- Кросс-компиляция под Linux
- Введение
- Binutils
- NewLib
- Сборка Toolchain
- Порядок сборки Toolchain
- Кросс-компиляция в OS X под Linux используя crosstool-ng
- Disclaimer
- Подготовка
- Настройка crosstool-ng
- Сборка toolchain
- Заключение
- Кросс-компиляция и отладка C++ Windows-приложения под Linux
- Wine, не юникодное приложение, английский интерфейс Ubuntu и русский язык
- Настройка IDE Code::Blocks для кросс-компиляции и отладки
- Линкование статической библиотеки boost’а
Кросс-компиляция под Linux
Введение
Что же у нас есть для кросс-компиляции? Если не считать коммерческих продуктов и мелких поделок, то для того, чтобы скомпилировать любой проект под любую платформу, понадобится Gnu Compiler Collection, или, кратко, GCC. GCC — это один большой набор исходников, но собирать из него кросс-компилятор на каждую новую целевую платформу придётся отдельно.
Надо сказать, список целевых платформ довольно внушителен.
Вообще, для того, чтобы работать с GGC надо собрать т. н. Toolchain, набор утилит для компиляции. В toolchain входит помимно GCC, ещё Binutils, предназначенные для манипуляций с объектными и бинарными файлами. Для голого железа (если планируется работать не под ОС на целевой платформы, весьма полезной будет также NewLib — сборник стандартных процедур.
Binutils
В Binutils входят:
В составе GCC большой набор разнообразных инструментов, однако, скорее всего иметь дело придётся с frontend, который так и называется, gcc. Он сам определяет тип исходного файла и вызывает соответствующий компилятор, а также, по необходимости, линковщик или библиотекарь.
NewLib
NewLib — специальная подборка стандартных функций для встраиваемых систем. Она включает в себя libc (функци работы со строками, файлами и т. д.), libm (разнообразные математические функции). Также она обладает широкими возможностями конфигурирования под разнообразные требования.
Надо сказать, NewLib далеко не единственный выбор. В принципе, если не пользоваться библиотечными функциями, можно вообще без библиотек обойтись, но этот путь сложен и тернист — стандарт си не требует наличия их в т. н. standalone environment 1) . Вполне возможно, есть другие подходящие варианты
GNU Debugger — стандартное средство отладки программ, и, в принципе, необязательно. Возможно, вы предпочтёте графический отладчик или вовсе пользуетесь исключительно printf-style-debug 2) .
Сборка Toolchain
Также стоит определить путь, куда будет всё установлено. В терминах GCC это называется prefix. По умолчанию этот путь — /usr/local . Однако по ряду различных причин иногда стоит специально указать другой. Первая причина — поставить в собственную домашнюю директорию, например, если нет root-полномочий на машине или просто его поставить только для себя (впрочем, лучше так не делать). Другая причина — бывает нужда с специальных вариантах сборки, и тогда это стоит делать, чтобы не спутать такую сборку с обычной. Стоит отметить, что компиляторы под различные платформы не перепутываются, так как имеют различные имена: gcc для ARM, например, будет именоваться arm-elf-gcc 3) или arm-linux-gcc , и именно его придётся указывать при компиляции (либо указывать target, тогда gcc сам вызовет нужный). Если же оставить путь по-умолчанию, сборка попадёт в стандартный путь поиска исполняемых файлов — /usr/local/bin , и может вызываться без специального указания пути или модификации $path .
Для указания prefix у configure есть соответствующая опция: — -prefix=…
Порядок сборки Toolchain
Сборка тулчейна в описанной конфигурации состоит из следующих этапов:
Источник
Кросс-компиляция в OS X под Linux используя crosstool-ng
В данной заметке речь пойдёт о замечательном средстве автоматизации сборки кросс-тулчейнов crosstool-ng, практически незаменимого инструмента для любого уважающего себя embedded-разработчика. Если вам приходилось по-серьёзному собирать софт из x86-linux под arm-linux , то вы наверняка слышали о нём.
В данном руководстве рассматривается не столько кросс-компиляция по архитектуре, сколько кросс-компиляция по системе — сборка под Linux в Darwin.
Disclaimer
В интернете есть несколько статей по сборке crosstool-ng под OS X, например на benmont.com и в официальном руководстве. Тем не менее, в некоторых статьях встречается множество ошибок и устаревших сведений, а в других описываются лишь общие черты. Здесь будет описан мой путь, по которому я успешно собрал toolchain в июле 2013.
Подготовка
Эта часть зависит от того, какой пакетный менеджер вы используете в OS X — MacPorts или Homebrew. Я для себя давно выбрал ports-way, так что буду писать исходя из этого.
1. Регистрозависимая файловая система
Тут всё просто, в OS X есть утилита Disk Utility , воспользуемся ей для создания нового раздела. Потребуется 5+ Гб.
2. Инструменты
Предполагается, что у вас установлен MacPorts. Установим следующие пакеты:
Проверим, какие версии gcc есть в системе: sudo port select —list gcc . Нам нужна mp-gcc48 — выбираем по-умолчанию командой sudo port select —set gcc mp-gcc48 .
3. Установка crosstool-ng
Собирать сам инструментарий достаточно просто, воспользуемся официальной инструкцией:
Вынужден прервать официальную инструкцию: в файле kconfig/zconf.hash.c не хватает строчки
Это установит ct-ng в /usr/local/bin . Домашняя директория ct-ng: /usr/local/lib/ct-ng.hg+default-2685dfa9de14 в зависимости от ревизии. В этой директории отредактируем файл scripts/functions , заменив строчку для Darwin строчкой от Linux:
Это потому, что ct-ng случайно хавает версию gstat из GNU-набора, вместо оригинального stat из OS X. Полюбуйтесь красотой и изящностью здешнего кода и закройте файл.
Можете также скопировать скрипт ct-ng.comp для bash-completion , работает хорошо.
Теперь нужно выбрать временную папку, в которой будут коваться наш замечательный cross-toolchain и его sysroot. У меня это /Volumes/Unixen/ct-config , перейдите в вашу папку и начнём настройку.
Настройка crosstool-ng
Прежде чем начать настройку, унаследуем конфигурацию от шаблона. Нас интересует x86_64-unknown-linux-gnu :
После этого вы видите меню, в котором мы будем настраивать наш инструментарий.
1. Paths and misc options
Здесь важно указать опции Local tarballs directory ( /Volumes/Unixen/src ) и Prefix directory ( /Volumes/Unixen/$
2. C compiler
Здесь я отключил поддержку Java и Fortran, потому что не знаю, как поведёт себя GCC при сборке с включёнными фичами. Обязательно отключаем [ ] Link libstdc++ statically into the gcc binary , иначе будет ошибка
3. Debug facilities
Здесь придётся отключить поддержку dmalloc и ltrace , так как иначе будут нерешаемые проблемы. В разделе gdb следует отключить [ ] Native gdb и, если нет необходимости, отключить [*] Enable python scripting (проблема с python, но решение будет ниже). Я использую версию gdb version (7.3.1) .
4. Companion libraries
Здесь строго следующие версии библиотек, иначе будут ошибки компиляции и autotools, эти версии подбирал методом тыка, зачастую помогал выбор более свежей.
Сборка toolchain
Практически всё готово. В процессе сборки может возникнуть следующая ошибка (версия ядра указана моя):
Поэтому заранее позаботимся об этом, взяв elf.h из доверенного источника. Если под рукой нет, возьмите мой elf.h. Класть нужно в /usr/include .
Ещё нужно подправить лимит открытых файлов (RE: Libc iconvdata compilation problem):
Если во время сборки у вас возникнет ошибка в gdb, если вы не отключили [*] Enable python scripting раньше:
то отредактируйте файл .build/gdb-*/gdb/python/python-config.py , закомментировав строки
Кажется, всё готово.
На Macbook Air с i5 сборка идёт порядка 69 минут , причём у вас скорее всего в середине всплывут какие-нибудь ошибки. Так что отойти далеко от компьютера не получится.
Заключение
/Volumes/Unixen $ du -csh ct-config/
/Volumes/Unixen $ x86_64-unknown-linux-gnu/bin/x86_64-unknown-linux-gnu-gcc -v
Можно попробовать что-нибудь собрать:
Источник
Кросс-компиляция и отладка C++ Windows-приложения под Linux
Показали мне недавно интересное приложение, под которое можно разрабатывать плагины. Приложение оказалось очень полезным для научной работы, но вот незадача — приложение разработано под Windows, у меня стоит Ubuntu. Windows для разработки под это приложение от лаборатории получить пока не удалось. Чтобы не тратить время, решил освоить кросс-компиляцию и отладку этого приложения.
Итого, имеется:
Ubuntu 12.10 x64
Не-юникодное приложение Мастерская Граф-Моделей (МГМ) (В командах консоли будет называться gmw.exe)
Нужно:
Разрабатывать и отлаживать плагины (dll-библиотеки), не устанавливая Windows.
И тут нам помогут Wine, Code::Blocks, портированное GDB, и boost.
Wine, не юникодное приложение, английский интерфейс Ubuntu и русский язык
При попытке открыть не юникодное приложение под Wine
получаются зюки следующего вида:
На эту проблему интернет очень быстро дает следующую подсказку:
В моём случае, данный подход не улучшил ситуацию ни на йоту.
Как выяснилось, русских локалей в системе не было добавлено (тыц).
Теперь запускаем с выше-указанной подсказкой
И, вуаля, запускается приложение с читаемым русским текстом:
Настройка IDE Code::Blocks для кросс-компиляции и отладки
Установка Code::Blocks
В дальнейшем для отладки нам потребуется менять код плагина отладки поэтому лучше сразу взять версию Code::Blocks из под svn.
Устанавливаем svn:
С помощью svn получаем код C::B, для этого переходим в папку, в которую хотим сохранить код C::B, где и набираем:
Переходим в полученную папку ‘trunk’.
Компиляция C::B происходит с помощью g++, autotools, automake и некоторых других утилит, которые необходимо установить:
Кроме того Code::Blocks зависит от wxWidgets:
Подстраиваем установщик под компьютер (можно запускать единожды):
И дальше, устанавливаем сам codeblocks (ключ —prefix можно упустить для использования настроек по-умолчанию):
Более подробно можно посмотреть по ссылке.
Настройка компиляции и линковки
Выполняем пункты с 1 по 5 с форума Code::Blocks. После этого компиляция программ должна работать, если не используется линковка к платформо-зависмым библиотекам (линковка с boost::regexp будет рассмотрена позже).
(*) В новом Code::Blocks немного изменилось меню по сравнению с инструкцией. Настройки искать нужно в ‘Settings->Compiler. ‘. Для старого Code::Blocks (10.05) пункт 5 нужно выполнить полностью, для нового же (12.11) настройку касающуюся gdb в 5 пункте пока трогать не будем.
Если используется boost его лучше положить отдельно от /usr/include, т.к. по этому адресу лежит много linux-специфичных заголовочных файлов, которые мы не хотим включать в проект при компиляции под Windows.
UPD: При настройке линковки в поле «Other Linker Options» имеет смысл добавить опцию «-Wl,—subsystem,windows,—kill-at», которая помечает, что это реально Windows DLL, и, что самое главное, запрещает использовать декорирование символов (—kill-at) при экспорте функций с соглашением вызова __stdcall. Подрбнее здесь и здесь.
Начиная с пункта 7 по ссылке выше, описывается кросс-отладка, но, к сожалению, insight.exe, упоминающийся в инструкциях, найти не удается. Поэтому пойдем своим путем.
Кросс-отладка в Code::Blocks & MingW32 gdb для Windows
gdb, который является родным для линукса частично умеет отлаживать Windows приложения, правда, умеет он только останавливаться на исключениях и почти всегда игнорирует точки останова. Чтобы справиться с этими проблемами скачиваем gdb в пакете mingw32 под Windows. Для этого скачиваем и затем распаковываем и переходим в подпапку ‘bin’. Устанавливаем gdb под Windows:
Теперь в этой же папке bin появился файл gdb.exe, он-то нам и нужен.
Создаем скрипт для имитации обычного gdb для этого в файл /usr/bin/i586-mingw32msvc-gdb
Заносим следующие строки:
Для старого C::B все уже настроенно, для нового же отладчик нужно настроить дополнительно. В пункте ‘Settings->Debugger’ кликаем по ‘GDB/CDB debugger’ затем по ‘Create Config’. В новом конфиге меняем команду запуска отладчика на ‘/usr/bin/i586-mingw32msvc-gdb’, остальные настройки по желанию. После этого идем в ‘Settings->Compiler. «, в пункте ‘Selected Compiler’ выбираем тот компилятор, который настраивали до этого и затем на вкладке ‘Toolchain executables’ меняем ‘Debugger’ на наш свежесозданный конфиг. Теперь отладчик будет останавливаться на точках останова, хотя и остановить программу в произволльный момент не сможет (данная проблема пока еще не решена). Правда при попытке отладить,C::B выдает следующую ошибку:
Эта ошибка говорит о том, что плагин отладчика в C::B не понимает выдачу отладчика gdb.exe. Как выяснилось при ближайшем рассмотрении плагин отладчика имеет платформо-зависимый код, и вот тут-то и нужно вспомнить что у нас есть исходники C::B. Мы сейчас слегка подкоррекируем код этого плагина. Нужно будет поменять код только одного файла ‘
Для этого нужно перейти в корень проекта C::B (откуда запускалась команды ./bootstrap), по умолчанию это папка ‘trunk’. И накактить патч:
Ну и пересобираем Code::Blocks:
И почти все готово, остается только создать проект. Шаги 12-13 по ссылке. Если же вы хотите создать проект dll-библиотеки, то указывайти создание динамической библиотеки в мастере и переименовывайте разширение в dll.
Проверям, что в настройках проекта стоит выбранная нами цепь компилятор-линкер-отладчик. ‘<Правая клавиша на проект>-Build Options. ‘ пункт ‘Selected compiler’, и можно радоваться и отлаживаться. Напомню, что по какой-то причине отладчик не может быть прерван во время исполнения, т.е. все отладочные действия могут буть применены только во время останова программы. В частности нельзя поставить новую точку останова, если программа не стоит на какой-либо другой точке останова…
Линкование статической библиотеки boost’а
Библиотека boost в основном является набором заголовочных файлов, и потому никаких проблем с линковкой обычно не возникает. Но для некоторых частей boost’а необходимо линковаться к статической библиотеке, например, boost::regex. Пробуем собрать проект и получаем:
Ошибка возникает из-за того, что мы пытаемся прилинковаться к linux билиотеке, для того чтобы построить windows-приложение.
Чтобы слинковаться нужно скомпилировать boost::regex с помощью MingW32 (про кросс-компиляцию). Скачиваем boost, распаковываем и переходим в папку с распаковынным boost’ом. Создаем файл user-config.jam в корне домашней директории:
Со следующим содержанием:
Дальше настраиваем сборку и собираем:
После выполнения последней команды у меня были ошибки «failed updating 1 target», что, правда, не мешает собираться программам.
В результате, у нас есть полностью подготовленная среда для написания, сборки и отладки Windows-приложений или Windows-библиотек из под Linux. Теперь можно приступать к работе…
Источник