, звуковую тему, наборы обоев и иконок. Убрана была и классическая тема оформления Windows.
Таков список всего, к чему вы могли успеть привыкнуть в Windows 7, но, обновившись до Windows 10, уже не увидите. Вряд ли всё вышеперечисленное стоит того, чтобы отказаться от перехода на новую систему, однако на всякий случай мы вас предупредили.
For best performance, use DXGI flip model
This topic provides developer guidance on how to maximize performance and efficiency in the presentation stack on modern versions of Windows. It picks up where DXGI flip model, DirectX 12: Presentation Modes In Windows 10 (video), and Presentation Enhancements in Windows 10: An Early Look (video) left off.
Call to action
If you are still using DXGI_SWAP_EFFECT_DISCARD or DXGI_SWAP_EFFECT_SEQUENTIAL (a.k.a. the «blt» present model), it’s time to stop!
Switching to DXGI_SWAP_EFFECT_FLIP_SEQUENTIAL or DXGI_SWAP_EFFECT_FLIP_DISCARD (a.k.a. the flip model) will give better performance, lower power usage, and provide a richer set of features. (See DXGI_SWAP_EFFECT enumeration for more information about these values.)
Flip model presents go as far as making windowed mode effectively equivalent or better when compared to the classic «fullscreen exclusive» mode. In fact, you may want to reconsider whether your application actually needs a fullscreen exclusive mode, since the benefits of a flip model borderless window include faster Alt-Tab switching and better integration with modern display features.
Why now? Prior to the April 2018 Update, blt model presents could result in visible tearing when used on hybrid GPU configurations, often found in high-end laptops (see KB 3158621). In the April 2018 Update, this tearing has been fixed, at the cost of some additional work. If you are doing blt presents at high framerates across hybrid GPUs, especially at high resolutions such as 4K, this additional work may affect overall performance. To maintain best performance on these systems, switch from the blt to the flip present model. Additionally, consider reducing the resolution of your swapchain, especially if it isn’t the primary point of user interaction (as is often the case with VR preview windows).
A brief history
What is the flip model? What is the alternative?
Prior to Windows 7, the only way to present content from D3D was to «blt» or copy it into a surface which was owned by the window or screen. Beginning with D3D9’s FLIPEX swap effect, and coming to DXGI through the FLIP_SEQUENTIAL swap effect in Windows 8, we’ve developed a more efficient way to put content on screen by sharing it directly with the desktop compositor, with minimal copies. See DXGI flip model for a high level overview of the technology.
This optimization is possible thanks to the DWM (Desktop Window Manager), which is the compositor that drives the Windows desktop.
When should I use the blt model?
There is one piece of functionality that the flip model does not provide: the ability to have multiple different APIs producing content, which all layer together into the same HWND, on a present-by-present basis. An example of this would be using D3D to draw a window background, and then Windows GDI to draw something on top, or using two different graphics APIs, or two swapchains from the same API, to produce alternating frames. If you don’t require HWND-level interop between graphics components, then you don’t need blt model.
There is a second piece of functionality that was not provided in the original flip model design, but is available now, which is the ability to present at an unthrottled framerate. For an application using sync interval 0, we do not recommend switching to flip model unless the IDXGIFactory5::CheckFeatureSupport API is available, and reports support for DXGI_FEATURE_PRESENT_ALLOW_TEARING. This feature is nearly ubiquitous on recent versions of Windows 10 and on modern hardware.
DirectFlip
If you’ve watched DirectX 12: Presentation Modes In Windows 10, you’ll see talk about «Direct Flip» and «Independent Flip.» These are optimizations that are enabled for applications using flip model swapchains. Depending on window and buffer configuration, it is possible to bypass desktop composition entirely and directly send application frames to the screen, in the same way that exclusive fullscreen does.
These days, these optimizations can engage in one of 3 scenarios, in order of increasing functionality:
- DirectFlip: Your swapchain buffers match the screen dimensions, and your window client region covers the screen. Instead of using the DWM swapchain to display on the screen, the application swapchain is used.
- DirectFlip with panel fitters: Your window client region covers the screen, and your swapchain buffers are within some hardware-dependent scaling factor (for example, 0.25x to 4x) of the screen. The GPU scanout hardware is used to scale your buffer while sending it to the display.
- DirectFlip with multi-plane overlay (MPO): Your swapchain buffers are within some hardware-dependent scaling factor of your window dimensions. The DWM is able to reserve a dedicated hardware scanout plane for your application, which is then scanned out and potentially stretched to an alpha-blended sub-region of the screen.
With the windowed flip model, the application can query hardware support for different DirectFlip scenarios and implement different types of dynamic scaling via the use of IDXGIOutput6::CheckHardwareCompositionSupport. One caveat to keep in mind is that if panel fitters are utilized, it’s possible for the cursor to suffer stretching side effects, which is indicated via DXGI_HARDWARE_COMPOSITION_SUPPORT_FLAG_CURSOR_STRETCHED.
Once your swapchain has been «DirectFlipped,» then the DWM can go to sleep, and only wake up when something changes outside of your application. Your application frames are sent directly to the screen, independently, with the same efficiency as fullscreen exclusive. This is «Independent Flip,» and can engage in all of the above scenarios. If other desktop contents come on top, the DWM can either seamlessly transition back to composed mode, efficiently «reverse compose» the contents on top of the application before flipping it, or leverage MPO to maintain the independent flip mode.
Check out the PresentMon tool to get insight into which of the above was used.
What else is new in the flip model?
In addition to the above improvements, which apply to standard swapchains without anything special, there are several features available for flip model applications to use:
- Decreasing latency using DXGI_SWAP_CHAIN_FLAG_FRAME_LATENCY_WAITABLE_OBJECT. When in Independent Flip mode, you can get down to 1 frame of latency on recent versions of Windows, with graceful fallback to the minimum possible when composed.
- Caveat: there was an issue that gave a minimum of two frames of latency in the Windows 10 Anniversary Update and earlier. See this forum topic for more information. This is fixed in the Fall Creator’s Update.
- DXGI_SWAP_EFFECT_FLIP_DISCARD enables a «reverse composition» mode of direct flip, which results in less overall work to display the desktop. The DWM can scribble on the application buffers and send those to the screen, instead of performing a full copy into their own swapchains.
- DXGI_SWAP_CHAIN_FLAG_ALLOW_TEARING can enable even lower latency than the waitable object, even in a window on systems with multi-plane overlay support.
- Applications have control over content scaling that happens during window resize, using the DXGI_SCALING property set during swapchain creation.
- Content in HDR formats (R10G10B10A2_UNORM or R16G16B16A16_FLOAT) isn’t clamped unless it’s composed to an SDR desktop.
- Present statistics are available in windowed mode.
- There is greater compatibility with the UWP (Universal Windows Platform) application model and DX12 since these are only compatible with the flip model.
What do I have to do to use the flip model?
Flip model swapchains have a few additional requirements on top of blt swapchains:
- The buffer count must be at least 2.
- After Present calls, the back buffer needs to explicitly be re-bound to the D3D11 immediate context before it can be used again.
- After calling SetFullscreenState, the application must call ResizeBuffers before Present.
- MSAA (multisample anti-aliasing) swapchains are not directly supported in the flip model, so the application will need to do an MSAA resolve before issuing the Present.
How to choose the right rendering and presentation resolutions
The traditional pattern for applications in the past has been to provide the user with a list of resolutions to choose from when the user selects exclusive fullscreen mode. With the ability of modern displays to seamlessly begin scaling content, consider providing users with the ability to choose a rendering resolution for performance scaling, independent from an output resolution, and even in windowed mode. Furthermore, applications should leverage IDXGIOutput6::CheckHardwareCompositionSupport to determine if they need to scale the content before presenting it, or if they should let the hardware do the scaling for them.
Your content may need to be migrated from one GPU to another as part of the present or composition operation. This is often true on multi-GPU laptops, or systems with external GPUs plugged in. As these configurations get more common, and as high-resolution displays become more common, the cost of presenting a full resolution swapchain increases. If the target of your swapchain isn’t the primary point of user interaction, as is often the case with VR titles that present a 2D preview of the VR scene into a secondary window, consider using a lower resolution swapchain to minimize the amount of bandwidth that needs to be transferred across different GPUs.
Other considerations
The first time you ask the GPU to write to the swapchain back buffer is the time that the GPU will stall waiting for the buffer to become available. When possible, delay this point as far into the frame as possible.
3D-менеджеры рабочего стола — больше украшение, нежели польза
Основное предназначение рабочего стола в Windows — служить лаунчером, то есть местом, из которого можно быстро запускать избранные приложения. При этом большинство пользователей предпочитают видеть свой рабочий стол не только хорошо организованным с точки зрения расположения на нём ярлыков программ и документов, но и привлекательным внешне, для чего меняют обои, ставят на рабочий стол анимацию, размещают виджеты и тому подобное.
Но вы можете пойти еще дальше, придав рабочему столу элемент интерактивности с помощью этих некогда популярных, а ныне забытых многими пользователями программ.
360Desktop
Представьте себе несколько рабочих столов, склеенных по бокам и свернутых в кольцо — именно это делает программа 360Desktop, превращая рабочий стол в горизонтальную панораму с обзором в 360 градусов с небольшой панелькой прокрутки, закрепленной в правой верхней области десктопа.
Прокручивание поддерживается только в направлении вправо-влево, в настройках можно задать параметры анимации — скорость и плавность прокрутки. В свое время для программы было написано много плагинов, но заморачиваться с их поиском спустя столько времени вряд ли стоит.
BumpTop Pro
В отличие от 360Desktop, программа BumpTop Pro превращает десктоп в настоящее трехмерное пространство. При взгляде на такой рабочий стол возникает ощущение, что смотришь в ящик из полупрозрачного пластика с подсвеченными стенками и дном. На дне ящика располагаются иконки, а по стенкам, словно картины, развешены ярлыки социальных сетей и служебных приложений — принтера и почтового клиента, позволяющие быстро делиться с рабочего стола размещёнными на нём файлами.
Если на рабочем столе иконок будет слишком много, BumpTop Pro может свалить их часть в кучу, в этом случае иконки придется разбросать по местам. Брошенная мышкой иконка ведет себя как твердое и плотное тело в вязкой среде, которому вдруг внезапно придали ускорение. При выходе из программы исходный порядок расположения ярлыков на рабочем столе восстанавливается, кстати, выход также сопровождается красивым анимационным эффектом, имитирующим засасывание элементов рабочего стола в воронку.
Madotate
Оригинальный менеджер окон, заменяющий классическое сворачивание окон эффектом, при котором полупрозрачные окна оказываются наклоненными под углом, оставаясь в то же время на рабочем столе.
Угол наклона автоматически меняется в зависимости от того, в какую часть рабочего стола будет перемещено окно. Чем ближе оно к центру экрана, тем более острым будет становиться угол наклона. Предложенная разработчиками концепция оригинальна, однако на деле такой способ размещения окон на рабочем столе представляется не слишком практичным.
WinFlip
Еще один менеджер окон, реализующий в Windows 8.1 и 10 эффект Flip 3D наподобие того, который использовался в Windows 7 при переключении между открытыми окнами нажатием Alt + Tab .
Разница между реализациями лишь в том, что переключение между окнами в WinFlip осуществляется с помощью только клавиш-стрелок вверх-вниз и влево-вправо, а также в возможностях настройки прозрачности и некоторых других параметров.
Cube Desktop Pro
Программа для управления виртуальными рабочими столами, организованными в виде трехмерного куба. Приложение может использоваться как для расширения рабочего пространства, так и для украшения Windows.
Cube Desktop Pro поддерживается установка индивидуальных обоев для всех шести рабочих столов, перетаскивание окон между столами, использование визуальных эффектов.
Помимо кубического представления рабочих столов, в Cube Desktop Pro последние могут быть организованы в виде слайдера и карусели.
Real Desktop 3D
Из всех программ для организации трехмерного рабочего стола Real Desktop 3D пользовался наибольшей популярностью. Программа чем-то похожа на BumpTop Pro, она также создает нечто вроде ящика, вернее, трехмерной комнаты, на полу и стенах которой размещаются иконки.
В то же время она отличается большей функциональностью: программой поддерживается выбор дизайна «комнат», превращение иконок в 3D-объекты, добавление на рабочий стол стикеров и предметов-игрушек. Нельзя не отметить и качественной физики, движения иконок в трехмерном пространстве Real Desktop 3D выглядят вполне реалистичными.
Tactile 3D
Если Real Desktop среди всех 3D-менеджеров рабочего стола был самым популярным, то Tactile 3D был и остается самым оригинальным.
Виртуальное пространство описанных 3D-десктопов в большинстве случаев представлено этакой комнатой, но не таково пространство Tactile 3D.
Являя собой набор трехмерных, фантастического вида моделей, оно как бы простирается вглубь, благодаря чему пользователь может «путешествовать» по этой причудливой вселенной, переходя от папки к папке, ведь заполняющие киберпространство Tactile 3D модели есть ничто иное как элементы файловой системы — ярлыки приложений, файлы и каталоги на жестком диске.
К сожалению, нам так и не удалось протестировать эту необычную программу из-за аппаратной несовместимости, возможно, вам повезет больше. Будет ли программа работать на Windows 8.1 и 10, сказать не можем, разработчиком заявлена поддержка Windows 7, но это было 9 лет назад, когда свет увидела последняя ее версия.
Резюме
3D-менеджеры — отличный способ украсить рабочий стол, придать ему оригинальность и стиль, наконец, выйти из привычных рамок организации и восприятия рабочего пространства операционной системы. Но по большому счету на этом всё и заканчивается. Практической пользы от подобных приложений вы не ощутите, скорее напротив, вам придется столкнуться с определенными трудностями при решении даже банальных задач, и чем необычнее и причудливее 3D-менеджер, тем выше такая вероятность. Делая ставку на яркие анимационные эффекты, разработчики вынуждены жертвовать самым главным — удобством и, наверное, именно по этой причине трехмерные графические интерфейсы до сих пор рассматриваются лишь как альтернативные и к тому же весьма экзотические решения.