Linux сборка одного модуля

Linux сборка одного модуля

Библиотека сайта rus-linux.net

На главную -> MyLDP -> Электронные книги по ОС Linux

Цилюрик О.И. Модули ядра Linux
Назад Окружение и инструменты Вперед

О сборке модулей детальнее

Далее рассмотрим некоторые особенности процедуры сборки ( make ) проектов, и нарисуем несколько сценариев сборки ( Makefile ) для наиболее часто востребованных случаев, как например: сборка нескольких модулей в проекте, сборка модуля объединением нескольких файлов исходных кодов и подобные.

Параметры компиляции

Параметры компиляции модуля можно существенно менять, изменяя переменные, определённые в скрипте, осуществляющем сборку, например:

EXTRA_CFLAGS += -O3 -std=gnu89 —no-warnings

Таким же образом дополняем определения нужных нам препроцессорных переменных, специфических для сборки нашего модуля:

EXTRA_CFLAGS += -D EXPORT_SYMTAB -D DRV_DEBUG

Примечание: Откуда берутся переменные, не описанные по тексту файлу Makefile , как, например, EXTRA_CFLAGS ? Или откуда берутся правила сборки по умолчанию (как в примере примере использования ассемблерного кода разделом ранее)? И как посмотреть эти правила? Всё это вытекает из правил работы утилиты make : в конце книги отдельным приложением приведена краткая справка по этим вопросам, там же приведена ссылка на детальное описание утилиты make .

Как собрать одновременно несколько модулей?

В уже привычного нам вида Makefile может быть описано сборка скольки угодно одновременно собираемых модулей (архив export.tgz ):

Как собрать модуль и использующие программы к нему?

Часто нужно собрать модуль и одновременно некоторое число пользовательских программ, используемых одновременно с модулем (тесты, утилиты, . ). Зачастую модуль и пользовательские программы используют общие файлы определений (заголовочные файлы). Вот фрагмент подобного Makefile — в одном рабочем каталоге собирается модуль и все использующие его программы (архив ioctl.tgz ):

Интерес такой совместной сборки состоит в том, что и модуль и пользовательские процессы включают (директивой #include ) одни и те же общие и согласованные определения (пример, в том же архиве ioctl.tgz ):

Такие файлы содержат общие определения:

Некоторую дополнительную неприятность на этом пути составляет то, что при сборке приложений и модулей (использующих совместные определения) используются разные дефаултные каталоги поиска системных ( ) файлов определений: /usr/include для процессов, и /lib/modules/`uname -r`/build/include для модулей. Приемлемым решением будет включение в общий включаемый файл фрагмента подобного вида:

При всём подобии имён заголовочных файлов (иногда и полном совпадении написания:
), это будут включения заголовков из совсем разных наборов API (API разделяемых библиотек *.so для пространства пользователя, и API ядра — для модулей). Первый (пользовательский) из этих источников будет обновляться, например, при переустановке в системе новой версии компилятора GCC и комплекта соответствующих ему библиотек (в первую очередь libc.so ). Второй (ядерный) из этих источников будет обновляться, например, при обновлении сборки ядра (из репозитария дистрибутива), или при сборке и установке нового ядра из исходных кодов.

Пользовательские библиотеки

В дополнение к набору приложений, обсуждавшихся выше, удобно целый ряд совместно используемых этми приложениями функций собрать в виде единой библиотеки (так устраняется дублирование кода, упрощается внесение изменений, да и вообще улучшается структура проекта). Фрагмент Makefile из архива примеров time.tgz демонстрирует как это записать, не выписывая в явном виде все цели сборки (перечисленные списком в переменной OBJLIST ) для каждого такого объектного файла, включаемого в библиотеку (реализующего отдельную функцию библиотеки). В данном случае мы собираем статическую библиотеку libdiag.a :

Читайте также:  Создаем windows live usb

Здесь собираются две цели prog и lib , объединённые в одну общую цель all . При желании, статическую библиотеку можно поменять на динамическую (разделяемую), что весьма часто востребовано в реальных крупных проектах. При этом в Makefile требуется внести всего незначительные изменения (все остальные файлы проекта остаются в неизменном виде):

Примечание: В случае построения разделяемой библиотеки необходимо, кроме того, обеспечить размещение вновь созданной библиотеки (в нашем примере это libdiag.so ) на путях, где он будет найдена динамическим загрузчиком, размещение «текущий каталог» для этого случая неприемлем: относительные путевые имена не применяются для поиска динамических библиотек. Решается эта задача: манипулированием с переменными окружения LD_LIBRARY_PATH и LD_RUN_PATH , или с файлом /etc/ld.so.cache (файл /etc/ld.so.conf и команда ldconfig ) . но это уже вопросы системного администрирования, далеко уводящие нас за рамки предмета рассмотрения.

Как собрать модуль из нескольких объектных файлов?

Соберём (архив mobj.tgz ) модуль из основного файла mod.c и 3-х отдельно транслируемых файлов mf1.c, mf2.c, mf3.c , содержащих по одной отдельной функции, экспортируемой модулем (весьма общий случай):

Файлы mf2.c, mf3.c полностью подобны mf1.c только имя экспортируемых функций заменены, соответственно, на mod_func_B( void ) и mod_func_C( void ) . Заголовочный файл, включаемый в текст модулей:

Ну и, наконец, в том же каталоге собран второй (тестовый) модуль, который импортирует и вызывает эти три функции как внешние экспортируемые ядром символы:

Самое интересное в этом проекте, это:

— привычные, из предыдущих примеров, всё те же определения переменных — опущены.

Теперь мы можем испытывать то, что мы получили:

$ nm mobj.ko | grep T

$ sudo insmod ./mobj.ko

$ lsmod | grep mobj

$ cat /proc/kallsyms | grep mod_func

$ sudo insmod ./mcall.ko

start module, export calls: mod_func_A + mod_func_B + mod_func_C

И в завершение проверим число ссылок модуля, и попытаемся модули выгрузить:

$ lsmod | grep mobj

mobj 1032 1 mcall

$ sudo rmmod mobj

ERROR: Module mobj is in use by mcall

$ sudo rmmod mcall

$ sudo rmmod mobj

Рекурсивная сборка

Это вопрос, не связанный непосредственно со сборкой модулей, но очень часто возникающий в проектах, оперирующих с модулями: выполнить сборку (одной и той же цели) во всех включаемых каталогах, например, на каких-то этапах развития, архив примеров к книге имел вид:

dev exec int80 netproto pci signal thread tools user_space

dma first_hello IRQ net parms proc sys time usb

Хотелось бы иметь возможность собирать (или очищать от мусора) всю эту иерархию каталогов-примеров. Для такой цели используем, как вариант, такой Makefile :

Интерес здесь представляет строка, формирующая в переменной SUBDIRS список подкаталогов текущего каталога, для каждого из которых потом последовательно выполняется make для той же цели, что и исходный вызов.

Источник

Пишем простой модуль ядра Linux

Захват Золотого Кольца-0

Linux предоставляет мощный и обширный API для приложений, но иногда его недостаточно. Для взаимодействия с оборудованием или осуществления операций с доступом к привилегированной информации в системе нужен драйвер ядра.

Модуль ядра Linux — это скомпилированный двоичный код, который вставляется непосредственно в ядро Linux, работая в кольце 0, внутреннем и наименее защищённом кольце выполнения команд в процессоре x86–64. Здесь код исполняется совершенно без всяких проверок, но зато на невероятной скорости и с доступом к любым ресурсам системы.

Не для простых смертных

Написание модуля ядра Linux — занятие не для слабонервных. Изменяя ядро, вы рискуете потерять данные. В коде ядра нет стандартной защиты, как в обычных приложениях Linux. Если сделать ошибку, то повесите всю систему.

Читайте также:  Фикс ttl windows 10

Ситуация ухудшается тем, что проблема необязательно проявляется сразу. Если модуль вешает систему сразу после загрузки, то это наилучший сценарий сбоя. Чем больше там кода, тем выше риск бесконечных циклов и утечек памяти. Если вы неосторожны, то проблемы станут постепенно нарастать по мере работы машины. В конце концов важные структуры данных и даже буфера могут быть перезаписаны.

Можно в основном забыть традиционные парадигмы разработки приложений. Кроме загрузки и выгрузки модуля, вы будете писать код, который реагирует на системные события, а не работает по последовательному шаблону. При работе с ядром вы пишете API, а не сами приложения.

У вас также нет доступа к стандартной библиотеке. Хотя ядро предоставляет некоторые функции вроде printk (которая служит заменой printf ) и kmalloc (работает похоже на malloc ), в основном вы остаётесь наедине с железом. Вдобавок, после выгрузки модуля следует полностью почистить за собой. Здесь нет сборки мусора.

Необходимые компоненты

Прежде чем начать, следует убедиться в наличии всех необходимых инструментов для работы. Самое главное, нужна машина под Linux. Знаю, это неожиданно! Хотя подойдёт любой дистрибутив Linux, в этом примере я использую Ubuntu 16.04 LTS, так что в случае использования других дистрибутивов может понадобиться слегка изменить команды установки.

Во-вторых, нужна или отдельная физическая машина, или виртуальная машина. Лично я предпочитаю работать на виртуальной машине, но выбирайте сами. Не советую использовать свою основную машину из-за потери данных, когда сделаете ошибку. Я говорю «когда», а не «если», потому что вы обязательно подвесите машину хотя бы несколько раз в процессе. Ваши последние изменения в коде могут ещё находиться в буфере записи в момент паники ядра, так что могут повредиться и ваши исходники. Тестирование в виртуальной машине устраняет эти риски.

И наконец, нужно хотя бы немного знать C. Рабочая среда C++ слишком велика для ядра, так что необходимо писать на чистом голом C. Для взаимодействия с оборудованием не помешает и некоторое знание ассемблера.

Установка среды разработки

На Ubuntu нужно запустить:

Устанавливаем самые важные инструменты разработки и заголовки ядра, необходимые для данного примера.

Примеры ниже предполагают, что вы работаете из-под обычного пользователя, а не рута, но что у вас есть привилегии sudo. Sudo необходима для загрузки модулей ядра, но мы хотим работать по возможности за пределами рута.

Начинаем

Приступим к написанию кода. Подготовим нашу среду:

Запустите любимый редактор (в моём случае это vim) и создайте файл lkm_example.c следующего содержания:

Мы сконструировали самый простой возможный модуль, рассмотрим подробнее самые важные его части:

  • В include перечислены файлы заголовков, необходимые для разработки ядра Linux.
  • В MODULE_LICENSE можно установить разные значения, в зависимости от лицензии модуля. Для просмотра полного списка запустите:
  • Мы устанавливаем init (загрузка) и exit (выгрузка) как статические функции, которые возвращают целые числа.
  • Обратите внимание на использование printk вместо printf . Также параметры printk отличаются от printf . Например, флаг KERN_INFO для объявления приоритета журналирования для конкретной строки указывается без запятой. Ядро разбирается с этими вещами внутри функции printk для экономии памяти стека.
  • В конце файла можно вызвать module_init и module_exit и указать функции загрузки и выгрузки. Это даёт возможность произвольного именования функций.
  • Впрочем, пока мы не можем скомпилировать этот файл. Нужен Makefile. Такого базового примера пока достаточно. Обратите внимание, что make очень привередлив к пробелам и табам, так что убедитесь, что используете табы вместо пробелов где положено.

    Читайте также:  Windows process status code

    Если мы запускаем make , он должен успешно скомпилировать наш модуль. Результатом станет файл lkm_example.ko . Если выскакивают какие-то ошибки, проверьте, что кавычки в исходном коде установлены корректно, а не случайно в кодировке UTF-8.

    Теперь можно внедрить модуль и проверить его. Для этого запускаем:

    Если всё нормально, то вы ничего не увидите. Функция printk обеспечивает выдачу не в консоль, а в журнал ядра. Для просмотра нужно запустить:

    Вы должны увидеть строку “Hello, World!” с меткой времени в начале. Это значит, что наш модуль ядра загрузился и успешно сделал запись в журнал ядра. Мы можем также проверить, что модуль ещё в памяти:

    Для удаления модуля запускаем:

    Если вы снова запустите dmesg, то увидите в журнале запись “Goodbye, World!”. Можно снова запустить lsmod и убедиться, что модуль выгрузился.

    Как видите, эта процедура тестирования слегка утомительна, но её можно автоматизировать, добавив:

    в конце Makefile, а потом запустив:

    для тестирования модуля и проверки выдачи в журнал ядра без необходимости запускать отдельные команды.

    Теперь у нас есть полностью функциональный, хотя и абсолютно тривиальный модуль ядра!

    Немного интереснее

    Копнём чуть глубже. Хотя модули ядра способны выполнять все виды задач, взаимодействие с приложениями — один из самых распространённых вариантов использования.

    Поскольку приложениям запрещено просматривать память в пространстве ядра, для взаимодействия с ними приходится использовать API. Хотя технически есть несколько способов такого взаимодействия, наиболее привычный — создание файла устройства.

    Вероятно, раньше вы уже имели дело с файлами устройств. Команды с упоминанием /dev/zero , /dev/null и тому подобного взаимодействуют с устройствами “zero” и “null”, которые возвращают ожидаемые значения.

    В нашем примере мы возвращаем “Hello, World”. Хотя это не особенно полезная функция для приложений, она всё равно демонстрирует процесс взаимодействия с приложением через файл устройства.

    Вот полный листинг:

    Тестирование улучшенного примера

    Теперь наш пример делает нечто большее, чем просто вывод сообщения при загрузке и выгрузке, так что понадобится менее строгая процедура тестирования. Изменим Makefile только для загрузки модуля, без его выгрузки.

    Теперь после запуска make test вы увидите выдачу старшего номера устройства. В нашем примере его автоматически присваивает ядро. Однако этот номер нужен для создания нового устройства.

    Возьмите номер, полученный в результате выполнения make test , и используйте его для создания файла устройства, чтобы можно было установить коммуникацию с нашим модулем ядра из пространства пользователя.

    (в этом примере замените MAJOR значением, полученным в результате выполнения make test или dmesg )

    Параметр c в команде mknod говорит mknod, что нам нужно создать файл символьного устройства.

    Теперь мы можем получить содержимое с устройства:

    или даже через команду dd :

    Вы также можете получить доступ к этому файлу из приложений. Это необязательно должны быть скомпилированные приложения — даже у скриптов Python, Ruby и PHP есть доступ к этим данным.

    Когда мы закончили с устройством, удаляем его и выгружаем модуль:

    Заключение

    Надеюсь, вам понравились наши шалости в пространстве ядра. Хотя показанные примеры примитивны, эти структуры можно использовать для создания собственных модулей, выполняющих очень сложные задачи.

    Просто помните, что в пространстве ядра всё под вашу ответственность. Там для вашего кода нет поддержки или второго шанса. Если делаете проект для клиента, заранее запланируйте двойное, если не тройное время на отладку. Код ядра должен быть идеален, насколько это возможно, чтобы гарантировать цельность и надёжность систем, на которых он запускается.

    Источник

    Оцените статью