Linux bash проверка наличия аргумента

Linux bash проверка наличия аргумента

Эта конструкция используется для выбора одного варианта действий в случае, если команды в if при проверке возвращают значение истина, и другого варианта действий в случае, если это команды возвращают ложь. Например:

Если вместо [ использовать [[ , значения переменных не разбиваются на слова. Таким образом, если VAR=»var with spaces» , вам при проверке не нужно заключать $VAR в двойные кавычки — даже несмотря на то, что использование кавычек остается хорошей привычкой. Кроме того, [[ предотвращает подстановку имен файлов, так что в литеральных строках, в которых есть универсальные символы подстановки, эти символы не будут замещаться именами файлов. Когда используются [[ , операторы == and != интерпретируют строки, стоящие от них справа, как глобальные шаблоны командной оболочки, значение которых должны соответствовать значению, находящемуся слева, например:

Точно также, как в списке CONSEQUENT-COMMANDS, который следует за инструкцией then, в списке ALTERNATE-CONSEQUENT-COMMANDS, которая следует за инструкцией else, может использоваться любая команда UNIX, возвращающая код возврата.

Еще один пример, являющийся расширенным вариантом примера из раздела «Проверка кода возврата»:

Чтобы продемонстрировать действие инструкции else, мы переходим в учетную запись пользователя root; обычно, root является вашей локальной учетной записью, тогда как управление вашей собственной учетной записью может осуществляться централизованно, например, сервером LDAP.

Проверка аргументов командной строки

Вместо того, чтобы задавать значение переменной, а затем выполнять скрипт, часто более элегантным решением будет присваивание значений переменным в командной строке.

Для этой цели мы используем позиционные параметры $1 , $2 , . $N . В параметре $# указывается количество аргументов командной строки. В $0 указывается имя скрипта.

Ниже приводится простой пример:

Рис. 7.1. Проверка аргументов командной строки с помощью if

Вот еще один пример, с использованием двух аргументов:

Проверка количества аргументов

В следующем примере показано, как изменить предыдущий скрипт с тем, что он выдавал сообщение в случае, если число указанных аргументов больше или меньше двух:

Первым аргументом является $1 , вторым — $2 и так далее. Общее число аргументов хранится в $# .

Более элегантный способ выдачи сообщений приведен в разделе «Использование инструкции exit и if».

Проверка существования файла

Проверка выполняется во многих скриптах, поскольку большинство программ нет смысла запускать, если вы знаете, что они не выполнят работу:

Заметьте, для ссылки на файл используется переменная; в данном случае это первый аргумент в скрипте. В других случаях, когда аргументы не задаются, обычно в начале скрипта в переменные записывается местоположение файлов. Таким образом, если вы захотите в скрипте изменить имя файла, вам потребуется это сделать только один раз.

[] или [[]]

Приведенный выше пример не сработает, если значение переменной $1 будет разбито на несколько слов. В этом случае, можно добиться правильной работы команды if, если заключить имя файла в двойные кавычки, либо если использовать [[ вместо [ .

Источник

ИТ База знаний

Курс по Asterisk

Полезно

— Узнать IP — адрес компьютера в интернете

— Онлайн генератор устойчивых паролей

— Онлайн калькулятор подсетей

— Калькулятор инсталляции IP — АТС Asterisk

— Руководство администратора FreePBX на русском языке

— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке

— Руководство администратора по Linux/Unix

Серверные решения

Телефония

FreePBX и Asterisk

Настройка программных телефонов

Корпоративные сети

Протоколы и стандарты

Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux

Если вы еще не умеете писать скрипты в системах Unix и Linux, эта статья познакомит с основами написания скриптов.

Написание скриптов в системе Unix или Linux может быть одновременно и простым и чрезвычайно сложным. Все зависит от того, что вы пытаетесь выполнить, используя скрипт. В этой статье мы рассмотрим основы создания скриптов — то, как начать, если вы никогда раньше не создавали скрипты.

Мини — курс по виртуализации

Знакомство с VMware vSphere 7 и технологией виртуализации в авторском мини — курсе от Михаила Якобсена

Идентификация оболочки.

Сегодня в системах Unix и Linux есть несколько оболочек, которые вы можете использовать. Каждая оболочка — это интерпретатор команд. Он считывает команды и отправляет их ядру для обработки.

Bash является одной из самых популярных оболочек, но существуют также zsh , csh , tcsh и korn . Есть даже оболочка под названием fish , которая может быть особенно полезна новичкам в Linux благодаря полезным параметрам автозаполнения команд. Чтобы определить, какую оболочку вы используете, используйте эту команду:

Вы также можете определить свою основную оболочку, просмотрев файл /etc/passwd :

Один из способов определить, какие оболочки доступны в системе Linux, — это проверить файл /etc/shells .

На выводе видно, что доступно всего девять оболочек.

Какую оболочку выбрать пользователю во многом зависит от того, что он привык использовать, поскольку большая часть синтаксиса в скриптах не представляет команды, которые вы найдете в /bin , /us /bin или /usr/local/bin . Вместо этого они являются частью самой оболочки и называются «встроенными». Сюда входят команды, используемые для цикла (например, for и while ).

Один из простых вариантов создания скриптов — использовать ту оболочку, которую вы используете в командной строке, поскольку, в конце концов, вам будет более или менее комфортно ее пользоваться.

Выбор оболочки

Чтобы определить, какая из доступных оболочек будет выполнять команды вашего скрипта, в первой строке вашего скрипта пропишите одну из строчек, приведенных ниже:

Когда первая строка вашего скрипта идентифицирует оболочку, которая будет использоваться, эта оболочка будет выполнять команды в скрипте. Если вы не определите оболочку в первой строке в скрипте, то оболочка, которую вы используете при вызове сценария, будет той, которая его запускает.

Выполнение команд

Любую команду, которую вы запускаете в командной строке Linux, можно запустить в скрипте, если он совместим с указанной оболочкой. Используйте свой любимый текстовый редактор и вводите нужные для исполнения команды. Вот очень простой скрипт, который выводит текущую дату в формате день-месяц-год. Скрипт имеет название today .

Чтобы запустить этот скрипт, выполните команду:

Добавление комментариев

Рекомендуется добавлять к скриптам комментарии, объясняющие, для чего предназначен скрипт, особенно если скрипт длинный или имеется сложный синтаксис. Просто начните комментарий со знака # . Комментарии могут быть отдельными строками или добавляться в конец команд в скрипте. Например:

Делаем файл исполняемым

Чтобы сделать скрипт исполняемым, используйте команду chmod и убедитесь, что предполагаемые пользователи могут его запустить. Например:

Если скрипт не сделан как исполняемый, его все равно можно запустить с помощью символа . Это встроенная функция, которая «выполняет» (т. е. читает и запускает) скрипт.

Использование команды if

Команда if позволяет вам проверять условия или переменные. В примере ниже мы проверяем, запускается ли скрипт в пятницу.

Базовый синтаксис команды if — if value == other_value . Знак == выполняет сравнение, и необходимо убедиться, что оболочка видит по одному значению с каждой стороны оператора сравнения. По этой причине часто приходится заключать свои строки в кавычки.

Понятие переменных

Чтобы разобраться в понятии переменной важно понимать, что переменные назначаются одним способом, а на них ссылаются другим. Назначьте переменной только ее имя, но перед именем поставьте знак $ , чтобы ссылаться на нее.

Запрос пользователя на ввод данных

Чтобы пользователь, во время исполнения скрипта, смог ввести некоторую информацию, вам необходимо вывести как подсказку, так и команду, чтобы прочитать, что вводит пользователь. Вы также должны присвоить переменной имя, которое имеет смысловое значение, как в этом примере. Обратите внимание, что использование команды echo -n означает, что пользователь вводит свой ответ в той же строке, что и приглашение.

Человек, запускающий сценарий, увидит приглашение и введет ответ :

Использование аргументов командной строки

Чтобы использовать аргументы, которые пользователь вводит вместе с именем скрипта, необходимо знать, как их идентифицировать. Аргументам скрипта будут присвоены имена $1 , $2 и так далее. Для любого аргумента, который вы собираетесь использовать неоднократно, вы можете рассмотреть возможность присвоения этих значений более значимым именам переменных.

В этом случае мы проверяем, является ли первый предоставленный аргумент числовым, и закрываем скрипт, если это не так. Если ответ — число, то далее назначаем его переменной $loops , чтобы использовать позже в скрипте.

Еще одна полезная вещь, которую нужно сделать в скрипте, — это сначала проверить наличие аргументов. В противном случае синтаксис, подобный показанному выше, не сработает, потому что оболочка увидит выражение if [[! = 8 *]]; , что приведет к синтаксической ошибке.

Чтобы проверить правильность количества предоставленных аргументов, вы можете использовать синтаксис, подобный приведенному ниже, который проверяет, были ли предоставлены по крайней мере два аргумента, и, в противном случае, напоминает пользователю, что требуется как количество строк, так и имя файла:

Различные способы создания циклов

Есть несколько способов сделать цикл внутри скрипта. Используйте for , если вы хотите повторить действие заданное количество раз. Например:

Используйте while , если хотите выполнять какое-то действие, пока условие существует или не существует.

Использование оператора case

Операторы case позволяют вашим скриптам реагировать по-разному в зависимости от того, какие значения проверяются. В приведенном ниже скрипте используются разные команды для извлечения содержимого файла, предоставленного в качестве аргумента, путем определения типа файла.

Обратите внимание, что этот сценарий также запрашивает имя файла, если оно не было предоставлено, а затем проверяет, действительно ли указанный файл существует. Только после этого выполняется извлечение.

Реакция на ошибки

Вы можете обнаруживать ошибки в скриптах и реагировать на них и тем самым избегать других ошибок. Хитрость заключается в том, чтобы проверять выходные коды после запуска команд. Если код выхода имеет значение, отличное от нуля, произошла ошибка. В этом скрипте проверяется, запущен ли Apache, но отправляем результат проверки в /dev/null . Затем проверяем, не равен ли код выхода нулю, поскольку это означает, что команда ps не получила ответа. Если код выхода не равен нулю, сценарий сообщает пользователю, что Apache не запущен.

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

Источник

Bash: проверка наличия аргументов

Здравствуйте, подскажите пожалуйста что я делаю не так:

-eq это арифметический оператор, который сравнивает числа.

Про сравнение сказали, дополню еще что вместо if тут уместнее case.

Спасибо всем за помощь, уже гугланул в сторону case и добавил в выражение *) echo «111»;; для обработки ошибок

Про сравнение и case сказали, дополню еще что в bash нет необходимости заключать строковый литерал в кавычки.

а если мне надо проверять два и более параметров то мне надо делать case внутри другого case ?

Рекомендую также, во-первых, всегда брать аргумент в двойные кавычки на случай пустой строки или строки с разделителями, а во-вторых, ставить нормальную константную строку первым аргументом или дописывать и туда и туда какой-нибудь символ спереди (как правило, используется x), чтобы не получилась фигня, когда у тебя аргумент твоей программы (то бишь $1) может сойти за аргумент [[ (например, -n). Итого что-то типа

Источник

Разбираемся с аргументами в Bash-скриптах

Перевод статьи «Handling Arguments in Bash Scripts».

Создание Bash-скриптов для автоматизации набора команд — первый шаг на пути к созданию инструментов, облегчающих вашу жизнь. Даже простые скрипты, читающиеся сверху вниз и запускающиеся по установленному графику, способны сэкономить вам массу времени. Но рано или поздно наступит момент, когда вы захотите настраивать поведение вашего скрипта на лету: создавать директории с нужными вам именами, загружать файлы из определенных git-репозиториев, указывать IP-адреса или порты и т. п. Вот здесь вам и пригодятся аргументы скриптов.

Позиционные и специальные параметры

Bash предоставляет нам переменные, которые присутствуют в любом написанном нами скрипте. Вот несколько самых полезных:

$1, $2, $3, …: позиционные параметры

Позиционные параметры содержат значения, которые вы указываете при запуске своего скрипта (в командной строке) в качестве аргументов. Рассмотрим пример. Допустим, у вас есть скрипт, запускающийся следующим образом:

Переменная $1 будет содержать значение «200», а переменная $2 — значение «goats».

Я использую позиционные параметры в одном из своих простейших скриптов. Этот скрипт я запускаю на работе практически ежедневно (здесь показываю упрощенный вариант):

Как видите, я беру позиционную переменную $1 и сохраняю ее значение в настоящей именованной переменной. Но делать так не обязательно. Я мог бы написать

и все равно все бы прекрасно работало.

Тем не менее, я предпочитаю сохранять позиционные параметры в именованные переменные вверху своего скрипта. Таким образом любой читатель моего скрипта сможет быстро понять, что к чему. Разумеется, это не заменяет хорошую документацию и надежную обработку ошибок, но это приятный маленький бонус в плане читаемости. Подобные вещи хоть немножко, но помогают, так что это хорошая практика.

Когда я запускаю скрипт вот так:

он генерирует структуру директорий:

$0: имя скрипта

В позиционной переменной $0 при вызове скрипта сохраняется его имя. Это особенно полезно для вывода сообщений о том, как нужно использовать этот скрипт.

Вот что получится при запуске:

$#: число аргументов

Кроме позиционных параметров в Bash есть еще и специальные. Переменная $# хранит количество аргументов, переданных через командную строку. Это очень пригождается в обработке ошибок. Что произойдет, если наш скрипт не получит нужных ему аргументов? Давайте обновим скрипт из предыдущего примера и добавим обработку ошибок.

$?: последний код возврата

Лично я нечасто пользуюсь этим специальным параметром в скриптах, зато интенсивно использую его в командной строке. Многие команды, когда их выполнение проваливается, не выводят никаких сообщений. Они просто ничего не делают. Как же вам узнать, успешно ли отработала команда? Можно вывести значение переменной $? , в которой сохраняется код возврата последней запускавшейся команды.

Вот пример использования в скрипте:

$@ and $*: все аргументы

Кажется, именно эти переменные вызывают больше всего сложностей у новичков в Bash — и это понятно! Они работают практически одинаково, но разница в их действии может быть очень существенной в каждой отдельной ситуации.

Если вы НЕ берете эти переменные в кавычки, они делают одно и то же: вставляют в указанное место все переданные в скрипт аргументы.

При запуске получим следующее:

Обратите внимание на аргумент «dooby doo» . Он был взят в кавычки при передаче, но в результате разбился по пробелу на два разных аргумента. Порой это именно то, что нужно, но очень часто — нет.

Переходим к самому интересному: возьмем переменные в кавычки.

Если взять в кавычки $* , в выводе вы получите все аргументы в одной строке. Аргументы будут разделены пробелами и фактически станут одним аргументом. Причем это не зависит от того, были ли они заключены в кавычки при вводе.

Примечание. На самом деле аргументы разделяются $IFS («внутренним разделителем полей»). Обычно это пробел, но стоит знать, что так бывает не всегда.

Видите? Один аргумент! Хотите самостоятельно реализовать echo?

А вот когда вы берете в кавычки $@ , Bash выводит все аргументы так, как они были переданы изначально. Это, на мой взгляд, самый полезный функционал, потому что позволяет передавать все аргументы подкомандам, сохраняя при этом пробелы и кавычки и не позволяя автоматическому разделению строк Bash все испортить.

Вы часто увидите это в скриптах, содержащих множество функций. Традиционно, если у вас много функций, вы делаете последнюю функцию в скрипте функцией main . Она будет обрабатывать все аргументы и содержать организационную логику скрипта. А для запуска функции main обычно последней строчкой скрипта идет main «$@» . Вот так:

Итоги

Надеюсь, теперь вы начинаете понимать силу кастомизации. Используя скрипты Bash, вы можете автоматизировать выполнение многих задач. А благодаря возможности передачи аргументов при вызове скрипта вы можете автоматически выполнять даже те задачи, логика которых зависит от ситуации!

Источник

Читайте также:  Чтобы восстановить windows с помощью консоли восстановления
Оцените статью
Имена файлов с пробелами