Gulp sass on windows

Gulp для самых маленьких — подробное руководство

Внимание! В данном уроке рассматривается работа с предыдущей версией Gulp 3. Рекомендую изучить новый актуальный урок Gulp 4 — Актуальное и исчерпывающее руководство для самых маленьких.

Всем привет, друзья! Сегодня мы подробно рассмотрим, что такое Gulp и как с его помощью можно автоматизировать работу Front-end разработчика. В результате урока мы соберем серьезное и внушительное рабочее Front-end окружение для веб-разработки с использованием Gulp.

Основные ресурсы урока:

С примером урока вы можете ознакомиться на GitHub: agragregra/gulp-lesson

Gulp — это инструмент, который помогает автоматизировать рутинные задачи веб-разработки. Gulp предназначен для решения таких задач, как:

  • Создание веб-сервера и автоматическая перезагрузка страницы в браузере при сохранении кода, слежение за изменениями в файлах проекта;
  • Использование различных JavaScript, CSS и HTML препроцессоров (CoffeeScript, Less, Sass, Stylus, Jade и т.д.);
  • Минификация CSS и JS кода, а также, оптимизация и конкатенация отдельных файлов проекта в один;
  • Автоматическое создание вендорных префиксов (приставок к названию CSS свойства, которые добавляют производители браузеров для нестандартных свойств) для CSS.
  • Управление файлами и папками в рамках проекта — создание, удаление, переименование;
  • Запуск и контроль выполнения внешних команд операционной системы;
  • Работа с изображениями — сжатие, создание спрайтов, ресайз (png, jpg, svg и др.);
  • Деплой (отправка на внешний сервер) проекта по FTP, SFTP, Git и т.д.
  • Подключение и использование в проекте безгранично большого количества Node.js и Gulp утилит, программ и плагинов.
  • Создание различных карт проекта и автоматизация другого ручного труда.

Можно с уверенностью сказать, что Gulp и множество утилит, написанных для него, подходят для решения практически любой задачи при разработке проекта любой сложности — от небольшого сайта до крупного проекта.

Любой проект, использующий Gulp имеет в корне файл gulpfile.js, который содержит набор инструкций по управлению проектом. Сразу хочется сказать, что написание инструкций для Gulp не является программированием, хотя пишутся на языке JavaScript. Не стоит пугаться больших gulpfile.js, в основном все инструкции однотипные и имеют общие черты. К тому времени, как вы прочтете данное руководство, у вас не должно остаться вопросов по Gulp, так как система сборки элементарная. Но если у вас останутся вопросы — обязательно пишите в комментариях.

Установка Gulp

Внимание! Если вы пользователь последней версии Windows, рекомендую использовать WSL для веб-разработки. Скачивать инсталлятор с сайта Nodejs.org в этом случае не нужно. Воспользуйтесь этим руководством: Использование подсистемы Linux для веб-разработки в Windows.

Если у вас возникли проблемы при прохождении урока с использованием Gulp 4, рекомендую откатиться на 3 версию, пройти полностью урок и только после этого обновить package.json до 4 версии. Для лучшего понимания. Откатить версию можно в файле package.json. Вместо «gulp»: «^4.x.x», напишите версию «^3.9.1», удалите папку «node_modules» и установите пакеты заново «npm i«.

Для работы с Gulp у вас должен быть установлен Node.js. Установка Node.js для различных платформ довольно простая — скачиваете инсталлер Node для своей операционной системы и устанавливаете. Я рекомендую устанавливать последнюю версию Stable. Для пользователей Linux и последней версии Windows я подготовил отдельное руководство по установке: Использование подсистемы Linux для веб-разработки в Windows.

После того, как Node установлен, можно приступать к установке Gulp. Откройте терминал (правая кнопка мыши в папке с зажатым Shift > Откройте здесь оболочку Linux) и выполните следующую команду:

Для пользователей Mac и Linux и Ubuntu bash в Windows, глобальную установку с ключом -g необходимо выполнять с правами суперпользователя, sudo, например:
sudo npm i gulp -g.

Из данной команды мы видим, что запускается менеджер пакетов npm (Node Package Manager), который командой install устанавливает Gulp в систему. Ключ -g говорит о том, что пакет установится в систему глобально, то-есть в систему, а не в папку проекта. Без ключа -g пакет устанавливаются в ту папку, в которой выполняются текущие команды, поэтому будьте внимательны.

Создание проекта Gulp

Давайте создадим папку проекта для примера, с которой будем работать, пусть это будет, например, папка myproject.

Очень важно! Не создавайте русскоязычные папки проектов и следите за тем, чтобы путь до папки проекта не содержал кириллических символов, то-есть не был написан на русском языке. В противном случае, у вас могут возникнуть проблемы при работе различных утилит Gulp. Папка вашего пользователя также не должна быть русскоязычной. Всё только латинскими буквами.

Теперь откроем терминал в папке проекта. Для пользователей Windows достаточно зажать Shift и открыть контекстное меню. В нем появится пункт «Откройте здесь оболочку Linux». Оболочка Linux должна быть предварительно установлена, см урок: Использование подсистемы Linux для веб-разработки в Windows.

Далее выполним инициализацию проекта в той папке, которую создали:

Следуя инструкциям, заполним метаинформацию о нашем проекте:

Назовем проект «MyProject»

Читайте также:  Asus gtx 1050 ti драйвера windows 10

Оставим версию текущей — 1.0.0

Введем краткое описание проекта — My First Gulp Project:


entry point, test command, git repository, keywords оставим по-умолчанию.

Имя автора можно и указать 🙂

license оставляем по-умолчанию и вводим yes:

В результате такой несложной первоначальной настройки нашего нового Gulp проекта в папке myproject нарисуется новый файл package.json.

Файл package.json является файлом манифеста нашего проекта, который описывает помимо той информации, что мы внесли в терминале, еще и информацию об используемых пакетах в нашем проекте.

Например, если мы установим в проект Gulp с ключом —save-dev, то пакет и используемая версия автоматически добавится в наш package.json. Такой учет позволит быстро разворачивать новый проект с использованием уже имеющегося package.json и устанавливать необходимые модули с зависимостями, которые прописаны в package.json в новых проектах.

Давайте установим в наш проект Gulp:

Что мы видим из данной строки: npm устанавливает пакет gulp в текущую папку myproject (потому, что нет ключа -g, устанавливающий пакет глобально в систему) и сохраняет название пакета с версией в файл package.json:

Кроме того, у нас появляется папка node_modules, которая теперь содержит установленный пакет gulp и необходимые зависимости. В данную папку автоматически будут сваливаться все модули и зависимости, которые мы будем устанавливать в проект. Папок с зависимостями может быть очень много, не смотря на то, что мы установили не так уж и много пакетов. Это связано с тем, что в дополнение к основным пакетам устанавливаются программы, необходимые для корректной работы основного пакета. Ни чего чистить и удалять из папки node_modules не нужно. Кроме того, у вас может появиться дополнительный файл package-lock.json. В этом нет ничего страшного, это служебный файл, на который можно просто не обращать внимания.

Структура каталогов в проектах

Работая с различными плагинами, программами и скриптами, будь то jQuery плагин, модуль для CMS, веб-проект или какое-то другое ПО, вы наверняка замечали, что у всех проектов есть схожая структура каталогов, например, большинство проектов имеет папку dist и app. Давайте создадим первоначальную структуру нашего учебного проекта. В результате мы должны создать следующую структуру в нашем проекте myproject (все файлы, которых не было, пока создаем пустыми):

    myproject/

      app/
        css/fonts/img/js/sass/index.html

      dist/node_modules/gulpfile.jspackage.json

Данная структура встречается довольно часто, практически во всех проектах, но это не аксиома и некоторые проекты могут иметь вообще другую структуру. Для данной статьи мы будем использовать именно такую структуру проекта.

Здесь мы видим папку app/, в которой будут размещены все исходные материалы проекта — оригинальные CSS, Sass, js файлы библиотек, оригинальные изображения. В общем — это папка исходников нашего проекта.

Папка dist/ будет содержать уже готовый продукт, оптимизированный, сжатый, причесанный. Это папка продакшена.

gulpfile.js

Теперь давайте откроем в редакторе кода gulpfile.js и напишем в него:

Данной строчкой мы подключаем Gulp к нашему проекту, посредством функции require. Данная функция подключает пакеты из папки node_modules в наш проект, присваивая их переменной. В данном случае, мы создаем переменную gulp.

Далее мы уже можем работать с этой переменной и создавать таски (инструкции).

mytask — это название команды, которую вы будете вызывать в нужном вам месте gulpfile.js. Кроме того, можно в командной строке выполнить таск напрямую, написав:

gulpfile.js:

Результат выполнения команды gulp mytask:

Если вы используете Gulp 4 и у вас появляется ошибка о невозможности завершения таска, можно добавить async перед function() и выполнять код асинхронно:

Это, конечно очень простой базовый пример создания таска. Как правило, таски несколько сложнее и включают некоторые дополнительные команды:

  • gulp.src — выборка исходных файлов проекта для обработки плагином;
  • .pipe(plugin()) — вызов Gulp плагина для обработки файла;
  • .pipe(gulp.dest(‘folder’)) — вывод результирующего файла в папку назначения (dest — пункт назначения).

Это база Gulp, теперь можно создавать инструкции. Для начала давайте создадим обработчик, который будет компилировать Sass файлы в CSS (CSS препроцессинг).

Gulp Sass

Давайте установим пакет gulp-sass в наш проект с сохранением версии и названия в package.json.

Обратите внимание, что любые Gulp пакеты, для любых задач, легко гуглятся и имеют вполне исчерпывающие инструкции по подключению на своих хоумпейджах и в документации.

Далее подключим gulp-sass в файле gulpfile.js. Обратите внимание, что переменные для подключения пакетов можно перечислять через запятую:

Давайте создадим в папке app/sass файл main.sass, зададим в нем фон body — черный и напишем для него обработчик в gulpfile.js

gulpfile.js:

После этого, логичным будет выполнить в терминале наш новый таск sass:

В результате выполения данной команды в папке app/css появится файл main.css.

От таки чудеса, друзя. Как видим, все просто 🙂

Выборка файлов для gulp.src

В принципе, мы рассмотрели все, что необходимо знать о Gulp, теперь будем углубляться в каждую деталь того, что было изложено выше.

Выборка файлов в примере выше довольно простая, мы брали файл напрямую: gulp.src(‘app/sass/main.sass’). Но файлы также можно выбирать по шаблону. Шаблон выборки файлов называется glob — см. в документации Gulp.

Давайте познакомимся ближе со всеми возможностями выборки файлов для обработки.

Самые распространенные шаблоны выборки

  • *.sass — выбирает все файлы, имеющие определенное расширение (в данном случае, .sass) в корневой папке проекта.
  • **/*.js — выбирает все файлы с расширением .js во всех папках проекта.
  • !header.sass — исключает файл из общей выборки
  • *.+(scss|sass) — задает комплексный шаблон для нескольких типов файлов, разделенных вертикальной чертой. В данном примере в выборкупопадут любые sass и scss файлы в корне проекта.

Давайте внесем некоторые изменения в таск sass и сделаем его более универсальным:

Дело в том, что брать напрямую один отдельный файл не всегда удобно, так как в папке sass могут появиться и другие файлы с расширением sass, которые могут использоваться в проекте.

Обратите внимание, что файлы sass, которые предназначены для импорта в другие файлы, как части одного общего, начинаются с нижнего подчеркивания _part-1.sass. Такие файлы не учавствуют в компиляции, как отдельные файлы, а добавляются через @import в основные файлы.

Наблюдение за изменениями в файлах (Gulp Watch)

Gulp поддерживает метод watch для проверки сохраняемых файлов и имеет следующий синтаксис:

Если мы, например, хотим наблюдать за всеми изменениями в файлах sass нашего проекта, то можем использовать следующую конструкцию:

Что мы видим: Gulp наблюдает за всеми sass файлами и при сохранении выполняет таск sass, который автоматически компилирует их в css файлы.

Также, мы можем создать отдельный таск для наблюдения за всеми необходимыми файлами

Для Gulp 4 код будет выглядеть так:

Если мы запустим в консоли gulp watch, то Gulp будет автоматически следить за всеми измененями в файлах sass при сохранении и компилировать их в css.

Было бы неплохо в дополнение к этой красоте сделать автоматическую перезагрузку страницы при изменениях в файлах. Для этой задачи нам подойдет Browsersync.

Автоматическое обновление страниц с использованием Bbrowser Sync

Browser Sync — это отличное решение для LiveReload страниц при сохранении файлов. При чем релоад происходит не только в одном браузере, но и во всех браузерах сети, будь это мобильные устройства или другие компьютеры в одной Wi-Fi сети.

Мы уже умеем устанавливать дополнения для Gulp, поэтому давайте установим Browser Sync в наш проект:

И, конечно-же, подключим в файле gulpfile.js, как мы это делали ранее с пакетом gulp-sass.

Создаем таск для Browser Sync:

Отлично! Наш сервер для работы и автоматического релоада готов. Теперь давайте последим за изменениями в Sass. Если файл Sass обновляется, автоматически инжектим в HTML измененный CSS файл:

Все, что нам осталось сделать — это запустить таск browser-sync перед тем, как запустится gulp watch. Немного модифицируем таск watch, добавив выполнение browser-sync и sass до запуска watch:

Обратите внимание, что мы выполняем таски [‘sass’, ‘browser-sync’] до запуска watch, так как их выполнение необходимо нам для корректного отображения изменений на момент запуска сервера.

Для Gulp 4 логичнее было бы написать так и выполнять всю конструкцию в дефолтном таске:

Расположим таск watch после всех других тасков и в результате получим такой gulpfile.js для Gulp 3:

Такой код получится для Gulp 4:

Для того, чтобы следить за изменениями в браузере, сделаем соответствующую разметку в файле index.html директории app с подключением файла стилей main.css:

Выполним в терминале команду «gulp». Результат завораживает:

Давайте разберемся, что у нас происходит в консоли (картина может разниться, в зависимости от версии ПО):

После того, как мы нарадуемся результату, встает весьма ожидаемый вопрос — а как, собтвенно, обновлять страницу при сохранении HTML и JS?

И эта задача нам по плечу. Создайте в папке app/js файл common.js. Это основной пользовательский JS файл в нашем проекте. Модифицируем код:

Код для Gulp 4 (здесь лучше добавить дополнительный таск для обработки HTML и JS):

Здесь мы используем функцию browserSync.reload, которую нам любезно предоставил пакет Browser Sync. Обратите внимание на выборку файлов для слежения.

В принципе, мы уже имеем довольно продвинутое рабочее окружение. Но двигаемся дальше, это не все, на что способен Gulp.

Оптимизация JavaScript

Давайте рассмотрим, как можно оптимизировать JS файлы проекта. Чаще всего, в оптимизации нуждаются библиотеки и сторонние jQuery и JavaScript плагины. Давайте создадим в папке app паку libs, которая будет содержать необходимые проекту библиотеки. Все библиотеки будем размещать в отдельных папках.
Для установки новых библиотек рекомендую использовать Bower.

Обратите внимание, что для работы Bower необходим установленный https://git-scm.com/downloads. Если в ОС Windows вы используте оболочку Ubuntu bash, то установку Git выполнять не нужно.

Теперь в папке проекта создадим файл .bowerrc, в который напишем:

Если вы пользователь ОС Windows, у вас не получится просто взять и создать файл, начинающийся с точки. В этом случае можно просто поставить точку в конце файла и нажать Enter: .bowerrc.

Данной настройкой мы указываем путь по умолчанию для установки плагинов с помощью Bower.

Установим jQuery и Magnific Popup, для примера:

Обратите внимание, что все (ну, или почти все) плагины имеют папку dist, об этом мы говорили ранее. В этой папке располагаются готовые файлы продакшена, которые мы и будем использовать в нашем проекте.

Давайте создадим таск scripts, который будет собирать все JS файлы библиотек в один и минифицировать файл. Для этого установим 2 пакета: gulp-concat и gulp-uglifyjs.

Подключим новые библиотеки в gulpfile.js:

Создаем задачу для сборки и сжатия всех библиотек (перед watch):

Давайте проверим, как работает наш новый таск scripts, выполнив в терминале:

Выполнение таска scripts можно запустить перед выполнением watch. Gulp 3:

Для Gulp 4 код будет выглядеть следующим образом — добавим в параллельное выполнение таска scripts (некоторую структуру уже задали ранее):

Далее можно подключить к проекту все необходимые CSS файлы библиотек. В нашем случае, только одна библиотека нуждается в подключении — это Magnific Popup. Сделаем это через @import в Sass фале sass/libs.sass:

Внимание! В новых версиях gulp-sass для импорта CSS файлов в Sass необходимо указывать расширение .css и импортировать CSS файлы в SASS файлы с нижним подчёркиванием в начале названия. Например, для того, чтобы импортировать файл library-name.css, необходимо создать вспомогатальный SASS файл, например, _libs.sass, импортировать в него нужный CSS — @import «app/libs/library-name.css» и добавить вспомогательный _libs.sass в главный main.sass без указания нижнего подчёркивания и расширения, например, так: @import «libs»

На выходе, в папке app/css мы получаем дополнительно к main.css файл libs.css, который содержит стили всех библиотек. Файл main.css нет особого смысла минифицировать, так как он содержит кастомные (пользовательские) стили. А вот файл libs.css мы с удовольствием минифицируем.

Внимание! Если в файле libs.css не появляется кода библиотек, а вы по-прежнему видите в нём конструкции @import, создайте отдельный файл _libs.sass для библиотек, который начинался бы с нижнего подчёркивания. Затем импортируйте этот файл в главный, тем самым объеденив и библиотеки и пользовательские стили в один файл.

Для минификации CSS установим пакеты gulp-cssnano и gulp-rename:

И подключим их в нашем gulpfile.js:

И создадим соответствующий таск css-libs. Сразу добавим данный таск в watch для того, чтобы библиотеки собирались в процессе запуска проекта. Таск sass лучше вызвать до запуска css-libs, чтобы нам было что минифицировать:

Подготовка к продакшену

Результирующий код для Gulp 4 будет представлен в конце статьи.

Для продакшена (сборки в папку dist) мы создадим отдельный таск build в конце gulpfile.js. В данной инструкции мы осуществим сборку Sass, JS и выгрузку того, что у нас готово в папку dist.

Здесь, присваивая переменным какие-либо действия, мы их выполняем. Таким образом можно выполнять мультизадачные таски. Можно и не присваивать, но мы сделаем так, ибо красивше.

Все прекрасно, но всегда есть одно «Но». Перед тем, как собирать проект нам желательно бы очистить папку dist, чтобы не оставалось лишних потрохов от предыдущих итераций с нашим проектом.

Установим и подключим пакет del:

Создаем таск очистки clean и добавляем его выполнение перед выполнение build:

Для Gulp 4 попробуйте составить таски самостоятельно, как мы это делали в предыдущих прмерах.

Оптимизация изображений

Как вы могли заметить, в нашем проекте на продакшене не хватает изображений. Давайте исправим это недоразумение и добавим обработку изображений в наш проект. Данный раздел выполнен с использованием Gulp 3. Код для Gulp 4 можно адаптировать самостоятельно, как мы это делали ранее.

В папке app/img есть 3 изображения, которые нам необходимо перенести в папку продакшена, оптимизируя.

Для оптимизации изображений установим 2 пакета (gulp-imagemin, imagemin-pngquant) и подключим их:

Далее создадим таск img для сжатия изображений на продакшен и вызовем его после очистки:

Все прекрасно. До тех пор, пока количество изображений в проекте не превышает 3 шт. Большое количество картинок будет обрабатываться значительно дольше, поэтому к обработке изображений было бы неплохо добавить кеш, чтобы картинки кешировались, экономя наше время.

Установи м подключим gulp-cache:

Модифицируем таск img:

Автоматическое создание префиксов CSS с помощью Gulp

Вендорные префиксы необходимы для обеспечения максимальной совместимости со всеми современными браузерами. Было бы логично сделать автоматическое добавление префиксов, чтобы написав в CSS или Sass:

Мы получили на выходе:

Установим пакет gulp-autoprefixer и подключим его в gulpfile.js:

И модифицируем наш таск sass:

Дефолтный таск Gulp

Внимание! Дефолтный таск для Gulp 4 отличается от приведённого в этой главе. Полный код для Gulp 4 можно будет посмотреть в конце статьи.

Итак, мы имеем 2 главных таска — gulp watch — для работы над проектом в режиме «онлайн» и gulp build — для сборки проекта на продакшен без лишних файлов, папок и со сжатыми картинками. Так как чаще всего нам нужен будет таск watch, можно повесить его на дефолтный таск, чтобы не писать в консоли постоянно gulp watch, а писать просто gulp.

Также, необходимо создать автономный таск для очистки кеша Gulp, чтобы его можно было вызывать простой командой gulp clear:

Если у вас возникнут проблемы с изображениями или другими кешируемыми файлами, просто почистите кеш.

В результате, у нас должен получиться такой gulpfile.js. Gulp 3:

Результирующий код для Gulp 4:

С примером урока вы можете ознакомиться на GitHub: agragregra/gulp-lesson

Чтобы установить все пакеты и зависимости для скачанного примера, выполните команду npm i в папке проекта.

Помните — к любому плагину для Gulp есть хорошая документация по подключению и использованию на https://npmjs.com или на страничке GitHub.

Премиум уроки от WebDesign Master

Создание сайта от А до Я. Комплексный курс

Создание современного интернет-магазина от А до Я

Читайте также:  Для windows flac frontend
Оцените статью