- Режим SLI и решения проблем, которые связаны с данным режимом
- Советы по устранению неполадок SLI
- Как настроить драйверы и режим SLI на NVIDIA?
- Настройка драйверов
- Для корректной работы приложений необходимо выставить следующие параметры:
- Настройка режима SLI
- Моды для включения SLI, на не поддерживающих эту технологию матерях и чипсетах. (обновлено 10.02.10)
- Масштабируемый интерфейс связи (SLI)
- Режимы SLI
- Рендеринг с разделением кадров (SFR)
- Альтернативный рендеринг кадров (AFR)
- SLI сглаживание
- SLI-технология объединения двух видеоплат.
- Совместимость и проблемы режима SLI
- Два (или более) вида
- Слоты и заглушки
- Отсутствие удвоения видеопамяти
- Производительность видеокарт в режимах SLI и CrossFireX
- Одна видеокарта против двух
- CrossFireX и SLI
- DirectX 11
- Что такое мост SLI
- Серия SLI Bridge
- Производительность SLI
- Результаты тестирования
- 3DMark Firestrike Extreme / Ultra (DX11).
- Unigine Superposition 3D
- Battlefield 1 (DX12)
- Doom (Vulkan)
- F1 2021 (DX11)
- Forza Motorsport 7 (DX12)
- Ghost Recon: Wildlands (DX11)
- GTA V (DX11)
- Rise of the Tomb Raider (DX12)
- The Division (DX12)
- The Witcher 3 (DX11)
- Total War: Warhammer (DX12)
- Среднее быстродействие
Режим SLI и решения проблем, которые связаны с данным режимом
Здравствуйте, сегодня мы поговорим о видеокартах Nvidia работающих в режиме SLI, а именно об их проблемах и способах их решения, но сначала разберемся, что такое режим SLI. Nvidia SLI – это технология, которая позволяет использовать несколько видеокарт одновременно и при этом существенно повысить производительность системы. Одним из основных требований является использование одинакового графического процессора на используемых видеокартах. Ниже будут перечислены более детальные требования для построения компьютера, который будет работать с данной технологией.
- Материнская плата должны иметь два или более разъемов, которые поддерживают данную технологию;
- Хороший блок питания, который сможет обеспечить питанием нашу систему (блоки SLI-Ready являются рекомендуемыми);
- Видеокарты, которые поддерживают данную технологию;
- Мост, которым можно объединить видеокарты;
- Процессор с высокой тактовой частотой, который сможет раскрыть потенциал видеокарт, чтобы не возникало падение кадровой частоты и производительности в целом.
С вышеперечисленного выходит, что построение NVIDIA SLI не является чем-то недостижимым, а наоборот практически ни чем не отличается от сборки обычного домашнего компьютера.
Проблемы
Ну что ж, выше была изложена информация, зачем нужен SLI, его плюсы, а теперь переходим к проблемам и их решению.
- Первая проблема это зависимость от драйверов, драйвера нужно обновлять очень часто, поскольку вносятся серьезные изменения и выходят оптимизации под конкретные игры либо приложения;
- Вторая проблема заключается в том, что не все игры/приложения поддерживают данную технологию и в некоторых играх/приложениях нужно заставлять работать именно несколько Ваших видеокарт;
- Третья проблема данной технологии в тех же обновлениях, поскольку при каждом обновлении драйвера нужно проводить некоторые манипуляции, чтобы работали все видеокарты, а это не всякий раз удобно и не все обладатели данной технологии готовы «рыться» в настройках и разбираться со своими проблемами.
Решение проблем:
- Первая проблема решается достаточно просто. Скачиваем утилиту с официального сайта NVIDIA GeForce Experience, регистрируемся для использования данной программы, заходим на свой аккаунт, и кликаем кнопкой мышки «Проверить наличие обновлений». Если найдется более свежий драйвер, то он будет скачан, и Вам предложат его установить.
- Вторая проблема не всегда решаемая, поскольку не все производители приложений оптимизируют свои приложения под данную технологию, но все же можно попробовать исправить проблемы с производительностью некоторыми несложными манипуляциями в настройках самого драйвера под Вашу систему SLI.
Ниже представлю Вам пример настройки игры The Sims 2, которая по умолчанию не оптимизирована под режим SLI.
Открываем «Панель управления Nvidia» — управление параметрами 3D – программные настройки и нажимаем на кнопку «Добавить» — указываем путь к файлу, который запускает нашу игру — смотрим на второй раздел «Укажите настройки для этой программы» — режим рендеринга SLI, если есть «Nvidia рекомендует (SLI)», то выбираем данный пункт, если нет, то выбираем «Выполнять альтернативное построение кадров 2».
Нам нужно еще настроить управление электропитанием, а для этого идем в «Режим управления электропитанием» и выбираем пункт «Предпочтителен режим максимальной производительности ».
Последним пунктом у нас будет настройка «CUDA – графические процессоры» в данной настройке должны быть выделены галочкой абсолютно все Ваши видеокарты, которые вы хотите использовать в данном приложении.
- Третья проблема решается довольно просто, но появляется каждый раз, как мы обновили драйвер и для её исправления нужно несколько кликов. Поскольку мы еще не выходили с панели управления Nvidia нужно кликнуть на вкладку «Настройка SLI, Surround, PhysX» и нажать на «Обновить параметры» затем на кнопку «Применить» и данная проблема будет решена.
Советы по устранению неполадок SLI
Я получаю сообщение о следующей ошибке » Вы должны устранить любые видеокарты которые не совместимы с NVIDIA Scalable Link interface (SLI), прежде чем активировать SLI.”, или SLI не работает.
Данная ошибка обычно вызвана неправильной настройкой системы для работы с SLI. Существует много возможных причин. Эта статья создана для того, чтобы помочь вам решить стандартные проблемы, возникшие при попытке настроить вашу видеокарту для работы в SLI режиме. Если вы нуждаетесь в помощи и не знаете с чего начать, пожалуйста прочтите Инструкции по установки SLI .
1) Cкорее всего Bаша материнская плата не имеет нужных настроек перемычки, необходимых для работы с двумя видеокартами в режиме SLI. Узнайте у производителя вашей материнской платы/производителя компьютера, как активировать соответствующий режим SLI.
2) Возможно режим SLI не активирован в системе BIOS ( в зависимости от версии BIOS-а, ваш компьютер может использовать другую терминологию вместо SLI, пожалуйста, ищите такие термины, как PCI Express, либо PCI-related options). Узнайте у поставщика вашей материнской платы/компьютера какие настройки BIOS-a вам надо установить, чтобы правильно запустить режим SLI.
3) Для того чтобы правильно активировать SLI с некоторыми материнскими платами, производитель требует перенастройку дочерних плат для поддерживания двух видеокарт. Для получения инструкций по установке, пожалуйста, проконсультируйтесь c поставщиком либо воспользуйтесь Руководством по применению.
4) Bаша материнская плата может не предоставлять достаточно питания для видеокарт. Многие материнские платы имеют 4-х контактные разъёмы питания возле слота PCI Express x16. Это выделенное питания для слотов PCI-express сохраняет полноценность сигнала питания. Убедитесь, что у вашей материнской платы все нужные разъёмы питания подключенны.
5) Ваш SLI разъём может быть не правильно встроен на видеокарту, либо он поврежден. Отсоедините и подключите обратно разъём на видеокарту. Если у вас нет разъёма пожалуйста, обратитесь к поставщику вашей материнской платы/компьютера для его получения. Пожалуйста учтите, что некоторые серии видеокарт GeForce 6 не используют SLI разъём.
6) Если на вашей видеокарте предусмотрен дополнительный 6-и контактный разъём питания, убедитесь что он подключен к 6-и контактному источнику питания. Если блок питания не имеет дополнительного PCI-Express разъёма, просим вас обратится к производителю вашей видеокарты, чтобы получить адаптер питания HDD to PCI-express.
7) Ваш блок питания может не подавать достаточно питания для вашей системы. Мы рекомендуем минимум 450 ватт питания для стандартной установки SLI и дополнительное питание для более сложных конфигураций системы и более требовательных видеокарт. Нажмите сюда для дополнительной информации по поводу рекомендованного напряжения для SLI . Для списка сертифицированных материнских плат и блоков питания, пожалуйста пройдите по ссылке: http://www.geforce.com/hardware .
8) Убедитесь, что ваши видеокарты совместимы. К примеру, видеокарта GeForce GTX 670 должна быть совмещена с другой GeForce GTX 670. Также, GeForce GTX 660 должна быть подключена к такой же GeForce GTX 660. Тем не менее, с выпуска графических драйверов Release 80, видеокарты на основе NVIDIA, созданные разными производителями, могут работать вместе в режиме SLI. К примеру, GeForxe 680 от производителя А может работать с GeForxe GTX 680 от производителя Б.
9) Убедитесь, что Windows Device Manager показывает две одинаковыe видеокарты (Haпример, NVIDIA GeForce GTX 580) в разделе Видеоадаптеры (Display adapters).
В противном случае, ваша видеокарта(ы) установлена не правильно. Пожалуйста убедитесь, что все возможные причины, указанные в данной статье, устранены.
10) Ваша материнская плата может не иметь обновленную версию BIOS-a либо драйверов чипсета. Обратитесь к производителю по вопросам драйверов для чипсета. Для систем использующих драйвера чипсета NVIDIA nForce, вы можете скачать последнюю версию с нашего сайта, http://www.nvidia.ru/Download/index.aspx?lang=ru
11) Удалите драйвер дисплея NVIDIA и переустановите его снова. Убедитесь что операционная система (OC) обнаруживает установленные видеокарты (проверьте Windows Device Manager). Должны быть указаны две видеокарты без ошибок и проблем.
12) Ваши видеокарты могут не иметь последней версии видео BIOS-а. Обратитесь к поставщику для информации о последней версии.
13) Возможно, одна из ваших видеокарт повреждена либо непригодна к использованию. Установите ваши видеокарты по отдельности, чтобы убедится, что обе работают.
14) Ваша материнская плата, система или определенный компонент не был сертифицирован или не поддерживает технологии SLI.
Сертификация NVIDIA SLI гарантирует качество использования технологии путем проведения проверок на каждый компонент системы через интенсивное тестирование деталeй в разных условиях, которые включают: диагностику, бенчмаркинг, burn in и совместимость карты. Tолько компоненты прошедшие сертификацию NVIDIA могут быть назваными «NVIDIA SLI Ready». Для списка сертифицированных компонентов (блоков питания, материнских плат, CPU, жестких дисков), нажмите на данную ссылку http://www.geforce.com/hardware/technology/sli/supported-gpus .
15) Убедитесь, что режим SLI включен в настройках дисплея NVIDIA. Найдите «Set SLI Configuration and PhysX Configuration» или похожую панель и активируйте данную опцию.
16) Если вы обновили версию драйверов видеокарты и SLI перестал работать, перед установкой новых драйверов, убедитесь, что вы удалили прежние драйвера дисплея NVIDIA из Панели Управления.
Как настроить драйверы и режим SLI на NVIDIA?
Настройка драйверов
- Щёлкните правой клавишей мыши по пустому пространству на рабочем столе. В появившемся контекстном меню выберите пункт «Панель управления NVIDIA».
Для корректной работы приложений необходимо выставить следующие параметры:
- «CUDA — графические процессоры»: «Все».
- «Анизотропная фильтрация»: «Управление от приложения».
- «Вертикальный синхроимпульс»: «Использовать настройку 3D-приложения».
- «Затенение фонового освещения»: «Выкл.».
- «Максимальное количество заранее подготовленных кадров»: следует выбрать пункт, который отмечен значком NVIDIA.
- «Потоковая оптимизация»: «Авто».
- «Режим управления электропитанием»: «Адаптивный».
- «Сглаживание — гамма-коррекция»: «Выкл».
- «Сглаживание — параметры»: «Управление от приложения».
- «Сглаживание — прозрачность»: «Выкл.».
- «Сглаживание — режим»: «Управление от приложения».
- «Тройная буферизация»: «Выкл.».
- «Ускорение нескольких дисплеев/смешанных ГП»: «Режим многодисплейной производительности».
- «Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация по выборке»: «Выкл.».
- «Фильтрация текстур — качество»: «Качество».
- «Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД»: «Разрешить».
- «Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация»: «Выкл.».
Некоторые из перечисленных опций могут отсутствовать. Для сохранения настроек нажмите кнопку Применить. Затем перейдите в графу «Программные настройки» и в списке программ для настройки выберите World of Warplanes, World of Tanks или World of Warships если такой пункт присутствует. После этого для всех настроек программы в списке ниже укажите «Использовать глобальный параметр» и нажмите кнопку Применить.
После настройки драйверов видеокарты рекомендуется перезагрузить компьютер.
Настройка режима SLI
- Нажмите правой кнопкой мыши на свободном пространстве Рабочего стола. В появившемся меню выберите пункт «NVIDIA Control Panel» («Панель управления NVIDIA»).
После настройки драйверов видеокарты рекомендуется перезагрузить компьютер.
Моды для включения SLI, на не поддерживающих эту технологию матерях и чипсетах. (обновлено 10.02.10)
Что ж, к счастью, Nvidia и их технология с несколькими GPU «SLI» дают нам просто решение, если вы используете одну из их карт.
Масштабируемый интерфейс связи (SLI)
Так что же такое SLI? И что делает SLI, или более конкретно: как он помогает использовать несколько видеокарт?
Интерфейс Scalable Link Interface (SLI) – это небольшая жемчужина, которую нам предоставили Nvidia в 1998 году. Впервые эта технология была использована компанией 3dfx на линейке видеокарт Voodoo2 в 1998 году, но позже компания была куплена Nvidia, и эта технология была заморожена на некоторое время.
В 2004 году Nvidia повторно выпустила SLI с обновлениями, позволяющими ей работать с существующей на тот момент технологией шин PCIe.
Хотя существуют проблемы совместимости (обсуждаемые ниже), связанные с запуском нескольких установок графического процессора, SLI позволяет использовать от двух до четырех карт одновременно. Это достигается путем использования алгоритма параллельной обработки, который собирает информацию, разбивает её на более мелкие части и позволяет обрабатывать несколько частей одновременно несколькими видеокартами.
Режимы SLI
Видеокарты Nvidia будут работать в SLI в трёх основных режимах: сглаживание SLI, SFR и AFR. Вы можете выбрать и изменить эти режимы в Панели управления Nvidia, которая должна была быть установлена на ваш компьютер при установке драйверов видеокарты.
Рендеринг с разделением кадров (SFR)
Этот метод берет кадр, который необходимо визуализировать, анализирует его, а затем разбивает кадр по горизонтали на столько частей, сколько имеется карт, и распределяет рабочую нагрузку между ними. Он может разбить кадр так, как он считает нужным, основываясь на том, что находится в кадре.
Например, если кадр содержит в основном пустое статичное небо в верхней половине кадра (менее ресурсоемкое), но изменяемые объекты в нижней половине (более интенсивно), то при разделении 50/50 одна карта будет выполнять больше работы. Поэтому видеокарта, отвечающая за верхнюю часть экрана, может получить около 60% площади экрана, в то время как карта, отвечающая за нижнюю часть, должна обработать только нижние 40%.
Примечание: эти проценты являются лишь расплывчатыми примерами, а не конкретными цифрами.
Альтернативный рендеринг кадров (AFR)
В этом режиме кадры ставятся в очередь, и каждая карта отображает полный кадр. Таким образом, если вы используете 2 карты, то одна будет отвечать за четные кадры, а другая – за нечетные кадры. Это часто считается более эффективным, чем SFR, для достижения более высокой частоты кадров, но также может вызывать такие проблемы, как микростеролазание.
Ключевое слово: Micro Stuttering – это когда вы видите на экране «визуальные заикания», вызванные несоответствием времени рендеринга кадров между картами. Если карты не синхронизированы должным образом или у них недостаточно информации, чтобы угадать следующий кадр, который нужно визуализировать, то вы увидите задержку.
SLI сглаживание
Этот режим обеспечивает лучшее качество изображения, в отличие от увеличения частоты кадров. Он работает для разделения нагрузки сглаживания между картами, повышая общее качество вашего изображения.
Использование этого режима может разблокировать более высокие режимы сглаживания в играх (например, SLI 8x, 16x и даже 32x в системах Quad-SLI).
SLI-технология объединения двух видеоплат.
(кликните по картинке для увеличения) SLI
Как работает SLI
Компания Nvidia выбрала сложный, можно сказать, тернистый путь. В отличие от 3Dfx, которая, выпуская Voodoo2 SLI, исходила из совместимости с имеющимся у пользователей компьютерным оборудованием, Nvidia воспользовалась совсем иными методами. Во времена 3Dfx всё было просто: единственное условие для использования Voodoo2 SLI заключалось лишь в наличии двух слотов PCI, которые присутствовали едва ли не в каждом компьютере. Теперь придётся раскошелиться на новую материнскую плату с чипсетом, поддерживающим SLI, блок питания мощностью от 500 Ватт и выше, и производительный процессор типа Core2Duo, а также две абсолютно одинаковые видеоплаты, поддерживающие возможность одновременной работы. Принцип работы Nvidia SLI следующий: изображение также делится на две равные части – верхнюю и нижнюю, каждая из которых обрабатывается одной видеоплатой. Поскольку обе используемые видеоплаты одинаковы, возникает простой вопрос: как же установить их на материнскую плату. Согласно всем современным тенденциям, шина PCI Express является теперь основной для всех устройств. К ней подключаются все платы расширения. Пропускная способность (ПС) шины PCI Express определяется числом используемых линий передачи данных. ПС одной линии составляет 250 Мбайт/с. Так, например, сетевой плате или любому другому примитивному устройству вполне хватит одной линии. Видеоплатам по умолчанию отводится 16 линий, что составляет ПС, равную 4 Гбайт/с. Как известно, сегодня по маркетинговым соображениям и оценкам финансовых затрат при производстве возможности чипсетов с шиной PCI Express серьёзно ограничены величиной 20 линий (16+1+1+1+1) или 36 линий (16+16+1+1+1+1). Необходимо сразу отметить, что все чипсеты с поддержкой SLI могут работать как с одной видеоплатой, так и с двумя. Чтобы заставить компьютер работать в режиме SLI, требуется установка специального моста между двумя видеоплатами. Мост поставляется в комплекте с платой и выполняет роль электрического соединения двух контактов. Основной функцией моста является связь графических процессоров друг с другом.
(кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения)
Режимы работы SLI
Производительность системы Nvidia SLI во многом зависит от драйвера видеоплат. Именно драйвер отвечает за правильную балансировку нагрузки между видеоплатами, а также за то, какой из режимов вывода изображения использовать в соответствии с запущенным программным обеспечением. Существует два метода обработки изображений, которыми пользуется драйвер при работе с 3D-приложениями. О том, чем они отличаются и как работают, я расскажу поподробнее.
Alternate Frame Rendering
При таком методе работы видеоизображение, выводимое на монитор, обрабатывается следующим образом. Видеоплаты прорисовывают изображение по очереди. Текущий кадр выводит одна видеоплата, следующий – другая, и так далее. В случае если одна плата не справляется с прорисовкой кадра за отведённый для этого промежуток времени, ей начинает помогать вторая. Если использовать данный способ рендеринга, то в некоторых приложениях можно не получить прибавку производительности вообще.
Split Frame Rendering
Более интересным способом обработки информации является SFR. При его использовании изображение, выводимое на экран, делится поровну на части. Каждая из видеоплат обрабатывает лишь свою часть. При этом драйвер следит за нагрузкой на обе видеоплаты, и в том случае, если одна из них простаивает, пропорциональное отношение данных частей экрана изменяется. Одна видеоплата начинает обрабатывать большую часть экрана, чем другая.
(кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения) Подводя итог, можно сказать, что смысл покупки систем на базе двух видеоплат Nvidia SLI оправдан при наличии мощного процессора и монитора с большой диагональю. Конечно же, нельзя не упомянуть об ответе конкурента компании Nvidia – AMD/ATI. ATI представили свою технологию объединения двух видеоплат – CrossFire. Так же существуют технологии Quad SLI и Quad CrossFire, объединяющие в одной системе четыре видеоплаты, но пока такие системы не актуальны, имеют большую стоимость и нет поддержки в драйверах.
Большое спасибо USB
за предоставленные изображения. Обсуждаем статью здесь https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=4135586#4135586
С уважением, Захаров Влад aka slamms
Совместимость и проблемы режима SLI
Казалось бы, купи две видеокарты Nvidia, вставь их в разъемы на материнской плате и наслаждайся «удвоенной» скоростью работы. К сожалению, не всё так просто…
Два (или более) вида
Первое, что вам нужно знать, это то, какие видеокарты будут соединяться вместе: не любые две видеокарты смогут так взаимодействовать. Они должны иметь один и тот же графический процессор, и должны иметь одинаковое количество видеопамяти.
Например, если у вас GTX 1070 Ti 8GB производства Asus, а другая той же спецификации, но от MSI, то режим SLI доступен. Но, GTX 1070 и GTX 1080 несовместимы, так как они не являются одним и тем же графическим процессором.
Вам также необходимо убедиться, что видеокарты совместимы с режимом SLI, так как карты без порта SLI могут быть несовместимы. Также стоит отметить, что в Nvidia убрала поддержку 3-х и 4-х карточного SLI для серии GTX 10.
Слоты и заглушки
Следующим в списке стоит ваша материнская плата и блок питания. Они оба должны быть совместимы со SLI.
Это означает, что вашей материнской плате потребуется достаточно слотов PCIe x16, чтобы соответствовать количеству графических процессоров, а вашему блоку питания потребуется достаточно разъемов PCIe для питания того количества карт, которое вы будете использовать.
Отсутствие удвоения видеопамяти
Распространенное заблуждение относительно SLI состоит в том, что вы можете получить двойную, тройную или даже четырехкратную видеопамять с большим количеством видеокарт. К сожалению, Nvidia SLI использует ОЗУ только с одной карты, поскольку каждая карта должна получать доступ к одной и той же информации в одно и то же время.
Производительность видеокарт в режимах SLI и CrossFireX
Заядлые игроки не спят ночами, думая, как обеспечить увеличение производительности своего компьютера, чтобы игровой мир предстал перед ними во всей красе максимальных настроек графики. Для этого, одни покупают дорогую топовую видеокарту, другие — несколько бюджетных видеокарт и объединяют их с помощью технологии SLI или CrossFireX. Что же целесообразнее и эффективнее? Какой прирост производительности игрового видео дают две бюджетные видеокарты в режимах SLI и CrossFireX в сравнении с одной топовой?
Видеокарта Sapphire Radeon HD 7950
Одна видеокарта против двух
Возьмем среднего игрока, имеющего одну из новых видеокарт, к примеру Radeon HD 7950. Что произойдет с производительностью, если использовать вместе с ней в связке вторую такую же видеокарту по технологии CrossFire? Тестирование в бенчмарке от Futuremark показывает: в одиночку HD 7950 выдает 34,9 FPS, две такие карты, HD 7950 CrossFireХ — 69,9 FPS (при разрешении 1024 на 768), или 5,8 FPS и 11,6 FPS соответственно при разрешении 2560 на 1600. Тест Unigine Heaven 2.0 показывает в разрешении 1024 на 768: HD 7950 в одном экземпляре — 108,6 FPS, в связке из двух — 163,9 FPS, либо при 2560 на 1600 — 39,2 FPS и 77,8 FPS соответственно. Как заметно из данных тестов, две видеокарты дают прирост производительности практически в два раза по сравнению с одной. Можно утверждать, что за 500 долларов (средняя цена видеокарты Radeon HD 7950 сейчас 250 — 300 долларов) это вполне достойное решение для большинства игр. Стоит отметить, что компания AMD любит выпускать новые видеокарты с «сырыми» драйверами, поэтому некоторые игры, к примеру Elder Scrolls: Skyrim, Battlefield 3 могут отображаться не так красиво, как должны.
Две объединённые в режиме SLI видеокарты
CrossFireX и SLI
Технология CrossFireX от AMD по сути аналогична SLI (Scan Line Interleave) от NVIDIA, они обе служат для объединения нескольких видеокарт для обработки 3D изображений. Первая обещает средний прирост производительности в зависимости от разрешения и модели карты на 70-100%, вторая — в 2 раза.
Обе технологии требуют наличия специальной материнской платы, минимум с 2-мя разъемами PCI Express x16/2.0/2.1, мощный блок питания — более 500 ватт и шустрый многоядерный процессор. Видеокарты нужны одной серии, модели могут быть разными (на разных чипах). Быстродействие всей системы будет определяться ядром наименее производительной из карт. Соединять видеокарты нужно специальными гибкими мостиками, раньше применялся еще и программный способ, когда передача данных шла через шину PCI Express, а сопряжение видеокарт осуществлялось драйверами, но потери производительности такого способа по сравнению с физическим составляли от 10-15%. Последние модели видеокарт вовсе не могут так объединяться. При помощи технологий CrossFireX и SLI можно объединить до 4 видеокарт.
Изображение при использовании нескольких графических процессоров строится несколькими методами. Первый — Scissor (CrossFireX) или Split Frame Rendering (NVIDIA), при котором разные видеокарты обрабатывают разные части изображения, не всегда равные. Минус данного режима — проблема сглаживания на стыке частей изображения.
Второй режим — SuperTiling (только CrossFireX), когда картинка делится на равные квадраты, нагрузка на видеокарты распределяется приблизительно одинаково. Недостаток заключается в неравномерной обработке графической и геометрической составляющих кадра.
Alternative Frame Rendering — используется AMD и NVIDIA. Видеокарты обрабатывают кадры по очереди, пиксели и геометрическая составляющая кадра рассчитываются совместно, но из-за неравных характеристик кадров изображение может «замораживаться».
SuperAA (CrossFireX) или SLI AA (NVIDIA) — этот метод нацелен на улучшение качества картинки больше, чем на повышение производительности. Две видеокарты прорисовывают одно изображение с разными режимами сглаживания, заключительная картинка генерируется потом.
Однозначно ответить, что из технологий лучше, CrossFireX или SLI, нельзя. В настоящий момент производитель CrossFireX заявляет, что скоро будет возможна работа со всеми приложениями, включая старые игры, которые никак не реагировали на увеличение количества видеокарт. SLI такой гарантии не дает. Однако, недавно проводилось тестирование двух технологии с помощью инструмента Frame Capture Analysis Tool (FCAT) от NVIDIA, который тестирует количество «коротких» и пропущенных кадров, не учитываемых обычными системами измерения производительности по количеству кадров в секунду. Результаты показали, что связка CrossFireX обычно содержит больше пропущенных и «коротких» кадров, чем SLI NVIDIA. Пока нет достоверных данных, сможет ли рядовой геймер заметить эти различия.
SLI мост
Анализ связок из двух видеокарт и одной топовой показал, что связка приближается по эффективности или превосходит топовую. Так, пара HD 7850 превосходит HD 7970 GHz Edition (почти на том же уровне сработали две карты HD 7790). А две GTX 650 Ti BOOST побили результат GTX 680 (NVIDIA), связка из GTX 660 также подобралась по производительности к GTX 780. Это данные для большинства игр, в игре Batman:Arkham City пара CrossFireX не работает вообще, а на разрешении 1920×1080 две GTX 660 уступают одной GTX 770. Стоимость топовых карт может составлять до 25000 рублей, связка из двух более древних обойдется дешевле без потери производительности. С другой стороны, материнская плата с поддержкой режимов CrossFireX или SLI стоит дороже обычной, мощный блок питания, тоже удовольствие не из дешевых, если присовокупить к этому расходы на электричество, получается, что система на нескольких видеокартах не намного дешевле, а быть может даже дороже системы на одной топовой видеокарте. Кстати, старые видеокарты могут не поддерживать DirectX одиннадцатой версии, что тоже отражается на качестве игровой графики.
Использование режимов CrossFireX или SLI оправдано в современных компьютерных играх с высокими требованиями к графическим адаптерам и поддержкой DirectX 11, таких как Crysis Warhead, Metro 2033, Crysis 2, Far Cry 3, Crysis 3, Battlefield 3, Batman:Arkham City, Dirt Showdown. Что касается более старых игр, платить больше за незначительный прирост производительности, который может вообще оказаться незаметным пользователю, особого смысла нет.
DirectX 11
Видеокарты — это аппаратные технологии, но одного «железа» недостаточно. Для того, чтобы игра полноценно работала, нужен еще и специальный софт. Для того, чтобы игра была совместима с ОС Windows, ставится игровой движок DirectX. 11 версия разработана специально под Windows 7, с еще более современным Windows 8 поставляется DirectX 11.1.
По сравнению с предыдущими версиями технологии, в одиннадцатой доступна низкоуровневая поддержка операционной системы и аппаратного обеспечения, многопотоковая обработка существенно улучшилась. Теперь возможна расширенная аппаратная обработка изображений для тесселяции, для этого используются три дополнительные стадии. Значительно улучшено сжатие текстур. В 11 версии встроена 5-ая шейдерная модель, которая использует множество объектно-ориентированных концепций, можно легко решить проблемы, связанные с характером шейдеров с помощью усовершенствованных интерфейсов, полиморфизма и дополнительных объектов.
Что такое мост SLI
Последнее, что вам понадобится для запуска настройки SLI, – это мост SLI. Nvidia использует физический разъем для соединения видеокарт вместе, что позволяет им взаимодействовать друг с другом, не используя драгоценную полосу пропускания в слотах PCIe.
Вам понадобится один из двух мостов SLI: либо стандартный мост (для менее мощных карт), либо мост с высокой пропускной способностью (для более мощных карт).
Серия SLI Bridge
Мост | Тактовая частота | Максимальная пропускная способность | Рекомендуемый монитор |
Стандартный мост | 400 МГц | 1 Гб/с | 1920×1080 до 2560×1440 при 60 Гц |
Мост с высокой пропускной способностью | 650 МГц | 2 Гб/с | До 5K и объемный звук |
Если у вас более мощные карты (например, GTX 1080), вы можете использовать стандартный мост, но это не позволит обеспечить полную производительность карт.
Производительность SLI
Итак, мы знаем, что такое SLI, как он работает и что вам нужно для его использования. Но стоит ли вам бросаться покупать вторую GTX 1080 Ti? Здесь «вода становится мутной». В то время как Nvidia утверждает, что удвоение производительности возможно при удвоении количества карт, это случается редко.
Проблема в том, что игры изначально не знают, как правильно использовать несколько видеокарт, и разработчики должны добавлять в них профили SLI. Это не простая задача, и она может занять очень много времени, поэтому большинство разработчиков не тратят на это время.
Это означает, что если вы не играете в игру ААА, возможно, что не будет никакого увеличения производительности (фактически, даже есть вероятность снижения производительности).
Производительность для каждой игры будет отличаться. Так что это не значит, что это будет совершенно бесполезно для вас, просто вы должны знать об этом, прежде чем инвестировать в технологию или какие-либо конкретные игры.
Результаты тестирования
3DMark Firestrike Extreme / Ultra (DX11).
Бенчмарк иллюстрирует ту пользу, которую можно получить при совместном использовании видеокарт. В тесте Timespy, работающем на DirectX 12, установка второй RX Vega 64 дает прирост в 72%, а добавление GTX 1080 Ti к уже имеющейся ускорит работу на 68%. В графическом тесте прирост составляет 85% и 88% соответственно.
Unigine Superposition 3D
Довольно свежий бенчмарк, появившийся в прошлом году. Тестируется скорость рендеринга. Результаты показывают абсолютное безразличие к тому, сколько видеокарт задействовано.
Battlefield 1 (DX12)
Игра использует движок Frostbite и была запущена в режиме DX 12. На низких разрешениях наличие двух видеокарт более идет на пользу видеочипам AMD. У NVidia польза от режима SLI проявляется меньше.
Разница, причем заметная, проявляется при переходе на разрешение 4К (3840х2160). Здесь видеокарты AMD показывают прирост производительности в 75%, а NVidia – 80%.
Doom (Vulkan)
Единственная игра в этом тестировании, использующая API Vulkan.
Поддержка графической мультипроцессорности не предусмотрена, и в лучшем случае проку от нее никакого. В худшем же (при использовании видеокарт NVidia), режим SLI ведет к падению производительности, особенно на высоких разрешениях.
F1 2021 (DX11)
Игра никак не использует режим SLI для видеочипов NVidia. Смысла в установке второй видеокарты нет.
В случае с AMD, польза от мультипроцессорности появляется только на разрешениях 2К и выше и при условии установки ультра настроек графики. При разрешении 4К прирост производительности доходит до 44%.
Forza Motorsport 7 (DX12)
Если вы поклонник этой игры, то будет полезно знать, что приобретение второй видеокарты – бессмысленное решение. Особенно при использовании видеокарт AMD.
Ghost Recon: Wildlands (DX11)
Игра использует движок Anvil Next и DX 11.
Wildlands относится к «тяжелым» играм. Плюсы от установки второй видеокарты есть, но, к сожалению, польза от масштабирования не настолько большая, как хотелось бы. Максимальный эффект был достигнут при разрешении 4К и средних настройках графики. Прирост составил порядка 55-65%.
При этом даже в SLI режиме на максимальных настройках в 4К частота кадров находилась на уровне 43 FPS, что на грани комфортных для игры значений.
GTA V (DX11)
Игра и ее движок RAGE (Rockstar Advanced Game Engine) уже привычно благоволит к видеокартам NVidia. Даже в «одномоторном» варианте видеокарты этого производителя быстрее конкурента в любом сочетании.
Польза от SLI проявляется только в 4К при ультра настройках графики и составляет 42%. Получается, две видеокарты AMD лучше одной аж на 82%. В этом случае смысл в установке двух Vega 64 есть. В целом же, GTA V – типичный представитель процессорозависимых игр, количество FPS в которых в большей степени зависит от установленного CPU, из которого выжимаются все соки.
Rise of the Tomb Raider (DX12)
Эта игра отлично распоряжается предоставляемыми графическими ресурсами и учитывает их конфигурацию.
За исключением разве что FullHD (1920×1080) режима на средних настройках, с повышением нагрузки польза от графической мультипроцессорности проявляется все сильнее, достигая 85% для AMD и 92% для NVidia при максимальных настройках графики в 4К разрешении.
The Division (DX12)
В контексте сегодняшнего разговора можно однозначно сказать, что проку от второй видеокарты в этой игре никакого.
The Witcher 3 (DX11)
Игра на движке Red Engine 3 с использованием DirectX 11.
Хорошо использует возможности второй видеокарты, особенно в случае AMD. За исключением разрешения FullHD со средними настройками графики, где прирост производительности составляет порядка 49%, на высоких разрешениях, особенно при улучшении качества картинки, польза от парной работы видеокарт доходит до 78%.
При этом видеочипы NVidia отлично себя чувствуют во всех разрешениях, и даже при «ультрах» в 4К одиночная 1080 Ti показывает вполне играбельные 58 FPS.
Total War: Warhammer (DX12)
Пример того, что используемый движок Warscape не знает, зачем ему вторая видеокарта и что с ней делать. Особенно это касается AMD. При низких разрешениях режим CrossFire становится обузой. Быстродействие падает более ощутимо, нежели при использовании одиночной Vega 64.
Среднее быстродействие
На основе проведенных тестов было вычислено среднее значение FPS по всем видеокартам и режимам работы, т. е. для одиночных и при использовании в SLI/CrossFire. Эти значения несколько условны и отражают некую «среднюю температуру по больнице», которая может измениться при другом наборе игр.
Тем не менее, определенную информацию получить можно. Так, при разрешении FullHD все видеокарты справляются со своей работой. Смысла в приобретении второй нет. С ростом нагрузки при увеличении разрешения и высоких настройках графики польза от графической мультипроцессорности увеличивается.
В данном наборе игр получается, что у пяти из них масштабирования на несколько GPU нет. В двух прирост наблюдается, но умеренный. Три хорошо используют ресурсы дополнительной видеокарты.