- Как проверить и исправить ошибки жесткого диска (HDD, SDD) на Mac
- Загрузка в Безопасном режиме (Safe Mode) на Mac
- 2. Режим восстановления и Первая помощь на Mac
- Проверка fsck
- Apple Diagnostics
- Восстановление файлов с поврежденного диска
- Как проверить состояние жёсткого диска или SSD Mac с помощью статуса SMART
- Как проверить состояние жёсткого диска в Mac OS
- Статус SMART в порядке, но проблемы с диском есть
- Жёсткий диск вообще не отображается в Дисковой утилите
- Более подробная информация с помощью Smartmontools
Как проверить и исправить ошибки жесткого диска (HDD, SDD) на Mac
Ваш Mac не включается? Без паники! Не спешите бросать всё и нести любимый компьютер в ближайший сервис. Вполне возможно, что для «реанимации» хватит и встроенных средств macOS, воспользоваться которыми может каждый желающий.
Загрузка в Безопасном режиме (Safe Mode) на Mac
При активации Safe Mode macOS просканирует жесткий диск и исправит все ошибки, которые найдет.
«Безопасная» загрузка запускает только жизненно необходимые компоненты (т.е. только то, что необходимо для запуска компьютера). В результате не будут запущены сторонние расширения, элементы входа в систему (логины-пароли), а также будет очищен кэш в определенных разделах.
Чтобы запустить Mac в режиме Safe Mode, выключите его, затем включите и одновременно со стартовым звуком зажмите на клавиатуре клавишу ⇧Shift. Если ваш Mac завис при включении, сначала выключите его (для этого удерживайте физическую кнопку питания на корпусе или клавиатуре в течение 10 секунд).
Если Mac загрузил систему, перезагрузите его и включайте уже как обычно. Если же компьютер вновь завис, переведите его в Verbose Mode — для этого необходимо выключить Mac, включить его и после стартового сигнала одновременно нажать и удерживать ⌘Cmd + V. Так вы сможете узнать, какой именно системный компонент приводит к проблеме. Когда источник будет выявлен, можно перезагрузиться в Safe Mode (с зажатой клавишей ⇧Shift) и удалить проблемное расширение, после чего попробовать уже обычную перезагрузку.
2. Режим восстановления и Первая помощь на Mac
Если безопасный режим не решил вашу проблему, переходим к следующей опции под названием Режим восстановления (Recovery Mode). Он «живёт» в отдельной части загрузочного диска и позволяет восстанавливать систему, получать доступ к Терминалу и возможность переустановить операционную систему вашего Mac — macOS.
Для перехода в Режим восстановления:
1. Выключите компьютер;
3. Сразу же после стартового сигнала нажмите и удерживайте сочетание клавиш ⌘Cmd + R.
Если перейти в Recovery Mode не удается (при проблемах с диском такое бывает), можно запустить режим восстановления через интернет. Сочетание клавиш будет уже несколько другим — ⌘Cmd + ⌥Option (Alt) + R. Этот способ требует интернет-подключения и займет гораздо больше времени, т.к. macOS будет загружать из Сети образ системы весом в несколько гигабайт.
Если загрузка в Режим восстановления прошла успешно, вы увидите несколько вариантов действий. Запустите Дисковую утилиту и найдите загрузочный диск, который является источником проблем — скорее всего, он называется Macintosh HD. Выберите его в окне слева, а затем нажмите Первая помощь → Запустить.
Проверка fsck
File system consistency check (fsck, «проверка целостности файловой системы») — старый добрый Unix-инструмент для проверки и решения проблем с дисками.
В зависимости от объема жесткого диска, его типа и серьезности проблемы fsck-проверка может занять довольно много времени. Просто наберитесь терпения.
Для запуска fsck необходим переход в однопользовательский режим (Single User Mode). Он позволяет вносить изменения в общие пользовательские ресурсы на компьютере. Single User Mode не запускает macOS; он просто дает доступ к командной строке Unix.
Для перехода в Single User Mode:
1. Выключите Mac;
3. Сразу после стартового сигнала нажмите и удерживайте сочетание клавиш ⌘Cmd + S.
Вскоре вы увидите командную строку. Наберите в ней fsck -fy для запуска процедуры fsck.
Примечание: если ваш диск зашифрован, выберите подходящий пользовательский аккаунт и введите пароль для дешифровки. Если у вас установлен пароль на прошивку Mac, запустить Single User Mode не получится.
Важно дождаться окончания fsck-проверки — если процесс будет прерван, возможна потеря данных. После окончания проверки вы увидите одно из следующих сообщений:
** The volume Macintosh HD could not be repaired.
*****The volume was modified *****
Система сообщает, что восстановить жесткий диск не удалось. Ничего страшного — просто запустите fsck еще раз. Команда та же: fsck -fy
** The volume Macintosh HD was repaired successfully.
*****The volume was modified *****
Уже намного лучше… но расслабляться рано. Опять-таки, запустите проверку еще раз.
** The volume Macintosh HD appears to be OK.
А вот это — то, что нам нужно. fsck проверила весь диск и не нашла ничего, что требовало бы исправлений.
Теперь из Single User Mode можно выходить. Команда для выхода: exit.
Apple Diagnostics
Если описанные выше способы вам не помогли, то проблема почти наверняка очень серьезная. А это значит, что пришло время воспользоваться Apple Diagnostics!
Это специальный тест для компьютеров Mac от компании-производителя. По его итогам вы получите код ошибки и сможете понять, что именно не так с вашим Mac.
Для запуска теста Apple Diagnostics:
1. Выключите ваш Mac;
2. Отключите от него все подключенные устройства, за исключение клавиатуры, мышки, монитора, Ethernet-кабеля (если есть) и кабеля питания. Иными словами, отключите флешки, внешние жесткие диски, принтеры, сканеры и т.п.
4. Сразу же после стартового сигнала нажмите и удерживайте на клавиатуре D.
5. Выберите свой язык
Как уже упоминалось выше, после прохождения теста вы получите в свое распоряжение код ошибки. Расшифровка кодов:
- ADP001: Ошибок не найдено.
- NDD001: Проблема с USB-устройствами. Убедитесь, что вся ненужная USB-техника отключена;
- NNN001: Не найден серийный номер. Вы пользуетесь Hackintosh? За вами уже выехали! (шутка);
- PFR001: Проблема с программным обеспечением;
- PPM001-015: Проблема с памятью компьютера;
- PPR001: Проблема с процессором;
- PPT001: Аккумулятор не найден;
- VFD006: Проблема с видеокартой;
- VFF001: Проблема со звуковой картой.
Как видим, проблемы делятся на две категории — те, которые легко устранит и рядовой пользователь (например, ошибки, связанные с USB), и те, с которыми надо сразу идти в сервис (к примеру, неполадки с видео- и аудиокартами, процессором, памятью и т.д.).
Восстановление файлов с поврежденного диска
Повреждение жесткого диска среди прочего означает и возможную потерю данных (или их части). Для того, чтобы избежать этого, попробуйте создать образ «сломавшегося» диска. Для этого потребуется внешний жесткий диск как минимум того же объема.
1. Подключите его к Mac, перезагрузите компьютер,
2. Войдите в Recovery Mode (⌘Cmd + R),
3. Запустите Дисковую утилиту,
4. В строке меню вверху выберите Файл → Новый образ → Образ «Macintosh HD» и запустите процесс. На создание образа уйдет какое-то время, но в конце вы получите копию старого диска в формате DMG и сможете его смонтировать уже в новой системе.
Если же создание образа по каким-то причинам не получится, файлы можно скопировать и вручную. Для этого вернитесь в режим восстановления (⌘Cmd + R) и запустите приложение Терминал. Для запуска копирования ваших файлов на внешний носитель используйте команду cp -r. Пример:
cp -r /Volumes/Macintosh\ HD/Users/[username]/Documents/Volumes/Backup/
Не забудьте сменить [username] на свое имя пользователя в системе.
Давайте разберем команду: cp — это команда на копирование, —r означает, что эта команда выполняется рекурсивно, т.е. сначала копируются директории внутри указанной вами директории, а затем директории, которые входят в их состав, и так далее.
Первый путь — это указание на местонахождение файлов, которые вы хотите скопировать. Второй путь указывает местоположение внешнего накопителя, он всегда будет в /Volumes/, какое бы название вы ему ни дали.
Единственная сложность этого способа — вы должны вспомнить, где именно находились ваши файлы, и соответствующим образом прописать путь. Также вам остается только надеяться на то, что файлы не находятся на поврежденной части диска.
Когда копирование данных будет завершено, вы можете с чистой совестью отдать Mac в ремонт или переустановить macOS.
… Именно в такие моменты люди начинают понимать важность резервного копирования данных. И действительно — при настроенном копировании Time Machine проблемы с потерей данных не страшны. Настройте копирование данных прямо сейчас — и сэкономьте себе много времени, нервов и денег в будущем!
Источник
Как проверить состояние жёсткого диска или SSD Mac с помощью статуса SMART
Пользователи Mac могут легко проверить состояние жёсткого диска с помощью функции SMART в Дисковой утилите Mac OS.
Сегодня мы расскажем, как проверить статус SMART жёсткого диска или SSD Mac OS. Таким образом можно легко узнать, в каком состоянии жёсткий диск, и нуждается ли он в замене.
SMART (Self Monitoring Analysis and Reporting Technology System) – это механизм для проверки состояния жёсткого диска, с помощью которого можно проверить наличие каких-либо системных проблем. Делать это очень важно, поскольку проблемы с жёстким диском довольно распространённые и возникают у многих пользователей.
Как проверить состояние жёсткого диска в Mac OS
Способ одинаковый во всех современных версиях MacOS.
- Откройте Дисковую утилиту в папке /Программы/Утилиты/.
- Выберите жёсткий диск из списка слева.
- Найдите на экране пункт «Статус S.M.A.R.T.».
- Если рядом с ним указано «Проверен», то состояние диска хорошее.
- Если вы видите текст «Ошибка», то необходимо как можно скорее сохранить копию своих данных и заменить диск.
Если статус SMART отображает ошибку, значит с жёстким диском серьёзная проблема, которая может привести к потере данных.
Рекомендуем регулярно сохранять копию данных через Time Machine или другим способом, а также следить за состоянием жёсткого диска описанным выше способом.
Статус SMART в порядке, но проблемы с диском есть
Если у вас возникают какие-либо проблемы с жёстким диском, но статус SMART указан как «Проверен», можно ввести устройство в режим восстановления и выяснить, в чём заключается проблема.
Жёсткий диск вообще не отображается в Дисковой утилите
Если ваш жёсткий диск вообще не отображается в Дисковой утилите, то он либо уже в неисправном состоянии, либо периодически перестаёт работать и скоро перестанет работать совсем. Также есть вероятность, что диск не подключен физически, что возможно при повреждении устройства.
Также учтите, что не все жёсткие диски поддерживают статус SMART, и в таком случае вы не сможете узнать, в каком они состоянии.
У самих дисков зачастую названия соответствуют производителю. К примеру, если «APPLE SSD SM0512G Media» — название жёсткого диска, то «Macintosh HD» — только его раздел. Нужно выбирать в списке именно сам диск.
Самый простой способ сохранить копию жёсткого диска – через Time Machine. Если с диском какие-то проблемы, нужно срочно сохранить все данные, которые на нём хранятся, иначе вы можете их потерять. Если проблема заключается в самом жёстком диске, его нужно будет заменить.
Если вы хотите узнать более подробную информацию о состоянии SSD-диска M1 Mac, вам понадобится инструмент Smartmontools.
Шаг 2: Установите Homebrew на Mac. Откройте Терминал и используйте следующую команду:
Если Xcode ещё не установлен на ваш Mac, Терминал попросит это сделать. Просто нажмите Enter, чтобы установить Xcode и Homebrew. На этот процесс может уйти некоторое время.
Шаг 3: Теперь нужно установить Smartmontools на Mac. Для этого используйте данную команду:
Во время установки понадобится ввести пароль от Mac.
Шаг 4: Когда инструмент smartmontools установится, он автоматически просканирует «/disk0» SSD на вашем Mac и отобразит информацию о состоянии жёсткого диска.
Более подробная информация с помощью Smartmontools
Чтобы ещё раз вручную с помощью smartmontools проверить состояние своего SSD на Mac, делайте следующее:
Шаг 1: Запустите Дисковую утилиту. В меню слева нажмите на жёсткий диск правой кнопкой мыши и выберите Свойства.
Шаг 2: В правом нижнем углу найдите текст, который отображается в пункте «Устройство». Он вам понадобится.
Шаг 3: Откройте Терминал и используйте команду ниже. Используйте то название, которое вы узнали только что. К примеру, у нас это «disk0».
Вы увидите детали о состоянии жёсткого диска. Важно понимать эти детали. Главные – Available Spare Threshold и Percentage Used. В идеале, если у вас M1 Mac, эти показатели должны быть 0% или 1%.
Если показатели выше, вам стоит подождать выхода обновления, которое может содержать решение проблемы. Возможно, версия macOS 11.3 Big Sur поможет.
Таким же образом можно посмотреть данные о состоянии SSD Intel Mac. Если у вас относительно старый Mac, то показатель «Percentage Used» может достигать 5-30%.
Если показатель ещё выше, то стоит сохранить копию своих данных, поскольку состояние SSD влияет на длительность работы компьютера. Кстати, таким же способом вы можете проверить состояние внешних жёстких дисков.
Источник