Как поставить opengl linux

Linux.yaroslavl.ru

Linux потихоньку пробивается на компьютеры пользователей, а среди них, как известно, находятся любители поиграть — для них важна поддержка 3D. Владельцам видеокарт на базе чипов nVidia легче — скачиваем драйверы с сайта компании http://www.nvidia.com/ под вашу версию ядра Linux, а далее устанавливаем согласно инструкции. Но в последнее время стали пользоваться популярностью, и вполне заслужено, видеокарты на чипах конкурента — ATI. О настройке поддержки 3D в Radeon’ax и пойдет далее речь.

Самое интересное, что в большинство дистрибутивов такая поддержка включена изначально, и для ее активации не хватает всего лишь пары строк в конфигурационных файлах. Но сейчас понемногу растет популярность самосборных дистрибутивов — для их владельцев остановимся на этом вопросе детальнее.

В четвертой версии XFree86 (http://www.xfree86.org/), как и в ядре серии 2.4.* , реализована технология DRI (Direct Rendering Infrastructure) , позволяющая включить аппаратную поддержку 3D-графики. Это специальная программная архитектура для координации работы ядра Linux, системы X-Window (см. статью «Настройка X-Window» МК «26-27 (249-250)), аппаратной поддержки 3D-графики и OpenGL-движка. В отличие от nVidia, которая предоставляет уже откомпилированные версии своих драйверов, ATI всячески поддерживает DRI-проект, и драйвера для ее карт поставляются в исходных текстах, что позволяет встроить их в ядро. В настоящее время ядром 2.4.20 поддерживается DRI для следующих карт: 3dfx Banshee/Voodoo3+ , ATI Rage 128 , ATI Radeon , Intel I810 , Intel 830M , Matrox g200/g400 и SiS , поэтому большинство нижесказанного касается и их, за исключением разве что опций конфигурирования X-Window. Но и это не все: при компиляции ядра с поддержкой DRI для соответствующей карты есть возможность вместо старых драйверов установить/подменить более свежую версию, и никто не догадается о подвохе. Но обо всем по порядку. Для всех действий понадобятся права root, и желательно, но для любителей острых ощущений необязательно, сделать бэкап всех упоминаемых в статье каталогов, чтобы в случае неудачи можно бы было спокойно вернуться к рабочей конфигурации.

Установка библиотек OpenGL.

Для начала необходимы библиотеки поддержки OpenGL (о DirectX, как вы понимаете, и речи быть не может). Марка OpenGL является зарегистрированным торговым знаком Silicon Graphics, Inc , в простонародье просто SGI . Естественно, за библиотеки такого уровня обычно требуют баксюки, причем иногда немалые, но нас это мало должно волновать, так имеется свободная версия библиотек, совместимых с API OpenGL от SGI — Mesa от Брайана Пауля (Brian Paul) . Проект существует и развивается уже давно, с августа 1993 года, первая версия библиотек увидела свет в феврале 1995, после чего у Брайана появилось довольно много добровольных помощников. Эти библиотеки эмулируют API библиотек OpenGL и разрабатываются с разрешения Silicon Graphics, но автор предупреждает, что не имеет лицензии от этой компании, также упоминает о возможной несовместимости продукта. В ноябре 2002 вышла в свет пятая версия Mesa, которая эмулирует API OpenGL версии 1.4. Если в вашем дистрибутиве нет Mesa-библиотек (что очень легко проверить, убедившись в наличие файлов libGL и/или libMesa , которые обычно находятся в /usr/X11R6/lib), их, естественно, придется сначала установить. В различных дистрибутивах пакеты могут называться по-разному, например, в RedHat 9 это XFree86-Mesa-libGL-4.3.0-2.i386.rpm, в АLTLinux — Mesa-4.0.2-alt1.i586.rpm, так что придется немного поискать. Зато, собрав OpenGL-библиотеки из исходников, можно увеличить производительность 3D процентов этак на двадцать. А посему идем на сайт http://www.mesa3d.org/ и скачиваем оттуда последнюю версию (1.58 Мб), для интереса можно скачать и демки (870 Кб) которые предлагаются на сайте, или трехмерный анализатор спектра в виде плагина к XMMS. Далее все просто:

Поздравляю, вы сделали это. Теперь проверяем результат:

Эта команда выдаст все, что она думает об установленном OpenGL. А чтобы воочию увидеть результат своей деятельности и заодно измерить fps, даем команду # glxgears.

Единственная неприятность может подстерегать при запуске приложений. Выглядит она примерно так:

Т.е. программа не может найти библиотеку libGL.so.1. Решается проблема в большинстве случаев очень просто — создается символическая ссылка с требуемым именем: # ln -s /usr/X11R6/lib/libGL.so.1.2 /usr/X11R6/lib/libGL.so.1 (или сразу в /usr/lib) и дается команда /sbin/ldconfig.

В принципе, можно теперь приступать к конфигурированию собственно X-Window, чтобы та смогла обнаружить нововведения. Но мы ведь договорились, что собираем дистрибутив с нуля, а потому скажем еще пару слов об опциях компиляции ядра.

В секции Character Devices необходимо выбрать пункты /dev/agpgart(AGP Support) , Direct Rendering Infrastructure и, наконец, определить используемую видеокарту — в нашем случае это ATI Radeon DRI 4.x driver . Все это должно компилироваться как модули. Дополнительно, для того чтобы указать процессору, что некоторые участки памяти (framebuffer и апертуры регистра видеокарточки) должны обрабатываться иначе — это ускоряет вывод 2D и рекомендуется для 3D, — во вкладке Processor type and features включаем MTRR ( Memory Type Range Register ). MTRR — это регистры, определяющие тип кэширования памяти для процессоров Intel Pentium Pro и выше (а также K6-2 и выше).

Читайте также:  Custom onephone pro для windows

После этого ядро собрано и загружается без всяких там Kernel Panic. Признаю, что это получается не сразу, иногда приходится долго подбирать опции. У меня первая сборка удалась раза с десятого, зато сейчас отконфигурировать ядро — как два бита передать. В готовых же дистрибутивах обычно все уже включено, и можно переходить к следующему этапу.

Конфигурирование системы X-Window

Открываем файл XF86Config/XF86Config-4 в любимом текстовом редакторе и правим. В секции Section «Module» добавляем следующие строки:

А в Section «Device» проследите, чтобы обязательно было написано:

Впрочем, я встречал в рекомендациях и Driver «radeon» — если не будет получаться, то попробуйте и этот вариант, хотя, как мне кажется, это ошибка. Для карт Matrox пропишите Driver «mga», 3dfx Voodoo — tdfx, Intel — i810. Все, сохраняемся и выходим. После чего убиваем Х-сервер при помощи Ctrl+Alt+Backspase и наслаждаемся результатом. Для этого снова запускаем glxgears . При этом в /var/log/XFree86.0.log должно появиться «dri enabled». Если что-то не получилось, пробуем загрузить модуль ядра вручную — теоретически, Х-сервер должен сам его разыскать и загрузить. Все имеющиеся на данный момент модули можно найти в /lib/modules/2.4.x/kernel/drivers/char/drm/. Модуль для Radeon имеет нехитрое название radeon.o. Драйвер же DRI для Radeon (и остальных карт, поддерживающих эту технологию) должен быть в /usr/X11R6/lib/modules/dri/ и называется он radeon_dri.so. Он будет автоматически при необходимости загружен libGL.so. Для информации — 2D-драйвер Radeon имеет путь /usr/X11R6/lib/modules/drivers/radeon_drv.o.

Проверяем при помощи /sbin/lsmod (или сat /proc/dri/0), загружен ли необходимый модуль. Если нет, загружаем:

Если все ОК, то добавляем (для RedHat и К) в файл /etc/modules.conf всего одну строку — radeon, после чего необходимый модуль будет загружаться автоматически при запуске системы. Поклонникам BSD-стиля (Slackware или CRUX) придется вписать строку полностью, т.е. /sbin/modprobe radeon, в файл rc.modules, который лежит либо в /etc либо в /etc/rc.d. После всех этих действий можно спокойно и, главное, без тормозов гонять либо пингвинов на пузе, либо монстров по кваке (а кто сказал, что в Linux не играют в Квейк? Брехня!)

Как правило, после выхода очередной моей статьи я обязательно получаю несколько писем от тех читателей, у кого «гранаты не той системы» (цитата из «Белого солнца пустыни» :-)). Это может быть связано с несколькими причинами: либо у них новая версия видеокарты, не поддерживаемая ядром (хоть вообще-то базовые функции все равно должны работать), либо отсутствует желание возиться с компиляцией ядра, либо — это уже серьезнее — драйвер предусматривает какие-то новые возможности, которые отсутствуют в свежей версии ядра. Выходом в данной ситуации будет установка правильных драйверов — незачем полностью скачивать (около 50 Мб) и затем пересобирать ядро, новые версии которого выходят не так уж и часто. Драйвера для ATI’шных карт можно откопать в Интернете аж в двух местах. Первое, что приходит в голову, — это официальный сайт ATI (http://www.ati.com/), на котором можно взять как закрытые драйвера, так и свободные их версии. Но я бы лучше пошел сразу на сайт проекта DRI (http://dri.sourceforge.net/home.phtml), где обычно лежат snapshots самых свежих версий драйверов. Качаем нужный (для Radeon’ов самый большой архив — 3.13 Мб), после чего распаковываем и запускаем скрипт install.sh (любители могут распихать по каталогам и вручную). Все. Свежак! Опции настройки для других видеокарт можно подсмотреть в DRI User Guide , который лежит тут же на сайте, в разделе 10. Hardware-Specific Information and Troubleshooting .

Теперь следующая проблема. Большинство производителей оснащают видеокарты с чипами Radeon видеовходом/выходом — грех было бы не воспользоваться возможностью посмотреть фильм на телевизоре или захватить пару интересных кадров. Есть проектец, который помогает решить и эти проблемы — GATOS (http://gatos.sourceforge.net/), предусматривающий поддержку большинства распространенных чипов. По этому адресу можно найти усовершенствованный драйвер ati.2, позволяющий воспользоваться этой возможностью, при этом поддерживаются на настоящий момент карты от Mach64 до Radeon 9700. Единственное — надо быть внимательным и скачивать драйвер именно под свою версию Х-Window, например, для 4.3.0 это будет ATI-4.3.0-9.i386.tar.gz. Установка заключается в распаковке архива и копировании образовавшегося каталога X11R6 в /usr, после чего все необходимые файлы в /usr/X11R6/lib/modules будут заменены новыми. Единственным дистрибутивом из попадавшихся мне в последнее время, в котором засветились gatos-драйвера, был ALTLinux . Для просмотра видео и ТВ здесь же на сайте лежит программа Avview , требующая наличия Tcl/Tk -библиотек; в большинстве дистрибутивов они уже имеются, а если нет — вперед, на http://tcl.sf.net/. Кстати, входящая в состав большинства дистрибутивов Xawtv (http://www.strusel007.de/linux/xawtv) тоже работает. При этом для захвата видео понадобится «very fast video and audio» конвертер FFmpeg (http://sourceforge.net/projects/ffmpeg) и ALSA-драйвера (http://www.alsa-project.org/), а также модули ядра km (http://gatos.sourceforge.net/km.php). После стандартных #./configure && make && make install можно попробовать захватить изображение с ТВ-входа. В простейшем случае это выглядит так (в более сложном придется повозится):

Читайте также:  Wow64cpu файл не найден c windows syswow64 wow64cpu dll

Можно при помощи данной программы и собрать, например, все .jpg-изображения в один видеофайл, при этом задаются шаблоны в стиле С:

Таким образом можно даже анимированные gif’ы создавать. Программа поддерживает большинство видео- и аудиокодеков. Имеется еще одна возможность, о которой стоит упомянуть, — трансляция захваченного видео в поток, который можно транслировать в Интернет. Для этого запускается программа ffserver .

Здесь же на сайте дополнительно можно найти GATOS-версию DRM-модулей ядра для Radeon. Так что выбирать есть из чего.

Для управления TV-out для карт Radeon предназначена еще одна утилита командной строки — atitvout , которую можно найти http://www.stud.uni-hamburg.de/users/lennart/projects/atitvout. Но самое интересное, что 3D можно наслаждаться не только под X-Window, есть также проект для framebuffer-консоли — -FBDRI (http://fbdri.sourceforge.net/), необходимые драйвера можно скачать с (http://prdownloads.sourceforge.net/fbdri/fbdri.031202.tar.bz2). Скорость работы приложений в консоли, естественно, выше, так что пользователи более слабых компьютеров смогут наслаждаться 3D.

Вот, в принципе, и все, на чем я хотел заострить внимание. Решение возникающих по ходу проблем можно найти в документации, доступной на перечисленных ресурсах. За чтением которой я вас и оставляю.

Источник

Nvidia OpenGL Configuration mini-HOWTO

Robert B Easter

Перевод: Александр Ермолаев, SWSoft Pte Ltd.

Revision History
Revision v1.0 Aug 28, 2000 Revised by: rbe

Этот miniHOWTO описывает способ, как установить драйвера OpenGL под Linux для видеокарты Nvidia. В дополнение к этому, документ объясняет, как установить XFree86, библиотеку OpenGL Utility (часть библиотеки Mesa), OpenGL Utility Toolkit (glut), полный набор страниц руководства по OpenGL, а также библиотеку Qt и ее расширения OpenGL, т.о. пользователи будут иметь основу для разработки OpenGL приложений под Linux.

1. Введение

Этот miniHOWTO описывает способ, как установить драйвера OpenGL под Linux для видеокарты Nvidia. В дополнение к этому, документ объясняет, как установить XFree86, библиотеку OpenGL Utility (часть библиотеки Mesa), OpenGL Utility Toolkit (glut), полный набор страниц руководства по OpenGL, а также библиотеку Qt и ее расширения OpenGL, т.о. пользователи будут иметь основу для разработки OpenGL приложений под Linux.

1.1. Новые версии этого документа

Последнюю версию этого документа можно найти на странице:

This document is copyrighted (c) 2000 Robert B. Easter and is distributed under the terms of the Linux Documentation Project (LDP) license, stated below.

Unless otherwise stated, Linux HOWTO documents are copyrighted by their respective authors. Linux HOWTO documents may be reproduced and distributed in whole or in part, in any medium physical or electronic, as long as this copyright notice is retained on all copies. Commercial redistribution is allowed and encouraged; however, the author would like to be notified of any such distributions.

All translations, derivative works, or aggregate works incorporating any Linux HOWTO documents must be covered under this copyright notice. That is, you may not produce a derivative work from a HOWTO and impose additional restrictions on its distribution. Exceptions to these rules may be granted under certain conditions; please contact the Linux HOWTO coordinator at the address given below.

In short, we wish to promote dissemination of this information through as many channels as possible. However, we do wish to retain copyright on the HOWTO documents, and would like to be notified of any plans to redistribute the HOWTOs.

If you have any questions, please contact

1.3. Авторские права

Авторские права на русский перевод этого текста принадлежат © 2000 SWSoft Pte Ltd. Все права зарезервированы.

Этот документ является частью проекта Linux HOWTO.

Авторские права на документы Linux HOWTO принадлежат их авторам, если явно не указано иное. Документы Linux HOWTO, а также их переводы, могут быть воспроизведены и распространены полностью или частично на любом носителе физическом или электронном, при условии сохранения этой заметки об авторских правах на всех копиях. Коммерческое распространение разрешается и поощряется; но так или иначе автор текста и автор перевода желали бы знать о таких дистрибутивах.

Все переводы и производные работы, выполненные по документам Linux HOWTO должны сопровождаться этой заметкой об авторских правах. Это делается в целях предотвращения случаев наложения дополнительных ограничений на распространение документов HOWTO. Исключения могут составить случаи получения специального разрешения у координатора Linux HOWTO с которым можно связаться по адресу приведенному ниже.

Мы бы хотели распространить эту информацию по всем возможным каналам. Но при этом сохранить авторские права и быть уведомленными о всех планах распространения HOWTO. Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, обратитесь к координатору проекта Linux HOWTO по электронной почте: , или к координатору русского перевода Linux HOWTO компании SWSoft Pte Ltd. по адресу

Читайте также:  Windows cannot access the specified device path or file что это

1.4. Ответственность

Я не несу никакой ответственности за содержание этого документа. Используйте идей, примеры и другое содержимое документа на свой страх и риск.

Все авторские права принадлежат их владельцам, если нет специального уточнения.

Упоминание специфических продуктов или торговых марок, которое имеет место в этом документе, не должно расцениваться как их подтверждение их качества.

2. Загрузка пакетов программ

Прежде всего драйверы OpenGL для видеокарт Nvidia требуют систему с ядром 2.2.12 или выше. Если вы не имеете его, тогда обновите вашу систему, а это уже тема другого HOWTO! Но, первый шаг должен быть сделан — это загрузка нового ядра с сайта:

Также требуется XFree86 4.0 или выше, предпочтительнее 4.01. Его инсталляция будет описана позже.

XFree86 содержится в трех файлах:

Doctools используется для подготовки X документации.

Включает glX, интерфейс для OpenGL X. Каждая графическая оконная система (MS Windows, X и т.п.) предоставляет платформенно-определенный интерфейс между OpenGL и системой, чтобы обеспечивать отображение GL контекста в окнах.

Страницы руководства OpenGL.

XFree86 идет только со страницами руководства glX. Если вы хотите полностью установить страницы руководства OpenGL, вы должны получить их сами.

Эти страницы руководства представлены в формате, готовом для распаковки в каталог XFree86, см. ниже.

Обеспечивает libGLU (GL Utility). GLU — библиотека предоставляет высокоуровневые функции для приложений. libGL.so — непосредственно OpenGL, является низкоуровневой библиотекой. Большинство приложений используют высокоуровневые библиотеки, подобные GLU.

Если у вас уже есть XFree86 4, необходимо установить библиотеку Mesa. GLU — стандартная часть большинства установок OpenGL и, как ожидается, она будет присутствовать в большинстве программ.

Glut обеспечивает графическую систему независимым интерфейсом между OpenGL и любой поддерживаемой графической системой. Например, в X Window скрываются подробности использования функций glX, при создании окна. Программисты могут один раз написать код и скомпилировать его для работы в MS Windows или X и т.п., при условии, что библиотека GLUT доступна на данной платформе.

Подобно GLU, GLUT — стандартная часть большинства установок OpenGL. Большинство примеров программ и даже некоторые приложения, сделаны с использованием libglut. Например, Руководство по программированию OpenGL (red book) использует Glut для своих примеров.

Вам нужно установить GLU и GLUT, если вы хотите иметь возможность компилировать большинство программ, которые можно свободно загрузить (исходный код). Некоторым программам могут даже быть необходимы эти библиотеки, если они связаны с ними динамически.

qt-x11-2.1.0.tar.gz или более новая версия

Qt — кросс-платформенная библиотека для создания GUI, которая позволяет легко создавать X приложения со стандартными элементами графического интерфейса (widget) — меню, полосы прокрутки, списки, флажки, кнопки, окна с MDI интерфесом и многие другие графические элементы. Используя Qt, программа может компилироваться в MS Windows и в X, без изменения кода. Это очень популярная GUI библиотека, и она использована для создания основных библиотек KDE ( http://www.kde.org/ ).

Qt имеет расширение (qt/ententions/opengl) для OpenGL, которое обеспечивает создание OpenGL контекста в программах, написаных с помощью Qt. Она обеспечивает некоторую альтернативу GLUT и использует функции glX напрямую, плюс, добавляет полный доступ к qt элементам и кросс-платформенную переносимость.

Она полезна, если вы хотите компилировать или разрабатывать программы, основанные на Qt.

Ядро должно быть по адресу: /lib/modules/2.2.16/video/NVdriver, а файлы libGL.so и libGLcore.so в каталоге /usr/lib/ и библиотека Mesa должна находится там же. libGL.so — OpenGL. Эти файлы являются средствами nvidia для аппаратного ускорения OpenGL.

XFree86 4.0.1, кажется, содержит ядро Mesa 3.3, однако в нем отсутствуют некоторые файлы libGLU*, которые требуют многие программы.

3. Установка XFree86

Если это расположение неправильно для вашего дистрибутива Linux, вы должны их найти — попробуйте посмотреть в /var

Когда вы распакуете файлы man*.tar.Z (см. выше), будут добавлены два новых каталога: gl и glu.

Когда X установлен и выполняется (позже), попробуйте использовать программу xman, чтобы просмотреть руководства gl,glx,glu и glut из секции 3.

4. Установка Mesa

5. Установка драйверов Nvidia OpenGL

Вы можете разместить эту команду в одном из загрузочных файлов, например /etc/rc.d/rc.modules

6. Установка Qt

Проверьте qt/configs/linux-g++-shared и убедитесь, что там нет ключей содержащих слово Mesa, например -lMesaGL -lMesaGLU должны быть -lGL -lGLU. Прочитайте файл INSTALL об установке переменных окружения.

7. Установка GLUT

Установка GLUT имеет некоторые хитрости. Я не очень знаком с программой imake, которая используется для управления файлами Makefile. И я не совсем понял, как установить GLUT, туда куда я хотел (/usr/lib). Во любом случае, это можно сделать вручную:

8. Заключительные комментарии

К данному моменту вы должны иметь полностью функциональную систему OpenGL для выполнения и разработки OpenGL приложений.

Источник

Оцените статью