Лабораторная работа основы работы с операционной системой windows

Лабораторная работа 1 Основы работы в Window. Объекты Windows.

1 Лабораторная работа 1 Основы работы в Window. Объекты Windows. Цель работы. — изучить пользовательский интерфейс, приобрести практические навыки запуска приложений Window; — научиться работать с окнами; — освоить быстрый поиск объектов; — научиться создавать папки, файлы, ярлыки; — научиться удалять объекты и восстанавливать удаленные объекты; — научиться пользоваться справочной системой Windows. Общие сведения Компьютер электронное устройство для накопления и автоматической переработки информации. Программы это упорядоченные последовательности команд. Конечная цель любой программы управление аппаратными средствами. Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и в непрерывном взаимодействии. Основные управляющие программы, рассматриваемые как единое целое, представляют собой операционную систему, наличие которой непременное условие для практической работы пользователя. Операционная система это совокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратной частью компьютера и прикладными программами, а также их взаимодействие между собой и пользователем. Операционная система ЭВМ: образует автономную среду, не связанную ни с одним языком программирования; работает на конкретной аппаратной платформе, например IBM PC, однако для одной и той же платформы может существовать несколько операционных систем; управляет работой конкретных прикладных программ, называемых приложениями. Обычно файлы операционной системы хранятся на системном диске, который может быть реализован на любом внешнем носителе. При включении компьютера операционная система автоматически загружается с диска в оперативную память и занимает там определенное место. Функции операционной системы: 1. Обеспечение нескольких видов интерфейса: аппаратно-программного интерфейса (между программным и аппаратным обеспечением); программного интерфейса (между разными видами программного обеспечения); пользовательского интерфейса (между пользователем и программно-аппаратными средствами). 2. Организации и хранения информации на внешних носителях информации. Интерфейс (англ, inter между, face лицо) средства и способы установления и поддерживания информационного обмена между исполнительными устройствами автоматической системы и человеком-пользователем. Для обеспечения удобства работы с записанными на диск сведениями их размещают в файлах. Файл логически связанная совокупность данных, для которой во внешней памяти отводится поименованная область (данные любая информация, включающая программы и исходные данные для их выполнения, результаты выполнения программ, тексты, иллюстрации и т. п.)

2 Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. Тип данных определяет тип файла. Файл хранится в виде последовательности произвольного числа байтов, обладающей уникальным именем. Файл может содержать любое число байтов или быть пустым (0 байтов), отсюда создать файл, значит, присвоить ему имя. Уникальность имени файла гарантирует однозначность доступа к данным. Составное (полное) имя файла представляет собой совокупность собственно имени файла и расширения имени файла. Имя от расширения отделяется точкой. Расширение имени файла передает операционной системе информацию о том, к какому типу относятся данные, содержащиеся в файле, и о формате, в котором они записаны. В семействе операционных систем MS DOS на имя файла отводится 8 символов, а на расширение 3. При именовании файла допускается использовать цифры и символы латинского алфавита. Соглашение 8.3 назовем «коротким» именем файла. В семействе операционных систем Windows имя файла может содержать 256 символов «длинное» имя, символы любые, кроме специальных / \ : * » , можно использовать пробелы и несколько точек. Расширением имени считаются все символы, идущие после последней точки. С точки зрения универсальности, т.е. возможности работы с файлом на других рабочих местах, лучше использовать «короткое» имя файла. Параметры, характеризующие файл (свойства): полное имя файла; объем файла в байтах; дата создания файла; время создания файла; атрибуты файла, которые определяют степень доступа к файлу: R (Read only) только для чтения, Н (Hidden) скрытый, S (System) системный файл, A (Archive) архивированный файл. Файловая система функциональная часть операционной системы, обеспечивающая хранение данных на дисках и доступ к ним. Принцип организации файловой системы в семействе операционных систем Windows табличный. Операции, выполняемые операционной системой по обслуживанию файловой структуры: создание файлов и присвоение им имен; создание каталогов (папок) и присвоение им имен; переименование файлов и каталогов (папок); копирование и перемещение файлов и каталогов (папок); удаление файлов и каталогов (папок); навигация по файловой структуре с целью доступа к заданному файлу, каталогу (папке); управление атрибутами файлов. Для обеспечения удобного доступа к файлам файловая система позволяет объединять их в каталоги. Каталогом называется специальный файл, в котором регистрируются другие файлы и каталоги. Если файл зарегистрирован в каталоге, это означает, что в последнем содержится вся характеризующая файл информация и сведения о том, в каком месте диска файл расположен. Сам же файл хранится как последовательность байтов без каких-либо дополнительных справочных сведений. Правила именования каталогов совпадают с правилами именования файлов, однако расширения, как правило, не используются. Каталоги низких уровней вкладываются в каталоги более высоких уровней и являются для них вложенными. Верхним уровнем вложенности иерархической структуры является корневой каталог. На каждом диске всегда имеется единственный корневой каталог, именуемый символом \,

Читайте также:  Как обновить яндекс браузер до последней версии для windows 10

3 в который могут входить другие каталоги и файлы. Корневой каталог создается при форматировании (разметке) диска, хранится во вполне определенной области дисковой памяти, имеет ограниченный размер и не может быть удален никакими средствами. Пользователь не имеет возможности что-либо сделать с корневым каталогом, за исключением помещения в него файлов и других каталогов, а также удаления файлов и каталогов из него. Каждый каталог хранит свою файловую структуру, которая формируется по следующим правилам: каталог или файл может входить только в один каталог; допускается вхождение в различные каталоги каталогов и файлов с одинаковыми именами (но, конечно, не в один каталог); на порядок следования файлов и каталогов в каталоге никаких ограничений (за исключением корневого каталога системного диска) не накладывается; глубина вложенности каталогов не ограничивается. В один каталог обычно объединяют группу файлов (каталогов), связанных между собой по какому-либо признаку. Например, файлы и каталоги одного владельца, функционально подобные файлы (каталоги), файлы, имеющие однотипное содержимое (тексты, исходные программы и т.п.). С понятием файла и каталога в операционной системе связано понятие логического диска. Логический диск создается и управляется специальной программой, имеет уникальное имя в виде одной латинской буквы, например С, D, E, F и т.д. Логический диск может быть реализован на жестком диске, гибком диске, на CD-ROM (англ, compact disk read only memory компакт-диск только для чтения), в оперативной памяти (электронный диск). На одном физическом диске может быть создано несколько логических дисков. Различают два состояния логического диска текущее и пассивное. Текущий диск это диск, на котором пользователь работает в текущее машинное время. Пассивным диском является диск, с которым в данный момент времени связь отсутствует. Каталог также может быть текущим и пассивным. Операционная система помнит текущий каталог на каждом логическом диске. Различают также еще одно состояние каталога активное. Активный каталог определяется как текущий каталог текущего диска, т.е. с каталогом установлена связь в настоящий момент времени. Способы обращения к файлу, группе файлов. Для обеспечения доступа к существующему файлу или определения места размещения файла в файловой структуре в общем случае требуется задать: имя привода, на котором установлен диск, содержащий искомый файл или предназначенный для размещения нового файла; путь к файлу по файловой структуре этого диска; составное имя файла (имя файла и расширение имени файла). Данные сведения указываются в спецификации файла, которая имеет следующий синтаксис (представление, форму, структуру): [имя носителя]:[маршрут\]имя_файла.[расширение]. Маршрут (путь) цепочка соподчиненных каталогов, которую надо пройти по иерархической структуре к каталогу, где зарегистрирован искомый файл. При задании пути имена каталогов записываются в порядке следования и отделяются друг от друга символом \. Здесь необязательные элементы заключены в квадратные скобки, так как операционная система хранит информацию о текущем диске и текущем каталоге. Достаточно часто необходимо выполнить одни и те же действия над несколькими файлами, например скопировать, переместить или удалить. Для работы с несколькими файлами одновременно операционная система позволяет при помощи шаблона имени файла объединять их в группу. Шаблон имени файла это специальная форма, в которой в полях имени и типа файла

4 используются символы «*» или «?». Символ «*» служит для замены любой последовательности символов. В шаблоне может быть использовано в поле имени и типе по одному символу «*». Символ «?» служит для замены одного символа. В шаблоне может быть использовано несколько таких символов. Операционные системы семейства Windows. Основы работы. Операционные системы семейства Windows (англ, window окно) являются графическими операционными системами компьютеров платформы IBM PC. При разработке различных версий операционной системы Windows (ОС Windows 98/NT/2000/XP), отличающихся функциональными возможностями, были определены следующие основные требования к ней: обеспечение единообразия приемов и методов веления диалога с пользователем; способность одновременно выполнять несколько задач; обеспечение обмена данными между приложениями; возможность настраиваться на работу с различными типами внешних устройств. Поддержка единообразия приемов и методов ведения диалога с пользователем обеспечивается унифицированным графическим интерфейсом: виды окон практически одинаковы для различных приложений, диалоговые окна одни и те же для разных программ. Кроме того, пользовательский интерфейс является интуитивно понятным, объектно-ориентированным и документно-ориентированным. Основным понятием операционной системы Windows является объект, его свойства и действия, которые может выполнить объект в зависимости от запроса. Объект представляет собой совокупность некоторых данных (называемых свойствами объекта) и процедур их обработки (называемых методами). К объектам в Windows относятся папки (как собственные, так и системные), файлы с программами и документами, устройства ввода-вывода, ярлыки для папок, файлов, устройств. Понятие «Рабочий стол». После загрузки ОС Windows экран делится на две части: Рабочий стол и Панель Задач. Стартовый экран Windows представляет собой системный объект, называемый «Рабочим столом». Рабочий стол это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows. Поскольку Рабочий стол является объектом Windows, к нему применимы такие команды контекстного меню, как настройка Рабочего стола, упорядочивание значков на столе, создание новых папок и ярлыков и т.п. Кроме того, к объекту, лежащему на Рабочем столе, пользователь может применить любую из допустимых к этому объекту операций, например переименование, удаление, открытие. Открыть любой объект также можно, щелкнув по нему два раза левой кнопкой мыши. Результаты при открытии объекта зависят от разновидности объекта: открытие программы — это запуск её в работу, открытие папки — это отображение в окне её содержимого; открытие документа — это запуск подходящего приложения и загрузка документа в это приложение для его просмотра, редактирования и т.п.; открытие устройства ввода-вывода позволяет попасть в среду диспетчера, обеспечивающего управление этим устройством; открытие ярлыка равносильно открытию того объекта, для которого он создан. Панель задач один из основных элементов управления. В ее центральной части располагаются кнопки приложений или документов, с которыми пользователь работает в текущем сеансе. В левой части находится кнопка вызова Главного меню Windows (Пуск), в правой части Панель индикации.

Читайте также:  Voice to text для windows

5 Главное меню имеет иерархическую и динамически изменяемую структуру. Назначение основных пунктов Главного меню: Программы — обеспечивает доступ к иерархическому подменю, в котором собраны команды на запуск программ, установленных в компьютере; Документы — обеспечивает доступ к подменю, которое формируется из открывавшихся последними документов; Настройка — обеспечивает доступ к подменю, с помощью которого реализуются основные функции настройки Windows (для Рабочего стола, Принтера, Панели Задач, Главного меню и др.); Найти — обеспечивает доступ к подменю, с помощью команд которого можно осуществить поиск требуемых объектов; Справка — обеспечивает доступ к справочной системе Windows; Выполнить — служит для непосредственного запуска любой программы, имеющейся на компьютере, с указанием для неё любого набора аргументов и переключателей, а также для открытия документа, или папки; Завершение работы — предназначен для завершения работы на компьютере, перезагрузки Windows и изменения режима её работы. Возможно добавление и удаление подпунктов меню Программы через контекстное меню Панели Задач или через меню Панель управления. Каждый объект Windows имеет свой графический значок. Каждый значок имеет надпись, поясняющую его функциональное назначение или принадлежность какой-либо папке, или же какому-либо файлу. Значок, принадлежащий файлу, как правило, отражает приложение, в котором данный файл создан, указывает его тип. На объект можно навесить ярлык, который является его указателем, графическое отображение ярлыка снабжено стрелкой в левом нижнем углу. Для пользователя приемы работы с ярлыком и объектом абсолютно одинаковы. Однако надо помнить, что, работая со значками, мы выполняем операции с конкретными файлами или папками, т.е. удаляя значок, мы удаляем объект; копируя значок, мы копируем объект и т.д. Работая с ярлыком, мы работаем с указателем, в котором прописан маршрут к определенному файлу или каталогу, поэтому, удаляя ярлык, мы удаляем указатель, перемещая ярлык, мы перемещаем указатель и т.д. Создание ярлыков объектов. Ярлыки объектов можно создавать двумя способами: методом специального перетаскивания (вручную) или с помощью специальной программы-мастера (автоматически). Мастерами в системе Windows называют специальные программы, работающие в режиме диалога с пользователем. Диалог строится по принципу «запрос ответ». Для создания ярлыка необходимо выполнить следующие действия. 1. Для того чтобы запустить Мастер создания ярлыка, надо щелкнуть правой кнопкой мыши в окне той папки, в которой создается ярлык объекта. 2. В открывшемся контекстном меню следует выбрать пункт Создать Ярлык произойдет запуск Мастера. 3. В диалоговом окне Мастера имеется командная строка, в поле которой следует ввести путь доступа к объекту. Для этого создается ярлык, например, C:\Windows\Calc.exe путь доступа к стандартной программе Калькулятор. Ввод адреса автоматизирован с помощью командной кнопки . 4. При щелчке на кнопке открывается диалоговое окно Обзор. Это стандартное средство для установления пути доступа к объекту. 5. В поле Папка выбирают нужный диск, на котором расположен искомый файл, в нашем случае это диск С:. 6. В рабочей области выбирают папку, в которой расположен файл, в нашем случае это папка Windows. Раскрывают эту папку. Если какая-нибудь папка

6 раскрыта по ошибке и в ней нет искомого объекта, можно вернуться на шаг назад щелчком на кнопке На один уровень вверх. 7. Разыскав нужный объект, его выделяют и щелкают на кнопке . Путь доступа к объекту автоматически заносится в командную строку Мастера создания ярлыка. 8. Переход к очередному диалоговому окну Мастера выполняют щелчком на командной кнопке . 9. В очередном окне Мастера вводят название ярлыка, например Калькулятор. Если это последнее окно Мастера, то кнопка сменяется кнопкой . Щелчок на этой кнопке приводит к выполнению заданной операции. Групповое выделение объектов. Часто возникает ситуация, когда надо работать не с одним, а с группой объектов. Поэтому необходимо выделять группу объектов. Для ее выделения используют следующие приемы: с целью выделения произвольной группы объектов необходимо последовательно, удерживая клавишу , выполнять щелчок левой кнопкой на нужном объекте. Выделение объектов при нажатой клавише действует, как переключатель, т.е. повторный щелчок снимает предыдущее выделение; если выделяемые объекты расположены подряд, то необходимо, удерживая клавишу , выполнить щелчок на первом и последнем объекте выделяемой группы. Все промежуточные объекты выделятся автоматически. Работа с приложениями ОС Windows (Windows 98/NT/2000/XP) является 32-разрядной ОС, способной выполнять несколько задач одновременно. Для каждой исполняемой в среде Windows задачи (приложения) отводится свое окно, которое занимает некоторую площадь Рабочего стола. В ОС Windows пользователь работает с теми программами, которые входят в комплект поставки ОС (например, Стандартные Paint, Блокнот, Калькулятор и др.) и с теми, которые установлены на этом компьютере или на сервере (если компьютер подключен в сеть). Окна всех приложений обладают одинаковой структурой и общими методами управления. Окно приложения состоит из 5 логически независимых компонентов: строки заголовка с названием программы и документа (если документ открыт в приложении), пиктограммы управляющего меню окна приложения, трех кнопок управления окном (свернуть, распахнуть (восстановить), закрыть); линейки меню с наименованием пунктов меню, содержащих команды для управления работой приложения; панели инструментов с набором кнопок, облегчающих выбор наиболее употребимых в данном приложении команд; рабочего поля — на нем либо открываются окна обрабатываемых документов, либо рабочее поле заполняется какими-либо другими объектами; строки состояния, предназначенной для отображения контекстно-зависимых подсказок и индикации режимов работы приложения. Окно типичного приложения может находиться в трех состояниях: распахнутом — окно занимает всю площадь Рабочего стола; свернутом — окно представлено кнопкой на Панели Задач; нормальном — окно занимает какую-то часть Рабочего стола (возможно и весь стол). Простейшие способы запуска приложений: двойной щелчок мышью по пиктограмме приложения или по пиктограмме ярлыка для него, если такая пиктограмма размещена на Рабочем столе;

Читайте также:  Pointing device asus windows 10

7 двойной щелчок мышью по пиктограмме с файла с документом или по пиктограмме ярлыка для него; выбор требуемого приложения в подменю Программы Главного меню, если приложение в нем зарегистрировано; ввод пути к требуемому, приложению в командной строке подменю Выполнить из Главного меню (путь выбирается из диалогового окна при нажатии кнопки Обзор). На экране может находиться несколько открытых приложений. У активного приложения заголовок окна выделен контрастным цветом, а кнопка приложения на Панели Задач отображена в нажатом состоянии. Переключение между приложениями осуществляется щелчком левой кнопки мыши по окну видимого приложения либо по соответствующей кнопке приложения на Панели Задач. Перемещение любого окна по экрану осуществляется левой кнопкой мыши за заголовок окна, упорядочивание расположения открытых окон на экране — выбором одной из команд контекстного меню Панели Задач. Для изменения размеров окна нужно подвести указатель мыши к границе окна (указатель примет вид двунаправленной стрелки) и при нажатой левой кнопки мыши перевести границу окна. Завершение или закрытие приложения, которое исполняется в окне, равносильно закрытию этого окна, для чего можно использовать один из следующих способов: нажатие кнопки Закрыть, расположенной в правой части строки заголовка окна; выбор команды Закрыть из управляющего меню окна приложения или нажатие комбинации клавиш Alt+F4; выбор команды Выход из меню Файл; двойной щелчок мыши по пиктограмме управляющего меню окна приложения. Приемы управления. В системной среде Windows большинство операций можно выполнить многими различными способами: через строку меню; через панель инструментов; через контекстное меню; через систему окон или программу Проводник, используя основные элементы управления. При намерении что-либо сделать в системной среде Windows, необходимо придерживаться определенной последовательности действий: выбрать (выделить) объект; из совокупности операций, которые можно выполнить над объектом, выбрать необходимую, например открыть, скопировать, отправить, просмотреть свойства, удалить и т.д. Основные приемы управления с помощью мыши. Основным устройством управления в Windows является манипулятор мышь, так как большинство команд можно выполнить с ее помощью. С мышью связан активный элемент управления указатель мыши, который двигается по Рабочему столу синхронно перемещению мыши, его можно позиционировать на значках объектов или пассивных элементах управления. Манипулятор мышь имеет две кнопки управления левую и правую. При помощи левой кнопки мыши нельзя выполнить то, что можно выполнить при помощи правой, и наоборот. Щелчок левой кнопкой мыши (быстрое нажатие и отпускание) применяется для выбора (выделения) объекта, выбора пассивного элемента управления (пункта меню, экранных кнопок).

Оцените статью