Линукс для начинающих и его практическое применение
Что такое Линукс
Linux – семейство операционных систем с открытым исходным кодом. Ядро Линукс поддерживает добавление и удаление программных компонентов без остановки системы. Эти компоненты называют динамически загружаемыми модулями ядра. Их можно добавлять в операционную систему по необходимости, в любое время. Одна из особенностей Линукс — возможность выступать операционной системой для других операционных систем (в качестве гипервизора). Гипервизор – это программа, позволяющая создавать на компьютере виртуальные ПК с разными операционными системами, которые будут распознаваться в локальной сети. Например, это знаменитая Oracle VirtualBox.
реклама
Другая особенность — нечетные номера версий, например, 2.1 или 2.9 присваиваются экспериментальным, находящимся в разработке ядрам. Стабильные версии обычно имеют чётные номера, например, 2.2 или 2.6.
Первые Линукс изначально были написаны программистами для самих себя. Позднее увеличился выбор программ и появились различные графические интерфейсы (GNOME, KDE, Cinnamon, MATE, XFCE).
реклама
реклама
Разновидностей Линукс довольно много, самые популярные: Linux Mint, Ubuntu, Debian, Mageia, Fedora, OpenSUSE, ArchLinux, CentOS, PCLinuxOS, Slackware.
В России были созданы собственные версии Линукс: Rosa, ALT Linux, ASPLinux, НауЛинукс, Calculate Linux, Runtu, Rosinka, Astra Linux. Их последние годы внедряют в государственных учреждениях.
реклама
Плюсы и минусы Линукс
У Линукс, как и любой другой операционной системы, есть свои достоинства и недостатки. Поэтому прежде чем переходить на одну из ОС этого семейства, изучите её преимущества, а также некоторые особенности, которые в будущем могут сказаться на эффективности Вашей работы.
Основные достоинства Линукс:
- Для каждой версии Линукс существуют специальные репозитарии – хранилища бесплатных программ на все случаи жизни.
- Надежность: Линукс могут годами работать без зависаний и перезагрузок, чего не скажешь о других операционных системах.
- Безопасность: для этой операционной системы отсутствуют вирусы, поскольку каждое важное действие требует подтверждения со стороны пользователя. А для Виндовс ежегодно появляются сотни новых вирусов, антивирусы постоянно отъедают часть ресурсов ОС, требуют трафик для обновления антивирусных баз, тратят уйму времени на сканирование жёсткого диска на вирусы.
- Открытый исходный код даёт практически неограниченные возможности по настройке ОС под требования пользователя и его задачи.
- Малое число ошибок и зависаний по сравнению с остальными ОС.
- Потребляет мало системных ресурсов.
- Возможность запуска с флешки. Она пригодится, например, при проверке на битые пиксели ноутбука без ОС. Так я обычно подключаю две флешки, первую с Линукс (подойдёт любая версия), а вторую с картинками и видео для проверки на битые пиксели, муар и т.д.
- Отсутствие реестра, который у Windows постоянно засоряется и требует периодической очистки. В Linux конфигурации всех программ находятся в папке etc.
- Отсутствие сбора данных, как у Виндовс или Андроид («большой брат» не будет следить за каждым вашим шагом, а потом присылать горы спама с целевой рекламой).
- Множество бесплатных программ, написанных энтузиастами. Платные программы тоже есть, поэтому выбор за Вами.
Недостатки Линукс, с которыми её разработчики постоянно борются:
- Новичкам её сложнее освоить, поскольку перед глазами у большинства людей дома, в школе и на работе, установлена Windows. А интерфейс большинства версий Линукс серьёзно отличается.
- Необходимость работы с консолью и терминалом, что отпугивает многих новичков. Консоль – управление ОС через ввод теста на чёрный экране и там же отображаются ответы системы. Терминал – более современный аналог консоли, имеющий графический интерфейс, отображается в виде окна на фоне рабочего стола Линукс. Это аналоги командной строки в DOS.
- Часто возникают сложности при настройке принтеров. С каждым годом значимость этой проблемы уменьшается, но она всё ещё актуальна.
- Для работы многих программ требуются права доступа. Это означает необходимость ввода пароля по несколько раз в день. Поэтому стоит придумать легко запоминающийся пароль и не слишком длинный.
- Малое количество совместимых игр и программ (по сравнению с Windows). На текущий момент, это основная причина, почему многие пользователи Виндовс не переходят на Линукс. Есть, конечно, специальные программы-эмуляторы, позволяющие запускать большинство программ, написанных для Виндовс, но от этого страдает производительность.
- Могут быть проблемы с переносом программ из одной версии Линукса в другую.
- Требуется интернет для обновления пакетов. Многие программы в Линукс взаимодействуют друг с другом и для обновления одной из них придётся обновлять и все остальные.
Применение Линукс на практике
В интернет-кафе
Линукс позволяет использовать относительно устаревшие компьютеры для комфортного сёрфинга в интернете. На такие компьютеры нет необходимости ставить антивирус и переживать, что кто-нибудь из пользователей что-то закачает и заразит всю локальную сеть интернет-кафе. Linux более экономно обращается к жёсткому диску ПК, поэтому по быстродействию он не сильно отстаёт от SSD.
Для обучения ребёнка
Дети любят необычный дизайн и яркие краски, многие версии Линукса предлагают подобный интерфейс. Можно не бояться, что ребёнок поймает вирус в интернете, а также он не будет жаловаться, если будет сидеть за стареньким компьютером, поскольку тот будет работать вполне резво.
Для встречи с клиентами и проведения презентаций.
Линукс имеет открытый код, а значит Вам не придётся оплачивать лицензию, как в случае с Виндовс. Для презентаций есть отличная замена Майксофт офиса – WPS office, используя его Вы покажете своим клиентам отличные знания компьютера, так как в основном опытные пользователи решаются установить Linux, а полностью на него переходят, только самые продвинутые.
В командировках
Если в командировке Вам нужно работать с почтой и текстовым редактором, а смартфон неудобен для этих целей, то можно приобрести слабый ноутбук, который на Линуксе будет работать на уровне более дорогих моделей. Линукс имеет шикарную подборку программ для работы специалистов всех сфер деятельности. Можно не бояться вставлять флешки с различных презентаций (если на них будет вирус, то ваш ноутбук он не поразит).
Для путешественников
Путешествуя, вам придётся скачивать различные программы, например, карту местности, читать много текста вроде списка местных законов и описания достопримечательностей. За пиратские программы во всём мире наказывают строже, чем в России, поэтому все Ваши программы должны быть либо куплены, либо быть бесплатными.
Для серверов
Высокая надёжность Линукса позволяет использовать его в качестве серверной операционной системы. Например, если у человека есть старый ПК, и он хочет запустить на нём свой сайт или онлайн-магазин.
Для обучения программистов и системных администраторов
Линукс позволяет проводить очень тонкую настройку любых своих функций, поэтому незаменим как для работы, так и для обучения будущих компьютерщиков.
Большая просьба к пользователям Линукс, напишите в комментариях, какой именно версией ОС Вы пользуетесь и какие задачи она решает?
Источник
Написание музыки в Linux: что есть прямо сейчас
Недавно я прочитал о том, что Гэйб Ньюэлл всерьёз настроен на то, чтобы перенести хорошие и качественные игры в Linux. Как он считает, это именно то, чего не хватает, и что на данный момент ограничивает развитие платформы. Безусловно, он прав. Тем не менее, лично для меня есть и другая область, которая мне даже намного важнее, чем игры — это музыка. Если без игр я могу обойтись, то музыка для меня необходима — как, впрочем, и для многих других людей.
На картинке — рабочее место Niels Ott, на компьютере запущен Ardour.
Моя жена тоже музыкант, и когда она увидела, какие секвенсоры и синтезаторы есть в Linux — она даже не стала пытаться в них разобраться, просто вернувшись к своим Cubase и Reason. На её ноутбуке есть Windows 7, и когда она пишет музыку, она просто перезагружается туда и запускает там эти программы.
Я же, пользуясь Linux уже около 10 лет, не могу так просто отказаться от того, чтобы хотя бы пробовать имеющиеся программы. В принципе, могу точно сказать, что за 10 лет всё очень сильно изменилось в лучшую сторону. И всё же то, что сейчас есть под Linux для написания музыки, очень далеко от идеала. Давайте вместе разберёмся, почему бо́льшую часть музыки всё ещё пишут на Mac OS X или Windows.
Давайте прежде всего рассмотрим DAW (digital audio workstation) — цифровые звуковые рабочие станции. Поскольку мы говорим о написании музыки (а не только о записи), нас интересуют те DAW, которые могут работать как MIDI-секвенсор.
energyXT
Из коробки energyXT представляет из себя довольно обычную цифровую звуковую рабочую станцию, которая, впрочем, довольно хорошо работает, доступен для Linux, Mac OS X, Windows и iOS, позволяет сразу загружать музыку на SoundCloud, обладает вполне удобным интерфейсом и имеет набор встроенных инструментов и эффектов, а также поддерживает VST-плагины. Ещё вместе с energyXT идут лупы от Loopmasters.
Если хочется посмотреть подробнее, то, например, в этом видео показан процесс создания dubstep-композиции.
У energyXT я замечал два больших минуса:
1. В поставке по умолчанию не подключить MIDI-контроллер (например, MIDI-клавиатуру). То есть опция-то такая есть, но реально попытка подключения приводит к падению программы. Пишут, правда, что есть решение — можно самостоятельно перекомпилировать libaam.so (вот тут обсуждение).
Но с другой стороны не совсем понятно, почему разработчик коммерческой программы (я покупал её за €39, но они пишут, что это со скидкой, а так €59) не включится в процесс и не решит проблему самостоятельно (известно о ней уже больше года).
Недавно они, кстати, выпустили свой виртуальный инструмент под названием XTS1, и в спецификациях к нему написали «Windows/Mac OS X compatible». Про Linux вообще ни слова. Впрочем, когда я спросил у них об этом на getsatisfaction, они ответили, что выпустить версию под Linux они планируют.
2. Без JACK energyXT не работает с моей звуковой картой ESI Juli@. А также, судя по этому обсуждению, с M-Audio Audiophile 2496). Соответственно, известно, что программа не работает на звуковых картах на snd_ice1724 и snd_ice1712. Впрочем, судя по всему, реально всё будет работать, если использовать JACK.
Но, опять же, просто «взять и включить» JACK нельзя (как это делается, например, в Renoise и LMMS). По какой-то причине разработчики не добавили опцию переключения между ALSA и JACK, а только написали, как скомпилировать поддержку JACK самостоятельно.
Тем не менее, в целом energyXT очень даже неплох, особенно на ноутбуке (у него довольно низкие требовния к ПО), так что имеет смысл скачать демонстрационную версию (до покупки работают все возможности, кроме сохранения) и попробовать.
Renoise
Когда-то давно, когда мне было лет 5, мой старший брат постоянно писал музыку в FastTracker 2 и, вероятно, ещё в чём-то подобном. Всё это было ещё в то время, когда на компьютерах обычно стоял DOS с каким-нибудь Norton Commander’ом (или часто Volkov Commander’ом — тоже файловый менеджер от украинского программиста). Один раз я сел за компьютер, на котором он делал музыку, и стал что-то нажимать, менять ноты, и так далее. Когда пришёл мой брат, он удивился тому, насколько интересная мелодия у меня получилась. Решил, что если правильно раскидать её по каналам, то будет очень красиво.
Потом я возвращался к трэкерной музыке и в более позднем возрасте (в 8—10 лет, когда я уже начал программировать, у меня был QBasic и так далее). На винчестере всё время было много музыки в .it, .mod и .xm. Много чего осталось и по сей день. В ней есть какой-то свой, особый шарм. А маленький размер файлов (вплоть до нескольких кибибайт — зависит от размера сэмплов и прочего) всегда был неотъемлемым преимуществом, особенно когда дело касалось медленного Интернета, или компьютерных игр, которые не должны были выходить за пределы определённого размера.
Renoise — это полноценная цифровая звуковая рабочая станция, в основе которой лежит трэкерный подход к написанию музыки — в противовес более традиционному на данный момент подходу с использованием piano roll’а.
То есть если обычно в секвенсорах мы видим вертикально сориентированную клавиатуру пианино, справа от которой расположена матрица с нотами (по вертикали в ней, соответственно, высота тонов, а по горизонтали — их временно́е расположение и, соответственно, длительность), то в Renoise, как и в трэкерном ПО, есть каналы (которые могут относиться к разным инструментом), и на каждом канале по вертикали расположены, опять же, названия нот (при этом, например, «отпускание» ноты обозначается специальным словом «OFF» — соответственно, длительность ноты можно понять по расстоянию до этого слова).
Какой подход лучше — решать вам. Я, например, не могу однозначно сказать, что удобнее. Пожалуй, это зависит сразу от много: какую именно музыку вы пишете, насколько хорошо вы владеете компьютерной клавиатурой, какими программами вы пользовались раньше. Но точно можно сказать, что попробовтать Renoise стоит. Потому что играть мелодии вы можете и с MIDI-клавиатуры, а вот настолько проработанный интерфейс пока что можно встретить мало у каких DAW в Linux.
Преимуществ у Renoise полно — это и хороший, удобный микшер, и продвинутая работа с сэмплами, и отличный интерфейс для указания automation (автоматизации изменения тех или иных звуковых параметров по мере проигрывания трэка). Также есть простой MIDI mapping: выбираете какой-либо параметр и крутите на своём MIDI-контроллере какую-нибудь ручку (или fader), чтобы назначить её для этого параметра. Кроме того, в Renoise хорошая поддержка звуковой системы в Linux и довольно большое сообщество (есть даже сайт renoise.ru, и, конечно, есть официальный форум).
Ещё важным для многих может являться то, что у Renoise есть хорошая и подробная документация.
Ardour
Ardour — ещё одна цифровая звуковая рабочая станция, у которой уже довольно большая история (первый релиз был в 2005 году) и весьма неплохой набор возможностей. Ardour является свободным ПО, позволяет создавать неограниченное количество звуковых дорожек, использовать возможности редактирования без разрушения оригинала (с неограниченным количеством возможных операций undo), автоматически компенсировать задержку в записываемом трэке в случае записи с синхронным прослушиванием других дорожек, а также имеет ещё много приятных особенностей.
Очень удобно использовать Ardour вместе с JACK. Например, вы можете запросто синхронно записывать два разных аудиопотока (к примеру, один из выхода программного синтезатора, а другой с микрофона) в две разные аудиодорожки (разумеется, никаких ограничений здесь нет — можно синхронно записывать любое количество аудиодорожек). Так же просто можно синхронизировать Ardour с другими программами через JACK. Например, вы можете синхронизировать его с программной драм-машиной и при записи или проигрывании композиции в Ardour слушать соответствующее место соответствующего паттерна в драм-машине.
JACK — вообще очень полезная вещь. Круг задач, которых можно решить с помощью JACK, очень велик. Я как-то раз даже описывал в комментариях на Хабрахабре, как можно с помощью него посмотреть кино сразу на двух языках (в разных наушниках, конечно же). Аналогично его можно использовать для дублировния фильмов — чтобы перемещение по дороже в аудиоредакторе приводило к соответствующему перемещению в видеопроигрывателе, и наоборот.
Поэтому если вы видите какую-то аудиопрограмму, которая не поддерживает JACK, то, скорее всего, с этой программой лучше не связываться — потому что совершенно непонятно, как авторы могли не добавить поддержку настолько полезного и нужного инструмента.
Что касается Ardour, несмотря на то, что все основные возможности проработаны очень профессионально, поддержка MIDI-дорожек появилась только в третьей версии, которая пока что находится в разработке (хотя уже вышла 5-я бета-версия, так что можно загружать и пробовать).
LMMS — кроссплатформенная цифровая звуковая рабочая станция, которая первоначально задмуывалась как аналог FL Studio (тогда ещё Fruityloops). Интересно, что чуть меньше 5 лет назад я уже писал об LMMS на Хабрахабре. Так вот, если вы спросите, изменился ли он за это время, то я просто скажу вам скачать и посмотреть. И да, он изменился, причём кардинально. Раньше нужно было после каждой добавляемой ноты нажимать Ctrl + S — потому что иначе при очередном падении (а они были постоянно) нужно было заново восстанавливать созданную мелодию. Теперь же LMMS работает стабильно (напишите в комментариях, если всё-таки найдёте глюки — а лучше сразу отправляйте авторам), не падает, и имеет, наверно, почти всю функциональность, которая там в принципе должна быть. Безусловно, авторам всё ещё есть над чем работать, но сейчас в LMMS уже можно нормально писать что-то полноценное, не думая о прошлых ограничениях.
LMMS поддерживает импортирование MIDI-файлов, а также файлов FLP (проектов FL Studio). Встроенные инструменты позволяют использовать имеющиеся у вас SoundFont2 и GUS Patches, плюс есть различные синтезаторы.
Также у LMMS есть форум и wiki с неплохой документацией на разных языках.
Плагины, VST(i), синтезаторы
Итак, с DAW разобрались, перейдём к плагинам и синтезаторам. Вообще, в Linux есть следующие стандарты аудиоплагинов: LADSPA, DSSI, LV2, VST и VSTi.
При этом LV2 — это простой, но расширяемый стандарт, являющийся потомком LADSPA (и исправляющий ограничения LADSPA, которые уже не подходят для современных аудиопрограмм) и заменяющий DSSI.
Интересным фактом также является то, что в Linux бывает поддержка VST(i) двух разных типов. В одном варианте это родные VST(i)-плагины, специально скомпилированные для Linux (имеют расширение .so). А в другом варианте — это плагины VST(i), которые предназначены для работы в Windows. Поддержка вторых реализована, например, в LMMS (с помощью VeSTige) и в Ardour. Вот, кстати, ещё тема на их форуме, где обсуждалось, нужно ли вносить поддержку родных плагинов (там же есть советы по альтернативным вариантам запуска Windows-плагинов). Родные же плагины поддерживаются в Renoise, energyXT, и теперь уже также в третьей версии Ardour. Про родные VST(i)-плагины для Linux есть информация на linux-vst.com и на сайте KXStudio. На данный момент самые интересные плагины предоставляют проекты DISTRHO, Jucetice и Loomer.
Также есть весьма хорошие плагины под названием mda-vst. У них открыт исходный код и есть бинарные файлы для 64-разрядного Linux.
Кстати, про архитектуру — на данный момент удобнее всего работать на 32-разрядной архитектуре, хотя лично я всё равно предпочитаю 64-разрядную.
Упирается всё, конечно же, как раз в плагины. Если вы используете плагины, которые имеют только 32-разрядные версии, то вам придётся использовать 32-разрядный хост. Если вы будете использовать 32-разрядный хост, то его не получится связать с 64-разрядным JACK, и так далее. В примечаниях к Renoise 2.8, правда, указывается, что теперь можно использовать 32-разрядные плагины с 64-разрядным Renoise, но когда я это проверял, то плагины не работали (возможно, они не реализовали это конкретно под Linux).
Так что, если пользуетесь 64-разрядным Linux, то, возможно, самое простое будет поставить дополнительно какой-нибудь 32-разрядный. Ну, а если все плагины доступны под x86_64 — то тем лучше: это, разумеется, намного удобнее.
Что касается синтезаторов, которые прежде всего работают как отдельные приложения — любителям нойза обязательно понравится din. Ещё есть amSynth, для использования SF2 хорошо подойдёт FluidSynth (очень часто используется вместе с GUI — Qsynth). И, конечно же, не стоит забывать про ZynAddSubFX. Появившись ещё в 2002 году, сейчас этот синтезатор стал уже культовым. Про него есть много статей, есть patches и sound banks, и прочее. Этот синтезатор обязательно стоит попробовать. Если с ним разобраться, то может получиться что-то такое.
А есть ли что-нибудь с реалистичным звуком пианино?
Есть. Pianoteq — это один из лучших виртуальных инструментов в мире вне зависимости от платформы. Он имеет огромные возможности для настройки малейших нюансов звука, и, что самое главное, звук пианино генерируется динамически, средствами процессора, а не берётся из сэмплов. Обычно, когда люди в первый раз об этом слышат, они не хотят даже пробовать Pianoteq (отличная иллюстрация — обсуждение Pianoteq на linux.org.ru). Тем не менее, если послушать композиции, записанные с помощью Pianoteq, почитать о том, кто им пользуется, а также скачать пробную версию и поиграть самому, то сразу же отпадают все сомнения. Pianoteq проработан настолько хорошо, что не сразу осознаёшь, что это вообще реально.
Разумеется, Pianoteq является платным (от €99 за самую простую версию Pianoteq 4 Stage и намного больше за более продвинутые варианты, расширения и прочее), но, к сожалению, никакого другого способа создать такую программу, похоже, нет (учёные и программисты, которые над ним работали, просто так столько работать не стали бы).
Объём загрузки, кстати, составляет 20 MiB. Те, кто работал с другими профессиональными синтезаторами пианино, понимают, насколько это маленький размер.
А какие ещё есть хорошие программы?
Если нужно просто что-то записать, без особых ухищрений, то отлично подойдёт Audacity. Составить партию ударных можно в Hydrogen — там достаточно много возможностей, и легко добавлять дополнительные библиотеки ударных. Самая лучшая DJ-программа — безусловно, Mixxx. Неплохая аудиоигра (помогает учиться играть на пианино) — Piano Booster. Тренажёр слуха — конечно же, GNU Solfege.
Мы видим, что в Linux можно и нужно писать музыку. С DAW всё, фактически, в порядке, есть хорошая поддержка VST(i)-плагинов. И, тем не менее, всё-таки количество доступных плагинов и синтезаторов пока что очень небольшое. Под Linux нет Omnisphere, нет Nexus, нет Vanguard. Давайте скажем прямо — пока что авторы профессиональных аудиоплагинов попросту игнорируют Linux. Стало ли лучше за последние несколько лет? Да, безусловно — но для того, чтобы можно было действительно чувствовать себя свободно в написании музыки, нужно гораздо больше. Поэтому самым интересным будет тот момент, когда Linux наберёт достаточно пользователей, чтобы его воспринимали более серьёзно в качестве платформы для настольных компьютеров и ноутбуков. Не исключено, что появление хороших компьютерных игр приведёт к увеличению количества пользователей, а следом и за улучшениями в поддержке Linux в других областях, в том числе и в музыке.
Стоит также учитывать тот факт, что далеко не всё то, что вы слышите в популярных композициях, было создано с помощью популярных программных синтезаторов. Что-то сделано на аппаратных синтезаторах, а что-то сделано путём настройки самых простых волновых синтезаторов.
Поэтому исследуйте имеющиеся возможности, создавайте, пишите — чем больше сообщество, тем больше вероятность того, что разработчики звукового ПО начнут воспринимать Linux намного лучше.
Источник