Esc последовательности терминала linux

Bash (Русский)/Prompt customization (Русский)

В Bash существует несколько приглашений командной строки, каждое из которых можно настроить на основе личных представлений об удобстве и эстетичности.

Contents

Приглашения

Bash имеет четыре строки приглашения, каждая из которых может быть настроена.

  • PS1 — основное приглашение, которое отображается перед каждой командой; по этой причине модифицируется чаще всего.
  • PS2 — второе приглашение, отображается, если команде требуются дополнительные данные для ввода (например, в случае многострочных команд).
  • PS3 — используется довольно редко. Отображается при работе встроенной команды Bash select , выводящей интерактивное меню. В отличие от остальных приглашений, не раскрывает escape-последовательности Bash. Обычно все изменения применяются непосредственно в скрипте, содержащем select , а не в файле .bashrc .
  • PS4 — также используется редко. При отладке скриптов показывает уровни вложенности — первый символ приглашения повторяется столько раз, сколько на данный момент задействовано уровней.

Настройка конкретного приглашения подразумевает присваивание (обычно в файле

/.bashrc ) необходимой строки в переменную, например:

Техники

Приглашение всегда можно задать строкой в явном виде, но существует ряд техник, позволяющих сделать его более динамичным и полезным.

Escape-последовательности Bash

При выводе строки приглашения Bash ищет экранированные символом слэша символы (escape-последовательности) и конвертирует их в специальные строки. Например, \u превратится в имя пользователя, а \A — в текущее время. Таким образом, если переменной PS1 присвоить ‘\A \u $ ‘ , то приглашение будет выглядеть как 17:35 пользователь $ .

Полный список escape-последовательностей можно найти в руководстве bash(1) § PROMPTING и в справочнике Bash.

Escape-последовательности terminfo

Помимо escape-последовательностей, которые понимает Bash, большинство терминалов также распознают специальные последовательности, которые влияют на терминал сам по себе, а не на печатаемые символы. Например, так можно изменить цвет строки символов, сдвинуть курсор в произвольную позицию или очистить экран. Эти последовательности могут быть довольно неудобными и варьируются от терминала к терминалу, поэтому они задокументированы в базе данных terminfo. Чтобы увидеть, какие свойства поддерживает ваш терминал, выполните:

Значение свойств можно найти в terminfo(5) по их названиям (часть перед =). Например, свойство setaf настраивает цвет шрифта для всего текста, который будет напечатан после него. Узнать escape-код свойства можно командой tput . Например,

выведет escape-последовательности для настройки зелёного цвета шрифта.

На практике, чтобы использовать эти возможности в приглашении командной строки, можно использовать подстановку команд Bash и интерполяцию строк. Например:

Escape-последовательности ANSI

К сожалению, ANSI-последовательности могут отсутствовать в базе terminfo вашего терминала. Чаще всего это касается последовательностей для новейших возможностей вроде поддержки 256 цветов. В этом случае использовать tput не получится и придётся вводить escape-последовательности вручную.

Примеры escape-последовательностей можно найти в статье Управляющие последовательности ANSI. Каждая последовательность начинается с литерала escape-последовательности, которую вы можете ввести с помощью escape-последовательности Bash \e . Например, \e[48;5;209m задаст персиковый цвет фона (если есть поддержка 256 цветов), а \e[2;2H сдвинет курсор в левый верхний угол экрана.

В случаях, когда escape-последовательности Bash не поддерживаются (как в приглашении PS3), их можно добавить командой printf:

Встроенные команды

Если вы хотите добавить вывод какой-нибудь команды в приглашение, то используйте подстановку команд (command substitution). Например, чтобы добавить величину свободной памяти к приглашению попробуйте что-то вроде:

Как видно, это работает не совсем корректно — значение памяти всегда одно и то же! Причина — команда выполняется только один раз при первой настройке PS1. Необходимо предотвратить подстановку либо экранированием символа $ , либо определением строки в одиночных кавычках — в обоих случаях подстановка будет производиться каждый раз при настоящем отображении приглашения:

Если команды сделали приглашение слишком длинным, для лучшей читабельности можно вынести их в функцию:

PROMPT_COMMAND

Переменной PROMPT_COMMAND можно присвоить произвольную команду, которая будет выполняться непосредственно перед выводом PS1. Это позволяет создавать довольно мощные эффекты. Например, можно переназначить PS1 на основе некоторых условий, или выполнить какие-то действия с историей Bash при выполнении любой команды.

Escape-последовательности между вводом и выводом

Свойства вводимого текста можно изменить, «забыв» отключить свойства в конце PS1. Например, если вставить tput blink в конец PS1, то вводимые команды будут мерцать. Тем не менее, этот эффект также перейдёт и на вывод команды, поскольку свойства не отключаются при нажатии Enter .

Читайте также:  Повреждение диска mac os

Чтобы вставить escape-последовательность после ввода, но перед началом вывода, можно перехватить (trap) Bash-сигнал DEBUG, который посылается перед выполнением каждой команды:

Настройка приглашения root

Для удобства можно сделать приглашение командной строки root-пользователя визуально отличным от обычного (возможно, мерцающий красный цвет?). Настройка приглашения производится как обычно, но в домашнем каталоге суперпользователя, /root . Начните с копирования шаблонов /etc/skel/.bash_profile и /etc/skel/.bashrc в каталог /root , после чего внесите в файл /root/.bashrc необходимые изменения.

Примеры

Цвета

Увидеть все цвета вашего терминала можно с помощью простого цикла (замените setab на setaf , если нужен цвет текста, а не фона):

Если это не работает (причём установлено правильное значение TERM), протестируйте вручную разные последовательности:

Аналогичные значения для текста (не фона): стандартные — 30..37 , высокая интенсивность — 90..97 , а для 256 цветов замените 48 на 38.

Основные свойства

Следующие свойства terminfo будут полезны при настройке приглашения и поддерживаются во многих терминалах. #1 и #2 необходимо заменить на числовые аргументы.

Свойство Escape-последовательность Описание
Свойства текста
blink \E[5m мерцающий тект вкл
bold \E[1m полужирный текст вкл
dim \E[2m тусклый текст вкл
rev \E[7m обратное отображение вкл (текст/фон меняются цветами)
sitm \E[3m курсив вкл
ritm \E[23m курсив выкл
smso \E[7m выделение текста вкл
rmso \E[27m выделение текста выкл
smul \E[4m подчёркивание вкл
rmul \E[24m подчёркивание выкл
setab #1 \E[4#1m задать цвет фона #1 (0-7)
setaf #1 \E[3#1m задать цвет текста #1 (0-7)
sgr0 \E(B\E[m отключить все атрибуты текста
Перемещение курсора
sc \E7 сохранить позицию курсора
rc \E8 вернуть курсор в сохранённую позицию
clear \E[H\E[2J очистить экран и переместить курсор в левый верхний угол
cuu #1 \E[#1A переместить курсор вверх на #1 строк
cud #1 \E[#1B переместить курсор вниз #1 строк
cuf #1 \E[#1C переместить курсор вправо #1 столбцов
cub #1 \E[#1D переместить курсор влево #1 столбцов
home \E[H переместить курсор в левый верхний угол окна
hpa #1 \E[#1G переместить курсор в столбец #1
vpa #1 \E[#1d переместить курсор в строку #1, первый столбец
cup #1 #2 \E[#1;#2H переместить курсор в строку #1, столбец #2
Удаление символов
dch #1 \E#1P удалить #1 символов (аналогично нажатию клавиши backspace)
dl #1 \E#1M удалить #1 строк
ech #1 \E#1X стереть #1 символов (без перемещения курсора)
ed \E[J очистить до нижнего края экрана
el \E[K очистить до конца строки
el1 \E[1K очистить до начала строки

Отображение кода выхода

Тем же приёмом, как в случае встроенных команд, можно отложить интерполяцию специальной переменной Bash вроде $? . Следующие приглашения будут содержать код выхода предыдущей команды:

Это можно сделать с помощью условных выражений и функций:

Позиционирование курсора

Курсор можно перемещать по экрану во время нахождения «внутри» приглашения PS1, чтобы разные части приглашения появлялись в разных местах. Важный момент — после всех перемещений и вывода символов в любых местах экрана курсор необходимо вернуть в исходную позицию. Это можно сделать с помощью свойств sc и rc , которые сохраняют и восстанавливают позицию курсора соответственно. Общая схема приглашения, содержащего перемещения курсора:

Весь блок с перемещениями курсора обёрнут в \[ \] , чтобы Bash не учитывал непечатаемые символы как часть приглашения.

Выравнивание по правому краю

Простейший способ напечатать текст у правого края экрана — использовать printf:

Здесь задано поле %*s переменной длины с выравниванием по правому краю. Размер поля равен текущему количеству столбцов в терминале ( $COLUMNS ).

Произвольное позиционирование

Свойство cup перемещает курсор в конкретную позицию экрана, например, tput cup 20 5 переместит курсор на строку 20, столбец 5 (координаты 0 0 обозначают верхний левый угол). cuu , cud , cuf и cub (вверх, вниз, вперёд, назад) перемещают курсор относительно текущей позиции. Например, tput cuf 10 переместит курсор на 10 символов вправо. В аргументах можно использовать переменные LINES и COLUMNS , если требуется переместить курсор относительно нижнего и правого краёв окна. Например, перемещение на 10 строк и 5 столбцов от правого нижнего угла:

Настройка названия окна терминала

Название окна терминала можно настроить так же, как и приглашение: выводом escape-последовательностей в оболочке. Часто пользователи встраивают настройки названия окна в своё приглашение. Технически это возможность xterm, но и другие современные терминалы её поддерживают. В этом случае используют последовательности ESC]2;новое названиеBEL , где ESC и BEL — символы escape (выход) и bell (сигнал). С последовательностями Bash приглашение с встроенным названием окна будет иметь вид:

Читайте также:  Ограничение количества одновременных подключений windows

Само собой, строка названия окна может включать вывод встроенных команд или переменные вроде $PWD , так что она может перенастраиваться после каждой команды.

Источник

Esc последовательности терминала linux

Многие компьютерные терминалы поддерживают специальные кодовые последовательности для управления цветом текста и положением курсора (позиции вывода текста) на экране. Это так называемые escape sequences, ESC-последовательности. Один из таких стандартов обычно называют ANSI Colour. Несколько спецификаций терминалов основаны на стандарте ANSI colour, включая VT100.

Ниже приведен частичный список набора команд VT100.

Примечание: здесь *ESC* в тексте команды (столбец «Коды») таблиц представляет ASCII-символ «escape», шестнадцатеричный код которого равен 0x1B (десятичное значение 27). Части команд, взятые в фигурные скобки, представляют модифицируемые параметры. Например, текст должен быть заменен номером строки.

Device Status. Следующие коды используют для вывода настроек терминала/дисплея, и результат их работы сильно зависит от конкретной реализации терминала (его эмулятора).

Функция Коды Описание
Query Device Code *ESC*[c Запрашивает от устройства терминала отчет с кодом устройства (Report Device Code).
Report Device Code *ESC*[0c Генерируется устройством в ответ на запрос Query Device Code.
Query Device Status *ESC*[5n Запрашивает ответ Report Device Status от устройства.
Report Device OK *ESC*[0n Генерируется устройством в ответ на запрос Query Device Status; показывает, что устройство функционирует корректно.
Report Device Failure *ESC*[3n Генерируется устройством в ответ на запрос Query Device Status; показывает, что есть проблемы в функционировании устройства.
Query Cursor Position *ESC*[6n Запрашивает отчет о позиции курсора (Report Cursor Position) от устройства.
Report Cursor Position *ESC*[;R Генерируется устройством в ответ на запрос Query Cursor Position; сообщает о текущей позиции курсора.

Terminal Setup. Коды h и l используются для установки режима терминала/дисплея, и их функционирование зависит от реализации терминала. Настройка обрезки строки с переходом на следующую строку (Line Wrap) это один из нескольких кодов настройки, которые часто используются:

Функция Коды Описание
Reset Device *ESC*c Сброс всех настроек терминала в значения по умолчанию.
Enable Line Wrap *ESC*[7h Разрешение перехода на следующую строку: позиция вывода автоматически перескакивает на следующую строку, если она оказывается длиннее области отображения дисплея.
Disable Line Wrap *ESC*[7l Запрет перехода на следующую строку, если позиция вывода оказывается за пределами правого края экрана.

Шрифты. Некоторые терминалы поддерживают несколько шрифтов: normal/bold (обычный/толстый), swiss/italic (швейцарский/наклонный), и т. д. Имеется несколько разных специальных кодов для определенных терминалов; следующие обычно считаются стандартными:

Функция Коды Описание
Font Set G0 *ESC*( Установить шрифт по умолчанию.
Font Set G1 *ESC*) Установить альтернативный шрифт.

Cursor Control. Управление положением курсора (позиции вывода текста) на экране - ИМХО, это наиболее интересная возможность, которая позволяет реализовать полноэкранный интерфейс управления. В частности, широко известный менеджер файлов Midnight Commander было бы невозможно реализовать, если бы не было функции Cursor Control.

Функция Коды Описание
Cursor Home *ESC*[;H Устанавливает текущую позицию курсора, откуда будет начинаться последующий вывод текста. Если не предоставлены параметры row/column (строка/столбец), например *ESC*[H, то курсор переместится "домой", т. е. в левую верхнюю позицию экрана (позиция 0,0).
Cursor Up *ESC*[A Переместит курсор вверх на COUNT строк; по умолчанию (если количество строк не задано) переместит на 1 строку.
Cursor Down *ESC*[B Переместит курсор вниз на COUNT строк; по умолчанию (если количество строк не задано) переместит на 1 строку.
Cursor Forward *ESC*[C Переместит курсор вперед на COUNT позиций; по умолчанию (если количество столбцов не задано) переместит на 1 позицию.
Cursor Backward *ESC*[D Переместит курсор назад на COUNT позиций; по умолчанию (если количество столбцов не задано) переместит на 1 позицию.
Force Cursor Position *ESC*[;f Принудительная установка позиции курсора. Работает точно так же, как и команда Cursor Home.
Save Cursor *ESC*[s Сохраняет текущую позицию курсора.
Unsave Cursor *ESC*[u Восстанавливает позицию курсора, как она была сохранена командой Save Cursor.
Save Cursor & Attrs *ESC*7 Сохраняет текущую позицию курсора вместе с атрибутами (цвет?).
Restore Cursor & Attrs *ESC*8 Восстанавливает текущую позицию курсора вместе с атрибутами, как это было сохранено ранее.

Примечание: коды сохранения и восстановления позиции курсора не обслуживаются многими эмуляторами терминала. Единственные, которые это делают, насколько мне известно, это xterm и nxterm, хотя большинство эмуляторов терминала базируются на коде xterm. В настоящий момент tell, rxvt, kvt, xiterm и Eterm не поддерживали функцию сохранения и восстановления позиции курсора.

Scrolling. Это команды, управляющие скроллингом (прокруткой) экрана терминала.

Функция Коды Описание
Scroll Screen *ESC*[r Разрешает прокрутку всего экрана целиком.
*ESC*[;r Разрешает прокрутку от начальной строки до конечной строки .
Scroll Down *ESC*D Прокручивает экран на одну строку вниз.
Scroll Up *ESC*M Прокручивает экран на одну строку вверх.

Tab Control. Команды управления табуляцией.

Функция Коды Описание
Set Tab *ESC*H Устанавливает табуляцию в текущей позиции.
Clear Tab *ESC*[g Очищает табуляцию в текущей позиции.
Clear All Tabs *ESC*[3g Очищает все установленные позиции табуляции.

Примечание: позиции табуляции это определенные позиции в строке, куда курсор будет перемещаться при выводе символа табуляции \t. Если позиции табуляции очищены, то курсор будет перемещаться в позиции, кратные интервалу табуляции по умолчанию (обычно 4 столбца).

Erasing Text. Команды для стирания текста.

Функция Коды Описание
Erase End of Line *ESC*[K Стирает текст от текущей позиции курсора до конца текущей строки.
Erase Start of Line *ESC*[1K Стирает текст от текущей позиции курсора до начала текущей строки.
Erase Line *ESC*[2K Стирает всю текущую строку.
Erase Down *ESC*[J Очищает экран от текущей строки вниз до нижней границы экрана.
Erase Up *ESC*[1J Очищает экран от текущей позиции вверх до верхней границы экрана.
Erase Screen *ESC*[2J Стирание экрана, с заполнением его цветом фона. Курсор при этом перемещается "домой" (верхний левый угол экрана).

Printing. Некоторые терминалы поддерживают локальный вывод на печать:

Функция Коды Описание
Print Screen *ESC*[i Печать текущего экрана.
Print Line *ESC*[1i Печать текущей строки.
Stop Print Log *ESC*[4i Запрет печати лога.
Start Print Log *ESC*[5i Начать печать в лог; весь принятый текст по мере поступления эхом вводится на принтер.

Define Key.

Функция Коды Описание
Set Key Definition *ESC*[;""p Связывает строку текста string с клавишей клавиатуры key. показывает клавишу по её значению ASCII в десятичном коде.

Set Display Attributes. Установка атрибутов дисплея.

Функция Коды Описание
Set Attribute Mode *ESC*[;. ;m Устанавливает несколько настроек атрибутов. Ниже приведены списки некоторых стандартных атрибутов.

0 Сбросить все атрибуты
1 Bright (повышенная яркость)
2 Dim (затемнение)
4 Underscore (нижнее подчеркивание)
5 Blink (мигание)
7 Reverse (инверсия)
8 Hidden (скрыть текст)

Foreground Colours (цвет пера, этим цветом выводится текст):

30 Black (черный)
31 Red (красный)
32 Green (зеленый)
33 Yellow (желтый)
34 Blue (синий)
35 Magenta (пурпурный)
36 Cyan (голубой)
37 White (белый)

Background Colours (цвет бумаги, или цвет фона):

40 Black (черный)
41 Red (красный)
42 Green (зеленый)
43 Yellow (желтый)
44 Blue (синий)
45 Magenta (пурпурный)
46 Cyan (голубой)
47 White (белый)

[Примеры использования]

Управляющие кодовые последовательности терминала ANSI (ANSI escape sequences, так называемые esc-коды, или esc-последовательности) позволят Вам перемещать позицию курсора (позицию вывода текста) в любое нужное знакоместо экрана. Это особенно полезно для полноэкранного интерфейса с пользователем, который генерируется скриптами shell, но также может использоваться в приглашениях ввода (prompts).

Для примера попробуйте вывести следующую строку кода в приглашении терминала (лучше всего результат работы этой команды будет виден, если вставить несколько пустых строк в окне терминала):

Эта команда должна переместить курсор на 7 строк вверх, напечатать " BASH ", и затем вернуться в начальную позицию, чтобы сделать нормальное приглашение терминала (prompt). Это не простое приглашение, а просто демонстрация перемещения курсора по экрану, с использованием цвета, чтобы обозначить результат работы команды. Обратите внимание, что ESC-код в командах представлен в восьмеричном формате (\033).

Еще один пример, сохраните этот текст в файле и назовите его "clock":

Промт, запущенный этим скриптом, выглядит как обычный, за исключением того, что в правом верхнем углу экрана будут выведено значение часов в 24-часовом формате. Этот скрипт не будет работать в терминалах, которые не поддерживают сохранение и восстановление позиции курсора терминала. При попытке выполнить этот скрипт в каком-либо из "неправильных" эмуляторов терминала (которые не поддерживают команду сохранения и восстановления позиции курсора), часы отобразятся правильно, но промт появится на второй строке терминала.

Источник

Оцените статью