- Компьютер не видит внешний диск — что делать?
- Основные неисправности SSD
- Неправильные настройки Windows
- Проблемы с файловой системой SSD-накопителя
- Неисправности драйвера SSD-накопителя
- Проблемы с прошивкой SSD-диска
- Аппаратные неисправности ПК или внешнего диска
- Что делать, если SSD не распознаётся в Windows 7
- Способ 1: Инициализация диска
- Способ 2: Установка буквы
- Способ 3: Восстановление таблицы разделов
- Способ 4: Возвращение видимости скрытому разделу
- Способ 5: Устранение проблем с файловой системой
- Способ 6: Установка обновлений для поддержки NVMe
- Способ 7: Настройка BIOS
- Способ 8: Устранение аппаратных неполадок
Компьютер не видит внешний диск — что делать?
Все большее распространение среди пользователей персональных компьютеров получают твердотельные накопители (SSD) или, т.н. внешние жесткие диски. Данные устройства имеют большую мобильность, нежели привычные винчестеры, устанавливаемые внутри корпуса компьютера. Многие внешние диски могут подключаться к стандартным USB-портам ПК, что очень удобно при необходимости транспортировки больших объемов данных. Подобные SSD-накопители, по сути, являются обычными USB-устройствами, и с ними могут возникнуть те же проблемы, что и с любым другим аналогичным оборудованием.
Основные неисправности SSD
Внешний диск может не распознаваться компьютером по множеству причин. Наиболее распространенными неисправностями являются:
- Неполадки в работе операционной системы, включая сбои драйверов, действия вредоносных программ, неправильно выставленные системные параметры и т.д.
- Ошибки в файловой системе SSD-накопителя.
- Программные неисправности контроллера управления (сбои в работе прошивке).
- Аппаратные неисправности диска, начиная от неработоспособности USB-порта и заканчивая выходом из строя одного из функциональных электронных компонентов.
Многие из перечисленных неполадок можно удалить без помощи специалистов. Начнем с простых.
Неправильные настройки Windows
При подключении любого накопителя информации к компьютеру операционная система автоматически назначает ему путь, представленный в виде латинской буквы. Речь идет о «Локальном диске». Если по каким-либо причинам SSD-диску не была присвоена буква, то доступ к нему обычными средствами («Проводник Windows» или любой сторонний файловый менеджер) получить будет нельзя.
Это легко исправить, но нужно учитывать, что вся хранимая на накопителе информация, возможно, будет утеряна. Ее еще можно попробовать сохранить или восстановить уже после смены буквы при использовании специальной программы (например — R-Disk), но мы не будем это рассматривать в данной статье.
- Откройте «Панель управления», затем перейдите в раздел «Система и безопасность» или «Система и обслуживание» (в зависимости от версии Windows).
- Далее откройте раздел «Администрирование», затем запустите системную утилиту — «Управление компьютером».
- В правой части окна утилиты «Управление компьютером» откройте подраздел «Запоминающие устройства», затем выберите элемент «Управление дисками».
- В центральной части окна отобразятся все существующие «Локальные диски», немного ниже — системные названия накопителей информации, в которых они созданы.
- Обратите внимание на «Диск 2», показанный на изображении выше. Напротив отображен объем, за которым следует название файловой системы «RAW». Это может означать, что на диске наблюдаются проблемы с файловой системой либо имеет место несерьезная логическая ошибка. Несмотря на то, что диску присвоена буква (в данном случае — «F»), он все равно может не распознаваться «Проводником Windows». Буквы может и не быть вовсе.
- Кликните по области справа от названия диска правой кнопкой мыши, затем выберите пункт меню «Изменить букву или путь к диску…».
- Откроется небольшое окошко, нажмите на кнопку «Изменить…».
- В следующем окне напротив строки «Назначить букву диска» выберите из выпадающего меню любой из альтернативных вариантов названия диска, после чего нажмите «ОК». Если на экране появится диалоговое окно с предупреждением, нажмите в нем на кнопку «Да».
Если проблема заключалась в небольшом программном сбое операционной системе, в окне приложения «Управление компьютером» отобразится название SSD-накопителя и тип его файловой системы. Кроме того, «Проводник Windows» автоматически откроет содержимое диска.
Проблемы с файловой системой SSD-накопителя
Любой накопитель информации имеет собственную файловую систему, являющуюся, если говорить простым языком, сводом правил, по которым данные записываются на диск. Отсутствие файловой системы сделает чтение записанной информации невозможным без использования специального программного обеспечения. Выход из ситуации — ручное форматирование диска. Как и в предыдущем случае, вся информация с SSD будет удалена.
Чтобы отформатировать диск, откройте системную утилиту «Управление компьютером», как это было описано выше. Отсутствие файловой системы можно определить по информации, приведенной напротив названия SSD-накопителя. Наличие надписи «Не распределена» либо указание типа файловой системы «RAW» напротив объема диска будет означать необходимость выполнения форматирования.
Если том не распределен, кликните правой кнопкой мыши по блоку с надписью «Не распределена» и выберите пункт «Создать простой том», следуйте инструкциям на экране. Для форматирования диска выберите пункт «Форматировать…». В новом окне введите метку тома, выберите файловую систему и размер кластера (можно все оставить так, как предлагает программа), затем нажмите «ОК».
Если проблема заключалась в файловой системе, после последнего шага внешний диск должен будет определиться системой.
Неисправности драйвера SSD-накопителя
Стандартные драйверы для различных видов накопителей информации устанавливаются вместе с Windows. Если в работе системы не наблюдаются никаких сбоев, отсутствуют вредоносные программы, правильно выставлены настройки, никаких проблем с работой внешних дисков обычно не возникает. Если такое произошло, обязательно следует проверить наличие драйверов. Сделать это можно из системного приложения «Диспетчер устройств»:
- Нажмите на клавиатуре клавиши «Win + R».
- В открывшееся окно впишите «devmgmt.msc», затем нажмите «ОК».
- В отобразившемся списке найдите и откройте раздел «Дисковые устройства», в котором будут отображены подключенные к компьютеру накопители информации, включая SSD-диск.
- Если рядом с названием SSD-накопителя присутствует желтый восклицательный знак, возможно, драйвер устройства неисправен либо вовсе отсутствует.
- Чтобы исправить это, драйвер нужно переустановить. Для начала рекомендуется удалить из системы установленное ПО. Просто кликните по названию SSD-накопителя правой кнопкой мыши, затем выберите пункт «Удалить устройство».
- Новый драйвер можно скачать на сайте производителя внешнего диска.
- Более простой способ установки драйвера — использование приложения для автоматической установки драйверов, например — DriverHub. Загрузить программу можно с сайта разработчиков https://ru.drvhub.net/.
Если в разделе «Дисковые устройства» не отображается название SSD-накопителя, также проверьте подразделы «Другие устройства» и «Контроллеры USB».
Проблемы с прошивкой SSD-диска
Все твердотельные накопители информации оснащены микроконтроллером, который, в свою очередь, управляется низкоуровневой микропрограммой или прошивкой. Если по каким-то причинам стали возникать сбои в работе встроенного ПО, SSD-диск перестанет функционировать.
Неисправности работы прошивки могут быть устранены путем полной очистки данных (включая информацию с защищенного системного раздела) на SSD-накопителе либо путем ее переустановки. Данную операцию не рекомендуется выполнять пользователям, не имеющим соответствующих навыков.
Тем не менее, процесс удаления данных с внешнего винчестера и его прошивка не очень сложен. Например, для SSD фирмы Kingston разработчиками была создана специальная сервисная утилита Kingston SSD Manager (https://www.kingston.com/ru/support/technical/ssdmanager). Для удаления с диска всей информации, включая скрытые системные данные, достаточно кликнуть по кнопке «Secure Erase», которая расположена во вкладке «Security» основного меню программы.
Из этой же программы можно переустановить либо обновить прошивку микроконтроллера (вкладка «Firmware»).
Аналогичным функционалом обладает и любая другая фирменная утилита, созданная для обслуживания SSD-накопителей.
Аппаратные неисправности ПК или внешнего диска
Убедиться в отсутствии или наличии неисправностей ПК можно путем подключения SSD-винчестера к другому компьютеру. Если диск не определяется и там, значит, проблему следует искать в нем самом. Относить накопитель в сервисный центр следует в случае, если манипуляции с настройками ОС, переустановкой драйверов, полным форматированием и прочие программные операции не помогли восстановить его работоспособность. Пытаться отремонтировать устройство самостоятельно крайне не рекомендуется, т.к. его можно вывести из строя одним неловким движением.
Что делать, если SSD не распознаётся в Windows 7
Способ 1: Инициализация диска
Твердотельные накопители для работы в системах семейства Windows необходимо инициализировать. Процедура для Windows 7 выглядит так:
- Откройте оснастку «Выполнить» сочетанием клавиш Win+R, затем введите в ней запрос diskmgmt.msc и нажмите Enter.
Подключённый SSD должен быть обозначен как «Диск 1» или «Диск 2» – кликните по нему правой кнопкой мыши и выберите «Инициализировать диск».
После выполнения процедуры потребуется создать раздел – кликните ПКМ по нераспределённой области и выберите «Создать простой том».
В первом окне «Мастера создания нового тома» кликните «Далее».
Теперь укажите свою букву или оставьте имеющееся значение.
При форматировании параметры лучше оставить по умолчанию.
В последнем окне нажмите «Готово».
Инициализированный и полностью отформатированный диск должен появиться в системе.
Способ 2: Установка буквы
Иногда причина проблемы кроется в отсутствии назначенной буквы. Установить её вручную можно следующим образом: откройте «Управление дисками» по методу из предыдущего способа, затем кликните ПКМ по «Диск 1» и выберите «Изменить букву диска или путь к диску».
Воспользуйтесь выпадающим списком, укажите свободную литеру и щёлкните «ОК».
Теперь диск должен быть распознан.
Способ 3: Восстановление таблицы разделов
Если накопитель уже использовался, но внезапно исчез из «Моего компьютера», не исключено, что повредилась таблица разделов. Об этом говорит отсутствие инициализации в менеджере дисков. Естественно, действия из Способа 1 помогут устранить проблему, но нередко при этом объём накопителя превращается в неразмеченную область. Попытка восстановить разметку системными средствами может привести к потере данных, поэтому лучше воспользоваться сторонним решением – например, MiniTool Partition Wizard.
- Запустите программу, затем с помощью списка в нижней части экрана выделите требуемый накопитель. Далее кликните по нему ПКМ и выберите пункт «Partition Recovery».
Диапазон сканирования пространства установите как «Full Disk».
Теперь надо выбрать вариант сканирования – опция «Quick Scan» позволяет восстановить непрерывные повреждённые или скрытые разделы, тогда как «Full Scan» – фрагментированные тома.
Подождите, пока программа выполнить свою работу. По окончании процедуры откроется окошко c перечнем распознанных разделов – выберите те, которые желаете восстановить, и нажмите «Finish».
Теперь SSD должен появиться в «Моём компьютере».
Способ 4: Возвращение видимости скрытому разделу
Иногда том по тем или иным причинами становится скрытым– например, так сделал сам пользователь, чтобы спрятать данные от посторонних. Вернуть видимость тому можно с помощью упомянутой выше MiniTool Partition Wizard.
- Откройте программу, кликните ПКМ по нужному накопителю и выберите пункт «Unhide Partition».
Назначьте диску букву, затем нажмите «ОК».
Способ 5: Устранение проблем с файловой системой
Нередко сбои в распознавании SSD-накопителя заключаются в неподдерживаемой файловой системе – например, если носитель использовался в ОС, отличных от семейства Windows, и отформатирован в неподходящую последней. Ликвидировать проблему можно следующим образом:
- Запустите «Управление дисками», затем кликните ПКМ по ССД и выберите опцию «Удалить том».
Подтвердите операцию нажатием на «Да».
Статус должен измениться на «Свободно» или «Не распределён» – это означает, что на нём можно создать новый том, подробности операции найдёте в Способе 1.
В случаях когда файловая система отображается как RAW, но метод с удалением тома не помог, обратитесь к статье по ссылке далее.
Способ 6: Установка обновлений для поддержки NVMe
Если целевой SSD стандарта NVMe и подключается по M.2, то по умолчанию «семёрка» работать с ними не будет, придётся скачать и установить специальное обновление с кодом KB3087873.
- Перейдите по ссылке выше, затем кликните по кнопке «Загрузить» в строке «Hotfix for Windows 7 for x64-based Systems (KB3087873)».
Откроется отдельное окошко, щёлкните в нём по единственному доступному элементу.
После загрузки апдейта запустите его файл. Начнётся процесс подготовки.
Далее нажмите «Да» для начала инсталляции.
Подождите, пока обновление будет установлено.
По завершении настройки закрывайте окно и перезагрузите компьютер.
Теперь ССД должен распознаваться и работать.
Способ 7: Настройка BIOS
Иногда причина сбоя заключается в некорректных настройках системного ПО материнской платы. Проверить их и исправить можно по следующему алгоритму:
- Зайдите в БИОС вашего компьютера – если не знаете как, воспользуйтесь статьёй далее.
Подробнее: Вход в BIOS на компьютере
Первым делом проверьте режим работы контроллера SATA – для дисков SSD должен быть установлен AHCI.
Подробнее: Включаем AHCI режим в BIOS
Также в некоторых вариантах BIOS работе твердотельного накопителя может мешать включённый серийный порт. Пример деактивации покажем на основе ASUS UEFI – зайдите в оболочку, затем переключитесь в расширенный режим.
Перейдите к разделу «Дополнительно» и воспользуйтесь пунктом «Конфигурация встроенных устройств».
Далее – «Serial Port Configuration».
Наведитесь на опцию «Serial Port», откройте её и выберите параметр «Выкл».
Если режим установлен корректно, возможно, причина в каких-то других параметрах встроенного ПО. Радикальный метод устранения – сброс настроек БИОС к заводским значениям.
Способ 8: Устранение аппаратных неполадок
Последняя категория причин рассматриваемой проблемы – физические неисправности самого ССД, кабелей соединения или переходников.
- Проверьте плотность контакта между накопителем и кабелем или разъёмом – он может пропадать, если элементы плохо соединены, что и приводит к проблемам в распознавании.
- Если вы используете плату-переходник M.2-PCIe для NVMe-накопителей, убедитесь, что она хорошо сидит в своём слоте. В случае сомнений в работоспособности адаптера, его лучше заменить, на устройство от проверенного производителя.
- Для теста SSD подсоедините его заведомо рабочими компонентами к заведомо рабочему компьютеру – если проблема по-прежнему наблюдается, накопитель однозначно требуется заменить, поскольку подобные устройства практически не поддаются ремонту.