Как открыть сокет linux

Как открыть TCP-/UDP-сокет средствами командной оболочки bash

Оригинал: How to open a TCP/UDP socket in a bash shell
Автор: Dan Nanni
Дата публикации: 24 мая 2016 г.
Перевод: А.Панин
Дата перевода: 23 июля 2016 г.

Как открыть TCP-/UDP-сокет средствами командной оболочки bash

Представьте, что вам по какой-либо причине необходимо открыть TCP-/UDP-сокет на работающем под управлением Linux сервере. Например, вам нужно проверить доступность определенного порта на удаленном узле с известным адресом. Также у вас может возникнуть потребность в загрузке определенной веб-страницы с удаленного веб-сервера или задействования restful API для тестирования сетевого сервиса. Кроме того, вы можете просто захотеть соединиться с сервером IRC или каким-либо другим удаленным сервером. Но что делать в том случае, если на вашем сервере имеется лишь очень ограниченное в плане функций рабочее окружение? Так, в нем могут быть просто не установлены такие стандартные инструменты для работы с сетью, как netcat , curl и wget , при этом в вашем распоряжении может иметься лишь командная оболочка bash.

Фактически, одной из встроенных функций командной оболочки bash является функция открытия TCP-/UDP-сокетов с помощью файлов устройств /dev/tcp и /dev/udp соответственно. В данном руководстве мы постараемся разобраться в том, как открывать TCP-/UDP-сокеты, а также осуществлять посредством них прием и передачу данных в процессе работы с командной оболочкой bash.

Открытие и закрытие TCP-/UDP-сокета средствами командной оболочки bash

По сути, вы можете открыть TCP-/UDP-сокет средствами командной оболочки bash, воспользовавшись следующей синтаксической конструкцией:

Вместо строки «дескриптор-файла» следует использовать уникальные неотрицательные целочисленные идентификаторы (дескрипторы), которые будут ассоциированы с каждым из создаваемых сокетов. Файловые дескрипторы 0, 1 и 2 зарезервированы за стандартными потоками ввода ( stdin ), вывода ( stdout ) и ошибок ( stderr ) соответственно. Исходя из этого, вы должны использовать значения, начиная с 3 (которые не используются) в качестве файловых дескрипторов.

Сочетание символов «<>» указывает на то, что сокет должен быть открыт для чтения и записи. В зависимости от ваших потребностей, вы можете открыть сокет только для чтения ( » ) или только для записи ( «>» ).

В поле «протокол» может располагаться строка «tcp», либо «udp». Назначение полей «адрес-узла» и «номер-порта» не требует особых комментариев.

Например, для открытия двунаправленного TCP-сокета, соединенного с основным портом HTTP-сервера ресурса xmodulo.com, с файловым дескриптором 3 достаточно выполнить следующую команду:

После открытия сокет для чтения/записи может быть закрыт с помощью следующей синтаксической конструкции. Первая команда предназначена для закрытия входящего соединения, вторая — исходящего.

Прием и передача данных через TCP-/UDP-сокет средствами командной оболочки bash

После открытия сокета вы можете использовать его для приема или передачи сообщений.

Для передачи сообщения, хранящегося в переменной $MESSAGE , через сокет следует использовать одну из следующих команд:

Для чтения сообщения из сокета и сохранения его в переменной $MESSAGE — одну из следующих команд (в переменных $NUM_BYTES и $COUNT должны храниться числовые значения, равные количеству байт сообщения и количеству сообщений соответственно — прим.пер.):

Примеры использования TCP-/UDP-сокетов при работе с командной оболочкой bash

Ниже я привел несколько примеров сценариев, в рамках которых создаются и используются TCP-сокеты.

1. Получение веб-страницы с удаленного сервера и вывод ее исходного кода

2. Вывод информации о версии установленного на удаленном узле SSH-сервера

Фактически, приведенный выше сценарий может быть сокращен до следующего однострочного сценария:

3. Вывод информации о текущем времени, полученной с веб-сайта nist.gov

4. Проверка работоспособности соединения с сетью Интернет

5. Сканирование TCP-портов удаленного узла

Заключительные слова

Для получения возможности открытия сокетов средствами командной оболочки bash необходима активация механизма поддержки виртуальных файлов устройств сокетов на этапе сборки бинарного файла этой командной оболочки из исходных кодов (т.е., его сборки с активацией возможности «—enable-net-redirections» ). В устаревших версиях дистрибутивов данная возможность bash может быть деактивирована, причем в этом случае вы будете получать следующее сообщение об ошибке после каждой попытки открытия сокета:

Помимо командной оболочки bash, виртуальные устройства сокетов поддерживаются такими командными оболочками, как ksh и zsh.

Источник

Как открыть сокет linux

В конкурсе на лучшую компьютерную идею всех времен и народов сокеты, без сомнения, могли бы рассчитывать на призовое место. Как и другие средства межпроцессного взаимодействия, рассмотренные в этой серии статей, сокеты впервые были реализованы именно на платформе Unix (4.2BSD), однако, концепция сокетов, как универсального средства обмена данными между процессами, оказалась настолько удачна, что все современные системы поддерживают, по крайней мере, некоторое подмножество сокетов. Причины успеха сокетов заключаются в их простоте и универсальности. Программы, обменивающиеся данными с помощью сокетов, могут работать в одной системе и в разных, используя для обмена данными как специальные объекты системы, так и сетевой стек. Как и каналы, сокеты используют простой интерфейс, основанный на «файловых» функциях read(2) и write(2) (открывая сокет, программа Unix получает дескриптор файла, благодаря которому можно работать с сокетами, используя файловые функции), но, в отличие от каналов, сокеты позволяют передавать данные в обоих направлениях, как в синхронном, так и в асинхронном режиме.

Читайте также:  Windows services are disabled

Большинство программистов используют для работы с сокетами различные библиотеки высокого уровня, однако, высокоуровневые библиотеки, как правило, не позволяют задействовать всю мощь и все многообразие сокетов. Наглядный пример многообразия – файловые сокеты. Программистам Windows должны быть знакомы сетевые сокеты, которые обычно организуют обмен данными с помощью протоколов семейства TCP/IP, однако в Unix есть и другие типы сокетов, специально предназначенные для обмена данными между локальными процессами.

Сокеты в файловом пространстве имен

Константы и функции, необходимые для работы с сокетами в файловом пространстве имен, объявлены в файлах и . Как и файлы, сокеты в программах представлены дескрипторами. Дескриптор сокета можно получить с помощью функции socket(2). Первый параметр этой функции – домен, к которому принадлежит сокет. Домен сокета обозначает тип соединения (а не доменное имя Интернета, как вы могли бы подумать). Домен, обозначенный константой AF_UNIX, соответствует сокетам в файловом пространстве имен. Второй параметр socket() определяет тип сокета. значение SOCK_DGRAM указывает датаграммный сокет (я предпочитаю этот вариант написания используемому в [1] «дейтаграммный»). Датаграммные сокеты осуществляют ненадежные соединения при передаче данных по сети и допускают широковещательную передачу данных. Другой часто используемый тип сокетов – SOCK_STREAM соответствует потоковым сокетам, реализующим соединения «точка-точка» с надежной передачей данных. Впрочем, в пространстве файловых имен датаграммные сокеты также надежны, как и потоковые сокеты. Третий параметр функции socket() позволяет указать протокол, используемый для передачи данных. Мы оставляем значение этого параметра равным нулю. В случае ошибки функция socket() возвращает -1.

После получения дескриптора сокета мы вызываем функцию bind(2), которая связывает сокет с заданным адресом (связывать сокет с адресом необходимо в программе-сервере, но не в клиенте). Первым параметром функции является дескриптор, а вторым – указатель на структуру sockaddr (переменная srvr_name), содержащую адрес, на котором регистрируется сервер (третий параметр функции – длина структуры, содержащей адрес). Вместо общей структуры sockaddr для сокетов Unix (сокетов в файловом пространстве имен) можно использовать специализированную структуру sockaddr_un. Поле sockaddr.sa_family позволяет указать семейство адресов, которым мы будем пользоваться. В нашем случае это семейство адресов файловых сокетов Unix AF_UNIX. Сам адрес семейства AF_UNIX (поле sa_data) представляет собой обычное имя файла сокета. После вызова bind() наша программа-сервер становится доступна для соединения по заданному адресу (имени файла).

При обмене данными с датаграммными сокетами мы используем не функции write() и read(), а специальные функции recvfrom(2) и sendto(2). Эти же функции могут применяться и при работе с потоковыми сокетами, но в соответствующем примере мы воспользуемся «сладкой парочкой» read()/write(). Для чтения данных из датаграммного сокета мы используем функцию recvfrom(2), которая по умолчанию блокирует программу до тех пор, пока на входе не появятся новые данные.

Вызывая функцию recvfrom(), мы передаем ей указатель на еще одну структуру типа sockaddr, в которой функция возвращает данные об адресе клиента, запросившего соединение (в случае файловых сокетов этот параметр не несет полезной информации). Последний параметр функции recvfrom() – указатель на переменную, в которой будет возвращена длина структуры с адресом. Если информация об адресе клиента нас не интересует, мы можем передать значения NULL в предпоследнем и последнем параметрах. По завершении работы с сокетом мы закрываем его с помощью «файловой» функции close(). Перед выходом из программы-сервера следует удалить файл сокета, созданный в результате вызова socket(), что мы и делаем с помощью функции unlink().

Если программа-сервер показалась вам простой, то программа-клиент (fsclient.c) будет еще проще. Мы открываем сокет с помощью функции socket() и передаем данные (тестовую строку) серверу с помощью «напарника» recvfrom(), функции sendto(2):

Первый параметр функции sendto() – дескриптор сокета, второй и третий параметры позволяют указать адрес буфера для передачи данных и его длину. Четвертый параметр предназначен для передачи дополнительных флагов. Предпоследний и последний параметры несут информацию об адресе сервера и его длине, соответственно. Если при работе с датаграммными сокетами вызвать функцию connect(2) (см. ниже), то можно не указывать адрес назначения каждый раз (достаточно указать его один раз, как параметр функции connect()). Перед вызовом функции sendto() нам надо заполнить структуру sockaddr (переменную srvr_name) данными об адресе сервера. После окончания передачи данных мы закрываем сокет с помощью close(). Если вы запустите программу-сервер, а затем программу-клиент, то сервер распечатает тестовою строку, переданную клиентом.

Читайте также:  Диспетчер учетных данных windows 10 как открыть

Парные сокеты

Парные сокеты создаются функцией socketpair(2). У функции socketpair() четыре параметра. Первые три параметра функции те же, что и у socket(), а четвертым параметром является массив из двух переменных, в которых возвращаются дескрипторы. Дескрипторы сокетов, возвращенные socketpair(), уже готовы к передаче данных, так что мы сразу можем применять к ним функции read()/write(). После вызова fork() каждый процесс получает оба дескриптора, один из которых он должен закрыть. Для закрытия сокета мы используем функцию close().

При взгляде на интерфейс программирования парных сокетов может возникнуть вопрос, а почему собственно эти функции относятся к сокетам? Ведь при работе с ними мы не используем ни адреса, ни модель клиент-сервер. Это верно, но заметьте, что функции socketpair() передаются значения домена и типа сокета, так что и формально, и с точки зрения реализации в системе мы используем настоящие сокеты. Следует отметить, что указание домена в функции socketpair() выглядит явно излишне, поскольку для этой функции система поддерживает только сокеты в домене AF_UNIX (вполне логичное ограничение, если учесть, что парные сокеты не имеют имен и предназначены для обмена данными между родственными процессами).

Сетевые сокеты

Использование сетевых сокетов сделает процесс масштабирования проекта безболезненным. Впрочем, у сетевых сокетов есть и недостатки. Даже если сокеты используются для обмена данными на одной и той же машине, передаваемые данные должны пройти все уровни сетевого стека, что отрицательно сказывается на быстродействии и нагрузке на систему.

В качестве примера мы рассмотрим комплекс из двух приложений, клиента и сервера, использующих сетевые сокеты для обмена данными. Текст программы сервера вы найдете в файле netserver.c, ниже мы приводим некоторые фрагменты. Прежде всего, мы должны получить дескриптор сокета:

В первом параметре функции socket() мы передаем константу AF_INET, указывающую на то, что открываемый сокет должен быть сетевым. Значение второго параметра требует, чтобы сокет был потоковым. Далее мы, как и в случае сокета в файловом пространстве имен, вызываем функцию bind():

Переменная serv_addr, — это структура типа sockaddr_in. Тип sockaddr_in специально предназначен для хранения адресов в формате Интернета. Самое главное отличие sockaddr_in от sockaddr_un – наличие параметра sin_port, предназначенного для хранения значения порта. Функция htons() переписывает двухбайтовое значение порта так, чтобы порядок байтов соответствовал принятому в Интернете (см. врезку). В качестве семейства адресов мы указываем AF_INET (семейство адресов Интернета), а в качестве самого адреса – специальную константу INADDR_ANY. Благодаря этой константе наша программа сервер зарегистрируется на всех адресах той машины, на которой она выполняется.

Именно так переводятся на русский язык термины little-endian и big-endian. В компьютерной литературе эти термины обозначают порядок байтов, используемый процессором для представления простых многобайтовых типов (например, 32-битного целого). В оригинале же (то есть в сказочной повести Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов») так именовались враждебные общественные течения, приверженцы которых придерживались противоположных взглядов на порядок очистки яйца от скорлупы. Разногласия между остроконечниками и тупоконечниками даже стали причинной войны между Лилипутией и враждебным государством Блефуску. Впрочем, в компьютерном мире проблемы порядка байтов могут достигать совсем не лилипутских размеров. На процессорах Intel порядок байтов остроконечный, а, например, в системах MacOS X – Power PC Sun SPARC — тупоконечный (если учесть, что Apple отказалась от PowerPC, а Sun заменяет RISC-архитектуры оптеронами, получится, что остроконечники побеждают). Однако протоколы Интернета используют «тупоконечный» порядок байтов. Для того чтобы избежать путаницы, во всех системах, включая «тупоконечников» рекомендуется использовать функцию htons(). Эта функция «знает» порядок байтов в системе и, если нужно, приводит его в соответствие с принятым в протоколах TCP/IP. В русскоязычном Интернете одно время кочевала статья, в которой утверждалась (впрочем, шутливо), что чуждый для Intel порядок байтов и вызванная этим необходимость в дополнительной операции перестановки являются результатом заговора со стороны гигантских софтверных компаний. В книге [1] используются термины «прямой порядок байтов» для little-endian и «обратный порядок байтов» для big-endian.

Читайте также:  Установить vs code kali linux

Чтобы понять, что мы должны делать дальше, давайте вспомним, как работает сетевая подсистема Unix и, в данном случае, любой другой ОС. Сетевой сервер должен уметь выполнять запросы множества клиентов одновременно (наш сервер netserver.c фактически может обработать запрос только одного клиента, но речь сейчас идет об общем случае). При этом в соединениях «точка-точка», например, при использовании потоковых сокетов, для каждого клиента у сервера должен быть открыт отдельный сокет. Из этого следует, что мы не должны устанавливать соединение с клиентом через сам сокет sock, предназначенный для прослушивания входящих запросов (обычно, при использовании сетевых сокетов мы и не можем этого сделать), иначе все другие попытки соединиться с сервером по указанному адресу и порту будут заблокированы. Вместо этого мы вызываем функцию listen(2), которая переводит сервер в режим ожидания запроса на соединение:

Второй параметр listen() – максимальное число соединений, которые сервер может обрабатывать одновременно. Далее мы вызываем функцию accept(2), которая устанавливает соединение в ответ на запрос клиента:

Получив запрос на соединение, функция accept() возвращает новый сокет, открытый для обмена данными с клиентом, запросившим соединение. Сервер как бы перенаправляет запрошенное соединение на другой сокет, оставляя сокет sock свободным для прослушивания запросов на установку соединения. Второй параметр функции accept() содержит сведения об адресе клиента, запросившего соединение, а третий параметр указывает размер второго. Так же как и при вызове функции recvfom(), мы можем передать NULL в последнем и предпоследнем параметрах. Для чтения и записи данных сервер использует функции read() и write(), а для закрытия сокетов, естественно, close(). В программе-клиенте (netclient.c) нам, прежде всего, нужно решить задачу, с которой мы не сталкивались при написании сервера, а именно выполнить преобразование доменного имени сервера в его сетевой адрес. Разрешение доменных имен выполняет функция gethostbyname():

Функция получает указатель на строку с Интернет-именем сервера (например, www.unix.com или 192.168.1.16) и возвращает указатель на структуру hostent (переменная server), которая содержит имя сервера в приемлемом для дальнейшего использования виде. При этом, если необходимо, выполняется разрешение доменного имени в сетевой адрес. Далее мы заполняем поля переменной serv_addr (структуры sockaddr_in) значениями адреса и порта:

Программа-клиент открывает новый сокет с помощью вызова функции socket() аналогично тому, как это делает сервер (дескриптор сокета, который возвращает socket() мы сохраним в переменной sock), и вызывает функцию connect(2) для установки соединения:

Теперь сокет готов к передаче и приему данных. Программа-клиент считывает символы, вводимые пользователем в окне терминала. Когда пользователь нажимает , программа передает данные серверу, ждет ответного сообщения сервера и распечатывает его.

На протяжении этой статьи мы несколько раз упоминали не-блокирующие сокеты. Остановимся на них немного подробнее. О не-блокирующих сокетах вам нужно знать, прежде всего, то, что ими можно не пользоваться. Благодаря многопоточному (многопрограммному) программированию мы можем использовать блокирующие сокеты во всех ситуациях (и тогда, когда нам нужно обрабатывать несколько сокетов одновременно, и тогда, когда нам требуется возможность прервать операцию, выполняемую над сокетом). Рассмотрим, тем не менее, две функции, необходимые для работы с не-блокирующими сокетами. По умолчанию функция socket() создает блокирующий сокет. Чтобы сделать его не- блокирующим, мы используем функцию fcntl(2):

Теперь любой вызов функции read() для сокета sock будет возвращать управление сразу же. Если на входе сокета нет данных для чтения, функция read() вернет значение EAGAIN. Для поверки состояния не-блокирующих сокетов можно воспользоваться функцией select(2). Функция select() способна проверять состояние нескольких дескрипторов сокетов (или файлов) сразу. Первый параметр функции – количество проверяемых дескрипторов. Второй, третий и четвертый параметры функции представляют собой наборы дескрипторов, которые следует проверять, соответственно, на готовность к чтению, записи и на наличие исключительных ситуаций. Сама функция select() – блокирующая, она возвращает управление, если хотя бы один из проверяемых сокетов готов к выполнению соответствующей операции. В качестве последнего параметра функции select() можно указать интервал времени, по прошествии которого она вернет управление в любом случае. Вызов select() для проверки наличия входящих данных на сокете sock может выглядеть так:

Все, что касается функции select() теперь объявляется в заголовочном файле (раньше объявления элементов функции select() были разбросаны по файлам , и ). В приведенном фрагменте кода FD_SET и FD_ISSET – макросы, предназначенные для работы с набором дескрипторов fd_set.

На этом мы закончим знакомство с увлекательным миром межпроцессного взаимодействия Linux. Следующая статья будет посвящена управлению процессами, сигналам и потокам.

Источник

Оцените статью