Хватает ли 4 гб оперативной памяти для windows 10

Объем оперативной память для свободной работы в системе Windows 10

Оперативная память или RAM является жизненно важным аппаратным компонентом, используемым вашим ПК с Windows 10 для хранения временных данных, к которым может быстро обращаться программное обеспечение, ускоряя процессы и уберегая вас от разочарования.

По сути, чем больше оперативной памяти в вашем компьютере, тем больше приложений вы можете использовать одновременно.

Объем оперативной памяти, который нужен вашему компьютеру, зависит от того, что вы планируете делать – например, для игр требуется большой объем оперативной памяти, а для редактирования мультимедиа может потребоваться ещё больший объем оперативной памяти.

Давайте выясним, сколько сейчас оперативной памяти в вашем компьютере, какой тип памяти совместим с вашей системой, и сколько оперативной памяти у вас должно быть для конкретных ежедневных задач.

Преимущества обновления оперативной памяти

Давайте прямо скажем: добавление оперативной памяти на ваш компьютер не сделает его волшебным образом быстрее. Это, однако, поможет вашему ПК в многозадачном режиме и при выполнении тяжелых задач, таких как игры и редактирование мультимедиа.

Большая оперативная память не делает компьютер быстрее, но ему будет сложнее «зависнуть».

Если у вас компьютер с мощной видеокартой (GPU) и быстрым процессором (CPU), но вы не можете понять, почему 17 вкладок браузера не могут загружаться одновременно без задержек, – добавление оперативной памяти, вероятно, поможет.

Если у вас старый ПК, который вы хотите использовать ещё несколько лет, добавление оперативной памяти может избежать разочарования от проблем с производительностью.

Сколько оперативной памяти действительно нужно

Сколько оперативной памяти нужно на вашем компьютере во многом зависит от того, для чего вы используете компьютер каждый день, и от того, как долго вы собираетесь пользоваться компьютером. Если вы планируете инвестировать в совершенно новую машину в ближайшем будущем, лучше отказаться от расходов на обновление оперативной памяти.

Если у вас уже есть компьютер, который вы любите, но хотите переключиться на другую повседневную задачу, требующую более высокой производительности, обновление ОЗУ является отличной идеей.

Производительность

Если вы используете компьютер под управлением Windows 10 для обработки текстов, проверки электронной почты, работы в интернете и пасьянса, у вас не должно возникнуть проблем с использованием 4 ГБ ОЗУ. Однако, если вы выполняете все эти действия одновременно, производительность может снизиться.

Многие бюджетные ПК поставляются с 4 ГБ ОЗУ в качестве базовой опции, но если вы планируете использовать свою машину в течение нескольких лет, выбор 8 ГБ ОЗУ – более безопасная ставка, даже если вы используете компьютер только для легких задач.

Компьютерные игры

Я не говорю о пасьянсе – тяжелые игры на ПК с приемлемым уровнем производительности требуют значительного объема оперативной памяти. Популярные киберспортивные игры, такие как DOTA 2, CS:GO и League of Legends, позволят сэкономить 4 ГБ, но другим популярным играм, таким как Fallout 4, Witcher 3 и DOOM, для правильной работы потребуется, по крайней мере, 8 ГБ.

Если вы геймер и хотите убедиться, что у вас достаточно оперативной памяти для некоторых текущих и будущих игр, используйте как минимум 16 ГБ. Если ваш бюджет позволяет, то увеличьте объём до 32 ГБ?

Виртуальная реальность (VR)

VR – относительно новый тренд, по крайней мере, в его последнем воплощении, и для нормальной работы ему требуется хороший кусок оперативной памяти. Я ссылаюсь на HTC Vive, Oculus Rift и Windows Mixed Reality (WMR), каждый из которых требует минимум 8 ГБ ОЗУ на связанном ПК для бесперебойной работы.

Vive рекомендует только 4 ГБ, но, честно говоря, ему нужно 8 ГБ; Вы должны принять во внимание игры, в которые будете играть, для многих из которых требуется приличный объем оперативной памяти для бесперебойной работы.

Потоковая трансляция

Если вы хотите присоединиться к тысячам людей, которые транслируют видео о себе, играя в игры, или другие мероприятия, используйте как минимум 8 ГБ ОЗУ, но подумайте о выборе 16 ГБ или даже 32 ГБ в зависимости от требований игры. Ваш компьютер должен одновременно работать с игрой и транслировать видео в интернет.

Видео и фото редактирование

Это действительно зависит от вашей рабочей нагрузки. Если вы редактируете много HD-видео, выберите 16 ГБ или больше. Если вы работаете с фотографиями и немного видео, 8 ГБ должны хватить.

Приложения будут работать и с меньшим объемом оперативной памяти, но вы будете настолько разочарованы низкой производительностью, что скоро сами начнёте стремиться к обновлению.

Выбор скорости оперативной памяти

Вам нужно подумать не только о том, сколько у вас ОЗУ, но и о скорости RAM на вашем ПК. Частота ОЗУ влияет на максимальную пропускную способность. Если вы хотите, чтобы больше данных перемещалось «вперед и назад», вам нужно использовать ОЗУ с большей частотой.

Ещё одно связанное понятие – задержка – это то, как быстро ваша оперативная память реагирует на обращения процессора. Задержка доступа (CAS) увеличилась с увеличением частоты ОЗУ, но истинная задержка осталась примерно такой же из-за уменьшения времени тактов. Это означает, что вы можете получить высокоскоростную оперативную память DDR4 с примерно такой же истинной задержкой, что и у более старой оперативной памяти DDR3.

Если вы выполняете какие-либо высокопроизводительные задачи на своем ПК, лучше выбрать более высокую частоту, измеряемую в мегагерцах (МГц).

Конфигурация RAM вашего ПК

Конфигурации ОЗУ различаются в зависимости от вашей материнской платы. Некоторые материнские платы имеют четыре слота с двумя встроенными модулями памяти (DIMM) для оперативной памяти, некоторые имеют два, а некоторые имеют гораздо больше.

Вот как можно узнать, сколько оперативной памяти у вас в данный момент, какой тип оперативной памяти совместим с вашим ПК и сколько слотов в данный момент работает.

Как проверить текущий объем оперативной памяти

Этот метод просто и быстро подскажет, сколько оперативной памяти установлено на вашем компьютере:

  1. Щелкните правой кнопкой мыши меню «Пуск».
  2. Нажмите Система.
  3. Проверьте строку Оперативная память. (В этом случае вы можете видеть, что у меня установлено 16 ГБ ОЗУ.)

Проверить конфигурацию и совместимость ОЗУ

Crucial System Scanner – отличное приложение, которое просканирует ваш компьютер и покажет, сколько ОЗУ может обработать ваша материнская плата и процессор, сколько слотов доступно для ОЗУ, а также некоторые варианты покупки совместимого ОЗУ.

  1. Перейдите по адресу https://www.crucial.com.ru/.
  2. Установите флажок рядом с Я принимаю условия использования .
  3. Нажмите Сканировать компьютер – начнется загрузка инструмента.

  • Запустите исполняемый файл, когда загрузка будет завершена.
  • Когда сканирование будет завершено, вы увидите в левой части информацию о количестве свободных слотов для оперативной памяти и максимальным объём поддерживаемый каждым из слотов.

    В этом случае материнская плата имеет два свободных слота, в которые рекомендуется поместить планки на 8 ГБ, и может обрабатывать максимально 64 оперативной памяти.

    Ниже вы увидите список совместимых ОЗУ, доступных для покупки у Crucial. Это четкий индикатор того, какой тип оперативной памяти использует ваш компьютер, и является отличным инструментом для тех, кто не хочет покупать оперативную память самостоятельно.

    На данный момент, оперативная память доступна в двух распространенных типах: DDR3 и DDR4. DDR4 новее, чем DDR3, и использует другую конфигурацию контактов для подключения к материнской плате. По этой причине ОЗУ DDR3 не подходит для материнской платы, предназначенной под DDR4, и наоборот.

    Кроме того, ОЗУ «мини формата» (SODIMM) не подходит для стандартного слота. Если вы используете ноутбук или ПК «всё в одном», скорее всего, у вас оперативная память SODIMM, так что имейте это в виду при покупке оперативной памяти.

    Читайте также:  Что такое операционная система windows кратко

    Сколько нужно оперативной памяти для Windows 10

    Оперативная память используется для работы с процессами в режиме реального времени на операционной системе Windows 10. Например, браузера, мессенджеров, офисных приложений и компьютерных игр. Ваша ОЗУ по скорости уступает только кэшу центрального процессора.

    Эта статья расскажет, сколько нужно оперативной памяти для Windows 10. Всё зависит от конкретных задач пользователя. Например, для игр не обойтись без двухканального режима памяти. Значит, уже будет использоваться минимум две планки оперативной памяти.

    Минимальные системные требования Windows 10

    По официальным данным, становится ясно, что минимум нужно 1 гигабайт оперативной памяти для 32-разрядных систем или 2 Гб для 64-разрядных систем. С обновлениями операционной системы требования могут немного изменяться.

    Важно! Это указаны минимальные значения памяти. Операционная система будет запускаться и даже можно будет запустить фильм. Но о комфортном использовании никто не говорит. Стоит ожидать постоянные подгрузки данных с файла подкачки.

    Сколько памяти используется и установлено

    В диспетчере задач отображаются все важные данные о комплектующих. Нажмите Ctrl+Shift+Esc и перейдите в раздел Производительность > Память. Обратите внимание, сколько гнезда занято и на объём доступной и используемой памяти.

    Ранее уже разбиралось, как посмотреть, сколько установлено памяти в Windows 10. Некоторые программы помогут узнать в каком режиме работает ОЗУ. В структуре памяти можно узнать какой объём используется процессами, драйверами и самой операционной системой.

    Сколько оперативной памяти нужно в 2020 году

    • Объём 2 Гб используется на бюджетных ноутбуках или планшетах. Такого количества памяти недостаточно для нормальной работы за устройством. Скролинг нескольких сайтов в браузере уже будет проблемой. И к сожалению на таких устройствах увеличить ОЗУ увы не получится.
    • Память 4 Гб уже устанавливается в ноутбуках начального уровня. В некоторых случаях можно даже доставить планку памяти. Отлично подходит для базового использования операционной системы. Работа в браузере становится непросто приятней, но и значительно быстрее.
    • 8Гб оперативки достаточно для игр в невысоком разрешении. Отлично подходит для игровых компьютеров начального уровня. Многое зависит от частоты и таймингов памяти. Например, играть и параллельно использовать браузер (особенно много вкладок) будет сложно.
    • 16 Гб памяти идеально подходит для профессиональной работы и более требовательных игр. Сейчас в процессе подбора комплектующих брать меньше однозначно не стоит. Это минимальный объём для полностью комфортного использования во всех задачах.
    • 32 Гб и больше устанавливается в компьютеры для энтузиастов. Столько памяти может задействовать для рендиринга или стриминга игр в высоком разрешении. Возможно, в играх пользователь не увидит разницы, что с объёмом 16 или 32 Гб оперативки.

    Для игр

    Некоторые современные игры и приложения могут требовать ОЗУ больше 8 Гб. Всё зависит от используемого разрешения и остальных комплектующих. Например, в сравнении видеокарт GeForce GTX 1060 на 3 и 6 Гб замечается большее потребление памяти в младшей версии.

    К примеру, игра Red Dead Redemption на минимальных настройках уже просит 8 Гб, а на максимальных уже до 12 Гб. В не менее популярных Call of Duty: Warzone и Assassin’s Creed Odyssey приблизительно похожие результаты.

    Для работы

    В процессе работы может понадобиться очистка оперативной памяти на Windows 10. Особенно актуально на компьютерах с небольшим количеством ОЗУ. Думаю Вы не раз замечали, что операционная система потребляет слишком много памяти.

    Например, на ноутбуке с 8 Гб оперативной памяти можно комфортно работать в Adobe Photoshop или Premier Pro с простыми проектами. К сожалению, ни о каком 3D-моделировании, не может идти речь. Для работы с тяжёлой компьютерной графикой понадобится 16 Гб и более.

    Можно с уверенностью утверждать, что обычному пользователю будет достаточно 8 Гб оперативной памяти в Windows 10. Этого хватит для большинства игр и комфортной работы в Интернете. Но уже в ближайшем будущем придётся расширять её объём.

    Если же Вы собираете компьютер прямо сейчас, тогда уже рекомендуем брать хотя бы 2 по 8 Гб (16 гигабайт памяти). Более подробные советы смотрите в инструкции: Как подобрать комплектующие для компьютера самостоятельно.

    Еще раз про Windows и четыре гигабайта

    Прошло несколько лет с тех пор, как была написана статья «Четыре гигабайта памяти — недостижимая цель?», а вопросов, почему Windows не видит все четыре гигабайта, меньше не стало. К числу вопрошающих добавились и обладатели 64-разрядных систем, которых эта проблема, казалось бы, не должна была коснуться. И стало ясно, что пора писать новую статью на эту же тему. Как и раньше, речь пойдет только об операционных системах Windows, причем в основном клиентских, то есть Windows XP, Windows Vista, Windows 7 и грядущей Windows 8. В некоторых случаях намеренно будут использоваться несколько упрощенные описания тех или иных аспектов. Это даст возможность сосредоточиться на предмете данной статьи, не вдаваясь в излишние подробности, в частности, внутреннего устройства процессоров и наборов микросхем (чипсетов) для системных плат. Рекомендуем предварительно прочитать указанную выше статью, так как не всё, сказанное в ней, будет повторено здесь.

    Хотя теоретически 32-разрядной системе доступны (без дополнительных ухищрений) до 4 ГБ физической памяти, 32-разрядные клиентские версии Windows не могут использовать весь этот объем из-за того, что часть адресов используется устройствами компьютера. Ту часть ОЗУ, адреса которой совпадают с адресами устройств, необходимо отключать, чтобы избежать конфликта между ОЗУ и памятью соответствующего устройства — например, видеоадаптера.

    Оперативная память заполняет адреса, начиная с нулевого, а устройствам, как правило, отводятся адреса в четвертом гигабайте. Пока размер ОЗУ не превышает двух-трех гигабайт, конфликты не возникают. Как только верхняя граница установленной памяти входит в ту зону, где находятся адреса устройств, возникает проблема: по одному и тому же адресу находятся и ячейка оперативной памяти, и ячейка памяти устройства (того же видеоадаптера). В этом случае запись данных в память приведет к искажению изображения на мониторе и наоборот: изменение изображения — к искажению содержания памяти, то есть программного кода или данных (скажем, текста в документе). Чтобы конфликты не возникали, операционной системе приходится отказываться от использования той части ОЗУ, которая перекрывается с адресами устройств.

    В середине девяностых годов прошлого века для расширения доступного объема ОЗУ была разработана технология PAE (Physical Address Extension), увеличивающая число линий адреса с 32 до 36 — тем самым максимальный объем ОЗУ вырастал с 4 до 64 ГБ. Эта технология первоначально предназначалась для серверов, однако позже появилась и в клиентской Windows XP. Некоторые особенности реализации этой технологии в современных контроллерах памяти дают возможность не только использовать PAE по ее прямому назначению, но и «перекидывать» память в другие адреса. Таким образом, часть памяти, которая ради предотвращения конфликтов не используется, может быть перемещена в старшие адреса, например в пятый гигабайт — и снова стать доступной системе.

    В обсуждении первой статьи было высказано замечание, что некорректно отождествлять наличие в контроллере памяти системной платы поддержки PAE — и способность платы переадресовывать память; что это вполне могут быть вещи, друг с другом не связанные. Однако практика показывает, что в «железе» для настольных систем это понятия взаимозаменяемые. К примеру, Intel в документации к своему набору микросхем G35 ни слова не говорит о возможности (реально существующей) переадресации памяти, зато подчеркивает поддержку РАЕ. А не поддерживающий PAE набор i945 не имеет и переадресации памяти. С процессорами AMD64 и последними моделями процессоров Intel дело обстоит еще проще: в них контроллер памяти встроен в процессор, и поддержка PAE (и ОЗУ размером более 4 ГБ) автоматически подразумевает поддержку переадресации.

    Рисунок достаточно условный, переадресация совсем не обязательно выполняется блоками именно по одному гигабайту, дискретность может быть другой и определяется контроллером памяти (который, напомним, является либо частью оборудования системной платы, либо частью процессора). В программе BIOS Setup компьютера обычно бывает настройка, разрешающая или запрещающая переадресацию. Она может иметь различные наименования — например, Memory remap, Memory hole, 64-bit OS и тому подобное. Ее название лучше всего выяснить в руководстве к системной плате. Необходимо отметить, что если используется 32-разрядная система, то на некоторых системных платах, преимущественно достаточно старых, переадресацию необходимо отключать — в противном случае объем доступного системе ОЗУ может уменьшиться.

    Читайте также:  Windows не опознает usb iphone

    По умолчанию в Windows XP режим РАЕ был отключен, поскольку реальной надобности в нем не было (напомним, что в 2001 году типичный объем памяти настольного компьютера составлял 128—256 МБ). Тем не менее, если его включить, то ХР могла бы использовать все четыре гигабайта памяти — при условии, конечно, что системная плата поддерживала бы РАЕ. Но, повторим, реальной надобности включать этот режим в те годы не было. При желании читатель может для пробы установить на современный компьютер Windows XP или Windows XP SP1 (делать это для работы, конечно, не стоит), включить режим PAE и своими глазами убедиться, что системе доступны четыре гигабайта ОЗУ.

    В 2003 году «Майкрософт» начала разрабатывать второй пакет исправлений для Windows XP (вышедший в 2004 году), поскольку столкнулась с необходимостью существенно снизить число уязвимостей в компонентах ОС. Одним из путей было использование предотвращения выполнения данных (Data Execution Prevention, DEP) — набора программных и аппаратных технологий, позволяющих выполнять дополнительные проверки содержимого памяти и в ряде случаев предотвращать запуск вредоносного кода. Эти проверки выполняются как на программном уровне, так и на аппаратном (при наличии соответствующего процессора). AMD назвала эту функцию процессора «защита страниц от выполнения» (no-execute page-protection, NX), а Intel использовала термин «запрет на выполнение» (Execute Disable bit, XD).

    Однако использование такой аппаратной защиты требует перевода процессора в режим PAE, поэтому Windows XP SP2 при обнаружении подходящего процессора стала включать этот режим по умолчанию. И вот тут «Майкрософт» столкнулась с довольно серьезной проблемой: оказалось, что не все драйверы могут работать в режиме PAE. Попробуем пояснить эту особенность, не слишком углубляясь в устройство процессоров и механизмы адресации.

    В Windows используется так называемая плоская модель памяти. Тридцать два разряда адреса обеспечивают обращение к пространству размером четыре гигабайта. Таким образом, каждой ячейке ОЗУ или ячейке памяти другого устройства соответствует определенный адрес, и никаких двусмысленностей тут быть не может. Включенный режим PAE дает возможность использовать 36 разрядов адреса и увеличить количество ячеек памяти в 16 раз. Но ведь система команд процессора остается той же самой и может адресовать только 4 миллиарда (двоичных) байтов! И вот, чтобы обеспечить возможность доступа к любому из 64 миллиардов байтов, указав только 32 разряда адреса, в процессоре включается дополнительный этап трансляции адресов (те, кого интересуют подробности, могут обратиться к специальной литературе — например, книге Руссиновича и Соломона «Внутреннее устройство Windows»). В результате 32-разрядный адрес в программе может указывать на любой из байтов в 36-разрядном пространстве.

    Прикладных программ эта особенность никак не касается, они работают в своих собственных виртуальных адресах. А вот драйверам, которые должны обращаться к реальным адресам конкретных устройств, приходится решать дополнительные задачи. Ведь сформированный этим драйвером 32-разрядный адрес может после дополнительного этапа трансляции оказаться совсем другим, и выданная драйвером команда может, например, вместо вывода значка на экран изменить значение в одной из ячеек таблицы Excel. А если окажутся запорченными какие-либо системные данные, то тут и до аварийного завершения работы с выводом синего экрана рукой подать. Поэтому для успешной работы в режиме PAE драйверы должны быть написаны с учетом особенностей этого режима.

    Однако поскольку исторически сложилось так, что до того времени в клиентских компьютерах PAE не использовался, некоторые компании не считали нужным поддерживать этот режим в написанных ими драйверах. Ведь оборудование, которое они выпускали (звуковые платы, к примеру), не предназначалось для серверов, и драйверы не имели серверной версии — так зачем без необходимости эти драйверы усложнять? Тем более, что для тестирования работы в режиме PAE раньше требовалось устанавливать серверную ОС и использовать серверное оборудование (системные платы для настольных компьютеров лишь относительно недавно стали поддерживать PAE). Так что разработчикам драйверов проще и выгоднее было просто забыть про этот PAE и обеспечить работоспособность на обычных клиентских компьютерах с обычными персональными, а не серверными ОС.

    И вот с такими драйверами и возникли проблемы в XP SP2. Хотя количество фирм, драйверы которых переставали работать или даже вызывали крах системы, оказалось невелико, количество выпущенных этими фирмами устройств исчислялось миллионами. Соответственно, и количество пользователей, которые могли бы после установки SP2 получить неприятный сюрприз, оказывалось весьма значительным. В результате многие пользователи и сами отказались бы устанавливать этот пакет, и разнесли бы о нем дурную славу, что повлияло бы и на других пользователей. Они, хоть и без каких-либо веских причин, тоже отказались бы его устанавливать.

    А необходимость повышения безопасности ХР компания «Майкрософт» ощущала очень остро. Впрочем, рассуждения на тему, почему мы увидели Windows XP SP2 и не увидели чего-то наподобие Windows XP Second Edition, выходят за рамки данной статьи.

    Главное, что нас интересует, это то, что для обеспечения совместимости с плохо написанными драйверами функциональность PAE в SP2 для Windows XP была обрезана. И хотя сам этот режим существует и, более того, на компьютерах с современными процессорами включается по умолчанию, никакого расширения адресного пространства он не дает, просто передавая на выход те же адреса, которые были поданы на вход. Фактически система ведет себя как обычная 32-разрядная без PAE.

    То же самое поведение было унаследовано Windows Vista, а затем перешло к Windows 7 и будущей Windows 8. Конечно, 32-разрядным. Причина, по которой это поведение не изменилось, осталась той же самой: обеспечение совместимости. Тем более что необходимость выгадывать доли гигабайта отпала: те, кому нужны большие объемы памяти, могут использовать 64-разрядные версии ОС.

    Иногда можно услышать вопрос: если именно этот обрезанный режим PAE мешает системе видеть все четыре гигабайта — так, может, отключить его вовсе, чтобы не мешал, и, вуаля, системе станут доступны 4 ГБ? Увы, не станут: для этого требуется как раз наличие PAE, притом полноценного. Другой не так уж редко задаваемый вопрос звучит так: если устройства действительно мешают системе использовать всю память и резервируют ее часть под свои нужды, то почему же они ничего не резервировали, когда в компьютере стояло два гигабайта ОЗУ?

    Вернемся к первому рисунку и рассмотрим ситуацию подробнее. Прежде всего отметим, что нужно четко различать два понятия: размер адресного пространства и объем ОЗУ. Смешение их воедино препятствует пониманию сути вопроса. Адресное пространство — это набор всех существующих (к которым может обратиться процессор и другие устройства) адресов. Для процессоров семейства i386 это 4 гигабайта в обычном режиме и 64 ГБ с использованием PAE. У 64-разрядных систем размер адресного пространства составляет 2 ТБ.

    Размер адресного пространства никак не зависит от объема ОЗУ. Даже если вытащить из компьютера всю оперативную память, размер адресного пространства не изменится ни на йоту.

    Адресное пространство может быть реальным, в котором работает сама операционная система, и виртуальным, которое ОС создает для работающих в ней программ. Но особенности использования памяти в Windows будут описаны в другой статье. Здесь же отметим только, что к реальному адресному пространству программы доступа не имеют — по реальным адресам могут обращаться только сама операционная система и драйверы.

    Рассмотрим, как же в компьютере используется адресное пространство. Сразу подчеркнем, что его распределение выполняется оборудованием компьютера («железом») и операционная система в общем случае не может на это повлиять. Есть только один способ: изменить настройки оборудования с помощью технологии Plug&Play. О ней много говорили в середине 90-х годов прошлого века, но теперь она воспринимается как что-то само собой разумеющееся, и всё увеличивается число людей, которые о ней даже не слышали.

    С помощью этой технологии можно изменять в определенных, заданных изготовителем, пределах адреса памяти и номера портов, используемых устройством. Это, в свою очередь, дает возможность избежать конфликтов между устройствами, которые могли бы произойти, если бы в компьютере оказалось два устройства, настроенных на использование одних и тех же адресов.

    Читайте также:  Lan плагин для total commander windows

    Базовая программа в системной плате, часто обобщенно называемая BIOS (хотя на самом деле BIOS (базовой системой ввода-вывода) она не является) при включении компьютера опрашивает устройства. Она определяет, какие диапазоны адресов каждое устройство может использовать, потом старается распределить память так, чтобы ни одно устройство не мешало другому, а затем сообщает устройствам свое решение. Устройства настраивают свои параметры согласно этим указаниям, и можно начинать загрузку ОС.

    Раз уж об этом зашла речь, заметим, что в ряде системных плат есть настройка под названием «P&P OS». Если эта настройка выключена (No), то системная плата выполняет распределение адресов для всех устройств. Если включена (Yes), то распределение памяти выполняется только для устройств, необходимых для загрузки, а настройкой остальных устройств будет заниматься операционная система. В случае Windows XP и более новых ОС этого семейства данную настройку рекомендуется включать, поскольку в большинстве случаев Windows выполнит требуемую настройку по крайней мере не хуже, чем BIOS.

    Поскольку при таком самоконфигурировании распределяются адреса памяти, не имеет никакого значения, сколько ОЗУ установлено в компьютере — процесс все равно будет протекать одинаково.

    Когда в компьютер вставлено некоторое количество ОЗУ, то адресное пространство для него выделяется снизу вверх, начиная с нулевого адреса и дальше в сторону увеличения адресов. Адреса устройств, наоборот, выделяются в верхней области (в четвертом гигабайте) в сторону уменьшения адресов, но не обязательно смежными блоками — чаще, наоборот, несмежными. Как только зоны адресов, выделяемых для ОЗУ (с одной стороны) и для устройств (с другой стороны), соприкоснутся, становится возможным конфликт адресов, и объем используемого ОЗУ приходится ограничивать.

    Поскольку изменение адреса при настройке устройств выполняется с некоторым шагом, определяемым характеристиками устройства, заданными изготовителем, то сплошной участок адресов для устройств получить невозможно — между адресами отдельных устройств появляются неиспользуемые промежутки. Теоретически эти промежутки можно было бы использовать для обращения к оперативной памяти, но это усложнило бы работу диспетчера памяти операционной системы. По этой и по другим причинам Windows использует ОЗУ до первого адреса памяти, занятого устройством. ОЗУ, находящееся от этого адреса и выше, останется неиспользуемым. Если, конечно, контроллер памяти не организует переадресацию.

    Иногда задают вопрос: а можно ли повлиять на распределение адресов, чтобы сдвинуть все устройства в адресном пространстве как можно выше и сделать как можно больше памяти доступной системе. В общем случае без вмешательства в конструкцию или микропрограммы самих устройств это сделать невозможно. Если же руки все-таки чешутся, а времени не жалко, можно попробовать следующий метод: в BIOS Setup включить настройку «PnP OS» (она может или вовсе отсутствовать или называться по-другому), чтобы адреса для большинства устройств распределяла Windows, а затем переустанавливать драйверы, используя отредактированные файлы inf с удаленными областями памяти, которые, на ваш взгляд, расположены слишком низко.

    В интернете можно найти разные советы, которые, якобы, должны дать системе возможность использовать все четыре гигабайта, основанные на принудительном включении PAE. Как легко понять из изложенного, никакого выигрыша это дать не может, поскольку не имеет значения, включен ли PAE автоматически или принудительно — работает этот режим в обоих случаях одинаково.

    Может возникнуть также вопрос: а что будет, если установить видеоадаптер с четырьмя гигабайтами памяти. Ведь тогда получается, что система останется совсем без ОЗУ и работать не сможет. На самом деле ничего страшного не произойдет: видеоадаптеры уже довольно давно используют участок адресного пространства размером 256 МБ, и доступ ко всему объему памяти видеоускорителя осуществляется через окно такого размера. Так что больше 256 мегабайт видеоадаптер не отнимет. Возможно, в каких-то моделях размер этого окна увеличен вдвое или даже вчетверо, но автору в руки они пока не попадали.

    64 разряда

    Итак, с 32-разрядными системами мы разобрались. Теперь перейдем к 64-разрядным.

    Вот уж тут-то, казалось бы, никаких подводных камней быть не должно. Система может использовать куда больше четырех гигабайт, так что, на первый взгляд, достаточно воткнуть в системную плату память и установить систему. Но оказывается, не все так просто. Прежде всего, отметим, что специального оборудования, предназначенного только для 64-разрядных систем, найти не удастся (мы говорим об обычных ПК). Любая системная плата, сетевая плата, видеоадаптер и пр., работающие в 64-разрядной системе, должны с одинаковым успехом работать в 32-разрядной.

    А это означает, что адреса устройств должны оставаться в пределах первых четырех гигабайт. И значит, все ограничения, накладываемые на объем памяти, доступный 32-разрядной системе, оказываются применимыми и к 64-разрядной — конечно, в том случае, если системная плата не поддерживает переадресацию или если эта переадресация отключена в настройках.

    Не поддерживают переадресацию системные платы на наборах микросхем Intel до 945 включительно. Новыми их, конечно, не назовешь, но компьютеры на их базе еще существуют и используются. Так вот, на таких платах и 64-разрядная, и 32-разрядная системы смогут увидеть одинаковое количество памяти, и оно будет меньше 4 ГБ. Почему меньше — описано выше.

    С 64-разрядными процессорами AMD дело обстоит проще: у них контроллер памяти уже довольно давно встроен в процессор, и переадресация отсутствует только в устаревших моделях. Все процессоры для 939-контактного гнезда и более новые поддерживают больше 4 ГБ и, соответственно, умеют выполнять переадресацию памяти. То же самое относится к процессорам Intel семейств Core i3, i5, i7.

    Впрочем, и тут может быть загвоздка: если на системной плате не выполнена разводка дополнительных адресных линий, то не будет и возможности обратиться к переадресованной памяти. А некоторые младшие модели системных плат для удешевления выпускают именно такими, так что необходимо смотреть описание конкретной системной платы.

    И здесь нас поджидает сюрприз, подобный тому, с которым мы сталкиваемся в 32-разрядной системе: использование адресного пространства для работы устройств может ограничить объем памяти, доступный Windows.

    Например, если системная плата поддерживает до 8 ГБ ОЗУ (скажем, использующая набор микросхем G35), и установить все эти 8 ГБ, то использоваться будут только ≈7—7,25 ГБ. Причина заключается в следующем: на такой системной плате разведены 33 линии адреса, что, с точки зрения изготовителя, вполне логично — зачем усложнять конструкцию, если больше 8 ГБ плата все равно не поддерживает? Поэтому даже если контроллер памяти сможет перекинуть неиспользуемый участок ОЗУ в девятый гигабайт, обратиться к нему все равно будет невозможно. Для этого потребуется 34-разрядный адрес, который физически нельзя сформировать на 33-разрядной системной шине. Точно так же на платах, поддерживающих 16 ГБ, Windows сможет использовать ≈15—15,25 ГБ и так далее.

    С переадресацией связан еще один малоизвестный нюанс. Ограничение размера памяти, выполняемое в программе msconfig (или соответствующими настройками конфигурации загрузки) относится не к собственно величине памяти, а к верхней границе адресов используемой памяти.

    То есть если задать эту величину равной 4096 МБ, то память, расположенная выше этой границы (переадресованная в пятый гигабайт, например), использоваться не будет, и фактически объем памяти будет ограничен примерно тремя гигабайтами. Эту особенность в некоторых случаях удается использовать для диагностики того, работает переадресация или нет. Например, автору встретился случай, когда на ноутбуке Windows использовала 3,75 ГБ из четырех, и было неясно: то ли не работает переадресация, то ли память используется на какие-то нужды. Установка флажка и ограничение размера памяти четырьмя гигабайтами привели к тому, что стали использоваться только 3,25 ГБ. Из этого можно сделать вывод, что переадресация работала, а четверть гигабайта, следовательно, использовалась для видеоадаптера или каких-то других целей.

    Ну и напоследок стоит сказать о том, что даже при работающей переадресации и 64-разрядной системе несколько десятков или даже сотен мегабайт памяти все равно могут оказаться зарезервированными для оборудования. Причины такого резервирования лучше всего выяснить у изготовителя системной платы, но чаще всего можно предположить, что она используется для встроенных видеоадаптера или контроллера RAID.

    Оцените статью