Функции операционной системы microsoft windows

ОС Windows. Назначение и функции операционной системы

Операционная система (ОС) — это комплекс программного обеспечения, предназначенный для снижения стоимости программирования, упрощения доступа к системе, повышения эффективности работы.

Назначение операционной системы можно разделить на четыре основные составляющие Организация (обеспечение) удобного интерфейса между приложениями и пользователями, с одной стороны, и аппаратурой компьютера – с другой. Вместо реальной аппаратуры компьютера ОС представляет пользователю расширенную виртуальную машину, с которой удобнее работать и которую легче программировать.

2. Организация эффективного использования ресурсов компьютера. ОС не только представляет пользователям и программистам удобный интерфейс к аппаратным средствам компьютера, но и является своеобразным диспетчером ресурсов компьютера. К числу основных ресурсов современных вычислительных систем относятся процессоры, основная память, таймеры, наборы данных, диски, накопители, принтеры, сетевые устройства, и др. Эти ресурсы определяются операционной системой между выполняемыми программами. В отличие от программы, которая является статическим объектом, выполняемая программа – это динамический объект, он называется процессом и является базовым понятием современных ОС.

3. Облегчение процессов эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной системы. Ряд операционных систем имеет в своем составе наборы служебных программ, обеспечивающие резервное копирование, архивацию данных, проверку, очистку и дефрагментацию дисковых устройств и др.

Кроме того, современные ОС имеют достаточно большой набор средств и способов диагностики и восстановления работоспособности системы. Сюда относятся:

— диагностические программы для выявления ошибок в конфигурации ОС;

— средства восстановления последней работоспособной конфигурации;

— средства восстановления поврежденных и пропавших системных файлов и др.

4. Возможность развития. Современные ОС организуются таким образом, что допускают эффективную разработку, тестирование и внедрение новых системных функций, не прерывая процесса нормального функционирования вычислительной системы. Большинство операционных систем постоянно развиваются (нагляден пример Windows).

Функции операционной системы:

— связь с пользователем в реальном времени для подготовки устройств к работе, переопределение конфигурации и изменения состояния системы.

— выполнение операций ввода-вывода; в частности, в состав операционной системы входят программы обработки прерываний от устройств ввода-вывода, обработки запросов к устройствам ввода-вывода и распределения этих запросов между устройствами.

— управление памятью, связанное с распределением оперативной памяти между прикладными программами.

— управление файлами; основными задачами при этом являются обеспечение защиты, управление выборкой и сохранение секретности хранимой информации.

— обработка исключительных условий во время выполнения задачи

— появление арифметической или машинной ошибки, прерываний, связанных с неправильной адресацией или выполнением привилегированных команд.

— вспомогательные, обеспечивающие организацию сетей, использование служебных программ и языков высокого уровня.

Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.

Билет 25 вопр 1

Под графическим пользовательским интерфейсом (GUI — Graphical User Interface) понимается некоторая система (среда), служащая для органи-зации диалога ПС с пользователем на основе графического многоокон-ного представления данных. В среде GUI организацию всего взаимодействия с пользователем берет на себя именно сама среда, оставляя ПС делать только свою работу.

К общим принципам, лежащим в основе графического пользова-тельского интерфейса, относятся:

— графический режим работы;

— представление ряда объектов пиктограммами;

— использование указывающего устройства — мыши;

— адекватность изображения на экране изображаемому объекту (принцип WYSIWIG — What You See Is What You Get);

— стандартизация всех основных действий и элементов (все програм-мы для данной графической среды выглядят и ведут себя совершен-но одинаково, используют одинаковые принципы функционирования);

— наличие большого числа стандартных элементов (кнопок, полей ре-дактирования, переключателей и т.д.), которые могут использоваться при конструировании ПС, делая их похожими в обращении и облегчая процесс их написания.

В основе современного графического пользовательского интерфейса лежат две основные концепции.

Первой из них является понятие программы, управляемой данными.

Как правило, эта концепция практически реализуется через ме-ханизм сообщений. Внешние устройства (клавиатура, мышь, таймер) посы-лают сообщения модулям программы о наступлении тех или иных событий (например, при нажатии клавиши или передвижении мыши). Поступающие сообщения попадают в очередь сообщений, откуда извлекаются приклад-ной программой.

Читайте также:  Разработчик windows или dos

Таким образом, программа не должна все время опрашивать мышь, клавиатуру и другие устройства в ожидании, не произошло ли чего-нибудь, заслуживающего внимания. Когда событие произойдет, программа получит извещение об этом с тем, чтобы надлежащим образом его обработать. По-этому программы для таких сред обычно представляют собой цикл обработ-ки сообщений: извлечь очередное сообщение, обработать его, если оно ин-тересно, либо передать стандартному обработчику сообщений, обычно вхо-дящему в систему и представляющему собой стандартные действия системы в ответ на то или иное событие.

Сообщения могут посылаться не только устройствами, но и отдель-ными частями программы (в частности, возможна посылка сообщения себе). Так один модуль может послать сообщение другому модулю, или меню посылает сообщение о выборе определенного пункта. При этом существует также способ прямой посылки сообщения, минуя очередь, когда непосредст-венно вызывается обработчик сообщений адресата.

Второй основополагающей концепцией является понятие окна как объекта. Окно — это не просто прямоугольная область на экране, это и про-грамма (процедура, функция), способная выполнить различные действия, присущие окну. Одним из основных таких действий является реагирование на поступающие сообщения и посылка сообщений другим объектам.

Одной из основных функций окна является перерисовка содержания окна. Любое окно должно уметь при получении соответствующего запроса перерисовать себя (или свою часть) на экране. Перерисовка может реализо-вываться или как реакция на специальное сообщение, или как виртуальная функция (при использовании объектно-ориентированных языков). В состав любой GUI обязательно входит достаточно мощный графический модуль, обеспечивающий выполнение всех основных графических операций и под-держивающий отсечение изображения по заданной (в том числе и довольно сложной) области отсечения. За счет этого реализуется возможность перери-совки фрагмента окна — устанавливается область отсечения, совпадающая с требуемым фрагментом, а затем выполняется запрос на перерисовку. При от-работке запроса на перерисовку окна можно определить размер текущей об-ласти и не пытаться рисовать то, что заведомо будет отсечено.

Среди окон вводятся отношения принадлежности и следования, т.е. любое окно может иметь окно-родителя, которому оно принадлежит, и, сле-довательно, задается во внутренних координатах родительского окна, отсе-кается в размерах родительским окном и уничтожается при уничтожении ро-дительского окна. Любое окно может иметь и принадлежащие ему окна (по-докна), причем последние некоторым образом упорядочиваются. Тем самым окна могут образовывать древовидные структуры подчинения.

Родительское окно и принадлежащие ему подокна могут обменивать-ся сообщениями друг с другом. Эти сообщения обычно разделяются на два класса — запрос на выполнение окном некоторого действия и сообщение, опо-вещающее окно о том, что в другом окне (обычно подокне) произошли неко-торые изменения.

Любая подобная система должна предоставлять для работы некото-рый стандартный набор типов окон, из которых пользователь может стро-ить свои программы.

В состав окна могут входить другие окна и действовать при этом как единое целое. Например, в состав окна-списка может входить скроллер.

Среди окон обычно выделяются окна, предназначенные для ведения диалога с пользователем, ввода данных и т.п. Обычно в их основе лежит стандартное окно с большим набором подокон, играющих роль управляющих элементов. Как правило, диалоговое окно (или процедура, ведущая диалог) снабжается специальной функцией для координации работы управляющих элементов. Например, диалог для выбора файла.

Кроме стандартных окон пользователь может создавать свои собст-венные типы окон, либо добавляя какие-то новые свойства, либо переопреде-ляя часть старых и наследующих все остальное.

При работе с клавиатурой важную роль играет понятие фокуса ввода. Фокус ввода — это то окно, которому поступают все сообщения от клавиатуры.

Существует несколько способов перемещения фокуса ввода:

— при нажатии кнопки мыши фокус передается тому окну, над кото-рым это произошло;

— окна диалога обычно переключают фокус между управляющими элементами диалога при нажатии определенных клавиш (стандартно это Tab и Shift-Tab);

— посредством явного вызова функции установки фокуса ввода.

Окну, теряющему фокус ввода, обычно посылается уведомление об этом, и оно может предотвратить переход фокуса от себя. Окну, получаю-щему фокус, передается сообщение о том, что оно получило фокус ввода.

Читайте также:  Установил windows как запустить mac

26 билет 1 вопрос

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Основные функции системы Windows

Как и любая операционная система. Windows должна обеспечить выполнение следующих задач:
— управление аппаратными средствами компьютера;
— обеспечение работы с файловой системой;
— запуск прикладных программ.
Кроме этого Windows обеспечивает:
— одновременную работу нескольких программ;
— обмен данными между различными программами;
— поддержку масштабируемых шрифтов;
— поддержку мультимедиа;
— единую справочную систему.

Основные понятия Windows

Окно
Окно — первое базовое понятие. Как Вы уже знаете, само название системы WINDOWS переводится как «окна».
Окно — прямоугольная область экрана, в которой могут выполняться отдельные программы, обрабатываться и редактироваться данные, выполняться управляющие системой действия. Окно может занимать часть экрана или весь экран. Одновременно на экране может присутствовать несколько окон. Любое приложение ( программа) в WINDOWS работает в своем окне. Если закрыть окно, то работа приложения (программы) прекращается.
В дальнейшем Вы познакомитесь с различными видами окон в Windows, но все они имеют некоторые общие элементы и свойства.
Границы
Границы — вертикальные и горизонтальные линии, идущие по периметру окна. В верхней части находится строка заголовка. В середине строки заголовка отображается название данного окна, которое мы будем называть заголовком окна. Слева от заголовка располагается кнопка Системного Меню, справа могут располагаться кнопки для изменения изображения окна. Под строкой заголовка расположена строка меню. Под строкой меню находится рабочая область окна, в которой может располагаться различная информация: выполняемая программа, данные для обработки, другие окна.
Любое окно имеет ограниченный размер, поэтому если информации много, она не может быть полностью представлена в окне. В этом случае с правой (нижней) стороны окна появляется элемент который носит название «линейки прокрутки». Наличие этих элементов указывает на то, что присутствует информация, которая не помещается в окне.
Окна приложений и документов имеют три варианта представления на экране:
— полноэкранный — окно занимает весь экран;
— нормальный — окно занимает часть экрана;
— значок — окно «свернуто».

Рабочий стол
Рабочий стол второе базовое понятие. Принцип рабочего стола является основополагающим практически для интерфейса всех современных операционных систем ( Windows, OS/2, 0S для Mас, OS для Sun и т.д).
В чем он заключается ?
Представим себе свой обычный рабочий стол. На нем могут находится книги, папки с документами, инструменты (ручки, карандаши, ластик и т.д). Расположение их может быть любое, то которое Вам наиболее подходит, поверхность стола может быть покрыта красивой скатертью или ничем не застелена. Вы имеете возможность попеременно пользоваться всеми предметами, находящимися на столе.
В среде Windows роль рабочего стола играет (выполняет) экран дисплея. На нем находятся окна работающих программ, отдельные файлы документов.
Содержите свой рабочий стол в порядке ! Работать за захламленным столом неудобно. Вы постоянно будете терять нужные документы, инструменты.

Значки, ярлыки, папки
Значок (Icon) — это небольшое графическое изображение с краткой надписью, которое представляет на экране дисплея некоторую программу, окно, функцию, файл и т.п. Значок соответствует некоторому окну и может быть в него развернут.
Значки условно можно разделить на три основные группы: Значки приложений; Значки групп; Значки функций. При рассмотрении работы в системе Windows мы более подробно остановимся на каждом из них.
Ярлык (shortcut) — это командный файл, с помощью которого можно осуществить доступ к какому-либо объекту. Например, можно отобразить содержимое каталога, сетевого диска, можно быстро запустить программу, находящуюся в другом каталоге, открыть файл и т.п. При этом сами объекты (файлы, каталоги и т.п.) остаются без изменения на своих местах. А доступ к ним обеспечивается с помощью информации, сохраненной в файле Shortcut. Например, если на рабочем столе размещен сам файл (каталог), то после команды его удаления он будет «стерт» с диска. Если же Вы удаляете с рабочего стола значок Shortcut, то исходные файлы (для доступа к которым он использовался) останутся незатронутыми. В системе Windows 3.х роль ярлыка исполняли значки программных элементов.
Папка (folder) существует для обозначения как каталогов (в привычном понимании), так и групп программ (Windows 3.1). Смысл этого в том, что как каталог, так и группа программ являются некоего рода контейнером, предназначенным для размещения объектов определенного типа. Каталог — это контейнер для файлов, программная группа — для отдельных программ и т.п. Естественно, что подобные контейнеры для объектов могут быть совершенно различного типа. Но операции с ними могут быть однотипны (например, удаление, копирование и т.п.).
Графический указатель «Мышь»
В среде WINDOWS можно работать с использованием клавиатуры, но наибольший эффект достигается с использованием графического указателя «мышь» или их комбинаций. Перемещение «мыши» по стол)’ приводит к соответствующим перемещениям указателя «мыши» на экране. Указатель может менять свое изображение, что, как правило, означает возможность выполнить в данной области экрана некоторое действие (например, при перемещении указателя на границу изменяемого окна).
«Мыши» бывают двух- и трехкнопочные. В работе, в основном, используется левая кнопка, реже — правая. Средняя кнопка, если она есть, используется лишь в некоторых приложениях Windows.
Первая и основная операция с «мышью» — движение указателя (Point) по экрану. Это подготовительная операция, которая сама по себе не вызывает никаких действий.
Следующая операция — щелчок (Click). Операция выполняется после того, как указатель подведен к нужному элементу, например. Значку программного элемента. Щелчок — это одинарное кратковременное нажатие кнопки «мыши». Как мы уже сказали, в основном используется левая кнопка, и в дальнейшем, если это не оговорено особо, всегда будет иметься в виду щелчок, выполняемый именно левой кнопкой. Как правило, щелчок применяется для выделения объектов, активизации окон и т.п.
Более сложная операция — двойнойщелчок (Dоblе-click). Она также выполняется после того, как указатель подведен к нужному элементу, и заключается в быстром двойном нажатии кнопки «мыши». Это достаточно сложная операция, редко кому удающаяся с первого раза. Дело в том, что между двумя нажатиями кнопки (говорят, между двумя щелчками) должно пройти очень мало времени — десятые доли секунды. Если времени пройдет чуть больше, система воспримет это как два одинарных щелчка. Если произведен двойной щелчок, то система сразу начинает выполнять действия, связанные с выбранным объектом ( действия по умолчании)»).
Следующая операция — перемещение (Drag&Drop) Она используется для переноса окон и значков, для изменения вертикальных и горизонтальных размеров окна. Выполняется перемещение следующим образом. Сначала, как и в предыдущих случаях, указатель подводится к нужному элементу, затем нажимается кнопка «мыши» и, удерживая ее, указатель перемещается на новое место. Фиксируется новое положение после того, как кнопка отпускается.
Перечисленные операции с «мышью» практически в полном объеме позволяют управлять системой Windows.

Буфер обмена
На время своей работы оболочка Windows выделяет специальную область памяти — буфер обмена (Clipboard), который используется для пересылки данных между приложениями и документами. Роль. данных могут играть фрагмент текста, рисунок, таблица и т.п. Применение буфера обмена является наиболее простым средством обмена данными между программами.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Читайте также:  Ускорение загрузки linux mint
Оцените статью
Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. Foreign Office – структура, функции…..
  3. I. Основные положения
  4. II. Основные правила черной риторики
  5. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  6. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  7. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  8. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  9. III. Вегетативные функции НС.
  10. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами