- Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
- Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
- Тельман Мажлумов
- старший backend-разработчик .defa
- Олег Степанов
- инженер-программист компании ICL Services
- Иван Овчинников
- декан профессии «Программист С++» образовательного портала GeekBrains
- Александр Сибречный
- ведущий frontend-разработчик TalentTech
- Александр Пантелеев
- разработчик в Kodix Auto
- Итак, кому какой системой стоит пользоваться?
- Выбор IDE, и вообще как перейти с разработки под win к разработке по LINUX
Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
У каждой ОС есть свои плюсы, минусы и особенности, и как правило программисты выбирают ОС на основе своих предпочтений и представлений. Но что, если отбросить личные симпатии и попытаться взглянуть объективно: какая ОС даёт больше всего преимуществ программисту? Мы задали этот вопрос экспертам, и вот что они ответили.
Тельман Мажлумов
старший backend-разработчик .defa
Выбор ОС в первую очередь зависит от того, в какой области разработчик работает, а ещё это дело привычки и субъективных представлений об удобстве. Я веб-разработчик и успел попробовать несколько операционных систем. Вот мой личный рейтинг удобства ОС именно для разработки веб-решений.
Первое место — macOS. Практически всё идеально, могут возникать проблемы с Docker, поскольку не всегда оптимально используются ресурсы (бывает >= 70 % CPU). Но это мелочи. macOS — это практически идеальный баланс между ОС для работы и для повседневных задач.
Ещё одно первое место — Ubuntu/Mint (и другие Linux-дистрибутивы). Именно для разработки я считаю это семейство ОС лучшей. Из плюсов перед macOS — близость к production-окружению, «нативная» работа Docker. Из минусов — всё-таки иногда всплывают ошибки, которые без консоли не поправить (пример, проблемы со звуком), ну и софта гораздо меньше.
Второе место отдам Windows. Здесь можно спокойно вести разработку. При наличии такого софта как Docker или Vagrant многие проблемы можно легко обойти. Чего мне действительно не хватает в Windows, так это нормального терминала (ConEmu, Git Bash и другие не в счёт). Зато софта под эту ОС гораздо больше, чем на Ubuntu или macOS.
В качестве заключения отмечу, что всё-таки выбирать стоит ту ОС, в которой разработчику привычнее и комфортнее работать. Если всё в операционной системе устраивает, то переход на что-то другое вызовет лишний стресс и трату времени на изучение возможностей новой ОС. В конце концов, в ту же Windows потихоньку внедряется WSL.
Олег Степанов
инженер-программист компании ICL Services
На вопрос, какую операционную систему выбрать для программирования, в большинстве случае нет чёткого ответа, т. к. это больше субъективный выбор каждого человека: как по удобству взаимодействия с самой системой, так и с используемыми инструментами для разработки. Большинство популярных языков и сред разработки в основном присутствуют на всех платформах.
Конечно, есть немало случаев, когда выбор ограничен. Например язык программирования плохо адаптирован под конкретную операционную систему или требуется конкретная платформа для выполнения, тут стоило бы или даже необходимо использовать то, что есть.
Если ограничений нет, то, я считаю, самый правильный выбор — попробовать каждую из систем, для того чтобы решить, что же конкретно тебе удобнее. У каждой системы есть как плюсы, так и минусы: где-то удобнее разворачивать среду и работать с ней, где-то есть более удобные инструменты разработки и т. д., поэтому говорить, что для веб-разработки нужна обязательно macOS или для разработки на .net core нужен Windows, я считаю, неправильно.
Также для нашей страны актуален вопрос цены рабочей машины. Например, для многих, а тем более для начинающих, продукты компании Apple могут показаться дорогими при прочих равных. У компьютеров на Windows или Linux ценник более доступный.
Если подытожить, то если нет ограничений на выбор системы, советую попробовать все системы и выбрать ту конфигурацию системы и инструментов, которую удобно использовать именно вам.
Иван Овчинников
декан профессии «Программист С++» образовательного портала GeekBrains
В первую очередь нужно быть уверенным, что инструмент, с которым человек будет работать, удобен. А операционная система — это инструмент и ничто иное. Если говорить о выборе операционки, то неплохо было бы сразу знать, где ваше приложение будет в дальнейшем крутиться. Если человек предполагает разработку под операционную систему OS X (под MacBook, iOS, iPhone, iPad), то ему обязательно нужен опыт работы в macOS и собственно сама OS X, потому что все остальные операционки хоть и поддерживают языки Swift и Objective-C, но на довольно слабом уровне. Инструментарий разработки под OS X внутри OS X хорошо настроен и нативен.
Дальше у нас встает извечная борьба между Windows и Linux. Начинать холивар, я думаю, смысла нет. Если у пользователя есть привычка работать в Windows — то имеет смысл в этой операционной системе и оставаться, так как в принципе, 80 % задач разработки можно закрывать в Windows. Если хочется попробовать что-то другое — это, бесспорно, Linux. Желательно делать Linux на виртуальной машине, чтобы не потерять своё текущее окружение, но иметь возможность «пощупать». Очень много всякого софта для разработки написано под обе операционки, тут тоже стоит сразу оговориться, что если предполагается разработка на Android — то надо быть по крайней мере знакомым с операционной системой Linux. Необходимо представлять, что это за окружение, как оно работает, знать про открытые драйверы, системные настройки, потому что Android — это тоже Linux.
Есть специализированный стек разработки под Windows: это разработка под Active Directory, разработка разнообразных протоколов, разработка под Microsoft Office и прочие штуки. Понятное дело, что с Microsoft Office перейти на Linux будет нельзя, под него стопроцентно нужен Windows. Тут встает вопрос лицензирования. Если у человека всю жизнь был Linux, то ему не с руки покупать лицензию, которая условно стоит 8 000 рублей. Поэтому в большинстве случаев пользователи остаются на Linux.
Я, в свою очередь, несмотря на то, что веду свои уроки с макбука, активно пропагандирую Линуксы разного рода: это и всякие попсовые Debian и Ubuntu, разного рода Arch Linux, даже Red Hat и прочее, прочее. Соответственно, если у вас есть какие-то опасения, то стоит помнить, что инструментарий на Linux такой же, как на Windows, то есть все среды разработки (всё, что не касается Microsoft Visual Studio) портированы и работают кроссплатформенно. Для новичка будет несложно сориентироваться, главное, не надо сразу начинать лезть в консоль или жить в терминале и пугать себя.
Александр Сибречный
ведущий frontend-разработчик TalentTech
Выбор операционной системы, как правило, происходит на усмотрение самого программиста. Это дело вкуса — кому-то нравится macOS, другие считают Linux топовой системой. Одно важное условие: если ваш продукт будет иметь дело с iOS, то поле выбора ограничено — тут не обойтись без macOS. Иначе ничего не получится, если только разработка не идёт на удалённых серверах. Также эта система считается более user-friendly. То есть все мобильные разработчики, чьи продукты будут запущены в AppStore, не имеют другого выбора, кроме Mac.
Веб-разработка менее требовательна к ОС. Лишь два браузера – Explorer и Safari являются специфическими: первый будет работать только на Windows, а второй – на Mac. Когда разработчику нужно тестировать то, что он разработал, — ему понадобится соответствующий браузер.
Linux считается немного более сложным вариантом — она также бывает простой в использовании, но есть и «хардкор-версия», она скорее для тех, кто «пишет» драйверы и в целом больше работает с «железом». Преимущество этой системы в том, что можно собрать её целиком «под себя» и иметь над ней полный контроль. Это сложнее, требуются мозги и навыки, но использование в таком случае будет немного производительнее.
Разработка игр, как правило, происходит на кроссплатформенных системах. А вот приложения backend-разработчиков чаще выпускаются на Linux, соответственно будет удобно держать именно эту систему на своей машине разработки — это может быть и локальная машина, и нет. Часть разработчиков работает на удалённых серверах, а их локальная машина — это по факту просто интерфейс доступа.
Также если вы привыкли работать на macOS, то будет довольно трудно «переключиться» на Windows, и наоборот. То, чего на Mac можно добиться простыми действиями, на «винде» делается сложно.
Александр Пантелеев
разработчик в Kodix Auto
На такой вопрос сложно дать однозначный ответ. Скорее, это больше зависит от предпочтений разработчика. Но очевидно следующее:
- Если пишете программы для какой-то определённой платформы, то её и нужно выбирать.
- Если это веб-разработка, то вероятность того, что сервер будет крутиться на Unix — 80 %, а значит, стоит выбирать Linux или Mac.
Прежде всего следует разобраться, в чём отличие Unix от Windows, и выбрать то, что нравится и больше подходит. Писать хороший код можно везде. В этом вопросе нет серебряной пули, и это самое главное, что нужно понимать начинающему разработчику.
Итак, кому какой системой стоит пользоваться?
Всё зависит от двух вещей: что вам удобно и чем вы занимаетесь. Например, если вы разрабатываете iOS-приложения, то вам придётся пользоваться macOS; если вы пишете бэкенд и сервер крутится на Linux, то, скорее всего, на нём вам и удобней будет работать. Если не принимать во внимание завязанные на конкретной платформе стеки разработки, то всё зависит от ваших предпочтений, ведь очень много софта работает на всех основных системах. Нравится работать в Windows/Linux/BolgenOS? Работайте дальше, если это не ограничивает ваши возможности. К тому же при необходимости в простых случаях можно воспользоваться виртуальной машиной. А переучиваться работать на другой системе просто «потому что» — пустая трата сил и времени.
Выбор IDE, и вообще как перейти с разработки под win к разработке по LINUX
Добрый день, господа. Подскажите, пожалуйста, ленивому чуваку. Разрабатывал на с# и питоне программы для своих научных исследований под windows (я не прогер, просто самому написать проще, чем кому-то объяснить, да и контролировать правильность кода труднее, а не контролировать — я уже обжегся). Пользовался VisualStudio. Но недавно, со сменой научной области, возникла необходимость в написании кода на с++ под linux. Так вышло, что под линуксом никогда не писал и вообще не работал.
Вроде, разобрался немного и с плюсами, и с предметными библиотеками, научился управляться с ними в VS под виндовс. Пора переходить на линукс, но чего-то мне страшно. Подскажите, пожалуйста, какой-нибудь ресурс для таких как я: какую виртуалку лучше поставить, какую IDE, ну может и курс какой-то для входа в тему?
какую виртуалку лучше поставить
Почему? Запускаться будет не на моем ноутбуке. Почему нельзя поставить виртуалку, и в ней разрабатывать? Я нуб, сори.
Visual Studio умеет к нему подключаться, и можно вполне удобно программировать под Linux прям в ней.
Почему нельзя поставить виртуалку, и в ней разрабатывать?
Потому что разработка должна быть если не комфортной, то хотя бы не вызывать отвращения.
В виртуалке, да ещё с IDE, так не получится.
Раз нужна виртуалка — бери VirtualBox. IDE — QtCreator из репозитория. Ну и дистрибутив — kubuntu или manjaro. Ну и да, всё вышеперечисленное — вкусовщина.
Окей, а как надо? Снести винду к чертям, поставить линух?
WSL используй, Microsoft специально встроила тебе Linux, забудь ты об этих сторонних виртуалках.
Спасибо, посмотрю, что за зверь.
Сначала разберись как попроще, а как извратиться — сам придумаешь.
Окей, а как надо? Снести винду к чертям, поставить линух?
А тут уже философия и метафизика.
Даже дуалбут советовать не буду, потому что руки могут опуститься после попыток организовать его. Тут более-менее бэкграунд нужен за плечами. А если бы он был, не думаю, что тема возникла бы )
В идеале на отдельный ноут (какой не жалко, но не особо древний) поставить линукс и начать с его использования как десктопа — браузеры-мессенджеры, а потом, как уже просто использование не будет вызывать вопросов, влепить какую-нибудь студию и пробовать «разрабатывать».
ну может и курс какой-то для входа в тему?
А какой курс по виндовс для входа в тему проходил?
Ну, как десктоп у меня убунта стояла. И в дикой юности я писал рассчетные программы на Фортране под юникс. Но это 100 лет назад было, как сейчас — я не знаю. Другие задачи совсем.
В смысле курс — по плюсам? Да как-то везде понемножку. Я математик, рассчетные программы пишу, ну года с 96-го где-то. Для первых вообще книги читал, а потом поставил Студию году в 2010 и по шарпу книгу купил. Дальше сам разбирался, читал, видео смотрел. По питону так же. На Java тоже немного учился, Интеллиджи поставил. Но оказалось не сильно надо, так что бросил.
По плюсам на ютубе смотрел видео SimpleCode на ютубе, потом смотрел с гитхаба, что другие пишут в моей области.
Попробовал свое написать, с использованием библиотек с гитхаба. Под виндой все нормально, работает, и результаты вполне ожидаемые.
Под виндой все нормально, работает, и результаты вполне ожидаемые.
И зачем тебе линукс?
Для публикаций надо. Это стандарт в данной области.
Коллега, лучше поставить линукс второй системой, со временем Вы на него просто перейдете целиком. 20 лет назад для работы в этой области винда подходила гораздо хуже, не уверен что ситуация изменилась в лучшую сторону.
В первую очередь надо освоить командную строку (напр. bash) дальше само пойдет.
По библиотекам большой разницы с виндой нет, есть разница по сборке и некоторым системным вызовам, но для Вашей/нашей области это некритично. Хотя шарпы конечно странноватый выбор…
Из IDE — кто во что горазд. У меня коллеги в основном сидят под vim, я по старинке под емаксом. Это не полноценная IDE, но и задачи IDE в общем не требуют, тут другие сложности. Да и если командной строкой владеешь хоть немного, многое можно делать в ней.
Для публикаций надо. Это стандарт в данной области.
О_О … что, простите?
Из контекста было непонятно курс по плюсам или по линуксу.
Послушай моего совета: нафиг студию (в связке с Linux-ом, без него она хорошая), WSL и виртуалки, они не дадут тебе понять как всё будет лагать на реальном железе. В linux-е тебе с ними только хуже будет, так как даже нагуглить по ошибке будет очень проблематично. Бери дуалбут (ставишь linux на реальное железо рядом с windows), QtCreator как IDE для C++ и Pycharm, как ide для Python-а. На Python-е в Linux-е вообще удобнее писать, чем в Windows. Не забудь про Git (не путать с Github-ом), в качестве дистрибутива бери либо LTS Ubuntu, либо Mint, основанный на LTS Ubuntu. Для новичка самое то. Боли по началу будет очень много, но потом станет легче, так что делай это когда будет гарантированно пара недель свободного времени, все вопросы можешь тут спрашивать, начать с того как разбить диск и зачем так, а не иначе (рекомендую 50 Гб под / и сколько не жалко под /home если тебе не требуется шифрование диска, /SWAP если памяти меньше 16 гигабайт делай, хотя холиварно, FS ext4 лучше всего для новичка).
vim/emacs и прочие извращения оставь на потом, когда захочешь странного.
Написал бы хоть плюсы линукса в качестве основной системы.
В этом мире существуют следующие IDE для C и C++:
- Visual Studio (только Windows).
- Eclipse CDT (кросс-платформенная).
- NetBeans (кросс-платформенная).
- CLion (кросс-платформенная, платная).
- XCode (только macOS).
- Qt Creator (кросс-платформенная).
Помимо этих имеются ещё слабо поддерживаемые, непопулярные и устаревшие IDE с довольно ограниченной функциональностью:
- Code::Blocks (кросс-платформенная).
- CodeLite (кросс-платформенная).
- Dev-C++ (только Windows).
- KDevelop (только Linux).
Лично я бы взял Qt Creator для разработки на C++. Так как это очень быстрая и лёгкая IDE с нормальным парсером C++ на основе libclang, встроенным статическим анализатором и прочими удобными плюшками. Но новичков несколько может отпугнуть её интерфейс, например, отсутствие вкладок.
Ну, там сетевое взаимодействие. Все испытания проводятся на машинах под линуксом. Немного поменял область – теперь не чистые рассчеты, а распределеннные вычисления, и сетевое взаимодействие для меня само по себе новое, а тут еще другая ОС.