Командного сценария windows те

Командного сценария windows те

В этой статье я хотела бы пояснить, когда следует использовать механизмы сценариев, рассказать о некоторых базовых концепциях их составления, а также дать ряд практических советов (см. врезку «Советы по составлению сценариев» ). Кроме того, я представлю код на VBScript, с помощью которого решается некая общая задача, и прокомментирую его. Выбор пал на VBScript, поскольку Windows поддерживает этот язык. Windows поддерживает и JScript, но в предыдущих номерах журнала, как правило, использовался VBScript, так что есть смысл сохранять преемственность.

Почему именно сценарии?

Программирование сценария занимает больше времени, чем однократное выполнение задачи вручную, — даже если за дело берется опытный специалист по программированию на VBScript, который знает проблему досконально. Если же вы не профессионал, то написание и отладка сценария займет куда больше времени, чем использование графического интерфейса. Так зачем же тогда привлекать сценарий?

Основное назначение административных сценариев — автоматизация часто повторяющихся задач. Если администратор сталкивается с задачей, которую нужно выполнить более одного раза или же регулярно, как раз имеет смысл доверить ее решение сценарию. Очевидно, что в этом случае все подобные задачи будут решаться быстро и единообразно. Кроме того, написание сценариев позволит создать инструментарий администратора, не предусмотренный в графическом интерфейсе.

Если с помощью GUI решить задачу непросто, то, может быть, стоит обратиться к утилитам командной строки, которые поставляются вместе с операционной системой или в составе Resource Kit? Желательно использовать данные утилиты всегда, когда в этом есть смысл. Но в Windows 2000 набор программ с графическим интерфейсом не соответствует в точности набору утилит командной строки, и некоторые утилиты могут не удовлетворять в полном объеме решаемой задаче. Пакетные файлы не всегда хорошо справляются с ситуацией, когда входной поток данных должен быть изменен. Кроме того, утилиты командной строки и сценарии не являются взаимоисключающими методами. Можно написать сценарии, основанные на применении утилит командной строки и при этом свободные от недостатков последних.

Scripting Host

Прежде чем перейти к созданию сценария, поясню некоторые термины. Зная, что скрывается за словами scripting host, легче понять, как это может повлиять на проект сценария, допустимо ли будет использовать в сценарии выражения и т. п.

Scripting host (машина сценариев) — это операционная среда сценария. Windows не имеет понятия о VBScript: если в командной строке ввести строчку кода на VBScript, система выдаст сообщение об ошибке. Когда Windows сталкивается с файлом, расширение которого указывает на файл-сценарий, операционная система передает файл машине сценариев для интерпретации. Машина интерпретирует предложенный сценарий, а затем передает сообщения сценария (по сути — запрос на регистрацию данных) в операционную систему Windows для исполнения.

Windows поддерживает две машины сценариев: Microsoft Internet Explorer (IE) и Windows Script Host (WSH). Выбор той или иной машины влияет на используемые в сценарии возможности. Если применяется WSH, как чаще всего и бывает, то в сценарии могут использоваться объекты WSH, но не IE, и наоборот. Машина сценария не обязана понимать содержание всех мыслимых сценариев; воспринимается только сценарий, написанный на языке машины, и тот, который ею поддерживается. Для WSH и IE «понятными» являются языки VBScript и JScript.

Элементы сценария

Каждая строка сценария — это оператор, который сообщает компьютеру, что следует сделать. Исполняемые операторы обычно имеют форму типа «действие-объект»: описываются само действие и тот объект, над которым действие совершается. Сценарий может содержать условия, при наличии которых указанные операторы должны быть выполнены. Хост сценария интерпретирует строки кода слева направо и сверху вниз, так что можно, например, получив некоторые данные в строке 10, использовать их в 30-й строке. Исключение составляют процедуры. Процедуры (функции и подпрограммы) — это набор операторов, которые выполняются только при явном обращении к ним. В данном случае процедура сразу же начинает выполняться независимо от того, из какого места кода было обращение.

Исполняемые части сценария называются операторами. Неисполняемая часть сценария называется комментарием и должна предваряться апострофом (‘) или ключевым словом Rem. Например:

Комментарий может занимать всю строчку целиком или быть частью строки, содержащей исполняемый код. Сценарий следует документировать, чтобы не участвующий в его написании человек (или даже незнакомый с лексикой его языка) смог легко понять, для чего сценарий предназначен. Иногда в целях отладки программы в начале исполняемой строки ставят признак комментария.

VBScript «понимает» четыре типа данных: числа (number); строки (string); дата и время (date and time); булевы данные (boolean). Примеры чисел — скажем 2 или 9458. Строки — это любая комбинация символов, заключенная в двойные кавычки, например «рыба» и «Это строка %@#^>». Дата и время должны находиться внутри символов решетки (#) и выглядеть соответственно. Так, например, #16 January 1968# и #1/01/02 11:45 PM# — нормальные с точки зрения VBScript данные. Булевы данные — TRUE или FALSE, например x Криста Андерсон — независимый автор и консультант журнала Windows NT Magazine. Ее последняя книга — «Mastering Local Area Networks». С ней можно связаться по адресу: candersn@adelphia.net.

Советы по составлению сценариев

В следующей статье будут приведены более конкретные советы по программированию на VBScript, а сейчас ограничимся общими правилами, которых нужно придерживаться всегда:

  • строки сценария должны быть короткими: они легче читаются. VBScript допускает использование знака подчеркивания для разрыва строки, а конструкция If . Then . Else поможет избавиться от нагромождения логики в одной строке;
  • не скупитесь на комментарии. Сейчас вы еще помните, зачем нужна данная строка кода. Но вспомните ли вы об этом через полгода? А другой человек — разберется ли он без посторонней помощи в чужом коде? Убедитесь, что логика кода исчерпывающе объясняется в комментариях;
  • смешивайте регистр написания кода. Переменная oDiskSpace читается легче, чем odiskspace или ODISKSPACE. VBScript в большинстве случаев не зависит от регистра (единственное исключение — вычисление значения ASCII-символа);
  • при работе с Windows Script Host (WSH) следует использовать среду командной строки (command-line environment). WSH может исполняться в двух средах — в среде командной строки и в графической среде (по умолчанию). В первом случае вывод направляется в командное окно, если только программист не перенаправит поток данных в другое место. В графической среде вывод поступает в окна сообщений. Чаще всего используется командная среда. Некоторые операции в графической среде не работают, и если несколько строк кода генерирует вывод, то для каждой из них понадобится свое окошко сообщений. В результате работа сценария будет приостанавливаться до тех пор, пока оператор не нажмет кнопку ОК. Для исполнения сценария в командной среде следует воспользоваться одним из двух способов: предварять каждую команду сценария вызовом cscript, например:

либо установить среду командной строки в виде среды по умолчанию:

  • присваивайте имена переменным в соответствии с типом представляемых данных (т. е. имена строковых переменных должны начинаться с s, объектных — с o). Подобная практика поможет при отладке кода. В ряде случаев при несоответствии типов данных объявленным переменным работа сценария будет протекать не так, как ожидается. А если тип данных ассоциируется с названием переменной, ошибки из-за несоответствия типов переменных и данных будут выявляться быстрее;
  • заранее и в явном виде описывайте переменные. Хотя переменные разрешено описывать неявно (просто присваивая им значения), их применение можно запретить. Для этого используйте утверждение Option Explicit в самом начале файла-сценария. С этого момента любая применяемая в коде программы переменная должна явно описываться оператором Dim, что позволит ограничить число ошибок из-за случайно или неверно набранных переменных;
  • пишите сценарии в текстовом редакторе. Не применяйте для этих целей текстовый процессор с последующим сохранением данных в редакторе.
  • В сценариях часто используются кавычки, и, если текстовый процессор так или иначе преобразует их, сценарий просто не будет работать.

    Основы командной строки Windows

    В данной статье будут рассмотрены основы командной строки Windows, а именно:

    • Понятие командной строки;
    • Справочник по командам командной оболочки;
    • Последовательность событий при выполнение команды;
    • Создание сценариев командной строки;
    • Управление отображением текста и команд;
    • Команды для изучение системной информации;
    • Команды для использования реестра;
    • Управление системными службами;
    • Перезагрузка и выключение систем из командной строки;
    • Управление приложениями и процессами из командной строки.

    Понятие командной строки

    Поддержка командной строки встроена в операционную систему Microsoft Windows и доступна через окно командной оболочки. Командная строка поддерживается во всех версиях Windows и служит для запуска встроенных команд, утилит и сценариев. Несмотря на мощь и гибкость командной строки, некоторые администраторы Windows никогда ее не используют. Если вам хватает графических средств администрирования, можно применять только их, щелкая мышью элементы пользовательского интерфейса.

    Однако опытные администраторы Windows, квалифицированные специалисты по технической поддержке и «продвинутые» пользователи не могут обойтись без командной строки. Зная, как правильно применять командную строку, в частности, какие средства командной строки выбрать, как и когда их использовать, чтобы они работали эффективно, можно избежать многочисленных проблем и добиться четкого выполнения операций. Если вы занимаетесь поддержкой нескольких доменов или сетей, то для автоматизации ежедневных операций не только важно, но и необходимо иметь представление об экономящих время способах работы с командной строкой.

    С каждой новой версией Windows командная строка совершенствовалась, а ее возможности расширялись. Командная строка претерпела значительные изменения, связанные не только с повышением производительности, но и с увеличением гибкости. Теперь с помощью командной строки Windows можно решать задачи, которые нельзя было решить в предыдущих версиях Windows.

    Среду командной оболочки Windows запускают разными способами, в частности указывая параметры при запуске Cmd.exe или используя собственный стартовый файл, хранящийся в каталоге %SystemRoot%\System32.

    Кроме того, командная строка может работать в пакетном режиме для выполнения набора команд. В пакетном режиме командная строка считывает и выполняет команды одну за другой.

    Работая с командной строкой Windows, Вы должны понимать, откуда берутся используемые Вами команды. «Родные» команды (встроенные в операционную систему) бывают двух видов:

    • Внутренние – существуют внутри командной оболочки, у них нет отдельных исполняемых файлов;
    • Внешние — реализованы в отдельных исполняемых файлах, которые обычно хранятся в каталоге %SystemRoot% \System32.

    Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)

    • assoc — выводит или изменяет сопоставления (associations) типов файлов;
    • break — задает точки останова при отладке
    • call — вызывает из сценария процедуру или другой сценарий;
    • cd (chdir) — показывает имя текущего каталога или выполняет смену текущего каталога;
    • cls — очищает окно командной строки и буфер экрана;
    • color — задает цвета текста и фона окна командной оболочки;
    • сору — копирует файлы или выполняет конкатенацию файлов;
    • date — показывает или устанавливает текущую дату;
    • del (erase) — удаляет заданный файл, группу файлов или каталог;
    • dir — показывает список подкаталогов и файлов в текущем или заданном каталоге;
    • echo — выводит текст в окно командной строки или задает, надо ли отображать команды на экране (on|off);
    • endlocal — отмечает конец локализации (локальной области видимости) переменных;
    • exit — выход из оболочки командной строки;
    • for — выполняет заданную команду для каждого файла в наборе;
    • ftype выводит или изменяет текущие типы файлов в сопоставлениях расширений файлов с программами;
    • goto — указывает, что интерпретатор команд должен перейти на строку с заданной меткой в пакетном сценарии;
    • if — выполняет команды по условию;
    • md (mkdir) — создает подкаталог в текущем или заданном каталоге;
    • move — перемещает файл или группу файлов из текущего или заданного исходного каталога в указанный каталог. Также может переименовывать каталог;
    • path — показывает или задает путь к командам, используемый операционной системой при поиске исполняемых файлов и сценариев;
    • pause — останавливает выполнение пакетного файла и ожидает ввода с клавиатуры;
    • popd — делает текущим каталог, имя которого было сохранено командой PUSHD;
    • prompt — указывает, какой текст должен показываться в строке приглашения;
    • pushd — сохраняет имя текущего каталога и при необходимости делает текущим заданный каталог;
    • rd (rmdir) — удаляет каталог или каталог вместе с его подкаталогами;
    • rem — помечает комментарии в пакетном сценарии или Config.nt;
    • ren (rename) — Переименовывает файл или группу файлов;
    • set — показывает текущие переменные окружения или задает временные переменные для текущей командной оболочки;
    • setlocal — отмечает начало локализации (локальной области видимости) переменных в пакетных сценариях;
    • shift — сдвигает позицию замещаемых параметров в пакетных сценариях;
    • start — запускает заданную программу или команду в отдельном окне;
    • time — показывает или устанавливает системное время;
    • title — задает заголовок окна командной оболочки;
    • type — показывает содержимое текстового файла;
    • verify — включает режим проверки файлов после записи на диск;
    • vol — показывает метку и серийный номер дискового тома.

    Синтаксис любой внутренней команды (и большинства внешних) можно получить, введя в командной строке имя команды и /?, например:

    Командная оболочка — весьма мощная среда работы с командами и сценариями. В командной строке можно запускать команды разных типов: встроенные команды, утилиты Windows и версии приложений, рассчитанные на командную строку. Независимо от типа каждая команда, которую вы будете использовать, должна соответствовать одним и тем же синтаксическим правилам. Согласно этим правилам, за именем команды идут обязательные или необязательные аргументы. Кроме того, аргументы могут использовать перенаправление ввода, вывода или стандартных ошибок.

    Последовательность событий при выполнение команды

    • Командная оболочка заменяет любые переменные, введенные в тексте команд, их текущими — значениями;
    • Если введена группа или цепочка из нескольких команд, строка разбивается на отдельные команды, которые в свою очередь разбиваются на имя и аргументы команды. Далее команды обрабатываются по отдельности;
    • Если в имени команды указан путь, командная оболочка ищет команду по этому пути. Если в указанном каталоге такой команды нет, командная оболочка возвращает ошибку;
    • Если в имени команды не задан путь, командная оболочка сначала пытается разрешить имя команды на внутреннем уровне. Если найдена внутренняя команда с таким именем, значит, вызвана внутренняя команда, которую сразу же можно выполнить. Если внутренней команды с таким именем нет, командная оболочка сначала ищет исполняемый файл команды в текущем каталоге, а затем в каталогах, перечне в переменной окружения PATH. Если файла команды нет ни в одном из этих каталогов, командная оболочка возвращает ошибку;
    • Если команда найдена, она выполняется с заданными аргументами и при необходимости ввод считывается из источника, указанного в этих аргументах. Вывод и ошибки команд показываются в окне командной строки или направляются заданному приемнику вывода и ошибок.
    • Как видите, на выполнение команд влияют многие факторы, в том числе пути к командам, перенаправление ввода-вывода, группирование или создание цепочек команд.

    При работе с командной оболочкой Вы, вероятно, запускали ее, открывая меню Start (Пуск) и выбирая Programs (Программы) или All Programs (Все программы), затем Accessories (Стандартные) и Command Prompt (Командная строка). Другие способы запуска командной строки — диалоговое окно Run (Запуск программы) или ввод cmd в другом, уже открытом окне командной оболочки. Эти способы позволяют при запуске командной строки указывать аргументы: ключи, управляющие работой командной строки, и параметры, инициирующие выполнение дополнительных команд. Например, можно запустить командную оболочку в «молчаливом» режиме (т. е. отключить эхо-вывод) командой cmd /q или сделать так, чтобы командная оболочка выполнила заданную команду и завершила свою работу, — для этого нужно ввести cmd /с, а затем текст команды в кавычках.

    В следующем примере командная оболочка запускается, выполняет команду ipconfig с выводом результатов в файл и завершается:

    Создание сценариев командной строки

    Сценарии командной строки — текстовые файлы с командами, которые вы хотите выполнить. Это те же команды, которые обычно вводятся в командной оболочке Windows. Однако вместо того чтобы вводить команды каждый раз, когда они понадобятся, можно создать соответствующий сценарий и упростить себе жизнь.

    Поскольку сценарии состоят из стандартных текстовых символов, их можно создавать и редактировать в любом стандартном текстовом редакторе, скажем, в Notepad (блокнот). Вводя команды, убедитесь, что каждая команда или группа команд, которые должны выполняться совместно, разметаются с новой строки. Это обеспечит их корректное выполнение. Закончив создание сценария командной строки, сохраните файл сценария с расширением .bat или .cmd. Оба расширения работают одинаково. Например, если вам надо создать сценарий для вывода имени системы, версии Windows и конфигурации IP, включите в файл SysInfo.bat или SysInfo.cmd следующие три команды:

    Управление отображением текста и команд

    Команда ECHO служит двум целям: для записи текста в вывод (например, в окно командной оболочки или текстовый файл) и для включения/выключения эхо-отображения команд. Обычно при выполнении команд сценария сами команды и вывод этих команд отображаются в консольном окне. Это называется эхо-отображением команд (comand echoing).

    Чтобы использовать команду ECHO для отображения текста, введите echo и текст, который надо вывести:

    Чтобы с помощью ECHO управлять эхо-отображением команд, введите echo off или echo on, например:

    Чтобы направить вывод в файл, а не в окно командной оболочки, используйте перенаправление вывода, например:

    Теперь посмотрим, как подавляется эхо-отображение команд. Запустите командную оболочку, введите echo off, затем другие команды. Вы увидите, что приглашение командной строки больше не выводится. Вместо него появляется только то, что набирается в консольном окне, и вывод выполненных команд. В сценариях команда ECHO OFF отключает эхо-отображение команд и приглашение командной строки. Добавляя в свои сценарии команду ECHO OFF, вы предотвращаете загромождение окна командной оболочки или файла текстом команд, если Вас интересует лишь вывод от этих команд.

    Изучение системной информации

    Часто при работе с компьютером пользователя или удаленным сервером возникает необходимость в получении базовой информации о системе вроде имени зарегистрированного в ней пользователя, текущего системного времени или местоположения определенного файла. Команды, которые позволяют собрать основную информацию о системе, включают:

    • NOW — отображает текущую системную дату и время в 24-часовом формате, например Sal May 9 12:30:45 2003. Доступна только в Windows Server 2003 Resource Kit;
    • WHOAMI — сообщает имя пользователя, зарегистрированного в системе на данный момент, например adatum\admi-nistrator;
    • WHERE — выполняет поиск файлов по шаблону поиска (search pattern) и возвращает список совпавших результатов.

    Чтобы использовать NOW или WHOAMI, просто введите команду в окне командной оболочки и нажмите Enter. Наиболее распространенный синтаксис для WHERE выглядит так:

    Здесь параметр /r указан для рекурсивного поиска, начиная от указанного каталога (базовый_каталог) и включая все его подкаталоги, а имя_файла — полное или частичное имя искомого файла, которое может включать символы подстановки (wildcards): знак ? заменяет один символ, а знак * — группу символов, например data. txt или data*.*. В следующем примере в каталоге С:\ и всех его подкаталогах выполняется поиск всех текстовых файлов, имена которых начинаются с data.

    Также можно найти файлы всех типов, имена которых начинаются с data:

    Иногда нужно получить информацию о конфигурации системы или о системном окружении. В критически важных системах эту информацию можно сохранить или распечатать для справки. Ниже перечислены команды, позволяющие собирать информацию о системе.

    • DRIVERQUERY — выводит список всех установленных драйверов устройств и их свойства, в том числе имя модуля (module name), отображаемое имя (display name), тип драйвера и дату сборки (driver link date). В режиме отображения всей информации (/V) сообщается статус (status) и состояние (state) драйвера, режим запуска, сведения об использовании памяти и путь в файловой системе. Параметр /V также включает вывод детальной информации обо всех неподписанных драйверах.
    • SYSTEMINFO — выдает подробную информацию о конфигурации системы, в том числе сведения о версии, типе и изготовителе операционной системы, процессоре, версии BIOS, объеме памяти, региональных стандартах, часовом поясе и конфигурации сетевого адаптера.
    • NLSINFO — отображает подробную информацию о региональных стандартах, включая язык по умолчанию (default language), кодовую страницу Windows, форматы отображения времени и чисел, часовой пояс и установленные кодовые страницы. Эта команда доступна лишь в Windows Server 2003 Resource Kit.

    Чтобы использовать эти команды на локальном компьютере, просто введите имя нужной команды в окне командной оболочки и нажмите Enter.

    Команды для использования реестра

    Реестр Windows хранит конфигурационную информацию операционной системы, приложений, пользователей и оборудования. Эти данные содержатся в разделах (keys) и параметрах (values) реестра, которые размещаются в определенном корневом разделе (root key), который контролирует, как и когда используются разделы и параметры.

    Если Вы знаете пути к разделам и понимаете допустимые типы данных в разделах, то можете использовать команду REG для просмотра разделов и параметров и манипуляций над ними самыми разнообразными способами. REG поддерживает несколько подкоманд:

    • REG add — добавляет в реестр новый подраздел или элемент;
    • REG delete — удаляет из реестра подраздел или элемент;
    • REG query — выводит список элементов раздела и имена подразделов (если они есть);
    • REG compare — сравнивает подразделы или элементы реестра;
    • REG сору — копирует элемент реестра по указанному пути раздела на локальной или удаленной системе;
    • REG restore — записывает в реестр ранее сохраненные подразделы, элементы и параметры;
    • REG save — сохраняет копию указанных подразделов, элементов и параметров реестра в файл.

    Управление системными службами

    Службы обеспечивают ключевые функции рабочих станций и серверов. Для управления системными службами на локальных и удаленных системах используется команда контроллера служб (service controller command) SC, имеющая набор подкоманд, ниже описывается лишь их часть:

    • SC config — настройка учетных записей регистрации и запуска служб;
    • SC query — вывод списка всех служб, настроенных на компьютере;
    • SC qc — отображение конфигурации определенной службы;
    • SC start — запуск служб;
    • SC stop — остановка служб;
    • SC pause — приостановка работы служб;
    • SC continue — возобновление работы служб;
    • SC failure — задание действий, выполняемых при сбое службы;
    • SC qfailure — просмотр действий, выполняемых при сбое службы.

    Во всех командах можно указывать имя удаленного компьютера, со службами которого Вы хотите работать. Для этого вставьте UNC-имя или IP-адрес компьютера перед используемой подкомандой. Вот синтаксис:

    Перезагрузка и выключение систем из командной строки

    Системы нередко приходится перезагружать или выключать. Один из способов — использовать для этого утилиту Shutdown, которая позволяет работать с локальной и удаленными системами. Другой способ управлять выключением или перезагрузкой системы — назначить задание для выключения. Здесь можно использовать Schtasks, чтобы указать время выключения, или создать сценарий со списком команд выключения для индивидуальных систем.

    Управлять перезагрузкой и выключением локальной системы позволяют следующие команды.

    Выключение локальной системы:

    Перезагрузка локальной системы:

    Управление приложениями, процессами и производительностью

    Всякий раз, когда операционная система или пользователь запускает службу, приложение или команду, Microsoft Windows запускает один или более процессов для управления соответствующей программой. Несколько утилит командной строки упростят вам мониторинг программ и управление ими. К этим утилитам относятся:

    • Pmon (Process Resource Manager) — показывает статистические данные по производительности, включая использование памяти и процессора, а также список всех процессов, выполняемых в локальной системе. Позволяет получать детальные «снимки» задействованных ресурсов и выполняемых процессов. Pmon поставляется с Windows Resource Kit;
    • Tasklist (Task List) — перечисляет все выполняемые процессы по имени и идентификатору процесса, сообщает информацию о сеансе пользователя и занимаемой памяти;
    • Taskkill (Task Kill) — останавливает выполнение процесса, заданного по имени или идентификатору. С помощью фильтров можно останавливать процессы в зависимости от их состояния, номера сеанса, процессорного времени, занимаемой памяти, имени пользователя и других параметров.

    Вот в принципе все, что я хотел рассказать об основах командной строки Windows.

    Читайте также:  Php fputcsv windows 1251
    Оцените статью