Основы Linux Server для начинающих
Данный материал посвящен основам операционной системе Linux сервер. Из данного материала Вы узнаете, почему стоит в качестве сервера использовать Linux, а также получите необходимые первоначальные знания, которые пригодятся Вам для начала работы с серверами на базе данной ОС.
Сначала поговорим, почему стоит использовать Linux в качестве серверной операционной системы. Многие так привыкли к Windows, что даже слышать про Linux не хотят, я имею в виду даже пользовательские варианты Linux с красивыми и удобными рабочими столами. И на вопрос, почему Вы не хотите использовать Linux? Все отвечают: «да он какой-то корявый!», «Программы, которые я использую в Windows не устанавливаются на Linux» и так далее. Но на самом деле всем пользователям, которые так категоричны к Linux, я хочу сказать, что Linux очень дружелюбная операционная система, и стоит всего лишь немного разобраться в ней и Вам все станет понятно.
Теперь я хочу перечислить некоторые преимущества Linux перед Windows, а также развеять некоторые мифы:
- Linux – абсолютно бесплатная операционная система (за исключением некоторых платных дистрибутивов), в отличие от Windows;
- В Linux практически отсутствуют вирусы;
- Все кто говорит, что «Программы, которые я использую в Windows не устанавливаются на Linux», Вы задумайтесь, а зачем они должны устанавливаться. Ведь это совсем другая ОС, там свои программы! Также можно сказать и про Windows, что «программы которые работают в Linux не устанавливаются в Windows», для Linux существуют много своих программ не уступающим Windows-ким, также многие производители программного обеспечения выпускают свои продукты как для Windows, так и для Linux.
- Linux более производительней, тем более серверный вариант операционной системы. Объясняю, серверные операционные системы Linux без интерфейсные, а большую часть ресурсов (больше половины. ) как раз занимает интерфейс ОС, т.е. визуальная оболочка (на сегодняшний день получили широкое распространение и версии Windows без графического интерфейса).
- ОС Linux практически не зависает, (я имею в виду саму операционную систему). Например, все встречались с ситуацией, когда в Windows у Вас все замирает, Вы не можете не пошевелить мышкой, даже ctrl+alt+del нажать не можете, и Вам приходиться перезагружаться. Linux устроена таким образом что такая ситуация исключена, разве что в одном случае когда Вы сами вызываете такую ситуацию.
- Касаемо серверной ОС Linux она достаточно проста в конфигурирование, в отличие от аналогов Windows, в которых очень много всяких разным прибомбасов, в которых не так легко разобраться. Сама система Linux и все ее службы настраиваются путем редактирования конфигурационных файлов. Это обычные текстовые файлы, зная их расположение и формат, Вы сможете настроить любой дистрибутив, даже если у Вас под рукой нет никаких инструментов, кроме текстового редактора.
Я не хочу популяризировать ОС Linux и каким-то образом принижать Windows, но в некоторых случаях лучшего варианта как использование операционной системы Linux не найти. До некоторого времени я тоже думал, что Linux это как-то по не нашему, а когда столкнулся с этой ОС, я был просто приятно удивлен.
Теперь перейдем непосредственно к основам Linux Server. Для примера мы будем использовать дистрибутив Linux Ubuntu Server 10.10.
Основные настройки Linux Server
Описывать процесс установки Ubuntu Server 10.10. я не буду, так как он не сложней, а может даже проще чем установка Windows, единственное, что попрошу сделать в процессе установки, это при «Выборе устанавливаемого программного обеспечения» отметить установку «OpenSSH Server». Это для того, чтобы Вы в дальнейшем могли подключаться к этому компьютеру удаленно с помощью ssh клиента (например, PuTTY). И при этом Вы будете иметь полный доступ к операционной системе с любого компьютера Вашей сети, так как к серверу обычно монитор не цепляют и сам сервер располагается в специально выделенной комнате для серверов (серверной).
В окне «Настройка учетных записей пользователей и паролей» введите свой логин и задайте ему пароль.
После установки Вы впервые загружаетесь, и перед Вашими глазами появляется консоль управления ОС. Для начала введите логин нажмите ввод, а потом пароль, для того чтобы войти в саму ОС. Вы войдете в систему под только что созданным пользователем, который не имеет права суперпользователя root.
Настройка пользователей в Linux
ROOT – стандартный суперпользователь ОС Linux, который имеет максимальные права. Кстати в отличие от Windows, в которой права администратора не самые высокие (есть еще системные), а вот права root самые высокие и если Вы работаете под root-ом и выполняете какие-либо действия, Вас никто не будет спрашивать «Вы действительно хотите сделать это?» как в Windows например, а сразу скажем, убьете систему, без всяких там вопросов. Но, так или иначе, нам сначала необходимо активировать этого пользователя, потому что в дальнейшем нам будут необходимы права суперпользователя (Совет: всегда работайте под обычным пользователем, пока не потребуется перейти в режим root-а), по умолчанию root отключен. Активация учетной записи root делается следующим образом, просто задаем пароль для root.
Система попросит вести пароль пользователя, под которым Вы работаете, а только потом Вы введете новый пароль для будущего root и повторите его.
Раз мы заговорили о пользователях, то давайте научимся создавать их. Делается это так.
- sudo – утилита, предоставляющая пользователю некоторые административные привилегии;
- useradd – утилита, добавляющая пользователя в систему;
- -d – опция установки домашней директории для пользователя;
- /home/testuser – путь домашней директории;
- -m – опция создания домашней директории;
- testuser – название нашего нового пользователя.
Теперь задаем пароль для нового пользователя.
Настройка сети в Linux
Теперь, когда мы немного разобрались с пользователями, нам необходимо настроить сеть, вполне возможно, что это уже сделал DHCP сервер, но быть может, Вы хотите задать статические ip адреса, адреса шлюзов и DNS (что в принципе для сервера естественно).
Для этого редактируем следующий файл.
- nano – это стандартный редактор linux;
- interfaces – файл, отвечающий за конфигурацию сети.
Открыв этот файл, Вы увидите примерно следующее, точнее он будет выглядеть так в конечном итоге, если Вам нужна статическая IP адресация на этом компе.
Здесь eth0 — это Ваше сетевое подключение, их может быть много в зависимости от того, сколько у Вас сетевых карт, Static говорит о том, что это статический ip адрес, если бы это был динамический, то вместо static было указанно DHCP. Ну а остальное, наверное, все понятно.
- Address – ip адрес компьютера;
- Netmask – маска подсети;
- Gateway — шлюз по умолчанию.
Сохраните файл путем нажатия сочетания клавиш ctrl+o и затем выходите из редактора ctrl+x.
Теперь необходимо присвоить DNS сервер, это делается путем редактирования следующего файла.
Впишите или измените следующее.
Где, 192.168.1.100 и 192.168.1.200 адреса наших DNS серверов, если у Вас только один dns сервер, то указывайте только одну строку.
Когда мы все настроили, требуется перезапустить наши сетевые интерфейсы, делается это следующим образом.
Установка программ в Linux Server
В Linux программы устанавливаются совсем по-другому, чем в Windows, поэтому те знания, которые Вы имели при работе с Windows, Вам здесь не помощники. В Linux все программное обеспечение хранится в Репозитариях – это своего рода хранилище пакетов программ специальных для Linux, которое располагается в Интернете, и находится в свободном онлайн распространении, или на компакт дисках. Для того чтобы обновить свои репозитарии (уже в установленной ОС Linux), Вам необходимо выполнить следующую команду (при условии, что у Вас подключен Интернет).
Теперь, когда мы обновили стандартные репозитарии можно что-нибудь установить, предлагаю установить файловый менеджер, один из самых распространенных в Linux это — Midnight Commander (MC). Есть небольшое сходство с FAR-ом, который используется в Windows. Программы в серверных Linux устанавливаются следующим образом.
Где, mc и есть наша программа, которую мы хотим установить, т.е. наш файловый менеджер Midnight Commander.
После установки можете испробовать данную программу, запускаются она просто, введите в консоли название программы, т.е. mc и нажмите ввод.
Я думаю для основы этого достаточно, в следующих статьях (Основные команды терминала Linux Ubuntu Server) будем уже разговаривать более конкретно про настройки каких-либо сервисов (демонов). А пока на этом все.
Источник
IgorKa — Информационный ресурс
Немного обо всем и все о немногом, или практический опыт системного администратора.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Янв | Март » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Лекция №28 — X-сервер в Linux
Сегодня мы поговорим о графике в Linux. В отличии от Windows графическая подсистема в Linux не является неотъемлемой частью — она существует отдельно от ядра системы. Именно поэтому есть возможность работать в Linux без графической подсистемы — только в алфавитно-цифровом режиме.
Графическая подсистема в Linux называется X Window System. Разрабатывалась она изначально как модель клиент/сервер, поэтому и состоит из двух частей: сервера и клиента. В роли сервера выступает процесс X-server, а в роли клиентов графические приложения. Клиент и сервер общаются между собой по правилам описанным в X-протоколе. Собственно сам X-сервер и состоит из двух больших частей: это набор драйверов для работы с устройствами ввода-вывода и X-протокол для работы с приложениями.
Сейчас важно понять, что с устройствами ввода (клавиатурой, мышью и другими) и устройствами вывода (видеоадаптеры, мониторы и прочие) взаимодействует именно X-сервер, а не приложения. Мы не будет углубляться в подробности X-протокола и тонкости взаимодействия всех компонентов. Отметим себе, что X-сервер взаимодействует с приложениями при помощи механизма unix-сокетов и internet-сокетов. Возможность взаимодействия через internet-сокеты позволяет X-серверу и клиенту работать в связке находясь на разных компьютерах объединенных в сеть.
Попробуем выполнить несколько практических упражнений, которые помогут разобраться с основами взаимодействия X-сервера и приложений. Как правило на рабочей станции уже запущен один экземпляр X-сервера. Запустим еще один экземпляр командой (команда должна запускаться от имени суперпользователя):
В результате на одной из виртуальных консолей будет запущен экземпляр X-сервера. На этой консоли вы увидите черный (либо серый) экран с крестиком вместо указателя мыши. Теперь перейдите на свободную консоль и наберите команду:
Перейдите на консоль в которой запущен X-сервер. Вы должны увидеть в левом верхнем углу аналоговые часы. Программа xclock в данном примере является клиентом для X-сервера. С помощью ключа -display мы указали программе с каким X-сервером ей нужно взаимодействовать, то есть какой X-сервер выведет на устройство вывода (монитор) изображение программы xclock.
X-сервер, который запускается по умолчанию при загрузке системы имеет порядковый номер 0. То есть команда xclock -display :0 выведет часы на седьмую виртуальную консоль.
Вернемся к нашим часам на втором экземпляре X-сервера. Вы видите что у программы нет привычной окантовки окна с кнопками свернуть, развернуть, закрыть. Дело в том, что их рисует не X-сервер, а другой процесс, который называется менеджер окон. Менеджер окон также занимается масштабированием и перемещением изображения программ. Такое разделение функций также повышает гибкость всей графической подсистемы X Window. Так как вы можете выбирать какой менеджер окон использовать для прорисовки рамок приложений.
Чтобы на нашем втором экземпляре X-сервера запустить менеджер окон по умолчанию выполните команду x-window-manager –display=0:1 и снова вернитесь на консоль где запущен второй X-сервер. Теперь вы видите вокруг часов привычную рамку и верхнюю полоску окна с тремя привычными кнопками. Окно можно масштабировать и перемещать по экрану, используя “мышь”, а также закрыть его нажав на привычный “крестик”.
Как уже было сказано, X-сервер работает с устройствами ввода/вывода информации. Основной конфигурационный файл в котором хранятся настройки X-сервера называется /etc/X11/xorg.conf. Хотя во многих современных настольных дистрибутивах этот файл пустой, так как за настройку оборудования отвечает другая подсистема, тем не менее X-сервер продолжает читать конфигурацию из этого файла. Рассмотрим этот файл, так как возможны ситуации когда параметры ваших устройств ввода/вывода будут автоматически определяться некорректно и тогда ручная правка файла /etc/X11/xorg.conf может помочь решить проблему.
Файл /etc/X11/xorg.conf разбит на секции при помощи ключевых слов section и end section. Рассмотрим наиболее важные секции.
В секции “ServerFlags” указываются опции с которыми запускается X-сервер:
В секции “Files” указываются пути к файлам которые могут понадобиться в работе X-сервера. Например, здесь указываются путь к шрифтам X-сервера. Причем путь может указывать на другой компьютер в сети на котором установлен XFS (X Font Server):
В секции “Modules” указываются модули, которые будут подгружаться во время загрузки X-сервера:
Секция “InputDevice“. Таких секций может быть несколько и отличаются они уникальным идентификатором (Identifier). Одна секция “Input Device” отвечает за одно устройство ввода. То есть в настольных компьютерах есть как минимум две такие секции: одна для описания клавиатуры, и одна для описания манипулятора “мышь”.
Section «InputDevice»
Identifier «Generic Keyboard»
Driver «kbd»
Option «CoreKeyboard»
Option «XkbRules» «xorg»
Option «XkbModel» «pc104»
Option «XkbLayout» «us»
EndSection
Section «InputDevice»
Identifier «Configured Mouse»
Driver «mouse»
Option «CorePointer»
Option «Device» «/dev/input/mice»
Option «Protocol» «ImPS/2»
Option «Emulate3Buttons» «true»
EndSection
Небольшое замечание к секции “InputDevice” для клавиатуры. Именно в этой секции определяются раскладки клавиатуры для графического окружения. Обращаю на это ваше внимание, так как для алфавитно-цифрового режима (виртуальные консоли, например) раскладку поддерживает драйвер терминала встроенный в ядро.
Если у вас есть манипулятор “мышь” с более чем тремя кнопками и дополнительные кнопки не работают, то реакцию на эти дополнительные кнопки можно определить в секции “InputDevice” для этого устройства. Например, параметр Option “ZAxisMapping” “4 5″ отвечает за прокрутку колесика “мышки”. Если числа 4 и 5 поменять местами, то прокрутка будет реализована в обратном направлении.
Секции “Device“, “Monitor” и “Screen” являются секциями, которые отвечают за устройства вывода информации. В секции “Device” прописана информация о видеоадаптере и драйверах для него, в секции “Monitor” описаны характеристики монитора, а в секции “Screen” характеристики экрана (разрешение и прочие). Количество этих секций в зависимости от конфигурации может быть разное, но как минимум каждая из них присутствует в единичном экземпляре в файле xorg.conf.
Section «Device»
Identifier «Intel Corporation 82815 CGC [Chipset Graphics Controller]»
Driver «i810»
BusID «PCI:0:2:0»
EndSection
Section «Monitor»
Identifier «Универсальный монитор»
Option «DPMS»
HorizSync 28 — 64
VertRefresh 43 — 60
EndSection
Section «Screen»
Identifier «Default Screen»
Device «Intel Corporation 82815 CGC [Chipset Graphics Controller]»
Monitor «Универсальный монитор»
DefaultDepth 24
SubSection «Display»
Depth 16
Modes «1280×1024» «1024×768» «800×600»
EndSubSection
SubSection «Display»
Depth 24
Modes «1280×1024» «1024×768» «800×600»
EndSubSection
Секция “ServerLayout“. Таких секций также может быть несколько. В них содержится информация о вариантах использования X-сервером устройств ввода/вывода. То есть если у вас есть несколько, мониторов или клавиатур, то можно прописать несколько секций “ServerLayout“. В одной будет указана одна клавиатура, в другой — другая.
Об этих и других параметрах можно подробно прочесть в справке Linux — man Xserver, man xorg.conf, man X и других разделах.
В секции “Monitor” может быть важный параметр — modeline. Рассмотрим его более подробно. Как правило X-сервер правильно определяет технические характеристики монитора, если монитор отдает информацию об этих характеристиках используя DDC-протокол. Не вдаваясь в подробности, достаточно знать, что в VGA-шнуре монитора должны быть два или три дополнительных провода, по которым эта информация попадает в видеоадаптер и далее в X-сервер. Как правило они есть, и X-сервер правильно определяет и настраивает частоты и разрешения монитора. Но бывают ситуации, когда информация DDC не поступает и необходимо самостоятельно прописать технические параметры монитора — частоты вертикальной и горизонтальной развертки, разрешение и другие.
Для этого в секции “Monitor” необходимо прописать один или несколько параметров modeline. Рассмотрим для примера следующую строку:
В кавычках указывается название параметра modeline — “1024×768@60″ — оно может быть любым и никак не влияет ни на какие характеристики. Далее идет число указывающее частоту тактового генератора видеоадаптера (dot clock) — 65.0. Четыре следующих числа — 1024 1048 1184 1344 — указывают на разрешение по горизонтали. 1024 — это и есть само разрешение по горизонтали — количество видимых точек в строке. 1048 — это общее количество точек в строке, в том числе и невидимых (черная кромка экрана). 1184 — это число тактов развертки от начала строки до импульса синхронизации, а 1344 — это общее число тактов необходимое на формирование одной строки.
Числа 768 771 777 806 означают ту же информацию только для вертикального разрешения. Если вы не совсем поняли, что значат эти параметры не расстраивайтесь. В любом случае вам не нужно вычислять их вручную, так как они должны быть указаны в документации к вашему монитору. И ваша задача просто найти эти параметры и правильно прописать их в строке modeline.
-vsync, -hsync или могут быть +vsync, +hsync, обозначают тип синхроимпульса. Эти параметры также берутся из документации к монитору.
Строк modeline может быть несколько, а может быть только одна — для нужного вам разрешения.
Хотя такое ручное добавление параметров уже редкость, тем не менее еще может иметь место, и поэтому будьте осторожны в установке этих параметров, так как неправильная их установка может привести даже к выходу монитора из строя.
При решении проблем с запуском X-сервера, много информации можно почерпнуть из файла /var/log/Xorg.0.log, в котором можно увидеть все сообщения о процессе запуска X-сервера.
Давайте теперь более подробно поговорим о дисплей менеджерах (Display managers) или менеджерах экрана.
Вы должны помнить, что для того, чтобы начать работу в алфавитно-цифровом режиме, вы должны ввести логин и пароль, которые запрашивает консольная программа getty. getty проверяет введенные данные, и если они корректны, то пускает пользователя в систему, предоставляя доступ к командному интерпретатору. Дисплей менеджер — графический аналог программы getty. Основная задача менеджера экрана — это предоставить пользователю графический интерфейс для ввода логина и пароля, проверить введенные логин и пароль и в случае успеха пустить пользователя в систему запустив для него графическую оболочку или менеджер окон.
Термином графическая оболочка очень часто называют как оконные менеджеры (WindowMaker, IceWM, Blackbox, JWM и другие), так и полнофункциональные графические оболочки (GNOME, KDE, XFCE и другие).
Базовым дисплей менеджером Linux является xdm. Для двух наиболее популярных графических оболочек Gnome и KDE существуют свои дисплей менеджеры — gdm и kdm соответственно. Кроме основной функции, дисплей менеджеры имеют и ряд дополнительных: возможность выбрать язык ввода, предоставить возможность выбора оконного менеджера или графической оболочки, возможность, не заходя в систему, выключить компьютер.
Конфигурационные файлы дисплей менеджера xdm, расположены в каталоге /etc/X11/xdm/. Поле успешной регистрации пользователя в системе с помощью xdm, будет выполнятся скрипт Xsession, расположенный в /etc/X11/xdm/. Из этого скрипта будет выполнен запуск скрипта /etc/X11/Xsession, который продолжит загрузку графической подсистемы.
Конфигурационные файлы для дисплей менеджера gdm расположены в каталоге /etc/gdm/, а для kdm в каталоге /etc/kde4/kdm (для четвертой версии KDE).
Если вы работаете в алфавитно-цифровом режиме, то для перехода в графический режим достаточно выполнить команду startx. В результате будет запущен графическая среда по умолчанию. Дисплей менеджер в процессе выполнения скрипта startx, не запускается, так как пользователь уже аутентифицировался в системе при помощи программы getty
Источник