Как линукс под свой комп

Создание операционной системы на базе ядра linux. С нуля

Рано или поздно каждый пользователь Линукса задумывается над созданием собственного дистрибутива. Некоторые аргументируют это тем, что можно «все настроить под себя». Другие сетуют на то, что среди уже представленных дистрибутивов в Ветке нет идеального. А у них, якобы, есть суперконцептуальные идеи для собственной системы. Зачем я всю эту психологию затеял? Для того, чтобы сразу перекрыть кислород играющимся с Линуксом новичкам, которым делать нечего. Если уж задумались над созданием ОС, думайте до конца. Итак,

Я хочу создать ОС на базе Linux.
Сразу предупреждаю: был бы XVIII век, всех тех, кто для основы своей будущей системы выбирает другой развитый дистрибутив (и, не дай Бог, популярный. ) ждала бы виселица. Пост именно про создание системы с нуля, а значит, всякие Slax и Linux Mint мы трогать не будем.

Шаг 1. Выбор носителя
Вариантов немного: либо ваша ОС запускается с LiveCD, либо с жесткого диска, либо с флеш-устройства. Сразу оговорюсь: не скажу в посте ни слова про жесткий диск, потому что гораздо удобнее создавать гибкий дистрибутив из серии «все свое ношу с собой», либо залоченный дистрибутив на оптическом диске. Если вы научитесь создавать LiveCD или LiveUSB систему, с установкой на жесткий диск проблем не будет.

На всякий случай, приготовьте чистую флешку, CD-диск, и установите, наконец, Virtualbox.

Шаг 2. Компиляция ядра
По поводу выхода третьего ядра Linux, этот шаг воодушевляет на дальнейшие разработки… Итак, нам нужны исходники ядра. Каждый пользователь знает, что их можно достать на сайте kernel.org. Ни в коем случае, слышите?, никогда не прикручивайте к своей системе постороннее ядро, скомпилированное не вами!

Поскольку лень моя зашкаливала, я создал папку /linuxkernel и распаковал туда архив с исходниками. Залогинившись под рутом, я сделал следующее:

cd /linuxkernel
make menuconfig

В принципе, ядро можно конфигурировать тремя способами: make config (диалоговая конфигурация), make menuconfig (псевдографическая конфигурация через ncurses), а также make xconfig (графическая конфигурация). Суть в том, что make config испортит вам настроение надолго, т.к. он задаст все возможные вопросы по всем аспектам всех тем. Проблема с make xconfig встречается не у всех, но вот у меня встречалась и встречается. Если приспичило сделать через X, разбирайтесь сами. Оптимальный вариант — make menuconfig. Эта штука откроет вам псевдографический интерфейс, через который вы сможете настроить ядро на свой лад. Штука требует библиотеки ncurses, которая легко устанавливается.

В принципе, если ваш мозг хоть сколько понимает Линукс, вы разберетесь с конфигурированием. Процесс это интересный, вариантов действительно много, а справка, хоть и на английском языке, но все же радует своей доступностью и простотой.

Однако, направить вас все же придется. Перейдите по адресу File Systems —> и поставьте необходимые звездочки. Буква M означает, что поддержка того или иного драйвера осуществляется с помощью подключения к ядру внешнего модуля (ненавижу их!). Нам понадобится также поддержка isofs, для чтения дисков. File Systems —> CD-ROM/DVD Filesystems —> ISO 9660 CDROM file system support. Можно еще поддержать древнедосовские системы.

Чмошные разработчики Mandriva забыли разрешить File systems —> DOS/FAT/NT Filesystems —> NTFS write support, и на одном из их дистрибутивов я мучился с доступом к древневиндовскому разделу.

Посмотрите Processor type and features —> Processor family, мне порекомендовали выбрать Pentium-MMX.

Еще поройтесь в Device Drivers, полезно. Можете шутки ради понавыбирать там все и скомпилировать ядро весом > 50 Мб.

Далее. Ядро после загрузки себя должно загружать, собственно, систему. Либо из скомпилированных в себе файлов (используются во встраиваемых системах), либо из CPIO архива, сжатого чем-нибудь, либо из Initrd. Здесь вам не DOS, здесь не получится сразу сослаться на какой-нибудь init’овый файл в корневом каталоге диска или флешки. На самом деле получится, не слушайте дядю Анникса! Неправильно это, хоть в Интернете по этому поводу уже нехилая полемика ведется. В своей системе мы будем использовать initrd, т.к. это удобно, и не вызовет нецензурных выражений от сторонних разработчиков, в отличие от CPIO архива.

Ах, да, скомпилируйте ядро командой

Если у вас x86, найдете его по адресу /linuxkernel/arch/x86/boot/bzImage.

Для суровых челябинских программистов можно использовать Кросс-компайлинг…

Теперь нам нужен initrd с установленной там простейшей оболочкой. Мы будем использовать busybox, потому что эта няша может все. Способ мы украдем у Роберто де Лео, создателя Movix (я бы даже уважать его начал, если бы не запредельная любовь к Perl):

dd if=/dev/zero of=/dev/ram0 bs=1k count=5000 — Создаем Ramdisk в оперативной памяти нашего компьютера.
mke2fs -m0 /dev/ram0 5000 — Форматируем Ramdisk в системе Ext2
mkdir /distro — Создаем папку
mount /dev/ram0 /distro — Монтируем в папку /distro

Все, теперь у нас есть Ramdisk, емкостью в 5 Мб. Можно и больше, только не нужно. В отличие от Томаса Матеджисека, я не собираюсь пичкать initrd модулями в Squashfs, сжатыми LZMA. Все, что необходимо, будет скомпилировано вместе с ядром. Да, это не очень логично и правильно, но мороки в сто раз меньше. А специально для тех, кто осуждает такой подход, можно разрешить опцию модульности в ядре: Enable loadable module support.

В нашем Ramdisk’е, смонтированном в /distro, есть такая папка, lost+found. Это потому, что мы отформатировали его в ext2. Ни в коем случае нельзя ее удалять, хоть она здесь вряд ли поможет, образ-то фиксированный. Нам бы busybox сначала поставить…

Установка Busybox
Вот почему у таких классных проектов такие отстойные сайты? Хотя… это уже не суть важно, если исходники скачаны и успешно распакованы в папку /busybox.

Сконфигурировать busybox можно так же:

cd /busybox
make menuconfig

Если вы еще не поняли, что это, объясню. Busybox заменяет тонны UNIX приложений, хранящихся в папках /bin, /sbin, /usr/bin, /usr/sbin. Вместо этого, создается только одно приложение: /bin/busybox, а на него создается куча ссылок в указанных выше папках. Установим busybox следующей командой:

make CONFIG_PREFIX=/distro install

Еще Busybox создаст файлы /sbin/init и зачем-то /linuxrc, чтобы ваша система корректно запустилась. Но не все необходимые папки были созданы. Так что завершаем все руками и создаем:

/distro/etc
/distro/lib
/distro/dev
/distro/mnt
distro/proc
/distro/root
/distro/tmp
/distro/root

Читайте также:  Mqtt брокер для windows как пользоваться

Если что забыл — вспомните, т.к. директории эти забыть сложно.

Все бы хорошо, вот только busybox для работы требует библиотеки, которые нужно скопировать в наш дистрибутив. Очень легко узнать, какие:

Программа покажет нам библиотеки, требуемые для нашей оболочки. Сразу говорю: linux gate создается ядром и скопирован быть не может.

При копировании библиотек можно отсекать отладочную информацию (так Роберто советует):

objcopy —strip-debug откуда куда

Делаем из Линукса Линукс

Надо создать несколько системных текстовых файлов:

Нам нужен /etc/inittab. Удивлю вас: в начале жизни система даже не знает, что такое Root. У нас даже пользователь безымянный, но вот файл общесистемных низкоуровневых фич (ОНФ) должен присутствовать. Пилотное содержание файла следующее:

# Запустить оболочку в консоли.
::respawn:-/bin/sh

# Перезагрузка по нажатии на Ctrl+Alt+Del.
::ctrlaltdel:/sbin/reboot

# Команды, выполняемые перед выключением и перезагрузкой.
::shutdown:/sbin/swapoff -a >/dev/null 2>&1
::shutdown:/bin/umount -a -r >/dev/null 2>&1

Следующий файл — /etc/fstab. Это таблица, в которой описано, что и куда монтировать при загрузке. Вещь бесполезная! Нам нужно обязательно смонтировать proc, иначе вообще ничего работать не будет, так что в файле пишем:

none /proc proc defaults 0 0

Для mount нужен также файл /etc/mtab. Создайте его и оставьте пустым.

Но mount сделает все необходимое только тогда, когда мы явно его об этом попросим. А просить мы будем в том самом первозагрузочном файле /etc/rc.d/rc.S (rc.d — папка). Вежливо попросим:

/bin/mount -av -t nonfs

Еще нам необходим файл профиля (b)(a)sh, тут вообще раздолье для фантазии. Создаем файл /etc/profile и заполняем следующим:

PATH=»$PATH:/bin:/sbin:/usr/bin:/usr/sbin:»
LESS=-MM
TERM=linux
HOME=/root
PS1=’> ‘
PS2=’> ‘
ignoreeof=10
export PATH DISPLAY LESS TERM PS1 PS2 HOME ignoreeof

Понадобится также файл /etc/shell, в котором указано, что есть оболочка:

Вот собственно и все. Можно записывать наш Ramdisk в файл.

mkdir /os — папка для «готового».
umount /dev/ram0 — размонтируем кусочек оперативной памяти.
dd if=/dev/ram0 of=/os/initrd bs=1k count=5000 — создаем файл.
gzip /os/initrd — сжимаем файл initrd

Создание загрузочной флешки

«Финишная прямая» нашей маленькой разработки. Берем флешку, вставляем, форматируем в vfat (можно и в ext, но не забывайте, что еще не все пользователи Windows застрелились).

На флешке создаем папку boot, в ней папки initrd и kernel.

Из папки /os копируем сжатый Ramdisk в папку boot/initrd на флешке, называем «main.gz». Из папки с исходниками ядра копируем bzImage в папку boot/kernel на флешке, называем «main.lk». Достаем файлы загрузчика Syslinux (в Интернете, либо из другого дистрибутива: тут не принципиально), а именно syslinux.bin, syslinux.boot, syslinux.cfg. Копируем их в корневой каталог нашей флешки. В файле syslinux.cfg пишем что-то подобное:

default mm
prompt 1
timeout 100
label mm
kernel /boot/kernel/main.lk
append initrd=/boot/initrd/main.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label mc
kernel /boot/kernel/main.lk
append initrd=/boot/initrd/custom.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label cm
kernel /boot/kernel/custom.lk
append initrd=/boot/initrd/main.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label cc
kernel /boot/kernel/custom.lk
append initrd=/boot/initrd/custom.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label hd
localboot 0x80

Тем самым мы поддержали кастомные initrd и ядро, которые, эксперимента ради, можно подключить к нашему дистрибутиву.

Узнаем, каким девайсом в системе является наша флешка (можно запустить mount без параметров и посмотреть). Это либо /dev/sdb1, либо /dev/sdc1, либо /dev/sdd1. Стоит отмонтировать флешку перед началом установки.

Устанавливаем syslinux (если пакета в системе нет, apt-get install syslinux):

syslinux -d путь_к_устройству

В корневом каталоге флешки должен появиться файл ldlinux.sys. Если он есть, значит syslinux.bin, syslinux.boot больше не нужны.

Как настроить BIOS на загрузку из флешки, я вам рассказывать не буду — это легко. Скажу только, что очень удобно создать папку /boot/initrd/init, в которую можно будет смонтировать /boot/initrd/main, для последующей работы с ним. Только не забудьте разжимать и сжимать его gzip’ом.

Как-бы я только что рассказал вам, как создать с нуля систему на Linux. Легко, не правда ли? Далее вы можете редактировать скрипт /sbin/init, ведь у вас еще много работы! Вы должны будете написать скрипт для монтирования флешки, который делает chroot в корневой каталог. В противном случае, вы вынуждены будете работать с ReadOnly разделом, величиной в 5 Мб. Но это уже совсем другая история.

Томас Матеджисек — создатель Slax и Linux Live Scripts.
Роберто де Лео — создатель Movix.

Источник

Собираем и устанавливаем свою Linux-систему на микроконтроллер STM32MP1


Примечание переводчика: эта статья уже выходила в блоге, но из-за мисклика вышла как оригинальная статья. Выпускаю ее снова, указав автора оригинала и ссылку на него

В этой статье мы автоматизируем процесс сборки и установки Linux-системы на микроконтроллер STM32MP157-DK2. ОС будет обладать минимальной функциональностью, но зато мы соберём из исходников собственную систему. А поможет нам в этом Buildroot — система сборки Linux-дистрибутивов.

Что такое Buildroot?

Сначала вспомним, что Linux-система состоит из достаточно большого количества разных компонентов. Так как мы здесь говорим про embedded-платформы, выделим следующие компоненты:

  1. Загрузчик (обычно для архитектуры ARM это U-Boot): выполняет инициализацию HW, загружает ядро Linux и стартует его.
  2. Собственно, само ядро, управляющее процессами и памятью, содержащее планировщик, файловые системы, сетевой стек и, конечно, все необходимые драйвера для вашей аппаратной платформы.

Пользовательские библиотеки и приложения из open source экосистемы: командные оболочки, библиотеки для работы с графикой, сетью, шифрованием и так далее.

  • Внутренние пользовательские библиотеки и приложения, реализующие какую-то свою «бизнес-логику».
  • Собрать все эти компоненты воедино мы можем двумя способами:

      Использовать готовый бинарный дистрибутив, например от Debian, Ubuntu или Fedora.

    Некоторые из этих дистрибутивов поддерживают архитектуру ARMv7. Основное преимущество этого решения в том, что оно простое: эти бинарные дистрибутивы знакомы большинству пользователей Linux-систем, они имеют красивую и простую в использовании систему управления пакетами, все пакеты предварительно скомпилированы, поэтому нашей цели можно достичь очень быстро. Однако собранные таким образом системы обычно сложно кастомизировать (компоненты уже созданы, поэтому вы не можете легко изменить их конфигурацию в соответствии с вашими потребностями) и сложно оптимизировать (с точки зрения объёма занимаемой памяти или времени загрузки).

    Они позволяют собрать Linux-систему непосредственно из исходного кода. А это означает, что систему будет легко оптимизировать и кастомизировать под свои нужды. Конечно же, этот способ намного сложнее, а на компиляцию кода придётся потратить немало процессорного времени.

    Мы выбираем второй способ. В этой статье используем Buildroot, потому что с этой системой сборки достаточно просто разобраться и она подходит для embedded-платформ.

    Buildroot — это набор make-файлов и скриптов, которые автоматизируют загрузку исходного кода различных компонентов, их извлечение, настройку, сборку и установку. В конечном итоге он генерирует образ системы, готовый к прошивке и обычно содержащий загрузчик, файл-образ ядра Linux и корневую файловую систему.

    Читайте также:  Лучшие антивирусы для windows 10 ноутбук

    Важно отметить, что Buildroot не поставляется с исходными кодами Linux, с U-Boot или с другими компонентами. Он всего лишь содержит набор скриптов и инструкций, описывающих, какой исходный код загружать и какие настройки использовать при сборке.

    Как собрать Linux-систему с Buildroot?

    Начнём с установки самой системы Buildroot, а потом перейдём к её настройке:

    Обычно настройка Buildroot делается с помощью команды make menuconfig, которая позволяет указать необходимые опции для вашей системы. Но мы вместо этого используем свою конфигурацию, которую мы создали заранее — специально для STM32MP157-DK2. Она находится в моём репозитории.

    Мы могли бы сразу приступить к сборке, так как эта конфигурация работает нормально. Но здесь я хочу показать, как можно изменить конфигурацию и ускорить сборку. Мы изменим всего один параметр. Для этого запустим утилиту menuconfig (она встроена в Buildroot). Если кто-то из вас уже настраивал ядро ​​Linux, этот инструмент должен быть вам интуитивно понятен, поскольку это просто утилита для настройки.

    Если команда не сможет работать из-за отсутствия библиотеки ncurses, установите пакет libncurses-dev или ncurses-devel (точное название пакета будет зависеть от версии Linux ОС, на которой вы запускаете Buildroot). Библиотека ncurses предназначена для управления вводом-выводом на терминал.

    Успешно выполнив menuconfig, перейдём в подменю Toolchain. По умолчанию в Toolchain Type выбрана опция . Нужно изменить её на , нажав ENTER.

    Дело в том, что по умолчанию Buildroot использует собственный кросс-компилятор. Выбрав опцию , мы можем использовать более шустрый кросс-компилятор, специально заточенный под архитектуру ARMv7.

    Выходим из menuconfig и сохраняем изменения. Теперь пришло время поработать с командой make. Я люблю всё логировать, поэтому она будет выглядеть вот так:

    На этом этапе система сборки Buildroot проверит наличие всех необходимых пакетов. Если чего-то не обнаружит, то выполнение команды прервётся. Если это произойдёт, на сайте Buildroot посмотрите раздел System requirements > Mandatory packages и установите все необходимые зависимости. После этого можно запускать команду заново.

    На моей машине команда make работала 10 минут. После сборки появится набор каталогов и файлов (самое интересное лежит в output/images):

      output/images/zImage: здесь лежит ядро Linux;

  • output/images/stm32mp157c-dk2.dtb: блоб-файл дерева устройств (Device Tree Blob);
  • output/images/rootfs.: файл-образ корневой файловой системы ext4, которая на сегодняшний день является самой популярной;

    output/images/u-boot-spl.stm32: загрузчик первой стадии;

    output/images/u-boot.img: загрузчик второй стадии;

  • output/images/sdcard.img: финальный образ для SD-карты, сгенерированный на основе предыдущих образов.
  • Прошивка и тестирование системы

    Запишем sdcard.img на карту microSD:

    Не забудьте проверить, что в вашей системе карта microSD определяется как /dev/mmcblk0 (и на всякий случай предупреждаю: после того, вы запишете туда образ, вся информация на этой карточке будет затёрта)!

    Подключите карту к микроконтроллеру.

    Соедините USB-кабелем ваш компьютер и micro-USB разъём с надписью ST-LINK CN11 на плате. Ваша машина должна распознать устройство с именем /dev/ttyACM0, через которое вы сможете получить доступ к последовательному порту платы. Установите на свой компьютер и запустите программу для общения с последовательным портом. Лично мне очень нравится picocom:

    Он подходит для embedded-систем, так как занимает минимальный объём памяти (менее 20 КБ) и имеет подробную документацию.

    Наконец, включите плату, воткнув кабель USB-C в разъём PWR_IN CN6. Затем на последовательный порт начнут приходить сообщения. Нам важно, что в конце появится приглашение залогиниться в системе Buildroot. Можно войти в систему с пользователем root, пароль вводить не нужно.

    Этапы загрузки системы и вход

    Рассмотрим основные этапы процесса загрузки, изучая сообщения, которые приходят на последовательный порт:

    Это сообщение от загрузчика первой стадии: код, содержащимся в файле u-boot-spl.stm32 скомпилирован как часть загрузчика U-Boot. Его непосредственно загружает STM32MP157. Загрузчик первой стадии должен быть достаточно маленьким, чтобы поместиться во внутреннюю память STM32MP157.

    Это сообщение от загрузчика второй стадии, который был выгружен из внутренней памяти устройства во внешнюю память загрузчиком первой стадии. Загрузчик второй стадии — это файл u-boot.img, который также является частью загрузчика U-Boot.

    Эти сообщения печатает загрузчик второй стадии: мы видим, что он загрузил образ ядра Linux (файл zImage) и блоб дерева устройств (файл stm32mp157c-dk2.dtb), описывающий нашу аппаратную платформу. Хорошо, U-Boot загрузил оба файла в память: теперь он готов к запуску ядра Linux.

    И сразу появляются первые сообщения ядра Linux, показывающие версию Linux и дату/время сборки. Далее идут другие, не слишком интересные сообщения… Нам нужно дождаться вот этого:

    Это сообщение указывает на то, что ядро ​​смонтировало корневую файловую систему. После этого ядро ​​запустит первый пользовательский процесс. Поэтому следующие сообщения будут связаны с инициализацией пользовательских служб:

    И вот, наконец, появляется то самое сообщение от Buildroot с просьбой залогиниться.

    После входа в систему вы получите доступ к командной оболочке Linux. Введя команду ps, можно посмотреть список процессов, команда ls/ покажет содержимое корневой файловой системы и так далее.

    Также можно немного поиграться с платой — например, включить и выключить один из светодиодов:

    Как сделать это «с нуля»?

    Углубляемся в основы конфигурирования Buildroot

    В начале статьи мы говорили про настройку и оптимизацию конфигурации Buildroot. По идее, для этого нужно сначала изучить основы конфигурирования в этой системе. Поэтому вернёмся в прошлое к команде make menuconfig.

    В меню Target options выбрана архитектура ARM Little Endian, а в Target Architecture Variant указан Cortex-A7. На этом процессоре как раз построен наш микроконтроллер.

    В меню Build options используем все значения по умолчанию.

    Как я писал выше, в меню Toolchain вместо кросс-компилятора по умолчанию был выбран пункт .

    В меню System configuration мы произвели следующие изменения:

      Оверлей-каталоги корневой файловой системы определены как board/stmicroelectronics/stm32mp157-dk/overlay/. Эта опция сообщает Buildroot, что содержимое этого каталога должно быть скопировано в корневую файловую систему в конце сборки. Такой подход позволяет добавлять собственные файлы в корневую файловую систему.

  • Для пользовательских скриптов, запускаемых после создания образов файловой системы, задано значение support/scripts/genimage.sh, а для параметра Extra arguments, передаваемого в пользовательские скрипты, задано значение -c board/stmicroelectronics/stm32mp157-dk/genimage.cfg. Это означает, что Buildroot должен вызвать скрипт genimage.sh в самом конце сборки: его цель — сгенерировать финальный образ для SD-карты, который мы уже использовали.
  • В меню Kernel мы выбрали версию Linux и путь для конфигурации ядра:

      Мы загрузили исходники ядра Linux с Github с помощью макроса Buildroot под названием github. В соответствии с выбранной версией (v4.19-stm32mp-r1.2), Buildroot пошёл в репозиторий (https://github.com/STMicroelectronics/linux/) и загрузил оттуда ядро.

    Читайте также:  Microsoft windows store repair

    Мы указали путь для конфигурации ядра: board/stmicroelectronics/stm32mp157-dk/linux.config. Конфигурацию ядра также можно кастомизировать для ваших нужд (эта тема выходит за рамки данной статьи).

    Мы включили опцию и записали в In-tree Device Tree Source file names имя нашего файла stm32mp157c-dk2. И тогда Buildroot сможет сформировать и использовать дерево устройств именно для нашей платформы.

  • Мы установили для Install kernel image значение , поэтому образ ядра и дерево устройств будут находится в каталоге/bootкорневой файловой системы. U-Boot будет загружать их как раз оттуда.
  • В меню Target packages оставили значения по умолчанию: активен только пакет BusyBox. BusyBox — очень популярный инструмент для embedded-платформ: это легковесная альтернатива Linux shell и другим инструментам командной строки (cp, mv, ls, vi, wget, tar). Для нашей системы нам хватит одного BusyBox!

    В меню Filesystem images активировали ext2/3/4root filesystem и выбрали ext4. Эта файловая система отлично подходит для SD-карт.

    Теперь в меню Bootloaders активируем U-Boot, для которого выполняем следующий набор действий:

    U-Boot используем с предустановленной конфигурацией stm32mp15_basic, которую мы указываем для нашей платы с помощью defconfig.

    Вообще, эта конфигурация предполагает использование сторожевого таймера STM32. Но в нашей минималистичной версии Linux его нет. Поэтому мы пойдём в файл board/stmicroelectronics/stm32mp157-dk/uboot-fragment.config и отключим сторожевой таймер для текущей конфигурации. Если мы захотим расширить возможности нашей Linux-системы и добавить его, то использование таймер нужно вновь разрешить.

    Подменю U-Boot binary format: тут нужно предупредить Buildroot, что для загрузчика второй стадии должен быть создан образ u-boot.img, и именно его нужно будет поместить в output/images.

    Мы также сообщаем Buildroot, что на базе нашей конфигурации для U-Boot будет собран загрузчик первой стадии (файл spl/u-boot-spl.stm32). Его тоже нужно будет разместить в output/images.

    В окружение U-Boot мы добавляем опцию DEVICE_TREE=stm32mp157c-dk2. Она понадобится в процессе сборки U-Boot, чтобы использовать дерево устройств именно для нашей платформы.

  • В меню Host utilities мы подключаем пакет genimage.
  • Вся эта конфигурация сохраняется в простом текстовом файле configs/stm32mp157_dk_defconfig, который мы загружали изначально при запуске make stm32mp157_dk_defconfig.

    Углубляемся в процесс сборки Buildroot

    Надеюсь, после изучения основ конфигурирования стало понятнее, как происходит сборка (для простоты я опустил несколько промежуточных шагов):

      Загрузка и установка компилятора с веб-сайта ARM и установка библиотек C и C ++ на нашу корневую файловую систему.

    Загрузка исходного кода ядра Linux из репозитория STMicroelectronics, сборка ядра в соответствии с нашей конфигурацией, размещение zImage и stm32mp157c-dk2.dtb в каталоге output/images, размещение корневой файловой системы в каталоге /boot. Кроме того, на этом этапе происходит установка модулей ядра в корневую файловую систему.

    Загрузка исходного кода U-Boot из репозитория STMicroelectronics, его сборка в соответствии с нашей конфигурацией, размещение u-boot-spl.stm32u-boot.img в каталоге output/images.

    Загрузка исходного кода Busybox с официального сайта, его сборка в соответствии с нашей конфигурацией и установка в корневую файловую систему.

    Копирование содержимого оверлей-каталогов в корневую файловую систему.

    Создание ext4-образа корневой файловой системы и его установка в output/images/rootfs.ext4

  • Вызов скрипта genimage.sh, который сгенерирует образ для SD-карты, output/images/sdcard.img
  • Теперь давайте посмотрим на файл board/stmicroelectronics/stm32mp157-dk/genimage.cfg, который советует утилите genimage, как нужно правильно генерировать образ для SD-карты:

    Какие конкретно указания даны в этом скрипте:

      Создать файл sdcard.img

    Этот файл должен содержать несколько разделов в соответствии с таблицей GPT partition table. Это нужно, чтобы встроенный ROM микроконтроллера STM32MP157 смог найти загрузчика первой стадии.

    Два первых раздела должны называться fsbl1 и fsbl2. Там должен храниться «сырой» бинарный код загрузчика первой стадии (отмечу, что в разделах не установлено никакой файловой системы). В коде ROM, встроенном в STM32MP157, жёстко прописано: нужно искать загрузчик первой стадии в первых двух разделах с именами, начинающимися с fsbl.

    Третий раздел (тоже без файловой системы) с именем uboot, по аналогии с предыдущим пунктом, хранит сырой бинарный файл загрузчика второй стадии. Действительно, загрузчик первой стадии должен найти загрузчика второй стадии в третьем разделе SD-карты (это определено в конфигурации U-Boot и может быть при необходимости изменено ).

  • Четвёртый раздел содержит образ файловой системы ext4, созданный Buildroot. Этот образ фактически является нашей корневой файловой системой, вместе с BusyBox, стандартными библиотеками C/C ++, а также файлом-образом ядра Linux и блоб-файлом дерева устройств.
  • Последний раздел помечен как загрузочный (bootable). Это важно, потому что конфигурация U-Boot для аппаратной платформы STM32MP157 по умолчанию следует концепции U-Boot Generic Distro Concept. При загрузке U-Boot будет искать раздел, помеченный как загрузочный, а затем внутри файловой системы, содержащейся в этом разделе, искать файл /boot/extlinux/extlinux.conf, чтобы узнать, как загрузить систему.

    Файл extlinux.conf находится внутри оверлей-каталога нашей файловой системы (board/stmicroelectronics/stm32mp157-dk/overlay/boot/extlinux/extlinux.conf), в корневой файловой системе он будет определяться как /boot/extlinux/extlinux.conf и U-Boot легко найдёт его.

    Вот что внутри этого файла:

    Таким образом мы говорим U-Boot, чтобы он загружал образ ядра из /boot/zImage, дерево устройств — из /boot/stm32mp157c-dk2.dtb. А строка root=/dev/mmcblk0p4 rootwait должна быть передана ядру Linux во время загрузки. Именно в этом выражении (root=/dev/mmcblk0p4) хранится информация о том, где находится корневая файловая система.

    Итак, сформулируем этапы загрузки собранной Linux-системы на нашей аппаратной платформе — с учётом новых подробностей:

      Встроенный в STM32MP157 ROM ищет разделы GPT, чьи имена начинаются с fsbl. Если успешно, то загружает их содержимое во внутреннюю память STM32 и запускает загрузчик первой стадии.

    В соответствии с хардкодом, он обязан загрузить из третьего раздела SD-карты загрузчика второй стадии. Так, загрузчик первой стадии инициализирует внешнюю RAM, грузит в неё загрузчика второй стадии и стартует его.

    Загрузчик второй стадии выполняет ещё одну инициализацию, а затем ищет раздел, помеченный как загрузочный (bootable). Он обнаруживает, что таковым является четвёртый раздел. Он загружает файл /boot/extlinux/extlinux.conf, благодаря которому узнаёт, где расположены ядро ​​и дерево устройств. Он загружает их и запускает ядро ​​с аргументами, указанными всё в том же файле extlinux.conf.

    Ядро Linux работает до момента монтирования корневой файловой системы, расположение которой указано в параметре root=/dev/mmcblk0p4. После монтирования корневой файловой системы ядро ​​запускает первый пользовательский процесс.

  • В данном случае первый пользовательский процесс — это /sbin/init (спасибо, BusyBox!). Он стартует несколько служб, а потом приглашает пользователя войти (ввести логин).
  • P.S. Вы можете найти исходный код для Buildroot, использованный в этой статье, вот здесь.

    Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.

    Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

    Источник

    Оцените статью