Linux bash скрипт с параметрами

Разбираемся с аргументами в Bash-скриптах

Перевод статьи «Handling Arguments in Bash Scripts».

Создание Bash-скриптов для автоматизации набора команд — первый шаг на пути к созданию инструментов, облегчающих вашу жизнь. Даже простые скрипты, читающиеся сверху вниз и запускающиеся по установленному графику, способны сэкономить вам массу времени. Но рано или поздно наступит момент, когда вы захотите настраивать поведение вашего скрипта на лету: создавать директории с нужными вам именами, загружать файлы из определенных git-репозиториев, указывать IP-адреса или порты и т. п. Вот здесь вам и пригодятся аргументы скриптов.

Позиционные и специальные параметры

Bash предоставляет нам переменные, которые присутствуют в любом написанном нами скрипте. Вот несколько самых полезных:

$1, $2, $3, …: позиционные параметры

Позиционные параметры содержат значения, которые вы указываете при запуске своего скрипта (в командной строке) в качестве аргументов. Рассмотрим пример. Допустим, у вас есть скрипт, запускающийся следующим образом:

Переменная $1 будет содержать значение «200», а переменная $2 — значение «goats».

Я использую позиционные параметры в одном из своих простейших скриптов. Этот скрипт я запускаю на работе практически ежедневно (здесь показываю упрощенный вариант):

Как видите, я беру позиционную переменную $1 и сохраняю ее значение в настоящей именованной переменной. Но делать так не обязательно. Я мог бы написать

и все равно все бы прекрасно работало.

Тем не менее, я предпочитаю сохранять позиционные параметры в именованные переменные вверху своего скрипта. Таким образом любой читатель моего скрипта сможет быстро понять, что к чему. Разумеется, это не заменяет хорошую документацию и надежную обработку ошибок, но это приятный маленький бонус в плане читаемости. Подобные вещи хоть немножко, но помогают, так что это хорошая практика.

Когда я запускаю скрипт вот так:

он генерирует структуру директорий:

$0: имя скрипта

В позиционной переменной $0 при вызове скрипта сохраняется его имя. Это особенно полезно для вывода сообщений о том, как нужно использовать этот скрипт.

Вот что получится при запуске:

$#: число аргументов

Кроме позиционных параметров в Bash есть еще и специальные. Переменная $# хранит количество аргументов, переданных через командную строку. Это очень пригождается в обработке ошибок. Что произойдет, если наш скрипт не получит нужных ему аргументов? Давайте обновим скрипт из предыдущего примера и добавим обработку ошибок.

$?: последний код возврата

Лично я нечасто пользуюсь этим специальным параметром в скриптах, зато интенсивно использую его в командной строке. Многие команды, когда их выполнение проваливается, не выводят никаких сообщений. Они просто ничего не делают. Как же вам узнать, успешно ли отработала команда? Можно вывести значение переменной $? , в которой сохраняется код возврата последней запускавшейся команды.

Вот пример использования в скрипте:

$@ and $*: все аргументы

Кажется, именно эти переменные вызывают больше всего сложностей у новичков в Bash — и это понятно! Они работают практически одинаково, но разница в их действии может быть очень существенной в каждой отдельной ситуации.

Если вы НЕ берете эти переменные в кавычки, они делают одно и то же: вставляют в указанное место все переданные в скрипт аргументы.

При запуске получим следующее:

Обратите внимание на аргумент «dooby doo» . Он был взят в кавычки при передаче, но в результате разбился по пробелу на два разных аргумента. Порой это именно то, что нужно, но очень часто — нет.

Переходим к самому интересному: возьмем переменные в кавычки.

Если взять в кавычки $* , в выводе вы получите все аргументы в одной строке. Аргументы будут разделены пробелами и фактически станут одним аргументом. Причем это не зависит от того, были ли они заключены в кавычки при вводе.

Примечание. На самом деле аргументы разделяются $IFS («внутренним разделителем полей»). Обычно это пробел, но стоит знать, что так бывает не всегда.

Видите? Один аргумент! Хотите самостоятельно реализовать echo?

А вот когда вы берете в кавычки $@ , Bash выводит все аргументы так, как они были переданы изначально. Это, на мой взгляд, самый полезный функционал, потому что позволяет передавать все аргументы подкомандам, сохраняя при этом пробелы и кавычки и не позволяя автоматическому разделению строк Bash все испортить.

Читайте также:  Приложения для mac os high sierra

Вы часто увидите это в скриптах, содержащих множество функций. Традиционно, если у вас много функций, вы делаете последнюю функцию в скрипте функцией main . Она будет обрабатывать все аргументы и содержать организационную логику скрипта. А для запуска функции main обычно последней строчкой скрипта идет main «$@» . Вот так:

Итоги

Надеюсь, теперь вы начинаете понимать силу кастомизации. Используя скрипты Bash, вы можете автоматизировать выполнение многих задач. А благодаря возможности передачи аргументов при вызове скрипта вы можете автоматически выполнять даже те задачи, логика которых зависит от ситуации!

Источник

Titiaiev / bash-guide-1.md

Бесплатная книга-сайт на русском, полный гайд
Advanced Bash-Scripting Guide

BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.

break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.

И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе

Что необходимо знать с самого начала

  1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:

в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash ) поменяйте её на ваш путь.

  1. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
  2. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)

Переменные и параметры скрипта

Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:

#!/bin/bash #указываем где у нас хранится bash-интерпретатор
#присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта
parametr1=$1
#присваиваем переменной script_name значение имени скрипта
script_name=$0
# команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1»
# здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.
echo ‘Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1’
#Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)
exit 0

Результат выполнения скрипта:

$ ./test.sh qwerty
Вы запустили скрипт с именем ./test.sh и параметром qwerty
Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1

После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:

$DIRSTACK — содержимое вершины стека каталогов
$EDITOR — текстовый редактор по умолчанию
$EUID — Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как.
$UID — . содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
$FUNCNAME — имя текущей функции в скрипте.
$GROUPS — массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
$HOME — домашний каталог пользователя
$HOSTNAME — ваш hostname
$HOSTTYPE — архитектура машины.
$LC_CTYPE — внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
$OLDPWD — прежний рабочий каталог
$OSTYPE — тип ОС
$PATH — путь поиска программ
$PPID — идентификатор родительского процесса
$SECONDS — время работы скрипта(в сек.)
$# — общее количество параметров переданных скрипту
$* — все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
$@ — тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
$! — PID последнего запущенного в фоне процесса
$$ — PID самого скрипта

Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):

#!/bin/bash
#в переменную source засовываем первый параметр скрипта
source=$1
#в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
dest=$2

# в ковычках указываем имена переменных для сравнения. -eq — логическое сравнение обозначающие «равны»
if [[ «$source» -eq «$dest» ]]
# если они действительно равны, то
then
#выводим сообщение об ошибке, т.к. $source и $dest у нас равны
echo «Применик $dest и источник $source один и тот же файл!»
# выходим с ошибкой (1 — код ошибки)
exit 1
# если же они не равны
else
# то выполняем команду cp: копируем источник в приемник
cp $source $dest
echo «Удачное копирование!»
fi #обозначаем окончание условия.

Читайте также:  Какого размера должен быть файл подкачки windows 10

Результат выполнения скрипта:

$ ./primer2.sh 1 1
Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!

$ ./primer2.sh 1 2
Удачное копирование!

Структура if-then-else используется следующим образом:

В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (( )) или любая другая(или несколько) linux-команда.

test — используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка «]»
[ — синоним команды test
[[ — расширенная версия «[» (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), & (и). Долна иметь закрывающуб скобку «]]»
(( )) — математическое сравнение.

для построения многоярусных условий вида:

для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:

Условия. Множественный выбор

Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.

#!/bin/bash
echo «Выберите редатор для запуска:»
echo «1 Запуск программы nano»
echo «2 Запуск программы vi»
echo «3 Запуск программы emacs»
echo «4 Выход»
#здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода
read doing

case $doing in
1)
/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano
;;
2)
/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi
;;
3)
/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs
;;
4)
exit 0
;;
*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:
echo «Введено неправильное действие»

esac #окончание оператора case.

$ ./menu2.sh
Выберите редатор для запуска:
1 Запуск программы nano
2 Запуск программы vi
3 Запуск программы emacs
4 Выход

После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )

Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:

-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( # меньше
-le,( # меньше или равно
-gt,(>) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»

С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.

Циклы. Цикл for-in.

Оператор for-in предназначен для поочередного обращения к значениям перечисленным в списке. Каждое значение поочередно в списке присваивается переменной.
Синтаксис следующий:

Рассмотрим небольшой пример:

После выполнения примера в первых 5 виртуальных консолях(терминалах) появится строка с её номером. В переменную $i поочередно подставляются значения из списка и в цикле идет работа со значением этой переменной

Циклы. Цикл while.

Цикл while сложнее цикла for-in и используется для повторения команд, пока какое-то выражение истинно( код возврата = 0).
Синтаксис оператора следующий:

Пример работы цикла рассмотрим на следующем примере:

А теперь результат работы скрипта:

Как видим цикл выполняется до тех пор, пока мы не введем что-то отличное от «yes». Между do и done можно описывать любые структуры, операторы и т.п., все они будут выполнятся в цикле.Но следует быть осторожным с этим циклом, если вы запустите на выполнение в нём какую-либо команду, без изменения переменной выражения, вы можете попасть в бесконечный цикл.

Читайте также:  Установка mac os vista

Теперь об условии истинности. После while , как и в условном операторе if-then-else можно вставлять любое выражение или команду, которая возвращает код возврата, и цикл будет исполнятся до тех пор, пока код возврата = 0! Оператор [ аналог команды test , которая проверяет истинность условия, которое ей передали.

Рассмотрим еще один пример, я взял его из книги Advanced Bash Scripting. Уж очень он мне понравился :), но я его немного упростил. В этом примере мы познакомимся с еще одним типом циклов UNTIL-DO. Эта практически полный аналог цикла WHILE-DO, только выполняется пока какое-то выражение ложно.
Вот пример:

Результат выполнения скрипта:

Команда let .
Команда let производит арифметические операции над числами и переменными.
Рассмотрим небольшой пример, в котором мы производим некоторые вычисления над введенными числами:

Ну вот, как видите ничего сложного, список математических операций стандартный:

+ — сложение
— — вычитание
* — умножение
/ — деление
** — возведение в степень
% — модуль(деление по модулю), остаток от деления
let позволяет использовать сокращения арифметических команд, тем самым сокращая кол-во используемых переменных. Например: a = a+b эквивалентно a +=b и т.д

Работа с внешними программами при написании shell-скриптов

Для начала немного полезной теории.

В bash (как и многих других оболочках) есть встроенные файловые дескрипторы: 0 (stdin) , 1 (stdout) , 2 (stderr) .
stdout — Стандартный вывод. Сюда попадает все что выводят программы
stdin — Стандартный ввод. Это все что набирает юзер в консоли
stderr — Стандартный вывод ошибок.
Для операций с этими дескрипторами, существуют специальные символы: > (перенаправление вывода), (перенаправление ввода). Оперировать ими не сложно. Например:

Если есть необходимость дописывать в файл(при использовании » > » он заменятеся), необходимо вместо » > » использовать » >> «

после просьбы sudo ввести пароль, он возьмется из файла my_password, как будто вы его ввели с клавиатуры.
Если необходимо записать в файл только ошибки, которые могли возникнуть при работе программы, то можно использовать:

цифра 2 перед » > » означает что нужно перенаправлять все что попадет в дескриптор 2(stderr).
Если необходимо заставить stderr писать в stdout , то это можно след. образом:

символ » & » означает указатель на дескриптор 1(stdout)
(Поумолчанию stderr пишет на ту консоль, в котрой работает пользователь(вренее пишет на дисплей)).

Конвеер — очень мощный инструмент для работы с консолью Bash. Синтаксис простой:
команда1 | команда 2 — означает, что вывод команды 1 передастся на ввод команде 2
Конвееры можно группировать в цепочки и выводить с помощью перенаправления в файл, например:

вывод команды ls -la передается команде grep , которая отбирает все строки, в которых встретится слово hash, и передает команде сортировке sort , которая пишет результат в файл sorting_list. Все довольно понятно и просто.

Чаще всего скрипты на Bash используются в качестве автоматизации каких-то рутинных операций в консоли, отсюда иногда возникает необходимость в обработке stdout одной команды и передача на stdin другой команде, при этом результат выполнения одной команды должен быть неким образом обработан. В этом разделе я постораюсь объяснить основные принципы работы с внешними командами внутри скрипта. Думаю что примеров я привел достаточно и можно теперь писать только основные моменты.

1. Передача вывода в переменную.

Для того чтобы записать в переменную вывод какой-либо команды, достаточно заключить команду в « ковычки, например

Результат работы: qwerty

Однако если вы захотите записать в переменную список директорий, то необходимо, должным образом обработать результат для помещения данных в переменную. Рассмотрим небольшой, пример:

Здесь мы используем цикл for-do-done для архивирование всех директорий в папке /svn/ с помощью команды svnadmin hotcopy (что в нашем случае не имеет никого значения, просто как пример). Наибольшй интерес вызывает строка: LIST= find /svn/ -type d 2>/dev/null| awk ‘ ‘| sort|uniq | tr ‘\n’ ‘ ‘ В ней переменной LIST присваивается выполнение команды find, обработанной командами awk, sort, uniq,tr(все эти команды мы рассматривать не будем, ибо это отдельная статья). В переменной LIST будут имена всех каталогов в папке /svn/ пгомещенных в одну строку(для того чтобы её стравить циклу.

Источник

Оцените статью