Linux для работы со звуком

IT Novella

Для работы со звуком в Linux много специализированных программ. Это и проигрыватели всяческих аудио-форматов, и перекодировщики, и аудиоредакторы; каждая графическая оболочка типа KDE или GNOME предлагает свой набор утилит; существуют принципиально отличные друг от друга драйвера для одних и тех же устройств (OSS и ALSA), да плюс к этому существуют всяческие звуковые сервера для смешивания аудиопотоков от разных программ. Рассмотрим несколько примеров программ для полноценной обработки звука.

Многоканальная запись и сведение:

Ardour

В настоящее время это наиболее мощное свободное приложение с графическим интерфейсом для многоканальной записи и сведения. Программа умеет работать со звуковыми файлами различных форматов и различного качества (от 8бит-22КГц до 32бит-196КГц). Вся внутренняя обработка происходит с разрешение 32бит с плавающей точкой. Количество записываемых и сводимых дорожек ограничивается лишь возможностями вашего компьютера. Ardour поддерживает внешние микшеры, работающие по MMC. Микшер программы позволяет назначать бесконечное количество подгрупп для сведения. Ardour позволяет осуществлять недеструктивное редактирование, в том числе с применением внешних эффект-процессоров. Иными словами, вы можете сразу услышать как будет звучать дорожка с наложенными на него обработками, без изменения исходного звукового файла. В Ardour можно использовать модули эффектов LADSPA и VST.

Ecasound

Ecasound — средство многоканальной записи, построенное на концепции звуковых цепочек и работающее из консоли. Для каждой цепочки можно назначить свою последовательность эффектов со своими настройками. Ecasound прекрасно подходит для одновременной записи и сведения большого количества дорожек на компьютерах с ограниченной мощностью. Для Ecasound есть два активно разрабатываемых графических интерфейса: TkEca и EMI.

Любой звук после записи необходимо обработать и наложить на него эффекты.

Модули эффектов:

В дистрибутивы входит большое количество модулей LADSPA, являющихся прямым аналогом модулей VST и DX, известных в мире проприетарных операционных систем. Пакеты с модулями LADSPA имеют вид ladspa-*-plugins. Некоторые приложения, умеющие работать с ними (и называемые также хостами), поддерживают встроенный в LADSPA механизм классификации модулей по типу (компрессоры, ревербераторы и т.д.), что заметно упрощает выбор нужного модуля в меню приложения среди пары сотен других установленных модулей.

Аналогом модулей VSTi и DXi в Linux является новый формат DSSI, который поддерживается пока только в MIDI-секвенсере Rosegarden. DSSI построен на основе LADSPA и отличается от последнего тем, что позволяет создавать модули с оригинальным интерфейсом, используя любую библиотеку графических элементов интерфейса (Qt, GTK и т.д.).

Сами модули VST и VSTi поддерживаются либо при помощи отдельно устанавливаемой программы vst-server, либо самими приложениями из комплектации дистрибутива, такими как MusE и Ardour.

Для тех у кого нет времени или необходимых навыков для установки специального ПО существуют готовые решения.

64studio — готовая к употреблению операционная система, собранная на базе Debian Linux, включающая в себя подборку свободного ПО для работы с мультимедия. Для музыкантов там есть всё, что нужно: рабочая станция Ardour, драм-машины, сэмплеры, синтезаторы, плагины для обработки и мастеринга. Аудио драйверы: ALSA, OSS, Jack. Есть не требующий установки LiveCD. Наибольшие различия между этим дистрибутивом и стандартной Debian — это модифицированное ядро с применением патчей в реальном времени, некоторые пре-конфигурации и модифицированный выбор пакетов, адаптированный для креативных пользователей. Другие пакеты могут быть также расширенны, как стандартные темы GNOME.

Ubuntu Studio — готовая к употреблению операционная система, собранная на базе Ubuntu Linux, включающая в себя подборку свободного ПО для работы с мультимедия. Для музыкантов там есть всё, что нужно: рабочая станция Ardour, драм-машины, сэмплеры, синтезаторы, плагины для обработки и мастеринга. В отличие от других дистрибутивов Ubuntu, установка Ubuntu Studio основана не на Live-CD инсталляторах, а использует текстовый интерфейс. Кроме того, дистрибутив оказался слишком большим, чтобы поместиться на семисотмегабайтный компакт-диск, поэтому обычно устанавливается с DVD.

В заключении хотелось бы отметить, что ОС семейства Linux предоставляют большой спектр возможностей по работе с мультимедиа. Единственной проблемой к популяризации данных средств является то, что работа с ОС семейства Linux требует определенных профессиональных навыков, по

Источник

Работа со звуком на практике

Здравствуйте!

В свое время я не без удовольствия прочитал замечательную статью «Гитаризм для линуксоида — why not?». И решил написать небольшое продолжение этой статьи и рассказать о некоторых вещах более практического плана, а именно создать небольшое руководство для тех, кто, скажем, неожиданно решил увековечить свое творчество путем записи относительно непростого гитарного произведения. 🙂
Итак, поехали.

Подключение

Из трех моих гитар две имеют звукосниматель, и именно их я и использую для записи чего-либо. В качестве входного порта мне служит гнездо под внешний микрофон на ноутбуке, что на самом деле не есть хорошо, потому что данный вход не заточен под работу с такими устройствами, как гитара, и лучше использовать line-in (а еще лучше внешнюю звуковую карту). Но в моем случае использование line-in к сожалению невозможно, потому как его просто нет. Минус использования микрофонного гнезда выражается в появлении ощутимого фонового шума, что в принципе решается довольно быстро чисткой конечного файла любым редактором аудио, например, всем известным audacity, который, надо признать, с этой задачей довольно успешно справляется.

Обработка сигнала

Прежде чем приступать к записи, нужно определиться, чем обрабатывать гитарный выход для получения нужного эффекта. Мне в душу запал великолепный гитарный процессор реального времени Rakarrack, который наверняка есть в репозиториях большинства дистрибутивов. Честно признаюсь — эта программа меня поразила.

Читайте также:  Сервер kms для windows server 2012

Помимо того, что она имеет в своем арсенале внушительное (и, что немаловажно, расширяемое) количество настраиваемых гитарных эффектов, в ней также можно найти сохраненные preset’ы с теми или иными комбинациями имеющихся обработчиков для игры в определенных стилях. Удивило также и то, что программа действительно продемонстрировала работу в реальном времени без наложения каких-либо патчей на ядро (например, RT). На мой взгляд, тут довольно сложно что-либо описывать и рассказывать — лучше самому поэкспериментировать и посмотреть, на что способна программа. При кажущейся сложности и перегруженности интерфейса он весьма интуитивен и не вызывает особых затруднений.

Rakarrack использует аудиосистему JACK (также можно найти практически в любом репозитории), которая на первый взгляд не совсем очевидна для понимания. Основная суть в следущем: каждый клиент JACK регистрирует в системе свои входы и выходы, а вы можете управлять соединениями входов и выходов от различных программ. Эта возможность нам пригодится в дальнейшем. Не забудьте перед запуском Rakarrack запустить JACK, что можно сделать в консоли (например, /usr/bin/jackd -r -dalsa -r48000 -p1024), но я предпочитаю использовать небольшую GUI-утилиту qjackctl из одноименного пакета. При запуске Rakarrack сам установит нужные соединения, достаточные для захвата звука и вспроизведения обработанного сигнала.

Запись

Мы будем записывать многоканальную композицию наложнием одной дорожки на другую (ритм, соло, дополнительные подыгрыши и так далее). Для записи используем программу под названием Ardour — мощнейшую и в некотором роде монстроидальную систему для работы с многочисленными звуковыми дорожками. При всей моей симпатии к этой системе, написать про ее интерфейс то же, что я писал про Rakarrack — про интуитивность и понятность — рука у меня не поднимется. Единственным плюсом в данном смысле является то, что разработчики постарались привести интерфейс программы к виду, более или менее свойственному профессиональным программам данной предметной области (например, Cubase). Другое дело, что он довольно сложен. Но все это мелочи и, по сути, дело привычки, особенно если учесть, какие при этом предоставляются возможности.

Ardour также использует JACK, что в нашем случае нам только на руку, поскольку нам интересно писать уже обработанный звук, который выходит с Rakarrack. JACK позволит нам это сделать.

При создании проекта можно выбрать то, каким образом Ardour будет взаимодействовать с JACK: он может автоматически для каждой дорожки подключать входы и выходы к системным, создавать мастер-шину и т.д.

Обычно я отключаю эти опции и все соединения настраиваю вручную, так как в большинстве случаев работаю с малым числом дорожек. Однако даже если позволить программе автоматически управлять соединениями, в любом случае уже созданные соединения всегда можно легко отредактировать. В этом нам поможет все та же qjackctl и ее кнопка «Соединения». Как я уже говорил, для записи нам интересен уже обработанный звук, поэтому соединения нужно расположить так, чтобы на вход Ardour поступал сигнал с выхода Rakarrack, а на вход в Rakarrack — устройство захвата.

На картинке выше видно, как на запись в третью дорожку Ardour поступает выход с обработанным сигналом. Это сильно упрощенная схема, поскольку я специально для наглядности удалил все остальные соединения. Например, для того, чтобы во время записи третьей дорожки играли первые две, нужно соединить их выходы с системными входами playback. Также не помешало бы слышать то, что мы играем во время записи: для этого нужно соединить выход Rakarrack не только со входами третьей дорожки, но и с уже упомянутыми входами playback.

Как я уже говорил, мы будем использовать запись наложением дорожек. Дорожки создаются из контекстного меню в левой средней зоне программы. Возле каждого трэка есть небольшой пульт управления, который позволяет изменять его громкость относительно других треков и некоторые другие свойства (заглушить, соло и т.д.). Нас более всего интересует красная круглая кнопка с символом «запись». Если она нажата, это означает что на дорожку будет записываться поступающий на ее вход сигнал во время процедуры записи.

Говоря о процедуре записи, я имею ввиду следующее. Ardour имеет два режима воспроизведения или «проходки»: простое воспроизведение или воспроизведение с записью. Что означает простое воспроизведение вполне очевидно — проигрыш сведенного со всех трэков сигнала с учетом выставленных атрибутов каждого трэка (например, трэки с нажатой кнопкой «м» (молчание), не будут участвовать вообще; если на какой-либо из дорожек будет выжата кнопка «c» (соло), то проигрываться будет она одна и т.д.). Включается этот режим нажатием кнопки с символом «Play» в верхней части окна программы на панели управления воспроизведением.

Воспроизведение с записью отличается от простого только тем, что во время проходки проекта на трэки с включенным режимом записи будет записываться поступающий им на вход сигнал. Чтобы включить воспроизведение с записью нужно сначала нажать кнопку с символом запись, находящуюся на верхней панели управления воспроизведением (она после этого начнет мигать), а затем нажать на кнопку «Play».

Любой из режимов воспроизведения можно стартовать в любом месте проекта. Соответственно, общий алгоритм записи примерно таков: записываем первую дорожку, отключаем на ней режим записи, чтобы она просто играла во время записи следующей дорожки, создаем и записываем вторую дорожку, слушая (или не слушая — как пожелаете), и так далее пока хватит сил и фантазии. Все довольно удобно и продуманно. Помимо всего этого, программа обладает огромным количеством возможностей, «плюшек» (метрономов, шифтеров, тайм-скейлов — много всего) и деталей интерфейса, которые при умелом использовании позволят вам творить довольно профессионально.

Читайте также:  Iphone photos to linux

И вот, вуаля: наш «шедевр» готов.

Экспорт

Дело за малым — экспортировать проект в звуковой файл. Здесь никаких затруднений быть не должно. Выбираем в главном меню «Файл»-> «Экспортировать»-> «Экспортировать сеанс в звуковой файл». Можно также экспортировать не весь сеанс, а только выделенную (по временной шкале) его часть. После выбора параметров экспорта все готово.

Постобработка

Я не стану особо останавливаться на постобработке получившегося файла, потому как многим она может вообще не понадобиться. Я использую фильтр Audacity Noise Gate для удаления шума. Здесь, на мой взгляд, какого-то определенного рецепта нет.

Источник

Дистрибутивы Linux для музыкантов и художников

Основная масса пользователей Linux переходят на эту операционную систему, потому что она полностью бесплатна, многим нравится особенности архитектуры системы, открытый исходный код и возможность изменять программы по своему усмотрению. Но главный фактор для большинства именно простых пользователей, не программистов — это бесплатность системы.

Если вы независимый художник, творческий профессионал или любитель, посвящающий себя цифровому искусству, то для вас Linux будет ценный еще больше. Инвестиции в образование, затраты на оборудование и материалы могут очень быстро истощить ваш кошелек. Последняя вещь, за которую вы захотите заплатить, это программное обеспечение. И вам не нужно этого делать. Существуют специальные дистрибутивы Linux для музыки, редактирования видео, графического дизайна и 3D моделирования с широким спектром программного обеспечения, способного решать как основные, так и более специализированные задачи.

Не стоит думать, что эти дистрибутивы — просто коллекции приложений, собранных вместе. Большинство из них оптимизированы специально для мультимедийных задач. Например, они имеют такие преимущества:

  • Используют ядра с минимальной задержкой или ядра режима реального времени, а также используют deadline планировщик ввода и вывода, чтобы минимизировать задержки при выполнении системных запросов.
  • Используют легкое окружение рабочего стола и имеют оптимизированные настройки раздела подкачки, для экономии оперативной памяти, чтобы была возможность выполнять ресурсоемкие задачи, такие как 3D рендеринг.
  • Установлен JACK из коробки
  • Включают в себя специальные инструменты для калибровки монитора, а также поддержку различных устройств (графические планшеты, сканеры, MIDI клавиатуры, микрофоны и т д)

Недостатком в таких дистрибутивах есть то, что ими занимается очень маленькая команда или даже один человек. Риск закрытия таких проектов намного выше, чем для популярных дистрибутивов.

Но с другой стороны, эти дистрибутивы linux для музыкантов основаны на таких стабильных и хорошо документированных системах как Debian или Ubuntu. Поэтому вы можете спокойно их использовать, даже если они не получили вовремя обновление. Любые проблемы, скорее всего, уже были обнаружены и решены кем-то, поэтому вы всегда можете обратиться на форумы за помощью.

А теперь, когда вы знаете, что ожидать, давайте рассмотрим дистрибутивы linux для музыкантов, художников и работы с мультимедийной продукцией.

Fedora Design Suite — все самое основное

Так же, как и дистрибутив Ubuntu поставляется в различных редакциях Kubuntu, Xubuntu, Edubuntu, Fedora имеет редакции Spins и Labs наряду со стандартной версией. Fedora Design Suite разработан официальной проектной командой, которая разрабатывает все редакции Fedora, связанные с искусством. Здесь собраны испытанные и верные приложения, которые могут быть установлены к уже установленной системе. Design Suite включает все функции от главного релиза Fedora, включая окружения рабочего стола Gnome.

Предустановленны такие приложения, как GIMP, Inkscape, Darktable, Krita. Это программы для работы с графикой, растровой и векторной графикой.

Приложения по умолчанию не так уж много и все они ориентированы на редактирование изображений. Тот факт, что приложений не очень много, это отличный выбор для только начинающих пользователей.

По умолчанию вместе с дистрибутивом поставляется большой список учебных пособий, которые доступны из главного меню. Также вместе с дистрибутивом поставляется программа Entangle, приложение, которое позволяет управлять цифровой камерой.

Если вам ближе к сердцу OpenSUSE, чем Fedora, то вы можете попробовать Newt OS Studio. Этот проект похож на Fedora Design Suite, но на основе последней стабильной версии OpenSUSE. Система позволяет выбрать между двумя окружениями рабочего стола LXDE и Loki, а также поставляются приложения Gimp, Inkscape, Darktable, Audacity, Scribus, Sweet Home 3D. Эти приложения, скорее всего, знакомы каждому.

Ubuntu Studio — все и очень просто

Это наверное, наиболее популярный мультимедийный Linux-дистрибутив. Ubuntu Studio, это часть семейства Ubuntu начиная с 2007 года. В этом дистрибутиве очень много программ, шрифтов, установленных по умолчанию, ядро с низкой задержкой таймера и множество улучшений JACK. Например, Ubuntu Studio позволяет использовать PulseAudio и JACK одновременно. Кроме того, есть графический инструмент Qjackctl, который очень упрощает управление программой.

По умолчанию используется окружение рабочего стола XFCE также вы можете выбрать версию LTS, если хотите стабильности или же обновится до последней версии, которая выходит каждые девять месяцев. Как и другие редакции Ubuntu, Ubuntu Studio очень проста в использовании. Если вам нужно еще больше приложений, вы можете их установить всего в несколько кликов.

Ubuntu Studio предлагает больше чем одно приложение для каждой задачи. Так что вы найдете здесь как Darktable, так и RawTherapee для редактирования RAW фотографий, Kdenlive, Pitvi и OpenShot для редактирования видео, а также длинный список программ для работы с аудио. В том числе полных рабочих станций, таких как Ardour и Rosegarden. Среди наиболее интересных приложений можно назвать Synfig Studio, в которой вы можете сделать собственные высококачественные 2D анимации.

В качестве альтернативы можно предложить Musix, для производства музыки, здесь есть такие видеоредакторы, как Cinelerra, Avidemux, Kdenlive, также Gimp, Inkscape и Blender. Musx содержит только свободное программное обеспечение, без каких-либо проприетарных частей. Это 32 битный дистрибутив, основанный на Debian, использует ядро реального времени. По умолчанию поставляются такие окружения, как LXDE, KDE и IceWM.

Читайте также:  Windows 10 hdr проблемы

KXStudio: для работы со звуком

Если вы серьезно относитесь к созданию музыки в Linux, KVSudio точно для вас. Как и в других мультимедийных дистрибутивах, здесь есть все что нужно. но основное внимание придается редактированию звука. KXStudio основана на Ubuntu, использует уже старую KDE 4.11 в качестве среды рабочего стола и поставляется с ядром с низкой задержкой таймера.

Большинство поставляемых по умолчанию приложений бесплатны и с открытым исходным кодом, но KXStudio, позволяет устанавливать дополнительное программное обеспечение в основном плагинов для поддержки различных форматов файлов из специальных, несвободных репозиториев.

Если вы не хотите устанавливать новый дистрибутив, то можете установить все установленное там программное обеспечение на свою систему, например, Debian или Ubuntu.

У дистрибутива есть собственный набор инструментов для работы с аудио, под названием Cadence. Приложения Catarina, Catia, и Claudia разрабатываются и поддерживаются разработчиками из команды KXStudio и могут быть использованы и в других дистрибутивах.

Эти инструменты могут быть полезными для управления вашими задачами. Инструмент Cadence позволяет управлять JACK. Другое фантастическое приложение, это Renoise, цифровая рабочая станция с интерфейсом с красивыми эффектами и плагинами.

Альтернатива — AV Linux, потому что он использует репозитории KXStudio и имеет такое же программное обеспечение. Основное отличие заключается в том, что AV Linux основан на Debian и его установка немного сложнее чем KXStudio. Окружение рабочего стола Xfce, а также пользователи могут выбрать между ядром с низкой задержкой и ядром реального времени.

Apodio

Отношение к Apodio неоднозначное. Сайт выглядит уже устаревшим да и документации очень мало. Тем не менее Apodio постоянно развивается, он основан еще в 2000 году. Сейчас дистрибутив достиг десятой версии. Раньше он был основан на Mandriva, но теперь он основан на Ubuntu 14.04 и использует окружение рабочего стола XFCE.

Дистрибутив имеет мало документации, но зато он поставляется с большим количеством программного обеспечения. Размер образа составляет 4 Гб, здесь есть все мультимедийные приложения, которые вам когда-нибудь понадобятся. Все они аккуратно упорядочены в главном меню.

Большинство приложений связаны со звуком, но вы не будете разочарованы если вы фотограф, режиссер или аниматор. В программе поддерживаются три приложения для записи рабочего стола, которые вы можете использовать для создания скринкастов. Одно из самых крутых приложений — Stopmotion, позволяет записать видео с видеокамер, в том числе с веб-камеры, а также позволяет настроить интервальную съемку фотографий.

Альтернатива: Если вам нужно как можно больше мультимедийных приложений, попробуйте ArtistX или Open Artist. Оба дистрибутива основаны на Ubuntu и оба очень хорошо известны в сообществе, но их нет в этом списке потому, что они больше не поддерживаются. У Open Artist очень интересный подход, все доступные приложения перечислены в меню, но только несколько из них установлены. Вы можете установить только то что вам нужно, просто, кликнув на ярлыке в меню.

io GNU/Linux

Io Linux — это просто новый дистрибутив с набором мультимедийных приложений по выбору его разработчиков. Он основан на Debian и использует Enlightenment в качестве окружения рабочего стола. К тому же вместе с системой поставляется несколько KDE приложений. Здесь очень много программного обеспечения и вы можете выбрать между обычным ядром и ядром в режиме реального времени.

Это один из тех дистрибутивов, которые можно запустить прямо из USB флешки. Его не нужно устанавливать вовсе. Идея заключается в том, чтобы использовать дистрибутив в режиме сохранения состояния. А это означает, что вы можете один раз записать дистрибутив на флешку и запускать на любом компьютере.

Дистрибутив содержит как классические приложения, такие как OpenShot, Guitarix, Rakkarack, LMMS, MyPaint, так и более новые и пока что малоизвестные, Flowblade, визуализаторы звука и фрактальные генераторы. Flowblade — это инструмент для редактирования видео, с поддержкой нескольких дорожек, временной шкалы, функций обрезки и композитинга, а также большим количеством аудио и видеофильтров.

Iro — новая система

По сравнению с предыдущими дистрибутивами, переполненными приложениями, Iro намного меньше, но ничем не хуже. Это специализированный дистрибутив для работы с анимацией, 3D моделирования, композитинга, цифровой живописи и редактирования изображений. Поэтому Iro содержит только несколько специализированных приложений, ведь визуальному художнику не нужна куча программ для работы с аудио.

Дистрибутив основан на Ubuntu и поддерживает только 64 битные системы. В документации сказано, что Iro все еще находится на стадии разработки, но вы можете использовать его без каких-либо проблем. Единственная сложная часть — нестандартная установка. Iro использует systemback, программу больше подходящую для резервного копирования и восстановления, вместо стандартной утилиты установки Ubuntu по умолчанию.

По умолчанию используется окружение рабочего стола Cinnamon, а меню в виде круга Gnome-Pie обязательно вам понравится. Поставляются такие приложения, как MakeHuman (создание реалистичных 3D моделей людей) и Natron ( профессиональный инструмент для композитинга и спецэффектов.

Выводы

Творческая работа в Linux — это гораздо больше, чем бесконечные дебаты на тему Gimp или Photoshop. Наряду с обычными приложениями с открытым исходным кодом, появляется все больше и больше инструментов для профессионалов. Цифровое искусство становится более доступным в Linux. Не секрет, что Pixar и DreamWorks использовали Linux при реализации своих проектов, так что вам нужно обязательно попробовать дистрибутивы, рассмотренные здесь.

Интересно, среди наших читателей есть музыканты, фотографы, люди, работающие с медиа данными? Какое программное обеспечение вы используете? Расскажите в комментариях!

Источник

Оцените статью