- История создания Linux
- Истоки. 1991г.
- Расцвет десктопных ОС. 91-94гг.
- Выпуск окружений рабочего стола. 95-99гг.
- Первые Live-дистрибутивы 2000-2005гг.
- Взлеты и падения Ubuntu. 2006-2012гг.
- Появление игр в Linux. 2012-2018гг.
- Что такое Linux? История создания Linux
- История возникновения Unix
- Появление проекта GNU
- История создания Linux
- Что такое Linux?
- GNU/Linux или Linux?
- Архитектура Linux-систем
- Ядро Linux
- Заключение
История создания Linux
Крайние версии дистрибутивов Linux отличаются красивой оболочкой, привлекательным рабочим столом, простотой в настройке и использовании. Но некоторые даже представить не могут, каким был Линукс сразу после своего появления.
Знаете ли вы, сколько труда и времени потратили разработчики, чтобы привести свои дистрибутивы к тому, что мы имеем сейчас? Через какие тернии проходил путь к совершенству? Вряд ли знаете. Поэтому сегодня я вам об этом расскажу. История создания Linux началась почти тридцать лет назад и за все это время претерпела многое. Отмотаем время назад и посмотрим, как зарождалась эта ОС и как эволюционировала в тот шедевр, что мы видим сегодня на своих экранах.
Истоки. 1991г.
Сам Unix появился еще в далеком 69-ом программистами Ритчи и Томпсоном. И тогда пошли системы на основе Unix от людей, которые им вдохновлялись. Среди них известные MINIX и BSD, созданные еще в восьмидесятые.
Но история создания Linux берет свое начало лишь спустя 20 лет, в начале девяностых. В 1991-ом году тогда еще обычный студент из Финляндии Линус Торвальдс создал то самое ядро, которое в последствии покорило весь мир. Почему Линус вообще начал работать над этим проектом, доподлинно не известно. Скорее всего потому что разочаровался в MINIX и решил сделать свою собственную операционную систему.
Некоторые говорят, что Торвальдс написал ядро, чтобы увеличить функциональность компьютера, а MINIX совершенствовать было нельзя.
Сам разработчик не оговаривает, откуда растут ноги у Линукса, но это уже и не важно. Он сделал то, что сделал. Сначала это был просто эмулятор терминала на MINIX. 25 августа 1991г. Линус Торвальдс предоставил миру первую версию того, что мы сейчас зовем Linux.
Тогда новая ОС называлась Freax. И она довольно быстро распространилась по FTP всего мира, с каждым днем увеличивая количество пользователей. Первая, а точнее 0,01 версия Linux была далеко не той, которую вы видите в сегодняшней Ubuntu.
Расцвет десктопных ОС. 91-94гг.
В первую половину девяностых стали появляться такие известные дистрибутивы, как Debian и Slackware. Мир увидел то, что раньше наблюдал лишь на Windows: версию Linux 0,95 с поддержкой графических приложений. Тогда же состоялся расцвет десктопных ОС.
Slackware – одним из первых получил новое ядро Линукс. В то время и он имел другое название: Softlanding Linux System, сокращенно SLS. Создан он был в 92-ом году и уже тогда имел поддержку графики и ядро версии 0,99. Однако, SLS вышел довольно сырым и проблемным, и вскоре был изменен на Slackware, старейший дистрибутив в мире.
Проблемы с интерфейсом SLS побудили не только создание выше упомянутого дистрибутива, но и еще одного. В 1993 появился наш любимый Debian, названный создателем, Яном Мердоком, в честь себя и своей девушки Деби.
Вслед за Slackware стала появлятся техническая поддержка Linux. Самая известная подобная компания существует до сих пор и называется S.U.S.E.
Дистрибутив, Red Hat, названный в честь красной шляпы своего создателя, также появился в первой половине девяностых.
14.03.1994 мир увидел тот самый Linux 1.0.0, от которой и пошла история развития почти всех дистрибутивов Линукс.
Выпуск окружений рабочего стола. 95-99гг.
Вторая половина девяностых стала для Linux революционной. Наиболее значимый период в его развитии. Именно с 1995 по 1999 год состоялся выпуск KDE и Gnome, а также самых востребованных по сей день дистрибутивов Linux.
Первый дистрибутив с нормальным скриптовым инсталлятором был Jurix Linux. Он же первым начал использование файловой системы ext2.
В 96-ом вышла версия ядра 2.0, которая закрепила за этой системой звание лучшей серверной ОС во всем мире. Она поддерживала протокол SMB, разные типы процессоров, PowerPC и даже монтирование NTFS, хоть и только для чтения.
Одна местная легенда рассказывает, что, когда Линус Торвальдс был в Австралийском зоопарке, его укусил пингвин. И после этого, разработчику почему-то стали нравится пингвины за свою беззаботность и бестолковость. Пингвина-символа Linux Торвальдс назвал Tux, от первой буквы своей фамилии и крайних букв слова UNIX.
Debian в то время был не так популярен, потому что разработчики уходили во внешний вид и удобство пользования дистрибутивов, оставляя функционал немного позади. И это принесло свои плоды. Проекты на основе Red Hat стали даже мелькать на обложках журналов для разработчиков.
Пожалуй, выпуск KDE и Gnome стал самым важным релизом в истории Linux. KDE увидело свет в 96-ом. Это был уже не просто комплекс программ, это была целая десктопная среда. Это позволило пользователям иметь выбор между ним и существовавшей тогда X11.
KDE 1.0 появилась лишь в 1998-ом, а 2.0 только в 2000. В ней уже присутствовали библиотека KIO и KOffice.
Новое окружение на основе GTK+ получило название Gnome. Первым проектом, использовавшим это окружение, стал Red Hat. Удобство использование и высокая скорость работы сделала Gnome очень популярным в рекордно короткие сроки.
Первые Live-дистрибутивы 2000-2005гг.
Заря популярности Linux. Множество пользователей стали переходить на него с Windows. Это и не удивительно, ядро улучшалось, программ становилось все больше, и вышел первый Live-дистрибутив.
Дистрибутив Knoppix, который был создан на основе почти забытого в то время Debian, в начале двадцать первого века был очень популярен. А все потому, что запустить его можно было даже не устанавливая, прямо с диска.
Сегодня это норма, тогда было нонсенсом. 30 сентября 2000г. Любой желающий мог запустить на абсолютно любой системе полноценный дистрибутив Linux со всеми необходимыми инструментами. Knoppix стал отправной точкой создания Live-дистрибутивов, которые пользуются популярностью до сих пор.
В то же время пользователи могли создать свой дистрибутив Linux из исходников благодаря проекту Linux From Scratch.
Linux стал стремительно развиваться и в 2000 году даже был создан фон спонсирования Linux, помогающий этому развитию и защищающий его основные ценности
На тот момент уже появилась версия ядра 2.4 с поддержкой USB, Bluetooth и файловой системы ext3. И эта версия поддерживалась вплоть до 2011 года. Уже тогда 2.4 был совсем не похож на 1.0, который появился в начале девяностых.
Red Hat тогда хотели выйти на новый коммерческий путь развития, разделив свой дистрибутив на коммерческий Red Hat Enterprice и свободный Fedora.
Подходил к концу 2002 год, и тогда появился CRUX – максимально простой дистрибутив для разработчиков. Все разработчики гнались за званием лучшего дистрибутива Linux, а CRUX так и оставался простым и ненавязчивым. Так бы он и остался в стороне, если бы не одно но. На его основе годами позже был сделан тот самый ArchLinux.
Версия Linux обновилась до 2.6, стали поддерживаться 64-битные новые процессоры, появилась Ext4.
Дистрибутивы были очень и очень достойного качества уже тогда, но все еще отставали от Windows. Они все еще были нацелены в большинстве своем на разработчиков, забывая про обычных пользователей. И тогда появился он. Дистрибутив, изменивший все. Дистрибутив, нацеленный на пользователя, с как можно более упрощенным рабочим пространством – Ubuntu. Первая Ubuntu «для народа» была выпущена в свет 20 октября 2004 в версии 4.04.
Взлеты и падения Ubuntu. 2006-2012гг.
Linux улучшается, дистрибутивы стабилизируются и появляются все новые и улучшенные. В 2006 вышел уже практически легендарный Mint, основанный на Ubuntu, направленный на новичков. Установка драйверов и прочих компонентов в нем была максимально простой на то время. Сами разработчики старались наполнить свой дистрибутив полезным программным обеспечением, прислушиваясь к своим пользователям, чем и заслужили их доверие в будущем.
KDE4 вышла в то же время и сразу же получила в свой адрес шквал критики за нестабильность. Сам Торвальдс раскритиковал эту версию окружения, сказав, что она все ломает и не делает даже половины того, что могла предыдущая. Поправила положение лишь версия 4.2, вышедшая только в 2009-ом.
В то же время мир увидел рождение самой популярной в мире операционной системы, основанной на Linux. Таковой она остается до сих пор, но большая часть ее пользователей, даже не догадывается, на чем построен их Android. Android 1.0 вышел тогда для телефонов HTC и, в принципе, делала все то, что делает сегодняшний андроид, только криво. Версия 1.1 все поправила, а 1.5 завоевала сердца миллионов пользователей.
Дистрибутив Ubuntu же все это время накапливал силу, завоевывал первенство во всех рейтингах, покорял сердца все большего количества пользователей. И все бы хорошо, если бы не выпуск роковой Ubuntu 14.04. На сколько бы плохи не были KDE4 и Gnome 3, все тут же забыли о них и накинулись на Unity – новое окружение Ubuntu версии 14.04. Ее не просто не взлюбили, ее открыто ненавидели. Однако, разработчики из Canonical так просто не сдались и вскоре сделали Unity пригодной для жизни, жаль поздновато.
Ядро дошло до версии 3.0, сразу же после 2.6, потому что нумерация стала слишком длинной и пришлось ее менять, а не потому что в ней были глобальные изменения.
Неудачи стали преследовать Linux повсеместно, и KDE4 была не единственным промахом окружения. Разработчики стали больше прислушиваться к мнению сообщества, но вот команда программистов Gnome все еще шла по своему пути развития. И в 2012 это вылилось в Gnome 3, которая стала самой неудачной версией этого окружения. В последствии все недоработки были исправлены, но, что сделано, то сделано, и к Gnome сообщество как-то охладело. Разработчики Mint даже выпустили собственное окружение Cinnamon.
Появление игр в Linux. 2012-2018гг.
Сейчас Linux практически целиком и полностью покорил все сервера мира, но не забыл и о домашних ПК. А какие домашние компьютеры могут быть без игр. Февраль 2013-го, Valve портирует Steam на Linux, вызывая этим бурную реакцию сообщества. Ведь в то время нормальные игры запускались только через эмуляторы «окон», а те, что создавались специально под Linux, попросту были никому не нужны.
Еще пару лет спустя Valve выпустили свой дистрибутив Linux, назвав его SteamOS. Правда, выпущен он был только для специальных консолей от самих Valve. К 2018-ому на Linux можно было поиграть более чем в 3000 игр из Steam.
Все больше новых дистрибутивов стало появляться на свет. ArchLinux завоевывал популярность все быстрее. На его основе стали создаваться отдельные дистрибутивы, например, Manjaro. Созданный в 2013-ом, он до сих пор находится в лидерах по популярности. Главная его особенность – упрощенная установка ArchLinux, сохраняющая его гибкость и функционал. Подобный Manjaro, такой же простой и основанный на Arch, ElementaryOS, также пользуется огромной популярностью, особенно у новичков.
К 2015-ому Linux обновился до версии 4.0, и опять без глобальных изменений. Просто по итогам голосования в сообществе, разработчики решили сменить версию. Добавилась лишь поддержка UEFI и некоторые обновления системы безопасности и стабильности.
Ubuntu тоже не стояла на месте. Вышла ее мобильная версия Ubuntu Touch, которая должна была сделать из вашего смартфона полноценный ПК при подключении его к монитору. Снова оболочка Unity, отказ от X Window в пользу нового Mir, выпуск пары смартфонов, и закрытие проекта в 2017 из-за низкой популярности. DEX от Самсунг тоже сильно повлиял на это решение.
Но самое важное событие произошло в версии Ubuntu 17.10, где была убрана Unity и возвращено окружение Gnome. Достаточно много лет понадобилось разработчикам, чтобы это понять. Mir тоже решили заменить на новый Wayland. Ubuntu стала той, которую мы видим сейчас.
Но на этом ее история не заканчивается, как и всего Linux в целом. Ядро развивается, получает новые версии, новый функционал, творит новую историю Linux. И мы будем пристально наблюдать за ее развитием, чтобы еще через несколько лет освежить ваши знания и дополнить нашу сегодняшнюю статью.
Источник
Что такое Linux? История создания Linux
Обновл. 27 Июл 2021 |
Раньше компьютеры были такими большими, что могли занимать целую комнату или даже дом. Вы только представьте себе, как трудно было ими управлять. Более того, каждый компьютер имел свою собственную операционную систему, в результате чего работать с такими машинами было жутко неудобно. Программное обеспечение таких компьютеров было узкоспециализированным, и не могло работать на другом компьютере. Не говоря уже о том, что подобная техника стоила таких невообразимо больших денег, что обычные люди не могли себе этого позволить.
В качестве решения вопроса с операционной системой компанией AT&T была создана операционная система Unix, которая дала старт возникновению открытого программного обеспечения и созданию Linux. Но давайте по порядку.
История возникновения Unix
В 1969 году команда разработчиков в лице Кена Томпсона, Денниса Ритчи и Дугласа Макилроя из исследовательского центра «Bell Labs» компании AT&T начала проект по созданию единой операционной системы (сокр. «ОС») для всех компьютеров, назвав её — «Unix». Первая версия системы была написана на Ассемблере. В 1972 году для того, чтобы переписать систему на более простой язык, Деннис Ритчи создает язык программирования Си, благодаря чему, 15 октября 1973 года выходит новая версия Unix (четвертая), ядро которой было переписано на Си. А через 2 года (в 1975 году) появляется уже полностью написанная на языке Си редакция Unix (пятая).
Долгое время операционная система являлась лишь исследовательским проектом, но в 1973 году проходит конференция Ассоциации по вычислительной технике (сокр. «ACM» от «Association for Computing Machinery»), на которой создатели Unix рассказывают о своей системе, и к ним сразу же начинают обращаться люди с просьбой поделиться её копией. И тут стоит отметить одну очень важную историческую деталь, которая сыграла свою роль в дальнейшем развитии событий. Дело в том, что в 1956 году компания AT&T (являющаяся на тот момент монополистом на американском рынке местной и междугородней связи) завершает очередное разбирательство с федеральными властями и антимонопольным комитетом по поводу своего монопольного положения, результатом которого становится подписание соглашения, накладывающее на AT&T ограничения по продажи продуктов и услуг, не связанных напрямую с телефонами и телекоммуникациями. А это значит, что Unix не могла продаваться всем желающим её заполучить. В связи с этим фактом, распространение исходных кодов системы Unix происходило абсолютно бесплатно.
Первоначально Unix использовалась в основном в университетах и крупных финансовых корпорациях. К 1978 году насчитывалось около 600 машин с установленной на них системой Unix.
Появление проекта GNU
В восьмидесятые годы 20 века многие компании, в числе которых IBM и HP, начали создавать свои собственные (в том числе и коммерческие) версии системы Unix. Это привело к путанице дистрибутивов Unix. И к тому же фирмы, продающие свои дистрибутивы, прямо запрещали распространять их исходные коды. Из-за этого другие программисты не могли применять уже внедренные к тому моменту новые компоненты системы, и им приходилось писать их заново.
В 1982 году программист из Массачусетского технологического института (MIT) Ричард Столлман сталкивается с проблемой того, что существующая на тот момент коммерческая лицензия программного обеспечения, с которым он вынужден работать, ограничивает свободу своего использования и не позволяет Столлману обмениваться исходными кодами ПО даже в стенах института.
Поэтому, в 1983 году, с целью создать доступную полноценную Unix-подобную операционную систему с открытыми исходными кодами, обмениваться которой смогут все желающие, он начинает разработку проекта GNU (сокр. от «GNU is Not Unix»).
В рамках проекта GNU создаются необходимые для разработки ядра системы компоненты: текстовый редактор Emacs, набор компиляторов gcc, интерпретатор bash, архиватор gzip, утилиты sed, gawk, Autoconf и многие другие. Помимо этого, в 1988 году с целью юридически закрепить за пользователями права на копирование, модифицирование и распространение программ и исходных кодов проекта GNU, Столлманом публикуется лицензия GNU GPL (сокр. от «GNU General Public License» = «Универсальная общественная лицензия GNU»). Однако, несмотря на все его успехи, даже спустя 8 лет после старта проекта, не хватало самого важного компонента операционной системы — её ядра…
История создания Linux
В январе 1991 года, финский студент Линус Торвальдc, находясь под впечатлением от купленной им книги «Проектирование и реализация операционных систем» автора Эндрю С. Таненбаума, с целью детального изучения концепций и строения ОС Unix, решает купить новый компьютер на базе процессора Intel 80386, на который ставит разработанную Таненбаумом учебную ОС Minix.
Но учебная система — она на то и учебная, что обладает рядом недостатков. В частности, в Minix не только была плохая эмуляция терминала, но и не было возможности перевести в фоновый режим программу, которой временно не пользуешься.
И тогда в августе 1991 года Торвальдс объявляет в сети Usenet о том, что создает свою собственную (свободную) операционную систему с открытыми исходными кодами — Linux. Стоит отметить, что в тот момент речь еще не шла о полноценной системе, скорее это был её прообраз в виде ядра.
17 сентября того же 1991 года, без каких-либо особо публичных объявлений, выходит Linux версии 0.01.
Вскоре после этого, 5 октября, Торвальдс представляет версию 0.02, ставшей первой «официальной» версией своей ОС.
А уже 16 апреля 1994, когда, по мнению Линуса, система стала полностью работоспособной, вышел первый, после более чем двух лет развития, мажорный релиз системы — Linux 1.0.
Примечание: Изначально ОС называлась Freax, что является гибридом от английских слов «freak» (чудак) и «free» (бесплатный) с окончанием X, как дань операционной системе Unix. Однако имя «Linux» системе дал Ари Леммке (Ari Lemmke), по просьбе Торвальдса разместивший ОС на FTP-сервере университета в директории linux , а не freax .
Открытие исходных кодов операционной системы сыграло решающую роль в дальнейшем развитии Linux. Но необходимо все-таки помнить, что технически Linux — это только лишь ядро, без сопутствующих прикладных программ. Полноценной ОС его делает сопутствующее программное обеспечение. Пока роль такого программного обеспечения играли компоненты учебной системы Таненбаума.
Позже, когда Linux немного «окреп и встал на ноги», приложения из проекта GNU заменили соответствующие программы из Minix, так как лицензия (GNU GPL) на исходные коды программ проекта GNU была более удобна для применения в молодой операционной системе.
Таким образом, миру явилась полноценная работающая операционная система под названием «GNU/Linux», которую мы привыкли называть просто «Linux», состоящая из ядра Linux, написанного Торвальдсом, и окружающего программного обеспечения, созданного в рамках проекта Столлмана, GNU.
Что такое Linux?
Linux — это семейство Unix-подобных операционных систем, использующих ядро Linux, которое разработал финно-американский программист Линус Торвальдс. ОС, использующие ядро Linux, называются дистрибутивами Linux, и они являются такими же операционными системами как Microsoft Windows или Apple macOS, но с одной очень важной особенностью, а именно — их исходные коды являются открытыми, так как они распространяются под лицензией GNU GPL, которая подразумевает создание свободного и открытого программного обеспечения (open source software). Это означает, что у любого пользователя есть право изучать и изменять исходный код.
Примечание: Стоит отметить, что есть также и платные дистрибутивы Linux, например, Red Hat Enterprise Linux, Astra Linux Special Edition и др.
Официальным талисманом Linux с 1996 года является пингвин Tux (сокр. от «Torvalds UniX«). Идею использовать пингвина в качестве талисмана Linux выдвинул создатель этого ядра Линус Торвальдс.
Пингвин Tux — талисман Linux
GNU/Linux или Linux?
В сообществе программистов существует спор об именовании операционных систем, использующих ядро Linux и программное обеспечение, разработанное под лицензией GNU GPL. Поскольку ядро Linux само по себе не является работающей операционной системой, то многие предпочитают использовать термин «GNU/Linux».
Примечание: Поскольку статьи цикла «Уроки по Linux» имеют цель донести простыми словами о Linux-системах и их использовании для начинающих, то ради сохранения простоты и лаконичности мы будем использовать термин «Linux», обозначающий операционные системы, работающие на базе ядра Linux.
Вы же можете использовать как термин «Linux», так и термин «GNU/Linux».
Архитектура Linux-систем
На следующем рисунке показана архитектура Linux-систем:
«Железо» — аппаратное обеспечение компьютера (процессор, видеокарта, оперативная память и пр.) со всеми его периферийными устройствами.
Ядро — является основным компонентом операционной системы, взаимодействует непосредственно с аппаратным обеспечением, играя роль посредника между низкоуровневым «железом» и компонентами верхнего уровня.
Оболочка (или «shell», «командный интерпретатор») — интерфейс для взаимодействия между пользователями системы и ядром ОС, абстрагирующий внутреннее устройство системы. Принимает команды от пользователей и запускает на выполнение соответствующие функции.
Утилиты (vi, cat, sed, date, компиляторы и др.) — служебные программы, которые предоставляют пользователю большую часть функциональных возможностей операционной системы.
Ядро Linux
Ядро — это своего рода главная программа, являющаяся основной частью операционной системы. Оно выступает в роли посредника между устройствами компьютера (процессором, видеокартой, оперативной памятью и т.д.) и его программным обеспечением, абстрагируя от обычных программ и пользователей сложную, низкоуровневую работу с «железом» компьютера, предоставляя взамен простой, понятный и удобный в использовании интерфейс. Для этого в код ядра были включены драйверы устройств, которые могут как загружаться в память вместе с ядром ОС, так и подключаться по мере возникновения потребности в ресурсах необходимого устройства.
Примечание: Ядро Linux было разработано в 1991 году программистом Линусом Торвальдсом. Об этом снят документальный фильм «Revolution OS» (2001 г.).
Как вы наверняка знаете, на компьютере может быть запущено сразу несколько программ: какие-то из них работают в фоновом режиме, другие могут ожидать определенных действий от пользователя, а третьим необходимо получать информацию из другой запущенной программы. В такой ситуации именно ядро берет на себя функцию оптимального распределения ресурсов компьютера между запущенными программами и организацию параллельной работы множества различных процессов. Оно первым загружается в оперативную память компьютера и всегда находится в запущенном состоянии, постоянно взаимодействуя с его аппаратным обеспечением и установленными программами.
Как правило, большинство ядер делятся на три типа:
Микроядро — это ядро, состоящее из нескольких подгружаемых в память по мере надобности независимых модулей, выполняющихся в отдельных адресных пространствах. По сути, в таком варианте исполнения оно не сильно отличается от обычных прикладных программ. К достоинствам данного ядра можно отнести теоретически большую надежность в сравнении с другими архитектурами (в действительности же не всё так радужно и гладко) и его модульность (легкость в подключении дополнительных частей ядра). К минусам микроядерной архитектуры относится то, что ядро, построенное по такой схеме, получается очень медленным (ведь ему нужно постоянно переключаться между отдельными частями).
Монолитное ядро — это полная противоположность микроядра, т.к. в памяти компьютера всегда находится весь (или почти весь) код ядра, вследствие чего скорость его работы выше в сравнении с микроядром.
Гибридное ядро — это ядро, сочетающее в себе элементы как монолитной, так и микроядерной архитектур.
Ядро Linux хоть и относится к монолитным ядрам, но оно также заимствует и некоторые идеи из микроядерной архитектуры, что означает, что вся операционная система работает в пространстве ядра, а драйвера устройств (в виде модулей) могут быть легко загружены (или выгружены) прямо во время работы операционной системы.
Заключение
Linux поддерживает целый ряд аппаратных устройств от телефонов и до суперкомпьютеров. Каждая операционная система на базе ядра Linux имеет ядро Linux и набор ПО для управления аппаратными ресурсами компьютера.
На следующих уроках мы детально рассмотрим тему лицензии GNU GPL, сравним Linux и Windows, выполним обзор дистрибутивов Linux и продолжим наше погружение в изучение Linux.
Поделиться в социальных сетях:
Источник