- Linux для hi end
- Real Time Kernel
- Bit Perfect Audio
- It’s Easy To Use
- Тест Linux на качество звука, а есть ли BitPerfect?
- В чем важность теста Linux на BitPerfect?
- Варианты проверки на BitPerfect
- Сверка записи фрагмента
- Проверка с помощью специализированного оборудования
- Субъективное прослушивание
- Тест BitPerfect в Linux
- Практическое тестирование
- Впечатления со стороны
- Очевидные плюсы звука в Linux
- Очевидные минусы звука в Linux
- Итог тестирования
- Cобираем звуковую станцию на базе Linux и MPD
- Введение
- Компиляция RT-ядра
- Подготовка MPD
- Начальная настройка и тюнинг
- Проверка работоспособности
- Удаляем лишнее
- Монтирование корневой ФС в режиме RO
- Клиенты для MPD
- Околоаудиофильские дистрибутивы
- Итоги
- Оптимальные настройки BIOS
Linux для hi end
Waited so long for version 5? I hope everything works OK. Happy installing…
Why would anyone be interested in a Direct Stream Digital (DSD) music format? Trying to explain the advantages of a high resolution 1-bit stream in a world of outspread Mp3 audio on one side and smugly high end audio on the other side, could become a Sisyphean task.
The best Audio Operating System in the Universe has arrived! Get your copy and enjoy flawless PCM/DSD music playback.
Why do we compare the quality of one digital source to anther? If one sounds better then the other is that important? Is high fidelity about liking or disliking a piece of equipment? I think most of us have forgotten what the goal of high fidelity is. We really need to compare our digital source to a live musical performance. In order to do that we first need to know what real music sounds like! And we know exactly what real music sounds like. That is why we have developed Audiophile Linux…
“If your computer is well tuned and you use X-Sabre DAC as an external sound card, any annoying reminders that the source is digital will vanish.” Hope you’ll enjoy the first USB DAC review on AP-Linux.
“The problem of high end audio gear connection was not considered during development of USB industry standard and therefore optimal conditions for this type of peripherals cannot be expected.” Read our review of SOtM tX-USBexp Audiophile PCIe to USB 3.0 Card.
Real Time Kernel
Audiophile Linux is based on custom Real Time Kernel. Audio processing is the first priority of this specially crafted Linux distribution. Only the digital music playback is considered and preferred as the main process. Interested enough? Click on learn more.
Bit Perfect Audio
The transport and the processing of the audio files are essential. The music travels with AP-Linux from the playback software to the external sound card (DAC) with much greater speed and efficiency. The 192 kHz sample rate is being processed with latencies between 5 to 10ms, dependent on your hardware.
It’s Easy To Use
Simple as any other Linux, Mac or Windows OS, AP-Linux transforms your PC into the ultimate music machine. Audiophile Linux distribution surpasses the standard operating systems and makes the digital music playback in “studio quality” possible. Want to try it out? Click on learn more.
Источник
Тест Linux на качество звука, а есть ли BitPerfect?
В прошлом материале про работу основных принципов звуковой подсистемы на примере Windows, в комментариях вызвало негативную реакцию утверждение автора, что качественный звук в Linux, соответствующий принципу BitPerfect (передача данных «бит в бит”) является лишь предположением, а как оно на самом деле, достоверно не знает никто из-за отсутствия такой проверки.
В этом материале мы такую проверку как раз и сделаем, расставив все точки над «i».
Linux в бизнесе решает в основном узкоспециализированные задачи, в которые звук, видео и графика не входят (для серьезных проектов в это области используется Windows и MAC). Для обычных (домашних) потребителей, Linux является или хобби (построить ОС под себя), или бесплатной ОС, когда нет денег на Windows/MAC (например на работе, где руководство решило сэкономить на лицензиях).
Последние пару лет Linux стал более широко распространен среди обычных пользователей благодаря продажам ноутбуков, где вместо DOS («черного экрана без ничего») уже был установлен Linux. С учетом последних международных событий нет сомнений в том, что Linux и дальше будет проникать в компьютеры рядовых пользователей и получать более широкое распространение.
Теперь о неприятном для «фанатов-линуксоидов». Диалог о качестве звука часто складывается так:
— Как в Linux со звуком, он там лучше/хуже, чем в Windows?
— Конечно лучше, это же Linux, в нем ничего лишнего и он гибко настраивается!
— Да ничего подобного, у меня в Linux все плохо со звуком
— А вот и нет, у меня под Windows вообще не работает, а под Linux определилось и все супер!
— А проверяли на побитовую точность (BitPerfect)?
— Зачем? Там же все прозрачно и понятно. По логике проблемам негде взяться.
— И ни у кого подозрений даже нет?
— Ну, некоторые интересовались. Слушали и под Linux и под Windows. Под Linux большинству нравится больше.
— А гарантии или материальную ответственность кто-то дать может, что действительно все «бит-в-бит»?
— Зачем это? Ведь говорю, слушали, сравнивали, Linux лучше, какие еще гарантии? И вообще, Linux, он бесплатен…
— Но ведь Windows проверяли и он показал побитовую точность в Wasapi и если звук в Linux отличается, то значит он дефектный.
-Вы просто ничего не понимаете….
На форумах можно найти множество рекомендаций и настроек по звуковой части Linux, но вот фактических данных, что эти настройки гарантируют качество на уровне бит-в-бит (BitPerfect) нет. На дворе 2015 год, вопрос о корректности вывода данных возникает постоянно, но желающих сделать проверку самостоятельно не нашлось… А минусы лишь за подозрение в непогрешимости Linux показывают, что вопрос еще и болезненный.
В чем важность теста Linux на BitPerfect?
Правомерно ли сомневаться в качестве звуковой подсистемы Linux, если ее никто корректно до сих пор так и не проверил? Пока нет проверки и результата, что Linux работает корректно, рекомендовать Linux в состав высококачественных аудио систем то же самое, что и утверждать «на авось». К счастью, качество звука, это не точность расчетов запуска ракеты в космос, что бы сильно переживать. Или может дело в том, что подавляющее большинство использует встроенные или бюджетные звуковые карты? Кто тратит только на внешний ЦАП более $1000, обычно более привередлив и требователен к качеству звука. Если уж обсуждаются «золотые USB кабели» то уж математику ОС явно стоит проверить.
Варианты проверки на BitPerfect
Сверка записи фрагмента
Проверить систему можно разными способами, одним из которых является запись фрагмента по цифровой петле, а после в бинарном виде сверка бит в бит. Однако такой тест очень трудоемкий и требует наличие звуковой карты с цифровым входом и выходом. Дополнительно такой тест требует звукового редактора, который будет работать в определенной разрядности, а не во float данных (с плавающей запятой) для экономии ресурсов. Если верить пользователям Linux, то эта ОС достаточно распространена среди ценителей качественного звука и пусть тест и муторный, он вполне осуществимый, тем не менее его так никто и не сделал. Это говорит или о несерьезном отношении к звуку со стороны пользователей Linux (включая банальную лень), или о низкой квалификации в этой области со стороны пользователей, не представляющих, как такой тест сделать на практике.
Проверка с помощью специализированного оборудования
Второй вариант достаточно простой, взять какой-нибудь ЦАП с функцией проверки побитовой передачи — но вот беда, такой ЦАП (например Audiolab M-DAC) стоит под $1000. Если пользователь Linux стал приверженцем системы из финансовых соображений, то подобные устройства у него вряд ли есть.
Субъективное прослушивание
Остается последний вариант, это субъективное прослушивание. К сожалению, тест по определению не обладает высокой степенью точности и может давать даже заведомо ложный результат.
Прежде всего, тест должен соответствовать концепции двойного слепого прослушивания, что организовать не всегда просто.
Далеко не все звуковые карты поддерживают 44.1 кГц напрямую, очень многие (особенно популярные карты от Creative или встроенный звук) не имеют прямой поддержки 44.1 кГц — там всегда есть ресемплинг в 48 или 96 кГц. И конечно же разницу можно услышать между воспроизведением в Linux и Windows, но субъективное сравнение с такими картами – это сравнение качество ресемплеров, а ни как не концепции «бит-в-бит».
Если карта поддерживает 44.1 кГц напрямую, то можно действительно сравнить звучание подсистемы, но реально ли отчетливо услышать добавленный дизеринг (очень тихий шум) при микшировании? Это маловероятно даже на очень дорогих трактах. Т.е. мы можем придти к мнению, что все в порядке, но внутренне опасаться, что возможно на каких-то композициях мы теряем некоторую музыкальную составляющую, что система дает результат не на 100%, а на 99.99%.
С чем сравнивать? Формально, если Linux выводит звук верно, звучание должно ничем не отличаться от звука Windows из под WASAPI. Заниматься же просто прослушиванием, «нравится/не нравится» смысла нет, т.к. это будет просто выбор того звука, который нравится, а не который соответствует концепции «бит-в-бит».
Тест BitPerfect в Linux
Что бы расставить точки над «i» и фанаты Linux смогли бы прокричать «мы же говорили, что Linux самый лучший» или «ну и что, что BitPerfect нет, зато звучит то как хорошо!», автор предложил сделать проверку побитовой передачи звукового потока с помощью упомянутого выше Audiolab M-DAC, обладающего аппаратной проверкой данных. Для теста необходимо воспроизвести специальный проверочный wav файл и подать звуковой поток в M-DAC, на любой цифровой его вход (SPDIF, TOSLINK или USB). Встроенный анализатор соответственно выдает статус по BitPrefect в режиме проверки. На текущий момент для M-DAC существует два файла с разрешение 44,1 кГц 16 бит и 96 кГц 24 бит.
Предлагалось привезти компьютер с установленным Linux со звуковой картой с цифровым выходом. Альтернативный вариант – это компьютер с Linux со свободным USB портом для подключения M-DAC напрямик и соответственно передачей звукового потока по USB (вариант менее желательный, т.к. вдруг бы M-DAC не определился в системе?).
Что показательно, кто громче всех считал бредом малейшие сомнения в качестве звуковой подсистемы Linux, не посчитали необходимым поучаствовать в тесте.
Практическое тестирование
На предложение проверить Linux откликнулся ValdikSS, предоставив ноутбук с установленным Linux (KDE). Отдельной звуковой карты не было, поэтому к ноутбуку подключался M-DAC по USB. M-DAC определился сразу и ничего не помешало проведению теста.
Перед тестом в Linux была проведена отдельная проверка M-DAC в Windows из под Foobar2000. Под WASAPI из foobar2000 для тестовых файлов 44/16 и 96/24 M-DAC отрапортовал статусом “Bit Accurate”, а при выборе Direct Sound соответсвенно «Test Failed» — микширование подсистемы Windows не осталось незамеченным.
Убедившись, что M-DAC работает корректно, приступили к проверке в Linux.
Использовался Amarok с выводом через VLC, MPV и GStreamer. При настройке в PulseAudio двух поддерживаемых частот 44.1 и 96 кГц для всех плееров можно было наблюдать корректную работу автомата опорной частоты (при соответственно отключенных ресемплерах в настройках плееров). При выставлении значения регулятора громкости в 100% M-DAC отрапортовал “Bit Accurate”, что указывает на полностью корректную передачу данных от плеера до самого ЦАП.
При передаче звукового потока напрямую в ALSA, не задействуя PulseAudio, возникли сложности.
USB приемник в M-DAC принимает поток исключительно в 24 бит. При выборе WASAPI в Foobar2000, отдельно выставляется разрядность выходного потока и звук есть только при выборе 24 бит. Т.е. преобразованием разрядности занимается непосредственно Foobar2000, по сути добавляя «пустые» 8 бит. Т.к. преобразование происходит корректно, то тест с файлом для 44кГц 16 бит проходит положительно. Аналогично в Linux при выводе звука в PulseAudio, именно PulseAudio делает преобразование (и по результатам теста – корректно).
А вот в ALSA не удалось отправить 16-ти битный поток, который бы из ALSA поступил в 24 бит в M-DAC по USB и тест для 44.1 и 16 бит был провален. Тест же для 96 кГц и 24 бит прошел корректно, что дает основания считать, что если у звуковой карты на прием доступен режим в 16 бит – то будет полный порядок.
В комментариях предлагается поделится мнением, как можно конвертировать 16 бит в 24 в ALSA, если это возможно.
Впечатления со стороны
Общие впечатления автора со стороны, как пользователя Windows.
Очевидные плюсы звука в Linux
Среди плюсов можно отметить, что настройки в PulseAudio/ALSA имеют прямое отношение к любому программному плееру и соответственно количество и разнообразие плееров гораздо больше, чем плееров в Windows c настройкой Wasapi (настройка доступна только в параметрах плеера). Особо выигрышно тут выглядят видеоплееры, т.к. под Windows из видеоплееров с WASAPI пока доступен лишь Light Alloy.
Очевидные минусы звука в Linux
Отладка параметров с использованием консоли. Возможно, освоить консоль не долго. Но это лишнее время, которое потребуется потратить пользователю, вместо того, что бы получить сразу быстрый результат в Windows.
Воспроизведение DSD потока, получающего более широкое распространение последние пару лет, пока под большим вопросом.
Итог тестирования
Тест показал, что Linux действительно можно использовать в составе Hi-Fi/Hi-End систем с концепцией BitPerfect. И если раньше Linux подходил на эту роль теоретически, и давал повод для сомнений, то проведенный тест показал, что концепция BitPerfect является реальностью и доказанным фактом.
Источник
Cобираем звуковую станцию на базе Linux и MPD
В основе референсного аудиопроигрывателя Bryston BDP–2 стоимостью, на минуточку, 156 тысяч рублей лежит стандартная материнка с процессором Intel Atom и звуковой картой ESI Juli@ PCI. В качестве ОС для этого плеера разработчики выбрали Debian Linux. При наличии времени и желания можно собрать аналогичный цифровой источник из имеющегося железа, а с установкой нужного ПО и тонкой настройкой параметров системы тебе поможет эта статья.
Введение
1 мс, что уже считается отличным результатом. Поэтому первым делом мы скомпилируем ядро и звуковой сервер MPD с RT-патчами, чтобы максимально снизить задержки, затем настроим высокоточный таймер событий, выставим максимальные приоритеты для устройств и процессов, связанных с передачей аудио, а в завершение проведем тюнинг системных параметров. В общем, сделаем то, что должны были сделать hi-end’овцы.
Будем рассматривать на примере древнего компа (материнка VIA Epia-MS, проц VIA C3 800 МГц, 512 Мб ОЗУ, звуковая карта ESI Juli@ PCI) и дистрибутива Debian 7.1, установленного по минимуму, то есть без графики и лишних сервисов. У тебя может быть другая звуковуха, только мы бы рекомендовали именно PCI/PCI-E, поскольку внешние карты USB могут некорректно работать с некоторыми материнскими платами.
Подопытный комп, аналоговая часть ESI Juli@ демонтирована
Для тестов использовался цифро-аналоговый преобразователь Nagra DAC
Компиляция RT-ядра
RT-патч предназначен для поддержки реального времени в ядре, причем не «мягкого», а «жесткого». Разница заключается в том, что системы «мягкого» реального времени допускают небольшое превышение желаемого времени выполнения, в системах же «жесткого» реального времени подобное превышение недопустимо. Патч накладывается на ванильное ядро, поэтому ставим все необходимое для его компиляции и качаем ядро и патч:
Распаковываем и патчим:
Затем в menuconfig/nconfig включаем опцию Processor type and features -> Preemption Model -> Fully Preemptible Kernel (RT) и собираем ядро:
Вместо CONCURENCY_LEVEL=3 можешь поставить свое число, в зависимости от количества ядер процессора + 1.
Устанавливаем и перезагружаемся:
Выбор нужной опции ядра
Подготовка MPD
Для начала — что это такое? Зачем нужен еще один плеер, если их и так предостаточно? Собственно, MPD — демон с клиент-серверной архитектурой, что открывает довольно любопытные возможности, а именно:
- в отличие от множества других графических плееров, он прекрасно обходится без иксов, так что, если они упали или вообще отсутствуют на компе, музыка все равно будет играть;
- это клиент-серверное приложение — при желании им можно управлять из графического интерфейса;
- MPD мало того что клиент-серверный — он еще и сетевой! Следовательно, его можно поставить на безголовый сервер и спокойно рулить им хоть с нетбука, хоть с другого компа, хоть со смартфона или планшета (iOS/Android).
Сам же MPD поддерживает множество возможностей, в том числе поддержку FLAC, ALAC, WAV, MP3, OGG, потокового воспроизведения аудио, gapless playback (воспроизведение без пауз)… всего не перечислишь.
Исходники берем с официального cайта (по указанным ниже причинам необходима версия 0.17.1), затем ставим необходимые зависимости для сборки:
После этого можно, в принципе, заходить в каталог и набирать команду autogen, а затем make… но мы торопиться не будем, поскольку в противном случае MPD будет скомпилирован с опциями по умолчанию, что нам может не подойти. Кроме того, придется применять RT-патч к самому MPD, который предназначен для улучшения качества звука путем управления приоритетами потоков (зря, что ли, RT-ядро компилировали?). Поскольку сам плеер развивается быстрее, чем патч, версия MPD должна быть именно 0.17.1. Скачиваем патч и накладываем его:
Теперь уже можно выбирать опции сборки. Конечно, это дело вкуса, но мы собирали со следующими опциями:
Рассмотрим некоторые опции подробнее:
- —enable-alsa — включает поддержку ALSA;
- —enable-rtopt — собственно, то, ради чего мы патчили;
- —enable-id3 — поддержка тегов ID3;
- —enable-sqlite — поддержка SQLite для внутренней БД MPD;
- —enable-audiofile — поддержка WAV-файлов;
- —enable-flac — поддержка FLAC — формата сжатия без потери качества;
- —enable-cdio-paranoia — аудиоCD;
- —enable-lsr — поддержка изменения частоты дискретизации на лету;
- —disable-oss — поскольку мы будем использовать ALSA, OSS нам не понадобится;
- —disable-pulse, —disable-jack — обертки вокруг ALSA нам тоже ни к чему;
- —disable-ipv6 — если нет IPv6, зачем его включать?
- —disable-inotify — для меньшего потребления ресурсов.
А теперь, после успешной сборки и установки, давай перейдем к настройке аудиосистемы.
Начальная настройка и тюнинг
Приведем наиболее важные части файла mpd.conf:
По желанию (и если MPD был скомпилирован с соответствующей опцией) можно, например, включить потоковое аудио по HTTP — для последнего надо добавить следующие строчки в конфиг:
Конфигурационный файл mpd.conf
Также необходимо произвести тюнинг системы. Первым делом создаем файл /etc/security/limits.d/mpd со следующим содержанием:
Этот файл практически выключает ограничения приоритетов для демона. Далее необходимо изменить настройку HPET (который является генератором тактовой частоты и на многих довольно старых материнских платах по умолчанию не используется). Для этого правим строку в файле /etc/default/grub — заодно добавим опцию threadirqs, которая имеет отношение к RT-ядру и которая понадобится в дальнейшем:
HPET необходим для более точной (по времени) подачи сигнала на ЦАП. Казалось бы, разница в несколько микро- (а то и нано-) секунд при подаче потока битов настолько незначительна, что на нее не стоит обращать внимания… ан нет. Один бит задержался, два пришли раньше времени — и в высококлассной стереосистеме разница может быть ощутима человеческим ухом. С использованием HPET вероятность подобного сценария уменьшается.
Давай также настроим некоторые параметры ядра через sysctl. Открой в своем любимом редакторе /etc/sysctl.conf и добавь в него следующие строчки:
В дополнение к последнему параметру необходимо изменить подобный же для rtc — но, поскольку он находится в sysfs, придется прописывать его в rc.local:
Поставим пакет rtirq-init. Он содержит скрипт, увеличивающий приоритеты IRQ-потоков, связанных со звуковым оборудованием:
После установки, возможно, потребуется отредактировать файл /etc/default/rtirq, а именно список IRQ-потоков, которые будут иметь повышенный приоритет:
Ну и напоследок — если у тебя PCI’ная звуковая карта, то надо увеличить до максимума таймер времени ожидания (latency timer, задающий время, которое может занимать карта на шине, если к шине обращаются другие карты) для нее и, соответственно, немного увеличить его для других устройств PCI. Но сперва надо узнать PCI ID карты:
В моем случае ID был 01:09.0, следовательно, для увеличения latency timer набираем команды
Эти команды ты тоже можешь прописать в rc.local.
Интерфейс QMPDClient
Sonata — еще один клиент для MPD
RT-патч превращает ядро Linux в полностью преемптивное (то есть с вытесняющей многозадачностью)
Проверка работоспособности
В общем-то, теперь можно запускать демон MPD. Перед запуском убедись, что музыка в соответствующем каталоге присутствует и создан каталог для плей-листов. Если же она разбросана по разным каталогам, то можно указывать на них симлинками. Команда для ручного запуска выглядит так:
А как же проверить работоспособность? Дело в том, что даже самый простой консольный клиент в состав исходников MPD не входит, как и библиотека libmpdclient, поэтому можно либо скомпилировать их самостоятельно, либо установить соответствующий пакет. Поскольку клиент не требует наложения патчей, то особого смысла заморачиваться с компиляцией нет, а значит, ставим пакет:
Перед запуском рекомендуем посмотреть настройки микшера — в Debian 7.1 звук по умолчанию отключен. Обновляем базу данных MPD, добавляем всю музыку в плей-лист и запускаем воспроизведение:
Если все нормально, то должна зазвучать музычка. В случае же потокового воспроизведения тебе надо еще проверить работу этого потока. Указываем адрес и порт, прописанный в конфиге. Для некоторых плееров необходимо также указывать файл mpd.ogg — например 192.168.1.5:8000/mpd.ogg.
Удаляем лишнее
Ну а теперь необходимо подчистить систему. В общем-то, ты можешь это сделать и сам, но есть некоторые тонкости — к примеру, пакеты, установленные с помощью apt-get build-dep, удалить не совсем просто. Итак, сначала мы отмечаем нужные для MPD пакеты, чтобы они не удалились следующей командой, а уже затем удаляем пакеты, относящиеся к сборке:
Затем выполняем следующую трехэтажную команду:
Команда эта выглядит пугающе, но делает вполне безобидную вещь — удаляет все пакеты, которые нужны были для сборки MPD.
Удаляем также MTA — зачем нам почта на аудиостанции?
В общем-то, остальные бесполезные для аудиостанции пакеты ты можешь удалить и сам. Но если ты не уверен, понадобится ли тебе, к примеру, cron или syslog, — лучше их просто отключить из init-скриптов.
Монтирование корневой ФС в режиме RO
Если музыка у тебя будет находиться на ином накопителе, нежели система, имеет смысл при загрузке монтировать корневую ФС в режиме read only. Наиболее простой способ сделать это — прописать соответствующую опцию в /etc/fstab. Однако это потребует размещения всех изменяемых частей на других разделах либо удаления программ, которые эти данные генерируют, что иногда не совсем просто.
Еще один способ заключается в использовании unionfs/aufs/overlayfs — эти файловые системы позволяют объединять в одной точке монтирования и RO, и RW — последняя может размещаться в оперативной памяти. Данная техника используется при создании Live-дистрибутивов. Подробнее о том, как это делать, можно узнать на страничке.
Клиенты для MPD
Есть ли для MPD другие клиенты? Конечно, есть. Более того, наличие множества клиентов — одна из особенностей этого демона. Некоторые из них опишем чуть подробнее.
- Ncmpc — довольно простой клиент для MPD, основанный на ncurses. К сожалению, не очень удобно работать с плей-листами.
- А вот еще один клиент на ncurses — ncmpcpp в этом смысле куда более приятен. В нем имеется поиск по тегам.
- Клиент для xfce, xfmpc, отличается присущей этой среде минималистичностью и отсутствием лишних функций.
- Еще один графический клиент, Sonata, позволяет, кроме всего прочего, загружать из интернета обложки альбомов и тексты песен и обладает большим количеством настроек. К примеру, он поддерживает работу с несколькими серверами MPD. Правда, вызывается окно настроек не слишком интуитивно.
- QMPDClient, как понятно из названия, является Qt-клиентом и на вид очень мощный плеер — но не особо впечатлил. Тем не менее отметим такую возможность, как автоматическое удаление уже сыгранной композиции из плей-листа.
Отдельно стоит упомянуть клиенты для коммуникаторов. Для Android в Google Play нашлись MPDroid и DroidMPD. Какой из них выбрать — дело вкуса; интерфейс второго показался несколько аляповатым. Для iPhone/iPod пользуется популярностью MPoD, для iPad есть специализированная версия — MPaD.
Интерфейс MPDRoid довольно симпатичен
MPoD: клиент для iPhone
Околоаудиофильские дистрибутивы
Существует множество дистрибутивов для работы со звуком — от минималистичных, для работы исключительно в качестве аудиоцентра без монитора с управлением по сети, до навороченных, имеющих кучу секвенсоров и VST-плагинов. Все их, конечно, описать невозможно, но небольшой обзор отдельных не помешает. И начнем мы с Voyage MPD.
Voyage MPD — встраиваемый дистрибутив на базе Debian 7.1. Последняя на момент написания статьи версия содержит MPD 0.18, ядро 3.8.13 с последними драйверами ALSA, веб-интерфейс на основе Meshlium, заявлена также поддержка DoP (DSD over PCM, упаковка DSD в фреймы PCM). Имеется Voyage MPD Starter Kit, позволяющий собрать аудиостанцию. Стоимость набора 149 долларов, но звуковая карта в комплект не входит.
64 Studio — дистрибутив (опять же на Debian), позиционируется как заточенный под создание медиаконтента. Имеет следующие особенности: low-latency ядро, секвенсоры, такие как Rosegarden, Ardour — мультитрековый звуковой редактор… Однако дистрибутив не обновлялся с 2008 года.
Ubuntu Studio — как говорится, без комментариев. По сути, тот же Ubuntu с XFCE, заточенный под создание мультимедийного контента. Ничем особенным не выделяется — разве только low-latency ядром да возможностью поставить на обычный Ubuntu метапакет и превратить в данный дистрибутив.
AV Linux, несмотря на название, не антивирус под Linux, а еще один дистрибутив для работы с аудио и видео. Из особенностей можно назвать то, что он включает в себя не только свободное ПО, но и демоверсии проприетарных продуктов, таких как LinuxDSP и Mixbus.
Итоги
Linux вполне может использоваться как в качестве ПО для аудиоцентров, так и в качестве ПО для профессиональной работы со звуком. И если первый аспект еще более-менее обозрим (хотя и тут есть свои тонкости, как можно было увидеть из вышесказанного), то профессиональная работа со звуком настолько разнообразна, что и в рамках книги ее не охватишь. Статья, однако, такую цель не преследовала — мы хотели всего лишь показать, что на основе древнего компа можно собрать систему, качество звучания которой не будет уступать оборудованию стоимостью в тысячи долларов.
Оптимальные настройки BIOS
Приведем некоторые настройки BIOS, которые рекомендуется подправить для улучшения производительности:
- Если имеется HyperThreading, лучше его отключить.
- Video BIOS shadow тоже лучше отключить.
- Для устройств PCI выключи опцию PCI Delay Transaction, поскольку она увеличивает задержки.
- Отключи все ненужные встроенные устройства.
Впервые опубликовано в журнале «Хакер» от 08/2013.
Источник