Linux kernel module header file

Как установить заголовочные файлы ядра в Linux

Когда вы компилируете драйвер устройства как модуль ядра, вам необходимы установленные заголовочные файлы ядра. Также они требуются, если вы собираете пользовательское приложение, которое взаимодействует напрямую с ядром. При установке заголовочных файлов ядра, необходимо убедиться, что их версия совпадает с версией ядра установленного в системе.

Если версия вашего ядра не менялась после установки дистрибутива, или вы обновляли его с использованием системного менеджера пакетов (то есть apt-get, aptitude или yum) из системных репозиториев, то заголовочные файлы вы также можете установить с помощью пакетного менеджера. Однако если вы скачивали исходный код ядра и компилировали его самостоятельно, то заголовочные файлы необходимо устанавливать с помощью команды make.

Здесь мы предполагаем, что ваше ядро установлено из основного системного репозитория вашего дистрибутива, и вы хотите установить соответствующие заголовочные файлы ядра.

Установка заголовочных файлов ядра в Debian, Ubuntu или Linux Mint

Если вы не компилировали ядро вручную, то можете установить соответствующие заголовочные файлы ядра с помощью команды apt-get.
Сначала проверьте, не установлены ли уже требуемые заголовочные файлы с помощью команды:

Теперь установите заголовочные файлы, как показано ниже.

Проверьте, что установка прошла успешно.

По умолчанию в Debian, Ubuntu или Linux Mint заголовочные файлы находятся в /usr/src.

Установка заголовочных файлов ядра в Fedora, CentOS или RHEL

Если вы не обновляли ядро вручную, то можете установить соответствующие заголовочные файлы ядра с помощью команды yum.
Сначала проверьте, не установлены ли уже требуемые заголовочные файлы. По умолчанию заголовочные файлы ядра расположены в /usr/src/kernels/.
Если подходящих заголовочных файлов не установлено, вы можете установить их с помощью команды yum. Она автоматически найдет подходящий пакет.

Если заголовочные файлы ядра, установленные с помощью вышеприведенной команды, не соответствуют установленному в системе ядре, значит оно устарело. В этом случае обновите ядро системы до последней версии с помощью приведенной ниже команды. После обновления необходимо перезагрузить систему.

Теперь проверьте, что установлены заголовочные файлы соответствующей версии с помощью команды:

Источник

How to Install Kernel Headers in Ubuntu and Debian

In our last article, we have explained how to install kernel headers in CentOS 7. Kernel Headers contain the C header files for the Linux kernel, which offers the various function and structure definitions required when compiling any code that interfaces with the kernel, such as kernel modules or device drivers and some user programs.

It is very important to note that the kernel headers package you install should match with the currently installed kernel version on your system. If your kernel version ships with the default distribution installation or you have upgraded your Kernel using dpkg or apt package manager from the Ubuntu or Debian base repositories, then you must install matching kernel headers using package manager only. And if you’ve compiled kernel from sources, you must also install kernel headers from sources.

Читайте также:  Super nintendo эмулятор для windows

In this article, we will explain how to install Kernel Headers in Ubuntu and Debian Linux distributions using default package manager.

Install Kernel Headers in Ubuntu and Debian

First check your installed kernel version as well as kernel header package that matches your kernel version using following commands.

Check Kernel Version and Kernel Headers in Ubuntu

On Debian, Ubuntu and their derivatives, all kernel header files can be found under /usr/src directory. You can check if the matching kernel headers for your kernel version are already installed on your system using the following command.

Check Kernel Headers in Ubuntu

From the above output, it’s clear that the matching kernel header directory doesn’t exist, meaning the package is not yet installed.

Before you can install the appropriate kernel headers, update your packages index, in order to grab information about the latest package releases, using the following command.

Then run the following command that follows to install the Linux Kernel headers package for your kernel version.

Install Kernel Headers in Ubuntu

Next, check if the matching kernel headers have been installed on your system using the following command

Verify Installed Kernel Headers in Ubuntu

That’s all! In this article, we have explained how to install kernel headers in Ubuntu and Debian Linux and other distributions in the Debian family tree.

Always keep in mind that to compile a kernel module, you will need the Linux kernel headers. If you have any quires, or thoughts to share, use the comment form below to reach us.

If You Appreciate What We Do Here On TecMint, You Should Consider:

TecMint is the fastest growing and most trusted community site for any kind of Linux Articles, Guides and Books on the web. Millions of people visit TecMint! to search or browse the thousands of published articles available FREELY to all.

If you like what you are reading, please consider buying us a coffee ( or 2 ) as a token of appreciation.

We are thankful for your never ending support.

Источник

Пишем простой модуль ядра Linux

Захват Золотого Кольца-0

Linux предоставляет мощный и обширный API для приложений, но иногда его недостаточно. Для взаимодействия с оборудованием или осуществления операций с доступом к привилегированной информации в системе нужен драйвер ядра.

Модуль ядра Linux — это скомпилированный двоичный код, который вставляется непосредственно в ядро Linux, работая в кольце 0, внутреннем и наименее защищённом кольце выполнения команд в процессоре x86–64. Здесь код исполняется совершенно без всяких проверок, но зато на невероятной скорости и с доступом к любым ресурсам системы.

Не для простых смертных

Написание модуля ядра Linux — занятие не для слабонервных. Изменяя ядро, вы рискуете потерять данные. В коде ядра нет стандартной защиты, как в обычных приложениях Linux. Если сделать ошибку, то повесите всю систему.

Ситуация ухудшается тем, что проблема необязательно проявляется сразу. Если модуль вешает систему сразу после загрузки, то это наилучший сценарий сбоя. Чем больше там кода, тем выше риск бесконечных циклов и утечек памяти. Если вы неосторожны, то проблемы станут постепенно нарастать по мере работы машины. В конце концов важные структуры данных и даже буфера могут быть перезаписаны.

Читайте также:  Управление сетевыми картами windows

Можно в основном забыть традиционные парадигмы разработки приложений. Кроме загрузки и выгрузки модуля, вы будете писать код, который реагирует на системные события, а не работает по последовательному шаблону. При работе с ядром вы пишете API, а не сами приложения.

У вас также нет доступа к стандартной библиотеке. Хотя ядро предоставляет некоторые функции вроде printk (которая служит заменой printf ) и kmalloc (работает похоже на malloc ), в основном вы остаётесь наедине с железом. Вдобавок, после выгрузки модуля следует полностью почистить за собой. Здесь нет сборки мусора.

Необходимые компоненты

Прежде чем начать, следует убедиться в наличии всех необходимых инструментов для работы. Самое главное, нужна машина под Linux. Знаю, это неожиданно! Хотя подойдёт любой дистрибутив Linux, в этом примере я использую Ubuntu 16.04 LTS, так что в случае использования других дистрибутивов может понадобиться слегка изменить команды установки.

Во-вторых, нужна или отдельная физическая машина, или виртуальная машина. Лично я предпочитаю работать на виртуальной машине, но выбирайте сами. Не советую использовать свою основную машину из-за потери данных, когда сделаете ошибку. Я говорю «когда», а не «если», потому что вы обязательно подвесите машину хотя бы несколько раз в процессе. Ваши последние изменения в коде могут ещё находиться в буфере записи в момент паники ядра, так что могут повредиться и ваши исходники. Тестирование в виртуальной машине устраняет эти риски.

И наконец, нужно хотя бы немного знать C. Рабочая среда C++ слишком велика для ядра, так что необходимо писать на чистом голом C. Для взаимодействия с оборудованием не помешает и некоторое знание ассемблера.

Установка среды разработки

На Ubuntu нужно запустить:

Устанавливаем самые важные инструменты разработки и заголовки ядра, необходимые для данного примера.

Примеры ниже предполагают, что вы работаете из-под обычного пользователя, а не рута, но что у вас есть привилегии sudo. Sudo необходима для загрузки модулей ядра, но мы хотим работать по возможности за пределами рута.

Начинаем

Приступим к написанию кода. Подготовим нашу среду:

Запустите любимый редактор (в моём случае это vim) и создайте файл lkm_example.c следующего содержания:

Мы сконструировали самый простой возможный модуль, рассмотрим подробнее самые важные его части:

  • В include перечислены файлы заголовков, необходимые для разработки ядра Linux.
  • В MODULE_LICENSE можно установить разные значения, в зависимости от лицензии модуля. Для просмотра полного списка запустите:
  • Мы устанавливаем init (загрузка) и exit (выгрузка) как статические функции, которые возвращают целые числа.
  • Обратите внимание на использование printk вместо printf . Также параметры printk отличаются от printf . Например, флаг KERN_INFO для объявления приоритета журналирования для конкретной строки указывается без запятой. Ядро разбирается с этими вещами внутри функции printk для экономии памяти стека.
  • В конце файла можно вызвать module_init и module_exit и указать функции загрузки и выгрузки. Это даёт возможность произвольного именования функций.
  • Впрочем, пока мы не можем скомпилировать этот файл. Нужен Makefile. Такого базового примера пока достаточно. Обратите внимание, что make очень привередлив к пробелам и табам, так что убедитесь, что используете табы вместо пробелов где положено.

    Если мы запускаем make , он должен успешно скомпилировать наш модуль. Результатом станет файл lkm_example.ko . Если выскакивают какие-то ошибки, проверьте, что кавычки в исходном коде установлены корректно, а не случайно в кодировке UTF-8.

    Читайте также:  Блокировка трафика windows 10

    Теперь можно внедрить модуль и проверить его. Для этого запускаем:

    Если всё нормально, то вы ничего не увидите. Функция printk обеспечивает выдачу не в консоль, а в журнал ядра. Для просмотра нужно запустить:

    Вы должны увидеть строку “Hello, World!” с меткой времени в начале. Это значит, что наш модуль ядра загрузился и успешно сделал запись в журнал ядра. Мы можем также проверить, что модуль ещё в памяти:

    Для удаления модуля запускаем:

    Если вы снова запустите dmesg, то увидите в журнале запись “Goodbye, World!”. Можно снова запустить lsmod и убедиться, что модуль выгрузился.

    Как видите, эта процедура тестирования слегка утомительна, но её можно автоматизировать, добавив:

    в конце Makefile, а потом запустив:

    для тестирования модуля и проверки выдачи в журнал ядра без необходимости запускать отдельные команды.

    Теперь у нас есть полностью функциональный, хотя и абсолютно тривиальный модуль ядра!

    Немного интереснее

    Копнём чуть глубже. Хотя модули ядра способны выполнять все виды задач, взаимодействие с приложениями — один из самых распространённых вариантов использования.

    Поскольку приложениям запрещено просматривать память в пространстве ядра, для взаимодействия с ними приходится использовать API. Хотя технически есть несколько способов такого взаимодействия, наиболее привычный — создание файла устройства.

    Вероятно, раньше вы уже имели дело с файлами устройств. Команды с упоминанием /dev/zero , /dev/null и тому подобного взаимодействуют с устройствами “zero” и “null”, которые возвращают ожидаемые значения.

    В нашем примере мы возвращаем “Hello, World”. Хотя это не особенно полезная функция для приложений, она всё равно демонстрирует процесс взаимодействия с приложением через файл устройства.

    Вот полный листинг:

    Тестирование улучшенного примера

    Теперь наш пример делает нечто большее, чем просто вывод сообщения при загрузке и выгрузке, так что понадобится менее строгая процедура тестирования. Изменим Makefile только для загрузки модуля, без его выгрузки.

    Теперь после запуска make test вы увидите выдачу старшего номера устройства. В нашем примере его автоматически присваивает ядро. Однако этот номер нужен для создания нового устройства.

    Возьмите номер, полученный в результате выполнения make test , и используйте его для создания файла устройства, чтобы можно было установить коммуникацию с нашим модулем ядра из пространства пользователя.

    (в этом примере замените MAJOR значением, полученным в результате выполнения make test или dmesg )

    Параметр c в команде mknod говорит mknod, что нам нужно создать файл символьного устройства.

    Теперь мы можем получить содержимое с устройства:

    или даже через команду dd :

    Вы также можете получить доступ к этому файлу из приложений. Это необязательно должны быть скомпилированные приложения — даже у скриптов Python, Ruby и PHP есть доступ к этим данным.

    Когда мы закончили с устройством, удаляем его и выгружаем модуль:

    Заключение

    Надеюсь, вам понравились наши шалости в пространстве ядра. Хотя показанные примеры примитивны, эти структуры можно использовать для создания собственных модулей, выполняющих очень сложные задачи.

    Просто помните, что в пространстве ядра всё под вашу ответственность. Там для вашего кода нет поддержки или второго шанса. Если делаете проект для клиента, заранее запланируйте двойное, если не тройное время на отладку. Код ядра должен быть идеален, насколько это возможно, чтобы гарантировать цельность и надёжность систем, на которых он запускается.

    Источник

    Оцените статью