Linux fork and exec

Управление процессами в Linux

Материал этой статьи ни в коем случае не претендует на свою избыточность. Более подробно о процессах вы можете прочитать в книгах, посвященных программированию под UNIX.

Процессы. Системные вызовы fork() и exec(). Нити.

Процесс в Linux (как и в UNIX) — это программа, которая выполняется в отдельном виртуальном адресном пространстве. Когда пользователь регистрируется в системе, автоматически создается процесс, в котором выполняется оболочка (shell), например, /bin/bash.

В Linux поддерживается классическая схема мультипрограммирования. Linux поддерживает параллельное (или квазипараллельного при наличии только одного процессора) выполнение процессов пользователя. Каждый процесс выполняется в собственном виртуальном адресном пространстве, т.е. процессы защищены друг от друга и крах одного процесса никак не повлияет на другие выполняющиеся процессы и на всю систему в целом. Один процесс не может прочитать что-либо из памяти (или записать в нее) другого процесса без «разрешения» на то другого процесса. Санкционированные взаимодействия между процессами допускаются системой.

Ядро предоставляет системные вызовы для создания новых процессов и для управления порожденными процессами. Любая программа может начать выполняться только если другой процесс ее запустит или произойдет какое-то прерывание (например, прерывание внешнего устройства).

В связи с развитием SMP (Symmetric Multiprocessor Architectures) в ядро Linux был внедрен механизм нитей или потоков управления (threads). Нить — это процесс, который выполняется в виртуальной памяти, используемой вместе с другими нитями процесса, который обладает отдельной виртуальной памятью.

Если интерпретатору (shell) встречается команда, соответствующая выполняемому файлу, интерпретатор выполняет ее, начиная с точки входа (entry point). Для С-программ entry point — это функция main. Запущенная программа тоже может создать процесс, т.е. запустить какую-то программу и ее выполнение тоже начнется с функции main.

Для создания процессов используются два системных вызова: fork() и exec. fork() создает новое адресное пространство, которое полностью идентично адресному пространству основного процесса. После выполнения этого системного вызова мы получаем два абсолютно одинаковых процесса — основной и порожденный. Функция fork() возвращает 0 в порожденном процессе и PID (Process ID — идентификатор порожденного процесса) — в основном. PID — это целое число.
Теперь, когда мы уже создали процесс, мы можем запустить программу с помощью вызова exec. Параметрами функции exec является имя выполняемого файла и, если нужно, параметры, которые будут переданы этой программе. В адресное пространство порожденного с помощью fork() процесса будет загружена новая программа и ее выполнение начнется с точки входа (адрес функции main).

В качестве примера рассмотрим этот фрагмент программы

if (fork()==0) wait(0);
else execl(«ls», «ls», 0); /* порожденный процесс */

Теперь рассмотрим более подробно, что же делается при выполнении вызова fork():

  1. Выделяется память для описателя нового процесса в таблице процессов
  2. Назначается идентификатор процесса PID
  3. Создается логическая копия процесса, который выполняет fork() — полное копирование содержимого виртуальной памяти родительского процесса, копирование составляющих ядерного статического и динамического контекстов процесса-предка
  4. Увеличиваются счетчики открытия файлов (порожденный процесс наследует все открытые файлы родительского процесса).
  5. Возвращается PID в точку возврата из системного вызова в родительском процессе и 0 — в процессе-потомке.

Общая схема управления процессами
Каждый процесс может порождать полностью идентичный процесс с помощью fork(). Родительский процесс может дожидаться окончания выполнения всех своих процессов-потомков с помощью системного вызова wait.
В любой момент времени процесс может изменить содержимое своего образа памяти, используя одну из разновидностей вызова exec. Каждый процесс реагирует на сигналы и, естественно, может установить собственную реакцию на сигналы, производимые операционной системой. Приоритет процесса может быть изменен с помощью системного вызова nice.

Сигнал — способ информирования процесса ядром о происшествии какого-то события. Если возникает несколько однотипных событий, процессу будет подан только один сигнал. Сигнал означает, что произошло событие, но ядро не сообщает сколько таких событий произошло.

Примеры сигналов:

  1. окончание порожденного процесса (например, из-за системного вызова exit (см. ниже))
  2. возникновение исключительной ситуации
  3. сигналы, поступающие от пользователя при нажатии определенных клавиш.

Установить реакцию на поступление сигнала можно с помощью системного вызова signal
func = signal(snum, function);

snum — номер сигнала, а function — адрес функции, которая должна быть выполнена при поступлении указанного сигнала. Возвращаемое значение — адрес функции, которая будет реагировать на поступление сигнала. Вместо function можно указать ноль или единицу. Если был указан ноль, то при поступлении сигнала snum выполнение процесса будет прервано аналогично вызову exit. Если указать единицу, данный сигнал будет проигнорирован, но это возможно не для всех процессов.

С помощью системного вызова kill можно сгенерировать сигналы и передать их другим процессам.
kill(pid, snum);
где pid — идентификатор процесса, а snum — номер сигнала, который будет передан процессу. Обычно kill используется для того, чтобы принудительно завершить («убить») процесс.
Pid состоит из идентификатора группы процессов и идентификатора процесса в группе. Если вместо pid указать нуль, то сигнал snum будет направлен всем процессам, относящимся к данной группе (понятие группы процессов аналогично группе пользователей). В одну группу включаются процессы, имеющие общего предка, идентификатор группы процесса можно изменить с помощью системного вызова setpgrp. Если вместо pid указать -1, ядро передаст сигнал всем процессам, идентификатор пользователя которых равен идентификатору текущего выполнения процесса, который посылает сигнал.

Читайте также:  Все для киностудии windows live

Таблица 1. Номера сигналов

Номер Название Описание
01 SIGHUP Освобождение линии (hangup).
02 SIGINT Прерывание (interrupt).
03 SIGQUIT Выход (quit).
04 SIGILL Некорректная команда (illegal instruction). Не переустанавливается при перехвате.
05 SIGTRAP Трассировочное прерывание (trace trap). Не переустанавливается при перехвате.
06 SIGIOT или SIGABRT Машинная команда IOT.
07 SIGEMT Машинная команда EMT.
08 SIGFPE Исключительная ситуация при выполнении операции с вещественными числами (floating-point exception)
09 SIGKILL Уничтожение процесса (kill). Не перехватывается и не игнорируется.
10 SIGBUS Ошибка шины (bus error).
11 SIGSEGV Некорректное обращение к сегменту памяти (segmentation violation).
12 SIGSYS Некорректный параметр системного вызова (bad argument to system call).
13 SIGPIPE Запись в канал, из которого некому читать (write on a pipe with no one to read it).
14 SIGALRM Будильник
15 SIGTERM Программный сигнал завершения
16 SIGUSR1 Определяемый пользователем сигнал 1
17 SIGUSR2 Определяемый пользователем сигнал 2
18 SIGCLD Завершение порожденного процесса (death of a child).
19 SIGPWR Ошибка питания
22 Регистрация выборочного события

Сигналы (точнее их номера) описаны в файле singnal.h

Для нормального завершение процесса используется вызов
exit(status);
где status — это целое число, возвращаемое процессу-предку для его информирования о причинах завершения процесса-потомка.
Вызов exit может задаваться в любой точке программы, но может быть и неявным, например при выходе из функции main (при программировании на C) оператор return 0 будет воспринят как системный вызов exit(0);

Перенаправление ввода/вывода

Практически все операционные системы обладают механизмом перенаправления ввода/вывода. Linux не является исключением из этого правила. Обычно программы вводят текстовые данные с консоли (терминала) и выводят данные на консоль. При вводе под консолью подразумевается клавиатура, а при выводе — дисплей терминала. Клавиатура и дисплей — это, соответственно, стандартный ввод и вывод (stdin и stdout). Любой ввод/вывод можно интерпретировать как ввод из некоторого файла и вывод в файл. Работа с файлами производится через их дескрипторы. Для организации ввода/вывода в UNIX используются три файла: stdin (дескриптор 1), stdout (2) и stderr(3).

Символ > используется для перенаправления стандартного вывода в файл.
Пример:
$ cat > newfile.txt Стандартный ввод команды cat будет перенаправлен в файл newfile.txt, который будет создан после выполнения этой команды. Если файл с этим именем уже существует, то он будет перезаписан. Нажатие Ctrl + D остановит перенаправление и прерывает выполнение команды cat.

Символ &lt используется для переназначения стандартного ввода команды. Например, при выполнении команды cat > используется для присоединения данных в конец файла (append) стандартного вывода команды. Например, в отличие от случая с символом >, выполнение команды cat >> newfile.txt не перезапишет файл в случае его существования, а добавит данные в его конец.

Символ | используется для перенаправления стандартного вывода одной программы на стандартный ввод другой. Напрмер, ps -ax | grep httpd.

Команды для управления процессами

Предназначена для вывода информации о выполняемых процессах. Данная команда имеет много параметров, о которых вы можете прочитать в руководстве (man ps). Здесь я опишу лишь наиболее часто используемые мной:

Параметр Описание
-a отобразить все процессы, связанных с терминалом (отображаются процессы всех пользователей)
-e отобразить все процессы
-t список терминалов отобразить процессы, связанные с терминалами
-u идентификаторы пользователей отобразить процессы, связанные с данными идентификаторыми
-g идентификаторы групп отобразить процессы, связанные с данными идентификаторыми групп
-x отобразить все процессы, не связанные с терминалом

Например, после ввода команды ps -a вы увидите примерно следующее:

Для вывода информации о конкретном процессе мы можем воспользоваться командой:

В приведенном выше примере используется перенаправление ввода вывода между программами ps и grep, и как результат получаем информацию обо всех процессах содержащих в строке запуска «httpd». Данную команду (ps -ax | grep httpd) я написал только лишь в демонстрационных целях — гораздо проще использовать параметр -С программы ps вместо перенаправления ввода вывода и параметр -e вместо -ax.

Предназначена для вывода информации о процессах в реальном времени. Процессы сортируются по максимальному занимаемому процессорному времени, но вы можете изменить порядок сортировки (см. man top). Программа также сообщает о свободных системных ресурсах.

Читайте также:  Windows где находится файл host

Просмотреть информацию об оперативной памяти вы можете с помощью команды free, а о дисковой — df. Информация о зарегистрированных в системе пользователей доступна по команде w.

Изменение приоритета процесса — команда nice

nice [-коэффициент понижения] команда [аргумент]

Команда nice выполняет указанную команду с пониженным приоритетом, коэффициент понижения указывается в диапазоне 1..19 (по умолчанию он равен 10). Суперпользователь может повышать приоритет команды, для этого нужно указать отрицательный коэффициент, например —10. Если указать коэффициент больше 19, то он будет рассматриваться как 19.

nohup — игнорирование сигналов прерывания

nohup команда [аргумент]

nohup выполняет запуск команды в режиме игнорирования сигналов. Не игнорируются только сигналы SIGHUP и SIGQUIT.

kill — принудительное завершение процесса

kill [-номер сигнала] PID

где PID — идентификатор процесса, который можно узнать с помощью команды ps.

Команды выполнения процессов в фоновом режиме — jobs, fg, bg

Команда jobs выводит список процессов, которые выполняются в фоновом режиме, fg — переводит процесс в нормальные режим («на передний план» — foreground), а bg — в фоновый. Запустить программу в фоновом режиме можно с помощью конструкции &

Источник

Linux fork and exec

New processes are created by the two related interfaces fork and exec .

When you come to metaphorical «fork in the road» you generally have two options to take, and your decision effects your future. Computer programs reach this fork in the road when they hit the fork() system call.

At this point, the operating system will create a new process that is exactly the same as the parent process. This means all the state that was talked about previously is copied, including open files, register state and all memory allocations, which includes the program code.

The return value from the system call is the only way the process can determine if it was the existing process or a new one. The return value to the parent process will be the Process ID (PID) of the child, whilst the child will get a return value of 0.

At this point, we say the process has forked and we have the parent-child relationship as described above.

Forking provides a way for an existing process to start a new one, but what about the case where the new process is not part of the same program as parent process? This is the case in the shell; when a user starts a command it needs to run in a new process, but it is unrelated to the shell.

This is where the exec system call comes into play. exec will replace the contents of the currently running process with the information from a program binary.

Thus the process the shell follows when launching a new program is to firstly fork , creating a new process, and then exec (i.e. load into memory and execute) the program binary it is supposed to run.

How Linux actually handles fork and exec

clone

In the kernel, fork is actually implemented by a clone system call. This clone interfaces effectively provides a level of abstraction in how the Linux kernel can create processes.

clone allows you to explicitly specify which parts of the new process are copied into the new process, and which parts are shared between the two processes. This may seem a bit strange at first, but allows us to easily implement threads with one very simple interface.

Threads

While fork copies all of the attributes we mentioned above, imagine if everything was copied for the new process except for the memory. This means the parent and child share the same memory, which includes program code and data.

This hybrid child is called a thread . Threads have a number of advantages over where you might use fork

Separate processes can not see each others memory. They can only communicate with each other via other system calls.

Threads however, share the same memory. So you have the advantage of multiple processes, with the expense of having to use system calls to communicate between them.

The problem that this raises is that threads can very easily step on each others toes. One thread might increment a variable, and another may decrease it without informing the first thread. These type of problems are called concurrency problems and they are many and varied.

To help with this, there are userspace libraries that help programmers work with threads properly. The most common one is called POSIX threads or, as it more commonly referred to pthreads

Читайте также:  Как узнать имя пользователя компьютера windows 10 через командную строку

Switching processes is quite expensive, and one of the major expenses is keeping track of what memory each process is using. By sharing the memory this overhead is avoided and performance can be significantly increased.

There are many different ways to implement threads. On the one hand, a userspace implementation could implement threads within a process without the kernel having any idea about it. The threads all look like they are running in a single process to the kernel.

This is suboptimal mainly because the kernel is being withheld information about what is running in the system. It is the kernels job to make sure that the system resources are utilised in the best way possible, and if what the kernel thinks is a single process is actually running multiple threads it may make suboptimal decisions.

Thus the other method is that the kernel has full knowledge of the thread. Under Linux, this is established by making all processes able to share resources via the clone system call. Each thread still has associated kernel resources, so the kernel can take it into account when doing resource allocations.

Other operating systems have a hybrid method, where some threads can be specified to run in userspace only («hidden» from the kernel) and others might be a light weight process , a similar indication to the kernel that the processes is part of a thread group.

Copy on write

As we mentioned, copying the entire memory of one process to another when fork is called is an expensive operation.

One optimisation is called copy on write . This means that similar to threads above, the memory is actually shared, rather than copied, between the two processes when fork is called. If the processes are only going to be reading the memory, then actually copying the data is unnecessary.

However, when a process writes to its memory, it needs to be a private copy that is not shared. As the name suggests, copy on write optimises this by only doing the actual copy of the memory at the point when it is written to.

Copy on write also has a big advantage for exec . Since exec will simply be overwriting all the memory with the new program, actually copying the memory would waste a lot of time. Copy on write saves us actually doing the copy.

The init process

We discussed the overall goal of the init process previously, and we are now in a position to understand how it works.

On boot the kernel starts the init process, which then forks and execs the systems boot scripts. These fork and exec more programs, eventually ending up forking a login process.

The other job of the init process is «reaping». When a process calls exit with a return code, the parent usually wants to check this code to see if the child exited correctly or not.

However, this exit code is part of the process which has just called exit . So the process is «dead» (e.g. not running) but still needs to stay around until the return code is collected. A process in this state is called a zombie (the traits of which you can contrast with a mystical zombie!)

A process stays as a zombie until the parent collects the return code with the wait call. However, if the parent exits before collecting this return code, the zombie process is still around, waiting aimlessly to give its status to someone.

In this case, the zombie child will be reparented to the init process which has a special handler that reaps the return value. Thus the process is finally free and the descriptor can be removed from the kernels process table.

Zombie example

Above we create a zombie process. The parent process will sleep forever, whilst the child will exit after a few seconds.

Below the code you can see the results of running the program. The parent process (16168) is in state S for sleep (as we expect) and the child is in state Z for zombie. The ps output also tells us that the process is defunct in the process description. [16]

[16] The square brackets around the «z» of «zombie» are a little trick to remove the grep processes itself from the ps output. grep interprets everything between the square brackets as a character class, but because the process name will be «grep [z]ombie» (with the brackets) this will not match!

Источник

Оцените статью