Linux подстановка значения переменной

Глава 14. Подстановка команд

Подстановка команд — это подстановка результатов выполнения команды [1] или даже серии команд; буквально, эта операция позволяет вызвать команду в другом окружении.

Классический пример подстановки команд — использование обратных одиночных кавычек (`. `). Команды внутри этих кавычек представляют собой текст командной строки.

Вывод от команд может использоваться: как аргумент другой команды, для установки значения переменной и даже для генерации списка аргументов цикла for.

Подстанавливаемая команда может получиться разбитой на отдельные слова.

Даже когда не происходит разбиения на слова, операция подстановки команд может удалять завершающие символы перевода строки.

При выводе значений переменных, полученных в результате подстановки команд, командой echo, без кавычек, символы перевода строки будут удалены. Это может оказаться неприятным сюрпризом.

Подстановка команд позволяет даже записывать в переменные содержимое целых файлов, с помощью перенаправления или команды cat.

Не используйте переменные для хранения содержимого текстовых файлов большого объема, без веских на то оснований. Не записывайте в переменные содержимое бинарных файлов, даже шутки ради.

Пример 14-1. Глупая выходка

Обратите внимание: в данной ситуации не возникает ошибки переполнения буфера . Этот пример показывает превосходство защищенности интерпретирующих языков, таких как Bash, от ошибок программиста, над компилирующими языками программирования.

Подстановка команд, позволяет записать в переменную результаты выполнения цикла. Ключевым моментом здесь является команда echo, в теле цикла.

Пример 14-2. Запись результатов выполнения цикла в переменную

Подстановка команд позволяет существенно расширить набор инструментальных средств, которыми располагает Bash. Суть состоит в том, чтобы написать программу или сценарий, которая выводит результаты своей работы на stdout (как это делает подавляющее большинство утилит в UNIX) и записать вывод от программы в переменную.

Альтернативой обратным одиночным кавычкам, используемым для подстановки команд, можно считать такую форму записи: $(COMMAND).

Источник

9.3. Подстановка параметров

Работа с переменными и/или подстановка их значений

То же самое, что и $parameter, т.е. значение переменной parameter. В отдельных случаях, при возникновении неоднозначности интерпретации, корректно будет работать только такая форма записи: $ .

Может использоваться для конкатенации (слияния) строковых переменных.

Если параметр отсутствует, то используется значение по-умолчанию.

Формы записи $ и $ в большинстве случаев можно считать эквивалентными. Дополнительный символ : имеет значение только тогда, когда parameter определен, но имеет «пустое» (null) значение.

Параметры по-умолчанию очень часто находят применение в случаях, когда сценарию необходимы какие либо входные аргументы, передаваемые из командной строки, но такие аргументы не были переданы.

Если значения параметров не задананы явно, то они принимают значения по-умолчанию.

Оба метода задания значений по-умолчанию до определенной степени идентичны. Символ : имеет значение только когда $parameter был инициализирован «пустым» (null) значением, [1] как показано выше.

Если параметр имеет какое либо значение, то используется alt_value, иначе — null («пустая» строка).

Оба варианта до определенной степени идентичны. Символ : имеет значение только если parameter объявлен и «пустой», см. ниже.

Если parameter инициализирован, то используется его значение, в противном случае — выводится err_msg.

Обе формы записи можно, до определенной степени, считать идентичными. Символ : имеет значение только когда parameter инициализирован «пустым» значением, см. ниже.

Пример 9-13. Подстановка параметров и сообщения об ошибках

Пример 9-14. Подстановка параметров и сообщение о «порядке использования»

Подстановка параметров и/или экспансия. Следующие выражения могут служить дополнениями оператора match команды expr, применяемой к строкам (см. Пример 12-6). Как правило, они используются при разборе имен файлов и каталогов.

Длина переменной / Удаление подстроки

String length (число символов в переменной $var). В случае массивов, команда $ возвращает длину первого элемента массива.

$ и $ возвращает количество аргументов (позиционных параметров) .

Для массивов, $ и $ возвращает количество элементов в массиве.

Пример 9-15. Длина переменной

Удаляет из переменной $var наименьшую/наибольшую подстроку, совпадающую с шаблоном $Pattern. Поиск ведется с начала строки $var.

Пример использования из Пример A-8:

Удаляет из переменной $var наименьшую/наибольшую подстроку, совпадающую с шаблоном $Pattern. Поиск ведется с конца строки $var.

Bash версии 2 имеет ряд дополнительных возможностей.

Пример 9-16. Поиск по шаблону в подстановке параметров

Пример 9-17. Изменение расширений в именах файлов :

Подстановка значений переменных / Замена подстроки

Эти конструкции перекочевали в Bash из ksh .

Подстанавливается значение переменной var, начиная с позиции pos.

Подстанавливается значение переменной var, начиная с позиции pos, не более len символов. См. Пример A-16.

Первое совпадение с шаблоном Pattern, в переменной var замещается подстрокой Replacement.

Если подстрока Replacement отсутствует, то найденное совпадение будет удалено.

Глобальная замена. Все найденные совпадения с шаблоном Pattern, в переменной var, будут замещены подстрокой Replacement.

Как и в первом случае, если подстрока Replacement отсутствует, то все найденные совпадения будут удалены.

Пример 9-18. Поиск по шаблону при анализе произвольных строк

Если в переменной var найдено совпадение с Pattern, причем совпадающая подстрока расположена в начале строки (префикс), то оно заменяется на Replacement. Поиск ведется с начала строки

Если в переменной var найдено совпадение с Pattern, причем совпадающая подстрока расположена в конце строки (суффикс), то оно заменяется на Replacement. Поиск ведется с конца строки

Пример 9-19. Поиск префиксов и суффиксов с заменой по шаблону

Поиск по шаблону всех, ранее объявленных переменных, имена которых начинаются с varprefix .

Примечания

Если $parameter «пустой»,в неинтерактивных сценариях, то это будет приводить к завершению с кодом возврата 127 ( «command not found» ).

Источник

4.1. Подстановка переменных

Когда интерпретатор встречает в тексте сценария имя переменной, то он вместо него подставляет значение этой переменной. Поэтому ссылки на переменные называются подстановкой переменных.

Необходимо всегда помнить о различиях между именем переменной и ее значением. Если variable1 — это имя переменной, то $variable1 — это ссылка на ее значение. «Чистые» имена переменных, без префикса $, могут использоваться только при объявлении переменный, при присваивании переменной некоторого значения, при удалении (сбросе), при экспорте и в особых случаях — когда переменная представляет собой название сигнала (см. Пример 29-5). Присваивание может производится с помощью символа = (например: var1=27), инструкцией read и в заголовке цикла (for var2 in 1 2 3).

Заключение ссылки на переменную в двойные кавычки (» «) никак не сказывается на работе механизма подстановки. Этот случай называется «частичные кавычки», иногда можно встретить название «нестрогие кавычки». Одиночные кавычки (‘ ‘) заставляют интерпретатор воспринимать ссылку на переменную как простой набор символов, потому в одинарных кавычках операции подстановки не производятся. Этот случай называется «полные», или «строгие» кавычки. Дополнительную информацию вы найдете в Глава 5.

Примечательно, что написание $variable фактически является упрощенной формой написания $ . Более строгая форма записи $ может с успехом использоваться в тех случаях, когда применение упрощенной формы записи порождает сообщения о синтаксических ошибках (см. Section 9.3, ниже).

Пример 4-1. Присваивание значений переменным и подстановка значений переменных

Неинициализированная переменная хранит «пустое» значение — не ноль!. Использование неинициализированных переменных может приводить к ошибкам разного рода в процессе исполнения.

Не смотря на это в арифметических операциях допускается использовать неинициализированные переменные.

Источник

Переменные и параметры

Переменная — это один из основных элементов любого языка программирования. Переменные участвуют практически в любых операциях, будь то арифметические действия или анализ строк. По сути, любая переменная, это ячейка памяти, содержащая в себе определенные данные.

Подстановка переменных

Важно понимать разницу между именем переменной и значением этой переменной, и не забывать о ней. Например: variable — это символическое имя переменной
в то время как $variable — это уже ссылка на значение переменной ( на область памяти, содержащую значение переменной с именем variable ). Имена переменных, без префикса $, могут использоваться в процессе объявления переменной, то есть когда переменной присваивается определенное значение, при удалении значения переменной, при экспорте и в случаях — когда переменная является названием сигнала.
Присвоить значение переменной можно с помощью оператора =:

различными вариантами с использованием оператора read:

или в заголовке цикла:

Если ссылка на переменную, заключена в двойные кавычки, это никак не повлияет на работу подстановки переменной, то есть:

если-же строка с переменной заключается в одинарные кавычки, в них экранируются любые служебные символы, то строка будет выведена в том виде, в котором она записана в тесте сценария, без подстановки значения переменной:

Форма записи $var, является упрощенным вариантом $ . Запись с фигурными скобками $ , является более строгим вариантом, ее можно применять там, где обычный вариант вызывает синтаксическую ошибку.

Примеры назначения и подстановки переменных

# Использование пробелов, перед, или после, знака =, не допустимо
# При записи VAR =value, интерпретатор попытается выполнить команду VAR с параметром =value.
# Если попробовать присвоить значение переменной таким образом VAR= value, будет произведена попытка назначить переменной окружения VAR пустое
# значение, после чего, выполнить команду value.

Обратите внимание на разницу выводимых результатов в примере ниже. Если переменная заключена в двойные кавычки, пробельные символы будут сохранены а при заключении переменной в одинарные кавычки, значение переменной не подставляется, символ $ интерпретируется как обычный символ.

Объявление неинициализированной переменной, фактически то-же самое что и сброс переменной

Неинициализированная переменная содержит пустое значение, в арифметических операциях пустое значение интерпретируется как 0. Использование пустых переменных потенциально может вызывать различного рода ошибки в процессе работы сценария, однако в арифметических операциях их использование вполне допустимо.

Допускается присвоение значений нескольким переменным в одной строке.

Со старыми версиями «sh» могут возникнуть проблемы .

Присваивание значений переменным

Операцией присвоения значения переменной в bash является символ равно, «=», в зависимости от контекста использования так-же является оператором сравнения «равно».

Простое присваивание

Простое и замаскированное присваивание

# Подстановка команд, немного более сложный вариант.

Обратите внимание на восклицательный знак (!) в подстанавливаемой команде, из командной строки такой вариант работать не будет, поскольку здесь используется механизм истории команд bash. Но в сценариях использование истории команд запрещено

Переменные Bash не имеют определенного типа

В отличие от большинства других языков программирования, Bash не разделяет переменные по типам. По сути, переменные Bash являются строковыми переменными, но, в зависимости от контекста, Bash допускает целочисленную арифметику с переменными. Определяющим фактором здесь служит содержимое переменных.

Целое число или строка

Переменные не имеющие типов, палка о двух концах, с одной стороны они делают сценарии более гибкими и упрощают чтение кода, с другой могут приводить к неожиданным ошибкам и развивают в человеке «неряшливость» в программировании, кроме того вся ответственность за отслеживание типов переменных полностью ложится на программиста.

Специальные типы переменных

локальные переменные

Локальными переменными являются переменные область видимости которых ограничена вложенным блоком кода или функцией, однако переменные объявленные во вложенном блоке, доступны и за его пределами, в отличии от переменных, объявленных в теле функции.

переменные окружения

Переменные окружения затрагивают командную оболочку в целом и влияют на порядок взаимодействия с пользователем.

В общем контексте, каждый процесс имеет свое среду исполнения ( окружение ), т.е. некоторый набор переменных, которые процесс может использовать во время своей работы. Системная оболочка так-же представляет из себя процесс, со всеми вытекающими последствиями.

При запуске командного интерпретатора, для него создаются переменные, соответствующие переменным окружения. Любое изменение переменных окружения заставляет оболочку обновить свои переменные, и все дочерние процессы ( команды, запускаемые из системной оболочки) наследуют это окружение.

Пространство, выделяемое переменным окружения, ограничено. Создание слишком большого количества переменных окружения или одной переменной, которая занимает слишком большое пространство, может привести к возникновению определенных проблем.

Если сценарий меняет переменные окружения, они должны быть экспортированы, т.е передаться окружению, локальному по отношению к сценарию. Делается это с помощью команды export.

Любой сценарий может экспортировать переменные только дочернему, по отношению к себе, процессу, т.е. командам и процессам запускаемым из данного сценария. Дочерний процесс не может экспортировать переменные родительскому процессу.

Позиционные параметры

Позиционные параметры, это аргументы, получаемые сценарием при запуске из командной строки — $0, $1, $2, $3. где $0 — это название файла сценария, $1 — первый аргумент, $2 — второй, $3 — третий и так далее. Аргументы, следующие за $9, должны быть заключены в фигурные скобки, например: $ , $ , $ .

Специальные переменные $* и $@ содержат все поступившие в сценарий позиционные параметры.

Использование скобок для позиционных параметров дает простой способ обращения к последнему аргументу, переданному в сценарий из командной строки. Такой способ подразумевает использование косвенной адресации.

Сценарий может вести себя по разному в зависимости от имени сценария. Для этого сценарий должен проанализировать аргумент $0 — имя файла сценария. Это могут быть и имена символических ссылок на файл сценария.

Если сценарий ожидает передачи аргументов из командной строке, при их отсутствии он получит пустые переменные, что может вызвать нежелательный побочный эффект. Один из способов борьбы с подобными ошибками — добавить дополнительный символ в обеих частях операции присваивания, где используются аргументы командной строки.

Сценарий использующий программу whois для определения имени домена

Команда shift сдвигает позиционные параметры удаляя первый из них.

Источник

Читайте также:  Dlp агент для mac os
Оцените статью