- Виртуальный сетевой интерфейс в linux. TAP vs TUN
- Создаем виртуальный интерфейс в linux вручную
- Создаем интерфейс типа tun
- Создаем интерфейс типа tap
- Создаем интерфейс типа dummy
- Создаем виртуальный интерфейс в linux с помощью systemd-networkd
- Создаем интерфейс типа tun
- Создаем интерфейс типа tap
- Создаем интерфейс типа dummy
- Создание и настройка виртуальных сетевых интерфейсов в Linux
- 1. Введение
- 2. Временный виртуальный сетевой интерфейс
- 2.1. Отключение виртуального сетевого интерфейса
- 3. Присвоение виртуальному интерфейсу постоянного адреса
- 3.1. Debian / Ubuntu
- 3.1.1. Статический адрес
- 3.1.2. Dhcp
- 3.2. Redhat / Fedora / CentOS
- 3.2.1. Статический адрес
- 3.2.2. Dhcp
- 4. Заключение
- Создание графических приложений
- Цилюрик О.И.
Виртуальный сетевой интерфейс в linux. TAP vs TUN
Читатели, не нуждающиеся в теоретическом изложении концепции виртуальных сетевый интерфейсов Linux, могут сразу перейти к настройке по ссылкам:
Создавать сетевые интерфейсы в linux нам позволяют различные модули ядра. Но там, где для реальных железных сетевых карт эти модули ядра, или как их еще называют — драйверы, обеспечивают прием данных от стека TCP/IP и их формирование уже в виде электрического сигнала на сетевой карте, драйверы виртуальных сетевых интерфейсов (loopback) могут лишь, приняв эти данные, отдать их какому-нибудь приложению для дальнейшей обработки. Такая функциональность может быть востребована, если на вашем сервере установлены программы, использующие стек TCP/IP для обмена данными и, понятно, не нуждающиеся в выводе этих данных в реальную сеть. Пример: веб-сайт на drupal связывается с базой данных, установленной на этом же сервере:
Другим распростаренным примером использования виртуальных сетевых интерфейсов (loopback) в linux может быть их использование для целей построения виртуальных частных сетей — VPN. Вы наверняка слышали о таких технологиях как OpenVPN, GRE, WireGuard и т.д. Каждый из этих демонов создает виртуальный сетевой интерфейс который служит для прозрачной маршрутизации данных между узлами, находящимися на удалении друг от друга и не имеющих возможности прямого взаимодействия. Рассмотрим общую сетевую топологию на примере OpenVPN:
От используемого драйвера зависит тип интерфейса, его скорость, допустимый размер MTU и т. д. Совсем даже не обязательно, что загружать драйвер в ядро вам придется самостоятельно. Скорее всего, создавая интерфейс нужного типа, система сама подберет и загрузит требуемый драйвер. Вам лишь останется сконфигурировать уже работающий loopback интерфейс. В данной статье мы рассмотрим 3 возможных на конец 2016 года типа виртуальных интерфейсов в linux: tun, tap и dummy. Отличие интерфейсов tun и tap заключается в том, что tap старается больше походить на реальный сетевой интерфейс, а именно он позволяет себе принимать и отправлять ARP запросы, обладает MAC адресом и может являться одним из интерфейсов сетевого моста, так как он обладает полной поддержкой ethernet — протокола канального уровня (уровень 2). Интерфейс tun этой поддержки лишен, поэтому он может принимать и отправлять только IP пакеты и никак не ethernet кадры. Он не обладает MAC-адресом и не может быть добавлен в бридж. Зато он более легкий и быстрый за счет отсутствия дополнительной инкапсуляции и прекрасно подходит для тестирования сетевого стека или построения виртуальных частных сетей (VPN). Виртуальный интерфейс типа dummy очень похож на tap, разница лишь в том, что он реализуется другим модулем ядра.
Создаем виртуальный интерфейс в linux вручную
Создавать и удалять интерфейсы, назначать IP и MAC адреса, изменять MTU и многое другое нам помогает утилита ip. Пользоваться ip удобно и легко, но помните, что произведенные изменения будут потеряны после перезагрузки компьютера. Используйте ip в целях тестирования.
Создаем интерфейс типа tun
ip tuntap add dev tun0 mode tun
ip address add 192.168.99.1/30 dev tun0
ip address show tun0
2: tun0:
mtu 1500 qdisc noop state DOWN group default qlen 500
link/none
inet 192.168.99.1/30 scope global tun0
valid_lft forever preferred_lft forever
Как видим у нас теперь есть виртуальный интерфейс с именем «tun0», у него есть IP-адрес, и ни слова о MAC-адресе — всё, как мы и рассчитывали. Его уже можно пинговать, и на нем уже можно запускать слушающие сервисы. Но что будет, если мы попытаемся добавить этот интерфейс в бридж?
ip link set dev tun0 master br0
RTNETLINK answers: Invalid argument
Команда ip логичным образом выдала ошибку — нет никакого смысла добавлять в бридж интерфейс, не обладающий поддержкой ethernet.
Создаем интерфейс типа tap
ip tuntap add dev tap0 mode tap
ip address add 192.168.99.5/30 dev tap0
ip address show tap0
3: tap0:
mtu 1500 qdisc noop state DOWN group default qlen 1000
link/ether d6:1c:67:cd:6f:80 brd ff:ff:ff:ff:ff:ff
inet 192.168.99.5/30 scope global tap0
valid_lft forever preferred_lft forever
У нас теперь появился новый виртуальный интерфейс с именем «tap0», у него есть как IP-адрес, так и MAC-адреса. Его также можно пинговать, и на нем также можно запускать слушающие сервисы. Команда, добавляющая интерфейс в бридж уже не выдаст ошибку, потому что это интерфейс, обладающий поддержкой ethernet:
ip link set dev tap0 master br0
Создаем интерфейс типа dummy
ip link add dev dum0 type dummy
ip address add 192.168.99.9/30 dev dum0
ip address show dum0
4: dum0:
mtu 1500 qdisc noop master br0 state DOWN group default qlen 1000
link/ether 1a:37:3b:0f:da:be brd ff:ff:ff:ff:ff:ff
inet 192.168.99.9/30 scope global dum0
valid_lft forever preferred_lft forever
Вы наверняка заметили, что команда для добавления интерфейса изменилась. Ничего необычного. Так написана утилита «ip». Ну и конечно, виртуальный интерфейс типа dummy можно легко добавить в бридж:
ip link set dev dum0 master br0
Создаем виртуальный интерфейс в linux с помощью systemd-networkd
В systemd-networkd за создание интерфейсов отвечают одни конфигурационные файлы, имеющие суффикс «.netdev», а за их настройку другие, имеющие суффикс «.network». Соответственно нам понадобиться в /etc/systemd/network создать по паре конфигурационных файлов для каждого из исследуемых типов интерфейсов
Создаем интерфейс типа tun
Создадим соответственно файлы tun0.netdev с содержимым:
[NetDev]
Name=tun0
Kind=tun
Создаем интерфейс типа tap
Создадим соответственно файлы tap0.netdev с содержимым:
[NetDev]
Name=tap0
Kind=tap
Создаем интерфейс типа dummy
Создадим соответственно файлы dum0.netdev с содержимым:
[NetDev]
Name=dum0
Kind=dummy
Стоит отметить, что если вы планируете маршрутизировать траффик через виртуальные интерфейсы ( а, используя их для цели создания виртуальных частных сетей (VPN), вы точно этого хотите), то в конфигурационный файл в секии «Network» следует добавить диррективу «IPForward=yes».
Источник
Создание и настройка виртуальных сетевых интерфейсов в Linux
1. Введение
Знаете ли вы, что можете присвоить более чем один IP-адрес физическому сетевому интерфейсу? Эта техника очень полезна, например при работе с Apache и виртуальными хостами, так как позволяет получить доступ к одному и тому же серверу Apache с двух разных IP-адресов.
2. Временный виртуальный сетевой интерфейс
Процесс создания виртуального сетевого интерфейса в Linux не занимает много времени. Он включает один запуск команды ifconfig.
Приведенная выше команда создает виртуальный сетевой интерфейс, базирующийся на оригинальном физическом сетевом интерфейсе eth0. Самое важное условие для создания виртуального сетевого интерфейса — должен существовать физический сетевой интерфейс, в нашем случае eth0. Ниже приведен полный пример:
Теперь мы можем настроить новый виртуальный интерфейс на базе eth0. После выполнения команды ifconfig новый виртуальный интерфейс готов к немедленному использованию.
2.1. Отключение виртуального сетевого интерфейса
Для отключения нашего, созданного ранее, временного сетевого интерфейса мы можем также использовать команду ifconfig с флагом down.
3. Присвоение виртуальному интерфейсу постоянного адреса
Описанные выше настройки не сохраняются после перезагрузки. Если вы хотите, чтобы виртуальный сетевой интерфейс работал постоянно, необходимо модифицировать конфигурационные файлы в соответствии с требованиями вашего дистрибутива Linux. Ниже описан этот процесс для самых распространенных дистрибутивов:
3.1. Debian / Ubuntu
3.1.1. Статический адрес
В Debian или Ubuntu вам необходимо отредактировать файл /etc/network/interfaces, добавив в него следующие строки:
3.1.2. Dhcp
Возможно также использовать витруальный сетевой интерфейс с DHCP. В этом случае вам необходимо добавить в /etc/network/interfaces следующую строку:
Для того, чтобы изменения вступили в силу, необходимо перезапустить сеть:
3.2. Redhat / Fedora / CentOS
3.2.1. Статический адрес
В Redhat, Fedora или CentOS Linux директория, отвечающая за присвоение постоянных IP-адресов — это /etc/sysconfig/network-scripts. В этой директории необходимо создать файл, соответствующий вашему новому виртуальному интерфейсу. В нашем случае этот файл будет называться ifcfg-eth0:0. Создайте этот новый файл и вставьте в него приведенные ниже строки. После перезагрузки адрес будет присвоен виртуальному интерфейсу на постоянной основе.
3.2.2. Dhcp
Когда закончите, перезапустите ваши интерфейсы:
4. Заключение
Раньше один физический сервер обслуживал один веб-сайт. Сегодня такой способ хостинга уже не является жизнеспособным, поэтому способность операционной системы создавать виртуальные сетевые интерфейсы действительно необходима.
Источник
Создание графических приложений
Цилюрик О.И.
Настоящая статья является дополнением к книге «Инструменты Linux для Windows-программистов». Это не описание как делать GUI приложения в Linux, это описание того, как ПРИСТУПИТЬ к созданию графических приложений в Linux, и, хотелось бы надеяться что это прозвучит — чем принципиально программирование графики в Linux отличается от того же занятия в Windows. Главным требованием здесь была простота. Сделав простейший шаблон GUI прложения, дальше двигаться уже гораздо проще. Кроме того, все эти простейшие приёмы программирования показаны сравнительно: на основе основных графических технологий (библиотек), используемых в UNIX.
Все примеры к тексту вы можете скачать в виде общего архива.
Создание приложений, взаимодействующих с пользователем посредством графического интерфейса (GUI приложений), является частным классом задач, отдельной областью программирования. Из числа других подобных областей приложения можно было бы привести, как примеры:
- реализация алгоритмов цифровой обработки сигналов (DSP): быстрые спектральные преобразования (FFT и другие), вэйвлеты, авторегрессионные разложения. ;
- обработка аудио-потоков (пакеты: sox, ogg, speex и другие);
- задачи IP-телефонии, SIP протокола, реализация разнообразных программных SoftSwitch;
Это сравнительный ряд автономных областей развития приведен как пример таких частных классов, одним из которых является и разработка GUI приложений. И как частный класс, со своей спецификой инструментов и средств, он не заслуживал бы отдельного упоминания, если бы не одно обстоятельство — принципиально отличающееся, диаметрально противоположное отношение к GUI в операционных системах семейства Windows и в UNIX (и в Linux, как его частный вид):
- В Windows каждое приложение является принципиально GUI, неотъемлемым атрибутом любого приложения в Win32 API (низкого уровня) является главное окно приложения, уже само приложение «вяжется» вокруг его главного окна. Операционная система регистрирует классы окон и уже далее к ним соотносит конкретные приложения. Не может существовать приложения (взаимодействующего с пользователем, не системные службы) без окна, с этим были связаны и первоначальные сложности Windows в реализации консольных (терминальных) приложений.
- в UNIX картина принципиально обратная: первичным является приложение, которое, по умолчанию, является консольным, текстовым, вся графическая система не является составной частью операционной системы, а является надстройкой пользовательского уровня. Чаще всего такой графической надстройкой является X11 (в реализации Xorg или X11R5), но и это не обязательно: практиковались и другие графические системы, хороший пример тому графические системы Qwindow, а затем Photon в операционной системе QNX, сосуществующие там одновременно с X11.
- Показательно в этом смысле то, что вся оригинальная часть реализации X11 работает в пространстве пользователя, не в привилегированном режиме ядра (супервизора): работа с аппаратурой видеоадаптеров, устройствами ввода и другое. Отдельные реализации (видеосистемы NVIDIA или ATI Radeon) могут быть реализованы в режиме ядра (модули), но это а) сторонние относительно X11 разработки, и б) решение вопросов только производительности.
Из-за обозначенной специфики, разработка GUI приложений в UNIX (Linux) принципиально отличается:
- вся работа GUI приложений ведётся через промежуточные слои (библиотеки) пользовательского уровня;
- из-за того, что это ординарный пользовательский уровень, для разработчика предлагается широкий спектр альтернативных инструментов (библиотек), практически равнозначных, и конкурирующих друг с другом: Xlib, GTK+, Qt, wxWorks и многие другие.
- базовый API работы с X11 предоставляет Xlib, все другие используют уже её функционал, как это показано на рисунке.
- разработчик имеет возможность широкого выбора тех уровня и инструментов, которые он предполагает использовать, начиная от Xlib и выше (хотя уровень Xlib и слишком низок и работа с ним громоздкая).
Из-за названной специфики GUI приложений в Linux, все они, независимо от используемых средств создания, имеют абсолютно сходную структуру. Рассмотрим, для сравнения, код нескольких простейших GUI приложений, подготовленных с помощью различных инструментов. Важнейшей задачей такой экспозиции будут команды компиляции и сборки, чтобы, исходя из таких примеров, показать возможность начать создавать свои собственные GUI приложения.
Средства Xlib (архив Xlib.tgz ):
Средства GTK+ (архив GTK+.tgz ):
$ gcc gtk.c -o gtk `pkg-config —cflags —libs gtk+-2.0`
Средства Qt (архив Qt.tgz ):
Средства Qt предполагают написание приложений на языке С++, и имеют развитый инструментарий, в частности, построения сценария сборки приложения. Создадим в рабочем каталоге (изначально пустом) файл исходного кода приложения с произвольным именем:
Теперь проделываем последовательно:
Исходя из «подручных» файлов исходных кодов, у нас сгенерировался файл проекта и, далее, сценарий сборки ( Makefile ). Далее проделываем традиционную сборку, а заодно и посмотрим опции компиляции и сборки, которые нам сгенерировал проект:
g++ -c -pipe -Wall -W -O2 -g -pipe -Wall -Wp,-D_FORTIFY_SOURCE=2 -fexceptions -fstack-protector —param=ssp-buffer-size=4 -m32 -march=i686 -mtune=atom -fasynchronous-unwind-tables
g++ -o Qt index.o -L/usr/lib/qt-3.3/lib -lqt-mt -lXext -lX11 -lm
index.cc index.o Makefile Qt Qt.pro
Средства wxWidgets (архив wxWidgets.tgz):
$ g++ simple.cc `wx-config —cxxflags` `wx-config —libs` -o simple
Средства GLUT (архив glut.tgz):
OpenGL Utility Toolkit, как и следует из названия, это средства использования технологии OpenGL в приложениях, которая требует определённой поддержки со стороны видео оборудования.
$ gcc glut.c -o glut -lX11 -lglut
То, что показано выше, это фактически не приложения, а скелеты приложений, но они позволяют: а) сравнить подобие всех GUI технологий в X11, и б) быть отправной точкой для сборки более содержательных GUI приложений. Показано только несколько GUI технологий, применяемых в X11 (большинство из них являются кросс-платформенными, и применимы в большинстве существующих операционных систем). Каждая из этих технологий, а названы только немногие из значительно большего числа, присутствующих в UNIX, могут быть полной альтернативой любой другой из этого же ряда, они взаимно заменимы, и даже взаимно дополняемые.
В данной статье были показаны образцы кода GUI приложений. Естественно, визуальные образы таких приложений строятся не путём непосредственного кодирования, а при использовании некоторых визуальных построителей, в составе тех или иных интегрированных средств разработки (IDE).
Источник