Linux proton как установить

Сегодня большинство Windows-игр отлично запускаются под Linux. Спасибо, Proton


Некоторые популярные игры, которые пока не внесены официально в белый список Steam для Linux, но получили много положительных отзывов в ProtonDB, то есть реально запускаются и хорошо работают

10 декабря 2020 года состоялся релиз долгожданной игры Cyberpunk 2077, а за день до этого вышла новая версия Proton 5.13-4 с поддержкой Cyberpunk 2077. То есть пользователи Linux смогли играть в Cyberpunk 2077 с первого же дня. Это наглядный пример, насколько великолепная ситуация сейчас с поддержкой игр на Linux-десктопах.

Если вам говорят, что Linux — отличная платформа для игр, то это уже не преувеличение! За такое положение вещей мы должны благодарить Proton.

Что такое Proton?

Proton — это относительно новый инструмент, который выпустила компания Valve Software (официальный анонс от 22.08.2018 года). Он интегрирован со Steam Play, а его задача — максимально упростить запуск Windows-игр под Linux.

Хотя Proton интегрирован со Steam Play, но его можно собрать из исходников и использовать отдельно.

Под капотом Proton работают другие популярные инструменты, такие как кастомная версия Wine (бóльшую часть сделанных Valve модификаций приняли в основную ветку) и DXVK, которые в противном случае пришлось бы устанавливать и поддерживать самостоятельно. Наличие такого интегрированного решения значительно облегчает пользователям переход на Linux без необходимости изучать базовые системы и не теряя доступ к своей библиотеке игр.

Proton пока что находится на ранней стадии развития, поэтому поддержка неидеальна, но постепенно улучшается. Прогресс реально идёт. Например, Fallout 4 раньше работал с огромным количеством глюков, куча графики просто не подгружалась, а теперь уже можно играть более-менее нормально.

Опубликованный исходный код позволяет опытным пользователям изменять и настраивать Proton, например, использовать с конкретной игрой другую версию Wine. В реальности даже Steam поставляется с несколькими версиями Proton, которые запускаются с разными играми.

Steam также поддерживает работу с локальными установками Proton, поэтому никто не мешает вручную инсталлировать его на своей машине. Для этого нужно создать новую директорию в

/.steam/root/compatibilitytools.d/ и поместить туда содержимое dist , полученное после сборки из исходников. Затем команда make install установит Proton внутри директории Steam для текущего пользователя. Корректная установка выглядит так:

Остаётся перезагрузить Steam — и можно пользоваться! Если пройти в настройки Steam Play, то там в выпадающем списке инструментов для совместимости появится proton-localbuild .

Что такое ProtonDB?

В базе данных ProtonDB накапливаются отчёты от геймеров, которые тестируют игры с Proton на Linux. В итоге выводится общая оценка, насколько хорошо работают игры.

Оценка игре выставляется по пятибалльной шкале:

  • Платина: отлично работает из коробки
  • Золото: отлично работает после твиков
  • Серебро: работает с незначительными проблемами, но в целом запускается
  • Бронза: работает, но часто вылетает или имеет проблемы, мешающие играть комфортно
  • Неисправна: либо не запускается, либо принципиально неиграбельна

На данный момент в базу включено 109 984 отчёта о 16 754 играх. Вот как выглядит рейтинг 10 самых популярных:

  • Counter-Strike: Global Offensive — золото
  • Dota 2 — серебро
  • PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS — неисправна
  • Grand Theft Auto V — золото
  • Team Fortress 2 — бронза
  • Tom Clancy’s Rainbow Six Siege — неисправна
  • Rust — бронза
  • Rocket League — золото
  • Apex Legends — бронза
  • Football Manager 2021 — серебро

Из этой десятки самых популярных игр у трёх рейтинг «золото», у двух — серебро, у трёх — бронза, а две игры не запускаются или неиграбельны. То есть 50% из десятки топовых игр нормально запускаются под Linux. Если взять сотню самых популярных игр, то этот показатель составляет 80%. Таким образом, большинство игр действительно работают в линуксовой среде.

В базе ProtonDB для каждой игры опубликованы отзывы реальных тестеров. Указана подробная конфигурация его оборудования, версия Proton и детальный отзыв по пунктам, с указанием стабильности и производительности, звука, графики и других параметров. Здесь же геймеры могут найти советы и твики, как заставить игру нормально работать в той или иной конфигурации.

Steam Play официально поддерживает ограниченный список игр, которые официально совместимы с Linux через систему Proton — так называемый «белый список». Список не такой большой, но постоянно растёт. Судя по отчётам ProtonDB, значительное количество игр, не включённых в белый список, включая многие популярные тайтлы, тоже отлично работают под Linux.

Под Linux сегодня доступны Cyberpunk 2077, Red Dead Redemption 2, Death Stranding и многие другие игры. Вообще, сложно найти игру класса AAA, которая не запускается под Linux.

Состояние VR на Linux

Под Linux есть даже шлемы виртуальной реальности. По крайней мере, Valve Index протестирован и гарантированно работает. Хотя говорят, что это единственный шлем с официальной поддержкой Linux. Однако другие шлемы типа HTC Vive или Vive Pro могут запускать игры под Linux через кроссплатформенный движок SteamVR.


Valve Index с полной поддержкой Linux

Нативно под Linux работает лишь несколько VR-игр, хотя в последнее время появляется всё больше. Но это вовсе не мешает. Дело в том, что среди Proton-совместимых тайтлов VR-игра скорее запустится под Linux, чем не-VR игра. И этих VR-игр десятки, а может и сотни.


Skyrim VR с модами. Источник: Patola

Вот Linux-совместимость самых популярных VR-игр, по рейтингам пользователей ProtonDB:

  • Phasmophobia — золото
  • VRChat — золото
  • Elite Dangerous — золото
  • Microsoft Flight Simulator — серебро
  • Assetto Corsa — золото
  • Beat Saber — платина
  • 8-Bit Arena VR — нет отзывов
  • Assetto Corsa Competizione — золото
  • Tabletop Simulator — платина
  • DiRT Rally 2.0 — платина

Не совсем понятно, по каким признакам ProtonDB составляет рейтинг популярности игр. Например, в нём отсутствует Half-Life: Alyx (релиз состоялся в марте 2020 года), которую называют самой революционной игрой в мире VR. Это первая адаптация культовой Half-Life для виртуальной реальности, которая при этом действительно устанавливает новые стандарты игровой разработки (см. видео ниже). В самом Steam она получила награду «VR-игра 2020 года». Багов под Linux не очень много, но достаточно для того, чтобы Valve пока не указывала факт поддержки Linux на официальной странице игры в Steam. Но она играбельна.

После Half-Life: Alyx начали появляться и другие сложные игры с глубокой физикой и мощной интерактивностью, такие как Karnage Chronicles (июль 2020) и The Wizard – Dark Times (июнь 2020).


«Физический рюкзак»: новая фишка, которую поддерживает всё больше VR-игр. Вы заводите руку за спину и «достаёте» рюкзак, в котором хранится инвентарь. Источник: Metro: Exodus

Так или иначе, но из десятки ProtonDB практически идеально запускаются почти все игры. Только по 8-Bit Arena VR нет отзывов, а у остальных рейтинги «платина» и «золото». Это удивительный результат, который является заслугой кроссплатформенного программного обеспечения SteamVR, с которым интегрирован Proton.


Дом SteamVR в виртуальной реальности

Справедливости ради, у SteamVR есть ряд известных багов под Linux. Например, не работает наголовная камера шлема Index и не срабатывает комбинация клавиш для скриншотов. Если бы SteamVR выпускался полностью с открытым исходным кодом, такие баги исправили моментально. К сожалению, остаётся только терпеливо ждать, когда их исправит Valve.

Для решения некоторых проблем разработаны утилиты SteamVR Utils — набор скриптов, улучшающий функциональность SteamVR на Linux, то есть исправляющий некорректное поведение в ряде ситуаций. Вот что приходится делать сообществу, когда разработчик долгое время не может запатчить баги.


Final Soccer VR

Проект SteamVR официально стартовал в 2015 году, когда Valve создала программные интерфейсы OpenVR API для поддержки разнообразного VR-оборудования. Хотя основная часть SDK открыта, но сами драйверы остаются проприетарными. Это даже вынудило сообщество запустить альтернативный открытый проект Open Source Virtual Reality (OSVR). К сожалению, на данный момент его разработка приостановлена и даже сайт ушёл в офлайн. Зато вполне здравствует OpenXR (с реализацией Monado) — полностью открытая и свободная альтернатива проприетарным API от Valve. Последняя бета-версия SteamVR даже поддерживает OpenXR, наряду с нативными интерфейсами OpenVR. На самом деле опенсорсные разработки в мире VR/AR идут полным ходом. Например, можно упомянуть библиотеку XRDesktop, которая реализует в виртуальной реальности традиционные десктопные интерфейсы Linux. Поддерживается интеграция с существующими оконными менеджерами.

Читайте также:  Xaml system windows forms


XRDesktop: десктопный интерфейс Linux в виртуальной реальности. Источник: Collabora

А также мультиплатформенную опенсорсную утилиту OVR Advanced Settings, которая бесплатно доступна в Steam. Очень полезный инструмент для детальной настройки VR-конфигурации.

Подводя итог. На практике под Linux можно использовать практически любое VR-устройство. Для этого нужно пойти в Steam и установить программу SteamVR.

Важность игр

Казалось бы, игры — что-то несерьёзное, не имеющее большого значения. Но это не так. На самом деле удобство и комфорт работы на настольном компьютере под Linux во многом зависит от того, какие игры здесь доступны и насколько комфортно в них играть. Поэтому так важно, чтобы под Linux выходили драйверы для последних видеокарт и они хорошо работали. То же самое касается самих игр, особенно популярных.

Игры имеют огромное, если не определяющее значение для популярности настольных дистрибутивов Linux. Игры вообще имеют кардинальное значение, в принципе. Давайте немножко пофантазируем. Представьте, что какая-то мегапопулярная игра выйдет эксклюзивно под Linux. Как думаете, что произойдёт на мировом рынке операционных систем? Насколько изменится соотношение Windows и Linux? Да многие подростки просто ради этой игры снесут Windows к чертям и поставят Linux, почему нет, если в свободной ОС поддерживаются все те же возможности, что и в Windows. Этот мысленный эксперимент демонстрирует, насколько важны игры для принятия новой операционной системы.

Вот почему система Proton для запуска игр под Linux — настолько важный проект. Будем надеяться, что Valve не забросит его.

Если сравнить количество доступных игр под Linux хотя бы десятилетие назад и сегодня, то это просто небо и земля, абсолютно иной мир. Не говоря уже о виртуальной реальности, которая отлично поддерживается в Proton. Никто даже мечтать не мог о таком невероятном будущем.

На правах рекламы

Серверы для игровых серверов и любых других задач — это про наши эпичные! Все серверы защищены от DDoS-атак. Лучше один раз попробовать.

Источник

Запуск Proton без Steam

19.09.2021 обновлена версия PortProton-97

PortProton Linux – позволяет использовать версию WINE от Valve (Proton) без Steam даже для новичка в нашей любимой системе! Включает в себя набор скриптов совмещенных с самим wine-proton и множество уже настроенных оптимизаций для вашего удобства запуска программ и игр под Linux.

  • установить зависимости
  • установить, или обновить драйвера для видеокарты
  • открыть терминал и ввести команду написанную ниже…
  • ПКМ на нужном файле и запускаем с помощью PortProton (там же можно создать ярлык для запуска определенной игры/программы

PS: Количество создаваемых ярлыков не ограничено. НИКАКИЕ скрипты переписывать и редактировать не надо (если только ради собственных экспериментов).

Скачать и установить стабильную версию с выбором версии протона (PROTON_STEAM и PROTON_GE)
PS: Порт полностью переехал на github:

Обычная установка:
wget -c «https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/raw/master/portwine_install_script/PortProton-97» && sh PortProton-97

Тихая установка:
wget -c «https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/raw/master/portwine_install_script/PortProton-97» && sh PortProton-97 -rus

Комментарии и обсуждения переехали на сервер Discord.

###PortProton-95### 02.09.2021 ###Scripts version 2005###
* обновлен db файл для steam (под ProtonGE связь с интернетом снова есть) – Спасибо Cefeiko!
* обновлен WINE PROTON_GE 6.16-GE1
* переменная PW_GUI_DISABLED_CS сбрасывается при запуске порта (для совместимости со старыми ярлыками которые были созданы на предыдущих версиях порта)
* добавлена возможность создавать 32-х битный префикс (необходимо для будущей автоустановки League of Legends)
* в GUI AUTOINSTALL добавлены лаунчеры Bethesda.net Launcher и Rockstar-Games-Launcher – Спасибо chal55rus (Sergey P.)!
* улучшена функция pw_kill_autostart

###Scripts version 2004###
* HOTFIX – использование и редактирование db файла Battle.NET

###Scripts version 2003###
* HOTFIX – отключение новых обновлений для старых версий PortProton

###Scripts version 2002###
* HOTFIX для настройки db файлов

###Scripts version 2001###
* добавлен графический интерфейс для настройки db файлов

###PortProton-94### 25.08.2021 ###Scripts version 2000###
* добавлено автоматическое скачивание и обновление Proton GE
* db файлы создаются автоматически при запуске любого *.exe
* последние выбранные режимы запуска сохраняются автоматически в db файлы
* добавлены переменные для более точной настройки vkBasalt под каждую игру с помощью db файлов:
export PW_VKBASALT_EFFECTS=”FakeHDR:cas” – можно изменять на любые эффекты из путь_до_порта/data/vkBasalt.conf
export PW_VKBASALT_FFX_CAS=”0.7″ – изменение резкости в играх (от 0 до 1 с шагом 0.01)
так же можно настроить эти пар-ры глобально и для всех игр с помощью: путь_до_порта/data/user.conf
PS: не забывает для активации добавить переменную: export ENABLE_VKBASALT=1 в db файл, или для глобального включения в user.conf
* добавлены условия для правильного определения переменных LD_LIBRARY_PATH и LD_PRELOAD при автоматическом перезапуске скриптов
* запуск нескольких приложений можно запустить только через один и тот же протон
* добавлена автоматическая очиста каталога Temp в преыиксе порта
* создан новый скрипт functions_helper, в который перенесены все вспомогательные функции из runlib
* создана новая ветка обновлений скриптов v.2XXX
* упрощена структура скрипта runlib

###Scripts version 1125###
* PROTON_STEAM обновлен до v6.3-6b
* FIX winetricks и cabextract (ТЕСТ)
* множество маленьких изменений и исправлений

###Scripts version 1124###
* выбор версии WINE (PROTON_STEAM v6.3-6rc4; PROTON_GE v6.15.2)
* добавлено отображение версии WINE в MANGOHUD
* переработан скрипт start.sh (уменьшен код при увеличении удобства использования)

###Scripts version 1123###
* в MANGOHUD по умолчанию добавлен вывод разрешения экрана
* добавлен db файл для игры DaysGone (значительно увеличивает FPS)

###Scripts version 1122###
* обновление скриптов для поддержки нового тестового 91 порта включенным FSR по умолчанию (FSR работает только с играми dx9-12 запущенными под vulkan и при выборе разрешения в игре ниже чем поддерживает монитор)

###Scripts version 1121###
* HOTFIX – перенос PW_NO_ESYNC=1 из default db в скрипт var
* HOTFIX – для успешного запуска игр WGC на системах где не работали игры WoWS и WoT

###Scripts version 1120###
* перенос unset переменных в разделе main скрипта runlib
* после автоустановки windows steam, не перезаписывается ярлык нативного steam в меню.
* перед автоустановкой игр добавлена функция KILL_PORTWINE

###Scripts version 1119###
* ESYNC отключен по умолчанию из за частой ошибки CXX на некоторых системах.
* при включении vkBasalt вместо эффекта Curves используется FakeHDR (минимальное затемнение при увеличении глубины цветопередачи)
* при включении vkBasalt уменьшена резкость casSharpness с 0.8 до 0.75

###Scripts version 1118###
* обновлены libs_v17 с интеграцией MANGOHUD, vkBasalt + reshade
* MANGOHUD и vkBasalt польностью интегрированы в контейнер
* MANGOHUD снова работает под всеми режимами запуска (OpenGL и Vulkan) включая 32-ух битные игры.
* HOTFIX – user.conf корректно переопределяет все переменные

###Scripts version 1117###
* доработка определение месторасполажения установленных шейдеров для vkBasalt
* добавлена переменная “PW_SANDBOX_HOME_PATH” при существовании которой закрывается доступ к домашнему каталогу

###Scripts version 1115 and 1116###
* тест обновления скриптов с github

###Scripts version 1114###
* добавлен пользовательский файл конфигурации (путь_до_PortProton/data/user.conf”) который при наполнениии замещает настройки скрипта var и db файлов, но при обновлении скриптов остается неизменным, для сохранения ваших настроек.
* автоматическое изменение раскладки клавиатуры работает только при установке значении переменной export PW_XKBD_RU_HACK=1 (можно прописывать как в скрипт var, так и в user.conf)
* HOTFIX – определение месторасполажения установленных шейдеров для vkBasalt (для работы под Arch и Manjaro)
* проверка и обновления скриптов из https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/archive/refs/heads/master.tar.gz

###Scripts version 1113###
* обновлен dxvk до v1.9-51
* обновлен vkd3d до v2.4
* начальная поддержка нативной версии nvapi при условии, что wine его поддерживает
* тест vkBasalt (в каталог data добавлен vkBasalt.conf и добавлены переменные в скрипт var)

###PortProton-90### 28.06.2021
* обновлен Proton 6.3-5 (RELEASE)

###Scripts version 1112###
* mangohud влючаеться по клавишам: правый_шифт+F12 (Shift_R+F12)
* HOTFIX – включение vkd3d (dxgi=b)

###Scripts version 1111###
* обновлен DXVK и VKD3D из Proton 6.3-5 (RELEASE)
* обновлены библиотеки kerberos и wldap32 (исправляет ошибки подключения к интернету в некоторых играх, например World of Tanks)

###Scripts version 1110###
* mangohud влючаеться по клавише F12 при условии, что он установлен в системе
* добавлена кнопка очистки префикса в раздел GUI -> SETTINGS
* добавлена кнопка удаления порта в раздел GUI -> SETTINGS
* добавлена кнопка удаления программ (WINE UNINSTALLER) в раздел GUI -> SETTINGS
* добавлена кнопка редактирования скрипта var в раздел GUI -> SETTINGS
* обновление winetricks отключенно (опять) и используется доработаная версия от ProtonGE
* изменены иконки внутри gui в трее

###PortProton-89### 25.06.2021 ###Scripts version 1109###
* обновлен wine до версии Proton 6.3-5-rc3
* обновлен DXVK и VKD3D из Proton 6.3-5-rc3

Читайте также:  Asus k751s драйвера для windows

###Scripts version 1108###
* обновлен DXVK и VKD3D из Proton 6.3-5-rc1

###Scripts version 1107###
* добавлены db: OSU!; FarCry<3,4>; Control; Biomutant; ForzaHorizon4
* включено обновление winetricks (снова отремонтировано скачиваие vcrun20XX)

###Scripts version 1106###
* возвращен VKD3D из Proton 6.3-4b

###Scripts version 1105###
* для распаковки exe файлов при автоматических установках лаунчеров используется 7z вместо 7zr
* обновлен DXVK до версии 1.9
* исправлена автоматическая установка GOG
* автоматическое создание символьной ссылки users/steamuser/Documents в users/steamuser/My Documents
* добавлена иконка в трей для PortProton (завершение всех процессов по ПКМ –> “FORCE EXIT”)
* добавлена возможность запуска нескольких приложений одновременно и закрывать всё одним нажатием ПКМ –> EXIT

###Scripts version 1104###
* крупное обновлеение контейнера (libs_v16):
– добавлен /bin/yad_new версии 10.1 скомпилированный специально для будущего меню в трее)
– обновлен MANGOHUD (требуется проверка под OpenGL)
– обновлен 7z необходимый для будущей автоматической установки Rockstar Game Launcher
* для тестовой поддержки wayland добавлена переменная в скрипт var: GDK_BACKEND=”x11″
* обновлены DXVK и VKD3D до актуального состояния на 12.06.2021

###Scripts version 1103###
* HOTFIX – исправление функции pw_kill_autostart

###Scripts version 1102###
* фикс создания ярлыка после автоматической установки STEAM
* в AUTOINSTALL добавлена функция pw_kill_autostart для запрета автозапуска лаунчера после автоматической установки
* добавлены настройки в

/.Xresources для корректного отображения текста в xterm, если данного файла нет в корне домашнего каталога

###PortProton-87### – RELEASE
* cтабильная версия wine proton 6.3-4
* стабильные версии новых скриптов 1101

###Scripts version 1101###
* переделан запуск контейнера (исправлены проблемы с правильной подгрузкой библиотек)
* автоматическая установка DLL в префикс выполняется под контейнером
* winecmd запускается из под xterm установленного в контейнер, что избавляет xterm как зависимость.
* vcrun2019 снова устанавливается в штатном режиме
* исправлена ошибка в скрипте при монтировании в контейнер
* добавлено отображение скорости интернета и примерный остаток времени при скачивании libs, gecko, mono

###PortProton-86###
* обновлен wine до версии Proton 6.9 GE 2
* обновлены либы до версии libs_v15

### Скрипты с версии 1095 по 1100 – эксперементальные ###

###Scripts version 1094###
* немного ускорена инициализация префикса
* расширена функция чистки префикса
* исправлено определение использования RUNTIME в логах
* $/.PortWINE под контейнетом всегда доступен, но только для чтения
* добавлен автоматический проброс /media и /mnt в контейнер порта что позволяет запускать игры и программы установленные не в домашнем каталоге, как если бы порт работал без контейнера
* в AUTOINSTALL добавлены лаунчены UPLAY и STEAM
* тестовый фикс пропадания текстур под DXVK на некоторых системах
* для систем основанных на Arch добавлен автоматический проброс /run/media
* все основные настройки контейнера перенесены в скрипт var: PW_RT_MOUNT_RO – только для чтения; PW_RT_MOUNT_RW – чтение и запись (пути писать в ковычках и разделять пробелом) Пример: PW_RT_MOUNT_RW=(“/media” “/mnt” “/run/media/$”)

###Scripts version 1093###
* возвращена переменная в скрипте var: WINE_WIN_START=”start.exe /i /unix” что возвращает запуск .bat файлов и решает проблему с запуском игры WoT из WGC

###Scripts version 1092###
* исправлена автоустановка WGC под запуском в контейнерном режиме
* добавлен фикс работы старых версий порта с новыми скриптами
* частичный откат кода со скриптов от PortProton-78
* контейнерный режим включен по умолчанию и отключается в скрипте “каталог_порта/data/scripts/var” переменной PW_USE_RUNTIME=(1 – включен; 0 – выключен)

###PortProton-85### 27.05.2021 ###Scripts version 1090###
* для подготовки к релизу используется стабилная версия wine: Proton 6.3-4
* до 4-x прибавка в ФПС в играх DX12 (на моем железе: HZD – x4; Graven – x2; Cyberpunk2077 – x1,25)
* глобальное изменение использование переменных (системных, wine и vulkan)
* в лог файл добавлена информация о текущей версии скриптов и используется ли RUNTIME
* возврат оригинальных значений системных переменных: PATH, LD_LIBRARY_PATH после окончания использования порта
* HOTFIX – убрано повторное исполнение функции START_PORTWINE во время запуска debug
* HOTFIX – исправлены возможные проблемы старых игр использующие WMF
* HOTFIX – ошибки скачивания vcrun2019 на чистом префиксе

###PortProton-84### 23.05.2021 ###Scripts version 1089### – BETA
* обновлен WINE до версии Proton 6.9 GE 1
* контейнерный режим включен по умолчанию и отключается с помощью раскомментирования переменной в скрипте var #export PW_USE_RUNTIME=1
* более чем в 2 раза увеличена производительность игр под VKD3D (Cyberpunk2077 и т.п.) за счет исползования dxgi из dxvk под vkd3d
* для префикса по умолчанию включена версия windows 10
* реализовано создание символьных ссылок с библиотек gstreamer в контейнер runtime для исправления ошибок WMF (gst)

###Scripts version 1088###
* реализовано создание символьных ссылок с библиотек wine в контейнер runtime для исправления ошибок XACT (faudio)

###Scripts version 1087###
* добавлен вопрос об обновлении скриптов
* HOTFIX – полностью убрана переменная WINE_WIN_START

###Scripts version 1086###
* HOTFIX – изменена переменная export WINE_WIN_START=”start.exe /b”

###Scripts version 1085###
* в скрипт var добавлена и временно включена переменная export PW_USE_RUNTIME=1 (требуется рашение проблемы с загрузкой faudio)
* добавлено автоматическое создание каталога “$/drive_c/users/Public/Documents/Steam”
* HOTFIX – обновление скриптов после установки происходило только при повторном запуске порта

###Scripts version 1084###
* фикc запуска gui winetricks c терминалом

###Scripts version 1083###
* временно вернул работу winetricks без использования контейнера

###Scripts version 1082###
* HOTFIX – смена версии cabextract внутри libs_v14

###Scripts version 1081###
* HOTFIX – автоматичкское удаление wget из libs_v14, что бы winetricks использовал curl для скачивания

###PortProton-80### 19.05.2021 ###Scripts version 1080###
* обновлен WINE до версии Proton 6.8 GE 1
* обновлен контейнер в libs_v14 до версии Debian 10.9
* добавлен аргумент запуска RUNTIME “–filesystem=$” для возможности установки и использования порта вне $HOME
* перенос создания символьной ссылки на drive_c из скрипта setup в runlib

###Scripts version 1079###
* HOTFIX – libs_v13 исправленна битая ссылка c “runtime/lib64/ld-linux-x86-64.so.2” на “../lib/x86_64-linux-gnu/ld-2.15.so”

###Scripts version 1078###
* добавлена проверка подключения к интернету с помощью ping перед использованием curl (значительно ускоряет запуск порта при плохом соединении с интернетом)
* обновлены libs_v12 (пересобран контейнер и значительно уменьшен его размер)
* HOTFIX – запуск winetricks из GUI PortProton (контейнер уже умеет работать с winetricks, но всё еще есть недочеты по отображению gui)

###Scripts version 1077###
* HOTFIX – исправлено повторное скачивание libs_v11

###Scripts version 1076###
* при любом использовании winetricks добавлен аргумент -r (для автоматического перекачивания библиотек, если хеш-суммы не совпадают)
* winetricks запущенный с GUI работает без контейнерного режима
* временно глобально отклчени gamemode в скрипте var (необходим тест)
* начальная адаптация скриптов под контейнерный режим запуска wine
* libs_v11 обновлен и переведен полностью на контейнерный режим запуска
* в PortProton.desktop изменен аргумент с %U на %F

###PortProton-80### 11.05.2021 ###Scripts version 1075###
* обновлен WINE до версии Proton 6.8 GE 1
* обновлена инициализация и настройка префикса под новые версии Proton GE

###Scripts version 1074###
* HOTFIX – добалено ожидание окончания создания префикса, перед продолжением использования порта

###Scripts version 1073###
* HOTFIX – создание каталога drive_c перед созданием симлинка на него

###Scripts version 1072###
* HOTFIX – создание префикса (каталог dosedevices с симлинками) под всеми ОС Linux и разными версиями Proton (включая GE)

###Scripts version 1071###
* HOTFIX – был ошибочно убран аргумент SkipBuildPatchPrereq для Epic (вернули)

###Scripts version 1070###
* HOTFIX – GUI возвращен в стандартный вид

###Scripts version 1069###
* обновлены db файлы
* HOTFIX -закомментирована переменная __NV_PRIME_RENDER_OFFLOAD=1 для работы некоторых игр в оконном режиме с видеокартой от NVIDIA

PortProton-79### 04.05.2021 ###Scripts version 1068###
* обновлен Proton до версии 6.3-3 от 05.05.2021

###Scripts version 1067###
* HOTFIX – удален аргумент /b при запуске приложений (fix для WGC)
* фикс запуска функции PW_OTHER_FIXES
* добавлена проверка повторной установки EVE Online из AUTOINSTALL

###Scripts version 1066###
* виртуальный рабочий стол включенный из db файла, или глобально из скрипта “var” исправно работает с любой игрой/программой
* фикс работы переменной “PW_GUI_DISABLED_CS=1” прописанной в .desktop файле
* улучшеный режим запуска всех приложений с помощью аргументов start /b /unix

###Scripts version 1062, 1063, 1064 и 1065###
* HOTFIX – убрана переменная PW_VULKAN_USE из скрипта runlib

###PortProton-78### 03.05.2021 ###Scripts version 1061###
* обновлен Proton 6.3 (стабильная ветка + патченный netprofm.dll)
* полностью исправлена проблема с фокусом мыши
* отключена авто отчистка префикса во время обновления порта
* в GUI изменен цвет ссылок url на красный
* частичная чистка кода
* HOTFIX – исправлено ложное срабатывание проверки скачивания (проверка успешного скачивания/распаковки всех компонентов и удаление архивов если одно из условий не истина)
* при ошибке скачивания одного из компонентов PortProton добавлено оповещение с автоматическим перезапуском.

###Scripts version 1060###
* фикс работы EVE Online + Proton Experimental (netprofm.dll)

###Scripts version 1059###
* gnome-terminal отрабатывает не правильно, возвращен xterm
* вместо vcrun2015-2017 принудительно ставится vcrun2019 (так как имеет кумулятивные обновления)

Читайте также:  Windows is being shutdown to prevent damage to your computer

###PortProton-77### 03.05.2021 ###Scripts version 1061###
* обновлен Proton 6.3 (стабильная ветка + патченный netprofm.dll)
* полностью исправлена провлема с фокусом мыши
* отключена автоотчистка префикса во время обновления порта
* в GUI изменен цвет ссылок url на красный
* частичная чистка кода
* HOTFIX – исправлено ложное срабатывание проверки скачивания (проверка успешного скачивания/распаковки всех компонентов и даление архивов если одно из условий не истина)
* при ошибке скачивания одного из компонентов PortProton добавлено оповещение с автоматическим перезапуском.

###Scripts version 1060###
* фикс работы EVE Online + Proton Experimental (netprofm.dll)

###Scripts version 1059###
* gnome-terminal отрабатывает не правильно, возвращен xterm
* вместо vcrun2015-2017 принудительно ставится vcrun2019 (так как имеет кумулятивные обновления)

###PortProton-77### 01.05.2021 ###Scripts version 1057###
* Обновлен Proton Experimental от 29.04.2021
* используется default_pfx при создании нового префикса
* фикс выбора режима запуска при уже созданном ярлыке, но отсутствующем PW_VULKAN_USE

###Scripts version 1056###
* исправлена работа gnome-terminal если “$SHELL” не равен “/bin/bash”

###Scripts version 1055###
* fix YAD

###Scripts version 1054###
* добавлен p7zip в libs_v10
* изменен приотет использования терминала (системный в приоритете как для KDE, GNOME, Cinnamon и LXQT)
* в AUTOINSTALL реализованна “тихая” установка EVE Online

###Scripts version 1053###
* HOTFIX – перенос всех функций в скрипте runlib (наверх)
* добавлена переменная в default ##export PW_WINE_ALLOW_XIM=1, которая отключает XIM (X input manager)
* в функции PW_INIT_PFX добавлено копирование всех dll из библиотек wine/lib(64) в префикс (если префикса не существует)

###Scripts version 1052###
* отключена автоотчистка

/.PortWINE
* отключение сервиса OriginWebHelperService.exe (правкой реестра) перенесена в скрипт var
* в AUTOINSTALL добавлена установка EVE Online

###Scripts version 1051###
* изменён db файл Origin для отключение сервиса OriginWebHelperService.exe (правкой реестра)

###Scripts version 1050###
* добавлен фикc установки Epic Games Launcher
* принудительно отключен сервис OriginWebHelperService.exe
* в AUTOINSTALL добавлена установка GoG Galaxy

###PortProton-76### 29.04.2021 ###Scripts version 1049###
* обновить Proton Experimental (2021/04/27)
* добавлен вывод changelog и debug во встроенном YAD (gui)
* в AUTOINSTALL добавлена установка Epic Games Launcher
* исправлена ошибка: 00bc:err:winediag:load_dxvk_config Couldn’t load dxvk_config.dll

###Scripts version 1048###
* реализовано обновление скриптов “налету” (без необходимости перезапускать порт)

###Scripts version 1047###
* в AUTOINSTALL добавлены установки “Origin” и “Battle.net Launcher”
* увеличено время ожидания ответа при проверки связи с интернетом (ping -w5 -c1 github.com)
* увеличено количество попыток скачивания для неустойчивого интернет соединения (wget -c -t 10 -T 1)
* в GUI PortProton добавлена кнопка F.A.Q. для открытия справочной страницы portwine-linux.ru

###Scripts version 1046###
* обновлена верси VKD3D используемая по умолчанию до версии 2.3.1 (скрипт var, переменная export PW_DEF_VKD3D_VER=2.3.1)
* HOTFIX сохранение выбраного режима запуска в существующий файл db при создании ярлыка

###Scripts version 1045###
* HOTFIX установка компонентов при отсутствии winetricks.log

###Scripts version 1044###
* переработано основное диалоговое окно при запуске PortProton и добавлена вкладка AUTOINSTALL
* выбор debug снова есть при запуска с ярлыка PortProton
* минимальный набор библиотек для установки с winetricks перенесен в default db
* проверка уже установленных библиотек с помощью winetricks повторно не производится
* после создания нового префикса, требование перезапуска порта больше нет
* обновление префикса происходит в фоновом режиме
* улучшена работа прогресс-бара

###Scripts version 1043###
* HOTFIX создания ярлыка (использование png вместо ico)

###Scripts version 1042###
* при запуске PortProton.desktop добавлена кнопка AUTOINSTALL
* в AUTOINSTALL добавлена автоматическая установка WGC
* исправлено отображение иконок на DE GNOME

###Scripts version 1041###
* wine-mono обновлен до версии 6.1.2

###PortProton-75### 24.04.2021 ###Scripts version 1040###
* обновлен wine Proton experimental 6.3 от 23.04.2021
* добавлена функция pw_clear_pfx для отчистки префикса порта во время обновления без затрагивания игр и программ
* проверка и настройка переменных для MANGOHUD добавлены функцию pw_mangohud_check
* версия VKD3D по умолчанию = 2.3
* добавлена поддержка DXR (RTX) в режиме VKD3D, при условии использования переменной PW_DXR_ON=1
* переменная PW_DXR_ON добавлена в default db
* переменная PW_DXVK_NO_ASYNC переименованна в PW_VULKAN_NO_ASYNC и теперь отключает асинхронные вызовы как в DXVK, так и в VKD3D

###Scripts version 1039###
* фикс выбора режима запуска (dxvk, vkd3d, opengl)

###Scripts version 1038###
* распаковка tar.xz вынесена в отдельную функцию unpack_tar_xz
* добавлена проверка связи с серверами для автономной работы порта
* ускорена работа reset скрипта останавливающая все процессы порта
* исправлены ошибки связанные с остановкой отсутствующих pid-оф yad и процессов wine.
* удалено использование wineserver -k в функции KILL_PORTWINE (влияло на инициализацию префикса)
* добавлена отчистка

/.PortWINE, при условии установки новой версии порта
* добавлена вся информация из db файла и winetricks.log в debug
* удален каталог vars (из за db файлоа больше в нем нет необходимости)
* скрипт PortProton_vars перенесен в каталог scripts и переименован в var
* добавлена проверка установки mangohud в систему
* уменьшина ширина индикатора загрузки на 100px
* улучшено определение необходимого db файла для запуска

###PortProton-74### 20.04.2021 ###Scripts version 1037###
* обновлен wine до версии Proton 6.3-2 next
* в setup db изменен список библиотек (фикс для “xatab”) “vcrun6 mfc42 vcrun6sp6 mfc120 vcrun2013”
* добавить выбор версий dxvk и vkd3d в db файле, с последующей закачкой с github при отсутствии в

/.PortWINE/vulkan
* обновлены libs до v9 (добавлен пакет zstd для реализация функции смены vkd3d)
* произведена частичная чистка и оптимизация кода
* добавлен вывод changlog после обновления

###PortProton-73### 18.04.2021 ###Scripts version 1036###
* фикс для StarCraft (db)
* фикс работы порта в solus (отключение xterm)
* фикс создания циклической ссылки drive_c внутри drive_c
* удален &>>/dev/null из PW_RUN (ломает запуск неторорых игр и приложений)
* очистищен код функции PW_RUN (убрано условие optirun_on за ненадобностью)
* исправлен минимальный набор библиотек в default db (vcrun6 vcrun6sp6 mfc42 d3dcompiler_42 d3dcompiler_43 d3dcompiler_47 d3dx9)

###PortProton-72### 17.04.2021 ###Scripts version 1035###
* обновлен wine до версии Proton experimental-6.3-20210407b (совместно с dxvk и vkd3d)
* добавлен фикс работы 32-битных игр в режиме DXVK (export PW_FORCE_LARGE_ADDRESS_AWARE=1)
* изменен список библиотек для запуска неизвестных игр (для которых еще нет db файлов)
* добавлен dxvk.conf в каталог data
* обновлеы libs до v.8
* hotfix для EGS
* в dxvk и opengl режиме, по умолчанию выбран win7
* убран xterm из debug (иначе ломает шрифты)
* добавлена кнопка редактирования найденного db файла
* ТЕСТ: автоудаление PINNED_LIBS и отключение setup.sh –force
* изменение сравнения версий скриптов и портов “$(curl -s –list-only “https://portwine-linux.ru/ftp/current_version/blabla_ver”)”
* автоматическая установка в префикс порта PW_DLL_INSTALL=”vcrun2017 vcrun6 vcrun6sp6 mfc42″
* исправлено создание db файла при создании ярлыков, в именах которых присутствует одниковвые названия запускаемого файла
* исправили создания префикса на некоторых системах при использования встроенного xterm из

###PortProton-71### 11.04.2021
* отключено обновление libs, mono и gecko во время установки PortProton
* проверка версии glibc перед установкой, если версия ниже необходимой, то выводим ошибку
* добавлена проверка хеш-суммы порта на ftp перед установкой
* добавлен прогресс загрузки библиотек с интернета
* добавлен в debug полный путь до запускаемой игры/программы вместе с именем файла
* исправлено дублирование db файлов при создании ярлыков
* перенос libs с сервера PortWINE-Linux.ru на https://github.com/Castro-Fidel/PortWINE/releases/
* скачивание mono оф. github mono
* скачивание gecko оф. ftp winehq
* в /data/scripts/vars/PortProton_vars добавлена переменная PW_MANGOHUD=1 что включает HUD для монитроринга FPS, нагрузку на CPU, GPU и т.п (при условии что в системе предустановлен пакет mangohud)
* обновлена локализация подсказок при наведении на кнопки на экране выбора режимов запуска (русская и английская версии)
* добавлена проверка соединения с серверами и докачки winetricks, libs, mono, gecko.
* произведена глобальная чистка кода и вынос множества решений в отдельные функции
* дебаг теперь открывается в системном текстовом редакторе
* в дебаг добавлен инвайт (ссылка-приглашение) на наш сервер Discord
* убран CREATE_SHORTCUT и LAUNCH при запуске PortProton.desktop
* убрано удаление кэша winetricks

###PortProton-70### 05.04.2021
* обновлен wine до версии proton 6.3-1
* обновлены dxvk и vkd3d поставляемые вместе с proton 6.3-1
* обновлены библиотеки до версии libs_v7
* обновлен Mono до 6.1.1
* обновлен Gecko до 2.47.2

###PortProton-65### 13.02.2021
* реализовано автоматическое обновление скриптов

###PortProton-63### 22.11.2020
* при запуске exe по ПКМ выбор режима появляется всегда (удобно для тестов)
* все настройки переехали в один файл PortProton (псевдографика использует YAD)
* обновлены runlib (добавлен YAD что бы не было необходимости устанавливать его в систему)
* ускорен запуск порта после изменения версии WINE
* reset убивает процессы wine только для текущего порта
* winetricks теперь не скачивается при каждом запуске, а идет проверка актуальности версии
* добавлена функция использования базы данных для запускаемых игр и программ (автоматическая настройка префикса)
* добавлена функция тихой установки порта (sh PortProton-XX -rus, или sh PortProton-XX -eng)

Источник

Оцените статью