- Сборка ядра / make kernel
- Хочу представить очень простой способ установки ядра linux:
- Kernel module (Русский)
- Contents
- Обзор
- Получение информации
- Автоматическое управление модулями
- Управление модулями вручную
- Настройка параметров модуля
- С помощью файлов в /etc/modprobe.d/
- С помощью командной строки ядра
- Создание псевдонимов
- Запрет загрузки
- С помощью файлов в /etc/modprobe.d/
- С помощью командной строки ядра
- Compile kernel module
- Contents
- Build environment
- Traditional compilation
- Arch Build System
- Source configuration
- Module compilation
- out-of-tree module compilation
- Module installation
- possible errors
- Пишем простой модуль ядра Linux
- Захват Золотого Кольца-0
- Не для простых смертных
- Необходимые компоненты
- Установка среды разработки
- Начинаем
- Немного интереснее
- Тестирование улучшенного примера
- Заключение
Сборка ядра / make kernel
Хочу представить очень простой способ установки ядра linux:
Новое ядро может понадобится для повышения функциональности или исправления ошибок (к примеру, я избавился от ошибки с xl2tpd — Failed to open /dev/pts/1: No such file or directory), НО! драйвера (такие как nvidia) надо будет ставить самому, не надеясь на систему!
1. Первым делом возьмём исходники ядра (http://kernel.org),
2. cd /usr/src (место, предназначенное для ядра /usr/src/linux)
3. tar -xf (если пакет назывался linux-3.5.3.tar.bz2, то появится linux-3.5.3)
4. ln -s linux- linux
6. нам нужен .config (можно сразу запустить make oldconfig, а можно взять старый конфиг, лежащий по адресу /boot/config- , и адаптировать к новому ядру, выполнив make oldconfig):
7. если есть желание что-то поменять, то надо выполнить make menuconfig (нужно доставить ncurses-devel), make xconfig или make gconfig (можно уточнить тип процессора или включить/выключить устройство).
8. если /boot/ монтируется отдельно, позаботимся о том чтобы /boot/ был примонтирован.
9. после выполнить:
10. на данный момент все нужные файлы в /boot/ и всё уже сделано, открываем конфиг загрузчика и проверяем настройки (должна появится новая секция для нового ядра, но если нет то можно дописать её по аналогии).
НО в если initrd не собран dracut, то у Вас получился очень большой файл загрузчика (100-200 MB), и если это Вас не устраивает, то стоит собрать всё с dracut.
11. ставим dracut и перезагружаемся (должно быть новое ядро).
12. проверяем версию ядра (uname -r) и, если всё в порядке, то запускаем dracut -H -f /boot/ (будет создано новый initrd, но только с тем, что надо для загрузки).
13. если всё в порядке, то стоит заблокировать обнавление ядра:
- проверялось на ubuntu 12.04 и на CentOS 6.3 (на нем надо было сменить параметр default в загрузчике)
- если смущает больщая папка /lib/modules/ , то можно пересобрать ядро с более точным выбором опций
дальше нужно обеспечить загрузку первого ядра
Источник
Kernel module (Русский)
Модули ядра — это отдельные кусочки кода, которые могут быть загружены и выгружены из ядра по мере необходимости. Они расширяют функциональность ядра без необходимости перезагрузки системы.
Contents
Обзор
Чтобы создать модуль ядра, вы можете прочитать The Linux Kernel Module Programming Guide. Модуль можно сконфигурировать как вкомпилированный, а можно как загружаемый. Чтобы иметь возможность динамически загружать или выгружать модуль, его необходимо сконфигурировать как загружаемый модуль в настройке ядра (в этом случае строка, относящаяся к модулю должна быть отмечена буквой M ).
Модули хранятся в /usr/lib/modules/kernel_release . Чтобы узнать текущую версию вашего ядра, используйте команду uname -r .
Получение информации
Чтобы узнать, какие модули ядра загружены в настоящий момент:
Чтобы показать информацию о модуле:
Чтобы вывести список опций, с которыми загружен модуль:
Чтобы отобразить настройки для всех модулей:
Чтобы отобразить настройки для отдельного модуля:
Чтобы узнать зависимости модуля (или его псевдонима), включая сам модуль:
Автоматическое управление модулями
Сегодня все необходимые загрузки модулей делаются автоматически с помощью udev, поэтому если вам не нужно загружать какие-либо модули, не входящие в стандартное ядро, вам не придётся прописывать модули, требующиеся для загрузки в каком-либо конфигурационном файле. Однако, бывают случаи, когда вам необходимо загружать свой модуль в процессе загрузки или наоборот не загружать какой-то стандартный модуль, чтобы ваш компьютер правильно функционировал.
Чтобы дополнительные модули ядра загружались автоматически в процессе загрузки, создаются статические списки в конфигурационных файлах в директории /etc/modules-load.d/ . Каждый конфигурационный файл называется по схеме /etc/modules-load.d/
.conf . Эти конфигурационные файлы содержат список названий модулей ядра, которые необходимо грузить, разделённых переносом строки. Пустые строки и строки, в которых первым непробельным символом является # или ; , игнорируются.
Смотрите modules-load.d(5) для дополнительной информации.
Управление модулями вручную
Управление модулями ядра производится с помощью утилит, предоставляемых пакетом kmod . Вы можете использовать эти утилиты вручную.
Загрузка модуля из другого места (для тех модулей, которых нет в /lib/modules/$(uname -r)/ ):
Альтернативный вариант выгрузки модуля:
Настройка параметров модуля
Чтобы передать параметр модулю ядра, вы можете воспользоваться конфигурационным файлом в modprobe или использовать командную строку ядра.
С помощью файлов в /etc/modprobe.d/
Файлы в директории /etc/modprobe.d/ можно использовать для передачи настроек модуля в udev, который через modprobe управляет загрузкой модулей во время загрузки системы. Конфигурационные файлы в этой директории могут иметь любое имя, оканчивающееся расширением .conf . Синтаксис следующий:
С помощью командной строки ядра
Если модуль вкомпилирован в ядро, вы также можете передать параметры модулю с помощью командной строки ядра. Для всех стандартных загрузчиков, подойдёт следующий синтаксис:
Просто добавьте это в загрузчике в строку с ядром, как описано в параметрах ядра.
Создание псевдонимов
Псевдонимы (алиасы) — это альтернативные названия для модуля. Например: alias my-mod really_long_modulename означает, что вы можете использовать modprobe my-mod вместо modprobe really_long_modulename . Вы также можете использовать звёздочки в стиле shell, то есть alias my-mod* really_long_modulename будет иметь тот же эффект, что и modprobe my-mod-something . Создайте алиас:
У некоторых модулей есть алиасы, которые используются для их автоматической загрузки, когда они потребуются определённой программе. Отключение этих алиасов может предотвратить их автоматическую загрузку, при этом остаётся возможность из загрузки вручную.
Запрет загрузки
В терминах модулей ядра blacklisting означает механизм, предотвращающий загрузку какого-то модуля. Это может понадобиться, например если вам не нужна работа какого-то оборудования или если загрузка данного модуля вызывает проблемы: например, могут быть два модуля ядра, которые пытаются управлять одним и тем же оборудованием, и их совместная загрузка приводит к конфликту.
Некоторые модули загружаются как часть initramfs. Команда mkinitcpio -M напечатает все автоматически обнаруженные модули: для предотвращения initramfs от загрузки каких-то из этих модулей, занесите их в чёрный список в /etc/modprobe.d/modprobe.conf . Команда mkinitcpio -v отобразит все модули, которые необходимы некоторым хукам (например, filesystems хук, block хук и т.д.). Не забудьте добавить этот .conf файл в секцию FILES в /etc/mkinitcpio.conf , если вы этого ещё не сделали, пересоберите initramfs после того, как вы запретили загрузку модулей, а затем перезагрузитесь.
С помощью файлов в /etc/modprobe.d/
Создайте .conf файл в /etc/modprobe.d/ и добавьте строку для каждого модуля, который вы хотите запретить, используя ключевое слово blacklist . Например, если вы хотите запретить загружать модуль pcspkr :
Можно изменить такое поведение. Команда install заставляет modprobe запускать вашу собственную команду вместо вставки модуля в ядро как обычно. Поэтому вы можете насильно сделать так, чтобы модуль никогда не загружался:
Это запретит данный модуль и все модули, зависящие от него.
С помощью командной строки ядра
Вы также можете запрещать модули из загрузчика.
Источник
Compile kernel module
Sometimes you may wish to compile Linux’s Kernel module without recompiling the whole kernel.
Contents
Build environment
Firstly you will need to install build dependencies such as compiler ( base-devel ) and linux-headers .
Next you will need to get the source code for the kernel version the module is intended to run on. You may try use newer kernel sources but most likely compiled module will not load.
In case the intended kernel version is the installed kernel, find its version with
There are two main options to acquire the required source. Each option has slightly different usage methods and directory structure.
Traditional compilation
See Kernels/Traditional compilation#Download the kernel source. If you fetch latest source using Git you will need to checkout needed version using tag (eg. v4.1).
Arch Build System
For a general overview on Arch Build System read ABS. See Kernel/Arch Build System for acquiring the kernel source, as well as the directory structure, and other details.
Source configuration
When you have the source code, enter its directory. For the #Arch Build System case, that directory would be src/archlinux-linux/ down from where the PKGBUILD is.
The output from make help is beneficial here. Start by cleaning with
An appropriate .config file is now required. If no config file is to be seen nearby, perhaps from a saved .config , and the intended kernel version is the running kernel, you can use its configuration file:
Next ensure the .config file is adjusted for the kernel version. If you are using kernel sources for the exact current version then it should not ask anything. But for another version than the current kernel you might be asked about some options. In any case, for the #Arch Build System option, you might want to examine the PKGBUILD::prepare() function.
If the module you want to compile have some compilation options such as debug build, or it was not compiled before, you can also, possibly must, adjust the kernel configuration. You can do this with one of the many configuration targets mentioned by make help.
Module compilation
In order to compile and load our module cleanly, we must find the value of the EXTRAVERSION component of the current kernel version number so we can match the version number exactly in our kernel source. EXTRAVERSION is a variable set in the kernel top-level Makefile, but the Makefile in a vanilla kernel source will have EXTRAVERSION empty; it is set only as part of the Arch kernel build process. If relevant, the value of the current kernel’s EXTRAVERSION can be found by looking at the output of the uname -r command. In general, the kernel version is the concatenation of three components. Namely, the numeric version, the EXTRAVERSION, and the LOCALVERSION. The numeric version itself is a concatenation of three numbers. If built by a PKGBUILD file, the LOCALVERSION will be taken from the pkgrel variable, prefixed by a hyphen. And the EXTRAVERSION will be the suffix of the pkgver variable, where the period character to the right of the third numeric number of the numeric version is replaced by a hyphen. For example, with the linux package linux 5.5.8.arch1-1 , the LOCALVERSION is -1 . The EXTRAVERSION is -arch1 . The output of uname -r will be 5.5.8-arch1-1 in that example.
Once the EXTRAVERSION value is known, we prepare the source for module compilation:
Alternatively, if you are happy to load modules with modprobe using the —force-vermagic option to ignore mismatches in the kernel version number, you can simply run:
Finally, compile wanted module by specifying its directory name. You can find the module location, thus also its directory name, with modinfo or find.
As a last resort, if nothing else has worked, you can
Which will build all the modules from the kernel configuration.
out-of-tree module compilation
get the official source code of the current running linux kernel as described in Kernel/Arch Build System:
then point to the checked out source when compiling the module:
Module installation
Now after successful compilation you just need to gzip and copy it over for your current kernel.
If you are replacing some existing module you will need to overwrite it (and remember that reinstalling linux will replace it with default module)
Or alternatively, you can place the updated module in the updates folder (create it if it does not already exist).
However if you are adding a new module you can just copy it to extramodules (note, this is just example as btrfs will not get loaded from here)
You need to rebuild the module dependency tree with «depmod» to use installed modules.
If you are compiling a module for early boot (e.g. updated module) which is copied to Initramfs then you must remember to regenerate it with (otherwise your compiled module will not be loaded).
possible errors
If EXTRAVERSION is not set correctly the following errors may occur
adding force-vermagic makes it ignore the version mismatch
Источник
Пишем простой модуль ядра Linux
Захват Золотого Кольца-0
Linux предоставляет мощный и обширный API для приложений, но иногда его недостаточно. Для взаимодействия с оборудованием или осуществления операций с доступом к привилегированной информации в системе нужен драйвер ядра.
Модуль ядра Linux — это скомпилированный двоичный код, который вставляется непосредственно в ядро Linux, работая в кольце 0, внутреннем и наименее защищённом кольце выполнения команд в процессоре x86–64. Здесь код исполняется совершенно без всяких проверок, но зато на невероятной скорости и с доступом к любым ресурсам системы.
Не для простых смертных
Написание модуля ядра Linux — занятие не для слабонервных. Изменяя ядро, вы рискуете потерять данные. В коде ядра нет стандартной защиты, как в обычных приложениях Linux. Если сделать ошибку, то повесите всю систему.
Ситуация ухудшается тем, что проблема необязательно проявляется сразу. Если модуль вешает систему сразу после загрузки, то это наилучший сценарий сбоя. Чем больше там кода, тем выше риск бесконечных циклов и утечек памяти. Если вы неосторожны, то проблемы станут постепенно нарастать по мере работы машины. В конце концов важные структуры данных и даже буфера могут быть перезаписаны.
Можно в основном забыть традиционные парадигмы разработки приложений. Кроме загрузки и выгрузки модуля, вы будете писать код, который реагирует на системные события, а не работает по последовательному шаблону. При работе с ядром вы пишете API, а не сами приложения.
У вас также нет доступа к стандартной библиотеке. Хотя ядро предоставляет некоторые функции вроде printk (которая служит заменой printf ) и kmalloc (работает похоже на malloc ), в основном вы остаётесь наедине с железом. Вдобавок, после выгрузки модуля следует полностью почистить за собой. Здесь нет сборки мусора.
Необходимые компоненты
Прежде чем начать, следует убедиться в наличии всех необходимых инструментов для работы. Самое главное, нужна машина под Linux. Знаю, это неожиданно! Хотя подойдёт любой дистрибутив Linux, в этом примере я использую Ubuntu 16.04 LTS, так что в случае использования других дистрибутивов может понадобиться слегка изменить команды установки.
Во-вторых, нужна или отдельная физическая машина, или виртуальная машина. Лично я предпочитаю работать на виртуальной машине, но выбирайте сами. Не советую использовать свою основную машину из-за потери данных, когда сделаете ошибку. Я говорю «когда», а не «если», потому что вы обязательно подвесите машину хотя бы несколько раз в процессе. Ваши последние изменения в коде могут ещё находиться в буфере записи в момент паники ядра, так что могут повредиться и ваши исходники. Тестирование в виртуальной машине устраняет эти риски.
И наконец, нужно хотя бы немного знать C. Рабочая среда C++ слишком велика для ядра, так что необходимо писать на чистом голом C. Для взаимодействия с оборудованием не помешает и некоторое знание ассемблера.
Установка среды разработки
На Ubuntu нужно запустить:
Устанавливаем самые важные инструменты разработки и заголовки ядра, необходимые для данного примера.
Примеры ниже предполагают, что вы работаете из-под обычного пользователя, а не рута, но что у вас есть привилегии sudo. Sudo необходима для загрузки модулей ядра, но мы хотим работать по возможности за пределами рута.
Начинаем
Приступим к написанию кода. Подготовим нашу среду:
Запустите любимый редактор (в моём случае это vim) и создайте файл lkm_example.c следующего содержания:
Мы сконструировали самый простой возможный модуль, рассмотрим подробнее самые важные его части:
- В include перечислены файлы заголовков, необходимые для разработки ядра Linux.
- В MODULE_LICENSE можно установить разные значения, в зависимости от лицензии модуля. Для просмотра полного списка запустите:
Впрочем, пока мы не можем скомпилировать этот файл. Нужен Makefile. Такого базового примера пока достаточно. Обратите внимание, что make очень привередлив к пробелам и табам, так что убедитесь, что используете табы вместо пробелов где положено.
Если мы запускаем make , он должен успешно скомпилировать наш модуль. Результатом станет файл lkm_example.ko . Если выскакивают какие-то ошибки, проверьте, что кавычки в исходном коде установлены корректно, а не случайно в кодировке UTF-8.
Теперь можно внедрить модуль и проверить его. Для этого запускаем:
Если всё нормально, то вы ничего не увидите. Функция printk обеспечивает выдачу не в консоль, а в журнал ядра. Для просмотра нужно запустить:
Вы должны увидеть строку “Hello, World!” с меткой времени в начале. Это значит, что наш модуль ядра загрузился и успешно сделал запись в журнал ядра. Мы можем также проверить, что модуль ещё в памяти:
Для удаления модуля запускаем:
Если вы снова запустите dmesg, то увидите в журнале запись “Goodbye, World!”. Можно снова запустить lsmod и убедиться, что модуль выгрузился.
Как видите, эта процедура тестирования слегка утомительна, но её можно автоматизировать, добавив:
в конце Makefile, а потом запустив:
для тестирования модуля и проверки выдачи в журнал ядра без необходимости запускать отдельные команды.
Теперь у нас есть полностью функциональный, хотя и абсолютно тривиальный модуль ядра!
Немного интереснее
Копнём чуть глубже. Хотя модули ядра способны выполнять все виды задач, взаимодействие с приложениями — один из самых распространённых вариантов использования.
Поскольку приложениям запрещено просматривать память в пространстве ядра, для взаимодействия с ними приходится использовать API. Хотя технически есть несколько способов такого взаимодействия, наиболее привычный — создание файла устройства.
Вероятно, раньше вы уже имели дело с файлами устройств. Команды с упоминанием /dev/zero , /dev/null и тому подобного взаимодействуют с устройствами “zero” и “null”, которые возвращают ожидаемые значения.
В нашем примере мы возвращаем “Hello, World”. Хотя это не особенно полезная функция для приложений, она всё равно демонстрирует процесс взаимодействия с приложением через файл устройства.
Вот полный листинг:
Тестирование улучшенного примера
Теперь наш пример делает нечто большее, чем просто вывод сообщения при загрузке и выгрузке, так что понадобится менее строгая процедура тестирования. Изменим Makefile только для загрузки модуля, без его выгрузки.
Теперь после запуска make test вы увидите выдачу старшего номера устройства. В нашем примере его автоматически присваивает ядро. Однако этот номер нужен для создания нового устройства.
Возьмите номер, полученный в результате выполнения make test , и используйте его для создания файла устройства, чтобы можно было установить коммуникацию с нашим модулем ядра из пространства пользователя.
(в этом примере замените MAJOR значением, полученным в результате выполнения make test или dmesg )
Параметр c в команде mknod говорит mknod, что нам нужно создать файл символьного устройства.
Теперь мы можем получить содержимое с устройства:
или даже через команду dd :
Вы также можете получить доступ к этому файлу из приложений. Это необязательно должны быть скомпилированные приложения — даже у скриптов Python, Ruby и PHP есть доступ к этим данным.
Когда мы закончили с устройством, удаляем его и выгружаем модуль:
Заключение
Надеюсь, вам понравились наши шалости в пространстве ядра. Хотя показанные примеры примитивны, эти структуры можно использовать для создания собственных модулей, выполняющих очень сложные задачи.
Просто помните, что в пространстве ядра всё под вашу ответственность. Там для вашего кода нет поддержки или второго шанса. Если делаете проект для клиента, заранее запланируйте двойное, если не тройное время на отладку. Код ядра должен быть идеален, насколько это возможно, чтобы гарантировать цельность и надёжность систем, на которых он запускается.
Источник