- Кросскомпиляция программ для Windows с использованием MinGW, Boost и Cmake в openSUSE
- Установка MinGW и Boost
- Кросскомпиляция с использованием Cmake
- Список используемых источников
- QtCreator: Qt кросс-компиляция из linux 64 в linux 32, win32, win64 и Mac OS X; upx, usb, dmg, etc
- Кросскомпиляция выполняемых файлов Rust для Windows из Linux
Кросскомпиляция программ для Windows с использованием MinGW, Boost и Cmake в openSUSE
Давным-давно в далекой-далекой галактике один программист заметил, что проект скомпилированный в VisualStudio 2005 выполняется в Windows ощутимо медленнее, чем при использовании GCC в Linux. И решил программист сравнить производительности проекта при использовании VisualStudio и GCC под Windows.
Проект является приложением, написанным на языках С и С++ с использованием библиотек Boost и системы сборки CMake.
Ниже рассказывается о создании окружения для сборки проекта на базе кросскомпилятора MinGW-w64, библиотек Boost и Cmake в openSUSE 11.3 x86.
Установка MinGW и Boost
Установка не должна представлять особой сложности. MinGW-w64 есть в репозиториях openSUSE. Для компиляции приложений для Windows x86 нужно добавить в систему репозиторий http://download.opensuse.org/repositories/windows:/mingw:/win32/openSUSE_11.3/, а для Windows x86-64 — http://download.opensuse.org/repositories/windows:/mingw:/win64/openSUSE_11.3/.
После добавления репозитория необходимо установить следующие пакеты:
- mingw32-cross-binutils
- mingw32-cross-cpp
- mingw32-cross-gcc
- mingw32-cross-gcc-c++
- mingw32-headers
- mingw32-libgcc
- mingw32-libstdc++
- mingw32-runtime
- mingw32-filesystem
- mingw32-boost-devel
- mingw32-libboost_date_time
- mingw32-libboost_filesystem
- mingw32-libboost_graph
- mingw32-libboost_iostreams
- mingw32-libboost_math
- mingw32-libboost_program_options
- mingw32-libboost_random
- mingw32-libboost_regex
- mingw32-libboost_serialization
- mingw32-libboost_signals
- mingw32-libboost_system
- mingw32-libboost_test
- mingw32-libboost_thread
- mingw32-libboost_wave
- mingw32-libbz2
- mingw32-libbz2-devel
- mingw32-libexpat
- mingw32-libexpat-devel
- mingw32-icu
- mingw32-libicu
- mingw32-libicu-devel
- mingw32-zlib
- mingw32-zlib-devel
После установики нужно зайти под пользователем root и в файле /usr/i686-pc-mingw32/sys-root/mingw/include/mingw_inc/_socket_types.h (или /usr/x86_64-pc-mingw32/sys-root/mingw/include/mingw_inc/_socket_types.h , если вы установили MinGW для компиляции приложений под Windows x86-64) заменить
Это связано с тем, что в BSD-сокетах дискриптор сокета знаковый тип, а в Windows — беззнаковый. Если не сделать данную замену, то приложения использующие Boost.Asio, которая в Windows ожидает беззнаковый тип SOCKET не будут компилироваться. К негативным последствиям можно отнести потенциальную возможность неправильной работы приложений, которые расчитаны на то, что тип дескриптора сокета может быть только знаковым.
На этом установка окружения завершена.
DLL файлы для распространения приложения находятся в каталоге /usr/i686-pc-mingw32/sys-root/mingw/bin ( /usr/x86_64-pc-mingw32/sys-root/mingw/bin в случае Windows x86-64). Для того, чтобы определить, какие DLL-библиотеки использует скомпилированное приложение можно воспользоваться программой Dependency Walker, которая успешно работает под wine-1.3.10.
Кросскомпиляция с использованием Cmake
Для использования кросскомпиляции в Cmake необходимо создать файл настроек, путь к которому будет передаваться cmake через задаваемый в командной строке параметр CMAKE_TOOLCHAIN_FILE . В моем случае указание пути выглядело следующим образом:
Файл i686-pc-mingw32.cmake содержал следующие настрйки:
На этом установка завершена. Теперь можно компилировать Windows-приложения прямо из рабочего оружения на Linux.
Список используемых источников
Данная статья не подлежит комментированию, поскольку её автор ещё не является полноправным участником сообщества. Вы сможете связаться с автором только после того, как он получит приглашение от кого-либо из участников сообщества. До этого момента его username будет скрыт псевдонимом.
Это «Песочница» — раздел, в который попадают дебютные посты пользователей, желающих стать полноправными участниками сообщества.
Если у вас есть приглашение, отправьте его автору понравившейся публикации — тогда её смогут прочитать и обсудить все остальные пользователи Хабра.
Чтобы исключить предвзятость при оценке, все публикации анонимны, псевдонимы показываются случайным образом.
Не надо пропускать:
- рекламные и PR-публикации
- вопросы и просьбы (для них есть Хабр Q&A);
- вакансии (используйте Хабр Карьеру)
- статьи, ранее опубликованные на других сайтах;
- статьи без правильно расставленных знаков препинания, со смайликами, с обилием восклицательных знаков, неоправданным выделением слов и предложений и другим неуместным форматированием текста;
- жалобы на компании и предоставляемые услуги;
- низкокачественные переводы;
- куски программного кода без пояснений;
- односложные статьи;
- статьи, слабо относящиеся к или не относящиеся к ней вовсе.
QtCreator: Qt кросс-компиляция из linux 64 в linux 32, win32, win64 и Mac OS X; upx, usb, dmg, etc
Библиотека Qt позволяет делать действительно кроссплатформенные приложения. Единожды написанный код можно откомпилировать под многие операционные системы. Но проблема именно в слове «компилировать», т.к. подразумевается, что необходимо перезагрузиться под целевую систему, иметь в ней настроенную среду разработки, установленный и настроенный зоопарк библиотек. Спасает кросс-компиляция — компиляция, производящая исполняемый код для платформы, отличной от той, на которой исполняется.
Кросс-компиляция для Windows 64
Обычно одной из наиболее востребованных проблем является сборка Windows-версии своего приложения, изначально разрабатывающегося под Linux. Пример решения этой проблемы можно увидеть тут или на русском. Необходимо создать mkspecs-конфигурацию, положить файлы Qt в соответствующие директории и всё. Компилировать Qt в таком случае не обязательно, можно скачать бинарники с официального сайта.
У такого подхода есть несколько минусов: 1) QtCreator об установленной таким образом библиотеке ничего не знает; 2) Официальной сборки Qt для Windows x64 не существует. И если с первой проблемой ещё как-то можно бороться, то против второй поможет только компиляция…
Перед кросс-компиляцией не забудьте поставить непосредственно сам кросс-компилятор (ищется в пакетом менеджере по названию «mingw»). И скачать исходники qt-everywhere с официального сайта. В директории mkspecs распакованного архива копируем папку win32-g++ в win64-x-g++ и корректируем содержимое файла qmake.conf. У меня получилось следующее:
По сути в файле спецификации были заменены только пути.
Я выполнял configure со следующими параметрами:
./configure -xplatform win64-x-g++ CROSS_COMPILE=x86_64-w64-mingw32- -prefix /usr/local/qt4win64 -no-webkit -no-phonon -no-phonon-backend -no-script -no-scripttools -no-multimedia -no-qt3support -fast -nomake demos -nomake examples -nomake tools -device-option -little-endian -qt-zlib -qt-libpng -qt-libjpeg -openssl-linked -no-fontconfig -no-3dnow -no-ssse3 -continue
Здесь собираю минимальную версию Qt без webkit, phonon, multimedia и т.п. Полный список опций можно посмотреть по команде ./configure —help
Соответственно, для такой сборки должен быть установлен пакет g++-mingw-w64-x86-64, содержащий в себе x86_64-w64-mingw32-g++ (в убунту пакет надо ставить отдельно).
Далее make && sudo make install. На первом этапе компиляции используется родной системный компилятор, он собирает необходимые утилиты для linux, которые будут использоваться для сборки уже windows-бинарников.
После установки у меня в /usr/local/qt4win64/bin лежат PE32+ DLL и несколько ELF 64-bit LSB executable, в том числе: qmake, uic, moc, rcc. Вот они то и пригодятся для QtCreator!
После установки не удаляйте распакованную директорию — она используется.
Кросс-компиляция для Windows 32
Аналогична компиляции для Win64. За исключением того, что есть официальная сборка, и саму библиотеку компилировать не нужно! Достаточно собрать qmake, uic, moc, rcc.
Кросс-компиляция для Mac OS X
Кросс-компиляция для мака тоже очень похожа, за исключением того, что надо будет собрать и компилятор. Я собирал по этой инструкции. Это отняло полный день времени и кучу нервов. В процессе будет нужна рабочая Mac OS X (как минимум на виртуальной машине) с установленным XCode, чтобы взять оттуда необходимые файлы. При компилировании своих Qt-приложений запущенная Mac OS X не нужна.
Помните, в Mac OS X для линковки с библиотекой .a-файлы не нужны.
Настройка QtCreator
Сначала нужно добавить в список все установленные компиляторы. Инструменты — Параметры — Сборка и запуск — Инструментарии:
QtCreator обычно нормально определяет ABI, но лучше перепроверить. Так же можно заметить, что системный x64 GCC в linux умеет генерировать и 32-битные приложения. Однако это не отменяет того, что также необходимы 32-битные версии библиотек.
После компиляторов можно добавить профили Qt:
Вот при добавлении профиля и пригодятся собранные ранее qmake, uic, moc, rcc, ведь нужно выбрать директорию с qmake. Жёлтый значок с восклицательным знаком слева от профиля означает warning, но QtCreator может использовать такой профиль Qt. А вот если значок красный, то профиль нерабочий. Такое может случиться при неправильной структуре каталогов. Или если удалить директорию, в которой компилировали Qt.
Следующие настройки нужно делать в каждом создаваемом проекте.
Для добавления конкретного профиля Qt надо при активном проекте зайти на вкладку «Проекты» (Ctrl+5):
По умолчанию в списке «Изменить конфигурацию сборки» есть только системный профиль Qt. Зато в списке кнопки «Добавить» есть все профили Qt, добавленные в параметры сборки.
В основных настройках сборки необходимо проверить пару библиотека-компилятор. Чтоб и то и другое было от одной и той же операционной системы.
Этапы сборки «qmake» и «Сборка» QtCreator ставит по умолчанию. А вот особые этапы «upx» и «dmgbuild» я добавил вручную для своего проекта. Этап «upx» выполняется каждый раз при нажатии на кнопку «Собрать проект». Однако если исполняемый файл не был изменён, то upx вернёт ошибку, что файл им уже обработан. В случае ошибки следующий этап не вызывается, т.е. dmg-файл обновится только если upx отработал успешно.
Для работы этапа upx он должен быть установлен в системе. Однако даже работая в linux-окружении и поставленный из пакетного менеджера upx умеет ужимать приложения: linux32/64, win32, macos32/64. Далеко не для всех проектов upx-сжатие реально нужно, этап показан скорее для примера.
Для этапа «dmgbuild» я воспользовался скриптом make_dmg. Ему нужны права root, поэтому добавил скрипт в файл /etc/sudoers
Изменения в проектном файле и использование сторонних библиотек
В моём проекте используется libusb, а это далеко не часть Qt. Также необходимо было включить платформенно-зависимую реализацию HID. В проектный файл были добавлены строки:
В Mac OS X и Linux линкуемся с системной libusb, в Windows в зависимости от разрядности линкуемся с libusb-1.0-32.dll.a или libusb-1.0-64.dll.a. Помним, что .a-файл может быть переименован, но зависеть приложение всё-равно будет от libusb-1.0.dll. В Linux параметры для libusb берём через системную утилиту pkgconfig. Кроме libusb подключаем для каждой операционной системы необходимые системные библиотеки и иконки.
Удобно разнести итоговые файлы для разных операционных систем по директориям. Сделать это можно так:
Цель win64-x-g++ относится к win32, однако в проектном файле идёт последней и переписывает настройки.
Кросскомпиляция выполняемых файлов Rust для Windows из Linux
Наверное не будет уж очень удивительным если я тут, на IT площадке Хабра, скажу что я иногда балую себя программированием.
Основная OS у меня Linux, но иногда приходится собирать исполняемые файлы и для Windows. И естественно что перегружаться в Windows только для сборки exe не особо хочется. С языками C и C++ проблем нет, давно существует кросскомпилятор MinGW , который прекрасно с этим справляется. Про Python и Java даже упоминать не стоит, кроссплатформенность в них изначально. Но в прошлом году я решил попробовать такой пока что новомодный язык, как Rust. При сборке исполняемого файла при помощи включённого в дистрибутив Rust пакетного менеджера cargo вроде как достаточно задать ключ —target , при помощи которого указать результирующий процессор, архитектуру и ABI и при сборке из Linux в результате получить exe, который будет являться стандартным исполняемым файлом для Windows. Но пытаясь так сделать:
я получил только сообщения об ошибках линкера:
Если кому интересно как я это поборол и теперь спокойно могу кросскомпилировать программы на Rust для Windows, не покидая Linux, добро пожаловать под кат.
Далее я рассматриваю только цели 32bit и 64bit pc-windows-gnu, цели pc-windows-msvc для меня интереса не представляют и поэтому в них я не углублялся. Так же речь будет идти о том дистрибутиве Linux, который установлен на моём компьютере, то есть Fedora Linux 31, но я не думаю что на других дистрибутивах Linux будут очень уж существенные различия. И я использую Rust установленный при помощи The Rust toolchain installer, а не входящий в репозиторий Fedora Rust по причине того, что мне иногда требуются nightly сборки Rust, которых в стандартном репозитории, естественно, нет.
Первым делом убеждаемся что у нас установлены необходимые цели, запустив следующую команду:
Получаем список всех возможных целей, и целей, которые у нас установлены:
Для создания исполняемых файлов для Windows из Linux нам необходимы цели i686-pc-windows-gnu для 32bit exe и x86_64-pc-windows-gnu для 64bit exe. Если данные цели не отмечены как (installed) , то доставляем их при помощи команды
После убеждаемся что у нас установлен кросскомпилятор MinGW , запустив
или другой пакетный менеджер для нашего дистрибутива Linux:
При отсутствии MinGW устанавливаем необходимые пакеты, запустив
Ну вот вроде бы теперь всё в наличии, далее будем решать проблемы по мере их появления (ага, можно сказать что это получается прям какой-то Test-Driven Development, 🙂
Создаём простейший проект на языке Rust:
Сначала компилируем и запускаем его как родное приложение Linux:
Всё работает. Теперь пробуем его собрать как цель x86_64-pc-windows-gnu :
и получаем всё то же сообщение об ошибке сборки:
Понятно, для сборки вызывается не линкер из MinGW , а уже установленный в системе gcc . Исправляем эту ситуацию, для этого создаём в проекте директорию .cargo и в ней файл config со следующим содержимым:
Это необходимо для того чтобы при сборке целей для Windows в качестве линкера использовался не установленный в системе gcc , а линкер из MinGW .
Пробуем собрать проект снова:
и получаем другую ошибку от линкера, уже от x86_64-w64-mingw32-gcc :
Дело в том, что Rust по-умолчанию собирает всё в статическом виде, поэтому кроме пакетов mingw32-winpthreads и mingw64-winpthreads , которые dnf автоматически установил как зависимости для mingw32-gcc и mingw64-gcc обязательно должны быть установлены пакеты статических библиотек mingw32-winpthreads-static и mingw64-winpthreads-static , без них линкер всё время будет жаловаться на отсутствующий -lpthread и сборка не пройдёт. Доустанавливаем недостающие пакеты:
и опять запускаем компиляцию:
Опять ошибка линковки! Но уже другая:
Линкер жалуется на отсутствующие символы __onexitbegin и __onexitend в файле
/.rustup/toolchains/stable-x86_64-unknown-linux-gnu/lib/rustlib/x86_64-pc-windows-gnu/lib/crt2.o , который мы установили в составе цели x86_64-pc-windows-gnu . После некоторых раздумий, гугления, чтения доков на сайте Rust, изучения исходников самого Rust, того как и чем сам Rust собирается я понял: дело в том что сам Rust для Windows, и соответственно его компоненты для целей pc-windows-gnu, собраны с использованием MinGW 6.3.0, а у меня в Fedora Linux 31 версия MinGW 9.2.1, поэтому и происходит несоответствие в CRT. Ok, попробуем перенести crt2.o из федориного MinGW в директорию Rust для цели x86_64-pc-windows-gnu. И кроме crt2.o перенесём ещё и dllcrt2.o, который является точкой входа для динамических библиотек:
и опять запускаем компиляцию нашего проекта на Rust:
Прекрасно! Всё собралось! Т.к. у меня установлен wine, то тут же я могу и проверить как это работает:
И даже работает! Теперь пробуем сделать то же самое для 32bit версии исполняемого файла Windows, делаем сразу run без предварительного build :
Ошибку с отсутствием символов __onexitbegin и __onexitend теперь уже в файле
/.rustup/toolchains/stable-x86_64-unknown-linux-gnu/lib/rustlib/i686-pc-windows-gnu/lib/crt2.o мы уже проходили, лечится точно так же, как и для 64bit цели заменой файлов crt2.o и dllcrt2.o на аналогичные по именам, но из дистрибутива MinGW из Fedora:
Тут теперь тоже всё собирается и работает.
И всё было прекрасно пока я не использовал никакие функции, которые паникуют (macro panic!, функция expect и т.д.) в 32bit целях для Windows. В целях 64bit всё хорошо, а вот в целях 32bit нет.
Добавим в наш проект панику:
и попробуем собрать как исполняемый файл для 64bit Windows:
И компилируется, и собирается, и работает. Попробуем теперь сделать то же самое, но в качестве цели укажем 32bit Windows.
Опять линкер жалуется на отсутствие символов, но теперь это символы _Unwind_RaiseException и _Unwind_Resume в модуле libpanic стандартной библиотеки Rust.
Снова раздумия, снова гугление, снова чтение доков и изучение исходников как самого Rust, так и его стандартной библиотеки. И я понял почему возникает такая ошибка.
Для разматывания стека при исключении Rust использует метод Dwarf для 32bit целей Windows и SEH для 64bit целей Windows, а MinGW из стандартного репозитория Fedora Linux использует метод SJLJ для 32bit целей Windows и SEH для 64bit целей Windows (о различии между этими методами читать тут). Поэтому 64bit цели собираются без вопросов, а для 32bit просто нет необходимых символов и объектных файлов. Чтобы получить данные файлы необходимо пересобрать MinGW с поддержкой Dwarf вместо поддерки SJLJ по умолчанию для 32bit целей Windows.
Я не буду вдаваться в подробности как именно пересобирать MinGW , это уже не так сложно и не так интересно ( configure там надо запускать с параметром —disable-sjlj-exceptions , остальное тривиально), скажу только одно: после того как MinGW пересобран с разматыванием стека Dwarf вместо SJLJ оттуда надо взять всего один файл под названием libgcc_eh.a и положить его в директорию с библиотеками для цели i686-pc-windows-gnu . После этого проекты в которых используются паникующие функции начнут собираться не только для 64bit целей Windows, но и для 32bit: