Распространенные расширения имен файлов в Windows
Имена файлов в Windows состоять из двух частей, разделенных точкой: первая, имя файла, и вторая, расширение из трех или четырех символов, которое определяет тип файла. Например, в expenses.xlsx первая часть имени файла — expenses, а расширение — xlsx.
Расширения помогают определить компьютеру, в каком приложении был создан файл или в каком приложении его можно открыть, а также какой значок следует использовать для файла. Например, расширение docx сообщает компьютеру, что файл можно открыть в программе Microsoft Word и что при просмотре файла в проводнике для него следует отображать значок Word.
Большинство расширений имен файлов совместимы с более чем одной программой. Можно изменить расширение имени файла, но при этом файл не будет преобразован либо изменен как-либо еще, за исключением изменения имени файла. Дополнительные инструкции по изменению программы для открытия файла см. в разделе Изменение программ по умолчанию в Windows 10.
Если при просмотре файлов в проводнике не отображаются расширения имен файлов, выполните следующие действия.
В поле поиска на панели задач введите слово проводник и в результатах поиска выберите Проводник.
В проводнике в разделе Вид в группе Показать или скрыть установите флажок Расширения имен файлов.
Ниже приведен список распространенных расширений имен и форматов файлов в Windows.
Список расширений исполняемых файлов
Файл с исполняемым расширением (см. Что такое расширение файла?) в отличие от других форматов файлов, которые только содержат данные, например, музыку, видео, текстовый документ и т.п., могут быть запущены на исполнение. Т.е., если вы открываете файл с одним из исполняемых расширений, ваш компьютер может, без вашего дальнейшего участия, выполнить одну или несколько операций, запрограммированных в этом файле. Это могут быть как полезные действия, например, запуск текстового редактора или интернет-браузера, так и действия несущие в себе опасность для ваших данных или других программ на компьютере, т.е. это может быть компьютерный вирус.
Поэтому, при открытии исполняемых файлов, следует соблюдать повышенную осторожность, особенно, если вы получили этот файл из неизвестного вам источника, например, по почте от неизвестного адресата или с незнакомого сайта.
Примечание: это не полный, но пополняемый список исполняемых расширений файлов. Если вы знаете еще о каком-то исполняемом расширении файла, пожалуйста, сообщите.
Расширение | Формат | Windows | MacOS | Linux | Android | iOS |
---|---|---|---|---|---|---|
ACTION | Automator Action | ● | ||||
APK | Приложение | ● | ||||
APP | Исполняемый файл | ● | ||||
BAT | Batch File | ● | ||||
BIN | Binary Executable | ● | ● | ● | ||
CMD | Command Script | ● | ||||
COM | Command File | ● | ||||
COMMAND | Terminal Command | ● | ||||
CPL | Control Panel Extension | ● | ||||
CSH | C Shell Script | ● | ● | |||
EXE | Исполняемый файл | ● | ||||
GADGET | Windows Gadget | ● | ||||
INF1 | Setup Information File | ● | ||||
INS | Internet Communication Settings | ● | ||||
INX | InstallShield Compiled Script | ● | ||||
IPA | Приложение | ● | ||||
ISU | InstallShield Uninstaller Script | ● | ||||
JOB | Windows Task Scheduler Job File | ● | ||||
JSE | JScript Encoded File | ● | ||||
KSH | Unix Korn Shell Script | ● | ||||
LNK | File Shortcut | ● | ||||
MSC | Microsoft Common Console Document | ● | ||||
MSI | Windows Installer Package | ● | ||||
MSP | Windows Installer Patch | ● | ||||
MST | Windows Installer Setup Transform File | ● | ||||
OSX | Исполняемый файл | ● | ||||
OUT | Исполняемый файл | ● | ||||
PAF | Portable Application Installer File | ● | ||||
PIF | Program Information File | ● | ||||
PS1 | Windows PowerShell Cmdlet | ● | ||||
REG | Registry Data File | ● | ||||
RGS | Registry Script | ● | ||||
RUN | Исполняемый файл | ● | ||||
SCT | Windows Scriptlet | ● | ||||
SH | Shell Script | ● | ● | |||
SHB | Windows Document Shortcut | ● | ||||
SHS | Shell Scrap Object | ● | ||||
U3P | U3 Smart Application | ● | ||||
VB | VBScript File | ● | ||||
VBE | VBScript Encoded Script | ● | ||||
VBS | VBScript File | ● | ||||
VBSCRIPT | Visual Basic Script | ● | ||||
WORKFLOW | Automator Workflow | ● | ||||
WS | Windows Script | ● | ||||
WSF | Windows Script | ● |
Если вы не нашли ответ или нужную информацию, задайте вопрос через форму обратной связи. Или напишите комментарий здесь.
Статья [0x01] Исследуем Portable Executable (EXE-файл) [Формат PE-файла]
Доброго времени суток, форумчане. Сегодня, мы немного поговорим, рассмотрим и изучим под микроскопом структуру исполняемых файлов Windows ( Portable EXEcutable , или просто PE ), а в следующих статьях изучим технику модифицирования (инфицирования) PE-файлов, для того, чтобы исполнять свой собственный код после запуска чужого исполняемого файла (кстати, эта техника используется многими вирусами, для собственного «паразитического» распространения) и другие «хаки» с использованием знаний о структуре PE.
Portable Executabe файл (PE-файл) — это отдельный исполняемый модуль с расширением .exe (или .dll), получаемый в процессе сборки (компиляции и линковкии). В него включены код, ресурсы (иконки и другие данные), библиотеки, данные программы и т.д..
Давайте проведём аналогию между квартирой и PE-файлом. У каждой квартиры есть свой этаж, своя дверь, прихожая, гостинная, кладовка, свои комнаты, также у каждой квартиры есть своя схема планировки. Вся информация о квартире и сама эта квартира хранится в PE-файле. Взглянем на структуру исполняемого файла, а потом разберём основные части.
Как мы можем увидить, исполняемый файл состоит из двух основных частей:
- Заголовки
- Секции
Если вернуться к аналогии с квартирой, то заголовок — это информация о квартире. Планировка квартиры, количество комнат, этаж, где кладовка, где гостинная, где дверь, где прихожая, кто и когда сделал квартиру, квартира ли это вообще и т.д.. А секции — это комнаты. В секциях хранится код, различные данные, строки, функции и т.д.. Также как и в комнатах есть свои жильцы.
Если формально и без аналогий, то заголовки — структуры содержащие необходимые данные для загрузки программы, а секции — блоки данных с различным содержимым произвольного размера. Этим содержимым может быть код, ресурсы, виртуальные адреса функций и т.д..
Давайте изучим по-порядку какие есть заголовки и что в них указано. Заголовками PE-файла являются следующие заголовки в указанном порядке:
- DOS заголовок
- Заглушка DOS
- PE заголовок
- Таблица секций
Начнём наше приключение с изучения DOS заголовка.
Как я и сказал, заголовки хранят необходимую информацию для загрузки PE-файла. Поэтому данный заголовок является обязательным для загрузки PE-файла, хоть и не несёт в себе большой смысловой информации.
Заголовок состоит из полей, как список состоит из пунктов свойств. Каждый пункт хранит в себе какое-либо значение. Естественно, в файле всё это представленно в байтовом представлении. Не все поля нужны для загрузки (запуска) PE-файла. Поэтому комментировать и рассматривать мы будем только поля, необходимые для загрузки файла в память.
Вот его структура на языке C/C++.
Нас интересуют только первое ( e_magic ) и последнее поле ( e_lfanew ) этого заголовка. Они является самыми важными и влияют непосредственно на загрузку PE-файла.
- e_magic
Двухбайтовое поле e_magic хранит в себе специальную сигнатуру. Эта сигнатура нужна, чтобы указать что это действительно исполняемый файл. Вот она — «MZ». Каждый PE-файл обязан начинаться с неё. Если это не так, файл просто не запустится.
Четырёхбайтовое поле e_magic хранит в себе смещение до заголовка PE. То есть хранит, количество байтов, которое нужно отсчитать с начала файла, для того, чтобы попасть прямо к PE-заголовку, т.е. проще говоря, адрес PE-заголовка относительно начала файла. Только этот адрес хранится в обратном порядке. Например, на изображении ниже 08 01 00 00 — это 00 00 01 08 (0x108) наоборот. Почему наоборот? Не будем углубляться, но скажу, что компьютеру так легче работать с данными.
Я выделил самым большим красный прямоугольником область DOS-заголовка. Здесь мы можем увидеть байты в шестнадцатеричном представлении.
Вы можете поинтересоваться, для чего же другие поля? Дело в том, что система Windows построена на базе старой системы MS DOS (была до Windows). И на самом деле, это заголовок для DOS программы. Так вот, эти поля хранятся на случай, если кто-то попытается запустить PE-файл в DOS . В наше время никто практически ей не пользуется, но они остаются, так как если поменяют формат PE-файла, то перестанут работать программы с нынешним стандартом.
Дальше у нас по списку PE-заголовок, который на самом деле, состоит из трёх частей: сигнатуры, файлового подзаголовка и дополнительного подзаголовка.
Вот его структура на языке C/C++:
Теперь давайте разберём каждое поле по-порядку.
- Signature
Это четырёхбайтовое поле содержит сигнатуру, а именно значение 50 45 00 00 (или «PE\x00\x00»). Эта сигнатура указывает на то, что перед нами действительно PE-файл (Ага, ещё одна проверка).
FileHeader
Это обязательный подзаголовок PE-заголовка. Он хранит в себе базовые характеристики исполняемого файла.
На C/C++ структура данного заголовка выглядит так:
Разберём и этот подзаголовок по порядку.
- Machine
Данное двухбайтовое поле содержит информацию о характеристике процессора, на котором может быть выполнена данная программа. Вот 3 основных значения, которые может принять этот заголовок:
1. IMAGE_FILE_MACHINE_I386 ( 0x014c ) — означает, что программа может выполняться на x32
2. IMAGE_FILE_MACHINE_IA64 ( 0x0200 ) — означает, что программа может выполняться на процессорах Intel Itanium (Intel x64).
3. IMAGE_FILE_MACHINE_AMD64 ( 0x8664 ) — означает, что программа может выполняться на процессорах AMD64 (x64).
NumberOfSections
Двухбайтовоеполе NumberOfSections содержит в себе число секций (комнат) в PE-файле.
SizeOfOptionalHeader
Двухбайтовое поле содержащее размер дополнительного заголовка, который идёт сразу за файловым заголовком.
Characteristics
Даное двухбайтовое поле содержит характеристики PE-файла. Например, является ли это exe-файлом, или dll. Также, тут описано, является ли данная программа x64-битной или x86-битной.
Перейдём к следующему подзаголовку PE-заголовка.
OptionalHeader
Это ещё один обязательный подзаголовок PE-файла. В нём хранится необходимая информация для загрузки PE-файла. Он имеет всего два формата PE32+ (для 64-битных программ) и PE32 (для 32-битных).
Структура дополнительного заголовка представлена следующий C/C++ кодом.
И на этот раз рассмотрим только основные поля, необходимые для загрузки PE-файла в память.
- Magic
Это двухбайтовое поле отвечает за битность программы (x32/x64). Оно может принимать следующие значения:
1. IMAGE_NT_OPTIONAL_HDR32_MAGIC ( 0x10b ) — означает, что это x32 (x86) исполняемый образ.
2. IMAGE_NT_OPTIONAL_HDR64_MAGIC ( 0x20b ) — означает, что это x64 исполняемый образ.
3. IMAGE_ROM_OPTIONAL_HDR_MAGIC ( 0x107 ) — означает, что это ROM образ.
AddressOfEntryPoint
Четырёхбайтовое поле AddressOfEntryPoint содержит адрес начала кода, т.е. указатель на дверь в команту кода.
Техника инфекции, которую мы изучим в будующем, основана на изменении этого значения.
ImageBase
Это четырёхбайтовое поле содержит предпочтительный адрес загрузки программы в память. В следующей статье мы разберём для чего он нужен.
SectionAlignment
Это четырёхбайтовое поле содержит относительный виртуальный адрес (относительно ImageBase, т. е. сколько байтов нужно отсчитать с адреса загрузки программы, чтобы попасть к началу секций) начала секций в виртуальной памяти.
FileAlignment
Это четырёхбайтовое поле содержит смещение относительной файла (сколько байтов нужно отсчитать с начала файла) начала секций в исполняемом файле.
MajorSubsystemVersion и MinorSubsytemVersion
В этих двухбайтовых полях содержится необходимая версия Windows.
SizeOfImage
Это четырёхбайтовое поле содержит размер (в байтах) загруженного исполняемого файла в памяти.
SizeOfHeaders
Четырёхбайтовое поле SizeOfHeaders содержит размер (в байтах) заголовков файла в памяти.
Subsystem
Двухбайтовое поле содержащее тип подсистемы (GUI, CLI, Driver, . ).
NumberOfRvaAndSizes
Данное четырёхбайтовое поле содержит число каталогов в массиве каталогов. По умолчанию равна 16.
DataDirectory
Это поле — на самом деле массив, которая содержит информацию о каталогах. Их число определено в поле NumberOfRvaAndSizes (по умолчанию (и почти всегда) 16) дополнительного заголовка. Каждый элемент информации о каталоге хранит относительный виртуальный адрес (относительно ImageBase, т. е. сколько байтов нужно отсчитать с адреса загрузки программы, чтобы попасть к началу секций) и размер какого-либо каталога (которые являются и секциями), которая определяется по её позиции в массиве.
Вот структура каталога на языке C/C++:
А вот идентификаторы (порядковый номер в DataDirectory):
Перейдём к последнему заголовку. Этот заголовок — таблица, которая содержит различную информацию о секциях . Мы уже знаем, что их количество определено в файловом заголовке в поле NumberOfSections. Проще говоря, это массив с NumberOfSections элементов. Этот массив содержит элементы типа IMAGE_SECTION_HEADER.
Давайте подробно рассмотрим основные поля.
- Name
Это поле, размером в 8 байт, содержит имя секции, в ASCII кодировке.
VirtualSize
Это четырёхбайтовое поле содержит размер (в байтах) секции (той самой комнаты) в виртуальной памяти.
VirtualAddress
А это четырёхбайтовое поле уже содержит относительный адрес секции в виртуальной памяти.
SizeOfRawData
Данное четырёхбайтовое поле содержит размер секции в файле.
PointerToRawData
А указатель на эти самые данные, содержаться в этом четырёхбайтовом поле.
Characteristics
Это четырёхбайтовое поле содержит атрибуты секции. Например, права чтения, записи и исполнения (Read Write Execute) (RWE).
По сути, в таблице секций просто зафиксирована информация о секциях.
Вот и всё, мы закончили изучать заголовки. Теперь мы приступаем к изучению секций. По сути, секции являются простыми последовательными блоками данных. Они следуют друг за другом и у них нет определенного формата, так как их характеристики описаны в таблице секций. А вот формат данных, в этих секциях, зависят от типа информации, которая в них хранится. Секции, как я уже сказал, можно представить в виде комнат. Также, их можно представить и как в виде коробок с информацией. Размер каждой секции зафиксирован в таблице секций, поэтому секции должны быть определённого размера, а для этого их дополняют NULL-байтами (00). Вот и всё, что касается секций.
Также, небольшая шпаргалка, для того, чтобы понимать какое назначение носит имя определенного заголовка секции в таблице:
- .text : Код
- .data : Инициализированные данные
- .bss : Неинициализированные данные
- .rdata : Константные (рид-онли) данные
- .edata : Дескрипторы экспорта
- .idata : Дескрипторы импорта
- .reloc : Таблица релокации
- .rsrc : Ресурсы
- .tls : __declspec(thread) данные
Также, секциями являются и различные каталоги.
На этом всё. Спасибо за внимание. Если у Вас есть какие-либо вопросы или вы обнаружите неточности в статье, прошу отписаться в комментариях. Буду рад ответить на все ваши вопросы.