- Запуск игр на Linux при помощи Port Proton
- Как установить
- Проверяем как оно работает
- Запускаем «Heroes of Might and Magic III»
- Итог
- Что такое Proton? Как установить PortProton в Linux
- Как настроить Steam Proton?
- PortProton – как запустить игры в Linux без Steam
- Как установить PortProton в Linux
- Ubuntu/Linux Mint
- Manjaro/ArchLinux
- Deepin OS/Debian
- Fedora
- Запуск Proton без Steam
- 19.09.2021 обновлена версия PortProton-97
- Скачать и установить стабильную версию с выбором версии протона (PROTON_STEAM и PROTON_GE) PS: Порт полностью переехал на github:
- Комментарии и обсуждения переехали на сервер Discord.
Запуск игр на Linux при помощи Port Proton
Приветствую тебя авантюрист. Сегодня мы поговорим про такой отличный инструмент как Port Proton. О том, что такое Proton, мы частично говорили в этой статье, но дабы не отправлять тебя читать еще одну массивную статью, то в двух словах напомню: proton позволяет программному обеспечению, разработанному для Windows, работать в Linux-основанных операционных системах. Proton разработан Valve и основан на форке Wine. У него есть одно существенное ограничение – работать он может только при запуске игры из Steam. Запустить игру, которой нет в Steam, так просто у тебя не получится, а хотелось бы, ведь Proton отлично справляется с играми, даже с теми, которые с ним не сертифицированы и не тестировались.
Port Proton в свою очередь – позволяет использовать Proton от Valve без Steam даже для новичка в любимой системе! Включает в себя набор скриптов, совмещенных с самим wine-proton, и множество уже настроенных оптимизаций для вашего удобства запуска программ и игр под Linux. Проще говоря – это готовый удобнейший инструмент для запуска Windows игр на Linux в 1 клик, без каких-либо настроек конфигураций и т.п
Ссылка на официальный сайт проекта: https://portwine-linux.ru/
Как установить
Использовать Port Proton очень просто: вся необходимая информация есть на официальном сайте проекта. Первое, что нам нужно сделать – это установить все необходимые зависимости. Они расписаны для всех основных дистрибутивов на этой странице – portwine-linux.ru/portwine-faq. Далее, если у тебя Ubuntu или Linux mint , нужно установить все необходимые драйвера на видеокарту – portwine-linux.ru/amd-nvidia-drivers-ubuntu-linux-mint. Теперь можно установить сам Port Proton. Для этого нужно скачать скрипт установки и выполнить его. Готовая команда так же есть на сайте portwine-linux.ru/port-proton-linux. После установки вы сможете открывать exe программы с помощью Port Proton, прямо через контекстное меню.
Проверяем как оно работает
Как говорится – «Теорию всегда подкрепляй практикой». Чем мы и займемся. Предлагаю запустить какую-нибудь игру на паре дистрибутивов, например, на Manjaro Linux и на Ubuntu. В качестве игры выберем одну из моих любимых игр, в которую я играю уже на протяжении, наверно, лет 15 – это «Герои меча и магии 3».
Игра абсолютно нетребовательна к ресурсам, поэтому запускать мы ее будем на виртуальной машине, так проще для меня, но на реальной машине отличий не будет никаких. Запускать будем версию игры HoTA. Установщик я предварительно скачал и поместил на рабочий стол.
Запускаем «Heroes of Might and Magic III»
Процесс запуска покажу на примере Manjaro Linux. Все тоже самое будет и на Ubuntu за исключением установки зависимостей.
Устанавливаем зависимости для Manjaro. Для этого вводим:
Для Ubuntu команд будет несколько:
Ну и еще для Ubuntu нужно поставить драйвера на видео, так как у меня AMD
После установки зависимостей вводим непосредственно команду установки самого Port Proton
Выбираем путь установки основного префикса
Теперь у нас в контекстном меню появится пункт меню «открыть с помощью Port Proton». Чем мы и воспользуемся, запустив установщик для установки игры.
Мы видим меню самого Port Proton, в нем можно выбрать так сказать «режим» запуска, и выбрать разные версии программы.
Жмем LAUNCH. Первый запуск может занять время, пока будет подготовлено и подкачено все необходимое. Когда все будет готово
Все необходимые операции проделаны, теперь уже стартует сам exe-шник,. Проделываем простую установку.
Находим нужный файл для запуска программы и также запускаем его через Port Proton
Стартует лаунчер уже самой игры. Ну, и жмем «ИГРАТЬ»
Вуаля! Мы слышим замечательный саундтрек Пола Ромеро и мурашки уже побежали по нашим рукам, предвкушая очередной вечер наполненный приключениями, сюжетными поворотами, сложнейшими баталиями в этом прекрасном замечательном мире Героев Меча и Магии
Пробуем запустить карту, как видим – все отлично.
На Ubuntu кстати то же все отлично запустилось
Итог
Port Proton инструмент довольно удобный, простой в использовании и установке. Все, что я пробовал через него запустить (хоть это было и не так много игр), без проблем запускалось. Также через Port Proton можно пробовать запускать не только игры, но и программы для Windows. Если ты любитель поиграть, то безусловно это первое, что ты должен установить на свой компьютер с Linux после Steam.
Как обычно, жду тебя в комментариях и … удачи авантюрист.
Источник
Что такое Proton? Как установить PortProton в Linux
На высоком уровне Proton – это уровень совместимости, который позволяет играм Windows запускаться на операционных системах на базе Linux. В прошлом для запуска компьютерных игр на Linux требовалось запускать игры Steam через программное обеспечение под названием Wine (аббревиатура от “Wine – не эмулятор”).
Valve совместно с разработчиками CodeWeavers создала Proton как форк Wine, а затем встроила эту технологию в сам Steam как часть Steam Play – инициативы компании “купи один раз, играй на любой платформе ПК”.
Valve создала Proton после того, как ее инициатива Steam Machine, потерпела неудачу, отчасти из-за того, что компания полагалась на гораздо меньшую игровую библиотеку Linux.
“Со Steam Machine всегда была классическая проблема курицы и яйца”, — сказал IGN дизайнер Скотт Далтон. “Это привело нас на путь Proton, где теперь есть все эти игры, которые действительно запускаются”.
Как настроить Steam Proton?
В настоящее время Steam для Linux не включает Proton по умолчанию. Вам нужно вручную включить его или придерживаться игр, которые предлагают собственный порт Linux. Учитывая, как мало игр предлагают собственные версии для Linux, мы очень надеемся, что Valve включит Proton/Steam Play по умолчанию в Steam Deck, иначе будет много недовольных клиентов.
Если вы уже используете Linux, вы можете включить Proton, открыв настройки Steam и нажав на опцию “Steam Play” в нижней части навигационной панели. (На компьютерах с Windows эта опция будет недоступна). Там вы увидите поле, в котором можно установить флажок “Включить Steam Play для поддерживаемых игр”. Это включит Proton для игр, подтвержденных для работы с технологией и добавленных Valve в белый список. Вы также увидите расширенный вариант “Включить Steam Play для всех остальных игр”, который включит Proton для всех игр после перезапуска клиента.
PortProton – как запустить игры в Linux без Steam
PortProton Linux – позволяет использовать версию WINE от Valve (Proton) без Steam даже для новичка в нашей любимой системе! Включает в себя набор скриптов совмещенных с самим wine-proton и множество уже настроенных оптимизаций для вашего удобства запуска программ и игр под Linux.
Как установить PortProton в Linux
PortProton доступен почти для всех операционных систем на базе Linux. В этом руководстве я буду использовать Kubuntu 21.10.
Для начала вам нужно установить последнюю версию драйверов
Для пользователей AMD введите в терминале следующие команды
sudo dpkg —add-architecture i386 && sudo add-apt-repository multiverse && sudo sudo add-apt-repository ppa:kisak/kisak-mesa && sudo apt update && sudo apt upgrade -y && sudo apt install mesa-vulkan-drivers mesa-vulkan-drivers:i386 libvulkan1 libvulkan1:i386 vulkan-utils mesa-utils -y
Также установите необходимые зависимости
Ubuntu/Linux Mint
sudo dpkg —add-architecture i386
sudo add-apt-repository multiverse
sudo apt update && sudo apt upgrade
sudo apt install bubblewrap curl gamemode icoutils tar vulkan-tools libvulkan1 libvulkan1:i386 wget zenity zstd steam cabextract
Manjaro/ArchLinux
sudo pacman -Sy curl gamemode icoutils wget zenity bubblewrap zstd cabextract tar steam
Deepin OS/Debian
sudo apt install software-properties-common -y && sudo apt-add-repository non-free && sudo dpkg —add-architecture i386 && sudo apt update && sudo apt upgrade
sudo apt install bubblewrap curl gamemode icoutils tar vulkan-tools wget zenity zstd libvulkan1 libvulkan1:i386 steam cabextract
Fedora
Включаем Non-free репозиторий:
sudo dnf install https://download1.rpmfusion.org/nonfree/fedora/rpmfusion-nonfree-release-$(rpm -E %fedora).noarch.rpm
Устанавливаем необходимые зависимости:
sudo dnf update && sudo dnf upgrade —refresh && sudo dnf install curl gamemode icoutils libcurl wget zenity bubblewrap zstd cabextract tar goverlay steam
Далее устанавливаем PortProton
Обычная установка:
wget -c «https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/raw/master/portwine_install_script/PortProton-97» && sh PortProton-97
Тихая установка:
wget -c «https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/raw/master/portwine_install_script/PortProton-97» && sh PortProton-97 -rus
После успешной установки, вы найдете у себя в домашней директории новую папку “PortProton”, в которой и будут храниться все ваши установленные игры и приложения windows.
PortProton в домашней директории
Запустите файл “PortProton.desktop”, который содержит множество настроек (первый запуск будет долгим, потому что он установит дополнительные библиотеки wine gecko, wine mono и т.д)
Первый запуск PortProton
Основное окно программы
Вы можете выбрать какую версию DirectX использовать DX11, DX12 или OpenGL
Выбор Proton
Также, можно выбрать с какой версии запускать игру/приложение – Proton от Steam, или же ProtonGE
Автоустановка магазинов игр в PortProton
Если вы купили игру не в Steam, это не проблема, ведь вы можете установить любой из доступных выше магазинов, таких как – Wargaming, BattleNet, EpicStore и другие
Установка игры
Запустите exe-файл установки игры, и подождите пока скрипт установит дополнительные библиотеки(это только при первом запуске)
Добавление ярлыка программы/игры в меню приложений
После успешной установки, программа спросит вас “Хотите ли вы добавить ярлык в меню приложений”. Это очень удобно.
Вот и все, вы можете играть в любимые игры в любой ОС на базе Linux.
Источник
Запуск Proton без Steam
19.09.2021 обновлена версия PortProton-97
PortProton Linux – позволяет использовать версию WINE от Valve (Proton) без Steam даже для новичка в нашей любимой системе! Включает в себя набор скриптов совмещенных с самим wine-proton и множество уже настроенных оптимизаций для вашего удобства запуска программ и игр под Linux.
- установить зависимости
- установить, или обновить драйвера для видеокарты
- открыть терминал и ввести команду написанную ниже…
- ПКМ на нужном файле и запускаем с помощью PortProton (там же можно создать ярлык для запуска определенной игры/программы
PS: Количество создаваемых ярлыков не ограничено. НИКАКИЕ скрипты переписывать и редактировать не надо (если только ради собственных экспериментов).
Скачать и установить стабильную версию с выбором версии протона (PROTON_STEAM и PROTON_GE)
PS: Порт полностью переехал на github:
Обычная установка:
wget -c «https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/raw/master/portwine_install_script/PortProton-97» && sh PortProton-97
Тихая установка:
wget -c «https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/raw/master/portwine_install_script/PortProton-97» && sh PortProton-97 -rus
Комментарии и обсуждения переехали на сервер Discord.
###PortProton-95### 02.09.2021 ###Scripts version 2005###
* обновлен db файл для steam (под ProtonGE связь с интернетом снова есть) – Спасибо Cefeiko!
* обновлен WINE PROTON_GE 6.16-GE1
* переменная PW_GUI_DISABLED_CS сбрасывается при запуске порта (для совместимости со старыми ярлыками которые были созданы на предыдущих версиях порта)
* добавлена возможность создавать 32-х битный префикс (необходимо для будущей автоустановки League of Legends)
* в GUI AUTOINSTALL добавлены лаунчеры Bethesda.net Launcher и Rockstar-Games-Launcher – Спасибо chal55rus (Sergey P.)!
* улучшена функция pw_kill_autostart
###Scripts version 2004###
* HOTFIX – использование и редактирование db файла Battle.NET
###Scripts version 2003###
* HOTFIX – отключение новых обновлений для старых версий PortProton
###Scripts version 2002###
* HOTFIX для настройки db файлов
###Scripts version 2001###
* добавлен графический интерфейс для настройки db файлов
###PortProton-94### 25.08.2021 ###Scripts version 2000###
* добавлено автоматическое скачивание и обновление Proton GE
* db файлы создаются автоматически при запуске любого *.exe
* последние выбранные режимы запуска сохраняются автоматически в db файлы
* добавлены переменные для более точной настройки vkBasalt под каждую игру с помощью db файлов:
export PW_VKBASALT_EFFECTS=”FakeHDR:cas” – можно изменять на любые эффекты из путь_до_порта/data/vkBasalt.conf
export PW_VKBASALT_FFX_CAS=”0.7″ – изменение резкости в играх (от 0 до 1 с шагом 0.01)
так же можно настроить эти пар-ры глобально и для всех игр с помощью: путь_до_порта/data/user.conf
PS: не забывает для активации добавить переменную: export ENABLE_VKBASALT=1 в db файл, или для глобального включения в user.conf
* добавлены условия для правильного определения переменных LD_LIBRARY_PATH и LD_PRELOAD при автоматическом перезапуске скриптов
* запуск нескольких приложений можно запустить только через один и тот же протон
* добавлена автоматическая очиста каталога Temp в преыиксе порта
* создан новый скрипт functions_helper, в который перенесены все вспомогательные функции из runlib
* создана новая ветка обновлений скриптов v.2XXX
* упрощена структура скрипта runlib
###Scripts version 1125###
* PROTON_STEAM обновлен до v6.3-6b
* FIX winetricks и cabextract (ТЕСТ)
* множество маленьких изменений и исправлений
###Scripts version 1124###
* выбор версии WINE (PROTON_STEAM v6.3-6rc4; PROTON_GE v6.15.2)
* добавлено отображение версии WINE в MANGOHUD
* переработан скрипт start.sh (уменьшен код при увеличении удобства использования)
###Scripts version 1123###
* в MANGOHUD по умолчанию добавлен вывод разрешения экрана
* добавлен db файл для игры DaysGone (значительно увеличивает FPS)
###Scripts version 1122###
* обновление скриптов для поддержки нового тестового 91 порта включенным FSR по умолчанию (FSR работает только с играми dx9-12 запущенными под vulkan и при выборе разрешения в игре ниже чем поддерживает монитор)
###Scripts version 1121###
* HOTFIX – перенос PW_NO_ESYNC=1 из default db в скрипт var
* HOTFIX – для успешного запуска игр WGC на системах где не работали игры WoWS и WoT
###Scripts version 1120###
* перенос unset переменных в разделе main скрипта runlib
* после автоустановки windows steam, не перезаписывается ярлык нативного steam в меню.
* перед автоустановкой игр добавлена функция KILL_PORTWINE
###Scripts version 1119###
* ESYNC отключен по умолчанию из за частой ошибки CXX на некоторых системах.
* при включении vkBasalt вместо эффекта Curves используется FakeHDR (минимальное затемнение при увеличении глубины цветопередачи)
* при включении vkBasalt уменьшена резкость casSharpness с 0.8 до 0.75
###Scripts version 1118###
* обновлены libs_v17 с интеграцией MANGOHUD, vkBasalt + reshade
* MANGOHUD и vkBasalt польностью интегрированы в контейнер
* MANGOHUD снова работает под всеми режимами запуска (OpenGL и Vulkan) включая 32-ух битные игры.
* HOTFIX – user.conf корректно переопределяет все переменные
###Scripts version 1117###
* доработка определение месторасполажения установленных шейдеров для vkBasalt
* добавлена переменная “PW_SANDBOX_HOME_PATH” при существовании которой закрывается доступ к домашнему каталогу
###Scripts version 1115 and 1116###
* тест обновления скриптов с github
###Scripts version 1114###
* добавлен пользовательский файл конфигурации (путь_до_PortProton/data/user.conf”) который при наполнениии замещает настройки скрипта var и db файлов, но при обновлении скриптов остается неизменным, для сохранения ваших настроек.
* автоматическое изменение раскладки клавиатуры работает только при установке значении переменной export PW_XKBD_RU_HACK=1 (можно прописывать как в скрипт var, так и в user.conf)
* HOTFIX – определение месторасполажения установленных шейдеров для vkBasalt (для работы под Arch и Manjaro)
* проверка и обновления скриптов из https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/archive/refs/heads/master.tar.gz
###Scripts version 1113###
* обновлен dxvk до v1.9-51
* обновлен vkd3d до v2.4
* начальная поддержка нативной версии nvapi при условии, что wine его поддерживает
* тест vkBasalt (в каталог data добавлен vkBasalt.conf и добавлены переменные в скрипт var)
###PortProton-90### 28.06.2021
* обновлен Proton 6.3-5 (RELEASE)
###Scripts version 1112###
* mangohud влючаеться по клавишам: правый_шифт+F12 (Shift_R+F12)
* HOTFIX – включение vkd3d (dxgi=b)
###Scripts version 1111###
* обновлен DXVK и VKD3D из Proton 6.3-5 (RELEASE)
* обновлены библиотеки kerberos и wldap32 (исправляет ошибки подключения к интернету в некоторых играх, например World of Tanks)
###Scripts version 1110###
* mangohud влючаеться по клавише F12 при условии, что он установлен в системе
* добавлена кнопка очистки префикса в раздел GUI -> SETTINGS
* добавлена кнопка удаления порта в раздел GUI -> SETTINGS
* добавлена кнопка удаления программ (WINE UNINSTALLER) в раздел GUI -> SETTINGS
* добавлена кнопка редактирования скрипта var в раздел GUI -> SETTINGS
* обновление winetricks отключенно (опять) и используется доработаная версия от ProtonGE
* изменены иконки внутри gui в трее
###PortProton-89### 25.06.2021 ###Scripts version 1109###
* обновлен wine до версии Proton 6.3-5-rc3
* обновлен DXVK и VKD3D из Proton 6.3-5-rc3
###Scripts version 1108###
* обновлен DXVK и VKD3D из Proton 6.3-5-rc1
###Scripts version 1107###
* добавлены db: OSU!; FarCry<3,4>; Control; Biomutant; ForzaHorizon4
* включено обновление winetricks (снова отремонтировано скачиваие vcrun20XX)
###Scripts version 1106###
* возвращен VKD3D из Proton 6.3-4b
###Scripts version 1105###
* для распаковки exe файлов при автоматических установках лаунчеров используется 7z вместо 7zr
* обновлен DXVK до версии 1.9
* исправлена автоматическая установка GOG
* автоматическое создание символьной ссылки users/steamuser/Documents в users/steamuser/My Documents
* добавлена иконка в трей для PortProton (завершение всех процессов по ПКМ –> “FORCE EXIT”)
* добавлена возможность запуска нескольких приложений одновременно и закрывать всё одним нажатием ПКМ –> EXIT
###Scripts version 1104###
* крупное обновлеение контейнера (libs_v16):
– добавлен /bin/yad_new версии 10.1 скомпилированный специально для будущего меню в трее)
– обновлен MANGOHUD (требуется проверка под OpenGL)
– обновлен 7z необходимый для будущей автоматической установки Rockstar Game Launcher
* для тестовой поддержки wayland добавлена переменная в скрипт var: GDK_BACKEND=”x11″
* обновлены DXVK и VKD3D до актуального состояния на 12.06.2021
###Scripts version 1103###
* HOTFIX – исправление функции pw_kill_autostart
###Scripts version 1102###
* фикс создания ярлыка после автоматической установки STEAM
* в AUTOINSTALL добавлена функция pw_kill_autostart для запрета автозапуска лаунчера после автоматической установки
* добавлены настройки в
/.Xresources для корректного отображения текста в xterm, если данного файла нет в корне домашнего каталога
###PortProton-87### – RELEASE
* cтабильная версия wine proton 6.3-4
* стабильные версии новых скриптов 1101
###Scripts version 1101###
* переделан запуск контейнера (исправлены проблемы с правильной подгрузкой библиотек)
* автоматическая установка DLL в префикс выполняется под контейнером
* winecmd запускается из под xterm установленного в контейнер, что избавляет xterm как зависимость.
* vcrun2019 снова устанавливается в штатном режиме
* исправлена ошибка в скрипте при монтировании в контейнер
* добавлено отображение скорости интернета и примерный остаток времени при скачивании libs, gecko, mono
###PortProton-86###
* обновлен wine до версии Proton 6.9 GE 2
* обновлены либы до версии libs_v15
### Скрипты с версии 1095 по 1100 – эксперементальные ###
###Scripts version 1094###
* немного ускорена инициализация префикса
* расширена функция чистки префикса
* исправлено определение использования RUNTIME в логах
* $
* добавлен автоматический проброс /media и /mnt в контейнер порта что позволяет запускать игры и программы установленные не в домашнем каталоге, как если бы порт работал без контейнера
* в AUTOINSTALL добавлены лаунчены UPLAY и STEAM
* тестовый фикс пропадания текстур под DXVK на некоторых системах
* для систем основанных на Arch добавлен автоматический проброс /run/media
* все основные настройки контейнера перенесены в скрипт var: PW_RT_MOUNT_RO – только для чтения; PW_RT_MOUNT_RW – чтение и запись (пути писать в ковычках и разделять пробелом) Пример: PW_RT_MOUNT_RW=(“/media” “/mnt” “/run/media/$
###Scripts version 1093###
* возвращена переменная в скрипте var: WINE_WIN_START=”start.exe /i /unix” что возвращает запуск .bat файлов и решает проблему с запуском игры WoT из WGC
###Scripts version 1092###
* исправлена автоустановка WGC под запуском в контейнерном режиме
* добавлен фикс работы старых версий порта с новыми скриптами
* частичный откат кода со скриптов от PortProton-78
* контейнерный режим включен по умолчанию и отключается в скрипте “каталог_порта/data/scripts/var” переменной PW_USE_RUNTIME=(1 – включен; 0 – выключен)
###PortProton-85### 27.05.2021 ###Scripts version 1090###
* для подготовки к релизу используется стабилная версия wine: Proton 6.3-4
* до 4-x прибавка в ФПС в играх DX12 (на моем железе: HZD – x4; Graven – x2; Cyberpunk2077 – x1,25)
* глобальное изменение использование переменных (системных, wine и vulkan)
* в лог файл добавлена информация о текущей версии скриптов и используется ли RUNTIME
* возврат оригинальных значений системных переменных: PATH, LD_LIBRARY_PATH после окончания использования порта
* HOTFIX – убрано повторное исполнение функции START_PORTWINE во время запуска debug
* HOTFIX – исправлены возможные проблемы старых игр использующие WMF
* HOTFIX – ошибки скачивания vcrun2019 на чистом префиксе
###PortProton-84### 23.05.2021 ###Scripts version 1089### – BETA
* обновлен WINE до версии Proton 6.9 GE 1
* контейнерный режим включен по умолчанию и отключается с помощью раскомментирования переменной в скрипте var #export PW_USE_RUNTIME=1
* более чем в 2 раза увеличена производительность игр под VKD3D (Cyberpunk2077 и т.п.) за счет исползования dxgi из dxvk под vkd3d
* для префикса по умолчанию включена версия windows 10
* реализовано создание символьных ссылок с библиотек gstreamer в контейнер runtime для исправления ошибок WMF (gst)
###Scripts version 1088###
* реализовано создание символьных ссылок с библиотек wine в контейнер runtime для исправления ошибок XACT (faudio)
###Scripts version 1087###
* добавлен вопрос об обновлении скриптов
* HOTFIX – полностью убрана переменная WINE_WIN_START
###Scripts version 1086###
* HOTFIX – изменена переменная export WINE_WIN_START=”start.exe /b”
###Scripts version 1085###
* в скрипт var добавлена и временно включена переменная export PW_USE_RUNTIME=1 (требуется рашение проблемы с загрузкой faudio)
* добавлено автоматическое создание каталога “$
* HOTFIX – обновление скриптов после установки происходило только при повторном запуске порта
###Scripts version 1084###
* фикc запуска gui winetricks c терминалом
###Scripts version 1083###
* временно вернул работу winetricks без использования контейнера
###Scripts version 1082###
* HOTFIX – смена версии cabextract внутри libs_v14
###Scripts version 1081###
* HOTFIX – автоматичкское удаление wget из libs_v14, что бы winetricks использовал curl для скачивания
###PortProton-80### 19.05.2021 ###Scripts version 1080###
* обновлен WINE до версии Proton 6.8 GE 1
* обновлен контейнер в libs_v14 до версии Debian 10.9
* добавлен аргумент запуска RUNTIME “–filesystem=$
* перенос создания символьной ссылки на drive_c из скрипта setup в runlib
###Scripts version 1079###
* HOTFIX – libs_v13 исправленна битая ссылка c “runtime/lib64/ld-linux-x86-64.so.2” на “../lib/x86_64-linux-gnu/ld-2.15.so”
###Scripts version 1078###
* добавлена проверка подключения к интернету с помощью ping перед использованием curl (значительно ускоряет запуск порта при плохом соединении с интернетом)
* обновлены libs_v12 (пересобран контейнер и значительно уменьшен его размер)
* HOTFIX – запуск winetricks из GUI PortProton (контейнер уже умеет работать с winetricks, но всё еще есть недочеты по отображению gui)
###Scripts version 1077###
* HOTFIX – исправлено повторное скачивание libs_v11
###Scripts version 1076###
* при любом использовании winetricks добавлен аргумент -r (для автоматического перекачивания библиотек, если хеш-суммы не совпадают)
* winetricks запущенный с GUI работает без контейнерного режима
* временно глобально отклчени gamemode в скрипте var (необходим тест)
* начальная адаптация скриптов под контейнерный режим запуска wine
* libs_v11 обновлен и переведен полностью на контейнерный режим запуска
* в PortProton.desktop изменен аргумент с %U на %F
###PortProton-80### 11.05.2021 ###Scripts version 1075###
* обновлен WINE до версии Proton 6.8 GE 1
* обновлена инициализация и настройка префикса под новые версии Proton GE
###Scripts version 1074###
* HOTFIX – добалено ожидание окончания создания префикса, перед продолжением использования порта
###Scripts version 1073###
* HOTFIX – создание каталога drive_c перед созданием симлинка на него
###Scripts version 1072###
* HOTFIX – создание префикса (каталог dosedevices с симлинками) под всеми ОС Linux и разными версиями Proton (включая GE)
###Scripts version 1071###
* HOTFIX – был ошибочно убран аргумент SkipBuildPatchPrereq для Epic (вернули)
###Scripts version 1070###
* HOTFIX – GUI возвращен в стандартный вид
###Scripts version 1069###
* обновлены db файлы
* HOTFIX -закомментирована переменная __NV_PRIME_RENDER_OFFLOAD=1 для работы некоторых игр в оконном режиме с видеокартой от NVIDIA
PortProton-79### 04.05.2021 ###Scripts version 1068###
* обновлен Proton до версии 6.3-3 от 05.05.2021
###Scripts version 1067###
* HOTFIX – удален аргумент /b при запуске приложений (fix для WGC)
* фикс запуска функции PW_OTHER_FIXES
* добавлена проверка повторной установки EVE Online из AUTOINSTALL
###Scripts version 1066###
* виртуальный рабочий стол включенный из db файла, или глобально из скрипта “var” исправно работает с любой игрой/программой
* фикс работы переменной “PW_GUI_DISABLED_CS=1” прописанной в .desktop файле
* улучшеный режим запуска всех приложений с помощью аргументов start /b /unix
###Scripts version 1062, 1063, 1064 и 1065###
* HOTFIX – убрана переменная PW_VULKAN_USE из скрипта runlib
###PortProton-78### 03.05.2021 ###Scripts version 1061###
* обновлен Proton 6.3 (стабильная ветка + патченный netprofm.dll)
* полностью исправлена проблема с фокусом мыши
* отключена авто отчистка префикса во время обновления порта
* в GUI изменен цвет ссылок url на красный
* частичная чистка кода
* HOTFIX – исправлено ложное срабатывание проверки скачивания (проверка успешного скачивания/распаковки всех компонентов и удаление архивов если одно из условий не истина)
* при ошибке скачивания одного из компонентов PortProton добавлено оповещение с автоматическим перезапуском.
###Scripts version 1060###
* фикс работы EVE Online + Proton Experimental (netprofm.dll)
###Scripts version 1059###
* gnome-terminal отрабатывает не правильно, возвращен xterm
* вместо vcrun2015-2017 принудительно ставится vcrun2019 (так как имеет кумулятивные обновления)
###PortProton-77### 03.05.2021 ###Scripts version 1061###
* обновлен Proton 6.3 (стабильная ветка + патченный netprofm.dll)
* полностью исправлена провлема с фокусом мыши
* отключена автоотчистка префикса во время обновления порта
* в GUI изменен цвет ссылок url на красный
* частичная чистка кода
* HOTFIX – исправлено ложное срабатывание проверки скачивания (проверка успешного скачивания/распаковки всех компонентов и даление архивов если одно из условий не истина)
* при ошибке скачивания одного из компонентов PortProton добавлено оповещение с автоматическим перезапуском.
###Scripts version 1060###
* фикс работы EVE Online + Proton Experimental (netprofm.dll)
###Scripts version 1059###
* gnome-terminal отрабатывает не правильно, возвращен xterm
* вместо vcrun2015-2017 принудительно ставится vcrun2019 (так как имеет кумулятивные обновления)
###PortProton-77### 01.05.2021 ###Scripts version 1057###
* Обновлен Proton Experimental от 29.04.2021
* используется default_pfx при создании нового префикса
* фикс выбора режима запуска при уже созданном ярлыке, но отсутствующем PW_VULKAN_USE
###Scripts version 1056###
* исправлена работа gnome-terminal если “$SHELL” не равен “/bin/bash”
###Scripts version 1055###
* fix YAD
###Scripts version 1054###
* добавлен p7zip в libs_v10
* изменен приотет использования терминала (системный в приоритете как для KDE, GNOME, Cinnamon и LXQT)
* в AUTOINSTALL реализованна “тихая” установка EVE Online
###Scripts version 1053###
* HOTFIX – перенос всех функций в скрипте runlib (наверх)
* добавлена переменная в default ##export PW_WINE_ALLOW_XIM=1, которая отключает XIM (X input manager)
* в функции PW_INIT_PFX добавлено копирование всех dll из библиотек wine/lib(64) в префикс (если префикса не существует)
###Scripts version 1052###
* отключена автоотчистка
/.PortWINE
* отключение сервиса OriginWebHelperService.exe (правкой реестра) перенесена в скрипт var
* в AUTOINSTALL добавлена установка EVE Online
###Scripts version 1051###
* изменён db файл Origin для отключение сервиса OriginWebHelperService.exe (правкой реестра)
###Scripts version 1050###
* добавлен фикc установки Epic Games Launcher
* принудительно отключен сервис OriginWebHelperService.exe
* в AUTOINSTALL добавлена установка GoG Galaxy
###PortProton-76### 29.04.2021 ###Scripts version 1049###
* обновить Proton Experimental (2021/04/27)
* добавлен вывод changelog и debug во встроенном YAD (gui)
* в AUTOINSTALL добавлена установка Epic Games Launcher
* исправлена ошибка: 00bc:err:winediag:load_dxvk_config Couldn’t load dxvk_config.dll
###Scripts version 1048###
* реализовано обновление скриптов “налету” (без необходимости перезапускать порт)
###Scripts version 1047###
* в AUTOINSTALL добавлены установки “Origin” и “Battle.net Launcher”
* увеличено время ожидания ответа при проверки связи с интернетом (ping -w5 -c1 github.com)
* увеличено количество попыток скачивания для неустойчивого интернет соединения (wget -c -t 10 -T 1)
* в GUI PortProton добавлена кнопка F.A.Q. для открытия справочной страницы portwine-linux.ru
###Scripts version 1046###
* обновлена верси VKD3D используемая по умолчанию до версии 2.3.1 (скрипт var, переменная export PW_DEF_VKD3D_VER=2.3.1)
* HOTFIX сохранение выбраного режима запуска в существующий файл db при создании ярлыка
###Scripts version 1045###
* HOTFIX установка компонентов при отсутствии winetricks.log
###Scripts version 1044###
* переработано основное диалоговое окно при запуске PortProton и добавлена вкладка AUTOINSTALL
* выбор debug снова есть при запуска с ярлыка PortProton
* минимальный набор библиотек для установки с winetricks перенесен в default db
* проверка уже установленных библиотек с помощью winetricks повторно не производится
* после создания нового префикса, требование перезапуска порта больше нет
* обновление префикса происходит в фоновом режиме
* улучшена работа прогресс-бара
###Scripts version 1043###
* HOTFIX создания ярлыка (использование png вместо ico)
###Scripts version 1042###
* при запуске PortProton.desktop добавлена кнопка AUTOINSTALL
* в AUTOINSTALL добавлена автоматическая установка WGC
* исправлено отображение иконок на DE GNOME
###Scripts version 1041###
* wine-mono обновлен до версии 6.1.2
###PortProton-75### 24.04.2021 ###Scripts version 1040###
* обновлен wine Proton experimental 6.3 от 23.04.2021
* добавлена функция pw_clear_pfx для отчистки префикса порта во время обновления без затрагивания игр и программ
* проверка и настройка переменных для MANGOHUD добавлены функцию pw_mangohud_check
* версия VKD3D по умолчанию = 2.3
* добавлена поддержка DXR (RTX) в режиме VKD3D, при условии использования переменной PW_DXR_ON=1
* переменная PW_DXR_ON добавлена в default db
* переменная PW_DXVK_NO_ASYNC переименованна в PW_VULKAN_NO_ASYNC и теперь отключает асинхронные вызовы как в DXVK, так и в VKD3D
###Scripts version 1039###
* фикс выбора режима запуска (dxvk, vkd3d, opengl)
###Scripts version 1038###
* распаковка tar.xz вынесена в отдельную функцию unpack_tar_xz
* добавлена проверка связи с серверами для автономной работы порта
* ускорена работа reset скрипта останавливающая все процессы порта
* исправлены ошибки связанные с остановкой отсутствующих pid-оф yad и процессов wine.
* удалено использование wineserver -k в функции KILL_PORTWINE (влияло на инициализацию префикса)
* добавлена отчистка
/.PortWINE, при условии установки новой версии порта
* добавлена вся информация из db файла и winetricks.log в debug
* удален каталог vars (из за db файлоа больше в нем нет необходимости)
* скрипт PortProton_vars перенесен в каталог scripts и переименован в var
* добавлена проверка установки mangohud в систему
* уменьшина ширина индикатора загрузки на 100px
* улучшено определение необходимого db файла для запуска
###PortProton-74### 20.04.2021 ###Scripts version 1037###
* обновлен wine до версии Proton 6.3-2 next
* в setup db изменен список библиотек (фикс для “xatab”) “vcrun6 mfc42 vcrun6sp6 mfc120 vcrun2013”
* добавить выбор версий dxvk и vkd3d в db файле, с последующей закачкой с github при отсутствии в
/.PortWINE/vulkan
* обновлены libs до v9 (добавлен пакет zstd для реализация функции смены vkd3d)
* произведена частичная чистка и оптимизация кода
* добавлен вывод changlog после обновления
###PortProton-73### 18.04.2021 ###Scripts version 1036###
* фикс для StarCraft (db)
* фикс работы порта в solus (отключение xterm)
* фикс создания циклической ссылки drive_c внутри drive_c
* удален &>>/dev/null из PW_RUN (ломает запуск неторорых игр и приложений)
* очистищен код функции PW_RUN (убрано условие optirun_on за ненадобностью)
* исправлен минимальный набор библиотек в default db (vcrun6 vcrun6sp6 mfc42 d3dcompiler_42 d3dcompiler_43 d3dcompiler_47 d3dx9)
###PortProton-72### 17.04.2021 ###Scripts version 1035###
* обновлен wine до версии Proton experimental-6.3-20210407b (совместно с dxvk и vkd3d)
* добавлен фикс работы 32-битных игр в режиме DXVK (export PW_FORCE_LARGE_ADDRESS_AWARE=1)
* изменен список библиотек для запуска неизвестных игр (для которых еще нет db файлов)
* добавлен dxvk.conf в каталог data
* обновлеы libs до v.8
* hotfix для EGS
* в dxvk и opengl режиме, по умолчанию выбран win7
* убран xterm из debug (иначе ломает шрифты)
* добавлена кнопка редактирования найденного db файла
* ТЕСТ: автоудаление PINNED_LIBS и отключение setup.sh –force
* изменение сравнения версий скриптов и портов “$(curl -s –list-only “https://portwine-linux.ru/ftp/current_version/blabla_ver”)”
* автоматическая установка в префикс порта PW_DLL_INSTALL=”vcrun2017 vcrun6 vcrun6sp6 mfc42″
* исправлено создание db файла при создании ярлыков, в именах которых присутствует одниковвые названия запускаемого файла
* исправили создания префикса на некоторых системах при использования встроенного xterm из
###PortProton-71### 11.04.2021
* отключено обновление libs, mono и gecko во время установки PortProton
* проверка версии glibc перед установкой, если версия ниже необходимой, то выводим ошибку
* добавлена проверка хеш-суммы порта на ftp перед установкой
* добавлен прогресс загрузки библиотек с интернета
* добавлен в debug полный путь до запускаемой игры/программы вместе с именем файла
* исправлено дублирование db файлов при создании ярлыков
* перенос libs с сервера PortWINE-Linux.ru на https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/releases/
* скачивание mono оф. github mono
* скачивание gecko оф. ftp winehq
* в /data/scripts/vars/PortProton_vars добавлена переменная PW_MANGOHUD=1 что включает HUD для монитроринга FPS, нагрузку на CPU, GPU и т.п (при условии что в системе предустановлен пакет mangohud)
* обновлена локализация подсказок при наведении на кнопки на экране выбора режимов запуска (русская и английская версии)
* добавлена проверка соединения с серверами и докачки winetricks, libs, mono, gecko.
* произведена глобальная чистка кода и вынос множества решений в отдельные функции
* дебаг теперь открывается в системном текстовом редакторе
* в дебаг добавлен инвайт (ссылка-приглашение) на наш сервер Discord
* убран CREATE_SHORTCUT и LAUNCH при запуске PortProton.desktop
* убрано удаление кэша winetricks
###PortProton-70### 05.04.2021
* обновлен wine до версии proton 6.3-1
* обновлены dxvk и vkd3d поставляемые вместе с proton 6.3-1
* обновлены библиотеки до версии libs_v7
* обновлен Mono до 6.1.1
* обновлен Gecko до 2.47.2
###PortProton-65### 13.02.2021
* реализовано автоматическое обновление скриптов
###PortProton-63### 22.11.2020
* при запуске exe по ПКМ выбор режима появляется всегда (удобно для тестов)
* все настройки переехали в один файл PortProton (псевдографика использует YAD)
* обновлены runlib (добавлен YAD что бы не было необходимости устанавливать его в систему)
* ускорен запуск порта после изменения версии WINE
* reset убивает процессы wine только для текущего порта
* winetricks теперь не скачивается при каждом запуске, а идет проверка актуальности версии
* добавлена функция использования базы данных для запускаемых игр и программ (автоматическая настройка префикса)
* добавлена функция тихой установки порта (sh PortProton-XX -rus, или sh PortProton-XX -eng)
Источник