Инструкция и руководство для
Defender Cobra M5 на русском
2 страницы подробных инструкций и пользовательских руководств по эксплуатации
Сравнение джойстиков VKB (Gladiator), Ravcore (Javelin) и Defender (Cobra m5)
UNBOXING Cobra M5 + Тест джоя в WarThunder!
Игровой джойстик Defender Cobra M5
[КАЛИБРОВКА] Defender Cobra m5 (!) 3-ей ревизии
Defender Кобра М-5 Первое впечатление
Игровой джойстик Defender Cobra M5
Тест Джойстика Cobra M5
Defender Cobra m5 работоспособность
Джойстик DEFENDER Cobra M.
Джойстик defender cobra m5 usb, Инструкция пользования
Джойстик DEFENDER Cobra M5 USB
Благодарим Вас за покупку нашего джойстика! Этот продукт поддерживает платформу
PC и обладает возможностью контроля самолета по четырем осям вращения и 23
клавишами, что даст Вам подавляющее превосходство в виртуальном воздушном
пространстве. Данный продукт поддерживается большинством игр и операционных
систем семейства Windows. Продукт создан на основе новейшей магнито-резисторной
технологии M-Force, гарантирующей высокие показатели точности и надежности
устройства. Cobra M5 USB создан по рекомендациям боевых пилотов РФ с
использованием последних разработок в области эргономики. Вы не почувствуете
усталость даже после нескольких часов игры.
Количество осей: 4
Количество кнопок: 21+ 2 два курка ClusterFire™ + 8-позиционный переключатель видов
Количество режимов боя: три (ближний бой, дальний бой, режим навигации)
Тип позиционирования: магнитный сенсор M-Force™
Совместимость: Windows XP/Vista/7
Питание: 5В через USB-порт
Window XP/Vista/Windows 7
1. Кнопки 5, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 22 (4 физических кнопки и 8 виртуальных,
выбор зависит от выбранного боевого режима).
2. 8-позиционный D-pad.
3. Кнопки 4, 11, 18 (значение зависит от выбранного боевого режима).
4. Откидывающийся курок ClusterFire™, предназначенный для ведения огня
5. Основной курок ClusterFire™, предназначенный для ведения огня основным
6. Кнопки 3, 10, 17 (значение зависит от выбранного боевого режима).
7. Дополнительный откидывающийся курок (Колесный тормоз), соответствующий
кнопкам 9, 16, 23 (значение зависит от выбранного боевого режима).
8. Тумблер выбора боевого режима. Доступны следующие режимы: ближний бой,
дальний бой, режим навигации.
9. Прорезиненная ручка.
10. Пыльник из мягкой резины.
11. Колесо управления тягой двигателя с мягким ходом.
12. Металлическое основание.
Установка программного обеспечения и определение устройства
Данный джойстик разработан с использованием технологии Plug & Play. Таким образом,
для его установки не требуется инсталляция дополнительного ПО. Просто подключите
джойстика к вашему ПК через порт USB 2.0. После этого система автоматически
определит новое игровое устройство.
ВНИМАНИЕ! Определение устройства может занимать до 1-2 минут в зависимости от
настроек вашей ОС.
ВНИМАНИЕ! Не гарантируется работа через USB-хабы. Убедитесь, что Вы подключаете
устройство к порту, расположенному непосредственно на корпусе ПК.
ВНИМАНИЕ! Не гарантируется работа с ноутбуками и другими портативными
системами.
Быстрый тест джойстика
Для запуска системных тестов в системе Windows XP зайдите в меню «Старт»,
далее «Панель управления», далее «Игровые устройства». Выберите джойстик
Defender Cobra M5 USB и нажмите кнопку «Свойства».
Для запуска системных тестов в системе Windows Vista/7 зайдите в меню «Старт»,
далее «Устройства и принтеры». Выберите джойстик Defender Cobra M5 USB,
нажмите правую кнопку мыши и выберите меню «Параметры игровых устройств»,
далее выберите Defender Cobra M5 USB и нажмите кнопку «Свойства».
С помощью системных тестов Вы можете:
1. Проверить работу всех кнопок джойстика (23 кнопки). При Вашем нажатии на
тестовой странице должна загораться соответствующая по номеру кнопка.
ВНИМАНИЕ! Чтобы проверить работу всех 23 доступных виртуальных кнопок,
переключайте режимы боя соответствующим тумблером. При этом за режимами
тумблера в системе Windows зарезервированы кнопки 24-26. Однако они не
активируются во время изменения положения тумблера.
2. Проверьте работу ручки джойстика. Двигайте ручку вперед, назад, вправо и влево.
Соответствующий блок на вкладке «Тестирование» (Оси X/Y) покажет движение
курсора в соответствующих направлениях.
3. Поверните ручку вправо или влево в горизонтальной плоскости. Красная полоса в
блоке «Рысканье» будет либо уменьшаться, либо увеличиваться.
4. Проверьте работу переключателя видов. В соответствующем блоке на вкладке
должна отобразиться работа переключателя в восьми направлен.
«Тестирование» должна отобразиться работа переключателя в восьми
направлениях.
В данном игровом устройстве применена технология магнитного позиционирования,
которая состоит в том, что специальные сенсоры реагируют на изменение магнитного
поля во время вращения ручки джойстика. Благодаря данной технологии нам удалось
избавиться от контактных деталей в механизме позиционирования, что позволяет
добиться потрясающей точности, надежности устройства и отсутствия мертвых зон.
Джойстик имеет два основных курка, каждый из которых управляет одним из основных
видов вооружения. Один курок сделан откидывающимся. Суть технологии заключается
в том, что благодаря особой конструкции курков игрок может использовать либо одно
оружие, либо другое, либо, если того требует обстановка на поле боя, оба вида оружия
одновременно. Курок 5 (основное вооружение) имеет одну степень нажатия, курок 4 —
две степени. Слабое нажатие активирует второстепенное вооружение, более сильное
нажатие позволяет одновременно использовать два вида вооружений (игрок
одновременно нажимается оба курка одним кликом).
Три боевых режима управления
Cobra M5 USB обладает возможностью переключения боевых режимов для более
точного управление самолетом в бою и на земле. Игрок может переключать режимы с
помощью специального тумблера. Доступны следующие режимы:
В зависимости от выбранного режима 6 кнопок и один курок получают различные
наборы исполняемых команд. Таким образом, общее количество кнопок становится
равным 21 + 2 курка ClusterFire™. В каждом из режимов игроку доступно фактически 9
кнопок. Ниже приведена таблица соответствия значения кнопки в зависимости от
ВНИМАНИЕ! В любом из режимов игры курки ClusterFire™ имеют один и тот же
функционал.
ВНИМАНИЕ! Игрок может настроить каждую из кнопок по своему желанию
непосредственно в игре. Джойстик не регламентирует функционал кнопок. Данная
функция лишь разбивает набор из 23 виртуальных кнопок на три набора из 9 кнопок,
доступные в каждом режиме боя.
Важные сведения об эксплуатации
При приеме товара убедитесь в его целостности и отсутствии внутри свободно
перемещающихся предметов. Не подвергайте товар механическим нагрузкам,
способным привести к механическим повреждениям товара. В случае наличия
механических повреждений не дается никаких гарантий на товар.
Оберегайте изделие от сырости, влаги, жидкостей, вибрации, воздействия высокой
температуры, механической нагрузки.
Храните и эксплуатируйте товар в сухом помещении 20-90% влажности, не допускайте
условий конденсации влаги.
Нормальная температура хранения и эксплуатации изделия +5…+40ºС без
конденсации влаги.
В случае, если транспортировка товара осуществлялась при отрицательных
температурах, дайте товару согреться в теплом помещении (+16-25ºС) в течение 3
часов перед началом эксплуатации.
Не вскрывайте изделие. Данное изделие не содержит частей, подлежащих
самостоятельному ремонту. По вопросам обслуживания и замены неисправного
изделия, пожалуйста, обращайтесь к фирме-продавцу или в авторизированный
сервисный центр DEFENDER.
Фирма-поставщик устанавливает гарантийный срок изделия равным 24 месяца со дня
реализации изделия при условии соблюдения потребителем правил хранения,
эксплуатации и требований безопасности. В течение гарантийного срока
фирма-поставщик производит ремонт или замену вышедшего из строя изделия при
условии наличия паспорта и гарантийного талона.
DEFENDER Cobra M5 USB
Товар обязательной сертификации не подлежит. Срок годности не ограничен.
Изготовитель
SHENZHEN LITE STAR ELECTRONICS
TECHNOLOGY CO., LTD (Шенжень Лайт Стар
Электроникс Технолоджи Ко, ЛТД).
Ксингхонг Сайенс энд Технолоджи Парк,
Фенгхуангганг, Фест Индастриал Зон, Ксиксианг,
Баоан Дистрикт, Шенжень, Китай.
Гарантийный срок 2
Производитель оставляет за собой право вносить технические изменения в изделие.
Не ходите в Рейвенхолм, или обзор джойстика Defender M5 Cobra
Новинки в ассортименте джойстиков появляются нынче весьма редко. Насколько могу, я отслеживаю ситуацию в этом плане. Из новинок за последние годы можно назвать разве что пару моделей джойстиков от Defender — Cobra M5 и Cobra R4 и навороченный Saitek X-55 Rhino. X-55 Rhino не удалось пока лично протестировать, а вот с M5 и R4 встречался.
Про R4 не стоит рассказывать, это не джойстик, а недоразумение с мотором, а М5 достоин отдельной статьи. И хотя обзоры на него есть в интернете, это большей частью «заказные» статьи или написаны авторами не сильно разбирающимися в данной теме.
Предваряя обзор, скажу что данный джойстик имеет не совсем обычную историю. Он проектировался нашими отечественными энтузиастами как достаточно доступный по цене, в то-же время точный и с большими возможностями модернизации. Весь процесс создания обсуждался на авиационном форуме (ныне почившем в бозе). Кто хочет подробностей, вот статья о создании данного джойстика (и не только об этом).
На данный момент выпущено уже три ревизии джойстика Cobra M5.
Визуально можно отличить только первую — у нее нет выступа на колесике управления тягой двигателя. Во второй ревизии улучшили резистор твиста и поменяли контроллер (установлен NJoy32 Pro от ВКБ, имеющий весьма значительные возможности по модернизации). А так-же исправили проблему с небольшим запаздыванием реакции на осях. В третьей ревизии, в угоду удешевлению, контроллер опять поменяли на простенький. Джойстики второй ревизии — раритет и купить их уже очень сложно. Определить ревизию джойстика можно по номеру прошивки. 1.07-1.13 — первая ревизия, 1.27 — вторая, 1.01 — третья. Посмотреть версию прошивки — этой программой.
На тестирование мне досталась Кобра третьей версии.
— Интерфейс: USB 2.0, 3.0; — Тип соединения: Проводное; — Тип датчика: Магнитный сенсор M-Force; — Кол-во осей позиционирования: 4; — Количество кнопок: 23, включая 2 курка ClusterFire (7 физических кнопок + 2 курка) — D-Pad: 8-позиционный; — Совместимость с версиями Windows: Windows XP/Vista/7; — Длина шнура: 1.2 м; — Вес: 1650 г; — Питание: 5В от порта USB.
Небольшое лирическое отступление.
Все датчики в джойстиках можно условно поделить на 2 типа:
1) потенциометры (переменные резисторы);
2) бесконтактные датчики (датчики Холла, магниторезисторы, оптические).
Второй тип гораздо предпочтительнее по точности и долговечности.
В Кобре используются магниторезисторы и ниже я немного подробнее о них расскажу.
Упаковка и комплектация
Поставляется джойстик в небольшой, но очень красочно и информативно оформленной коробке. Информации и завлекательных картинок на коробке столько, что читать и рассматривать ее можно не один вечер.
Коробка мне попалась в не очень потребном виде, приношу извинения.
— краткая инструкция по использованию; — диск с игрой War Tunder; — гарантийный талон; — бонус-код War Thunder (1000 Золотых орлов).
Внешний вид
Внешний вид у джойстика весьма брутальный. Дизайн сделан на базе эргономики ручки истребителя-бомбардировщика Су-34 (или Су-29, тут сами авторы путаются в показаниях). Поверхность из удобного софттач пластика и не скользит в руке.
Имеется подставка под ладонь и небольшая накладка с левой стороны под большой палец.
Сочленение рукоятки и основания прикрыто мягким резиновым пыльником.
В основании массивная, толщиной 4 мм, металлическая плита, на которой приклеены четыре рифленые резиновые ножки.
За счет этого джойстик очень прочно стоит на столе. Такое решение гораздо удобнее, нежели присоски, которые используют некоторые производители и которые любят в ответственнные моменты отрываться от стола.
Помимо этого в металлической плите есть 4 отверстия и можно насмерть прикрутить джойстик к поверхности болтами или саморезами (с разрешения особ женского пола, потому как если она сядет за компьютер написать важное друзьям в твиттере, а посреди стола прикручена палка. ).
Все органы управления, кроме колесика управления тягой двигателя расположены на рукоятке.
По центру расположен трехпозиционный переключатель режимов.
Производитель предлагает такие названия режимов: ближний бой, дальний бой, навигация.
При переключении режимов все кнопки, кроме курков ClusterFire и восьмипозиционного переключателя видов, меняют свою функцию. То есть 7 кнопок могут работать в трех режимах.
ClusterFire представляет из себя две гашетки. При нажатии сначала срабатывает первая кнопка и если продолжать движение, то срабатывает вторая. Первую гашетку можно откинуть вперед и пользоваться только второй гашеткой.
Снизу расположен откидной рычаг — колесный тормоз, как его называет производитель. Если тормоза на колесах у вас на летательном аппарате в симуляторе не раздельные, то его действительно удобно использовать именно в таком качестве. Его так-же можно откинуть вниз.
На правой стороне красная пластиковая заглушка. Видимо, планировалось установить здесь кнопку, но потом от этого отказались.
Эргономика
Человек, который проектировал ручку, к сожалению, совсем не имел понятия об эргономике. Рукоять очень тонкая, складывается впечатление, что держишь карандаш в руке. Заканчивается рукоять несуразно здоровенной верхней частью, на которой кнопки расставлены излишне широко. Из-за этого, чтобы нажать на боковые, приходится немного выворачивать кисть, что мешает пилотированию и прицеливанию. Особенно неудобно стоит левая кнопка, недаром я видел несколько вариантов переделки данного джойстика, где эту кнопку вместе изрядным куском верхней пластиковой части рукоятки банально отпиливали.
Угол наклона площадки с кнопками неверный. Оптимально, когда в состоянии покоя рука без напряжения лежит на основных элементах управления, то есть, указательный палец на гашетке, большой палец на восьмипозиционном переключателе, а основание ладони опирается на выступ в нижней части джойстика. В данном случае, в нейтральном положении ручки, большой палец сильно отведен назад и напряжен. У меня ладонь не достает до подставки, а регулировки по высоте нет. В результате ненужное напряжение и рука довольно быстро устает. Впрочем, человек такое изумительно приспосабливающее существо, что даже к такому кошмарному дизайну можно привыкнуть.
Колесико регулировки тяги двигателя из серии «чтобы было».
Это уже придумка китайских конструкторов. Изначально джойстик планировалось выпускать в комплекте с отдельным РУДом (РУД — рычаг управления двигателем).
Управлять двигателем им неудобно, но можно. А если втянетесь, то вполне можно потом будет прикупить отдельный РУД. Например, разработки все того же ВКБ, только продающийся под брендом Gametrix ENGINE CONTROL SYSTEM.
По моему скромному мнению, это излишнее усложнение.
На джойстике должны быть легкодоступны основные кнопки, которые в первую очередь необходимы в бою (управление системами вооружения, двигателем, закрылками). Все эти кнопки должны нажиматься на рефлексах, без взгляда контролирующего, в каком положении находится переключатель режимов. Я бы предпочел на месте этого переключателя иметь еще одну кнопку.
Впрочем, некоторые пилоты весьма благожелательно относятся к таким усложнениям. Для примера я начал считать, сколько кнопок и комбинаций я использую при полетах в симуляторе Штурмовик Ил-2. Когда счет ушел за шестой десяток — я плюнул на это дело. То есть, все необходимые кнопки все равно не запихнуть на джойстик. Есть, конечно, близко к этому подходящие системы, но это чаще всего HOTAS из совсем другой ценовой категории, типа упомянутого мной во вступлении Saitek X-55 Rhino
или Thrustmaster Hotas Warthog:
Попытки сделать подобное из Кобры вызывают у меня улыбку:
Докупив панели от ВКБ и умея немного работать с напильником, каждый может сделать такое со своей Коброй. Если, конечно, это вторая ревизия с нормальным контроллером, в других случаях придется еще и контроллер прикупить.
Вообще, правильнее говорить гашетка. Курок это несколько другая часть оружия обычно. Реализация интересная, но не идеальная. Из минусов — большой ход первой гашетки и невнятная точка срабатывания второй. У меня, например, на внешней, первой, гашетке стоят пулеметы, а на второй, внутренней — пушки. У пушек обычно меньше боекомплект, поэтому их надо расходовать крайне экономно. Но частенько непроизвольно нажимаешь чуть сильнее и срабатывают обе кнопки, в результате чего впустую расходуется драгоценный боекомплект пушек.
Джойстики весьма условно можно разделить на две категории: с коротким ходом рукоятки и с длинным. Ход рукоятки — расстояние, на которое нужно переместить руку, чтобы достигнуть крайнего положения рукояти. Это расстояние зависит от высоты ручки и максимальных углов наклона.
Длинноходовые джойстики позволяют более точное позиционирование в промежуточных положениях, а короткоходовые — более быстро реагировать на изменение обстановки. По моим наблюдениям, виртуальные пилоты, которые любят летать на истребителях, предпочитают короткоходовые джойстики. Но тут, конечно, очень индивидуально и зависит и от личных предпочтений и от организации рабочего места.
У Кобры ход ручки большой. И не в последнюю очередь из-за несколько излишней высоты джойстика. Желательно располагать его на высоте 10-15 см ниже поверхности стола. Оптимальный угол между плечом и предплечьем должен быть близок к 90 градусов. Вот так примерно:
В случае с Коброй стоящей на столе, предплечье приходится понимать сильно вверх и дополнительно изгибать руку в запястье.
Разборка
Разбирается джойстик очень просто. Достаточно открутить 4 самореза снизу и мы имеем доступ к механике и плате контроллера.
В качестве датчиков использованы магниторезистивные датчики KMZ41 от NXP Semiconductors. Не путайте их с датчиками Холла — они реагируют на направление, а не на силу поля. Рядом распаяна микросхема MCP601 — операционный усилитель.
Прошу прощения за качество фото. Был какой-то праздник, день независимости Гондураса, или день солидарности грузчиков Мозамбика. В центре, в SOIC корпусе, как раз KMZ41.
Отличие датчиков в этой ревизии в том что они аналоговые. На первой и второй они работали в цифровом режиме. Там вместо MCP601 стояла сверхсекретная микросхема, в таком-же SOIC корпусе с 8 выводами, но со спиленной маркировкой, которая и должна была заниматься преобразованием аналогового сигнала с датчика в цифровой.
В качестве микроконтроллера используется простенький PIC18F14K50.
Механика хоть и пластиковая, но сделана достаточно качественно и люфты очень небольшие.
Загрузка раздельная по осям небольшими пружинками. Проход через центр сопровождается негромким щелчком и тактильно хорошо ощущается.
Загрузка довольно слабенькая, но можно либо поставить другие пружины, либо просто намотать вместо них резинки для денег (да, недолговечно, но их и заменить на новые несложно).
Резистор твиста в пластиковом корпусе. Боюсь, если с ним возникнут проблемы, найти замену будет нелегко.
Вот фото разобранной верхней части с механизмом ClusterFire и платой с кнопками.
Тестирование
На первой версии Кобры летать я так и не смог. У нее были серьезные проблемы с твистом и запаздыванием реакции на действия пилота. Третья ревизия, как я уже говорил выше, этих проблем не имеет.
Точность очень хорошая. Выставив свои кривые (я обычно чувствительность ближе к центру снижаю для более удобного пилотирования), я спокойно летал и не испытывал проблем.
Мертвых зон, как я уже говорил, нет.
Вот картинка из джойтестер:
Программное обеспечение
В комплекте его нет и это оправдано, так стандартных драйверов Windows вполне достаточно. Но можно скачать утилиту для калибровки джойстика с сайта производителя. Так как все три ревизии джойстика имеют различное железо, утилиты тоже свои для каждой версии. Ладно хоть что я знаю, какой ревизии у меня джойстик.
Рассказывать собственно нечего. Минималистичный интерфейс на английском.
Все то же самое делается из панели управления Windows. Единственное, можно задать мертвые зоны для каждой оси.
Выводы:
Вот теперь вы поняли смысл названия статьи? Все помнят тот Half Life? Другого пути нет. Несмотря на то что я написал достаточно много нелестного, Defender Cobra M5 — отличный джойстик за свои деньги. Причем, почти безальтернативный вариант. Единственный конкурент у него в этой ценовой категории это Thrustmaster T.16000M. Конечно, если вы хотите только попробовать, как оно, летать, используя не клавиатуру и мышь, а более аутентичные девайсы, то можно приобрести и дешевую модель. Но надолго дешевого джойстика не хватит, а некоторые модели могут и просто отбить желание использовать для управления именно такой способ. Потому как сразу летать нормально, пересев с клавиатуры на джойстик, не получится. Нужно время для привыкания. А если на ваши ошибки будут еще и ошибки контроллера накладываться, удовольствия вы точно не получите.
К отвратительной эргономике Кобры можно привыкнуть, сделать в крайнем случае накладки из пластика или кожи на рукоять для более удобного хвата. А вот такой точности и долговечности нет ни у одного джойстика за такие деньги (я выше уже назвал конкурента по точности — T.16000M, но у него тоже есть свои недостатки).
Ну и огромное спасибо нашим, отечественным конструкторам, которые смогли джойстик спроектировать и довести до серийного производства (а второе, я считаю, сложнее).
Плюсы: — точность; — долговечность; — бесконтактные датчики; — цена; — возможность апгрейда; — устойчивость.
Минусы: — упрощенное и несколько неудобное управление тягой двигателя; — эргономика.