Изучение операционной системы microsoft windows

Системное администрирование

Предварительные курсы

Дополнительные курсы

Microsoft DreamSpark

Бесплатные лицензионные инструменты разработки и дизайна для школьников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Специальное предложение для студентов НОУ «ИНТУИТ».

Microsoft DreamSpark

Бесплатные лицензионные инструменты разработки и дизайна для школьников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Специальное предложение для студентов НОУ «ИНТУИТ».

Внимание! Для получения индивидуального кода Dreamspark студенту НОУ «ИНТУИТ» необходимо приступить к изучению одного из курсы по технологиям Microsoft и сдать два теста по этому курсу

Рады сообщить, что для студентов НОУ «ИНТУИТ», зарегистрированных на учебные курсы по технологиям Microsoft, доступна программа DreamSpark.

Инициатива DreamSpark предоставляет участникам программы бесплатный доступ к лицензионным продуктам таким, как Visual Studio 2013 Preview, Visual Studio 2012 Professional, Windows Server 2012 R2, Expression Studio 4 Ultimate, SQL Server 2012, XNA Game Studio 4.0, Robotics Developer Studio 2008 R2, Kinect for Windows SDK и многим другим.

Предоставляемое ПО доступно исключительно в некоммерческих целях для обучения, проведения исследований, разработки и тестирования программного обеспечения в рамках выполнения учебных заданий и личных некоммерческих проектов.

Также для участников программы DreamSpark открыта возможность бесплатно зарегистрировать аккаунт разработчика в магазине приложений Windows. В этом случае делается исключение из ограничений, указанных выше, и допускается коммерческая разработка с использованием предоставляемых инструментов.

Для регистрации в программе DreamSpark, перейдите на сайт проекта и заполните форму регистрации, используя индивидуальный код, который Вы сможете получить после того, как приступите к изучению одного из курсов по технологиям Microsoft и успешно сдадите хотя бы два теста.

Надеемся, что предоставленное программное обеспечение позволит вам лучше освоить выбранные учебные курсы по информационным технологиям.

Основы организации операционных систем Microsoft Windows

Предварительные курсы

Дополнительные курсы

Microsoft DreamSpark

Бесплатные лицензионные инструменты разработки и дизайна для школьников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Специальное предложение для студентов НОУ «ИНТУИТ».

Microsoft DreamSpark

Бесплатные лицензионные инструменты разработки и дизайна для школьников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Специальное предложение для студентов НОУ «ИНТУИТ».

Внимание! Для получения индивидуального кода Dreamspark студенту НОУ «ИНТУИТ» необходимо приступить к изучению одного из курсы по технологиям Microsoft и сдать два теста по этому курсу

Рады сообщить, что для студентов НОУ «ИНТУИТ», зарегистрированных на учебные курсы по технологиям Microsoft, доступна программа DreamSpark.

Инициатива DreamSpark предоставляет участникам программы бесплатный доступ к лицензионным продуктам таким, как Visual Studio 2013 Preview, Visual Studio 2012 Professional, Windows Server 2012 R2, Expression Studio 4 Ultimate, SQL Server 2012, XNA Game Studio 4.0, Robotics Developer Studio 2008 R2, Kinect for Windows SDK и многим другим.

Предоставляемое ПО доступно исключительно в некоммерческих целях для обучения, проведения исследований, разработки и тестирования программного обеспечения в рамках выполнения учебных заданий и личных некоммерческих проектов.

Также для участников программы DreamSpark открыта возможность бесплатно зарегистрировать аккаунт разработчика в магазине приложений Windows. В этом случае делается исключение из ограничений, указанных выше, и допускается коммерческая разработка с использованием предоставляемых инструментов.

Для регистрации в программе DreamSpark, перейдите на сайт проекта и заполните форму регистрации, используя индивидуальный код, который Вы сможете получить после того, как приступите к изучению одного из курсов по технологиям Microsoft и успешно сдадите хотя бы два теста.

Надеемся, что предоставленное программное обеспечение позволит вам лучше освоить выбранные учебные курсы по информационным технологиям.

Изучение операционной системы microsoft windows

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ MS WINDOWS

1.1. Основные сведения об операционной системе

Операционная система (ОС) — комплекс служебных программ, выполняющих задачи планирования и управления ресурсами компьютера. Без наличия установленной на компьютере ОС невозможна работа ни одной прикладной программы.

Операционная система выполняет следующие основные функции:

— управление устройствами (дисками, дисплеем, принтером, клавиатурой и т.д.);

— управление программами – загрузка программ, предоставление в их распоряжение специальных функций для работы с аппаратурой компьютера и т.д.;

— выполнение команд – взаимодействие пользователя с компьютером.

Существуют разные операционные системы: MS DOS, Windows, OS/2, Linux, Unix, Mac OS и т.д. В настоящем пособии рассматривается ОС Microsoft Windows, ввиду наибольшего распространения на персональных компьютерах.

Операционная система MS Windows 2000 состоит из следующих компонент:

— загрузчик операционной системы — небольшая программа, хранящаяся в первом секторе системного диска. Назначение загрузчика — считывание с диска в оперативную память остальных программ операционной системы и запуск их на выполнение;

— ядро (kernel) – центральная часть операционной системы, выполняющая практически все основные функции по управлению ресурсами компьютера;

— командный процессор (command.com) – интерпретатор командной строки. Эта программа обрабатывает команды пользователя, введенные с клавиатуры или иным способом;

o драйвера внешних устройств (от англ. driver – шофер, водитель) — специальные программы, предназначенные для взаимодействия компьютера с внешними устройствами (мышью, CD-ROM, монитором, принтером, модемом и т.п.);

o утилиты – программы, обеспечивающие проверку состояния и обслуживание дисков, памяти и других устройств (fdisk.exe, scandisk.exe, format.com, mem.exe и т.д.);

o программы, обеспечивающие графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface, GUI);

o прикладное программное обеспечение: текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Edit.com), графический редактор (Paint), калькулятор, файловый менеджер (Проводник) и ряд других полезных программ.

1.2. Элементы интерфейса MS Windows 2000

Примерный вид экрана дисплея после загрузки ОС представлен на рис.1.1.

Рис.1.1. Элементы интерфейса MS Windows 2000

Рис.1.1. Элементы интерфейса MS Windows 2000

Назначение элементов интерфейса.

Рабочий стол – рабочая область экрана, на которой отображаются программы, диалоговые окна, значки, ярлыки и другие элементы.

Значки – приложения ОС (программы), файлы или папки.

Ярлыки – ссылки на программы, файлы, папки, диски, web-страницы, принтеры, другие компьютеры и т.д. Другими словами, ярлык – это не сам объект, а только лишь указание о его местоположении. Визуально ярлык отличается от значка тем, что на пиктограмме ярлыка в левом нижнем углу, как правило, располагается изогнутая стрелочка . Ярлыки можно размещать также в «Главном меню» или в папках на диске.

Панель задач – область экрана, содержащая кнопку «Пуск». В панели задач отображаются выполняемые в текущий момент программы. Для переключения между программами достаточно выбрать ее мышью в панели задач или непосредственно на «Рабочем столе». Для переключения между программами можно также использовать сочетание клавиш Alt+Tab.

Область состояния – часть панели задач, используемая для отображения времени, индикации языка и служебных программ.

Панель быстрого запуска – часть панели задач, используемая для быстрого запуска часто используемых программ.

Кнопка «Пуск» служит для вызова «Главного меню». Кроме этого «Главное меню» можно вызвать, нажав клавиши Ctrl+Esc или клавишу .

Назначение пунктов «Главное меню».

Программы – запуск на выполнение программ. При выборе этого пункта появляется многоуровневое меню. Если элемент меню имеет следующий вид , то он называется программная группа. Программы и документы, помещенные в программную группу «Автозагрузка», автоматически запускаются после загрузки основных элементов ОС.

Документы – вызов на просмотр и редактирование файлов (документов), с которыми в последнее время работали на данном компьютере.

Читайте также:  Удалить сетевое устройство windows 10

Настройка – настройка оборудования, даты, времени, языков, стандартов, элементов интерфейса, «Главного меню» и т.д.

Найти – поиск файлов, папок и другой информации.

Справка – вызов справки об основных возможностях и приемах работы с ОС MS Windows.

Выполнить … – запуск программ с помощью командной строки. Обычно используется в том случае, если программе в командной строке требуется передать один или несколько параметров (например, «format a:»).

Завершение работы … – завершение работы на компьютере, перезагрузка, завершения сеанса и т.д.

1.3. Работа со справочной системой

Для получения различной справочной информации в программах, как правило, имеется справка, вызываемая через подменю «Справка» или клавишей F1. Она содержит информацию о возможностях, настройке, правилах работы и действиях в случае сбоев при работе с программой.

Помните ! В большинстве случаев в справке можно найти то, чего нет в книгах, пособиях и методических указаниях, а также то, о чем «забывает» упомянуть преподаватель. Хорошо составленная справка содержит богатый материал для самообучения и позволяет найти выход из самых трудных ситуаций.

Для вызова информации об основных возможностях и приемах работы с ОС MS Windows необходимо в «Главном меню» выбрать пункт «Справка» (рис.1.2).

Рис.1.2. Справочная система MS Windows

Окно справочной системы состоит из двух частей. В левой части выбирается интересующий пользователя раздел, а в правой отображается его содержимое. Способ поиска интересующей информации зависит от вкладки, выбранной в левой части.

Вкладка «Содержание» по своим функциональным возможностям аналогична оглавлению в книге. При выборе левой кнопкой мыши раздела, слева от которого расположен значок , будут показаны подразделы, относящиеся к нему. Выбор раздела со значком или приводит к отображению в правой части окна его содержимого. Рекомендуется в начале ознакомится с разделами «Введение в Windows 2000 / Пользование справкой».

Вкладка «Указатель» используется для поиска информации по ключевым словам и фразам.

Рис.1.3. Вкладка «Указатель»

Ключевая фраза может быть введена в поле ввода или выбрана в списке. Двойной щелчок в списке или нажатие на кнопку «Показать» приведет к отображению содержания соответствующей темы.

Вкладка «Поиск» применяется для поиска информации по любому слову или фразе, введенному пользователем.

Рис.1.4. Вкладка «Поиск»

Искомую фразу необходимо ввести в поле ввода и нажать на кнопку «Разделы». Если в справке нет разделов, содержащих фразу, то будет выдано сообщение «Разделы не найдены». В противном случае появится список разделов, в которых встречаются слова, вошедшие в искомую фразу. Отображение раздела выполняется также как и на вкладке «Указатель».

Вкладка «Избранное» предназначена для составления списка наиболее популярных разделов справки и быстрого доступа к ним.

В справочной системе широко используется механизм гиперссылок. Гипертекстовой (перекрестной) ссылкой, как правило, является подчеркнутая фраза зеленого или синего цвета либо рисунок, при наведении на которые указатель мыши принимает вид . При нажатии на гиперссылку выполняется переход к соответствующему разделу или показ окна с дополнительной информацией.

1.4. Элементы окна программы и правила работы с окнами

Внешний вид большинства программ представлен на рис.1.5.

Рис.1.5. Элементы окна программы

С окном можно выполнять следующие действия.

Сворачивание окна в панель задач выполняется нажатием кнопки в правом верхнем углу заголовка окна.

Восстановление (активизация) свернутой программы выполняется нажатием на кнопку программы в панели задач либо с помощью клавиш Аlt+Tab.

Разворачивание окна на весь экран выполняется нажатием кнопки в правом верхнем углу заголовка окна либо двойным щелчком мышью на заголовке окна.

Восстановление исходного размера окна выполняется нажатием кнопки в правом верхнем углу заголовка окна либо двойным щелчком левой кнопки мыши на заголовке окна.

Для изменения размера окна необходимо подвести указатель мышь к любому краю или углу окна так, чтобы указатель принял вид двунаправленной стрелки. После этого, надо нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, указать новые размеры окна.

Для изменения положения окна на рабочем столе необходимо подвести указатель мышь на заголовок окна, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, указать новое положение окна.

Закрытие окна выполняется нажатием на кнопку в правом верхнем углу заголовка окна либо с помощью клавиш Аlt+F4.

Все перечисленные выше действия также доступны через меню, вызываемое по нажатию на системный значок.

Для выполнения операций с дисками, папками и файлами используются специальные программы, называемые файловыми менеджерами. Одним из них является программа Проводник, входящая в состав MS Windows.

Запуск программы Проводник возможен различными способами:

— в «Главном меню» выбрать пункт «Программы / Проводник» либо «Программы / Стандартные / Проводник»;

— дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по значку «Мой компьютер»;

— нажать правую кнопку мыши на кнопке «Пуск» и в контекстном меню 1 выбрать пункт «Проводник».

Внешний вид окна программы представлен на рис.1.6. Настройка внешнего вида выполняется через подменю «Вид».

Рис.1.6. Программа Проводник и ее панель инструментов

Любое действие в Проводнике можно выполнить несколькими способами. В настоящем пособии рассматриваются, как правило, один-два наиболее простых.

Способы просмотра содержимого (оглавления) дисков и папок.

1. В панели «Папки» выбор диска или папки для просмотра их оглавления выполняется с помощью левой кнопкой мыши или клавиш навигации 2 . Если слева от диска (папки) расположен знак «+», то при нажатии на него мышью можно раскрыть список папок, расположенных в нем. При нажатии на знак «-» список скрывается.

2. В правой области окна для просмотра оглавления применяется клавиша «Enter» или двойной щелчок левой кнопки мыши на объекте. Нажатие на клавишу «Backspace» используется для перехода в папку, расположенную на один уровень выше.

3. В адресной строке можно набрать путь к просматриваемой папке и нажать клавишу «Enter» (например, «C:\»). Если путь указан неверно, то будет выдано сообщение «Невозможно отобразить страницу». Кроме этого, в адресной строке с помощью мыши можно раскрыть список и в нем выбрать диск или папку для просмотра.

Отображение информации о дисках, папках и файлах.

Для наглядного представления содержимого компьютера широко используются пиктограммы (иконки), расположенные слева от имени диска, папки или файла. Ниже приведены часто встречаемые типы иконок:

— гибкий магнитный диск;

— жесткий диск;

— съемный диск;

— компакт-диск;

— папка;

— файл незарегистрированного типа.

Остальные иконки служат для обозначения файлов зарегистрированного типа, за исключение некоторых специальных иконок, обозначающих корзину, панель управления, мой компьютер и т.д.

Режим отображения оглавления в правой области можно менять через подменю «Вид» или с помощью кнопки в панели инструментов. При этом возможны следующие варианты: крупные значки, мелкие значки, список, таблица и эскизы страниц. Наиболее информативным является отображение в виде таблицы (см.рис.1.6). В этом режиме можно также легко упорядочить оглавление по имени, расширению, размеру или дате последнего изменения файла (папки). Для этого необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по заголовку соответствующего столбца, т.е. по надписи «Имя», «Размер», «Тип» или «Дата изменения». Повторное нажатие на надпись приведет к сортировке в обратном порядке. Сортировка в прямом порядке во всех режимах возможна через пункт меню «Вид / Упорядочить значки».

Читайте также:  Если завис экран компьютера что делать windows

Для просмотра более детальной информации о диске, папке или файле необходимо нажать правой кнопкой мыши на соответствующем объекте и в появившемся контекстном меню выбрать пункт «Свойства».

Для запуска программы, просмотра документа, картинки и т.д., как правило, достаточно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по ее значку или имени либо выделить объект и нажать клавишу «Enter».

Способы выделения группы файлов и папок в правой области.

1. Для выделения одного файла или папки достаточно один раз нажать на объекте левой кнопкой мыши.

2. Для выделения файлов и папок, расположенных последовательно, необходимо выбрать мышью первый объект и, удерживая клавишу «Shift», выбрать последний.

3. Для выделения файлов и папок, расположенных не последовательно, необходимо выбирать левой кнопкой мыши объекты, удерживая при этом клавишу «Ctrl».

4. Для выделения всех файлов и папок необходимо выбрать пункт меню «Правка / Выделить все» или нажать клавиши «Ctrl+A».

Для создания папки необходимо выполнить следующие действия:

— перейти внутрь диска или папки, где требуется создать папку;

— в правой области нажать правую кнопку мыши и в появившемся меню выбрать пункт «Создать / Папку» или выбрать пункт меню «Файл / Создать / Папку»;

— вместо имени «Новая папка» набрать на клавиатуре новое;

— для подтверждения введенного имени нажать клавишу «Enter».

Копирование и перенос выделенных объектов (файлов и папок) выполняется разными способами.

1. На выделенном объекте (объектах) необходимо нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, перенести его на имя диска (папки), в который выполняется копирование (перенос). Если данная операция выполняется в пределах одного диска, то Проводник переносит объекты, иначе — копирует. Если в пределах одного диска вместо переноса надо копировать объект, то при выполнении операции необходимо удерживать клавишу «Ctrl».

2. При выполнении операции вторым способом необходимо следующую последовательность действий:

— в правой области выбрать объекты;

— для копирования нажать в панели инструментов на кнопку или выбрать пункт меню «Правка / Копировать» (для переноса – кнопку или пункт меню «Правка / Вырезать»);

— перейти в папку, куда будут копироваться (переноситься) объекты;

— нажать на кнопку или выбрать пункт меню «Правка / Вставить».

Примечание. Копирование от переноса отличается тем, что при копировании создается копия объектов, т.е. в папке-источнике они остаются, а при переносе объекты перемещаются из папки-источника в папку-получатель.

Удаление выделенных объектов (файлов и папок) можно выполнить следующими способами:

— нажать в панели инструментов на кнопку ;

— выбрать пункт меню «Файл / Удалить»;

— нажать клавишу «Delete»;

— перенести мышью в «Корзину 3 ».

Восстановление удаленных файлов. Как правило, при удалении файлов с жесткого диска описанными выше способами они не удалятся с диска, а помещаются в «Корзину». В «Корзине» они будут находиться определенное время (например, две недели) или пока она не будет заполнена под «завязку». В последнем случае, вновь поступающие файлы будут удалять из нее поступившие первыми.

Для восстановления файла необходимо в «Корзине» выделить требуемые файлы и выбрать пункт меню «Файл / Восстановить».

Для очистки «Корзины» с целью увеличения свободного пространства на диске необходимо выбрать пункт меню «Файл / Очистить корзину». После удаления файлов из «Корзины» (физического удаления) восстановить файл можно будет только с помощью специального программного обеспечения.

Переименование объектов (файлов и папок) можно выполнить в следующей последовательности:

— выбрать пункт меню «Файл / Переименовать»;

— ввести новое имя;

— для подтверждения введенного имени нажать клавишу «Enter».

Все описанные выше операции (создание папки, копирование или вырезание в буфер, вставка из буфера, переименование, удаление) удобно выполнять с помощью контекстных меню, вызываемых при нажатии правой кнопки мыши на выделенном объекте (объектах).

Поиск файлов и папок.

На диске могут находиться сотни и тысячи файлов. Когда забыто их расположение или в иных случаях пользуются панелью обозревателя «Поиск». Вызвать эту панель можно с помощью кнопки , через пункт меню «Вид / Панели обозревателя / Поиск» или «Главное меню / Найти / Файлы и папки …».

Рис.1.7. Панель «Поиск» и результаты поиска

Для поиска необходимо выполнить следующие действия:

— в поле «Искать имена файлов и папок» указать имя искомого файла или шаблон. При использовании шаблона можно использовать два специальных символа «*» и «?». Символ «?» означает, что на месте «?» в имени файла должен быть один любой символ, а символ «*» — может быть любой набор символов, в т.ч. и ни одного. Например:

o *.txt — найти все файлы, у которых расширение «txt» (a.txt, glava25.txt);

o ris*.b?? — найти файлы, у которых первых три буквы имени «ris», расширение состоит из трех символов, причем первая буква расширения «b» (ris.bmp, ris2gl.bss).

o *.* — найти все файлы;

— если требуется, то следует указать текст, который должен находиться внутри файла, дату, тип, размер и т.д.;

— выбрать диск (папка), внутри которого следует выполнить поиск;

— нажать кнопку «Найти».

В случае удачного поиска в правой области будут отображены найденные файлы. С ними можно выполнять любые действия, которые доступны в Проводнике. Кроме этого, можно перейти в папку, где расположен файл. Для этого надо выделить файл и выбрать пункт меню «Файл / Открыть содержащую объект папку».

1 Меню, вызываемое по нажатию правой кнопки мыши, называется контекстным.

2 Клавиши навигации – клавиши управления курсором (стрелки – вправо, влево, вверх и вниз; Home – в начало; End – в конец; Page Up – на страницу вверх; Page Down – на страницу вниз).

3 Корзина — папка, хранящая удаленные файлы.

В состав MS Windows входит простейший текстовый редактор Блокнот, позволяющий просматривать и редактировать текстовые файлы, состоящие из набора символов.

Для запуска этой программы необходимо в «Главном меню» выбрать пункт «Программы / Стандартные / Блокнот». Внешний вид программы представлен на рис.1.8.

Рис.1.8. Программа Блокнот

Правила редактирования текстов.

Переключение между языками выполняется с помощью клавиш «Ctrl+Shift» (на некоторых компьютерах «Alt+Shift») или с помощью индикатора клавиатуры в области состояния панели задач (см.рис.1.1).

Набор букв в разных регистрах (строчных и ПРОПИСНЫХ) возможен двумя способами.

1. Для набора прописных букв необходимо при нажатии на клавишу с буквой удерживать нажатой клавишу «Shift». Набор строчных букв выполняется простым нажатием на клавишу с буквой.

2. Для того, чтобы набор символов выполнялся обратно первому способу необходимо нажать клавишу «Caps Lock». В этом случае при нажатии на клавишу с буквой она будет прописной, с зажатой клавишей «Shift» — строчной.

Для вставки новой строки необходимо поставить курсор в то место текста, где требуется ее вставить, и нажать клавишу «Enter». Например, для добавления новой строки в самое начало текста надо поставить курсор в его начало и нажать «Enter».

Удалить символ можно с помощью клавиши «Delete» (будет удален символ справа от курсора) или клавиши «BackSpace» (будет удален символ слева от курсора). Эти клавиши используются также и для объединения строк. Например, если поставить курсор в конец строки и нажать «Delete», то будут объединены текущая и следующая за ней строки.

Кроме выполнения операций с одним символом в Блокноте, как и во многих Windows-программах, возможна работа с фрагментами текста (блоками – см. работу с выделенными файлами и папками в Проводнике).

Читайте также:  Команды virtualbox для windows

Выделить фрагмент текста можно двумя способами.

1. Подвести указатель мыши в начало выделяемого блока, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместить указатель в конец блока.

2. Поставить курсор в начало выделяемого блока, нажать клавишу «Shift» и, удерживая ее, переместить с помощью клавиш навигации курсор в конец блока.

Cкопировать выделенный фрагмент в буфер обмена 1 можно с помощью клавиш «Ctrl+C» или пункта меню «Правка / Копировать».

Вырезать выделенный фрагмент в буфер можно с помощью клавиш «Ctrl+Х» или пункта меню «Правка / Вырезать».

Вставить содержимое буфера в текст по текущему расположению курсора можно с помощью клавиш «Ctrl+V» или пункта меню «Правка / Вставить». Содержимое буфера можно вставить неограниченное количество раз. Его содержимое остается неизменным до тех пор, пока в него не скопируют или не вырежут новый фрагмент.

Для удаления выделенного фрагмента необходимо нажать клавишу «Delete».

В случае выполнения ошибочного действия по редактированию текста в Блокноте имеется возможность отмены одного последнего действия. Для этого необходимо нажать клавиши «Ctrl+Z» или воспользоваться пунктом меню «Правка / Отменить».

Сохранение файла. После окончания редактирования текста его требуется сохранить. Если был открыт существующий файл или он уже сохранялся, то достаточно выбрать пункт меню «Файл / Сохранить». Если файл новый либо требуется его сохранить под новым именем или в другом месте (диске, папке), то следует выбрать пункт меню «Файл / Сохранить как …». При этом появится стандартное диалоговое окно (рис.1.9), в котором необходимо указать его местоположение и имя, а после нажать на кнопку «Сохранить».

Рис.1.9. Диалоговое окно «Сохранение документа»

Помимо сохранения, через подменю «Файл» доступны также операции создания нового документа, открытия файла и его печати. Через подменю «Правка» кроме работы с буфером обмена возможны операции автоматического поиска и замены фрагментов текста, а также перехода к строке с заданным номером. Подменю «Формат» позволяет отобразить текст таким образом, чтобы он полностью помешался в окне редактора (пункт меню «Перенос по словам»), а также задать параметры шрифта отображения текста («пункт меню «Шрифт …»). Более подробную информацию о работе с Блокнотом можно получить через пункт меню «Справка / Вызов справки».

1 Буфер обмена — область оперативной памяти, предназначенная для временного хранения данных при переносе из одного места в другое.

Для запуска Калькулятора необходимо в «Главном меню» выбрать пункт «Программы / Стандартные / Калькулятор». Внешний вид программы представлен на рис.1.10.

Рис.1.10. Программа Калькулятор

Работа с этой программой ничем не отличается от работы с карманным калькулятором. Только вместо нажатия пальцем на кнопки надо нажимать кнопки программы левой кнопкой мыши или воспользоваться клавиатурой.

С помощью переключателя можно установить систему счисления для ввода чисел и представления результатов:

Аналогично выбирается формат для тригонометрических функций.

Установка флажка «Inv» позволяет вычислять обратные функции. Например, если флажок установлен, то при наборе числа «9» и выборе кнопки «x^2» результат будет равен 3 (=3).

Задание внешнего вида программы («Инженерный» или «Обычный») выполняется через подменю «Вид».

Помимо работы со стандартной справкой по Калькулятору (пункт меню «Справка / Вызов справки»), имеется возможность получения всплывающей подсказки о любом элементе окна программы. Для ее вызова необходимо нажать на любом элементе правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбрать пункт . Следует отметить, что возможность получения такой оперативной справки заложена во многих Windows-программах.

1.8. Графический редактор Paint

Для запуска графического редактора необходимо в «Главном меню» выбрать пункт «Программы / Стандартные / Paint». Внешний вид программы представлен на рис.1.11.

Рис.1.11. Программа Paint

Перед началом рисования необходимо задать общие параметры будущего рисунка (размер, палитру). Для этого предназначено диалоговое окно «Атрибуты» (пункт меню «Рисунок / Атрибуты …»).

Рис.1.12. Диалоговое окно «Атрибуты»

Процедура рисования фигуры, как правило, включает в себя следующие этапы:

— выбор соответствующего инструмента в панели инструментов;

— настройка параметров инструмента (толщина линий, прозрачность, необходимость заливки и т.д.);

— выбор цвета фигуры и внутренней заливки;

— указание в рабочей области положения фигуры.

Назначение кнопок панели инструментов приведено в табл.1.

В палитре цвет фигуры выбирается левой кнопкой мыши, цвет внутренней заливки — правой кнопкой мыши.

При вставке текста в рисунок необходимо в рабочей области указать прямоугольник, внутри которого будет расположен текст, в панели атрибутов текста (пункт меню «Вид / Панель атрибутов текста») задать гарнитуру, размер и начертание шрифта (рис.1.13), а затем набрать текст и щелкнуть левой кнопкой мыши за пределами области, обозначенной для ввода текста.

Рис.1.13. Панель атрибутов текста

Две верхних кнопки панели инструментов предназначены для выделения фрагментов рисунка. С выделенным фрагментом можно выполнить следующие действия:

— удалить – нажать клавишу «Delete»;

— изменить положение – перенести левой кнопкой мыши;

— изменить размеры – перенести левой кнопкой мыши один из черных прямоугольников по углам и центрам сторон фрагмента;

— скопировать в буфер – пункт меню «Правка / Копировать» или кла-виши «Ctrl+C»;

— вырезать в буфер – пункт меню «Правка / Вырезать» или клавиши «Ctrl+X»;

— вставить из буфера – пункт меню «Правка / Вставить» или клавиши «Ctrl+V».

Кроме описанных выше действий графический редактор позволяет применять различные трансформации выделенного фрагмента рисунка или всего рисунка (если фрагмент не выделен). К таким трансформациям относятся:

— зеркальный поворот по горизонтали или вертикали, а также поворот на определенный угол. Любую из этих операций можно выбрать в диалоговом окне, вызываемом через пункт меню «Рисунок / Отразить/Повернуть…» (рис.1.14а);

— изменение размеров или наклон. Эти операции задаются в диалоговом окне, вызываемом через пункт меню «Рисунок / Растянуть/Наклонить…» (рис.1.14б);

— обращение цвета — пункт меню «Рисунок / Обратить цвета».

а) б)

Рис.1.14. Диалоговые окна «Отражение и поворот» (а) и «Растяжение и наклон» (б)

1.9. Задания на выполнение лабораторной работы

В рамках лабораторной работы необходимо изучить и опробовать работу всех рассмотренных программ. На дискете предоставить следующие материалы.

1. Две папки — «Документы» и «Рисунки».

2. Внутри папки «Документы» должен быть текстовый файл «Анкета.txt». Данный файл должен быть создан в Блокноте и содержать анкетные данные студента по следующим пунктам:

— фамилия, имя, отчество;

— учебное заведение, которое закончили;

— где изучали информатику (в школе, лицее, на курсах и т.д.);

— характер обучения информатике (срок обучения, периодичность лекционных и практических занятий, а также форма проведения практических занятий: на доске и бумаге, десять человек на один компьютер, каждый персонально сидел за Pentium IV и т.д.);

— что изучали на информатике (теоретические разделы и программные продукты);

— что изучили самостоятельно;

— что хотели бы изучить.

На последней строке анкеты привести число, равное факториалу количества лет студенту. Например, «25! = 15511210043330985984000000». Данное число подсчитать с помощью программы Калькулятор и скопировать через буфер.

3. Внутри папки «Рисунки» должен быть рисунок «Картина.bmp». Данный файл должен быть создан в графическом редакторе Paint и содержать рисунок с произвольным содержанием. Единственное требование к содержанию – при рисовании должны быть использованы все фигуры и текст.

Оцените статью