- История графических интерфейсов: Наблюдая за развитием. Часть 3.
- Windows 95, Mac OS 8: «золотой век» графических интерфейсов
- Шаг вперед – два шага назад: Windows 98 и Mac OS X
- Эволюция графического интерфейса Windows
- Windows 8: кардинальная смена парадигмы
- Заключение
- Библиотека пользовательского интерфейса Windows 2.x Windows UI Library 2.x
- Возможности Features
- Примеры Examples
- Документация Documentation
- Установка и использование библиотеки пользовательского интерфейса Windows Install and use the Windows UI Library
- План разработки и открытый код Open source and developer roadmap
- Список пакетов NuGet NuGet package list
История графических интерфейсов: Наблюдая за развитием. Часть 3.
Windows 95, Mac OS 8: «золотой век» графических интерфейсов
Windows 3.1 была довольно популярным программным продуктом, однако она имела довольно много недостатков, негативно сказывающихся на удобстве использования. Во-первых, система управления компьютером с помощью Диспетчера программ и Диспетчера файлов (а также Диспетчера печати, Диспетчера задач и ряда других системных утилит) не была удобной – пользователям постоянно приходилось запускать разные приложения для выполнения схожих задач, переключаться из окна в окно и совершать прочие действия. Во-вторых, Windows все еще была всего лишь оболочкой для MS-DOS, а это значит, что для полноценного управления компьютером пользователям приходилось осваивать не только более-менее удобный графический интерфейс, но и интерфейс командной строки, использовавшийся в DOS. Последней проблемы была лишена выпущенная в 1993 году операционная система Windows NT, которая сочетала в себе новое 32-битное ядро и интерфейс, знакомый пользователям по DOS-оболочке, однако она была рассчитана на установку на серверы и мощные рабочие станции и не могла еще использоваться в качестве ОС для домашнего использования.
Таким образом, возникла потребность в переосмыслении Windows и самой ее сути, причем дело касалось как внутреннего строения, так и графического интерфейса. В результате в Microsoft родился проект операционной системы Chicago, который в итоге вылился в то, что нам известно под названием Windows 95.
Выпущенная в 1995 году, операционная система Windows 95 с технической точки зрения представляла собой MS-DOS 7.0 с оболочкой Windows 4.0, правда, крайне тесно слитые. Впрочем, с точки зрения пользователя изменения были колоссальными. Многочисленные «диспетчеры» были заменены на единый интерфейс Проводника, благодаря которому в системе впервые появились такие элементы интерфейса, как Панель задач, меню «Пуск», «Мой компьютер», Корзина и многое другое. Кроме этого, появились понятие ярлыка, иконки документа и поддержка длинных и русскоязычных имен файлов. В целом, с выходом Windows 95 интерфейс данной системы принял знакомый всем нам и поныне вид. Более того, в его разработку, тестирование и доработку было вложено настолько много усилий и затрат, что он и до сих пор является одним из наиболее «вылизанных» графических интерфейсов в истории. Выход «девяностопятки» оказал влияние не только на компьютерный мир – благодаря этой операционной системе с компьютером познакомились миллионы людей, которые до этого небезосновательно считали работу с ПК сложной и запутанной.
Не отставали и в Apple. В июле 1997 года вышла операционная система Mac OS 8 для компьютеров производства Apple. Менее чем за две недели после выпуска, было продано 1,25 млн копий новой ОС, что сделало ее самым продаваемым программным продуктом того времени.
Таким образом, период 1995-1997 можно считать расцветом пользовательских интерфейсов. Компьютеры окончательно перестали ассоциироваться с чем-то сложным, и управлять ими стало ненамного сложней, чем бытовой электроникой. Все это совпало с резким падением цен на сами компьютеры и комплектующие для них, что привело к настоящему «компьютерному буму». Все – и простые люди, и опытные пользователи, и компании-производители ПК – были счастливы.
Шаг вперед – два шага назад: Windows 98 и Mac OS X
Но что получил пользователь? Всего лишь несколько весьма сомнительных функций вроде возможности установки веб-страницы в качестве обоев рабочего стола или возможность установки картинки в качестве фона папки, от которых все равно отказались в дальнейших версиях ОС. При этом пользователь потерял легковесный и лаконичный интерфейс Windows 95, Проводник превратился из простого обозревателя в громоздкий файловый менеджер с множеством кнопок, иконок, панелей и ненужных информационных зон, ну а скорость работы системы заметно упала, особенно на маломощных компьютерах. Таким образом, труды множества программистов, разработчиков интерфейсов и дизайнеров Windows 95 были попросту перечеркнуты. Впрочем, благодаря тому, что «девяностовосьмерка» была куда стабильнее своей предшественницы, ее не ожидал провал, наоборот, она стала одной из наиболее популярных ОС от Microsoft за всю ее историю. Тем не менее, интеграция браузера в систему начала необратимый процесс усложнения и захламления интерфейса системы.
Что же касается Apple, то в случае с ее операционной системой все вышло несколько иначе. После возвращения Стива Джобса на пост исполнительного директора в 1997 году компания резко поменяла модельный ряд выпускаемых компьютеров: на смену серым коробкам Power Macintosh, по внешнему виду мало отличающихся от PC-аналогов, пришли новые разноцветные пластиковые Macintosh G3 и G4, iMac и iBook. Обновленные «Маки» вышли очень красивыми и оригинально смотрящимися на фоне безликих конкурентов, однако внешний вид ОС должен был соответствовать внешнему виду новых компьютеров. Так родился интерфейс Aqua, который был представлен публике в 2000 году и использован в новой операционной системе от Apple – Mac OS X.
Aqua поражала современников своими анимационными эффектами, полупрозрачными окнами, плавно увеличивающимся и скользящим за курсором Dock’ом (этот новый элемент интерфейса был впервые представлен в Mac OS X и до сих пор является его отличительной особенностью), однако с точки зрения удобства использования новый интерфейс проигрывал даже Macintosh образца 1984 года. К сожалению, OS X и поныне не удалось достичь простоты использования, присущей ранним операционным системам Mac; более того, в современных версиях «яблочной» ОС трудности при использовании создают элементы интерфейса, привнесенные с iPhone и iPad.
Эволюция графического интерфейса Windows
Операционная система Windows Vista 2007 года выпуска получила новый трехмерный интерфейс Aero, с эффектами полупрозрачности, динамическим предпросмотром, трехмерным переключением задач и другими новшествами, в основном эстетического характера. Среди значимых нововведений интерфейса можно отметить появление поиска по мере ввода, систему гаджетов Рабочего стола и увеличение максимального размера иконок до 256×256 пикселей.
В пока все еще наиболее популярной на сегодняшнее время операционной системе Windows 7 интерфейс Aero стал более удобным и практичным. Панель задач была серьезно переработана путем объединения ее с панелью «Быстрый запуск», а в управлении окнами появились такие функции, как Aero Snap (разворачивание и прикрепление окон к левой или правой сторонам экрана с помощью мыши), Aero Peek (возможность временно сделать все окна прозрачными) и другие.
Windows 8: кардинальная смена парадигмы
Выбор в качестве основного интерфейса Metro, (позднее по ряду причин переименованного в Modern UI) вовсе не был, как многие говорят, «подлым ходом Microsoft», который был предпринят для того, чтобы поднять продажи смартфонов на своей системе и отвоевать кусок рынка планшетов у Apple и многочисленных производителей «таблеток» на Android. Да, безусловно, разработчики стремятся сделать свою ОС более юзабельной для планшетов и моноблоков с сенсорным экраном, и отрицать этого нельзя, однако на этом причины видоизменений не заканчиваются. Дело в том, что интерфейс Windows, начиная с середины 90-х, является метафорическим, активно используя образы и понятия реального мира. В свое время данная метафоричность помогала новичкам осваивать работу с ОС и с компьютером в целом, однако сейчас, когда практически каждый так или иначе умеет работать с компьютером, она попросту не нужна, как она никогда не была нужна на телефонах и планшетах. Видели ли вы хоть раз смартфон с иконками «Компьютер», «Документы», «Корзина» на рабочем столе? Такого не было даже в мобильных системах производства самой Microsoft, если, конечно, не считать быстро ушедшую в сегмент embedded-решений Windows CE.
Тем не менее, у людей, привыкших к старому интерфейсу Windows, интерфейс «восьмерки», как правило, вызывает дискомфорт, особенно на первых порах. Среди главных недостатков, отмечаемых сторонниками классического «оконного» интерфейса, можно отметить, во-первых, тенденцию основных элементов управления Modern UI-приложений «прятаться» в скрытых панелях инструментов и в меню чудо-кнопок, во-вторых, неэффективное расходование площади экрана, и, в-третьих, необходимость переключаться в интерфейс Рабочего стола для выполнения большинства задач.
Однако, если судить в целом, опыт использования «восьмерки», как правило, больше положительный, а многие проблемы интерфейса Modern UI в большинстве своем являются проблемами «переходного периода». К тому же, немногочисленные реальные недоработки интерфейса «восьмерки», такие как отсутствие полноценной, в сравнении с оконным интерфейсом, многозадачности, призвано решить обновление Windows 8.1, выход предварительной версии которого состоялся совсем недавно.
Заключение
За свою более чем полувековую историю графические интерфейсы прошли большой путь от околонаучной концепции до повседневного элемента работы с компьютером, претерпев при этом массу изменений. В данный момент идея графического интерфейса переживает ряд кардинальных изменений, и мы не можем точно сказать, что будет с ним в ближайшие пять-десять лет. Очевидны такие изменения, как отказ от использования метафор и ориентация на управление компьютером с помощью сенсорных экранов, однако более точно разглядеть тенденции развития графического интерфейса не представляется возможным. В любом случае, их эволюция будет направлена на то, чтобы сделать нашу с вами работу за ПК еще более простой и интуитивно понятной.
История графических интерфейсов:
часть 1
часть 2
Библиотека пользовательского интерфейса Windows 2.x Windows UI Library 2.x
В библиотеке пользовательского интерфейса Windows предоставляются официальный набор элементов управления пользовательского интерфейса Windows и других элементов пользовательского интерфейса для приложений Windows. The Windows UI Library provides official native Windows UI controls and other user interface elements for Windows apps.
Она поддерживает совместимость низкого уровня с предыдущими версиями Windows 10, поэтому ваше приложение будет работать, даже если пользователи применяют не самую последнюю версию ОС. It maintains down-level compatibility with earlier versions of Windows 10, so your app works even if users don’t have the latest OS.
Ознакомьтесь с предварительной версией 4 библиотеки пользовательского интерфейса Windows 3 (февраль 2021 г.), крупным обновлением, связанным с платформой пользовательского интерфейса Windows 10. Check out the Windows UI Library 3 Preview 4 (February 2021), a major update to the Windows 10 UI platform.
Возможности Features
Новые элементы управления. Библиотека пользовательского интерфейса Windows содержит новые элементы управления, которые не предоставляются на платформе Windows по умолчанию. New controls: The Windows UI Library contains new controls that aren’t shipped as part of the default Windows platform.
Обновленные версии существующих элементов управления. Библиотека также содержит обновленные версии существующих элементов управления платформы Windows, которые можно использовать в более ранних версиях Windows 10. Updated versions of existing controls: The library also contains updated versions of existing Windows platform controls that you can use with earlier versions of Windows 10.
Поддержка более ранних версий Windows 10. API библиотеки пользовательского интерфейса Windows работают в предыдущих версиях Windows 10, поэтому для обеспечения работы пользователей, не использующих последние версии ОС, не нужно добавлять проверки версии или условный код XAML. Support for earlier versions of Windows 10: Windows UI Library APIs work on earlier versions of Windows 10, so you don’t have to include version checks or conditional XAML to support users who might not be running the very latest OS.
Поддержка XamlDirect. Интерфейсы API XAML Direct, предназначенные для разработчиков ПО промежуточного слоя, предоставляют доступ к функциям XAML более низкого уровня, которые обеспечивает более высокую производительность по нагрузке на ЦП и рабочему набору. Support for XamlDirect: The Xaml Direct APIs, designed for middleware developers, gives you access to a lower-level Xaml features which provide better CPU and working set performance. XamlDirect позволяет применять API XamlDirect в более ранних версиях Windows 10, не требуя писать специальный код для работы с несколькими целевыми версиями Windows 10. XamlDirect enables you to use XamlDirect APIs on earlier versions of Windows 10 without needing to write special code to handle multiple target Windows 10 versions.
Примеры Examples
Пример приложения XAML Controls Gallery включает интерактивные демонстрации и примеры кода для работы с элементами управления WinUI. The Xaml Controls Gallery sample app includes interactive demos and sample code for using WinUI controls.
Установите приложение XAML Controls Gallery из Microsoft Store. Install the XAML Controls Gallery app from the Microsoft Store
Также на сайте GitHub доступен открытый код приложения Xaml Controls Gallery. The Xaml Controls Gallery is also open source on GitHub
Документация Documentation
Практические руководства по элементам управления из библиотеки пользовательского интерфейса Windows вы найдете в документации по элементам управления универсальной платформы Windows. How-to articles for Windows UI Library controls are included with the Universal Windows Platform controls documentation.
Справочная документация по API доступна по этой ссылке: API библиотеки пользовательского интерфейса Windows. API reference docs are located here: Windows UI Library APIs.
Установка и использование библиотеки пользовательского интерфейса Windows Install and use the Windows UI Library
План разработки и открытый код Open source and developer roadmap
WinUI — проект с открытым кодом, размещенный на сайте GitHub. WinUI is an open source project hosted on GitHub. Мы рады любым сообщениям об ошибках, запросам на добавление функций и вкладам сообщества в создание кода, вносимым в репозиторий библиотеки пользовательского интерфейса Windows. We welcome bug reports, feature requests and community code contributions in the Windows UI Library repo.
Мы продолжаем разрабатывать и развивать WinUI, чтобы поддерживать новые сценарии разработки. We are continuing to develop and evolve WinUI to support more developer scenarios. Последние сведения о планах по разработке Windows см. в этой статье о стратегии развития, размещенной в репозитории библиотеки пользовательского интерфейса Windows. For the latest details about our plans for WinUI, see our roadmap on the Windows UI Library repo.
Список пакетов NuGet NuGet package list
Библиотека пользовательского интерфейса Windows содержит несколько пакетов NuGet: Список пакетов NuGet для библиотеки пользовательского интерфейса Windows. The Windows UI Library contains multiple NuGet packages: Windows UI Library NuGet package list.