- Gdb linux как пользоваться
- Шпаргалка полезных команд GDB
- Для кого она нужна?
- Основные команды
- Запуск
- Статический анализ
- Динамический анализ
- Настройка для работы
- Делаем жизнь проще с GEF
- Как пользоваться gdb
- Как пользоваться gdb
- 1. Установка gdb
- 2. Компиляция программы
- 3. Запуск отладчика
- 4. Запуск программы
- 5. Точки останова
- 6. Вывод информации
- 7. Изменение информации
- 8. Вывод типа
- 9. Просмотр адресов
- 10. Просмотр памяти
- 11. Справка по программе
- Выводы
Gdb linux как пользоваться
Отладчиком называется программа, которая выполняет внутри себя другую программу. Основное назначение отладчика — дать возможность пользователю в определенной степени осуществлять контроль за выполняемой программой, т.е. определять, что происходит в процессе ее выполнения. Наиболее известным отладчиком для Linux является программа GNU GDB, которая содержит множество полезных возможностей, но для простой отладки достаточно использовать лишь некоторые из них.
Когда вы запускаете программу, содержащую ошибки, обнаруживаемые лишь на стадии выполнения, возникают несколько вопросов, на которые вам нужно найти ответ:
- Какое выражение или оператор в программе вызывает ошибку?
- Если ошибка возникает в результате вызова функции, в каком месте программы происходит этот вызов?
- Какие значения содержат переменные и параметры программы в определенной точке ее выполнения?
- Что является результатом вычисления выражения в определенном месте программы?
- Каков действительный порядок выполнения операторов программы?
Эти действия требуют, чтобы пользователь отладчика был в состоянии:
- проанализировать данные программы;
- получить трассу — список вызовов функций, которые были выполнены, с сортировкой, указывающей, кто кого вызывал;
- установить точки останова, в которых выполнение программы приостанавливается, чтобы можно было проанализировать данные;
- выполнять программу по шагам, чтобы увидеть, что в действительности происходит.
Программа GDB предоставляет все перечисленные возможности. Она называется отладчиком на уровне исходного текста, создавая иллюзию, что вы выполняете операторы C++ из вашей программы, а не машинный код, в который они действительно транслируются.
Для иллюстрации мы используем систему, которая компилирует программы на C++ в исполняемые файлы, содержащие машинный код. В результате этого процесса информация об оригинальном коде C++ теряется при трансляции. Отдельный оператор C++ обычно преобразуется в несколько машинных команд, а большинство имен локальных переменных просто теряется. Информация о именах переменных и операторах C++ в вашей исходной программе не является необходимой для ее выполнения. Поэтому, для правильной работы отладчика на уровне исходного текста, компилятор должен поместить в программу некоторую дополнительную информацию. Обычно ее добавляют к информации, используемой компоновщиком, в исполняемый файл.
Чтобы указать компилятору (gcc), что вы планируете отлаживать вашу программу, и поэтому нуждаетесь в дополнительной информации, добавьте ключ -g в опции компиляции и компоновки. Например, если ваша программа состоит из двух файлов main.C и utils.C, можете откомпилировать ее командами:
или одной командой:
gcc -g -Wall -o myprog main.o utils.o
Обе последовательности команд приводят к созданию исполняемого файла myprog.
Чтобы выполнить полученную программу под управлением gdb, введите
вы увидите командное приглашение GDB:
Это очень простой, но эффективный тексовый интерфейс отладчика. Его вполне достаточно, чтобы ознакомиться с основными командами gdb.
Когда GDB запускается, ваша программа в нем еще не выполняется; вы должны сами сообщить GDB, когда ее запустить. Как только программа приостанавливается в процессе выполнения, GDB ищет определенную строку исходной программы с вызовом определенной функции — либо строку в программе, где произошел останов, либо строку, содержащую вызов функции, в которой произошел останов, либо строку с вызовом функции и т.д. Далее используется термин «текущее окно», чтобы сослаться на точку останова.
Как только возникает командное приглашение, вы можете использовать следующие команды: help command
выводит краткое описание команды GDB. Просто help выдает список доступных разделов справки;
запускает Вашу программу с определенными аргументами командной строки. GDB запоминает переданные аргументы, и простой перезапуск программы с помощью run приводит к использованию этих аргументов;
создает трассу — цепочку вызовов функций, произошедших до попадания программы в текущее место. Синонимом является команда bt;
перемещает текущее окно так, чтобы GDB анализировал место, из которого произошел вызов данного окна. Очень часто Ваша программа может войти в библиотечную функцию — такую, для которой не доступен исходный код, например, в процедуру ввода-вывода. вам может понадобиться несколько команд up , чтобы перейти в точку программы, которая была выполнена последней;
производит эффект, обратный up;
выводит значение E в текущем окне программы, где E является выражением C++ (обычно просто переменной). Каждый раз при использовании этой команды, GDB нумерует ее упоминание для будущих ссылок. Например:
(gdb) print A[i] $2 = -16
(gdb) print $2 + ML $3 = -9
сообщает нам, что величина A[i] в текущем окне равна -16, и что при добавлении этого значения к переменной ML получится -9;
если программа запущена через оболочку shell, Ctrl-c немедленно прекращает ее выполнение. В GDB программа приостанавливается, пока ее выполнение не возобновится;
установить точку останова; программа приостановится при ее достижении. Простейший способ — установить точку останова после входа в функцию, например:
(gdb) break MungeData Breakpoint 1 at 0x22a4:
file main.C, line 16.
Команда break main остановит выполнение в начале программы.
вы можете установить точки останова на определенную строку исходного кода:
(gdb) break 19 Breakpoint 2 at 0x2290:
file main.C, line 19.
(gdb) break utils.C:55 Breakpoint 3 at 0x3778:
file utils.C, line 55.
Когда вы запустите программу и она достигнет точки останова, то увидите сообщение об этом и приглашение, например:
Breakpoint 1, MungeData (A=0x6110, N=7) at main.c:16
удаляет точку останова с номером N. Если опустить N, будут удалены все точки останова;
cont или continue
продолжает обычное выполнение программы;
выполняет текущую строку программы и останавливается на следующем операторе для выполнения;
похожа на step, однако, если текущая строка программы содержит вызов функции (так что step должен будет остановиться в начале функции), не входит в эту функцию, а выполняет ее и переходит на следующий оператор;
выполняет команды next без остановки, пока не достигнет конца текущей функции.
Next: Интерфейсы gdb и другие Up: Базовые средства программирования в Previous: Ассемблеры gas и nasm Contents 2004-06-22
Источник
Шпаргалка полезных команд GDB
Для кого она нужна?
1) начинающих реверсеров, знающих особенности обратного проектирования, и желающих изучить такой отладчик как GDB
2) как подсказка тем кто постоянно работает с IDA, Ghidra или любым другим мощным и надежным инструментом, но в силу тех или иных обстоятельств решить задачу проще и быстрее с помощью GDB, и не очень хочется залезать в официальную документацию и снова все вспоминать
Основные команды
Запуск
Общий синтаксис выбора исполняемого файла для анализа
Запустить выполнение программы
Присоединиться к gdbserver
Присоединиться к процессу, отключиться от него
Статический анализ
Выбрать синтаксис ассемблера
Просмотреть информацию об архитектуре, секциях
Получение списка функций
Получение asm-листинга функции
Если у вас есть исходники (можем собрать с опцией -g3 для gcc) или исследуемая программа содержит отладочную информацию, можем посмотреть листинг ее исходного кода
Динамический анализ
Установить аргументы для каждого запуска программы и посмотреть их
Распределение виртуальной памяти
Отладка
Шаг с заходом в функцию
Шаг с прыжком через вызываемую подпрограмму
Выполнить до нужной строки, адреса
Информация об аргументах функции, локальных переменных (для файлов, содержащих отладочную информацию) и фрейме текущей функции
Просмотреть список процессов и выбрать интересующий
Способы расстановки breakpoints
Посмотреть список точек останова, включить или отключить, удалить breakpoint
Продолжить выполнение до следующего breakpoint-а
Для отображения значения по указанному адресу используется команда x, где через «/» указывается формат вывода
а также размер вывода
Передача аргумента командной строки
Для передачи значений функциям ввода
Gdb Сервер
Запустить сервер gdb для отладки
Reverse Debug
Все мы проходили через этот неловкий момент когда во время отладки мы проскочили интересующую нас функцию, и теперь снова надо перезапускать отладчик, проходить тот же путь на CFG и т.п. Чтобы избежать этого, в gdb есть такая фишка как Reverse Debug, позволяющая сохранить состояние программы и обратно отладить до него.
Для этого, после запуска отладчика укажем gdb, что хотим начать использовать reverse debug и стоит сохранять состояния программы
После этого станут доступны следующие команды
Создание дампа
Сдампить участок памяти ( часто необходимо при работе с распаковщиками )
Настройка для работы
Для того чтобы закрепить вывод команды, скажем просмотр инструкций во время отладки и отображения регистров можно воспользоваться командой display
Делаем жизнь проще с GEF
Для эффективного использования gdb лучше воспользоваться плагином gef, он уже включает в себя удобный закрепленный вывод, используемый при динамическом анализе, а также набор собственных команд расширяющий возможности нашего универсального отладчика. Рассмотрим некоторые наиболее полезные.
Посмотреть состояние aslr, включить/отключить
Для проверки исполняемого файла на наличие ASLR, Canary, PIE и т.д.
Находясь в функции можем получить значение канарейки и адрес, где она расположена
Чуть более удобный вывод, чем info proc mappings
Просмотр регистра флагов и изменение их
Помощь для поиска уязвимостей форматной строки (установка на них точек останова, информация по найденным функциям)
Создание паттерна и его поиск
Поиск строк по шаблону
Печать массива в формате удобном для копирования в python код. Параметр b должен быть 8/16/32/64, l контролирует длину массива
Источник
Как пользоваться gdb
Программа gdb — это популярный отладчик для программ, написанных на языке программирования Си и С++. Отладчик позволяет выполнить программу пошагово, посмотреть значения всех переменных на каждом из этапов выполнения, а если это необходимо, то и дизассемблировать код и посмотреть состояние регистров процессора.
В сегодняшней статье мы рассмотрим как пользоваться gdb для отладки и анализа выполнения программ, написанных на Си. Попытаемся разобраться с основными возможностями программы.
Как пользоваться gdb
1. Установка gdb
Обычно, отладчик устанавливается вместе с другими инструментами для сборки программного обеспечения. Для установки всего необходимого в Ubuntu или Debian достаточно выполнить:
sudo apt install build-essential
Для того чтобы установить отладчик отдельно, выполните:
sudo apt install gdb
В CentOS или Fedora команда установки будет выглядеть следующим образом:
sudo dnf install gdb
А для Arch Linux надо выполнить:
sudo pacman -S gdb
Теперь отладчик gdb установлен и вы можете его использовать.
2. Компиляция программы
Для того чтобы получить максимум полезной информации во время отладки, например, имена переменных и номера строк кода программу следует скомпилировать особым образом. Для примеров из этой статьи мы будем использовать такую небольшую программу на Си, в процессе будем её изменять, но начнём с этого:
#include
int main() <
int var1 = 0;
int var2 = 2;
char greeting[] = «Hello from losst\n»;
printf(«%s», greeting);
>
Для того чтобы всё необходимое было включено в исполняемый файл, программу надо собрать с опцией -g. В данном случае команда будет выглядеть вот так:
gcc -g -o program program.c
Затем вы можете её выполнить:
3. Запуск отладчика
Для того чтобы запустить программу достаточно передать путь к ней отладчику. Какие-либо опции указывать не обязательно:
После запуска отладчика вы попадаете в его командный интерфейс. Программа ещё не запущена, запущен только отладчик, в котором вы можете ею управлять с помощью специальных команд. Вот основные команды gdb:
- break или b — создание точки останова;
- info или i — вывести информацию, доступные значения: break, registers, frame, locals, args;
- run или r — запустить программу;
- continue или c — продолжить выполнение программы после точки останова;
- step или s — выполнить следующую строчку программы с заходом в функцию;
- next или n — выполнить следующую строчку без захода в функцию;
- print или p — вывести значение переменной;
- backtrace или bt — вывести стек вызовов;
- x — просмотр содержимого памяти по адресу;
- ptype — просмотр типа переменной;
- h или help — просмотр справки по команде;
- q или quit — выход из программы.
4. Запуск программы
Для того чтобы запустить программу надо воспользоваться командой run в консоли gdb. Просто выполните:
И программа будет запущена и выполнена. Если вам надо передать программе какие-либо аргументы, то следует их передать команде run, например:
(gdb) run arg1 arg2
Если программа завершилась с ошибкой, вы можете вывести стек вызовов функций для того чтобы узнать в какой именно функции возникла ошибка:
Программа сообщает на какой строчке исходного кода возникла проблема. Чтобы посмотреть весь исходник выполните команду list:
Для того чтобы вызвать ошибку Segmentation Fault и проверить как это работает можете добавить в программу такие строки и перекомпилировать её:
char *buffer = malloc(sizeof(char) * 10);
while(1) <
*(++buffer) = ‘c’;
>
Тут мы выделяем из памяти массив символов размером 10 элементов и заполняем его и память, которая находится за ним символами «с», пока программа не упадёт.
5. Точки останова
Неотъемлемая часть отладки приложения — это точки останова. С помощью них можно остановить выполнение программы на любом месте исходного кода или функции, а затем проанализировать все переменные, а также что происходит с программой. Сначала смотрим исходник программы:
По умолчанию команда выводит первые десять строк. Ей можно передать в качестве аргумента номер строки, строки возле которой надо отобразить или имя функции, например:
Например, давайте установим точку останова на восьмой строчке исходника:
Теперь, когда вы запустите программу на выполнение она остановиться в указанной точке:
Для того чтобы выполнить следующую строчку без входа в функцию используйте команду next:
Тогда выполнится следующая строка кода в программе. Если надо войти в функцию и посмотреть что в ней происходит следует использовать команду step:
Для отладки циклов можно устанавливать точки останова на основе условия, например, на 11-той строке, если значение переменной var1 будет 20:
(gdb) break 11 if var1==20
Чтобы этот пример заработал добавьте в код цикла следующую строчку, как на снимке:
Посмотреть все установленные точки останова можно такой командой:
6. Вывод информации
Сами по себе точки останова не очень полезны, но после каждой остановки программы можно посмотреть полностью её состояние и значения всех переменных, а это уже намного интереснее. Для просмотра информации используется команда info, а для вывода значения конкретной переменной — print. Для того чтобы посмотреть значения всех локальных переменных выполните:
(gdb) info locals
А для вывода значений аргументов функции:
Вывести значение определённой переменной можно с помощью print:
Интересно, что с помощью print можно выполнять арифметические операции и их результат не только выводится на экран, но и присваивается внутренней переменной, таким образом его можно будет вывести ещё раз позже или использовать в других вычислениях. Например:
(gdb) print var1+30
Имя временной переменной, куда были записаны данные отображается перед самим результатом, например, в последней команде это $2. Теперь можно ещё раз вывести это значение:
Таким образом вы можете анализировать состояние программы, на каждой точке останова и искать ошибки.
7. Изменение информации
С помощью команды set можно изменить значение переменной прямо во время выполнения программы. Например:
(gdb) break 7
(gdb) run
(gdb) set var2 = 20
(gdb) print var2
8. Вывод типа
С помощью команды ptype вы можете вывести тип переменной. Например:
(gdb) break 7
(gdb) run
(gdb) ptype var2
9. Просмотр адресов
Ещё интереснее исследовать как программы на Си работают с памятью. Команда print может выводить не только выводить значения переменных, но и их адреса в памяти. Приведите программу к такому виду и перекомпилируйте её:
#include
#include
#include
int main(int argc, char *argv[]) <
int var1 = 0;
int var2 = 2;
char *buffer = malloc(sizeof(char) * 10);
while(var1
Запустите отладчик и установите точку останова на девятой строке и запустите программу:
Теперь вы можете вывести адреса всех переменных в памяти с помощью символа &. Например:
(gdb) print &argc
(gdb) print &var1
(gdb) print &buffer
(gdb) print buffer
Как видите, аргументы функции находятся в одном месте, локальные переменные в другому, но не очень далеко, а во память выделенная из кучи, на которую указывает указатель buffer — совсем далеко. Можете поменять программу и поэкспериментировать с разным количеством переменных.
10. Просмотр памяти
С помощью команды x или eXamine можно посмотреть содержимое памяти, по определённому адресу. Например, смотрим содержимое переменной var2:
Если вы не знаете адрес переменной, можно передать её имя с оператором &, он извлечет её адрес. Программа выводит шеснадцатиричное значение, и оно обычно мало о чём нам может сообщить. Для того чтобы улучшить ситуацию можно воспользоваться опциями форматирования. Можно указать тип выводимых данных с помощью таких модификаторов:
- o — восьмиричный;
- x — шестнадцатиричный;
- d — десятичный;
- f — число с плавающей запятой;
- i — инструкция процессора;
- с — символ;
- s — строка.
Также можно указать размер выводимого блока:
- b — байт;
- h — полуслово (два байта);
- w — слово (четыре байта);
- g — восемь байт;
Мы пытались вывести переменную типа int. Она занимает обычно четыре байта. Для её корректного вывода используйте такие параметры:
Ещё можно указать количество блоков, которые надо выводить, например два:
Но поскольку там уже не наша переменная, эти данные не имеют смысла. Аналогично всё работает с строками, символами и другими значениями. Только обратите внимание, что если вы будете выводить переменную не одним блоком, то на результат повлияет порядок расположения байт. Значение будет выводиться задом на перед.
11. Справка по программе
Мы рассмотрели основные возможности отладчика gdb. Но если этого вам не достаточно, вы можете посмотреть справку по любой команде программы в самой программе. Для этого используйте команду help. Например, для команды exemine:
Выводы
Теперь вы знаете как пользоваться gdb для отладки своих программ. Обычно, для отладки намного удобнее использовать графический интерфейс среды программирования, но консоль дает больше возможностей и больше гибкости.
Источник